Научная статья на тему 'Медиакультура современного подростка - основа самоопределения в глобальном информационном пространстве'

Медиакультура современного подростка - основа самоопределения в глобальном информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3075
472
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДРОСТОК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузьмина М. В.

В условиях стремительной медиатизации современного общества, развития информационных технологий, избыточности и хаотичности потока разнообразной информации, доступности и широкого распространения аудиовизуальной и компьютерной техники подростки получили возможность не только пользоваться любыми интернет ресурсами, но и легко создавать и размещать в глобальной сети Интернет свои сайты, блоги, микроблоги, фото, аудио и видео материалы, образовывать Интернет сообщества, проводить сетевые мероприятия. Данные обстоятельства свидетельствуют о настоятельной необходимости формирования медиакультуры учащихся, тесно связанных с плотным информационным полем. Современное общество принято называть «информационным» и «медиатизированным», в большой степени зависящим от медиа, от средств массовой коммуникации. Расширяющееся медиаконвергентное пространство активно воздействует на культурные, социальные, психологические ценности, воспитание и образование, формируя и изменяя установки, модели поведения, деятельность и обучение. Медиа занимают особое место в жизни современного подростка, все более заполняя его культурное пространство. Современные медиа (лат. media средство) ассоциируются с понятием «средства массовой коммуникации»: телевидение, видео, кинематограф, мультимедийные компьютерные системы, интернет, радио, печать, фотография, графика, музыка, связь, что содержит идею связи между разными структурами общества и мира в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиакультура современного подростка - основа самоопределения в глобальном информационном пространстве»

МЕДИАКУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА -ОСНОВА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ

ПРОСТРАНСТВЕ

М.В.Кузьмина

Modern teenager's media culture - the basis of self-determination in the global information space

Margarita Kuzmina

Abstract. Modern society is called not only «informational» but «mediatizing» so it really depends on media, on the mass media. The global information space has an active influence on the cultural, social, psychological values, upbringing and education of adolescents, shaping and altering their installations, behaviors, activities and training. Media Culture/Competence of teenagers is the vector of his self-determination in the information space and the result of media education as the most important direction of the cultural and pedagogical development of the young generation of the XXI century.

Key words: media culture, media education, media competence, media content, media creation, education, teenagers.

Актуальность процесса формирования медиакультуры. В условиях стремительной медиатизации современного общества, развития информационных технологий, избыточности и хаотичности потока разнообразной информации, доступности и широкого распространения аудиовизуальной и компьютерной техники подростки получили возможность не только пользоваться любыми интернет ресурсами, но и легко создавать и размещать в глобальной сети Интернет свои сайты, блоги, микроблоги, фото, аудио и видео материалы, образовывать Интернет сообщества, проводить сетевые мероприятия. Данные обстоятельства свидетельствуют о настоятельной необходимости формирования медиакультуры учащихся, тесно связанных с плотным информационным полем. Современное общество принято называть «информационным» и «медиатизиро-

ванным», в большой степени зависящим от медиа, от средств массовой коммуникации. Расширяющееся медиаконвергентное пространство активно воздействует на культурные, социальные, психологические ценности, воспитание и образование, формируя и изменяя установки, модели поведения, деятельность и обучение. Медиа занимают особое место в жизни современного подростка, все более заполняя его культурное пространство. Современные медиа - (лат. media - сред -ство) ассоциируются с понятием «средства массовой коммуникации»: телевидение, видео, кинематограф, мультимедийные компьютерные системы, интернет, радио, печать, фотография, графика, музыка, связь, что содержит идею связи между разными структурами общества и мира в целом.

Определения медиакультуры. Медиакультура, как одно из ключе-

вых понятий медиаобразования, имеет большое количество оригинальных толкований. По мнению профессора Ю. Н. Усова, медиа-культура - это умения художественно-творческой деятельности, восприятия, интерпретации, анализа аудийного, визуального, аудиовизуального текста [Усов, 1989]. По определению профессора, А. В. Федорова, медиакультура понимается как: совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься меди-атворчеством, усваивать новые знания в области медиа [Федоров, 2007]. Медиакультура/медиакомпе-тентность аудитории выражается в контактном, мотивационном, понятийном, оценочном, креативном показателях [Федоров, 2007].

Профессор В. А. Возчиков пишет, что «медиакультура есть доминирующая культура информационного общества, имеющая способом бытования деятельность традиционных и электронных средств массовой информации, воссоздающих социокультурную картину мира с помощью словесных, звуковых и визуальных образов; культура-универсум, вобравшая в себя функциональное многообразие массовой, народной, элитарной культур и их модификаций, онтологически укорененная в жизнедеятельности человека; культура-метасообщение о

мировоззрении человечества на определенном этапе его существования» [Возчиков, 2007]. Профессор Н.Б.Кириллова, вводит понятие « ме-диакультуры», как показателя уровня развития личности человека относительно интеллектуального, нравственного, эстетического восприятия, особенностей мировоззрения, анализа, оценки медиатекстов, способности к медиатворчеству, усвоению новых знаний в области медиа, рассматривая медиакультуру как особый тип культуры информационной эпохи. Кроме того, медиакультура — это и знаковая система со своим «языком», «кодами» передачи реалий действительности, выполняющая ряд социальных функций. Медиакультура — это синтез технической революции и культуры модерна [Кириллова, 2005].

Педагогическое взаимодействие в процессе формирования медиакультуры подростка. Гуманистическая парадигма образования и воспитания как следствие складывающейся в настоящее время культурологической ситуации предполагает организацию особых взаимоотношений между педагогом и обучаемыми. В условиях субъект-субъектного подхода большую роль играет педагогическое взаимодействие, направленное на развитие личности ребенка, его творчества, индивидуальности, которое способствует нравственно-эстетическому, интеллектуальному, социокультурному развитию, формированию аудиовизуальной грамотности, вырабатывает самостоятельность и творческое мышление. Современное медиатизированное общество вносит серьезные коррективы в

субъект-субъектные отношения, возникающие в процессе педагогического взаимодействия, предлагая совершенно новую форму отношений, в которых воспитатели и воспитанники переходят к уровню взаимоотношений, направленных как на развитие личности ребенка, так и на формирование информационно-коммуникационных компетент-ностей педагога. Педагогическое взаимодействие переходит к отношениям педагогической поддержки, сотрудничества, сообучения в процессе творческой деятельности для раскрытия художественных, технических и творческих способностей и формирования особого вида культуры информационного общества - медиакультуры, включающей в себя информационную, политическую, нравственную и эстетическую составляющие.

Медиакультура современного подростка формируется под влиянием различных факторов, в числе которых социальные, экономические, политические, материальные, интеллектуальные, информационные и другие. Формирование медиакультуры происходит в процессе общения с медиа, изучения медийных конструкций, коллективной творческой деятельности, а последствия проявляются в самоопределении подростка в мире медиа, выборе предпочтений и приоритетов в глобальном информационном пространстве, направлений репрезентации результатов своего творчества.

Дети XXI века должны не только уметь ориентироваться в насыщенном медиаинформационном поле, умело отбирать личностно

значимую и актуальную информацию, иметь практические навыки работы с медиа, но и обладать аудиовизуальной грамотностью, творческим мышлением, развитым воображением, нравственно-эстетическим восприятием и художественным вкусом.

Актуальность проблемы формирования медиакультуры ребенка, живущего в мире, насыщенном медиа, необходимость кардинальных изменений в решении вопросов, связанных с медиаобразовани-ем были неоднократно отмечены мировой общественностью и представительствами самых высоких уровней. Один из лидеров канадской медиапедагогики К.Ворсноп писал «Медиа необходимо изучать не только, чтобы дать школьникам или студентам те или иные знания, но потому, что медиа сегодня - это наша окружающая среда, и было бы неразумным игнорировать то, что нас окружает. Думаю, что такая позиция может убедить многих скептиков, считающих, что в школе нужно, к примеру, изучать экологию, но не следует изучать медиакультуру...» [Шогзпор, 2004].

Доступность полифункционального медиа высокого качества и скоростного Интернета продуцировали идеи массового размещения в глобальном информационном пространстве авторского медиа, создания открытой международной медиатеки. Эти обстоятельства предъявляют высокие требования в отношении медиакультур-ного уровня как к подросткам - авторам медиатекстов, так и к педагогам и всем участникам процесса ретрансляции медиа.

Интересы подростков в мире медиа и необходимость медиаоб-разования. Современные подростки уже не могут обойтись без кино, видео, телевидения, интернета, подкастинга, радио, социальных сетей, интернет-сообществ, блогов и сайтов как важнейших источников информации и средств репрезентации медиатекстов. Медиатизиро-ванное общество эпохи информационных технологий стремительно изменяет среду и формы общения, учебный процесс и систему образования, источники и методы получения информации, формы и способы представления результатов деятельности и проявления меди-атворчества. Создавая простор для воплощения творческих идей при разработке и применении современного аудиовизуального контента в исследовательских, творческих, ролевых, игровых, практико-ориен-тировочных, информационных проектах и другой деятельности на смену старым приходят новые форматы видео, аудио и других медиатекстов, 30 графика, сайты с открытым кодом, семантический веб, мульти-платформенные редакторы, теле-виджеты и многое другое.

Это дает возможность в процессе педагогического взаимодействия для реализации образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения и формирования медиакультуры как основы самоопределения ребенка в медийном пространстве шире применять медиаконвергентные средства и технологии, общаясь с подростками как с активными соучастниками коллективного творческого образовательного процесса.

Создание и применение в процессе обучения различных медиа позволяют педагогу активно развивать различные виды нелинейного мышления обучающихся ( образного, логического, творческого, системного, ассоциативного), перцептивные аналитические способности в области экранных искусств, формировать эстетическое сознание и опыт художественно-творческой деятельности, осознавать причины психолого-педагогического воздействия медиатекста на развитие личности и определять свое отношение к воспринимаемым медиатек-стам. Базовые знания в области ме-диаобразования являются той начальной точкой вектора самоопределения ребенка, начиная с которой в нужном направлении формируется его медиакультура/медиа-компетентность.

Еще одна глобальная проблема современности, заключается в том, что у детей резко сократилась тяга к чтению литературных и других бумажных текстов в условиях повышенного интереса к видео, кино, телевидению, подкастингу и Интернет-IV, которое в России, вслед за другими странами мира, начинает создавать серьезную конкуренцию кино и традиционному телевидению. Процесс применения и создания медиа - это тоже глубокая и серьезная работа с текстами, только в другом формате - с медиатекстами которые содержат еще и дополнительный контекст, работа, рассчитанная на «аудиала», «визуала», «кинестетика» и даже ребенка с ограниченными возможностями. Ме-диаграмотный/медиакомпетентный подросток, глубоко изучающий со-

держание и устройство медиатек-стов, создающий свои медийные конструкции, должен располагать большим запасом знаний из различных областей, быть медиакон-вергентным, эрудированным, разносторонним, обладать компетентно-стями, умениями и качествами, необходимыми человеку XXI века.

Мы живем в медиарасширяю-щемся мире, в эпоху «информационного взрыва», основные характеристики которого, по определению канадского социолога М.Маклюэна, - хаотичность, беспредельность и избыточность. Обмен различными медиа с высокой скоростью и на любые расстояния - это скачок вперед и в обучении и в общении. Совместная деятельность педагогов и учеников, выступающих как единый взаимообучающийся коллектив, направленная на создание и репрезентацию медиаконструк-ций нового поколения, способствует развитию общей культуры личности, связанной со средствами массовой коммуникации и формированию культурно-исторического мировоззрения современной эпохи глобализации. Это накладывает огромную ответственность на всех авторов интернет-контента. Поэтому чрезвычайно велика роль педагога, организующего процесс обучения, создания медиа и формирующего личностно значимые качества учащегося и его медиакультуру/ме-диакомпетентность, как основу дальнейшего самоопределения в информационном пространстве.

Педагогическое взаимодействие выходит далеко за пределы школы, продолжаясь в дистанционном общении с помощью сотовой

связи, Интернета, сайтов, микробло-гов, блогов и социальных сетей. Сетевые медиасервисы в своем многообразии в настоящее время интегрированы практически во все информационно-поисковые системы. Зарегистрировав почтовый ящик, ребенок получает возможность не только переписки, но и пользования автоматическим переводчиком вебстраниц, Интернет картами, мобильными интернет-приложениями, гео-кешингом, планингами, словарями, календарями, документами совместного доступа, использовать интернет-телефонию, гаджеты, общие закладки. Он может без труда создать свой авторский сайт или блог, разместить в нем фотографии, музыку, видео, подкасты, может обмениваться большими файлами (от 500 Мб до 1 Гб и более).

Google, Mail, Rambler, Yandex, Yahoo, Qip трансформируются в мощные информационно-коммуникационные системы с массой различных медиасервисов, применение которых помогает не только общаться, но и развиваться, обучаться, самопрезентоваться. Поделиться информацией, размышлениями, выслушать мнение других помогают блоги, blogger.com в Google, Мой мир на mail.ru, Мой круг на yandex.ru, Rambler планета на rambler.ru, LiveJournal.ru, микробло-ги Twitter.com, Friendfeed.com, Rutwit.ru и другие. Интернет порталы сайтов с открытым кодом, веб 2.0, семантический веб 3.0 открывают простор для создания в сети авторских сайтов, проведения сетевых проектов, применения технологии Wiki для ведения международного интернет полилога, по-

лучения дополнительного образования и размещения в сети большого объема информации посредством Летописей, Википедии и других Интернет энциклопедий и справочных служб. Сервисы общего доступа к документам, размещенным в сети: презентациям, электронным таблицам, текстам - это Scribd., Slideshare, Slideboom, Prezi и другие, которые позволяют организовывать совместную групповую работу с документами. А социальный сервис Мэшап (от англ. mash up -смешивать) объединяет в себе функции двух и более сервисов для получения новых оригинальных возможностей. Фотосервисы Flickr, WebPicasa, Fotki.yandex.ru, медиа-сервис Рапо^тю - это фотосессии и путешествия по всему Земному шару, которые можно использовать не только для формирования общего представления о том или ином географическом объекте, но и для оперативного наблюдения за политической и экономической ситуацией, историей, архитектурой любого места на нашей планете. Фото размещаются в сети, привязываются к конкретному населенному пункту на планете и становятся видны всем, кто хочет увидеть фотографии этого места.

Набирают размах и скорость Интернет видеоканалы, транслирующие видео с DV и HDV качеством и постепенно вытесняющие традиционное телевидение. Интернет и телевидение, сближаясь, интегрируют преимущества друг друга, становясь все более личностно ориентированными. Большинство телеканалов, перейдя в цифровой режим работы, не только демонстрируют по Интер-

нету в on-line свои передачи, но и содержат архивы и даже позволяют скачивать отдельные материалы. Интернет видеоканалы создают не только профессионалы, но и любители на YouTube, RuTube, Smotri.com и других. Многие подростки, охотно демонстрируя свои фильмы, клипы, видеоролики в глобальном информационном пространстве на неограниченную зрительскую аудиторию используя свои видеоканалы или видеосервисы Видео@mail.ru, MySpace.ru, Vision.rambler.ru, видео^р.ш и другие. А перспективные медиасервисы в широкополосных сетях TriplePlay объединяют в себе преимущества телевидения, ви-деоконференцсвязи, телефона, умного дома и другие возможности тройственного союза «телевизор-телефон-Интернет».

Гармоничная среда для разностороннего обмена информацией с определенным кругом лиц, возможностью размещения медиа и передачи пакетов или файлов информации - это социальные сети, каковых сейчас много, как для делового общения так и для досуга. Социальные сети позволяют создавать Интернет сообщества для удобства распределения информационных потоков. Наиболее распространены социальные сети facebook.com, vkontakte.ru, odnoklassniki.ru, vsevteme.ru, vkrugudruzei.ru, hi5.com, mirbibigona.ru, MySpace.ru, openclass.ru, professionali.ru, phido.ru, pokolenie3000.ru. О преимуществах и недостатках социальных сетей, как и о многих других новых сервисах Интернета, в настоящее время много спорят, однако, on-line и аудиовизуальное обще-

ние, в том числе и в социальных сетях, в настоящее время оказывает значительное влияние на скорость обмена информацией, принятия решений, оперативность взаимодействия. Наибольшей популярностью у подростков пользуется социальная сеть vkontakte.ru, и большинство пользователей этой пятидесятитысячной сети - именно подростки в возрасте 12-18 лет.

Для оперативного интерактивного диалога и полилога в on-line режиме широко используются ^^ПАтент, ISQ, qip. А сервисы Skype и Talk используются не только для телефонных переговоров, но и для аудиовизуального общения с применением видео или веб-камер, микрофонов, наушников и проведения телеконференций и сетевых проектов .

Стратегия изменений в информационном обществе. Стремительно изменяются скорость и средства доставки обычного и широкополосного сигнала, абонентские устройства от простых до set-top-box или STB, а война форматов сменяется упрощением для потребителя способов доступа и адаптацией в различных медиаконвергентных средах. Индустрия цифровых медиа развивается стремительными темпами. Цифровые технологии постепенно перетекают в lifestyle. Нетрудно предсказать дальнейшую конвергенцию средств массовой информации, появление новых продуктов и услуг, о которых не могли предположить даже самые смелые футурологи прошлого.

В связи с этим во всем мире назрела необходимость введения

в учебные программы и планы средних школ спецкурса по изучению медиакультуры или медиаоб-разования, как необходимого условия социокультурного, нравственно-эстетического развития, формирования творческих и креативных способностей личности. Концепция социально-экономического развития РФ, слушания по вопросам ме-диаобразования в Общественной палате РФ и Московской городской думе, проект введения медиаобра-зования в школах Москвы и Московской области, Международные конференции и круглые столы по проблемам медиаобразования и медиакультуры являются логическим продолжением международной программы медиаобразования ЮНЕСКО.

Формирование медиакультуры подростков, как направляющей в информационном пространстве, -важнейший процесс педагогического взаимодействия и итог медиаоб-разовательной деятельности, приоритетной в области культурно-педагогического развития поколения современной молодежи. Воспитание медиакультуры/медиакомпетентно-сти личности актуально и востребовано в условиях информационно насыщенного общества с открытым доступом к любой медийной информации в глобальном информационном пространстве, социума с грядущими радикальными изменениями в образовательной сфере, с новыми медиаконвергентными и кросс-культурными подходами к творческой организации воспитательного и познавательного процесса.

Литература

Возчиков В. А. Философия образования и медиакультура информационного общества. Автореф. дис. ... докт. филос. наук. СПб, 2007.

Гольденберг Б, Медиасервисы в широкополосных сетях: TriplePlay в России — миф или реальность // http:// www.provider.net.ru/article.38.php

Кириллова Н Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический Проект, 2006.

Усов Ю. Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников. Диссертация ... докт. пед. наук. М., 1989.

Worsnop, C. (1994). Screen Images: Ideas for Media Education.

КИНО, ИНТЕРНЕТ И ДЕТСКОЕ ФОТОТВОРЧЕСТВО

В.А.Ким,

кандидат технических наук Cinema, Internet and children creative photo works Dr. V. Kim

Abstract. Russian modern children creative photo works have a difficult period in its history. If the Soviet era there was extensive network of school and extracurricular amateur photo clubs, studios, but now their number across the country dropped significantly. Each region that accounts for no more than 1-2 children's photo studios, decently equipped with modern digital photographic equipment and some of these studios, which are barely surviving.

Key words: Russia, children creative photo works,amateur photo clubs, studios, media education, media competence, media content, media creation.

Современное детское фототворчество в России переживает сложный период своей истории. И если в советское время существовала развитая сеть школьных и внешкольных фотокружков, студий и любительских фотоклубов, то сейчас их количество в масштабах всей страны ощутимо упало. На каждый регион приходится не больше 1-2 детских фотостудий, прилично оснащенных современной цифровой фотоаппаратурой и несколько таких студий, которые еле-еле выживают без денег, без материальной базы и даже иногда, почти без детей.

Кардинально изменилось само отношение к фотографии как таковой. Ее имидж упал до уровня

бульварной продукции, в которой превалируют фотографии гламурные, рекламные, со сценами насилия, спекулятивные, порнографические и т.д. Говорить в таких условиях о художественной фотографии, пытаться завлечь в детские фотостудии детей не для коммерческой съемки, а для собственного творчества чрезвычайно тяжело.

Приходится идти навстречу детям, занимающимся в фотостудии: создавать им такие условия, в которых преобладали бы занятия в игровой форме, интересной для их возраста. Например, вместо разножанровой фотосъемки сосредоточиться на одном ее виде. Так как подавляющее число занимающих-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.