Научная статья на тему 'Использование комплекта учебно-методических и тестовых материалов для сертификации специалистов системы образования Республики Беларусь в области информационно-коммуникационных технологий'

Использование комплекта учебно-методических и тестовых материалов для сертификации специалистов системы образования Республики Беларусь в области информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование комплекта учебно-методических и тестовых материалов для сертификации специалистов системы образования Республики Беларусь в области информационно-коммуникационных технологий»

218

ИТО Марий Эл - 2009

к нам порознь, плюс еще много нового. Пока абстрактные video-voice-data в интерпретации известных нам благ цивилизации это - телевизор-телефон-Интернет. Каждый из составляющих TriplePlay - это набор сонаправлен-ных сервисов. Video-трансляция обычного «эфирного» телевидения и «спутниковых» ТВ-каналов с использованием дополнительных возможностей. Службы Video On Demand и Pay Per View («видео на заказ» и «плата за просмотр») совмещают функции видеомагнитофона и возможности заказа просмотра произвольной телепередачи в удобное время. Служба видеоконференций предоставляет сервисы традиционной видеоконференц-связи, а DoorCam еще и видеонаблюдения. Voice - это телефония (местная, междугородная, международная), а также трансляция «эфирных» и «цифровых» радиостанций и служба голосовых конференций, отдельно или совместно с видеоконференциями. Data - доступ в Интернет с использованием интегрированных файлообменных сервисов и обмена мгновенными сообщениями внутри и вне сети. Примерно так в скором будущем будет выглядеть комплекс медиасервисов «TriplePlay on board». В мире уже есть опыт внедрения технологий TriplePlay. Например, Итальянская сеть Fastweb (www.fastweb.it), которая уже несколько лет предоставляет почти все из вышеозначенных услуг (http://www.fastweb.it/principale.php7PAGEST) через xDSL или через волоконные сети.

Вопрос в том, как быстро мы сможем адаптировать сознание педагогов к использованию ежедневно расширяющихся возможностей медиасервисов и получим точку входа для каждого педагога в мир цифровой сказки. Не только молодые и креативные, но все остальные педагоги в настоящее время стараются все с большим интересом и вниманием изучать и использовать новинки цифрового мира как в школе, так за домашним компьютером. Каждая из информационно-поисковых систем в настоящее время расширяет свои возможности в освоении новых информационных технологий и предоставлении различных сервисов. Google, Rambler, Yandex, Mail, Yahoo облегчают доступ к медиасервисам, расширяют и делают более универсальными их возможности. Скорость и средство доставки обычного и широкополосного сигнала, абонентские устройства от простых до set-top-box или STB стремительно изменяются, война форматов сменяется упрощением для потребителя в способах доступа и адаптации в различных медиаконвергентных средах. Цифровые технологии для педагога в сети из технологически сложной отрасли постепенно перетекают в lifestyle для повышения квалификации, самообучения, саморазвития, формирования медиакомпетентности.

Цифровая сказка становится былью, как и сотворчество с применением медиасервисов в глобальном пространстве от проектов переходит на вполне реальный уровень деятельности в сетевой информационно насыщенной среде.

Литература

1. Кириллова, Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - 2-е изд. / Н.Б. Кириллова. - М.: Академический Проект, 2006. - 448 с.

2. Гольденберг, Б. Медиасервисы в широкополосных сетях: TriplePlay в России - миф или реальность http://www.provider.net.ru/ article.38.php

Использование комплекта учебно-методических и тестовых материалов

для сертификации специалистов системы образования Республики Беларусь в области информационно-коммуникационных технологий

В.Н. Курбацкий (kurbatsky@bsu.by)

Белорусский государственный университет, г. Минск

Формирование и развитие новой информационной культуры мышления, формирование компетентности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе у специалистов в самых различных сферах деятельности является задачей государственной важности [2]. Необходимость контроля уровня компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности работников образования осознана в белорусской системе образования как приоритетная достаточно давно, однако, ее решение далеко от завершения.

Введение сертификации пользователей ИКТ в системе образования должно оказать существенное влияние на развитие кадрового обеспечения процессов информатизации образования в Республике Беларусь. В соответствии с программой «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы» предусмотрена организация и проведение тестирования специалистов системы образования как квалифицированных пользователей информационных технологий.

Белорусским государственным университетом в тесном сотрудничестве с Академией последипломного образования в рамках выполнения задания программы комплексной информатизации был разработан комплект

учебно-методических и тестовых материалов для проведения тестирования специалистов системы образования как квалифицированных пользователей информационных технологий.

В состав комплекта входят:

1) программно-методический комплекс;

2) учебно-методические пособия для подготовки педагогов к прохождению тестирования;

3) электронные учебно-методические материалы в составе сайта «ИТ-сертификация» для информационно-методического обеспечения тестирования и дистанционной подготовке педагогов к тестированию;

4) учебно-методические материалы для проведения семинаров по подготовке тьюторов и экзаменаторов региональных центров тестирования.

Сертификационное компьютерное тестирование проводится на основе специально разработанного программно-методического комплекса:

- программное обеспечение процедуры тестирования (компьютерная система тестирования), включающее центральную базу тестовых заданий с инструментарием для редактирования, загрузки, компоновки тестов, базу регистрации тестируемых, средства генерации тестов из имеющихся в базе вопросов при проведении тестирования, средства обработки и хранения результатов тестирования, средства статистической обработки результатов тестирования, клиентские программы для администратора и тестируемого, средства обеспечения удаленной работы с системой в многопользовательском режиме;

- комплекты тестов, создаваемых на основе базы заданий по специальному алгоритму;

- методические материалы и пробные тесты, размещенные в открытом доступе для возможности самостоятельной подготовки к сертификационному экзамену.

Компьютерная система тестирования педагогических кадров как пользователей информационных технологий функционирует на основе стандартных гипертекстовых технологий и использует в своей основе программный продукт МооШе.

Информационная система компьютерной системы тестирования строится по иерархическому принципу, предполагающему наличие центрального узла (центральная база тестовых заданий и средства обработки и хранения результатов тестирования) и клиентской части с удаленным доступом к системе в режиме реального времени для проведения тестирования.

Многопользовательский интерфейс системы построен в соответствии с архитектурой «клиент-сервер» и не требует размещения дополнительных программных компонент на рабочих станциях пользователей. Реализованы возможности разграничения прав доступа к информации и возможность одновременного администрирова -ния множеством пользователей.

Поддерживается одновременное подключение к компьютерной системе тестирования в режимах авторизованного доступа и администрирования изолированных информационных ресурсов.

Для подготовки педагогов к прохождению тестирования разработаны следующие учебно-методические пособия:

- учебно-методическое пособие для руководителя;

- учебно-методическое пособие для учителя (специалиста);

- учебно-методическое пособие для педагога-специалиста в области информационных технологий.

Учебно-методические пособия разработаны строго в соответствии с содержательными направлениями систематизации материалов сертификационного экзамена. Пособия предназначены для интенсивного изучения инструментальных возможностей и приобретения практических навыков использования современного прикладного программного обеспечения в школьном учебном процессе.

При разработке пособий учитывались приоритеты развития образования в Республике Беларусь, перспективные направления и мировые тенденции развития и внедрения информационных технологий в образова -нии, а также текущие уровни кадрового (подготовка слушателей), материально-технического (компьютерная техника) и сетевого (доступ к службам и ресурсам Интернета) обеспечения школ.

Содержательные характеристики сертификационных требований для специалистов образования проводились в рамках следующих основных содержательных линий:

Операционные системы. Основы компьютерного администрирования.

Использование в профессиональной деятельности стандартных офисных приложений. Интеграция документов различных форматов.

Информационно-коммуникационное взаимодействие на основе современных сетевых компьютерных техно -логий.

220

ИТО Марий Эл - 2009

Основы работы с базами данных, специализированными программными и мультимедийными средствами.

Используемые тестовые задания классифицируются по содержательной направленности и уровню сложности. Классификация по содержательной направленности производится в соответствии с содержательными линиями. По уровню сложности тестовые задания классифицируются на две группы: 1 - несложные и 2 - более сложные задания. В основе классификации заданий по сложности лежит анализ содержания вопросов.

Всего разработано и размещено в базе компьютерной системы тестирования около 2000 тестовых заданий.

Для проверки уровня ИКТ-компетентности педагогических работников на основе практической демонстрации ими определенных умений и навыков предназначены комплексные профессионально-ориентированные за -дания [1].

Комплексное профессионально-ориентированное задание представляет собой структурированное описание последовательного набора практических действий с использованием основных офисных прикладных программных средств, которые необходимо выполнить для достижения поставленной задачи - получения документа определенного вида или осуществления определенной процедуры.

Неотъемлемой частью комплексного профессионально-ориентированного задания является его технологическая карта, содержащая перечень практических навыков по основным содержательным направлениям.

Разработчиками системы было создано 75 комплексных профессионально-ориентированных заданий.

Сам процесс сертификации информационно-коммуникационной компьютерной компетентности педагогических работников состоит из ряда этапов. Сначала педагогический работник определяет индивидуальную потребность в сдаче сертификационного экзамена, выбирает направление, по которому будет сдаваться экзамен на сертификат. На этом этапе изучается стандарт компьютерной компетентности, программа подготовки, пробные варианты компьютерных тестов, комплексных профессионально-ориентированных заданий. Вся эта информация доступна через сайт «ИТ-сертификация» по адресу: http://it-certificate.edu.by.

Выполнение контрольного теста проводится в сертифицированных центрах только для пользователей, прошедших предварительную регистрацию в системе.

Организационно сертификация проводится в головном и региональных центрах сертификации. Головной центр сертификации создается в Академии последипломного образования, региональные - в областных (Минском городском) институтах развития образования. За содержательную и техническую поддержку единой компьютерной системы отвечает головной центр. Региональные центры используют удаленный доступ к системе в режиме реального времени для проведения тестирования.

Тестирование претендентов на сертификат организуется в сертификационном центре в виде однодневной сессии. Процесс оценивания уровня педагогической информационно-компьютерной компетенции (сертификационный экзамен) состоит из двух этапов:

- контрольный компьютерный тест;

- комплексное профессионально-ориентированное задание.

Оба этапа проводятся в компьютерном классе. Группа экзаменуемых выполняет работу одновременно, каждый на отдельном компьютере. Вначале выполняется компьютерный тест. Экзаменатор находится в классе и контролирует ход экзамена. К сдаче второго этапа допускается экзаменуемый, набравший не менее 70 процентов баллов на первом этапе. Комплексное профессионально-ориентированное задание выдается в бумажном варианте. Экзаменуемые выбирают его случайным образом из имеющихся у экзаменатора. Результатом выполнения задания является файл (группа файлов), сохраненных в указанной папке на локальном или сетевом диске. Задание оценивается группой экспертов на основании его технологической карты и считается выполненным при однократном, по крайней мере, заполнении всех ее позиций. В случае положительной оценки за выполнение задания центр сертификации подготавливает, регистрирует и выдает сертификаты.

Пробное сертификационное тестирование руководящих работников и специалистов системы образования Республики Беларусь начато в октябре 2008 г. на базе учреждений повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Пробное тестирование проводилось по всем категориям тестов. Основными площадками тестирования в 4 квартале 2008 - 1 квартале 2009 гг. являлись: Академия последипломного образования, Минский, Могилев-ский, Гомельский институты развития образования. Общее количество протестированных составляет более 1000 человек.

Анализ результатов применения системы тестирования специалистов образования как квалифицированных пользователей информационных технологий показал, что разработанные компьютерные тесты и комплексные

профессионально-ориентированные задания точно определяют уровень педагогической информационно-коммуникационной компьютерной компетентности педагогов.

Разработанный комплект учебно-методических и тестовых материалов дает возможность:

- научно-методического обеспечения проведения тестирования специалистов системы образования как квалифицированных пользователей информационных технологий;

- создания объективного стандартного средства оценки знаний педагогов в области современных информационных и коммуникационных технологий;

- использования его как дополнительного средства устранения пробелов в знаниях определенной направленности.

Данная разработка будет применена во всех учреждениях повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Республики Беларусь, и до конца 2010 г. пройдут сертификацию порядка 7000 специалистов системы образования.

Литература

1. Гринчук, С.Н. Особенности сертификационных заданий для аттестации педагогических кадров Республики Беларусь как пользователей информационных технологий / С.Н. Гринчук, И.А. Дзюба, В.Н. Курбацкий // Применение новых технологий в образовании: материалы XIX Междунар. конф., 26-27 июня 2008 г., г. Троицк Московской обл. - Троицк, 2008. - 511 с. - С. 356-358.

2. Курбацкий, В.Н. Формирование профессиональной компетентности педагогов в процессе повышения квалификации в области информационных и Интернет-технологий / В.Н. Курбацкий // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Информатизация образования». - 2006. - №1 (3). - С. 34-39.

Основы развития информационной культуры

личности и профессионализм педагога

Д.Н. Мотыгуллин* (ram.sh83@mail.ru), Р.Р. Насибуллов** (ram.sh83@mail.ru)

*Министерство образования и науки Республики Татарстан, г. Казань **Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Казань

Информационная культура личности педагога является неотъемлемой частью его общей педагогической культуры, а также значимым показателем его профессионального развития. На основе теоретического анализа литературы можно выделить несколько подходов в понимании сущности информационной культуры личности.

Согласно западным стандартам информационно культурным считается человек, который в состоянии определять свои потребности в информации, искать ее, оценивать и эффективно использовать. Информационно культурный человек способен к дальнейшему обучению в течение всей профессиональной жизни.

По определению С.Д. Каракозова, информационная культура личности представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека [1]. Она позволяет человеку эффективно участвовать во всех видах работы с информацией (получении, накоплении, передаче, кодировании, преобразовании). В состав информационной культуры включены:

- компетентность в понимании природы информационных процессов;

- гуманистически ориентированная информационная ценностно-смысловая сфера личности (мотивы, потребности, цели, стремления, мировоззрение);

- развитая информационная рефлексия; отслеживание человеком своей деятельности по присвоению информационной культуры и осознание тех внутренних изменений, которые в нем происходят;

- творчество в информационном поведении.

Другими словами, информационная культура - это не только умение работать с прикладным программным обеспечением, и даже не умение программировать. Информационная культура - это прежде всего глубокое понимание сути процессов обработки информации. Она подразумевает наличие умений:

- выбирать и формулировать цели, осуществлять постановку задач; легко и быстро решать самые разнообразные задачи на компьютере;

- находить информацию в различных источниках; пользоваться автоматизированными системами поиска, хранения и обработки информации;

- выделять в информации главное и второстепенное; упорядочивать, систематизировать, структурировать данные и знания;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.