Научная статья на тему 'Роль семьи в жизни ребенка'

Роль семьи в жизни ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5375
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / РЕБЕНОК / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мороз Екатерина Олеговна

В статье анализируется роль семьи в жизни ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в жизни ребенка»

РОЛЬ СЕМЬИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА Мороз Е.О.

Мороз Екатерина Олеговна — магистрант, кафедра дошкольного и дополнительного образования, Институт психологии и педагогики Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

Аннотация: в статье анализируется роль семьи в жизни ребенка. Ключевые слова: семья, ребенок, семейное воспитание.

Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества [3].

В дошкольном возрасте семья играет большую роль в жизни ребенка. В семье малыш узнает, как себя нужно вести, что можно делать, а что нельзя. Именно в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут.

Семейное воспитание (оно же воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов [5].

Семейное воспитание должно осуществляться не только в определенные моменты, а в результате повседневной жизни ребенка. В воспитании малыша важными составляющими в семье должны быть любовь и забота.

С точки зрения Т. Парсонса, семья - основной орган социализации, мать и отец - главные творцы личности, ребенок - пустой сосуд, который надо наполнить культурой [1].

«Феномен «образ семьи» применительно к детям дошкольного возраста представляет собой подсистему «образа мира», характеризующуюся уровневой структурой, категориальностью и прогностичностью», - пишет Н.И. Демидова [4].

В семье ребенок наблюдает за родителями, слышит их рассуждения и становится свидетелем их отношений друг с другом и с окружающими его людьми. Видя перед собой образец поведения, ребенок старается копировать манеры поведения своих родных и близких. Ведь где, как не в семье, ребенок проводит большую часть времени в своей жизни. При этом мир, в котором живет ребенок, наделен особым смыслом, благодаря чему и происходит его «открытие». Именно поэтому в семье происходит приобщение детей к жизни, к окружающему миру, к познанию ребенком социальных норм и правил.

«Семья - уникальный общественный институт, как бы самой природой предназначенный для целей воспитания. В ней достаточно прочная нормативная основа сочетается с возможностью тончайших душевных взаимовлияний и длительным индивидуальным взаимодействием» [2].

С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых не только говорить, ходить, играть, трудиться, но и переживать, сочувствовать, относиться к другим людям как к самому себе. Эти отношения ребенка к окружающим его людям, формируются под влиянием отношения к нему его родных и самых близких в семье.

Каждая семья - это уникальная система, имеющая свои традиции и выработавшая свои правила. Уже с рождения ребенок естественно становится ее частью и включается в коммуникативный процесс, в котором каждое слово, манера поведения, поступки - абсолютно все несет в себе информацию для него.

Именно поэтому семья должна быть у каждого ребенка, ведь не только педагоги ДОУ, но и также родители должны участвовать в воспитании ребенка. И ведь, кто как не мама и папа, поддержат ребенка, помогут ему открыть для себя «новый мир» ощущений и отношений в окружающем его мире.

Список литературы

1. Арон Р. История социологии в Западной Европе и США. М.: Наука, 1993. 452 с.

2. Каган В.Т. Школьная готовность // Семья и школа, 1989. № 7. С. 23-25.

3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 232 с.

4. Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. М.: Просвещение, 1989. 113 с.

5. ПодласыйИ.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ НА ПРИМЕРЕ ВУЗА

Неустроева А.П.

Неустроева Александра Платоновна - студент, кафедра профессиональной педагогики, психологии и управления образованием, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск

Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования личности в коллективе на примере высшего учебного заведения и приведены пути решения данной проблемы. Ключевые слова: воспитание, личность, коллектив, личностный подход.

Под личностью понимается индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Процесс формирования личности в коллективе является одной из актуальных проблем в условиях современного развития образования. Данный процесс тесно связан с таким понятием как «воспитание».

В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс [1].

Как рассматривал в своих трудах А.С. Макаренко, коллектив - это сложное социальное образование, объединяющее людей отношениями ответственной зависимости [2]. В высшем учебном заведении в состав коллектива обучающегося входят все те, с кем он взаимодействует, «контактирует» в процессе обучения. Это могут быть студенческий и педагогический коллективы.

С присвоением статуса «студент» первостепенное значение в последующем развитии личности играет период адаптации. Адаптация является способностью человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. Чем эффективнее пройдет адаптация студентов на первом курсе, тем выше будет учебная мотивация, направленность и характер образовательной деятельности, психологический комфорт на старших курсах. Ведь именно на начальном этапе происходит перестройка ценностно-познавательных ориентаций личности, вырабатываются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы межличностных отношений.

В период адаптации важное значение имеет роль куратора и заместителя директора по воспитательной работе. Для успешной адаптации необходимым является совместная деятельность, которая проявляется в активной позиции со стороны педагога и студента. Главная задача педагогов в адаптационный период - раскрыть широкое поле выбора, которое имеется перед студентами. Раскрывая такое поле, педагог не должен скрывать свое оценочное отношение к тому или иному выбору, всегда сохраняя за студентом право на самостоятельное принятие решения. Студент должен сам находить и выбирать способы и пути достижения той или иной образовательной цели, а педагог в свою очередь - создавать для этого условия.

Кроме того, во взаимодействии педагога с обучающимся обязательно должен присутствовать личностный подход. Такой подход предполагает, что в центре процесса обучения находится сам обучающийся, точнее его цели, мотивы, его психологический склад, т.е. ученик, как личность. Другими словами, исходя из интересов, уровня знаний и умений студента, преподаватель должен определять учебную цель занятия и формировать, направлять весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося.

Наряду с педагогическим главную роль в развитии личности играет и студенческий коллектив. Именно в студенческой группе складывается целая система взаимоотношений и зависимостей, в которой каждый студент в соответствии со своими обязанностями и индивидуальными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.