3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 232 с.
4. Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. М.: Просвещение, 1989. 113 с.
5. ПодласыйИ.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ НА ПРИМЕРЕ ВУЗА
Неустроева А.П.
Неустроева Александра Платоновна - студент, кафедра профессиональной педагогики, психологии и управления образованием, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск
Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования личности в коллективе на примере высшего учебного заведения и приведены пути решения данной проблемы. Ключевые слова: воспитание, личность, коллектив, личностный подход.
Под личностью понимается индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Процесс формирования личности в коллективе является одной из актуальных проблем в условиях современного развития образования. Данный процесс тесно связан с таким понятием как «воспитание».
В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс [1].
Как рассматривал в своих трудах А.С. Макаренко, коллектив - это сложное социальное образование, объединяющее людей отношениями ответственной зависимости [2]. В высшем учебном заведении в состав коллектива обучающегося входят все те, с кем он взаимодействует, «контактирует» в процессе обучения. Это могут быть студенческий и педагогический коллективы.
С присвоением статуса «студент» первостепенное значение в последующем развитии личности играет период адаптации. Адаптация является способностью человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. Чем эффективнее пройдет адаптация студентов на первом курсе, тем выше будет учебная мотивация, направленность и характер образовательной деятельности, психологический комфорт на старших курсах. Ведь именно на начальном этапе происходит перестройка ценностно-познавательных ориентаций личности, вырабатываются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы межличностных отношений.
В период адаптации важное значение имеет роль куратора и заместителя директора по воспитательной работе. Для успешной адаптации необходимым является совместная деятельность, которая проявляется в активной позиции со стороны педагога и студента. Главная задача педагогов в адаптационный период - раскрыть широкое поле выбора, которое имеется перед студентами. Раскрывая такое поле, педагог не должен скрывать свое оценочное отношение к тому или иному выбору, всегда сохраняя за студентом право на самостоятельное принятие решения. Студент должен сам находить и выбирать способы и пути достижения той или иной образовательной цели, а педагог в свою очередь - создавать для этого условия.
Кроме того, во взаимодействии педагога с обучающимся обязательно должен присутствовать личностный подход. Такой подход предполагает, что в центре процесса обучения находится сам обучающийся, точнее его цели, мотивы, его психологический склад, т.е. ученик, как личность. Другими словами, исходя из интересов, уровня знаний и умений студента, преподаватель должен определять учебную цель занятия и формировать, направлять весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося.
Наряду с педагогическим главную роль в развитии личности играет и студенческий коллектив. Именно в студенческой группе складывается целая система взаимоотношений и зависимостей, в которой каждый студент в соответствии со своими обязанностями и индивидуальными
особенностями, наклонностями занимает свое определенное место. Для того чтобы студенческая группа стала настоящим коллективом, необходимо компетентное руководство ею.
Сплоченность группы - залог ее успешного становления как коллектива. С точки зрения деятельностного подхода сплоченность рассматривается А.И. Донцовым. Он в качестве основного фактора сплоченности выделяет значимую совместную деятельность индивидов [3].
Коллектив как среда развития является одной из главных составляющих формирования личности, в ходе которого нужно придавать большое значение организационному единству обучающихся в условиях коллективной деятельности.
Список литературы
1. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. М.: Владос-Пресс, 2004. 365 с.
2. Макаренко А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. М.: Издательство политической литературы, 1990. 416 с.
3. Донцов А.И. Психология коллектива: методологические проблемы исследования: учеб. пособие / А.И. Донцов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 39-61 с.