Научная статья на тему 'Подготовка студентов к социализации детей через их участие в органах самоуправления'

Подготовка студентов к социализации детей через их участие в органах самоуправления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов к социализации детей через их участие в органах самоуправления»

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Е. В. Милькова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Кемеровский государственный университет культуры и искусств

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИХ УЧАСТИЕ В ОРГАНАХ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Социализация - двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [1].

Ребенок в процессе социализации обучается тому, как вести себя, реализовывать, проявлять различные чувства, как познавать окружающий мир, каких моральных принципов придерживаться, как эффективно участвовать в общении и совместной деятельности. Это происходит в различных сферах жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоциональной, познавательной, моральной, межличностной.

А. В. Мудрик считает, что в результате человек становится социализированной личностью, зрелой личностью, представляя такие критерии зрелости социализированности личности:

- уважение к себе (чувство собственного достоинства);

- уважение к людям;

- уважение к природе;

- умение прогнозировать;

- умение творчески подходить к жизни (гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, креативность);

- осознание и освоение социальных ролей [2].

Создать условия для стимулирования развития человека, его социального становления с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий призвано социальное воспитание.

Актуальность развития, социализации личности, адаптации ее в обществе отмечали в своих трудах западные ученые: А. Дистервег, Э. Дюркгейм, Дж. К. Баллонтайн, Э. Мак Кейл, Дж. Коулмен и др. О социальном воспитании и его влиянии на учебно-воспитательный процесс в школе высказывались русские педагоги, философы, писатели: К. Д. Ушинский, Н. Ф. Федоров, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский.

В качестве социальных субъектов социального воспитания можно рассматривать организации двух видов: воспитательные организации и органы управления социальным воспитанием (А. В. Мудрик). Социальное воспитание осуществляется в семье, образовательных учреждениях, в среде неформального общения.

Здесь большую роль играет ученическое самоуправление как форма организации жизнедеятельности коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Одна из важных задач самоуправления - развитие активности учащихся, которое достигается через самореализацию каждого ребенка в каждодневной школьной жизни «здесь и сейчас». 128

Образовательные учреждения страны длительно занимались подготовкой учащегося, чаще всего старшеклассника, а также вожатого (как освобожденного, так и работающего по совместительству) быть руководителями пионерской организации через школы актива разного уровня. Этот длительный опыт дал возможность накопить уникальные технологии в подготовке лидеров детских объединений. Эта деятельность образовательных учреждений носила скорее методико-технологическую сущность, т. е. относилась к сфере воспитательной деятельности, нежели к идеологии. Запрет деятельности политических детских организаций не остановил (скорее приостановил) деятельность молодежных и детских общественных объединений. Издан Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», который уточняет сущность этой поддержки и приоритеты государственной молодежной политики в этой сфере. Молодежные детские общественные организации действуют в рамках свободного времени и уже потому их следует рассматривать действенным средством социализации и воспитания детей. В стремлении к объединению заложена естественная (генетическая) потребность детского возраста.

Участие ребенка в деятельности детского объединения - это своеобразная разведка своих сил, прав и возможностей, «примерка» себя к миру взрослых, «полигон» для личностного, гражданского и профессионального становления. С начала XX века обозначились следующие направления в детском движении:

- военизированные объединения;

- религиозные объединения;

- скаутские организации;

- социал-демократические организации;

- объединение социалистической и коммунистической ориентации.

По данным социологического исследования, проведенного в период международного сбора в «Артеке» (май 1995 года), 64,8 % детей состоят в разных детских организациях, 76,3 % - проявляют к ним интерес и частичное участие.

Исследования 2003-2005 годов показали, что в названных основных потоках в детском движении замечены такие тенденции деятельности, как природоохранительная, милосердная (волонтерская), досуговая и др. Определились и наиболее значимые принципы деятельности детских объединений:

- принцип самореализации личности ребенка и взрослого;

- принцип самоорганизации;

- принцип самодеятельности;

- принцип самоуправления;

- принцип социальной реальности;

- принцип ответственности взрослых за педагогические последствия организованной деятельности.

Интересны позиции Е. Л. Радионовой, которая, опираясь на данные СПО (ФДО), к основным функциям современных детских объединений и организаций относит:

- когнитивную (усвоенные в школе знания находят применение в деятельности детей; закрепляются мировоззренческие идеи; формируются умения анализировать происходящие в мире и стране события; вырабатывается потребность и способность к самостоятельному пополнению знаний);

- компенсаторную (деятельность организации способствует социальной защите ее отдельных представителей не только на уровне осуществления социальных контактов, но и в общежитейском смысле);

- регулятивную (подросток как член организации занимает особую позицию, выполняет организаторские и исполнительские, постоянные и временные поручения);

- организаторскую (развиваются организаторские способности и потребности подростков);

- коммуникативную (эта функция реализуется на основе коллективного воспитания в детской организации).

Не углубляясь в рассмотрение этого явления, можно подчеркнуть, что в настоящее время главными условиями в сохранении существующих пионерских организаций, созданных (воссозданных) скаутских и других организаций, их обновления являются опора на досуговую деятельность, на милосердные деяния, на предоставление каждому члену организации (объединения) возможностей для самореализации, доверие детям, расширение свобод самоуправления, защита и развитие интересов всех членов организации, а значит, идет активная социализация членов общественных организаций, особенно тех, кто участвует в органах самоуправления.

Поднятые проблемы актуальны в подготовке социальных педагогов к их будущей профессиональной деятельности. Воспитательно-образовательный процесс может быть представлен через следующие структурные направления:

- организационно-адаптационная работа двустороннего характера, в процессе которой происходит успешная адаптация студентов к вузу и вуза к студентам, когда студент в различной деятельности адаптируется к тем условиям, в которых оказался;

- учебная, профессионально-образовательная работа теоретического характера, которая направлена на формирование социального педагога, профессионально соответствующего социальному заказу общества, через теоретическую базисную, методико-технологическую, практическую подготовку;

- методическая работа со студентами, которую следует рассматривать как предмет проектирования социокультурных технологий, создающих условия эффективности воспитания будущего специалиста;

- практическая подготовка студентов к педагогической деятельности, где педагогическая практика - это школьная жизнь, педагогическая действительность как область применения и проверки полученных теоретических знаний, положений, выводов;

- научно-исследовательская, опытно-экспериментальная работа, которая способствует формированию у студента научного мышления и вкуса к исследовательской работе, развитию у студентов творческих способностей к научной деятельности в целом и воспитанию исследовательского отношения к процессу овладения знаниями в частности;

- профессионально-ориентированная внеаудиторно-воспитательная работа со студентами - это широкое пространство социокультурной деятельности по формированию учебной группы и работа с нею куратора; целенаправленная работа со студентами, проживающими в общежитии; деятельность студенческих центров самоуправления и соуп-равления (советы, комиссии, стройотряды и т. д.).

подготовка студентов к социализации детей через участие их в органах самоуправления имеет различные формы, в каждом из названных направлений они разнообразны и специфичны, хотя есть уже традиционные для воспитательной системы кафедры социальной педагогики.

Следует отметить встречу первокусников 1 сентября и посвящение их в студенты (в конце сентября), торжество по поводу окончания вуза студентами 5-го курса и концерт для них, подготовленный силами других студентов и преподавателей, День Учителя и День Студента, активное участие студентов в акциях внутривузовских и вневузовских и т. д. Организаторами и исполнителями таких дел являются студенческие органы самоуправления и актив.

Внеаудиторная работа сочетается с учебной деятельностью, где режиссерами уже являются преподаватели, использующие на занятиях традиционные и нетрадиционные, активные формы и методы работы. Студенты постоянно находятся в активной позиции.

Они могут оказаться в роли социального педагога, психолога, родителя или ребенка в саморазвивающемся спектакле на зачете у О. В. Черновой, где надо суметь показать знания, осмыслить ситуацию, проанализировать и сделать выводы. Или на семинаре у Ю. В. Жегульской творчески представить сравнительную таблицу воспитательных систем различных эпох, при этом показать точки зрения персоналий того времени на проблемы воспитания и ответить на каверзные вопросы своих одногруппников. Учатся проводить диагностику и самодиагностику, интерпретировать полученные результаты на практических занятиях Г. А. Неустроевой. Решают проблемы социальной политики, дискутируют на лекциях В. В. Фалилеева.

Важно, что студенты, выходящие на практику, сталкиваются в образовательных учреждениях с противоречивой системой детских организаций, с различным пониманием (или непониманием) самоуправления в образовательных учреждениях, значит, с важным для них полигоном самостоятельной педагогической практики.

Педагогическая практика в школе дает импульсы преподавателям вуза на освоение и осмысление новых, модных для сферы воспитательной деятельности направлений и форм работы.

В настоящее время студентами-исследователями установлено, что в контекст жизнедеятельности школы вошли следующие направления общественной деятельности учащихся:

- внеурочная работа, связанная с практическим освоением исторического прошлого своего региона (конкурсы, выставки рисунков «Моя родина - Россия»; конкурсно-игровая программа «Улица моя, дома мои», «Праздник нашей улицы» и т. д.);

- культурологическая работа по освоению фольклорных традиций России (фольклорные ансамбли и объединения, конкурс «Золотая игла» и др.);

- совместная деятельность семьи и школы в свободное от учения время (праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», театральная семья, рукодельная семья и т. д.; совместные праздники и т. п.).

Разные виды педагогической практики в школах разного типа и учреждениях дополнительного образования, особенно в каникулярных лагерях, активно способствуют организации и развитию самоуправления детей, что придает практике социально-значимый характер, так как позволяет школьникам пробовать свои силы в реализации активной гражданской позиции, формирование которой и является главным результатом социального воспитания, показателем социализированности каждого ребенка.

Студенты ведут активную исследовательскую деятельность при написании курсовых и дипломных работ, некоторые из них раскрывают в своей тематике обозначенные выше проблемы социализации детей разного возраста в образовательных учреждениях и семье, средствами традиционных и нетрадиционных форм, активных методов. Результаты исследовательской деятельности студенты представляют на студенческих конференциях вуза, на городских конференциях форумах и т. д. Так в 2006 году студенты кафедры социальной педагогики участвовали в научно-практической конференции «Школьное самоуправление как условие воспитания гражданственности» в г. Ленинске-Кузнецком. Были представлены, например, такие работы: «Воспитание гражданственности через выборы в школьном самоуправлении» (Митько О.), «Особенности организации самоуправления с подростками» (Беляева Н.), «Воспитание гражданственности в школьном самоуправлении через активные формы» (Шведова О.), «Формы организации самоуправления в Беловском педагогическом колледже» (Прунцева Т.).

Интересен опыт работы по становлению и развитию ученического самоуправления в «Губернаторской женской гимназии-интернате». Здесь активно участвовали на протяжении ряда лет студенты Митько О., Шведова О., Гаврилова И., Леонова Н., Емашева О.,

Жилин А., Клячин С., Терещенко А., Беляева Н., Поздееева Е., Брестер М., Насека Е., Гладковская И. и др. Некоторые из студентов проходят практику на данной базе, пишут исследовательские работы, отрабатывают знания, умения, навыки в экспериментально-творческой работе. Регулярно проводят школы актива, традиционно в мае открывается и осуществляется силами студентов. Инструктивный лагерь, в рамках которого подводится итог работы самоуправления гимназисток, намечаются перспективы дальнейшей работы.

Можно констатировать, что в результате такого сотрудничества, содружества, сотворчества, практически на каждом курсе среди студентов специальности социальной педагогики есть выпускники Губернаторской женской гимназии-интерната. Эти студенты адаптируются к вузу гораздо быстрее своих согруппников, внося свой вклад в создание новых жизненных условий.

Ученые трактуют концепции социализации, придерживаясь двух подходов, которые по-разному понимают роли самого человека в процессе социализации, хотя разделение такое условно.

Первый подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии в присущей ему культурой. Это субъект-объектный подход.

Второй подход основан на активном участии человека в процессе социализации, где он не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Этот подход можно определить как субъект-субъектный.

Именно второго подхода придерживаются педагоги кафедры социальной педагогики, готовя студентов к будущей профессиональной деятельности, в частности, к социализации детей через их участие в органах самоуправления, и просматривается это в реализации всех структурных направлений деятельности кафедры.

Литература

1. Бронфенбреннер У. Юность с экологической точки зрения // Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.

2. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: учебник. - М.: Гардарики, 2006.

3. Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 1999.

4. Психология подростка: учебник / под ред. члена-кор. РАО А. А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

Ю. В. Жегульская

старший преподаватель кафедры социальной педагогики Кемеровский государственный университет культуры и искусств

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В современных системах научного знания используется терминология, отражающая различные подходы к понятию «лицо с ограниченными возможностями»: «инвалид», «аномальный ребенок», «ребенок с отклонениями в развитии», «ребенок с особыми нуждами» и др. В настоящее время становится очевидным, что в педагогической и социаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.