Психолого-педагогическое просвещение родителей дошкольников в условиях смешанного этнического состава групп Осипова Е. В.
Осипова Елена Вячеславовна / Osipova Elena Vyacheslavovna - магистрант, кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования, психолого-педагогический факультет,
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал, г. Арзамас
Аннотация: в статье актуализирована проблема смешанного этнического состава детских коллективов в дошкольном образовательном учреждении. Исходя из опыта собственной работы, автор предлагает методики и формы психолого-педагогического просвещения родителей дошкольников подобных групп, способствующие в дальнейшем успешной интеграции детей смешанного этнического состава и их родителей в коллектив группы.
Abstract: the article actualized the problem of mixed ethnic composition of the children’s groups in pre-school educational institution. Based on the experience of their own work, the author proposes methods and forms of psychological and pedagogical education of parents of preschool children of such groups promoting further the successful integration of children of mixed ethnic composition and their parents in the collective group.
Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, смешанный этнический состав, воспитание, социализация, диалог культур.
Keywords: pre-school educational institution, a mixed ethnic composition, education, socialization, dialogue of cultures.
В настоящее время все чаще в дошкольных учреждениях встречаются группы со смешанным этническим составом, дети разных национальностей, которые говорят в семье на родном языке. Актуальность проблемы адаптации детей, воспитывающихся в условиях смешанного этнического состава групп и самих семей, не вызывает сомнений. Процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух объектов, основной целью которого является некоторая координация между системами, и достижение цели предполагает определенные изменения во взаимодействующих объектах [3]. Дети и их родители, резко изменившие среду проживания, языковую среду, испытывают определенные трудности в общении, в психологической и социальной адаптации к новой культуре, традициям и обычаям другой страны, ценностным ориентирам [1]. «Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли» [2]. Важно отметить, что одна из приоритетных задач на сегодняшний день - формирование у подрастающего поколения готовности принять других людей, их обычаи, интересы, умение взаимодействовать с окружающими на основе взаимопонимания и сотрудничества. Эта задача стоит непосредственно в первую очередь перед дошкольным образовательным учреждением, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры, воспитываются дружеские отношения к другим людям, развиваются элементы национального самосознания. Безусловно, что успешность адаптации детей, воспитывающихся в условиях смешанного этнического состава групп, можно гарантировать тогда, когда создано единое воспитательно-образовательное пространство [4]. А именно: родители - ребенок - образовательное учреждение.
Семья занимает главенствующее место в социальных связях человека, является источником познания мира. Именно вместе со своей семьей ребенок учится переживать чувства любви, долга, дружбы, ответственности, справедливости. Опыт работы показывает нам, что чем теснее взаимодействие семьи и образовательного учреждения, тем эффективнее педагогический результат. В современной России проблемы семьи находятся в центре внимания социальной, государственной политики, общества и науки. Проблема общения детей смешанного этнического состава групп нашла свое отражение в работах целого ряда исследователей (М. И. Богомолова, В. Д. Ботнарь, Н. Ф. Виноградова и др.), которые говорят о том, что «дети становятся чувствительны к национальному фактору», в связи с чем становится актуальным психолого-педагогическое просвещение родителей в условиях смешанного этнического состава групп. Идея оказания содействия образовательных учреждений семье по вопросам воспитания ребенка-дошкольника нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов последних лет. В них подчеркивается значимость просвещения родителей в вопросах воспитания, целью которого является «содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, восстановлению традиционного уклада жизни» [6]. Одним из важных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей [7]. В настоящее время объективная реальность заставляет все больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у дошкольников, следовательно необходима межэтническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп,
готовность к межэтническим контактам. Каждая новая ступень в развитии личности есть одновременно новая форма связи ребенка с взрослыми, подготовлена взрослыми, направляется взрослыми. И этими взрослыми являются, в первую очередь, родители и педагоги дошкольного учреждения. Их функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Воспитание взаимоотношений между воспитанниками, основанных на принципах гуманизма, является особой задачей педагога [5]. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Педагогический опыт работы показывает, что насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит во многом от семьи, от ее отношения к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) невозможно.
Первым и решающим условием положительного направления психолого-педагогического просвещения родителей дошкольников в условиях смешанного этнического состава групп являются доверительные отношения между воспитателями, психологом и родителями. Такое общение должно строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Другая не менее важная задача состоит в формировании знаний и умений у родителей теоретической и практической организованной деятельности. Педагоги и родители должны стать партнерами друг друга. Такие отношения предполагают взаимную доброжелательность и уважение. Педагог в первую очередь должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, включая его в воспитательный процесс для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. В решении данной задачи одним из первых этапов в работе коллектива должно стать изучение традиций и укладов семьи каждого малыша, поступившего в детский сад. Жизнь каждой семьи протекает внутри своей культуры. Поэтому большинство детей еще в раннем возрасте начинают осознавать свою национальную принадлежность, примером для них является язык семейного общения, национальность родителей, традиции и обычаи, сложившиеся в семье. Ребенок проводит в детском саду весь день, поэтому крайне важно, чтобы его второй дом стал для него таким же теплым, добрым и уютным, независимо от того, русский он или стал жителем нашего города по иным причинам. Для этого проводится ряд мероприятий:
• Педагогические совещания на такие темы: «Адаптация детей смешанного этнического состава групп» (создать и обеспечить наиболее комфортные условия для адаптации малыша и его родителей к условиям ДОУ). В первые дни посещения мама с ребенком могут находиться в группе вместе.
• Посещение родителями непосредственно места проведения образовательной деятельности (дать представление родителям о программе, на основе которой работает детский сад; как строится воспитательно-образовательный процесс; познакомить с режимом дня ребенка в детском саду).
• Проведение родительских собраний вместе с педагогом-психологом, логопедом, где рассмотреть такие вопросы, как: «Положительные эмоции и их значении в жизни человека», «Наши пальчики играют».
• Индивидуальные и групповые консультации родителей.
• Досуговая деятельность с родителями вне детского сада. Это могут быть и совместные походы, и организация фоторепортажей из групп семей воспитанников, совместных выставок, так как в процессе подготовки участвуют все члены семьи от дедушек и бабушек до малышей. Все выставки оформляются в холле детского сада, которые имеют возможность посетить не только дети и родители, но и гости.
Такой дифференцированный подход помогает найти нужный контакт и способствует индивидуальному подходу к каждой семье. Дифференциация должна проводиться по определенной программе изучения семьи на основе тестирования и анкетирования семьи:
• социальный статус родителей в семье и степень их участия в воспитательном процессе;
• структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия); педагогический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения);
• стиль и фон семейной жизни: эмоциональный климат семьи; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.
Для выявления педагогической культуры и степени их участия в воспитании необходимо использовать такие методы, как индивидуальные беседы, анкетирование и тестирование родителей, а также анкетирование и тестирование педагогов, посещение семьи ребенка, индивидуальные беседы с детьми, изучение тест-рисунков детей «Мой дом», «Моя семья», наблюдение за детьми в сюжетно-ролевых играх, моделирование игровых и проблемных ситуаций. В зависимости от категории родителей также необходимо использовать такие формы работы, как «круглые столы», «вечер вопросов и ответов», педагогический калейдоскопы, клубы по интересам. Перед каждой встречей организуются просмотры занятий, согласно выбранной темы.
Крайне важно взаимное ознакомление педагогов и родителей с национальными особенностями воспитания детей в России и странах, откуда прибыли семьи детей иной национальности. Это обусловлено тем, что у разных народов свои национальные особенности социальной жизни и культуры, свои традиции и обычаи. Без глубокого осознания этнической культуры, природы воспитания не может быть тактического и психолого-педагогического просвещения и сопровождения родителей дошкольников, воспитывающихся в
условиях смешанного этнического состава групп, компетентного ознакомления детей с национальной культурой. Семья и педагоги детского сада имеют решающее значение как в передаче этнокультурной информации, так и в становлении этнокультурных установок. Сложнее всего привлечь родителей другой культуры к сотрудничеству. Необходимо учитывать не только временные факторы, но и мотивационные. Важно провести необходимую подготовку: объяснить значимость того или иного процесса, оказать психолого-педагогическую поддержку, помочь в формировании необходимых навыков. Существующая на данный момент практика работы ДОУ с детьми смешанного этнического состава учитывает индивидуальные особенности детей, родителей; в соответствии с образовательной программой выбираются и корректируются программные формы и задачи воспитания и обучения детей.
В «Березовском» детском саду № 35 мы используем разнообразные формы работы, которые позволяют учитывать индивидуальные этнические особенности детей, воспитывают уважение и интерес к другим национальностям. Например, в течение 2014-2015 года были реализованы проекты: «Национальный костюм», «Кухня разных народов», «Герб моей семьи», оформлена выставка-музей «Все мы - жители планеты Земля», выставка «Быт русского народа», «Культура езидов», проводятся стилизованные праздники-развлечения. Активно продолжается работа с родителями, в настоящее время совместно с педагогом-психологом дошкольного учреждения реализуется программа - «Тренинговые формы работы по сплочению родителей группы». Другая острая проблема, с которой мы столкнулись в нашей работе, заключается в том, что дети и родители другой национальности плохо говорят по-русски или не говорят совсем. Решение данной проблемы осуществляется через эффективное взаимодействие педагогов с семьей, а также узкими специалистами: логопед, психолог. С целью преодоления языкового барьера, что крайне важно для успешной интеграции в окружающую среду, социализации детей и их родителей, овладению коммуникативной культурой организован семейный клуб «Мама, папа, я». Основополагающей целью создания и деятельности клуба является педагогическое просвещение, психопрофилактическая работа с родителями и поддержание связи дошкольного учреждения с семьей. Это могут быть мастер-классы «Мама, папа, я - играющая семья» (с использованием словесных игр), «Мама, папа, я - умелая семья» (работа с бумагой, чтение потешек, считалок, несложных скороговорок); семинар-практикум «Мой любимый город». В процессе работы клуба разработан совместно с родителями «Маршрут выходного дня», где предлагается посетить то или иное мероприятие, выполнить то или иное задание (например, в сентябре тема: «Как пройти в детский сад», мероприятие: познакомиться с улицами района; октябрь - осень золотая - поход в лес; ноябрь - история фотографии - оформление семейных альбомов). В помощь родителям на маршрутном листе предлагаются возможные варианты вопросов детям и, конечно, историческая справка для родителей. В качестве результата деятельности нужно принести в детский сад собственные поделки, которые станут экспонатами выставки. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Также родителям предлагаются памятки-рекомендации:
1) Обязательное посещение родительских собраний, конференций, совместных мероприятий, творческих вечеров.
2) Вовлечение ребенка в занятия творчеством, спортом.
3) Совместное чтение с детьми русских народных сказок, а также доступных по содержанию произведений других русских писателей и поэтов.
4) Разговаривайте с детьми дома на русском языке!
5) Знакомство с историей России, местными достопримечательностями, биографией выдающихся людей.
Проведение таких мероприятий помогает не только адаптироваться к социуму в поликультурной среде, но и развивать интересы и способности с учетом национальных особенностей родителей и детей, воспитывающихся в условиях смешанного этнического состава групп. Работа должна быть систематической и планомерной, а также строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Таким образом, психолого-педагогическое просвещение родителей дошкольников, воспитывающихся в условиях смешанного этнического состава групп, может быть реализовано только в совместной деятельности в воспитательно-образовательном процессе и вовлечении в него всех участников, а именно родителей, детей, педагогического коллектива, это помогает выработать единый стиль в работе.
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - 5-е изд., испр. и доп.
М.: Аспект-Пресс, 2008. 364 с.
2. Асмолов А. Г. О смыслах понятия толерантность / А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова // Век
толерантности. Научно-публицистический вестник. 2001. № 1. С. 8-19.
3. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. №
1. С. 92-100.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. М.:
Просвещение, 1996. 462 с.
5. Джуринский А. Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом. М.: Сфера, 2007. 224 с.
6. О положении детей в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство труда и социального развития РФ. М., 2003. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0107/biblio01.php (дата обращения: 06.12.2015).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.kovcheg1321.com/materials/doskol/docs/ФГОС (дата обращения: 06.12.2015).