ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2014. № 6
О.С. Октябрьская
РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА В РОМАНЕ ВАЛЕНТИНЫ ОСЕЕВОЙ «ДИНКА»
В статье говорится о коррекции понятия «семья» в романе В. Осеевой «Динка», в котором сохранено традиционное распределение семейных ролей, показано большое воспитательное значение семьи для становления характера ребенка, но перераспределены привычные функции и расширяется сама семья. Выявляется роль такой семьи в формировании личности детей.
Ключевые слова: В. Осеева, детская литература, семья, отцовское начало, материнское начало, ребенок в семье.
The article refers to the modification of the concept "family" in the novel "Dinka" by V. Oseyeva. In this novel the traditional division of family roles is preserved, great educational importance of the family for the development of the child's character is shown, but familiar functions are redistributed and the family itself is extended. We can distinguish the role of a family in shaping the personality of children.
Key words: V. Oseyeva, children's literature, family, father's role, mother's role, the child in the family.
Классическая семья и ее роль в ХХ в. начинают постепенно изменяться. Традиции семьи, ее состав, роль основных ее членов всё больше и больше размываются. Если в повести Л.Н. Толстого «Детство» [Толстой, 1987] явлены привычные для XIX в. взаимоотношения между членами дружной семьи, то уже в одноименной повести М. Горького [Горький, 2013] зафиксирован распад семейных связей и новый тип отношений в семье (отец - дочь, бабушка - внук, братья -сестра, бабушка - дед и т. д.). Еще больше усугубили положение семьи в обществе революционные перемены и события Гражданской войны. Родственные связи оказались разрушенными и больше не являлись прочной цементирующей основой взаимоотношений людей. Например, в произведениях М. Шолохова зафиксированы страшные последствия разрыва родственных связей («Родинка» [Шолохов, 2013], «Тихий Дон» [Шолохов, 2013] и др.). Тесный и уютный семейный круг оказался разорванным. На смену родственным связям приходят дружеские, общественные, классовые. Изменилось место действия и система образов даже в произведениях для маленького адресата. Так, К.И. Чуковский [Чуковский, 1995] выводит своих героев из тесного семейного мира и замкнутой детской комнаты на улицы Петрограда,
в Таврический сад, а то и на просторы экзотической Африки («Крокодил», «Бармалей», «Айболит»). Семья уже не в силах удержать ребенка в своих объятиях, ни маленького, ни большого. Как только «папочка и мамочка уснули вечерком», «Танечка и Ванечка - в Африку бегом» [Чуковский, 1995: 44]. Примерно то же происходит и с героями повестей П. Бляхина «Красные дьяволята» [Бляхин, 2004] и А.П. Гайдара «Школа» [Гайдар, 2010]. Они тоже бегут из семьи, но уже за революционной романтикой. Особый статус обретает герой-беспризорник, абсолютно свободный от семейных уз.
Однако уже во второй половине 1920-х годов бунтарство, лихачество, непокорность постепенно теряют романтический ореол и уступают место трудному, подчас драматическому процессу перековки личности. Герои постепенно начинают возвращаться к нравственным ценностям прежних лет. Пусть не семья, а какой-то новый коллектив становится для ребенка родным. Это та ячейка, которая воспитывает и защищает его от негативного воздействия мира. Семейные ценности в той или иной форме возрождают свою актуальность и начинают прочно укореняться в жизни и литературе. Своеобразной семьей оказывается для бывших беспризорников колония («Педагогическая поэма» А.С. Макаренко [Макаренко, 1981]). К семье, к ее воссоединению стремятся герои А.П. Гайдара («Голубая чашка», «Чук и Гек», «Судьба барабанщика») [Гайдар, 2010]. И даже «мысль семейная», миф о стране-семье актуализируется в обществе в целом.
Роль семьи, семейных ценностей и традиций в воспитании подрастающего поколения усиливается после окончания Великой Отечественной войны (Л. Воронкова «Девочка из города» [Воронкова, 2010], А. Бруштейн «Дорога уходит в даль» [Бруштейн, 2007] и т.д.). Этой же проблеме в 1950- 1960-е годы посвятила свою дилогию о Динке Валентина Осеева.
В центре внимания романа «Динка» [Осеева, 2007] - жизнь семьи революционера-железнодорожника Арсеньева. Идеологическая составляющая в этом произведении велика, но главной всё же остается «мысль семейная». Тем более что многое Осеева берет из собственного детства, делая свою семью прототипом семьи Арсенье-вых. Тревожные времена, предреволюционная ситуация, грозные и трагические события Первой мировой войны даны знаковым, но всё-таки фоном. Изображение этих событий воспроизводит социально-исторический колорит эпохи между 1908 и 1916 гг. в Российской империи. Правда, главным остается для Осеевой изображение семьи Арсеньевых, взаимоотношение ее членов. Произведение четко делится на две части. Первая часть по сути показывает разрушение большой и дружной семьи. Вынужденный отъезд отца за границу, арест и ссылка Кости, отъезд Кати вслед за Костей, замужество Лины значительно уменьшают семью, но не уничтожают ее, остается
костяк семьи - мать и три дочери. Вторая часть рассказывает о постепенном возрождении семьи, которое начинается с усыновления Леньки-Бублика и заканчивается возвращением отца.
Несмотря на тревожную обстановку вокруг, атмосфера в семье Арсеньевых весьма теплая и доброжелательная. К ним тянутся самые разные люди, а многие входят в эту семью на правах ее членов (Кулеша, Лина, Никич и многие другие). Даже когда семья редеет, внутренние связи между ее членами остаются крепкими и прочными. Так, Никич хранит дорогой ему снимок молодого Александра Арсеньева, мать трепетно относится к платью, в котором она так нравилась мужу. Алина и Мышка вспоминают об отце-защитнике в трудную минуту. Катя регулярно пишет письма брату из сибирской ссылки.
Семью Арсеньевых трудно назвать традиционной классической семьей. Тревожное время и внешние обстоятельства вносят существенные коррективы и в саму жизнь семьи, и в воспитательный процесс. Номинально главой семьи оказывается Марина, мать троих дочерей, отец вынужденно отсутствует. Революционер-подпольщик скрывается за границей, чтобы остаться на свободе. Однако отцовское начало в воспитании девочек и в семье в целом присутствует достаточно полновесно. Осеева как бы перераспределяет единую роль отца между разными персонажами романа, демонстрируя при этом известную целостность сохраняющейся семьи.
Александр Арсеньев оказывается идеальным воплощением образа отца. Он заботится о семье, очень любит жену и дочерей, помогает своим близким, правда издалека. Вместе с тем это та грозная сила, которая способна защитить и семью, и друзей и даже спасти их в трудную минуту. Сам отец появляется лишь на несколько мгновений - в поезде, в домике под Киевом, возникает в воспоминаниях друзей и домочадцев. Поэтому его участие в воспитании детей косвенное и опосредованное. Это, скорее, отец - мечта, отец - идеал, который пока недостижим. Непосредственное воспитание девочек перераспределено между другими персонажами, выполняющими по сути отцовские функции.
Ближе всего эта роль родному дяде сестер, старшему брату их мамы и Кати, - дяде Лёке. Эта роль очень органична для него: в свое время он спас от злой мачехи младших сестер и до сих пор является для них непререкаемым авторитетом. К его опыту и советам прибегает вся женская «половина» семьи. Однако он тоже появляется в ней нечасто. Это обусловлено объективными причинами: службой, наличием собственной семьи. Участие дяди в воспитании племянниц весомо, но оно разовое. Он помогает решить важные вопросы, успокоить расшалившуюся Динку. Порой слово дяди Лёки оказывается единственной возможностью урезонить эту шалунью и непоседу.
Дяде Лёке отведена роль нравственного воспитателя и защитника. В любой момент он готов прийти на помощь сестрам, успокоить и развлечь их и племянниц. Его редкие, кратковременные появления в семье Арсеньевых всегда вызывают яркие эмоции у родственниц. Это человек-праздник, оттого и воздействует на детей больше эмоционально, чем рассудочно.
Отчасти отцовские заботы о девочках берет на себя старший соратник отца по подпольной работе - Никич. Если отец и дядя воздействуют в основном на душу девочек, их характер, то Никич заботится о другом. Сам мастеровой, Никич больше всего боится, чтобы дочери Александра Арсеньева не выросли белоручками. Конечно, его попытки обучить девочек столярному и плотницкому мастерству не совсем удачны, но он преподносит им главный урок жизни - быть нужными людям, находить выход даже в безнадежной ситуации, верить в себя и быть верными данному слову. Этот герой приземлен и укрупнен. Автор не скрывает его недостатков: пропивает рубашку, страдает от похмелья и т. д. Но даже эти поступки оказываются у Осеевой важной воспитательной составляющей. Писатель не оправдывает пьянства героя, но учит девочек состраданию, уважению к старости, умению прощать слабости пожилого человека, который много страдал и много трудился. Осеева не может унизить авторитет отца, поэтому Никич по типу характера напоминает, скорее, деда, старенького, ворчливого, капризного и сумасбродного; но писательница сохраняет мужское воспитательное начало в этом характере.
Говоря об отцовском начале в воспитании ребенка, нельзя не упомянуть Гордея Лукича, отчима Леньки Бублика. В этом образе сконцентрированы все негативные качества человека: жестокость, самодурство, алчность, злоба. Этот персонаж эпизодический, но фигура довольно яркая и внушительная. В романе зафиксированы две сцены с его участием в «воспитании» - избиение Леньки и ожидание его возвращения для жестокой расправы. Эти сцены напряженные и достаточно драматичные. Участие Гордея Лукича в воспитании минимальное, но воздействие на ребенка - достаточно активное. Как Марина и Катя с ужасом вспоминают свою мачеху, так и Ленька надолго сохраняет в памяти образ отчима, которого можно назвать антиидеалом.
Мужское воспитание в семье Арсеньевых связано и с образом Леньки, которого можно с полным правом назвать старшим братом девочек. Ленька - сирота, рано оставшийся без родительской опеки, вынужден с детства добывать себе хлеб. Он независим и самостоятелен, но он еще ребенок, тянущийся к семье, теплу, дому. Мечтает Ленька именно о доме, большой и дружной семье: «- Куплю и дом! -с гордой уверенностью говорит Ленька. - Светлый дом на тысячу
окон! Соберу сирот, настановлю им всяких кушаньев вдоволь...» [Осеева, 2007: 264].
Это выливается у Леньки в желание заботиться о Динке-Макаке, баловать ее и поучать. Он нарочито строг с девочкой, хотя и очень любит ее как брат. Отсутствие семьи, желание быть нужным кому-то, нерастраченный потенциал любви приводят его к семье Арсеньевых, где он занимает вакантное место старшего брата. Однако новый образ жизни существенно меняет тип поведения Леньки. Независимый и свободный человек, принимающий самостоятельные решения, становится одним из членов дружной семьи. Он должен подчиняться иным законам, учитывать интересы других членов семьи, стать частью хорошо отлаженного механизма. Тоньше и острее всего эти перемены в Леньке чувствует Динка. Она инстинктивно понимает суть перемен в своем друге, и не всегда ее это радует. Эгоцентрик по натуре, Динка сразу ощущает потерю «собственности». Если раньше всё внимание Леньки было сконцентрировано исключительно на ней, то приход мальчика в семью перераспределяет это внимание на всех ее членов. Он прежде всего помогает матери, заботится уже обо всех сестрах, но самая главная перемена происходит с ним самим - Ленька-друг становится Леонидом-сыном и старшим братом, готовым взять на себя большой груз обязанностей, но и отвечать уровню семьи -культурному, духовному и нравственному.
Существенные изменения претерпевает и материнское начало, и его самореализация в семье Арсеньевых. Это начало тоже неоднородно и неоднозначно. Традиционная целостность материнского начала дает трещины и фактически распадается на несколько составляющих. Прежде всего это извечная материнская забота об уюте и комфорте семьи. Вот такой хозяйственной хлопотуньей, ухаживающей за каждым членом семьи, оказывается домработница Лина. Она заботится о еде, чистоте, спокойствии семьи. Именно Лина создает в ней уют и надежный тыл для всех членов семьи. В доме, где хозяйничает Лина, всегда пахнет свежестью, чистотой и пирогами. Пусть денег катастрофически не хватает - Лина умудряется вкусно и сытно накормить всю семью и даже гостей. Лина не просто кухарка и поломойка, она полноправный член семьи Арсеньевых. С ее участием решаются основные проблемы семьи, она на равных с Мариной и Катей воспитывает девочек. Не раз упоминается о том, что именно она, Лина, выходила и вырастила Динку. Может быть, поэтому Динка существенно отличается от сестер - она своенравна, свободолюбива, по-народному мудра, у нее очень развита интуиция.
Основная составляющая характера Лины - жалость и сострадание к окружающим. Она привечает малышку Марьяшку, у нее спасается Динка от строгости Кати. Особенно остро ощущается нужность Лины и органичность ее для семьи Арсеньевых, когда она выходит
замуж и создает собственную семью, хотя связей с Арсеньевыми не теряет. Но дом сразу оказывается холодным, неуютным, пустым: каша подгорает, посуда остается немытой, стол не выскоблен. Таким образом, после ухода Лины гармония и порядок семьи нарушаются, а Катя и Марина ищут путей восстановления гармонии и стабильности семьи. Лина даже своим уходом воспитывает и девочек, и взрослых. Все понимают, каким должен быть дом, как уютно и тепло должно быть там. И все стараются хоть немного приблизиться к этим уюту и гармонии, какие с легкостью удавалось создавать Лине. Однако образ красавицы-простушки несколько снижен - ее речь неправильна, сама она слишком простодушна, наивна и непосредственна. Она серьезно избаловала Динку своей жалостью. Всё же вполне можно говорить о воплощении в образе Лины типа заботливой няни.
Отчасти материнские воспитательные функции выполняет для девочек и тетя Катя. Ей тоже свойственны любовь и жалость к сестре и племянницам, но эти чувства она тщательно маскирует, боясь показаться слабой и нерешительной. На первый план выходят строгость и жесткость. Она не может и не хочет понять Динку. Ее действительно тяжело с младшей племянницей-непоседой, готовой в любой момент к непредсказуемым поступкам и действиям. Своеволие и свободолюбие Динки входят в противоречие с гипертрофированным чувством ответственности за детей у Кати. Она не в состоянии уследить за Динкой, что порождает в ней раздражительность и злость. Методы воздействия Кати на Динку достаточно суровы: тетка не разрешает Мышке утешать младшую сестренку, жестко разговаривает с Динкой, но самое главное - не пускает ее гулять.
Динка не может согласиться с ограничением ее свободы и нарушает запреты Кати. Возникает замкнутый круг, разомкнуть который может только Марина, понимающая мотивы поведения и поступков и дочки, и сестры. Самостоятельно Катя не может смягчиться и повернуться к своей племяннице. И только меняющиеся обстоятельства (уход Лины) сближают Катю с племянницей и способны смягчить нрав тети. А окончательно меняют характер Кати и стиль ее поведения собственное замужество и рождение сына. Строгая наставница, кем была Катя для племянниц, превратилась в заботливую жену и мать. Но Катя сохранит твердую волю и силу духа, необходимые ей для того, чтобы быть главой и опорой семьи. Таким образом, в собственной семье Катя сопрягает материнское и отцовское начала и оказывается надежной опорой для близких людей.
Такой же прочной опорой для своей семьи оказывается мама девочек и сестра Кати - Марина. Она фактически в одиночку содержит достаточно большую семью - себя, трех дочерей, сестру, домработницу и друга семьи - Никича. Это тот стержень, который не только скрепляет семью, но и разрешает всевозможные проблемы
и вопросы, возникающие у ее домочадцев. Ее отличают мудрость и широта души. Именно Марина не только прощает слабость Никича, но и воспитывает дочерей и младшую сестру в уважении к возрасту и былым заслугам этого человека, учит прощать слабости и умеет видеть в человеке главное - доброту, трудолюбие, порядочность.
Марина Арсеньева воспитывает младших собственным примером, порой используя авторитет отца. Но поскольку он практически не появляется на страницах романа, ей, женщине-матери, приходится брать на себя самую сложную функцию - совмещать в себе и материнское начало, и отцовское. Она главный добытчик в семье и главный организатор семейного быта. Марина пытается вникнуть во все трудности взросления девочек и по возможности старается их разрешить. Она не сторонница жесткого наказания, как Катя, или всепрощения, как Лина, ее задача - воспитать дочерей достойными людьми, высоконравственными, совестливыми, ответственными за свои дела и поступки, полезными обществу. Марина создает также доброжелательную и теплую атмосферу в семье, объединяет вокруг нее самых разных людей. Так, она становится нежной и любящей матерью для Леньки, радушной хозяйкой дома, надежным товарищем для Кости, Кулеши и др.
Таким образом, В. Осеева расширяет понятие семья до широкого круга родственников, единомышленников и друзей. Писательница сохраняет традиционное распределение ролей в семье: отец - мать -ребенок. Но она перераспределяет привычные функции с учетом новых обстоятельств и условий жизни. В целом явлено гармоничное сообщество близких людей, где царят любовь, взаимопонимание и взаимовыручка. Эти качества не только скрепляют семью, но и воспитывают важные для человека нравственные качества, формируют и закаляют характер.
Список литературы
Бляхин П. Красные дьяволята. М., 2004. Бруштейн А. Дорога уходит в даль. М., 2007. Воронкова Л. Девочка из города. М., 2010.
Гайдар А. Восемь лучших произведений в одной книге. М., 2010.
Горький М. Детство. М., 2013.
Макаренко А. Педагогическая поэма. М., 1981.
Осеева В. Динка. М., 2007.
Толстой Л. Детство. Отрочество. Юность. М., 1987. Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти. М., 1995. Шолохов М. Донские рассказы. Судьба человека. М., 2013. Шолохов М. Тихий Дон. М., 2013.
Сведения об авторе: Октябрьская Ольга Святославовна, канд. филол. наук, доцент кафедры истории русской литературы XX века филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]