РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
© Михайлова Н.В.*
Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург
В статье раскрывается ценность воспитания ребенка в семье, культура поведения, которую формируют родители своим повседневным примером в различных видах деятельности общения с ребенком. Описываются особенности профессионального общения педагога с родителями, умения грамотно использовать психологические приемы расположения людей к себе.
Ключевые слова семейное воспитание, культура поведения, традиции семьи, профессиональное общение.
Семейное воспитание - воспитание детей родителями, направленное на формирование представлений о жизненных целях и ценностях, правилах, нормах и привычках поведения, повседневного общения, критериях оценки добра и зла, самостоятельности, дисциплинированности. Передачу опыта семейной жизни.
Гениальный писатель, оригинальный мыслитель Л.Н. Толстой сыграл выдающуюся роль и в развитии педагогики. Толстой был сторонником семейного воспитания. Воспитание детей он считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей. В своей работе «О подражании в семье» Л.Н. Толстой высказывался о том, что главное условие первоначального воспитания детей - это здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное их нравственное самоусовершенствование, близость, тесное общение родителей с детьми [1, с. 21].
Уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребенка.
Под термином «культура поведения» мы понимаем совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, общении, различных видах деятельности.
Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия детей. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения
* Доцент кафедры Педагогики дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук.
органически слиты культура общения, культура внешности, культура деятельности, культура речи [2, с. 7].
Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованием эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведение человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру - заставляет человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность, бестактность постепенно формируют соответствующие негативные качества личности. Поэтому с раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.
Успешное формирование этих правил начинается в семье и только посредством личного примера родителей. Поведение родителей определяет поведение детей. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Пример родителей в нравственной жизни ребенка играет исключительную роль. Сами того не замечая, родители каждый день становятся примером для свои детей. Здесь все имеет значение. Папа и мама общаются между собой, говоря о соседях и обсуждают вечерние новости, наводят порядок в доме, распоряжаются семейным бюджетом, ведут покупки в магазине. А тем временем зоркие детские глазки все запоминают и фиксируют. Какие-то моменты принимают, и будто записывают на пленку, впитывают эти привычки как губка, другие моменты не приемлют, и у них формируется неприятие такого поведения.
Толстой Л.Н. говорил о важности роли личного примера родителей следующим образом: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Воздействовать же на сердце можно заразительностью примера. Ребенок увидит, что я раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю других делать то, что сам мену сделать, что я потворствую своей жадности, похотям, что я избегаю труда для других и ищу только удовольствия, что я горжусь и тщеславлюсь своим положениям, говорю про других злое, говорю за глаза не то, что говорю в глаза, притворяюсь, что верю тому, во что не верю, и тысячи и тысячи таких поступков или поступков обратных: кротости, смирения, трудолюбия, самопожертвования, воздержании, правдивости, - и заражается тем или другим во сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями» [1, с. 31].
Мы учим ребенка честности и при этом ведем себя не всегда честно (неважно, по отношению к ребенку или по отношению к другим людям), то, скорее всего, он заметит (сознательно или подсознательно) несоответствие между нашими словами и поступками. Требовать от ребенка быть честным могут лишь те родители, которые честны сами. В данном случае личный пример действует сильнее многочасовых чтений морали.
Если родители заботятся о здоровье, вкладывая душу и сердце, то дети будут защищены от вредного влияния среды. Но в каком бы богатстве и комфорте ни воспитывался физически крепким, освоившим науки и ремесла ребенок, если в нем не будут развиты духовные, гуманные черты личности, ничего хорошего он в мир не принесет. Нравственное поведение, психологическое развитие, поведение, общение, жизненные установки - все это формируется в семье. Какие бы проблемы ни решали родители, что бы ни говорили, с кем бы ни общались - все это откладывается на воспитании ребенка.
В процессе формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста участвуют одновременно и детский сад и семья. Воспитание культуры поведения предусматривают обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий воспитателя и родителей. Очень важно для воспитателя установить тесные контакты семьей в целях обеспечения единства в воспитании культуры поведения.
Большое место в организации взаимодействия занимает общение воспитателя с родителями. Для достижения положительных результатов, в работе можно использовать следующие методы и приёмы:
- консультации (индивидуальные и групповые);
- ознакомительные беседы по использованию игровых упражнений по закреплении («Уступи место», «Мальчики и девочки», «Помоги одеться младшему или старшему»);
- экскурсии и походы в музей, детские театры («Пьеро», кукольный театр);
- наглядная информация в родительский уголок группы по тематике: «Культура поведения ребенка старшего дошкольного возраста»;
- родительские собрания, на которых родителям рассказывают о достижениях и проблемах детей, связанных с усвоением ими норм и правил культуры поведения.
Таким образом, в процессе работы с родителями воспитатель достигает едва в решении воспитательных задач, использовании средств, методов влияния на детей и оказание большой помощи в формировании культуры поведения у дошкольников. Повышается культура родителей, которая служит основой воспитания детей. От уровня педагогической культуры самих родителей зависит успешность и результативность процесса воспитания их детей.
В нашем дошкольном учреждении г. Оренбурга разработана программа «Традиции семьи», задачами которой является:
- Познакомить детей с культурным наследием семьи, ее ценностями и традициями.
- Формировать у дошкольников ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на духовно-нравственных, и общечеловеческих принципах семейного воспитания.
- Воспитывать бережное отношение к ценностному наследию своей семьи.
- Создавать условия для общения и сотрудничества педагогов, родителей и детей.
Программа предусматривает проведение образовательной деятельности с детьми старшей группы один раз в неделю.
При планировании образовательной деятельности используются дидактические и подвижные игры, художественно прикладное творчество, чтение и разучивание стихов, считалок, скороговорок, просмотр видеофильмов и презентаций о своей семье. Также используются методы работы: диалог, описание по фотографии.
Программа включает в себя такие темы: «Любимая семья», «Мои корни -дедушки и бабушки», «Семейные традиции».
Это лишь несколько тем, которые мы затрагиваем во время образовательной деятельности.
Программа «Традиции семьи» способствует:
- духовному и личностному росту детей;
- развитию творческого и логического мышления;
- развитию способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;
- обучению умениям работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);
- развитию способности к самопознанию, формированию положительной «я-концепции».
Мы считаем, что каждому ребенку важно ощутить духовную жизнь своей семьи, творчески утвердить себя в ней.
Все полученные в ходе обучения знания являются важным подкреплением семейных ценностей: любовь, добрые слова и поступки, верность, дружба, ответственность и другие.
И что очень важно, когда подвергаем ценности, утвержденные в семье мы тем самым способствуем и укреплению родительского авторитета.
Современный педагог дошкольного образовательного учреждения должен обладать не только педагогическим мышлением, но и владеть, искусством профессионального общения, быть носителем накопленных культурой общечеловеческих ценностей и сам являть образец общей, в том числе и коммуникативной компетентности. Результативность профессиональной деятельности педагога зависит от его способности конструктивно взаимодействовать с участниками общения [2, с. 7].
Успешность профессионального общения педагога с родителями в значительной степени определяется умением не только говорить правильно и выразительно, но и способностью невербально выражать свои чувства, отношение к собеседнику, умением управлять своим психологическим состоянием, видеть себя со стороны. Ведущая роль в создании предпосылок
успешного общения взрослых, объединённых общей заботой о развитии ребёнка, принадлежит педагогу дошкольного образовательного учреждения и зависит от уровня сформированное™ его профессионального общения.
Процесс эффективного сотрудничества педагога с родителями имеет ряд трудностей: низкий социальный статус профессии педагога, и педагога дошкольного образовательного учреждения в том числе, отсутствие установки на сотрудничество и доверительное безоценочное общение у педагогов и родителей, неумение планировать и выстраивать педагогически целесообразное общение, стихийный и формальный характер общения; которые обусловлены сложившимися стереотипами авторитарной педагогики, низким уровнем педагогического общения, отсутствием у педагогов ДОУ достаточного уровня знаний и навыков в сфере профессионального общения. В процессе информирования родителей в теоретических вопросах, касающихся системы дошкольного образования и её изменений, педагоги испытывают значительные затруднения в замене сложной книжно-научной терминологии на более понятную и доступную для родителей лексику [2, с. 7].
Для педагога наиболее значимы такие показатели профессионального общения, как такт, терпимость, эмпатия, самоуважение, способность влиять на других, оптимизм, чувство юмора и, что не менее важно, - умение слушать.
В процессе взаимодействия с родителями педагогу необходимо использовать существующие психологические приемы расположения к себе людей, такие как:
- обращение к человеку с частым называнием его по имени и отчеству;
- доброжелательность собственного лица - зеркала души, употребление «золотых» слов-комплиментов;
- признание и небольшое преувеличение личного вклада родителя в воспитательный и образовательный процесс ДОУ;
- его личной заинтересованности в успешности этого процесса, стабильность убедительных и искренних интонаций.
Всё это основы высокого профессионального уровня педагога современного ДОУ
Искусству разговора с родителями воспитанников следует учиться, данному вопросу следует специально уделять внимание на педсоветах и методических объединениях. Не секрет, что в современных ДОУ часто работают воспитателями люди, не имеющие не только дошкольного, но вообще педа-готического образования, что значительно затрудняет процесс общения как с коллегами, так и с родителями. В связи с этим, формирование коммуникативной компетентности педагогов должно стать неотъемлемой частью профессиональной подготовки и переподготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Список литературы:
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. - СПб., 2011. - 400 с.
2. Виноградова И.А. Коммуникативное комплексность в социализации личности / И.А. Виноградова. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2002. - 78 с.
ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В МБДОУ МО Г. КРАСНОДАР «ЦЕНТР - ДЕТСКИЙ САД № 23»
© Полякова А.А.*, Первышева Л.В.*, Комарова И.В.*
Центр развития ребенка - детский сад № 23 «Вишенка», г. Краснодар
Данная статья раскрывает особенности и свойства вариативных форм дошкольного образования, специфику этих форм и необходимость в их существовании. Материал статьи буден полезен всем педагогам ДОО, может быть использован как консультация для педагогов, как лекционный материал на педагогическом совете.
Ключевые слова: вариативные формы дошкольного образования, инновационная деятельность в ДОУ, федеральный государственный образовательный стандарт.
Целью социальной политики в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование и увеличение охвата детей дошкольным образованием.
Реализация поставленной цели решается в рамках следующих приоритетных направлений:
- доступность дошкольного образования: развитие вариативных форм дошкольного образования;
- развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования: обеспечение доступности образования и определение образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями;
- психолого-педагогическая поддержка семьи: оказание помощи родителям, воспитывающим детей в семье.
Вариативные формы дошкольного образования:
- это современные модели, направленные на наиболее полное удовлетворение спроса населения на услуги дошкольного образования и качество оказываемых услуг, в том числе, на создание условий для
* Воспитатель.
* Воспитатель. " Воспитатель.