Для индивидуальной работы с ребенком мы использовали: методы сказкотерапии, арт-терапии, также для развития речи использовался метод пошаговых проб.
Сказка было средством общения и моделирования ситуаций, с которыми ребенок учился справляться. Потребовалось 10 сессий, чтобы Иван начал помогать рассказывать сказку, называя героев. Активно использовались музыкальные инструменты для работы со страхом, Иван сам пробовал, как звучат различные инструменты и уже через 8 встреч мог извлекать достаточно громкие звуки, не боясь их. Рисование пальчиковыми красками было неотъемлемой частью каждого занятия, ребенок успокаивался, дыхание становилось ровным, после нескольких встреч установил контакт глазами с психологом во время рисования. Затем во время рисования начинал улыбаться. Если предложения рисовать от психолога не поступало, говорил сам: «Хочу рисовать».
С семьей также проводилась работа, в ходе которой мать стала терпимее к проявлениям сына, перестала обесценивать сдвиги в его развитии, возобновила общение с подругами.
Результатом индивидуальной работы с ребенком в совокупности с психологическим консультированием семьи стало: более теплые отношения между матерью и ребенком (Иван реже стал избегать прикосновений матери), ребенок практически прекратил проявлять аутоагрессию, стал спокойно реагировать на незнакомых людей.
Подобного вида «Индивидуальные маршруты» мы разрабатываем каждый раз, когда всте-чаемся на консультациях с детьми, подобными описанному.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дубровина И.В. Практическая психология образования. / Ирина Дубровина, Алла Андреева, Нина Гуткина, Елена Данилова, Дмитрий Лубовский, Анна Прихожан, Наталия Толстых. - Питер, 2009. - 592 с.
2. Жуков Д. Е. Особенности картины мира детей с аутизмом // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, спец. психологии: Мат-лы III съезда РПА и науч.-практ. конф. Курск. 20-23 октября 2003 г. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. - 271 с.
3. Мамайчук И.И.. Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб.: Речь. 2007. - 288 с.
4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.
5. Молодцова Т.Д.Объективные и субъективные источники, спосоствующие дезадаптации детей в семье.//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2014 №3-1 - С.72-44
6. Никольская О. С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение / Никольская О. С., Аршатский А.В., Аршат-
ская О.С., Баенская Е.Р., Веденина М.Ю., Костин И.А., Либлинг М.М. -- М.: Теревинф. 2011. - 221 с.
7.Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. -- М.: Теревинф, 2007.
8.Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей. - М.: Академический проект, 2004. - 560с.
А.А. Скляренко
КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ПРОДУКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Аннотация. В статье говорится о важности взаимодействия родителей и педагогов на уровне дошкольного образования. Автор выделяет основные исследовательские подходы к проблеме социально-педагогической поддержки семьи. Обозначены направления социально-педагогического сопровождения, его задачи и формы работы с родителями. Представлены этапы деятельности родительского клуба, а также примерная тематика мероприятий.
Ключевые слова: Дошкольное образование, клубная деятельность, семейное воспитание, социально-педагогическая поддержка, родительский клуб.
A.A. Sklyarenko
CLUB ACTIVITY IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A PRODUCTIVE FORM OF ORGANIZATION OF WORK WITH PARENTS UNDER CONDITIONS OF
REALIZATION OF GEF Dos
Annotation. The article talks about the importance of interaction between parents and teachers at the level of preschool education. The author identifies the main research approaches to the problem of social and pedagogical support of the family. Areas of social and pedagogical support, its tasks and forms of work with parents are indicated. The stages of the activity of the parent club are presented, as well as the approximate topics of the events.
Key words: Pre-school education, club activities, family education, social and pedagogical support, parent club.
Обновление дошкольной образовательной системы в современных условиях развития образовательного кластера связано с совершенствованием семейного воспитания, сотрудничеством родителей и педагогов образовательного учреждения. Одним из важнейших условий модернизации дошкольного образования является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами [6].
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является обеспечение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи [7].
Значительные изменения в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста связаны с переходом дошкольных учреждений на ФГОС ДО, в котором выделены три субъекта образовательного процесса: ребенок, воспитатель и родитель. Одним из ключевых принципов дошкольного образования является взаимодействие организации с семьей (пункт 1.4. ФГОС ДО) и соответственно рассматривается задача «обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [5].
В педагогическом дискурсе родители (законные представители) воспитанников ДОУ являются непосредственными участниками образовательных отношений. Продуктивность и эффективность взаимодействия детей, родителей и педагогов зависит от того, как складывается сотрудничество взрослых в этом процессе. Результат воспитания будет успешным при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами с едиными взглядами на образовательный процесс, с совместно выработанными общими образовательными целями и задачами.
Мы знаем, что в условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт подрастающего поколения, семейная среда определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Родители являются первыми педагогами, они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Поэтому традиционно основным институтом социализации личности является семья, что особенно важно в современной социальной ситуации в обществе, отличительными чертами которой становятся снижение роли авторитета взрослых, атомизация общества, уничтожение исторической памяти. В современной педагогической науке семья рассматривается как особый социокультурный институт, от которого во многом зависит стабильность и устойчивость существования общества
[4].
Мы доказали, что для обеспечения благоприятных условий жизни ребёнка, формирования полноценной и гармоничной личности необходимо укрепление и развитие сотрудничества и взаимодействия детского сада и семьи.
Современные психолого-педагогические исследования посвящены следующим направлениям семейного воспитания: социально-педагогическое сопровождение семьи (Ю.Ю. Бочарова, Н.А. Старосветская, Ю.А. Черкасова), сотрудничество образовательных учреждений с семьей (Ю.П. Азаров, Т.В. Волкова, П.П. Пивненко), профессиональная подготовка педагогов к организации семейного воспитания (О.А. Абдуллина, О.С. Гребенюк, В.А. Сластенин, Н.М. Халимова, Н.В. Чекалева), развитие родительской компетентности (А.А. Бодалев, М.О. Ермихина, М.А. Евдокимова, В.В. Селина). Для нашего исследования интересен опыт проектирования инновационно-интегрирующей модели социально-педагогической поддержки семьи, разработанной коллективом Таганрогского института имени А.П. Чехова, включающей активное внедрение практико-ориентированных форм работы с родителями, совершенствование методической платформы [2].
Рассмотрение проблемы семейного воспитания в современной социокультурной действительности позволяет утверждать, что общественный кризис становится причиной распада семьи, отчужденности, оторванности ребенка от родителей. В социальном контексте проявлениями кризиса семьи можно отметить следующие признаки: нестабильность, малочисленность, феминизация, ослабление воспитательной роли отцов, которые отрицательно отражаются на характере семейного воспитания. Рост социального сиротства, детская беспризорность, виртуализация действительности, гаджетомания, отсутствие эмоциональных связей с родителями, насилие в семье -все это негативные проявления современной семейной ситуации.
В связи с этим актуальной является проблема поиска эффективной модели социально-педагогической поддержки семьи, форм сотрудничества с семьями воспитанников, основные направления которых являются: изучение потребностей родителей и психолого-педагогическое просвещение родителей.
Исходя из этих направлений, осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников, целевые ориентиры указанной деятельности представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Основные задачи взаимодействия педагога с родителями
Задачи по взаимодействию с семьей Форма работы с родителями
Изучение семей детей, изучение семейного опыта воспитания и обучения детей Беседы, наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование
Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ Семейные досуги, праздники, клубная деятельность, открытые занятия, викторины, проектная деятельность, совместное творчество.
Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии Тренинги, круглые столы, консультации, родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы.
Представим этапы взаимодействия педагога с родителями, исходя из представленных выше целевых ориентиров.
Первый этап - демонстрация родителям положительного образа ребенка, что является толчком для установления доброжелательных отношений между родителями и воспитателями с установкой на дальнейшее сотрудничество. Значимость данного этапа связана с существующей негативной тенденцией фиксации отрицательных проявлений развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка в соответствии с его возрастными особенностями.
Третий этап предполагает индивидуальные формы работы педагога, связанные с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка [3].
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагога, включающая совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.
Одной из инновационных форм взаимодействия родителей и ДОУ является родительский клуб, который транслирует качественно новые возможности, как для семьи, так и для дошкольного образовательного учреждения [1]. Семья дошкольника нуждается в компетентной помощи, а клубная деятельность - эффективная форма организации дифференцированного сопровождения и просвещения родителей.
Наряду с этим, клубная работа раскрывает перед ДОУ возможности для организации совместной работы, педагогов и родителей, т.к. позволяет:
• организовать дифференцированные группы в зависимости от особенностей и потребностей каждой семьи;
• руководствоваться принципом добровольного участия родителей в мероприятиях;
• организовать планомерную, систематическую работу с семьями воспитанников.
Цель деятельности родительского клуба - комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогом ДОУ, гармонизация детско-родительских отношений; повышение родительской компетенции в вопросах воспитания и образования детей.
Основными задачами работы родительского клуба являются:
• психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей конкретной семьи;
• создание условий для гармонизации детско-родительских отношений, обогащение форм игрового взаимодействия родителей с ребенком;
• подключение родительского ресурса к обеспечению успешной социализации ребенка;
• обмен опытом семейного воспитания.
Технология организации и функционирования родительского клуба имеет логическую структуру и определенные этапы.
На подготовительном этапе работа строится по следующим направлениям:
• проработка нормативно-правовой базы организации родительского клуба;
• распределение обязанностей педагогов ДОУ;
• планирование деятельности родительского клуба;
• информирование родителей о работе родительского клуба.
Основной этап реализуется в двух блоках: инвариантном (взаимодействие со всем контингентом родителей) и вариативном (взаимодействие с дифференцированными группами родителей).
Инвариантный блок - это основа дальнейшего дифференцированного психолого-педагогического просвещения и сопровождения: оказывается помощь в овладении системой психолого-педагогических знаний об особенностях и закономерностях формирования личности ребенка дошкольного возраста, обогащения контента взаимодействия с ребенком.
На основе мониторинга изучения семей формируется вариативный блок, подразумевающий работу с дифференцированными группами родителей на основе принципа добровольности. В зависимости от выявленных особенностей, трудностей и потребностей семей отбирается содержание, формы и методы работы.
На контрольном этапе происходит оценка эффективности проделанной работы в соответствии с поставленным целями и задачами.
Показателями эффективности работы родительского клуба являются:
• снижение конфликтности в работе педагогов и родителей;
• повышение посещаемости мероприятий;
• высокая активность родителей;
• увеличение количества индивидуальных консультаций педагога-психолога и других специалистов ДОУ;
• изменение характера запросов при консультировании.
На основе анализа психолого-педагогической литературы представим виды родительских клубов, которые широко используются в практической деятельности ДОУ: клуб будущих родителей, клуб молодая семья, клуб родителей будущих первоклассников и др.
Далее рассмотрим примерную тематику практической деятельности родительских клубов. Примерная тематика мероприятий в родительском клубе в инвариантном блоке взаимодействия с семьей
• Возможности детского сада в социализации ребенка.
• Дошкольный период: особенности воспитания ребенка.
• Гражданско-патриотическое воспитание в семье и детском саду.
• Игровая деятельность в жизни ребенка.
• Нравственно-эстетическое воспитание дошкольника.
• Физическое воспитание и развитие дошкольника в семье.
• Безопасная среда обитания.
• Социальное развитие в дошкольном возрасте.
• Развитие творчества в дошкольном возрасте.
• Маленький исследователь: познавательное развитие ребенка.
• Воспитательная роль мамы и папы в семье.
• Роль бабушек и дедушек в жизни ребенка.
для семей будущих первоклассников
• Кризис 7 лет: особенности психологического развития.
• Подготовка к школе: проблемы периода.
• Мотивационная готовность к школе.
• Подготовка руки ребенка к письму.
• Рабочее место первоклассника.
• Готовим к школе родителей.
• Квест «Играем в школу».
для родителей детей с трудностями в поведении
• Гиперактивный ребенок.
• Агрессивность в дошкольном возрасте.
• Медлительные дети.
• Детские страхи и их причины.
• Как помочь застенчивому ребенку.
для одиноких родителей
• Ребенок в особенных детско-родительских отношениях.
• Опыт семейного воспитания.
• О роли отца в воспитании дошкольника.
• Эмоциональное самочувствие ребенка в детском рисунке.
• Родители как психотерапевты для ребенка.
• Как помочь ребенку пережить потерю одного из родителей.
для многодетных родителей
• Дружба в многодетной семье.
• Семейный театр - традиция многодетной семьи.
• Семейный совет: коллегиальность в семье.
• Разновозрастный детский коллектив - особенности построения взаимоотношений.
• Трудовое воспитание в многодетной семье.
Представленное выше содержание деятельности родительского клуба может осуществляться в различных формах, например, консультирование, дискуссия, деловая игра, тренинг, театрализация, семинар и совместное развлечение.
Резюмируя, отметим, что сотрудничество родителей и педагогов возникает после длительной, системной работы. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. Семья и детский сад не могут заменить друг друга, а должны взаимодействовать на благо полноценного развития ребенка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского
сада и семьи ФГОС ДО - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128с.
2. Голобородько А.Ю., Кочергина О.А., Стеценко И.А., Грибанова В.А. Инновационно-интегрирующая модель социально-
педагогической поддержки семьи (на примере опыта Таганрогского института имени А.П.Чехова) // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2017. №7. С. 7-14.
3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
4. Мясникова И.С. Шатохина Е.Д. Современная семья - зеркало противоречий и проблем общества // Молодой ученый.
2017. №3. - С.458-460.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155
г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (Дата обращения 15.03.2018).
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 www.council.gov.ru/media/files/41d536d8ee9fec15756.pd (Дата обращения 15.03.2018).
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЭ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017
года http://zakon-ob-obrazovanii.ru/64.html (Дата обращения 15.03.2018).
М.А. Стажкова
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: исследование направлено на изучение организации трудового воспитания подростков. В работе рассмотрены эффективные условия трудового воспитания, виды трудовой деятельности, выделены психологические проблемы детей группы риска. В статье представлены результаты опытно-экспериментального исследования по трудовому воспитанию детей и подростков группы риска в МБОУ СОШ № 34 г. Таганрога.
Ключевые слова: трудовое воспитание, условия трудового воспитания, виды трудового воспитания, дети группы риска, формы трудовой деятельности с детьми группы риска.
M.A. Stazhkov
THE ORGANIZATION OF LABOR EDUCATION OF ADOLESCENTS IN THE RISK GROUP IN COMPREHENSIVE SCHOOLS
Abstract. research is directed on studying of the organisation of labour education of teenagers. In work effective conditions of labour education, kinds of labour activity are considered, psychological problems of children of group of risk are allocated. In article results are presented is skilled-experimental research on labour education of children and teenagers of group of risk in MBOU School № 34 of Taganrog.
Key words: labour education, conditions of labour education, kinds of labour education, children of group of risk, the form of labour activity with children of group of risk.