Научная статья на тему 'Развитие ценностного отношения к ребенку и его семье - основа взаимодействия ДОУ с семьей'

Развитие ценностного отношения к ребенку и его семье - основа взаимодействия ДОУ с семьей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
936
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕБЁНКУ / ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобзина Т.П.

В статье выдвигаются проблемы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, обосновывается актуальность модели взаимодействия, основанной на ценностном отношении к ребенку и семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие ценностного отношения к ребенку и его семье - основа взаимодействия ДОУ с семьей»

Развитие ценностного отношения к ребенку и его семье - основа взаимодействия ДОУ с семьей

Лобзина Т.П., аспирант ГОУ ДПО НИРО, г. Н.Новгород, Россия,

Аннотация: В статье выдвигаются проблемы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, обосновывается актуальность модели взаимодействия, основанной на ценностном отношении к ребенку и семье.

Ключевые слова: модель взаимодействия, ценности, ценностное отношение, субъекты образовательного процесса.

Основы воспитания личности, первоначальная социализация ребенка, формирование фундаментальных ценностных ориентиров, целей, жизненных приоритетов закладываются в семье. Кроме того, в семье происходит становление таких качеств и психических новообразований, которое не может обеспечить ни один другой институт воспитания. Значение семейного воспитания подчеркивают многие отечественные педагоги и психологи Е.А. Аркин, К.Д.Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, Н.В. Щелгунов, С.Л. Соловейчик, Т.А. Куликова, О.Л.Зверева, А.Н. Ганичева и др. Мы поддерживаем точку зрения Н.В. Щелгунова, который называет семью "микрокосмом того общества, которое её создало, и потому между обществом и семьей существует самая тесная солидарность, каждая семья настолько дурна или настолько хороша, насколько дурно или хорошо создавшее ее общество. Созданная сама обществом, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание". Современные законодательство и политика государства в области семейного воспитания определяют родителям роль первых педагогов, которые несут ответственность за воспитание детей, т.е. семье отведена роль "специфического социального института, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности". (Куликова Т.А., 1999, с.30). Таким образом, семья является неоспоримой государственной ценностью, имеющей сильнейшие рычаги воспитательного воздействия на будущих граждан страны. В связи с этим еще большая ответственность ложится на ДОУ при взаимодействии с семьями воспитанников. Эта деятельность приобретает особую государственную значимость, т.к. носит "общественно-политический характер" (Далинина Т.А., 2000, с.40), следовательно модель взаимодействия субъектов образовательного процесса педагог - родитель - ребенок требует кардинальных изменений. Преобладание просветительских форм работы в контактах с родителями со временем оказалось неэффективным, однонаправленность и авторитарность воздействия превратили связь с семьей в формальную процедуру, современный образованный родитель, способный найти любую необходимую для него информацию уже не соглашается с позицией ученика. Новая модель взаимодействия в отличие от традиционной для нас модели, предполагает эмпатию, признание приоритета интересов семьи, ребенка над интересами общества, направленностью взаимодействия с родителями прежде всего на решение проблем семьи. Т.е. в контексте данных направлений преобразования сотрудничества семейного и общественного воспитания на первый план выходит наивысшая социальная ценность - "Человек" и малое социальное сообщество - "Семья", а также развитие ценностного отношения к ребенку и к семье, как основных составляющих педагогической культуры общества.

В научных исследованиях проблема ценностей всегда занимала одно из ведущих мест. Аксиологические вопросы рассматриваются в работах Е.П.Ильина, М.С. Яницкого, Е. Ю. Мосеевой, Е.В. Палей, В.Н. Мясищева, М. С. Каган, В. П. Тугаринова.

Ценности - это предметы или явления, имеющие значимость для субъекта. Среди общепринятых в обществе ценностей каждый выбирает наиболее важные для себя и опирается на них. Однако, каждая из норм не может существовать в отдельности. Е.В. Палей рассматривает ценности как "аксиологическую систему, в центре которой находится человек. Ценностное сознание охватывает цели и идеалы, убеждения, нормы и принципы, взгляды на всю систему отношений человека с миром с точки зрения его заинтересованности." Все элементы ценностной системы взаимосвязаны, пересекаются и имеют иерархию, которая не стабильна и может изменяться под влиянием тех или иных факторов, обстоятельств. Во взаимодействиях, отношениях человека со всем окружающим проявляются предпочтения одних ценностей над другими. Ценностное отношение - это система отношений человека с миром, рассматривается не как оценочное отношение, а как личностно-смысловую устойчивую значимость.

Ценностным для человека становится только то явление, которое пережито в чувствах. «Путь освоения ценностей - это путь через переживания, эмоциональный опыт, «память сердца» - в этом заключается сложность их формирования. Эту мысль точно выразил В. Франкл: «Ценностям нельзя научить, их нужно пережить» (Франкл В.1990) Ценность - не отдельная единица, не самоцель, а возможность человека к преобразованию, движению в сторону новых приоритетных факторов. Развитие ценностного отношения - это создание новой реальности, системы отношений, ядро которых перемещается от биологических, материальных, карьерных потребностей к социально-культурным, духовным.

Педагог, родитель, ребенок, семья - являются элементами аксиологической системы и не могут рассматриваться каждый в отдельности. Развитие ценностного отношения к семье, ребенку, педагогу происходит одновременно у всех элементов данной системы. Работа должна быть направлена на то, чтобы сделать педагогические ценности более устойчивыми, осознанными, значимыми, занимающими приоритетные позиции в рейтинге общечеловеческих ценностей, существенно влияющими на стратегию и тактику поведения и педагога, и родителя, и ребенка. При таких условиях «знаемые» мотивы, лежащие на уровне знаний-представлений, преобразуются в реально действующие мотивы - знания-убеждения. Именно ценности являются источником активности и деятельности человека, они определяют выбор способов поведения и взаимодействия с ребенком, реагирования на происходящие события в различных ситуациях.

В условиях образовательного учреждения педагог занимает инициирующую позицию в организации взаимодействия. Задача педагога во взаимодействии с семьей -не просто дать родителям набор педагогических ценностей, а помочь их осмыслить, прочувствовать, принять. Это может сделать человек с устойчивыми собственными убеждениями, обладающий ценностным отношением к ребенку и его семье. Данные психолого-педагогических исследований показывают что многие педагоги не готовы к реализации этих задач. Долгое время наше государство брало на себя главенствующую роль в воспитании подрастающего поколения, а проблема взаимодействия образовательного учреждения с семьей была поднята впервые в 60-ые годы прошлого века. С этим связаны проблемы субъект - субъектного взаимодействия педагогов с семьями. Во-первых, отсутствие навыков построения партнерского эффективного взаимодействия "на-равных" на основе ценностного отношения к ребенку и его семье, переход с позиции наставника к позиции равноправного субъекта педагогического процесса. Во-вторых, отсутствие специальных знаний по направлениям семейной педагогики, психологии, этике семейных отношений, антропологической теории, гуманистической педагогики, принципы которых отличаются от принципов общей

педагогики. С.Л. Соловейчик отмечает, что «педагогика - наука об искусстве воспитания детей, но не всех, а только чужих. Когда же дело доходит до собственных детей, то всякая наука вроде бы кончается и начинается неизвестно что. Для воспитания тысячи детей нужна наука управления, для воспитания одного - наука общения...» (Соловейчик С.Л., 1989). В-третьих, сегодняшняя культурная ситуация такова, что у современных родителей преобладают материальные ценности, а настоящие педагогические ценности ими не осознаются в должной мере, «отодвигаются» на периферию сознания, уступая место бытовым, финансовым, карьерным. Такие квази-ценности, по словам Н.Е. Щурковой, «деньги», «власть», «сила», «чревоугодие», «анархия», возведены в ранг наивысших ценностей. Педагогически значимые ценности, на вершине которых стоит «Человек», имеют место в иерархии потребностей, понимаются взрослыми как значимые, но не всегда эти ценности приводят к конкретному поступку или действию, обладают побудительной силой, формируют мотив к педагогической деятельности.

Безусловно, для родителей и педагогов вершиной аксиологической системы должен стать ребенок. Ценностное отношение к ребенку предполагает его понимание, принятие, признание его уникальности, гуманный стиль взаимодействия. Понимать ребенка значит, видеть его изнутри, смотреть на мир одновременно с двух точек зрения

- своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми (Петровский В.А., 1993). Приятие ребенка означает безусловное хорошее отношение к ребенку, забота и уважение его потребностей, толерантное отношение к его индивидуальности, независимо от того радует он в данный момент взрослых или нет (Петровский В.А., 1993). Признание уникальности ребенка - уважение самобытности его внутреннего мира, его непохожести на других, право на самоопределение, права голоса ребенка в решении проблем, выстраивание индивидуального пути развития (Петровский В.А., 1993). Партнерский, помогающий стиль взаимодействия предполагает разумную родительскую любовь и разумную требовательность, создание условий для роста и развития ребенка, ориентируясь на его интересы и способности, доверие и допущение того, что ребенок лучше взрослого знает свою собственную природу. Аналогично строится ценностное отношение и между другими составляющими ценностной системы. Е.Ю. Мосеева описывает 3 этапа становления ценностного отношения: 1 этап (прочувствованный) - усвоение идеи ценностного отношения, возникновение переживаний, эмоционального отклика на информацию; 2 этап (активный) - познанная ценность принимается или отвергается; 3 этап (деятельностный)

- сознательное изменения личности, вытекающее из принятия или непринятия ценности.

Наиболее эффективными в развитии ценностного отношения оказываются поисковые, активные методы, требующие осмысления, в сочетании с практическими методами, участия в деятельности и соорганизации педагогического процесса. Приведем примеры некоторых из них.

• Информационные стенды и дистанционное обучение по обозначению мотивационного поля. Знакомство с законодательством РФ в части обязанностей родителей: Закон РФ «Об образовании», Ст. 38 Конституции РФ, Статья 63 Семейного Кодекса РФ и др.

• Педагогические чтения (В.Г. Белинский «О родительской любви», В.А. Сухомлинский «Воспитание любовью», Ш.А. Амонашвили «Родился человек» (из кн. «Размышления о гуманной педагогике»), Кислов «Смыслы детства» и др.)

• Деловые и ролевые игры, упражнения. Ранжирование по степени значимости ценностей; выбрать методы поощрения и порицания, выбрать карточки с обязанностями ДОУ и обязанностями семьи и др.

• Тренинги, упражнения, управляемое и спонтанное взаимодействие взрослого с ребенком. Темы: «Принятие ребенка», «Личное пространство человека», «Стили воспитания в семье», «Положительный образ ребенка».

• Проблемные ситуации. Анализ ситуаций из жизненного опыта, художественной и педагогической литературы (Л.Ф. Островская "Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников" М., 1990; Г.Г. Петроченко "Педагогические ситуации в дошкольной педагогике", Минск, 1984). Вопросы родителям: Кто прав из взрослых, кто нет? Как бы вы поступили? Бывают ли такие ситуации в вашей семье? Ваши действия?

• Педагогические задачи. Поиск, выбор правильного решения из ряда альтернативных, прослеживание причин и последствий поступка и др.

• Дискуссии, обсуждения. Темы: «Цели и смыслы воспитания», «Сензитивные периоды. Когда чему учить».

• Моделирование способов родительского поведения (Успокойте плачущего малыша; Ребенок не желает выполнить вашу просьбу).

• Тесты, анкеты. «Выявление ведущих потребностей и ценностей, тест изучения уровня принятия ребенка взрослым (по методике А.И. Баркан), рисуночный тест «Моя семья», «Лесенка», самонаблюдение, самооценка и др.

• Родительские сочинения. Темы: «Традиции нашей семьи», «Детский праздник в семье», «Портрет моего ребенка», «Визитная карточка семьи».

• Проекты «Растим генеалогическое дерево», «Сами делаем азбуку» и др.

• Семейная библиотека - подборка книг для старших дошкольников, побуждающих родителей к размышлению, «работающих» на мотивацию их к педагогической деятельности, позволяющих задуматься о ценностном отношении, формирующих нравственные качества детей. Это книги Л. Толстого, К. Ушинского, В. Осеевой, В. Драгунского, Е. Пермяка, Н. Носова, А. Пантелеева, которые выдаются на дом для семейного чтения и в течение года каждая семья имеет возможность прочитать все книги.

• Праксиологические ситуации, предложенные Н. Е. Щурковой, представляют собой "побуждение к активной смыслотворческой деятельности, выявляя в случившемся факте ценностное содержание; свободное проявление суждений, переживаний и поступков" (Щуркова Н. Е., 2005). Ситуация встречи с прекрасным - красотой, произведением искусства, природой, прекрасными людьми. Ситуация встречи с трагическим -обсуждение, вызывающих боль, гнев, страдание, протест при проживании негативных состояний от восприятия нищеты, горя, смерти. Ситуация встречи с необычным -формирование нового взгляда на привычное, в привычном добре обнаруживать зло и трактовать отрицательное как позитивное. Последействием такой ситуационной встречи является уменьшение нетерпимости и проявления толерантности по отношению к человеку как таковому.

• Совместные праздники и развлечения, позволяющие сформировать положительный образ ребенка, родителей, педагога.

Современная концепция взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников, отраженная в ФЗ «Об образовании», Федеральных государственных требованиях к дошкольному образованию, ставит родителя, воспитателя и ребенка в позицию равноправных субъектов образовательного процесса. Центром внимания новой модели взаимодействия становится ребенок и его семья, а само взаимодействие приобретает "особую форму общения между родителями и воспитателями -доверительный деловой контакт" (Петровский, В. А. 1993. с.42 ). Подтверждением этому служит тот факт, что авторы разноплановых работ по педагогике и психологии связывают понятие "взаимодействие субъектов образовательного процесса" с такими категориями как "общение", "отношения". Переход на новую модель взаимодействия целесообразнее начать с изменения ценностных отношений между всеми элементами системы педагогических ценностей, с изменения условий, в которых ценностные отношения формируются активнее. Это и принятие роли субъекта; и построение партнерских отношений; и создание ситуация успеха; свободы выбора; и возможность постановки образовательных задач; и рефлексивная практика; информированность о

себе (кто я есть, что я хочу) и о ребенке (кто есть мой ребенок и что я хочу для него). В силу того, что сформировался спрос на родителя, обладающего ценностным отношением к ребенку, назначение педагогической науки и практики в данной ситуации - создать новую модель взаимодействия образовательных учреждений с семьями воспитанников, способствующую, прежде всего, формированию гуманной созидательной позиции родителей по отношению к ребенку и освоению родителями помогающего стиля отношений с детьми.

Библиография

1. Далинина Т.А. 2000. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. № 1. С. 41-44.

2. Куликова Т.А. 1999. «Семейная педагогика и домашнее воспитание»/Учебник для студентов средних и высших учебных заведений. М. 230 с.

3. Мосеева Е. Ю. 2009. Формирование ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома / Е. Ю. Мосеева // Ярославский педагогический вестник. №1 (58). С. 98-101.

4. Палей Е.В. 2006. Ценностное отношение как система Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ. №1.

5. Петровский В. А. 1993. Учим общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада/ В.А.Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина. М. 191 с.

6. Соловейчик С. Л. 1989. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей \ С. Л. Соловейчик . 2-е изд. М. 367 с.

7. Франкл В. 1990. Человек в поисках смысла. М. с.233 .

8. Щуркова Н. Е. 2005. Нежная педагогика. М. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.