педагогические науки
Рыбакова Мария Владимировна ФЕНОМЕН ЕДИНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ...
УДК 37.013
DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0059
ФЕНОМЕН ЕДИНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕМЬИ И ДОО: ПРОСТРАНСТВЕННО-СРЕДОВАЯ ПАРАДИГМА
© 2019
Рыбакова Мария Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии и педагогики Казанский инновационный университет им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП) (420111, Россия, Казань, улица Московская, 42, e-mail: [email protected])
Аннотация. Один из наиболее эффективных способов организованного целенаправленного влияния среды на детей - обучение и воспитание через особую организацию окружения тех, кто, взаимодействуя с этим окружением, получает образование и воспитание - понятие воспитательное пространство. Здесь мы рассматриваем пространственно - средовый аспект этого феномена. Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы создают информационную базу для работников образовательно-воспитательных организаций и работников системы образования в целом, которая позволит повысить эффективность подготовки педагогов дошкольного образования и педагогическую компетентность родителей. На данный момент в отечественной педагогической методической и программной литературе недостаточно проработана проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей в современных социально-экономических условиях. Поэтому мы ставим задачу определить наиболее оптимальные психолого-педагогические условия развития личности ребёнка в едином воспитательном пространстве семьи и ДОО, а также определить роль воспитательной среды в структуре единого воспитательного пространстве семьи и ДОО. В данном исследовании образовательное, и воспитательное пространство мы определяем как некую информационную систему передаваемых и реализуемых в практике общения ценностных представлений, смыслов жизни и т. д. Личность (взрослый, ребенок, подросток), погруженная в такое пространство, созидает определенное (позитивное или негативное) отношение к различным сторонам действительности, разрабатывает собственные жизненные перспективы. В статье освещена структурно-функциональная модель воспитательного пространства семьи и ДОО, представленная тремя срезами: средовый срез (среда ценностно-целевых установок, среда субъект субъектного взаимодействия, содержательный среда, процессуально коммуникативная среда), территориальный срез (семья и ДОО), уровневый срез (высокий, средний низкий уровни воспитанности детей).
Ключевые слова: воспитательное пространство, образование, воспитание, организация окружения, дошкольная образовательная организация, семья, педагогическая компетентность родителей, пространственно-средовый аспект.
PHENOMENON OF UNIFORM EDUCATIONAL SPACE OF THE FAMILY AND DOO: SPATIAL AND ENVIRONMENTAL PARADIGM
© 2019
Rybakova Maria Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of pedagogical psychology and pedagogics.
Kazan Innovative University of V. G. Timiryasov (IEML) (420111, Russia, Kazan street Moskovskaya 42, e-mail: [email protected])
Abstract. One of the most effective ways of organizing purposeful influence of the environment on children is through the special organization of the environment, those who, interacting with this environment, receive education and upbringing - the concept of educational space. Here we consider the spatial - environmental aspect of this phenomenon. The theoretical positions and conclusions contained in the study create an information base for employees of educational organizations and educational system as a whole, which will improve the efficiency of training of teachers of pre-school education and the pedagogical competence of parents. At the moment, the problem of the interaction of the pre-school educational organization with the family in modern socio-economic conditions is not sufficiently developed in the domestic pedagogical methodical and program literature. Therefore, we set the task to determine the most optimal psychological and pedagogical conditions for the development of the child's personality in the single educational space of the family and the OED, and to determine the role of the educational environment in the structure of the single educational space of the family and the OED. In this study, educational and educational space we define as a kind of information system transmitted and implemented in the practice of communication value concepts, meanings of life, etc. Personality (adult, child, teenager), immersed in such space, creates a certain (positive or negative) attitude to various aspects of reality, develops their own life perspectives. The article highlights the structural-functional model of the educational space of the family and the OED, presented in three sections: the environment section (environment of value and objectives, the environment, the subject of subject interaction, the content environment, the procedural communicative environment), the territory section (family and OED), the level section (high, medium low levels of education of children).
Keywords: education, magistracy, tasks, training of masters, two-level education system, higher education, economic direction, innovative-oriented model, innovative activity.
Современные дошкольные образовательные организации имеют богатый опыт сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания - одним словом, разностороннего развития детей.
Воспитатели ДОО, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольной образовательной организации и в семье, слаженного сотрудничества педагогов и родителей, обеспечить разностороннее развитие личности.
Теоретической базой наших изысканий являются труды современных ученых (Н.М. Метенова, Л.И.
Новикова, В.А. Караковского, Н.Н. Селивановой, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева), которые считают, что одним из важнейших условий, влияющим на эффективность сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи, является повышение уровня педагогической культуры семьи [1,2,3].
Теоретические положения и выводы, которые содержатся в нашем исследовании, создают информационную базу для работников образовательно-воспитательных организаций и работников системы образования в целом, которая позволит повысить эффективность подготовки педагогов дошкольного образования и педагогическую компетентность родителей.
Педагоги всех времен размышляли над вопросом, что имеет более важное значение в становлении лич-
Rybakova Maria Vladimirovna
PHENOMENON OF UNIFORM EDUCATIONAL ..
pedagogical sciences
ности: общественное воспитание или семья (школа, детский сад, другие образовательные организации). Ряд знаменитых педагогов склонялись в пользу семьи, ряд других признавали первенство общественных учреждений. [4] Так, Я.А. Коменский говорил о «материнской школе», подразумевая под этим последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок от матери. С Я.А. Коменским согласен другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: «семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление» [5,с.1б5].
Противоположной точки зрения придерживался социалист-утопист Роберт Оуэн, который считал семью одним из «зол на пути формирования нового человека». Его идея о возведении в Абсолют общественного воспитания ребенка с ранних лет активно осуществлялась когда-то в нашей стране с одновременным введением для семьи нового термина - «ячейка». В течение многих лет педагогическим сообществом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка. Необходимо отметить, что это диктовалось социально-историческими условиями, в которых оказалось на тот момент наше государство.
Так, оценивая педагогические возможности школы, А.В. Луначарский утверждал, что она «как государственно-воспитательное учреждение должна раньше, чем социальная жизнь, пропитываться новым духом, она должна возвыситься над бытом, от неё должны исходить воспитательные силы. Школа должна выправить те искривления, которые даёт ребенку жизнь»[6,7]. Вместе с тем он продвигал идею о том, что высокие положительные результаты в воспитании ребенка можно получить лишь, объединив усилия образовательного учреждения, общественности и семьи, при ведущей направляющей роли образовательного учреждения в области его воздействии на семью [8, с.289].
Подобного рода идеи развивал в своих трудах А.С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьёй». Макаренко всегда говорил о необходимости изучения и анализа условий жизни детей в семье педагогами с целью улучшения быта и воспитания детей, а также воздействия на родителей. При этом семейное воспитание, по его мнению, должно было играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества» [9,с.78].
Однако не все ученые придерживались этого мнения. Например, в 60-70е годы ХХ века актуальным стало сочетание семейного и общественного воспитания. Целью педагогических исследований того времени было научное обоснование форм и методов, обеспечивающих функционирование системы «образовательная организация - семья-общественность».
Здесь и зарождаются предпосылки современного феномена единого воспитательного пространства семьи и ДОО [10-15].
В трудах А.М. Низовой, И.В. Гребенникова, Н.П. Харитоновой и других авторов применялись различные термины: «взаимодействие семейного и общественного воспитания», «педагогическая пропаганда», «органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей», «педагогическое просвещение» и т.п. Так же в этих трудах анализировалась эффективность оказания педагогической помощи родителям [16, с.236].
Исследования, проведенные О.Л. Зверевой, а позже ее данные были подтверждены в работах Е.П. Арнаутовой, В.П. Дубровой, В.М. Ивановой, показывают, что отношение семьи к мероприятиям просветительского характера в области педагогики зависит, прежде всего, от того, как поставлена воспитательно-образова-
тельная работа в образовательной организации, от того, насколько активна администрация в этом вопросе, от её стремления решать вопросы педагогического просвещения родителей. Необходимо, чтобы поиск путей совершенствования работы с родителями не ограничивался нахождением новых форм, и гораздо больше внимания уделялось содержанию и методам работы с родителями.
Как показывает опыт наших исследований, современный родитель активно интересуется вопросами воспитания детей. Однако чаще всего его «консультантами» становятся интернет-источники, информация в которых зачастую не подвергается компетентной психолого-педагогической экспертизе. Современный родитель, как никогда, нуждается в тесном взаимодействии с педагогами дошкольных образовательных организаций по вопросам воспитания и образования, нуждается в квалифицированной педагогической поддержке и консультации.
Устное выступление педагога, непосредственное общение с аудиторией имеют более высокий эффект воздействия, нежели просмотр родителями телепередач, чтение книг (А.А. Леонтьев, Е.А. Ножин, Н.И. Мехонцев) [17,18], а получение информации в Интернете иногда может нанести и вред.
Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат ребенку эмоциональный комфорт, защиту, содержательную и интересную жизнь и в детском саду, и дома, их общие усилия будут способствовать развитию каждого дошкольника, его умению общаться со сверстниками, помогут ребенку подготовиться к школе, следовательно, такое взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации наиболее эффективно для всестороннего и гармоничного развития ребенка [19, с.56].
Детский сад - один из первых социальных внесемей-ных институтов, первых воспитательных организаций, с которыми вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение в области педагогики. От согласованной совместной работы родителей и воспитателей ДОО зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольной образовательной организации, а в частности методистов, воспитателей, администрации зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того, чтобы быть в авангарде педагогической просветительской работы относительно средств и методов дошкольного воспитания, ДОО в своей работе должно являться образцом такого воспитания и наставничества. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и методистов ДОО, охотно будут идти с ними на контакт.
Все эти факторы будут работать на создание и эффективное функционирование единого воспитательного пространства семьи и ДОО. Воспитатели должны постоянно повышать уровень своих педагогических знаний и умений, совершенствовать свое отношение к детям и родителям.
Серьезная подготовительная работа педагогов ДОО по выбору форм воспитания детей в дошкольных образовательных организациях, высокая квалификация работников дошкольной образовательной организации, а также постоянная поддержка и активное участие родителей в воспитательном процессе, тесное сотрудничество родителей и воспитателей способствует формированию единого воспитательного пространства семьи и ДОО.
Разностороннее гармоническое развитие ребенка требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на детскую личность. ДОО должно играть ведущую роль в создании такой согласованности, однако и семья в качестве первого института социализации имеет решающее значение для развития основных черт личности ребенка, для формирования у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети воспринимают первые
педагогические науки
Рыбакова Мария Владимировна ФЕНОМЕН ЕДИНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ...
уроки нравственных норм, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции, отношение ребенка к себе и окружающим.
В рамках создания единого воспитательного пространства семьи и ДОО крайне важно, чтобы одной из составных частей работы дошкольных образовательных организаций была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это нужно и для того, чтобы предотвратить и исправить ошибки, которые допускают родители в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение трудового воспитания детей, некоторые затрудняются в поисках педагогически верного подхода к детям, другие не уделяют должного внимания физическому воспитанию.
На данный момент в отечественной педагогической методической и программной литературе недостаточно проработана проблема сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в современных социально-экономических условиях. Поэтому мы ставим задачу определить наиболее оптимальные психолого-педагогические условия развития личности ребёнка в едином воспитательном пространстве семьи и ДОО, а также определить роль воспитательной среды в структуре единого воспитательного пространстве семьи и ДОО.
Понятие «воспитательное пространство» уже давно стало феноменом педагогической действительности. Анализ научных публикаций о воспитательном пространстве позволяет определить несколько «базовых» представлений об этом феномене: воспитательное пространство - это освоенная среда (социальная, природная, информационная, культурная), адаптированная к решению воспитательных задач.
Понятия «среда» и «пространство» не идентичны: если воспитательная среда - это данность, которая не предстает, как результат конструктивной деятельности человека, то пространство - есть результат педагогического освоения этой данности.
Воспитательное пространство не возникает само по себе или организуется приказом начальства - оно рождается внутри педагогической действительности благодаря деятельности специально организуемой. В нашем случае, деятельности воспитателей ДОО, родителей и воспитанников.
Воспитательное пространство способствует гуманизации детской жизни и процесса воспитания, если оно представляет собой пространство детской общности, если его наполняют реальные и значимые для современных детей вопросы, на которые они хотят найти ответы, если современные дети принимают его как собственную территорию, за которую они несут ответственность.
Создание воспитательного пространства определяется внутренними процессами, которые базируются на выборе педагогами приоритетов воспитательной деятельности, и внешними, означающими освоение окружающей среды сообществом детей и взрослых [9, с.154].
Известно, что среда всегда рассматривалась учеными как один из важнейших компонентов воспитательной системы, ее освоение базировалось на процессах формирования у детей ценностного отношения к миру и культуре, осознании себя в этом мире, развитии своего «Я», нахождении своего места среди других людей.
Воспитательное пространство должно быть единым - это его обязательная характеристика. Опыт показывает, что это не происходит стихийно. Можно говорить о том, что удалось создать единое воспитательное пространство тогда, когда внутренние и внешние силы направлены на достижение единства.
В последние годы, для идентификации системообразующих факторов процесса воспитания, ученые-педагоги, психологи пользуются понятием «воспитательное пространство». В толковом словаре С. И. Ожегова пространство трактуется как объективная реальность, форма существования материи, характеризующаяся протя-
женностью, объемом и временем [20, с.98].
В научной литературе под термином «пространство» понимается множество объектов и субъектов, между которыми установлены определенные отношения. Многие ученые рассматривают понятие «образовательное пространство», и, как правило, в тесной взаимосвязи с социальным воспитанием, определяя «образовательное пространство» фактором социального воспитания детей. По их мнению, образовательное пространство имеет не только характеристики пространства, но и времени, в которых функционируют определенные отношения в сфере содержания и организации образования.
Другие представители психолого-педагогического направления рассматривают пространство как среду, порождающую взаимодействие людей.
Постепенно через понятие «пространство», например в психологии, стали раскрывать не только социально-психологические явления. Исследователи стали пользоваться понятием «личностное пространство».
В педагогике часто используют понятие «образовательное пространство». Образовательное пространство понимается как сложный синтетический феномен, в котором представлены все аспекты функционирования и развития системы образования.
Образовательное пространство - широкое интегрированное понятие. Оно отражает образовательную протяженность, структурное сосуществование и взаимодействие любых возможных образовательных систем: их компонентов и образовательных событий. «Образовательное пространство может пониматься как форма существования трансляции социального опыта от поколения к поколению» В. И. Слободчиков утверждал, что образовательная среда как составляющая образовательного пространства не есть нечто однозначное и наперед заданное. Среда начинается там, где происходит встреча (пересечение) образующего и образующегося; где они совместно начинают ее проектировать и строить - как предмет и как ресурс совместной деятельности [21, с.23]
Воспитательное пространство связывается не только с идеей воспитания подрастающего поколения, но и с идеей самовоспитания. Понятия «образование» и «воспитание» в определениях близки между собой. А поскольку речь идет об образовательных организациях, то, скорее всего их трудно расчленить.
Мы считаем, что и образовательное, и воспитательное пространство могут быть определены как некая информационная система передаваемых и реализуемых в практике общения ценностных представлений, смыслов жизни и т. д. Личность (взрослый, ребенок, подросток), погруженная в такое пространство, созидает определенное (позитивное или негативное) отношение к различным сторонам действительности, разрабатывает собственные жизненные перспективы.
Ребенок, находящийся в неконтролируемом информационном пространстве (неорганизованном, вне системы воспитания) не всегда правильно ориентируется в нем, может запутаться в системе ценностей общества. Личностное, образовательное, воспитательное пространство должны быть объединены в единое целое. И главное место, на наш взгляд, здесь должно занять именно воспитательное пространство.
В моделировании воспитательного пространства имеет большое значение средовой подход. Воспитательное пространство и среда - это не одно и то же. Ю. С. Мануйлов под средой понимает все то, среди чего находится субъект [22]. Он может пребывать среди материальных и идеальных явлений, внешних и внутренних, постоянных и меняющихся обстоятельств, реальных и вымышленных событий [23, с.128].
Среда войдет в контекст воспитательного пространства дошкольной образовательной организации, если субъект (ребенок, воспитатель) взаимодействует со средой, изменяет ее и изменяется сам. Например, интел-
Rybakova Maria Vladimirovna pedagogical
PHENOMENON OF UNIFORM EDUCATIONAL ... sciences
лектуальная среда войдет в контекст воспитательного пространства дошкольной образовательной организации, если она обогащает, оформляет мысль ребенка, если ребенок поставлен в центр этого интеллектуального пространства. Он становится, с одной стороны, тем, кто привносит в пространство что-то новое, с другой -он впитывает то позитивное, что транслирует ему пространство.
Культурная среда как одна из составляющих воспитательного пространства способствует созданию атмосферы творческого саморазвития дошкольников. Это происходит в случае «погружения в искусство» не только на специализированных занятиях, но и в повседневной жизни детского сада. Например, игра в театр раскрывает феномен ролевого поведения, эстетически воспитывает, развивает способность детей к самопрезентации, более эффективно влияет на развитие «Я-концепции» дошкольников. К. С. Станиславский писал: «относительно творческих способностей артиста ... нужны: наблюдательность, впечатлительность, память (аффективная), воображение ... перевоплощение, вкус, ум, музыкальность, искренность, непосредственность, самообладание, находчивость, сценичность». Занятия в ДОО могут войти в воспитательное пространство, если будут особым образом выстроены [24, с.55].
В этом сущность воспитания дошкольника. С ребенком что-то происходит, и он впитывает идеи, ценности, установки, которые транслирует педагог. В рамках занятия в ДОО воспитательное пространство возникает, когда педагог, инсценирующий воспитательное поле, отбирает события (пропускает их сквозь призму своего творческого восприятия). В воспитательном пространстве на занятиях с детьми в ДОО воплощаются такие категории как, «созвучие, сомыслие, соучастие».
Эмоциональная среда включается в воспитательное пространство ДОО, если в нее входят специфические формы события: сопереживание, сострадание, сочувствие и т. д. Эмоциональный фон воспитательного пространства должен быть позитивным, рассудительно-спокойным, исключаются истеричность, негативизм. В тесной связи с эмоциями находится и коммуникативное поле среды. В ДОО формируются доброжелательные взаимоотношения, проявление заботы, поддержка по отношению друг к другу.
М. В. Шакурова, рассматривает воспитание как составную часть социокультурных процессов, при этом она характеризует воспитательное пространство, исходя из того, что оно: а) изначально «наполнено ценностями»; б) эти ценностные ориентиры и смыслы имеют характер уже отобранных, проверенных, одобренных [25, с.182].
Структурно-функциональная модель воспитательного пространства семьи и ДОО должна быть представлена тремя срезами средовый срез (среда ценностно-целевых установок, среда субъект субъектного взаимодействия, содержательный среда, процессуально коммуникативная среда), территориальный срез (семья и ДОО) уровневый срез (высокий, средний низкий уровни воспитанности детей). А это в свою очередь, предполагает взаимосвязь целостной воспитательной системы ДОО и семьи в качестве условия активизации образовательно-воспитательной деятельности педагога в обозначенном аспекте.
Таким образом, воспитательное пространство семьи и ДОО, являет собой «определенное культурное пространство со своими символами, традициями, ритуалами, способами «проживания».
Среди определяющих качеств единого воспитательного пространства семьи и ДОО выделим следующие:
-Воспитательное пространство семьи и ДОО может позволять ошибаться без тяжелых последствий, опасных для окружающих, обеспечивая широкий простор для поиска новых решений.
-Культурные объекты, которые присваивают воспитанники, действительно должны быть моделями
ных видов деятельности.
-Воспитательное пространство семьи и ДОО должно обеспечивать воспитаннику движение вперед с оптимальной для него скоростью, чтобы индивидуализировать воспитание.
-Воспитательное пространство семьи и ДОО обязано незамедлительно информировать ребенка о результатах его действий.
-Воспитательное пространство семьи и ДОО должно располагать к варьированию перспектив, предусматривать большое число различных их комбинаций, оно обязано быть очень гибким [26,с.93].
Таким образом, среда становится частью воспитательного пространства, если она воспринимается педагогами как объект педагогического воздействия, средство воспитания [26,с.92]. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. / О.Л.Зверева .-М.: ТЦ Сфер. - 2007. - 278с.
2. Зверева, О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. / О.Л. Зверева. - М.: Айрис - пресс. - 2006. - 329с.
3. Леонтьева, А. Родители являются первыми педагогами своих детей. /А.Леонтьева //Дошкольное воспитание. - 2007. - 138с.
4. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях/ Е.П. Арнаутова //Детский сад от А до Я. - 2004. - №4.
5. Арнаутова, Е. «Методы обогащения воспитательного опыта родителей. /Е. Арнаутова //Дошкольное воспитание. - 2007. - 297с.
6. Давыдова, О.И. Работа с родителями в ДОУ. / О.И. Давыдова
- М, «Сфера». - 2006. - 189с.
7. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И.Давыдова - М.: ТЦ Сфера. - 2005.
- 217с.
8. Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьей. / Л.Е.Осипова . - М. - 2008. - 332с.
9. Белова, Л.В. В семье будущий первоклассник. /Л.В. Белова.-М.
- 2008. - 448с.
10. Ремезова Л.А., Свешникова Т.Д., СтепановаМ.А. Становление и развитие партнерских отношений дошкольной образовательной организации и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 102-105.
11. Левитан М.П. Проектный подход к управлению качеством дошкольного образования в дошкольной образовательной организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 281-284.
12. Шкрыль Н.М., Шарафутдинова Л.Н. Взаимодействие дошкольной организации и семьи в вопросах развития у детей творческого потенциала //Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 124127.
13. Будаева Т.Ч., Намсараев С.Д. Об особенностях дошкольного и общего образования монголии // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 266-268.
14. Николаева Э.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста как условие их этносоциализации //Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 39-42.
15. Косогова А.С., Зайцева О.Ю. Аспекты системного подхода в дошкольном образовании //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 263-266.
16. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений. / Т.А. Куликова.
- М.: Издательский центр «Академия». - 2010. - 248с.
17. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова //М. - 2002. - 352с.
18. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. /Доронова Т.Н. //Дошкольное воспитание. - 2007. - 308с.
19. Выготский, Л.С. Основы педологии. / Л.С. Выготский.- М. -2007. - 389с.
20. Григорьева, Н. Как мы работаем с родителями. / Н. Григорьева// Дошкольное воспитание. - 2006. - №7. С.15-19.
21. Блонский, П.П. Педология. /П.П. Блонский .- М. - 2009. - 530с.
22. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова. - М.: Издательский центр «Академия». - 2009. - 409с.
23. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьёй /А.В. Козлова. - М: Сфера.
- 2009. - 427с.
24. Белоногова, Г., Хитрова, Л. Педагогические знания-родителям /Г. Белоногова//Дошкольное воспитание. - 2008. - 273с.
25. Шакурова, М.В. Программа, содержание, мониторинг по работе с семьей. / М.В. Шакурова//Целевая программа «Семья». - 2006.
- 275с.
26. Рыбакова М.В. Воспитательное пространство: структурный аспект /М.В. Рыбакова // Карельский научный журнал. - Тольятти, 2013.- № 4. - с.91-93.
Статья поступила в редакцию 17.05.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019