Научная статья на тему 'РОЛЬ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ'

РОЛЬ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Область наук
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / VALUE ORIENTATIONS / SOCIALIZATION / FAMILY / FAMILY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горобец А.С.

Семья на протяжении многих лет, является культурной, ценностной и информационной основой для становления личности. Формирование ценностных ориентаций личности - многосторонний процесс. Центральное место при формировании ценностных ориентаций, занимает семья, именно в ней формируются основные черты характера подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE FORMATION OF ADOLESCENT VALUE ORIENTATIONS

Scientific adviser: Sultanova T.A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Orenburg State University, Orenburg The family for many years, is a cultural, valuable and informative basis for the formation of the individual. The formation of personal value orientations is a multilateral process. The family occupies a central place in the formation of value orientations, it is in it that the main character traits of the younger generation are formed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ»

УДК 37.03

РОЛЬ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ

Горобец А.С., студент группы 15ПрофО(ба)ППД, Оренбургский государственный

университет, Оренбург

e-mail: nastenka19.12.96@inbox.ru

Научный руководитель: Султанова Т.А., канд. пед. наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Семья на протяжении многих лет, является культурной, ценностной и информационной основой для становления личности. Формирование ценностных ориентаций личности - многосторонний процесс. Центральное место при формировании ценностных ориентаций, занимает семья, именно в ней формируются основные черты характера подрастающего поколения.

Ключевые слова: ценностные ориентации, социализация, семья, семейное воспитание.

Для наук, изучающих человека и общество в целом, характерны проблемы, которые связаны именно с человеческими ценностями. Это говорит о том, что ценности являются некой интегративной основой, как для становления отдельной личности, так и определенной социальной группы, общества [2]. Семья на протяжении многих лет, является культурной, ценностной и информационной основой для становления личности. В тоже время, она является воспитательным и педагогическим пространством. «Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена» [1]. Семья играет важную роль в становлении ценностных ориентаций подростка, ведь в условиях семейного воспитания осуществляется развитие всех качеств личности, а также его социализация.

По мнению ряда ученых, процесс формирования ценностных ориентаций личности является непростым, но в то же время логичным. Данный процесс самостоятельно подготавливает условия для дальнейшего развития и является причиной саморазвития личности.

Кирьякова А.В. определяет ориентацию как процесс, который развертывается в пространстве и во времени. В процессе формирования ценностных ориентаций личность проходит ряд фаз [4, с. 578].

Во время первой фазы происходит освоение личностью ценностей, сложившихся в данном обществе. Например, осуществляется формирование именно ценностного отношения к определенным явлениям во всех сферах жизнедеятельности.

Во второй фазе осуществляется такое преобразование личности, на основе которой происходит присвоение ценностей. Например, переоценка ценностей на основе включения самосознания.

Третья фаза характеризуется такими процессами как: целеполагание, прогноз, проектирование. Благодаря чему, происходит формирование так называемого «образа будущего». Например, выстраивание собственной шкалы ценностей, их систематизация, согласование системы ценностных ориентаций.

По мнению Кирьяковой А.В., наполняемость фаз, зависит от многих факторов, таких как: диапазон ценностного познания, способность к прогнозированию, рефлексии, индивидуальных особенностей, но основным фактором наполняемости фаз, являются возрастные возможности личности.

Как считает Кирьякова А.В., на данных фазах функционируют такие механизмы, как: поиск - оценка - выбор - проекция, но для определенных фаз замечается разная степень насыщенности каждого механизма: присвоение ценностей характеризуется в основном поиском, а затем оценкой (выбор и проекция). Автор говорит о необходимости именно психологического и педагогического воздействия, личностных механизмов на развитие ориентации в определенно организованных ситуациях жизнедеятельности [5, с. 374].

Как показывает педагогический опыт, только в условиях семьи возможно сформировать ребенка полноценной личностью, полезной для общества, так как включения культурных норм и ценностей во внутренний мир человека первоначально закладывается личностью лишь в семейных отношениях. «Семья - исторически конкретная система взаимоотношений между родителями и детьми, малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью, общностью в физическом и духовном воспроизводстве населения». Он отмечает, что семья не только «воспитывает сама», но и «удобряет» или, наоборот, «истощает» почву для последующего общественного воспитания» [7].

Семья, является основным фактором для развития и социализации личности подростка. Приоритетом, при формировании определенных качеств личности, является семейное окружение. Каждый член этой малой группы, удовлетворяет свои интересы и социальные, культурные, духовные потребности независимо от возраста [6]. Педагогическая наука, рассматривает семью как особую среду, для социализации личности, формирования ее черт, которые задаются культурой данного социума. Безусловно, именно в процессе социализации и воспитания, формируется личность, человек обретает наполненную культурой сущность.

Процесс формирования личности подростка следует рассматривать как усвоение им культуры в семейном контексте, то есть рассмотрение семьи как единой системы межличностных взаимодействий, которые основаны на разного рода межличностных отношений. Такая система, с одной стороны, является замкнутой, то есть она следует правилам поведения, существующим именно внутри семьи, функционирует по собственной логике развития, передает имеющийся образ взаимоотношений между членами семьи. С другой же стороны, семья является открытой и динамичной системой. Безусловно, для подростка семья является одним из самых важных источников, путем которого присваивается внешний опыт, а значительное влияние на формирование ценностей, оказывают способы их освоения.

Непосредственная роль семьи во взаимоотношениях подростка с окружающим миром делает систему семейных отношений одной из главных источников в формировании ценностных ориентаций личности.

Таким образом, необходимо зародить в подрастающем поколении основы норм поведения и морали, освоения ценностей - личностных, семейных, общечеловеческих. Это говорит о том, что нужно создать в них, такую духовную основу, которая будет определять сущность внутреннего мира подростка, направленность состоящую в мировоззрении, убеждениях, знаниях, умения и навыках во взаимоотношениях и деятельности.

Литература

1. Батчаева, Х.Х. Этнопедагогическое пространство семьи // Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Майкоп, 2004. - С. 289.

2. Голуб, А.М. Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе досуговой деятельности // Социально-педагогическая работа. - 2009. - №4. - С. 53-57.

3. Гранкин, А.Ю. Педагогические аспекты современной семейной педагогики как составляющей личностно ориентированного образования // Сборник материалов

Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современной педагогики и системы образования». - Уфа, 2015. - 269 с.

4. Кирьякова, А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике / А.В. Кирьякова. - М.: Дом педагогики, 2008. - 578 с.

5. Кирьякова, А.В. Университеты в современном мире: аксиологический ресурс развития: учеб. пособие / А.В. Кирьякова, Л.В. Мосиенко, Т.А. Ольховая. - Оренбург: ОГУ, 2010. - 374 с.

6. Столяренко, Л.Д. Педагогический тезаурус / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина. -Ростов-на-Дону: МарТ, 2001. - С. 210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.