Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ: ОТ ТЕОРИИ К ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ: ОТ ТЕОРИИ К ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
684
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ / СИСТЕМНЫЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ / ПОДРОСТКИ ПОКОЛЕНИЯ Z

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челпаченко Татьяна Викторовна

Проблема формирования ценностных ориентаций личности, в частности, у подрастающего поколения, в современных реалиях приобретает особую актуальность. В данной статье проанализированы теоретические основания дискурса в области ценностных приоритетов современной молодежи; определена роль ценностей в жизнедеятельности человека; показан опыт педагога-гуманиста В. А. Сухомлинского в ориентации воспитанников на духовно-нравственные ценности. Также выявлены основания методологических подходов (аксиологического, системного, деятельностного) как стратегии изучения данного феномена. Особое место в работе уделено сложившимся к настоящему времени в педагогике механизмам ценностных ориентаций, которые вступают в противоречие с общей кризисной ситуацией духовно-нравственного развития современного общества. Проведены взаимосвязи между теоретическими основаниями изучения ценностных ориентаций личности и алгоритмами современных воспитательных технологий. На основе исследований психологов и педагогов выявлены изменения, происходящие в эмоционально-ценностной сфере личности подростков, особенности, положительные качества и характеристики личности поколения Z и механизмы востребованных воспитательных технологий, актуальных для детей цифрового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челпаченко Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PERSONAL VALUE ORIENTATIONS: FROM THEORY TO EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

The problem of the formation of value orientations of the individual, in particular, among the younger generation, in modern realities is of particular relevance. This article analyzes the theoretical foundations of discourse in the field of value priorities of modern youth; defines the role of values in human life; shows the experience of humanist teacher V.A. Sukhomlinsky in the orientation of pupils to spiritual and moral values. The foundations of methodological approaches (axiological, systemic, activity-based) are also revealed as a strategy for studying this phenomenon. A special place in the work is given to the mechanisms of value orientations that have developed to date in pedagogy, which come into conflict with the general crisis situation of the spiritual and moral development of modern society. The interrelations between the theoretical foundations of the study of values are carried value orientations of personality and algorithms of modern educational technologies. Based on the research of psychologists and teachers, the changes occurring in the emotional and value sphere of the personality of adolescents, the features, positive qualities and characteristics of the personality of generation Z and the mechanisms of popular educational technologies relevant for children of the digital generation are revealed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ: ОТ ТЕОРИИ К ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ»

УДК 371.4

Челпаченко Т. В.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ: ОТ ТЕОРИИ К ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Аннотация. Проблема формирования ценностных ориентаций личности, в частности, у подрастающего поколения, в современных реалиях приобретает особую актуальность. В данной статье проанализированы теоретические основания дискурса в области ценностных приоритетов современной молодежи; определена роль ценностей в жизнедеятельности человека; показан опыт педагога-гуманиста В. А. Сухомлинского в ориентации воспитанников на духовно-нравственные ценности. Также выявлены основания методологических подходов (аксиологического, системного, деятельностного) как стратегии изучения данного феномена. Особое место в работе уделено сложившимся к настоящему времени в педагогике механизмам ценностных ориентаций, которые вступают в противоречие с общей кризисной ситуацией духовно-нравственного развития современного общества. Проведены взаимосвязи между теоретическими основаниями изучения ценностных ориентаций личности и алгоритмами современных воспитательных технологий. На основе исследований психологов и педагогов выявлены изменения, происходящие в эмоционально-ценностной сфере личности подростков, особенности, положительные качества и характеристики личности поколения Z и механизмы востребованных воспитательных технологий, актуальных для детей цифрового поколения.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, аксиологический, системный, деятельностный подходы, педагогическая ситуация, технологии воспитания, подростки поколения Z.

Chelpachenko T. V.

FORMATION OF PERSONAL VALUE ORIENTATIONS: FROM THEORY TO EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Annotation. The problem of the formation of value orientations of the individual, in particular, among the younger generation, in modern realities is of particular relevance. This article analyzes the theoretical foundations of discourse in the field of value priorities of modern youth; defines the role of values in human life; shows the experience of humanist teacher V.A. Sukhomlinsky in the orientation of pupils to spiritual and moral values. The foundations of methodological approaches (axiological, systemic, activity-based) are also revealed as a strategy for studying this phenomenon. A special place in the work is given to the mechanisms of value orientations that have developed to date in pedagogy, which come into conflict with the general crisis situa-

tion of the spiritual and moral development of modern society. The interrelations between the theoretical foundations of the study of values are carried value orientations of personality and algorithms of modern educational technologies. Based on the research of psychologists and teachers, the changes occurring in the emotional and value sphere of the personality of adolescents, the features, positive qualities and characteristics of the personality of generation Z and the mechanisms of popular educational technologies relevant for children of the digital generation are revealed.

Keywords: values, value orientations, axiological, systemic, activity-based approaches, pedagogical situation, technologies of education, adolescents of generation Z.

Введение. Современная парадигма образования определяет в качестве одной из ведущих тенденций актуализацию ценностной составляющей воспитания. Период первых десятилетий XXI века был охарактеризован социальными и политическими явлениями, повлекшими за собой трансформацию традиционных ценностей, веками передававшихся от поколения к поколению. Несомненно, проблема формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения не может трактоваться однозначно. Ее изучали такие выдающиеся мыслители прошлого, как Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель. Они трактовали ценностные ориентации как определенные, вышестоящие над всем обыденным первоосновы, определяющие принципы нравственного сознания и поведения, в соответствии с которыми должна выстраиваться жизнь человека, когда он сталкивается с определенными жизненными ситуациями. Теоретические положения ряда ученых (А. В. Кирьякова, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Н. Е. Щуркова) доказывают, что ценности человека могут быть сгенерированы под влиянием природных факторов, а также в

процессе формирования на различных этапах жизнедеятельности личности [Кирьякова, 2019].

Материалы и методы исследования. При подготовке работы был использован историко-структурный метод анализа монографических трудов по проблеме ценностей и формирования ценностных ориентаций личности (В. А. Сухомлинский, А. В. Кирьякова, В. Г. Рындак, Н. Е. Щуркова). Также был использован историографический метод в ходе анализа архивных источников Педагогико-мемориального музея им. В. А. Сухомлинского (протоколы заседания педагогического совета, психолого-педагогического семинара, записные книжки).

Результаты исследования. Рассмотрим базовое понятие, которое позволит нам определить сущность категории «ценностные ориентации» - «ценности». Также на основе научного анализа первоисточников выделим наиболее значимые для нашей работы характеристики данной дефиниции.

В исследованиях философов под категорией «ценность» понимается то, что определенным образом «возвышено» над традиционными, базовыми потребностями человека. В

данном ключе ценность приобретает такую окраску, которая позволяет объективно оценить роль признаков, свойств, компонентов какого-либо явления окружающей действительности. Содержательное наполнение данных характеристик определяется потребностями и интересами людей на определенном витке развития общества. Особо отметим, что ценность несет в себе позитивную составляющую, в этом ее гуманистический посыл [Кирьякова, 2019].

В научных исследованиях социологов и педагогов ценности рассматриваются как формы отражения социального бытия. Они могут формироваться в процессе накопления опыта, практической деятельности людей. Ценности чаще всего связаны с общественной средой. Взаимосвязь с практикой можно проследить в ис-торико-педагогической ретроспективе, поскольку наблюдается определенная трансформация ценностей, их видоизменяемость. Ценности или эволюционируют, или теряют свою значимость на каждом новом витке развития общества. Таким образом, то, что еще вчера могло приниматься в качестве ценности, завтра воспринимается как псевдоценность или совсем перестает существовать [Кирьякова, 2019; Рындак, 2021].

Для нашего исследования важным является осмысление функционального подхода к определению роли ценностей в жизнедеятельности человека:

- в процессе принятия и присвоения ценностей личность накапливает свой социокультурный опыт; знакомится с традициями, существу-

ющими в различных структурах общества, приобщается к ним; входит в мир культуры;

- общественные трансформации способствуют появлению новых ценностей и сохранению уже существующих; отметим, что данный аспект существенно влияет на развитие культуры в целом, на существование так называемых «незыблемых, вечных» ценностей;

- ценностные основания живого слова, действий, поступков, мыслей человека, вещей, которые его окружают, заключается в том, насколько они способствуют саморазвитию и самосовершенствованию человека, и общественному развитию в целом.

Ценности для каждой конкретной личности и общественной структуры выполняют определенные функции: гносеологическую, активизирующую, дифференцирующую.

К сфере нравственных ценностей относятся объективно сложившиеся на определенном этапе развития общества нравственные категории, нашедшие отражение в традициях, обычаях, привычках. В данном случае важными для нас выступают основополагающие нравственные категории добра и зла. Добро мы рассматриваем как особую форму нравственного проявления того, что способствует оптимистической и счастливой жизни людей. Зло, наоборот, является отрицательным проявлением частной и общественной жизни человека в отношении к окружающим людям. Оно способствует разрушению личности и тормозит общественное развитие.

Кроме добра и зла, для растущего человека существенную роль выполняют нравственно насыщенные свойства личности, такие как: чувство стыда, чуткость к окружающим, совестливость. Он должен быть способен к анализу своих поступков и осуществлять самоконтроль поведения. Важным проявлением нравственной жизнедеятельности человека выступает чувство ответственности перед самим собой и окружающими людьми. Разумной мерой требования или воздания за нравственное поведение является справедливость. Подлинная нравственность предполагает сознательно принимаемую свободу воли. Данная позиция позволяет делать сознательный выбор определенной поведенческой позиции, принятия решений и ответственности за совершенный поступок или действие. Примером воспитания такого нравственного поведения являются педагогические ситуации, взятые из опыта В. А. Сухом-линского. Педагог считал, что воспитание стыдливости, совестливости, чуткости - это важнейшая педагогическая работа как родителей, так и школы. Дети более открыты и доверчивы, они чувствуют фальшь и лицемерие, но не всегда знают, как отреагировать на такие проявления жизни. В. А. Сухомлинский предлагал детям ситуации нравственного выбора, формируя, тем самым, их ценностные позиции. В классе на столе стояла небольшая вазочка. В нее ученики ставили осенние цветы - астры, хризантемы. Между учителем и учениками был договор: если у них все хорошо, они душевно спокойны, то в вазе будут цветы белого или розового

цвета. А если на столе темные цветы - синие или фиолетовые, то это сигнал тревоги. Что-то произошло! Найдя в один из дней на своем столе фиолетовую хризантему, Сухомлин-ский провел большую нравственную работу над собой, пытаясь понять, что ему хотели сказать дети. Причина же крылась в том, что ученики заподозрили его в недоверии к ним. Он никогда, выходя из класса на перемене, не забирал с собой часы. А в то послевоенное время часы были большой роскошью. Дети их рассматривали, трогали, любовались. А в один из дней он, не задумываясь об этом, взял часы с собой. Ребята подумали, что он перестал им доверять, побоялся, что они испортят либо уронят часы. В. А. Сухомлинскому пришлось проанализировать свои действия, понять, где он мог допустить ошибку и обидеть детей. Так своим примером педагог воспитывал чуткость, внимание, формировал эмпа-тическое поведение [Сухомлинский, 1974; Челпаченко, 2021].

Важной проблемой, входящей в сферу изучения нравственных ценностей, является осмысление сущности человеческого бытия. От того, насколько человек это осознает и принимает, зависит его человеческое счастье как наивысшая форма нравственного удовлетворения, вытекающая из осознания честности, правильности, благородства в выборе основной жизненной стратегии поведения.

В нашем исследовании исходными концептуальными положениями в формировании ценностных ориентаций личности являются:

- аксиологический (определяет сферу ценностей личности) подход, выступающий в качестве основополагающего в бытии человека, его можно считать своеобразным «миром ценностей». Этот мир, с точки зрения ученых, придерживающихся данной концепции (О. Г. Дробниц-кий, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, В. А. Караковский, А. В. Кирьякова, В. Г. Рындак, Д. Н. Узнадзе), применимо также понятие «культура ценностей». Аксиологический подход позволяет выстроить определенную систему «материальных и духовных ценностей как сложную иерархию идеалов и смыслов, выполняющих значимую роль для конкретного человека. В соответствии с постулатами аксиологического подхода ценности рассматриваются как предметный мир, изучаемый под углом зрения его значения в жизни конкретного человека. Этот подход выступает как определенный способ реализации субъектно-объектных отношений. Ключевые проблемы, которые рассматриваются в русле аксиологического подхода, - осмысление природы ценностей, их происхождение и социокультурная роль» [Кирьякова, 2019];

- системный подход как методологическая стратегия научного познания, в основе которой заложено представление об изучаемом объекте как системе. В данном аспекте нас интересовала позиция ученых И. В. Блауберга, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина, которые рассматривали систему ценностей как целостный комплекс взаимосвязанных элементов; как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих объектов,

отношений (А. Д. Холл, Р. И. Фей-джин); как базис регулирования поведения личности в социуме (И. А. Ильин, В. А. Караковский, А. В. Кирьякова, В. Г. Рындак) [Рындак, 2021].

Проведенный анализ научной литературы позволил выявить, что ценности, как смыслообразующая доминанта ориентации растущего человека в окружающей действительности, являются основой для будущего становления его гуманистических взглядов (концепция Р. М. Роговой); отражение в опыте практической деятельности таких высших ценностей, как Истина, Добро, Красота (А. Г. Маслоу). В данном аспекте необходимо уточнить, что мы рассматриваем «ценности для другого», которые также приобретают статус значимых как для самого человека, так и для окружающих его людей (В. П. Бездухов).

На основе вышеизложенного мы подошли к рассмотрению второй базовой категории нашего исследования - «ценностные ориентации». Ключевой методологической позицией в изучаемом вопросе стала закономерность о том, что «процесс формирования ценностных ориентаций рассматривается как восхождение личности к ценностям общества» (А. В. Кирьякова) [Кирьякова, 2019]. В данной связи осуществляется перевод ценностей из потенциальных в актуальные. Исследуемый процесс может также иметь определенные фазы, такие как: присвоение личностью ценностей (на основе поиска наиболее значимых и оценки их роли для конкретного человека); изменение личности на основе присвоенных

ценностей (в ходе оценки своего поведения и выбора наиболее оптимальных стратегий); самопроектирование (в процессе выбора и проектирования вариантов использования ценностных смыслов).

Анализ работ по проблеме формирования ценностных ориентаций личности позволил выявить «динамику качественных изменений самого процесса ориентации, в котором личность приобретает определенную траекторию движения» (А. В. Кирьякова). Таким образом, проектируется возникновение новых структурных образований и новых функций целостного «образа мира», «образа Я», «образа будущего», которые могут быть соотнесены с особенностями возрастного развития человека [Кирьякова, 2019].

Особую значимость для нашей работы представляют сложившиеся к настоящему времени в педагогике механизмы ценностных ориентаций, которые вступают в противоречие с общей кризисной ситуацией духовно-нравственного развития современного общества. Данные позиции обусловили решение проблем, связанных с потребностью в «гуманизации образовательного пространства» (И. Д. Демакова), в «формировании личностных ценностей на основе традиционных ценностей духовной культуры» (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Н. Д. Никандров).

В рамках нашего исследования уточним, что психологической основой ценностных ориентаций личности выступает многообразная структура потребностей, мотивов, целей, идеалов, интересов, убеждений,

включенных в процесс формирования ориентаций личности, выраженных ее социально-детерминированным отношением к обществу. Ценностные ориентации выполняют регулирующую функцию поведения личности и задают ее направленность. Ценностные ориентации - это одна из наиболее значимых психологических характеристик личности. Об уровне социальной и гражданской зрелости человека можно судить по тем ценностям, на которые он ориентируется в своей жизнедеятельности. Следовательно, ценностные ориентации - это жизненно-смысловые векторы субъекта, принятые и осознанные им в процессе приобретения опыта, адаптации к реальности, социализации, позволяющие индивидуальному сознанию сделать общественную духовную ценность собственным достоянием на основе уже принятых в обществе и зафиксированных значений.

«Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно прежде всего узнать его во всех отношениях», - писал на рубеже XIX-XX столетия великий отечественный педагог К. Д. Ушинский. Ситуация, сложившаяся в современном образовании, ставит больше вопросов, чем дает ответов, поэтому высказывание Ушинского не всегда удается полно-с т ь ю воплотить в реальную практику воспитания.

Кто они - современные школьники, подростки поколения Z (зуме-ров)? Как мотивировать их на учение, на подчас однообразный умственный труд, ведь любую информацию они могут найти с помощью одного клика мышки компьютера.

Освоенная и содержательно наполненная «корзина» педагогических технологий, используемых педагогами, сегодня находится под угрозой разрушения. Ведь педагоги привыкли творчески воплощать алгоритмы, методы, формы и средства воспитания, выступающие основой многих технологий. А теперь оказывается, что не все технологии сегодня работают.

Современного подростка нужно готовить к выживанию в обществе риска и неопределенности. Многое, что его окружает, он воспринимает через призму компьютерной игры. Группа, класс, дворовая компания - это зачастую не общность друзей и единомышленников, а лишь команда - временное объединение для индивидуального продвижения. У подростков сегодня нет необходимости что-то долгосрочно планировать, ведь во всех СМИ и в Интернете их преследует слоган: «Нужно жить здесь и сейчас».

Авторитетами подрастающего поколения становятся блогеры, тик-токеры, инстаграмщики. Молодым людям кажется, что можно достичь успеха и благополучия, не прилагая особых усилий к получению образования. Родители и педагоги не рассматриваются как безусловно уважаемые взрослые. С подростками нужно разговаривать на равных, воспринимая их как взрослых людей. И вникать в проблемы и темы «взрослого мира» дети начинают очень рано. Они считают, что взрослые ничем абсолютно не лучше них, включая учителей, и ожидают нормального, уважительного диалога.

Большую ломку и перестройку пережили базовые устойчивые человеческие ценности, такие как: уважительное отношение к старшим, непререкаемый авторитет родителей, принятие «слабости» женского пола, ответственность за слова, действия, поступки, невозможность пройти мимо больного, нуждающегося, попавшего в трудную жизненную ситуацию и другие.

Известный психолог

Д. И. Фельдштейн, работавший над проблемой смены поколений и отличительных черт подростков разных эпох, писал, что XXI столетие принесло много нового и пугающего старшее поколение педагогов-воспитателей. Это изменения, происходящие в эмоционально-ценностной сфере личности подростков:

- попытка присвоить ценности и авторитеты, чуждые российскому менталитету, образу жизни, культуре, моделям поведения;

- приоритет потребительского отношения к жизни, причем даже к человеческим отношениям. Молодому поколению внушается мысль, что каждый человек в отношениях пользуется другим человеком, и это нормально;

- все больше растет отчуждение между людьми, включая родственников. Слоган «я никому ничего не должен в этой жизни» становится всю более популярным и привычным;

- снижение чувства ответственности; особенно это бьет по модели будущих семейных отношений, когда молодые люди нацелены на

краткосрочные «пробные» браки, сожительство, отношения без обязательств.

В данной связи возникает потребность в адаптации технологий воспитания к сложившимся социокультурным и педагогическим условиям. Педагоги должны учитывать положительные качества и характеристики личности поколения Z, такие как:

- стремление узнавать новое;

- направленность на достижение цели, если сформирован мотив включения в тот или иной заинтересовавший их вид деятельности;

- постоянное движение и получение новых эмоциональных впечатлений;

- способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой;

- практикоориентированность - любимый вопрос: «где мне это пригодится в жизни?»;

- быстрота и легкость в освоении новых механизмов, инструментов;

- компетентность в вопросах, которые были не подвластны детскому восприятию еще десять лет назад;

- способность найти лучший источник, с помощью которого можно получить необходимые сведения [Арцимович, 2017].

Технологии воспитания, разработанные и вошедшие в практику на протяжении последних десятилетий, имеют важные ресурсы, позволяющие востребовать потенциал семейного воспитания, ценностных ориен-таций семьи, традиций народного

воспитания; особенностей среды (социума); авторских концепций воспитания.

Необходимо по-новому посмотреть на составляющие характеристики воспитательных технологий, подумать, как обновить их содержание. Целевой компонент должен предполагать постановку конкретных, реальных задач. Содержательный компонент отражает качества воспитанника, формируемые в той или иной технологии. Деятельност-ный компонент включает в себя методы, формы средства воспитания, актуальные для данного этапа развития педагогической науки и практики. Результативный компонент подразумевает получение конкретного предметного результата, проверяемого с помощью диагностических методик.

Среди наиболее востребованных сегодня технологий, которые актуальны для детей цифрового поколения, можем назвать следующие.

Технология предъявления педагогического требования Н. Е. Щур-ковой. Предъявление требования сочетает в себе и обязанность, и свободу выбора, и внутреннее неприятие или даже протест. Задача педагога -превратить требование в свободно проявляемое отношение [Щуркова, 2020].

Технологии игропрактик. В процессе их реализации учащийся умеет управлять собственным поведением в различных жизненных ситуациях, развитой коммуникацией и сферой самости, умеет планировать свою жизнь и логически мыслить.

Креативные технологии. Воспитанники развивают креативное

мышление, начинают конструктивно перестраивать свой образ жизни, становятся активными, гибкими, обладающими оригинальными идеями (фантазией), готовыми к эксперименту, проблемному решению возникающих задач, не боятся ошибиться, способны идти на риск.

Педагогика успеха. Технология педагогической поддержки. Подростки понимают свои жизненные потребности, умеют их реализовать, преодолевать трудности и решать проблемы соответственно нравственным и социальным нормам общества, верят в свои силы и возможности. Организуется поддержка ребенка как субъекта свободного самосознания, свободной деятельности, свободного поведения на основе согласия, опоры на его потенциальные возможности, веру в эти возможности, реализацию принципа «Не навреди!»

Выводы. В нашем исследовании «ценностные ориентации» понимаются как особый способ отражения в сознании человека тех глобальных общечеловеческих ценностей, которые признаны в обществе в качестве ключевых стратегических жизненных ориентиров и целей жизнедеятельности; они представляются как интегративное личностное качество, определяющее индивидуальную, социально одобряемую жизнедеятельность, основанную на высоких духовно-нравственных ценностях.

Таким образом, формирование ценностных ориентаций - это процесс, неоднозначно трактуемый и понимаемый, обусловленный его многоступенчатостью и сложностью, который зависит, в частности, от периодов взросления человека.

Педагоги при применении определенной технологии воспитания со школьниками, относящимися к поколению Z, должны помнить, что учащийся всегда в центре внимания. Цель подростков нового поколения -получить информацию, практическая польза владения которой будет очевидна. Мотивация обучающихся напрямую связана с тем, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания. Поэтому нужно чередование видов деятельности, способов подачи информации, позволяющих активизировать различные каналы восприятия.

Список литературы

1. Арцимович, И. В. Современное поколение: вызовы обществу или времени / И. В. Арцимович // Интерактивная наука. - 2017. - № 12. - С. 119-121.

2. Кирьякова, А. В. Аксиологические доминанты развития личности в цифровом мире / А. В. Кирья-кова, В. В. Мороз. - Текст : электронный // Приоритеты и ценности воспитания и развития личности в современном обществе : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., - Рязань : Рязан. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2021. - С. 73-76.

3. Кирьякова, А. В. Аксиология креативности : монография / А.В. Кирьякова, В. В. Мороз. - Оренбург : Университет, 2019. - 232 с. - Текст : непосредственный.

4. Рындак, В. Г. Педагогика / Рындак В. Г., Аллагулов А. М., Чел-паченко Т. В. и др. - Москва, Изд-во ИФРА-М. - 2021. - 421 с. - Текст : непосредственный.

5. Рындак, В. Г. Педагогическое познание сквозь призму синер-гетического подхода / В. Г. Рындак, А. М. Аллагулов, Т. В. Челпаченко. -Текст : непосредственный // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - № 5 (228). -С. 73-78.

6. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. -Киев : Изд-во «Радянська школа», 1974. - 288 с. - Текст : непосредственный.

7. Сухомлинский, В. А. Пав-лышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-воспитат. Работы в сел. сред. Школе / В. А. Сухомлинский. -Москва : Просвещение, 1979. - 393 с. - Текст : непосредственный.

8. Сухомлинский, В. А. Антология гуманной педагогики / сост. и авт. вступит. ст. Г. Д. Глейзер. -Москва : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1997. - 224 с. - Текст : непосредственный.

9. Челпаченко, Т. В. Дидактическая система В. А. Сухомлинского (теория и практика) / Т. В. Челпа-ченко. - Оренбург : Изд-во ОГПУ,

2012. - 280 с. - Текст : непосредственный.

10. Челпаченко, Т. В. Педагогические ситуации как феномен воспитания личности (по материалам педагогического наследия В. А. Сухом-линского) / Т. В. Челпаченко. - Текст : непосредственный // В сборнике: Непреходящие ценности педагогического наследия В. А. Сухомлинского в эпоху глобальных перемен. Материалы международной научно-практической онлайн-конференции. -Оренбург: ОГПУ. 2021. - С. 88-93.

11. Щуркова, Н. Е. Система достойного воспитания / Н. Е. Щур-кова, П. И. Арапова, Е. Ф. Баранова, С. В. Кулакова, Д. Г. Кропотин, С. И. Попова, В. Г. Рындак, Т. В. Челпа-ченко. Методическое пособие педагога-практика. - Москва, 2020. - 256 с. - Текст : непосредственный.

12. Эванс, Б. Я это совсем не продумала! Как перестать беспокоиться и начать наслаждаться взрослой жизнью / Б. Эванс. - Москва : Изд-во: Эксмо. -2019. - 256 с. - Текст : непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.