Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ДОСТОЯНИЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ АИДЫ ВАСИЛЬВНЫ КИРЬЯКОВОЙ'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ДОСТОЯНИЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ АИДЫ ВАСИЛЬВНЫ КИРЬЯКОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ТЕОРИЯ АКСИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рындак Валентина Григорьевна

Данная статья открывает рублику «Научные школы Урала» и определяет роль и значимость в педагогической науке исследований А. В. Кирьяковой, становление ее Оренбургской научной школы «Теория аксиологии образования». Определены реалии аксиологии образования, показан ход развития аксиологического потенциала обучающихся и преподавателей, взаимосвязь аксиологии и инноватики в образовательных системах. Освещена научная биография А. В. Кирьяковой, показаны ее исследования и исследования ее учеников в контексте проблемы становления личности в аксиосфере культур. Дана характеристика методологии исследования по ценностным ориентациям и ценностному самоопределению, современным ценностно-ориентационным технологиям. Сформулированы прикладные положения аксиологического подхода. Показана роль исследований А. В. Кирьяковой в постнеклассической парадигме науки посредством определения аксиологических ориентиров через призму универсума идей и ценностей, составляющих внутренний мир человека. Общественную духовную культуру и духовный индивидуальный мир личности автор рассматривает как самобытную иерархию личностных ценностей, определенных А. В. Кирьяковой. Уточнены базисные академические ценности, ценности личностного роста, гражданского общества, организационные ценности как структурные компоненты исследуемой теории. Названы основные научные проекты школы и основные труды А. В. Кирьяковой и ее учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рындак Валентина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS AND HERITAGE OF THE SCIENTIFIC SCHOOL AIDA VASILVA KIRYAKOVA

This article opens the section “Scientific Schools of the Urals” and determines the role and significance of A.V. Kiryakova, the formation of her Orenburg scientific school “Axiology of education theory”. The realities of the axiology of education are determined, the course of development of the axiological potential of students and teachers, the relationship between axiology and innovation in educational systems is shown. The scientific biography of A.V. Kiryakova shows her and her students reasearch in the context of the problem of the formation of personality in the axiosphere of cultures. The characteristic of research methodology on value orientations and value self-determination, modern value-oriented technologies is given. Applied provisions of the axiological approach are formulated. The role of A.V. Kiryakova in the post-non-classical paradigm of science through the definition of axiological guidelines via the prism of the universe of ideas and values that make up the inner world of a person is shown. The public spiritual culture and the spiritual individual world of the individual are considered by the author as an original hierarchy of personal values defined by A.V. Kiryakova. The basic academic values, the values of personal growth, civil society, and organizational values as structural components of the theory under study are clarified. The main scientific projects of the school and the main works of A.V. Kiryakova and her students are named.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ДОСТОЯНИЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ АИДЫ ВАСИЛЬВНЫ КИРЬЯКОВОЙ»

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ УРАЛА

УДК 378.2

Рындак В. Г.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ДОСТОЯНИЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ АИДЫ ВАСИЛЬВНЫ КИРЬЯКОВОЙ

Аннотация. Данная статья открывает рублику «Научные школы Урала» и определяет роль и значимость в педагогической науке исследований А. В. Кирь-яковой, становление ее Оренбургской научной школы «Теория аксиологии образования». Определены реалии аксиологии образования, показан ход развития аксиологического потенциала обучающихся и преподавателей, взаимосвязь аксиологии и инноватики в образовательных системах. Освещена научная биография А. В. Кирьяковой, показаны ее исследования и исследования ее учеников в контексте проблемы становления личности в аксиосфере культур. Дана характеристика методологии исследования по ценностным ориентациям и ценностному самоопределению, современным ценностно-ориентационным технологиям. Сформулированы прикладные положения аксиологического подхода. Показана роль исследований А. В. Кирьяковой в постнеклассической парадигме науки посредством определения аксиологических ориентиров через призму универсума идей и ценностей, составляющих внутренний мир человека. Общественную духовную культуру и духовный индивидуальный мир личности автор рассматривает как самобытную иерархию личностных ценностей, определенных А. В. Кирьяковой. Уточнены базисные академические ценности, ценности личностного роста, гражданского общества, организационные ценности как структурные компоненты исследуемой теории. Названы основные научные проекты школы и основные труды А. В. Кирьяковой и ее учеников.

Ключевые слова: научная школа, ценностные ориентиры, теория аксиологии образования.

Ryndak V.G.

VALUE ORIENTATIONS AND HERITAGE OF THE SCIENTIFIC SCHOOL

AIDA VASILVA KIRYAKOVA

Absract. This article opens the section "Scientific Schools of the Urals" and determines the role and significance of A.V. Kiryakova, the formation of her Orenburg scientific school "Axiology of education theory". The realities of the axiology of education are determined, the course of development of the axiological potential of

students and teachers, the relationship between axiology and innovation in educational systems is shown. The scientific biography of A.V. Kiryakova shows her and her students reasearch in the context of the problem of the formation of personality in the axiosphere of cultures. The characteristic of research methodology on value orientations and value self-determination, modern value-oriented technologies is given. Applied provisions of the axiological approach are formulated. The role of A.V. Kiryakova in the post-non-classical paradigm of science through the definition of axiological guidelines via the prism of the universe of ideas and values that make up the inner world of a person is shown. The public spiritual culture and the spiritual individual world of the individual are considered by the author as an original hierarchy of personal values defined by A.V. Kiryakova. The basic academic values, the values of personal growth, civil society, and organizational values as structural components of the theory under study are clarified. The main scientific projects of the school and the main works of A.V. Kiryakova and her students are named.

Key words: scientific school, value orientations, axiology of education theory.

Введение. Научная школа Урала - это педагогическое сообщество компетентных ученых, взглядов в исследовании конкретных научных направлений. Выработка и теоретическая систематизация объективных знаний, характеристика, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности составляет предмет их изучений на основе открываемых ими законов под руководством лидера.

Одним из таких лидеров в Оренбургском государственном университете является доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики, Почетный работник высшего профессионального образования, лауреат медали К. Д. Ушин-ского, Заслуженный деятель науки РФ, Аида Васильевна Кирьякова. Ее научная школа берет свое начало от ленинградской педагогической школы. В 1991г. она становится ученицей доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики Ле-

нинградского педагогического университета им. А. И. Герцена Тамары Константиновны Ахаян. В 1976 г. после окончания аспирантуры А. В. Ки-рьякова приезжает в Оренбург и в педагогическом институте им. В. П. Чкалова создает солидную теоретическую и практическую базу курса аксиологии образования. Сорок лет научно-педагогической деятельности в пединституте, а затем в ОГУ профессором А. В. Кирьяковой осуществляется становление Оренбургской научной школы в научной области «Теория аксиологии образования». Отметим, что Аида Васильевна исследует реалии аксиологии образования, а в последующем в Оренбургском государственном университете интерпретирует полученные данные в аксиологизации университетского образования. Это обеспечивается на основе развития аксиологического потенциала личности студента и преподавателя; исследования аксиологического аспекта

компетентностного подхода, взаимосвязи аксиологии и инноватики в образовательных системах.

Материалы и методы исследования. В качестве материалов исследования использованы научные труды и учебные издания А. В. Кирь-яковой, а также ее учеников. В качестве ведущего метода использован биографический метод, который позволил дать характеристику педагогической системы А. В. Кирьяковой в конкретно-исторических условиях.

Резулътаты исследования. «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь», - писал К. Прутков. Началом становления руководителя обозначенной научной школы является Оренбургский государственный педагогический институт, факультет иностранных языков, который Аида Васильевна окончила в 1970 г.

С 1970 по 1972 гг. она работала организатором внеклассной и внешкольной работы, учителем английского языка Грачевской средней школы, Оренбургской области. Завершив обучение в аспирантуре (Ленинградский государственный педагогический университет), в 1977 году она защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Формирование интернациональных убеждений подростков».

С 1976 по 1991 гг. А. В. Кирья-кова - ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры общей педагогики, декан факультета иностранных языков. В 1991 г. после окончания докторантуры (Санкт-Петербургский педагогический университет им. А. И. Герцена) она защитила диссертацию на соискание ученой степени

доктора педагогических наук по теме «Ориентация на социально-значимые ценности». С 1986 г. она заведует кафедрой общей педагогики ОГПУ, а с 1999 года является проректором по научной работе Оренбургского государственного университета, известным специалистом в области аксиологии образования. Одно из важнейших ее исследовательских направлений - развитие аксиологического потенциала личности. Основное внимание в исследовательской деятельности профессора А. В. Кирьяковой было уделено решению такой важной научно-практической проблемы, как природа ценностей.

Результаты ее исследований и исследований ее учеников как научные предпосылки были использованы А. В. Кирьяковой в работе над проблемой становления личности в аксиосфере культур.

Ею была разработана принципиально новая методология и освоен новый экспериментальный уровень исследований по ценностным ориен-тациям, ценностному самоопределению. В течение тридцати лет, в непосредственной связи с изложенным направлением научной деятельности, профессор А. В. Кирьякова занимается разработкой теории и практики ориентации личности в мире ценностей. Ею активно внедряются современные ценностно-ориентационные образовательные технологии в образовательном процессе университета.

Впервые в педагогике сформулированы важные прикладные для аксиологического подхода положения, которые отражены в постнеклас-сической парадигме педагогической

науки. Во-первых, это высокий уровень социальной регуляции, позволяющий представить целостное знание о теории ориентации личности в мире ценностей, которая включает как представления о природе ценностей и их месте в реальности, так и раскрывает структуру ценностного мира, особенности взаимосвязи ценностей между собой. Это объясняется тем, что человек был и есть высшей ценностью общества, и самоцелью общественного развития. В этом случае правомерно рассматривать аксиологический подход как методологический регулятив гуманистической педагогики.

Доказано, что аксиология - это основа новой философии образования и, естественно, методология современной педагогики. Известно, что в периоды методологической нестабильности осуществляется поиск новых ценностей, которые особенно востребованы в науке. Согласимся, что этим и объясняется своевременность становления и реализации теории ориентации личности в мире ценностей. И значимость рассматриваемой теории подтверждается, прежде всего, тем, что не только выявленные, но и упорядоченные и, наконец, систематизированные ценности повсеместно присваиваются человечеством и в XXI веке, так как они определяют его дальнейшее развитие.

Кроме того, в качестве регулятивных норм в современных реалиях выступают исследования социально значимых ценностей личности. Они раскрыты и просматриваются в процессе познания законов и закономерностей, сущности и содержания пост-

неклассической парадигмы. Очевидна утрата авторитетности интеллектуальной и культурной элиты общества в определении ценностно-смысловых ориентиров. Это является еще одной причиной необходимости изучения деятельности научной школы А. В. Кирьяковой, определения перспектив поиска базовых ценностных ориентаций современной личности.

Общеизвестно, что в процессе становления индивида личностью предполагается присвоение им тех ценностей, которые как раз и позволяют не только максимально удовлетворять его насущные потребности, но и провести их рефлексию, уточнить, какое значение придают наши современники потребности в самоактуализации, самореализации, понимают ли они их значимость для регламентации своей деятельности, личностного самоутверждения в обществе. Жизнедеятельность растущего человека многогранна, важно понять, коррелируют ли его разносторонние потребности с ценностями, которые проявляются в период самоопределения, самовыражения.

Кроме того, и незначительность духовности современного индивида в постнеклассической парадигме науки также актуализирует обращение к теории ориентации личности в мире ценностей, как на индивидуальном уровне, так и на уровне овладения личностно значимыми способами жизнедеятельности. Поэтому «доминантами педагогических исследований в научной школе профессора Кирьяковой выступают аксиологические ориентиры через

призму универсума идей и ценностей, составляющих внутренний мир человека» [Рындак, 2018, с.78]. Теоретический анализ и анализ научной деятельности А. В. Кирьяковой позволяет выделить наряду с высшими духовными ценностями личности ее способ видения и понимания вещей. Кроме того, понимание значимости духовности в жизни человека позволяет выделить его значимые ценности в современных реалиях. Отметим, что устойчивое постоянство эволюции духовных ценностей очевидно. Поэтому «система ценностей общества обусловливает процесс становления ценностных ориентиров отдельных личностей, проецируется в их сознание и поведение, создавая определенную шкалу ценностей поколения» [Ерошенкова, 2016, с. 16].

Это позволяет выделить одно из приоритетных в постнеклассиче-ской парадигме педагогической науки аксиологическое направление в исследовании смысла жизни, который правомерно выступает индикатором качества общечеловеческих ценностей.

Обращение к теории ориентации личности А. В. Кирьяковой и базисным ценностям (академические, ценности личностного роста, гражданского общества, и организационные) в условиях постнеклассической парадигмы науки позволяет, во-первых, признать значимость поликультурных ценностей и ценности «человек». Во-вторых, актуализировать вопрос «о степени влияния общечеловеческих ценностей на субъективное решение человека в их принятии» [Кирьякова, 2009].

Особо следует подчеркнуть, что общественную духовную культуру и духовный индивидуальный мир личности А. В. Кирьякова и ее ученики рассматривают как самобытную иерархию личностных ценностей, которые выступают в роли связующего звена между общественным и индивидуальным бытием. Они присваиваются индивидом как «предметно воплощенные ценности», зафиксированные в культуре в виде «ценностных идеалов в продуктах деятельности» (термин А. В. Ки-рьяковой). Так в ее теории ориентации личности в мире ценностей представлено деятельностное распредмечивание человеком сущности общественных ценностей, заложенных в материализованных произведениях культуры, характеризуется система личностных ценностей.

Одной из ведущих форм существования ценности в теории Кирья-ковой являются человеческие поступки. Они отражают воплощение общественных идеалов. В результате, ценности, кроме познавательного аспекта, выполняют регуля-тивно-целевую роль, что подчеркивает новизну понятия ценности и его отличие от других трактовок в педагогических исследованиях.

Анализ предпосылок исследования обозначенной теории в современном диапазоне педагогической науки позволил, во-первых, выявить, что именно сопряженность фундаментальных и прикладных исследований дает достоверное представление о построении картины познания, отражении ее реальности, ценностных факторах научного исследова-

ния, отражающего сущность авторской модели методологии, фундаментальные основы теории ориентации личности в мире ценностей А. В. Кирьяковой. Во-вторых, уточнить базисные академические ценности, ценности личностного роста и благополучия, ценности гражданского общества, организационные ценности как структурные компоненты исследуемой теории. Остановимся на их краткой характеристике.

Академические ценности интегрируют ценности интеллектуальной работы, знаний, исследований, научного поиска, определяют потребность личности в получении опыта, знаний и составляют содержание ее образования. Таким образом, процесс присвоения академических ценностей встраивается в поле стратегических ориентиров развития высшего образования в результате интеграции фундаментальных знаний с современными информационными технологиями, сопряженными с интеллектуальными, коммуникативными и креативными умениями. Значимой особенностью теории Кирьяковой является определение ядра академических ценностей (академическая солидарность, профессиональная компетентность, академическая ответственность, единство образовательного и исследовательского процессов, критическое мышление, междис-циплинарность исследований, элитарность университетского образования) [Кирьякова, 2010]. Научной новизной обозначенной теории несомненно является уточнение поступательного положительного самоосу-

ществления личности согласно ценностям личностного роста и благополучия.

В качестве инструментов личностного развития и реализации личностного потенциала правомерно выделение ценностей самоопределения, индивидуальности, субъект-субъектного отношения, адекватности человека среде и ситуации, конкурентоспособности.

Уточним, что значимым показателем адаптации растущего человека, а, следовательно, и ведущим критерием постнеклассической парадигмы педагогической науки выступает его познавательная самостоятельность, позволяющая обеспечить интенсификацию в построении картины познания.

О высокой осознанности воплощенных в деятельность ценностных ориентаций, социальной регуляции взаимоотношений людей, их осмысленного поведения свидетельствуют личностные ценности индивида. Они являются важным источником мотивации поведения каждого из нас. А процесс «обретения личностью смысла, целей и ресурсов собственной жизни в пространстве и времени образования в теории А. В. Кирьяковой рассматривается, как ценностное самоопределение» [Кирьякова, 2010, с. 126]. Они производятся и присваиваются в виде ценностей свободы, демократии, открытости, социальной справедливости, толерантности, социальной ответственности. А регулируются отношениями человека к человеку, человека к государству и обществу в целом вы-шеобозначенными базисными ценностями [Ерошенкова, 2016].

Организационные ценности, представлены нормами и правилами поведения в общности. Они прослеживаются в единстве действий людей в конкретной социальной группе путем осознания ценностей, принятия решений, согласования мнений и интересов, создания материальных ценностей и генерировании знаний.

Анализ теории и опыта ориентации личности в мире ценностей А. В. Кирьяковой в постнеклассиче-ском парадигмальном контексте дает основание утверждать: интеграция фундаментальных и прикладных исследований, интенсификация картины познания обеспечивают рождение новой глобальной модели базисных академических ценностей, ценностей личностного роста и благополучия, ценностей гражданского общества и организационные ценности. Они являются значимыми и востребованными в постнеклассической парадигме.

В научной школе А. В. Кирья-ковой модифицировано ценностное измерение научного знания, а предпосылками научного познания в рамках данной школы является система социокультурных и личностных ценностей.

Обсуждение результатов исследования. Исследование теории ориентации личности в мире ценностей в постнеклассической парадигме правомерно рассматривать как исследование сложных систем. Они выходят за рамки простого суммирования элементов. «Идеализированные педагогические исследования теории ценностных ориентаций личности дополняют их широким спектром вспомогательных признаков,

тем самым признавая социокультурную обусловленность как методологии исследования, так и содержания ценностей личности» [Рындак, 2018, с. 81].

Выделим основные направления научной школой А. В. Кирьяко-вой:

- формирование ценностных ориентаций обучающихся;

- ценностное самоопределение личности в субкультуре университета;

- формирование аксиологического потенциала во взаимодействии преподавателей и студентов;

- взаимосвязь аксиологии и ин-новатики в образовательной системе.

Заключение. А. В. Кирьякова является автором более 300 работ, ученых и учебно-методических пособий по педагогической аксиологии.

Аида Васильевна с 1995 по 1999 гг. и с 1999 по 2015 гг. возглавляла диссертационный совет ОГПУ и ОГУ. С 2015 г. является членом объединенного диссертационного совета. Под научным руководством А.В. Кирьяковой защищено 11 докторских и 67 кандидатских диссертаций.

А. В. Кирьякова и ее ученики неоднократно становились победителями региональных, всероссийских, международных научных конкурсов, выставок и обладателями грантов.

Уточним основные научные проекты научной школы:

1. Проект № Т0696 Темпуса, Европейский союз, Европейской комиссии по теме «Совершенствование системы обеспечения качества университетского образования» (2006).

2. «Реализация ценностного подхода в теоретических исследованиях, в вариативных моделях школы и региональном образовательном пространстве» (грант Министерства образования, руководитель А. В. Кирьякова, 1999).

3. Аксиологический аспект оценки качества университетского образования (грант фонда Евросоюза «Темпус», руководитель А. В. Кирьякова, 2007).

4. «Взаимосвязь аксиологии и инноватики в университетском образовании» (ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», ГК № П 640, руководитель А. В. Кирья-кова, 2009).

5. «Реализация аксиологического подхода в университетском образовании» (АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 гг.), соглашение № 2.1.3/3479, руководитель А. В. Кирь-якова, 2009).

6. «Развитие медиакомпетент-ности студентов университета» (АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 гг.)» ГК № 2.2.2.3/8216, руководитель Т. И. Мясникова, 2009).

7. «Модели и факторы социализации и воспитания детей-сирот в церковно-государственном образовательном сотрудничестве (на примере Оренбургской области)» (грант РГНФ и правительства Оренбургской области № 11-16-56003а/У, руководитель Н. А. Каргапольцева, 2011-2012 гг.).

8. «Организация и проведение конференции «Регионально-ориен-

тированные исследования филологического пространства» (грант РГНФ и правительства Оренбургской области № 16-14-56501г(р), руководитель И. Ю. Моисеева, 2016).

9. «Разработка региональной модели лингвистического образования в полиязычном Оренбуржье» (грант РГНФ и правительства Оренбургской области № 17-16-56004 а(р), руководитель И. Ю. Моисеева, 2017).

10. «Разработка научно-методических материалов по методическому сопровождению региональных оценочных процедур» (хоздоговор, руководитель О. А. Ольховая, 2017).

11. «Разработка подходов и методов повышения инженерно-технического потенциала региона средствами развития когнитивных способностей студентов в проектной деятельности» (областной грант № 31 от 31.07.2018, руководитель А. В. Кирьякова, 2018).

12. Грант Евросоюза Erasmus+ «От университета к рынку труда в XXI веке: шаг навстречу трудоустройству» (2020-2023).

Вышеизложенное позволяет утверждать, что достояние научной школы А. В. Кирьяковой очевидно, стабильно, результативно. Научная школа профессора Кирьяковой известна не только в уральском, но и всероссийском педагогическом сообществе.

Список литературы

1. Ерошенкова, Е. И. Аксиологические ориентиры образовательной реальности: от истоков к современности профессионального образования / Е. И. Ерошенкова. - Текст :

электронный // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». - 2016. - Т. 1. - № 4. - С. 9-15. - URL: https://cyberlenmka.ru/article/v/aksiolo gicheskie-orientiry-obrazovatelnoy-realnosti-ot-istokov-ksovremennosti-professionalnogo-obrazovaniya.

2. Кирьякова, А. В., Ольховая, Т. А. Реализация аксиологического подхода в университетском образовании / А. В. Кирьякова, Т. А. Ольховая. - Текст : непосредственный // Высшее образование в России. -2010. - № 5. - С. 124-128.

3. Кирьякова, А. В. Реализация ценностного подхода в педагогике школы: монография / под ред. А. В. Кирьяковой; А. А. Вершинина [и др.] ; Оренбург. гос. ун-т. - Оренбург : ОГУ, 2000. - 240 с. - Текст : непосредственный.

4. Кирьякова, А. В. Самоорганизация времени как фактор формирования 'Образа будущего' студента университета: монография / А. В. Кирьякова, Т. Н. Козловская. - Нижний Новгород : ВГПУ, 2006. - 142 с. -Текст : непосредственный.

5. Кирьякова, А. В. Аксиология образования: фундам. исследования в педагогике: монография / А. В. Кирь-якова [и др.]. - Москва : Дом педагогики, 2008. - 578 с. - Текст : непосредственный.

6. Кирьякова, А. В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей : монография / А. В. Кирьякова. - Москва : Дом педагогики, 2009. - 318 с. - Текст : непосредственный.

7. Кирьякова, А. В. Аксиология и инноватика университетского образования : монография / А. В. Кирья-кова, Т. А. Ольховая. - Москва : Дом

педагогики, 2010. - 204 с. - Текст : непосредственный.

8. Кирьякова, А. В. Аксиология образования. Прикладные исследования в педагогике : монография / А. В. Кирьякова, Т. А. Ольховая, И. Д. Белоновская. - Москва : Дом педагогики, 2010. - 293 с. - Текст : непосредственный.

9. Кирьякова, А. В. Аксиология креативности : монография / А. В. Кирьякова, В. В. Мороз; Оренбург : ОГУ. - 2014. - 225 с. - Текст : непосредственный.

10. Кирьякова, А. В. Аксиология креативности: монография / А. В. Кирьякова, В. В. Мороз. - Москва : Дом педагогики, 2014. - 225 с. -Текст : непосредственный.

11. Кирьякова, А. В. Инновационные образовательные технологии в образовательном процессе : монография / под общ. ред. Н. В. Лалетина. -Красноярск : Центр информации. -2014. - 216 с. - Текст : непосредственный.

12. Кирьякова, А. В. Аксиология креативности : монография / А. В. Кирьякова, В. В. Мороз. - 2-е изд., испр. и доп. - Оренбург : Университет, 2019. - 232 с. - Текст : непосредственный.

13. Рындак, В. Г., Баженова, Ю. А. Матричный анализ как метод исследования теории ориентации личности в мире ценностей в контексте изучения педагогических явлений постнеклассической парадигмы /

B. Г. Рындак, Ю. А. Баженова. -Текст : непосредственный // Вестник оренбургского государственного университета. - 2018. - № 4 (216). -

C. 76-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.