Научная статья на тему 'Матричный анализ как метод исследования теории ориентации личности в мире ценностей в контексте изучения педагогических явлений постнеклассической парадигмы'

Матричный анализ как метод исследования теории ориентации личности в мире ценностей в контексте изучения педагогических явлений постнеклассической парадигмы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
319
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТРИЧНЫЙ АНАЛИЗ / МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ / ТЕОРИЯ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ ЦЕННОСТЕЙ / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА НАУКИ / MATRIX ANALYSIS / METHODOLOGY OF PEDAGOGY / THEORY OF PERSONALITY ORIENTATION IN THE WORLD OF VALUES / POST¬NON¬CLASSICAL PARADIGM OF SCIENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рындак Валентина Григорьевна, Баженова Юлия Алексеевна

Современная российская наука переживает острый кризис, характеризующийся деструкциями идеалов и устремлений, генезис которых имеет своим началом идеологию социалистического общества. В основных чертах происходящие изменения характеризуют переход к постнеклассической парадигме, оказавшей большое влияние на все сферы социокультурного бытия человека и общества образование, идеологию, политику, экономику, религиозную жизнь. Среди системных трансформаций исключительное место принадлежит ценностной сфере личности, изучение которой является центральной проблематикой наук, ориентированных на признание глобальной методологической модели в контексте именно постнеклассической парадигмы. Предполагается, что матричный анализ смысловых преобразований теории ориентации личности в мире ценностей в контексте постнеклассической парадигмы позволит избежать сложностей общекультурного перепрограммирования и определения ценностных установок, наполнить идеалы и нормы научного познания педагогических явлений новым смыслом. В данной статье предметом матричного анализа является теория ориентации личности в мире ценностей в научной школе профессора А.В. Кирьяковой, поскольку она является образцом ценностно­личностной концепции, при составлении которой были в максимальной степени учтены постулаты постнеклассической парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATRIX ANALYSIS AS A RESEARCH METHOD OF THE THEORY OF PERSONAL ORIENTATION IN THE WORLD VALUES IN THE CONTEXT OF THE STUDY OF PEDAGOGICAL PHENOMENA POSTCLASSIC¬TION PARADIGM

Modern Russian science is experiencing an acute crisis, characterized by the destruction of ideals and aspirations, the Genesis of which is the beginning of the ideology of socialist society. The main features of the changes characterize the transition to the post non¬classical paradigm, which had a great impact on all spheres of social and cultural life of man and society¬education, ideology, politics, economy, religious life. Among the system transformations, the exclusive place belongs to the value sphere of personality, the study of which is the Central problem of Sciences focused on the recognition of the global methodological model in the context of the post¬non¬classical paradigm. It is assumed that the matrix analysis of semantic transformations of the theory of personal orientation in the world of values in the context of post¬non¬classical paradigm will allow to avoid the difficulties of General cultural reprogramming and determination of value attitudes, to fill the ideals and norms of scientific knowledge of pedagogical phenomena with new meaning. In this article the subject of matrix analysis is the theory of personality orientation in the world of values in the scientific school of Professor A. V. Kiryakova, because it is a model of value¬personal concept, in the preparation of which the postulates of postnonclassical paradigm were taken into account to the maximum extent.

Текст научной работы на тему «Матричный анализ как метод исследования теории ориентации личности в мире ценностей в контексте изучения педагогических явлений постнеклассической парадигмы»

DOI: 10.25198/1814-6457-216-76 УДК 152

Рындак В.Г., Баженова Ю.А.

Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия E-mail: ped@bk.ru; bazhenovay@yandex.ru

МАТРИЧНЫЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОРИИ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ ЦЕННОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ

Современная российская наука переживает острый кризис, характеризующийся деструкциями идеалов и устремлений, генезис которых имеет своим началом идеологию социалистического общества. В основных чертах происходящие изменения характеризуют переход к постнеклассической парадигме, оказавшей большое влияние на все сферы социокультурного бытия человека и общества - образование, идеологию, политику, экономику, религиозную жизнь.

Среди системных трансформаций исключительное место принадлежит ценностной сфере личности, изучение которой является центральной проблематикой наук, ориентированных на признание глобальной методологической модели в контексте именно постнеклассической парадигмы.

Предполагается, что матричный анализ смысловых преобразований теории ориентации личности в мире ценностей в контексте постнеклассической парадигмы позволит избежать сложностей общекультурного перепрограммирования и определения ценностных установок, наполнить идеалы и нормы научного познания педагогических явлений новым смыслом.

В данной статье предметом матричного анализа является теория ориентации личности в мире ценностей в научной школе профессора А.В. Кирьяковой, поскольку она является образцом ценностно-личностной концепции, при составлении которой были в максимальной степени учтены постулаты постнеклассической парадигмы.

Ключевые слова: матричный анализ, методология педагогики, теория ориентации личности в мире ценностей, постнеклассическая парадигма науки.

Ryndak V. G., Bazhenova Yu. A.

Orenburg state pedagogical University, Orenburg, Russia E-mail: ped@bk.ru; bazhenovay@yandex.ru

MATRIX ANALYSIS AS A RESEARCH METHOD OF THE THEORY OF PERSONAL ORIENTATION IN THE WORLD VALUES IN THE CONTEXT OF THE STUDY OF PEDAGOGICAL PHENOMENA POSTCLASSIC-TION PARADIGM

Modern Russian science is experiencing an acute crisis, characterized by the destruction of ideals and aspirations, the Genesis of which is the beginning of the ideology of socialist society. The main features of the changes characterize the transition to the post - non-classical paradigm, which had a great impact on all spheres of social and cultural life of man and society-education, ideology, politics, economy, religious life.

Among the system transformations, the exclusive place belongs to the value sphere of personality, the study of which is the Central problem of Sciences focused on the recognition of the global methodological model in the context of the post-non-classical paradigm.

It is assumed that the matrix analysis of semantic transformations of the theory of personal orientation in the world of values in the context of post-non-classical paradigm will allow to avoid the difficulties of General cultural reprogramming and determination of value attitudes, to fill the ideals and norms of scientific knowledge of pedagogical phenomena with new meaning.

In this article the subject of matrix analysis is the theory of personality orientation in the world of values in the scientific school of Professor A. V. Kiryakova, because it is a model of value-personal concept, in the preparation of which the postulates of postnonclassical paradigm were taken into account to the maximum extent.

Key words: matrix analysis, methodology of pedagogy, theory of personality orientation in the world of values, post-non-classical paradigm of science.

Мощный всплеск интегративных тенденций в науке, ускорение процессов междисциплинарного синтеза в поисках механизмов взаимосвязи природы, человека, общества и общих закономерностей их развития стали основанием для становления постнеклассиче-ской парадигмы.

Именно она оказала большое влияние на все сферы социокультурного бытия человека и общества, а следовательно, и на образование. Среди системных трансформаций правомерно выделение ценностной сферы личности, изучение которой становится центральной проблематикой современной педагогической науки.

Очевидным становится тот факт, что поступательные эволюционные сдвиги в сторону постнеклассической рациональности обеспечивают соединение когнитивных и ценностных параметров научно-педагогического познания, а, следовательно, требуют преобразования методологических приемов, норм и идеалов поисковой деятельности в области образования, методов исследования педагогических проблем.

Мы с Вами неоднократно убеждались, что постнеклассическая наука строится на признании субъектности научного знания, а «признание того, что человек есть неотъемлемая часть той реальности, которую он изучает, и составляет существо признания научного знания». [13, с. 438].

Объектом научного познания в современной постнеклассической парадигме выступают сложные, самоорганизующиеся и саморазвивающиеся системы, субъектом - индивид, его личностные качества и субъект-субъектные отношения. Реализация постнеклассических идей детерминировала становление теорий ориен-таций личности в мире ценностей и обновила круг исследовательских проблем, связанных с человеком и его деятельностью, его энергетической субъектностью, актуализировала идеал познания - аксиологические и ценностные характеристики бытия [2].

В постнеклассической парадигме педагогической науки теория ориентации личности в мире ценностей в научной школе профессора А.В. Кирьяковой представлена иерархией ценностей, системообразующее начало которых определяет, прежде всего, высокий уровень социальной регуляции. Целостное истинное знание о теории ориентации личности в мире ценностей включает представления о природе ценностей и их месте в реальности, структуре ценностного мира и взаимосвязи ценностей между собой.

Так как человек есть высшая ценность общества и самоцель общественного развития, то аксиологический подход выступает методологическим регулятивом гуманистической педагогики, а аксиология - основой новой философии образования и методологией современной педагогики.

Как известно, поиск новых ценностей особенно востребован в науке в периоды методологической нестабильности. Не этим ли

объясняется стабильность реализации теорий ориентации личности в мире ценностей: выявлены, упорядочены и систематизированы ценности, которые присваиваются человечеством в настоящее время и определяющие их дальнейшее развитие.

Специфическим методом исследования концептуально-сложных форматов ценностных ориентаций в контексте изучения педагогических явлений мы определили матричный анализ.

Именно матричный анализ смысловых преобразований теории ориентации личности в мире ценностей в контексте постнеклассиче-ской парадигмы позволил, во-первых, избежать сложностей общекультурного перепрограммирования и определения ценностных установок, наполнить идеалы и нормы научного познания педагогических явлений новым смыслом. Во-вторых, обеспечил моделирование и анализ многомерных матриц, моделей исследования, обозначенной проблемы. В-третьих, теории ориентации личности в мире ценностей демонстрирует исследовательские возможности.

А именно, раскрытие социально значимых ценностей личности постулируется в познании законов и закономерностей, сущности и содержании постнеклассической парадигмы в качестве регулятивных норм исследования. Утрата авторитетности интеллектуальной и культурной элиты общества в определении ценностно-смысловых ориентиров детерминировала обращение научной школы А.В. Кирья-ковой к поиску базовых ценностных ориента-ций личности.

Выявление системообразующего и смыс-лообразующего начала педагогического исследования теории ориентации личности в мире ценностей как способа его реализации и выражения в контексте постнеклассической парадигмы, стало возможным посредством использования системы исследовательских приемов матричного анализа.

На основании анализа процесса усвоения и присвоения личностью ценностных ориента-ций, предложенного в теории ориентации личности в мире ценностей А.В. Кирьяковой, нами были выявлены приемы матричного анализа: ориентировочный, оценочный, интегративный, технологический, прогностический. В даль-

нейшем, использование вышеобозначенных приемов позволило, во-первых, определить универсальные параметры систематизации ценностных ориентаций личности с учетом па-радигмальных принципов постнеклассической науки; во-вторых, рассмотреть возможности понимания границ « формируемости» человека как телесного, душевного и духовного существа, как личности и индивидуальности, как субъекта деятельности и общения в теории ориентации личности в мире ценностей в контексте пост-неклассической парадигмы науки.

Рассмотрим подробно приемы матричного анализа теории ориентации личности в мире ценностей.

Так, в качестве навигатора в выборе и присвоении личностью ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей, выступил ориентировочный прием, позволивший провести концептуальный анализ интегративного характера теории ориентации личности в мире ценностей.

Установлено, что процесс становления индивида личностью предполагает присвоение им тех ценностей, которые позволяют ему максимально удовлетворять насущные потребности. Это: потребность в самоактуализации и самореализации, предоставляющих право выступать полноценным и полноправным гражданином общества, которая регламентируется ценностями, связанными с утверждением в обществе. Социальные потребности, выражающие стремление личности вступать в разнообразные взаимоотношения с другими людьми, отождествляются с ценностями общения. Потребности в деятельностном характере своего бытия удовлетворяются в соответствии с ценностями, связанными с самосовершенствованием и самовыражением.

Гностический прием обнаружил разнообразные проявления деятельности и ее взаимосвязь с миром, обществом и природой. Выявлено, что в качестве объединяющего начала в этом случае выступают духовные и культурные ценности. А осознание личностью ценности как нравственной категории позволяет установить единое начало, сосредоточенное в ценностях «духовность» и «культура».

Многогранность духовности в контексте постнеклассической парадигмы науки смещает

акценты в изучении теории ориентации личности в мире ценностей с усвоения единичных понятий на овладение способами человеческого бытия. И доминантами педагогических исследований в научной школе юбиляра выступают аксиологические ориентиры через призму универсума идей и ценностей, составляющих внутренний мир человека. В соответствии с высшими духовными ценностями человек координирует способ видения и понимания вещей. Обращение к духовности утверждает ценности человека в стремительно меняющейся реальной действительности.

А.В. Кирьякова и ее ученики правомерно отмечают устойчивое постоянство эволюции духовных ценностей и подчеркивают, что «Система ценностей общества обусловливают процесс становления ценностных ориентиров отдельных личностей, проецируется в их сознание и поведение, создавая определенную шкалу ценностей поколения» [8, с. 16].

Выявлено, что одним из приоритетных аксиологических направлений в постнеклас-сической парадигме педагогической науки является исследование смысла жизни, как индикатора качества общечеловеческих ценностей. А использование оценочного приема позволило установить иерархические соотношения между ценностями, континуум которых и составляет общий смысл жизни личности, раскрывающий осознание индивидом своего бытия как собственно человеческого. Поиск человеком своего места в мире выступает в качестве условия произвольного подчинения всеобщему нравственному закону, возвышающему человека над его собственной природой.

Постнеклассическая парадигма науки провозглашает мировоззрение, следовательно и общечеловечность, важным ценностным ориентиром.

Использование оценочного приема позволило нам оценить значимость ценностей личности и, согласно теории ориентации личности А.В. Кирьяковой, выделить только базисные (академические, ценности личностного роста, гражданского общества, и организационные).

Ускоренные культурные изменения в условиях постнеклассической парадигмы науки, признающие значимость поликультурных ценностей и ценности «человек» актуализируют вопрос о

степени влияния общечеловеческих ценностей на субъективное решение человека в их принятии. Исследование согласования социально значимых ценностей и личностных требований в нашем опыте происходило путем использования интегративного приема, обеспечивающего выделение с помощью концептуального анализа основных характеристик теории ориентации личности в мире ценностей, интерпретируемых в контексте постнеклассической парадигмы.

Согласно теории ориентации личности в мире ценностей А.В. Кирьяковой общественную духовную культуру и духовный индивидуальный мир личности характеризует самобытная иерархия личностных ценностей, выступающая в роли связующего звена между общественным и индивидуальным бытием. В данном случае особый интерес представляет присвоение личностью «предметно воплощенных ценностей», зафиксированных в культуре в виде ценностных идеалов в продуктах деятельности. Путем деятельностного распредмечивания человеком сущности общественных ценностей, заложенных в материализованных произведениях культуры, закладывается система личностных ценностей.

Технологический прием определил ценности как нормы и идеалы подлинно действующих общественных отношений, которые, в свою очередь, и регулируют деятельность и поведение конкретной личности.

Так, относительно теории ориентации личности в мире ценностей А.В. Кирьяковой использование технологического приема позволило нам обозначить одну из форм существования ценности - человеческие поступки, являющиеся конкретным воплощением общественных идеалов. Следовательно, ценности, помимо познавательного аспекта, выполняют регулятивно-целевую роль, что существенно отличает понятие ценности от других научных дефиниций педагогических исследований.

Посредством технологического приема мы определили объективно значимые детерминанты ценности, обнаруживающиеся вследствие различных социальных отношений и деятельности. Таким образом, представление ценности в роли имманентного образования обязывает нас учитывать ее при оценке и описании поведения конкретной личности в контексте пе-

дагогического исследования. Вне зависимости от отражения ценностей в сознании человека они аргументируют стремления и склонности людей, их ориентации и активности. Однако, не следует забывать, что ценности еще и служат базисом интеграции общества, социальной группы и отдельно взятого индивида.

Анализ механизмов и конкретных средств актуализации ценностей на личностном уровне обеспечивает прогностический прием, определяющий перспективы присвоения ценностей. Историческая реконструкция теории ориентации личности в мире ценностей позволяет спроецировать прошлые и будущие закономерности их развития на будущее с учетом влияния множества явных, скрытых и случайных факторов.

Прогностическая сущность и значимость матричного анализа теории ориентации личности в мире ценностей подтверждается тем, что «глобальная информатизация общества инициирует формирование информационно-коммуникативной среды, в которой главным ее ресурсом становится человек, способный приобретать, сохранять, работать с информацией, творчески ее применять в жизни и в профессиональной деятельности, а также участвовать в процессах поиска и создания новых знаний». [4, с. 19].

Анализ предпосылок педагогических исследований теории ориентации личности в постнеклассическом парадигмальном контексте позволил установить, что интеграция фундаментальных и прикладных исследований, интенсификация в построении картины познания, стремление к отражению реальности, в центре которой находится человек, проблемы ценностей и смысла его бытия, включение ценностных факторов в состав объясняющих положений научного исследования наиболее ярко, на наш взгляд, отражают сущность новой глобальной модели методологии.

Использование вышеобозначенных приемов позволило нам определить фундаментальные основы теории ориентации личности в мире ценностей А.В. Кирьяковой. К таковым мы отнесли базисные академические ценности, ценности личностного роста и благополучия, ценности гражданского общества, организационные ценности.

Академические ценности - это, прежде всего, ценности интеллектуальной работы, знаний, исследований, научного поиска. Академические ценности характеризуют потребность личности в получении опыта, знаний и составляют содержание ее образования.

Процесс присвоения академических ценностей входит в поле стратегических ориентиров в развитии высшего образования в контексте аксиологической парадигмы педагогики. По мнению профессора, присвоение академических ценностей происходит за счет фундаментальных знаний и современных информационных технологий, базируется на интеграции интеллектуальных, коммуникативных и креативных умений [9, с. 126].

Правомерно выделение ядром академических ценностей академической солидарности, профессиональную компетентность, академическую ответственность, единство образовательного и исследовательского процессов, критическое мышление, междисциплинарность исследований, элитарность университетского образования [9].

Процесс поступательного положительного самоосуществления личности отражают ценности личностного роста и благополучия. Ценности самоопределения, индивидуальности, субъект-субъектного отношения, адекватность человека среде и ситуации, конкурентноспособность характеризуют стремление личности совершенствовать свои способности и таланты и выступают в качестве инструментов для личностного развития и реализации личностного потенциала.

Познавательная самостоятельность как показатель адаптации в первой стадии развития аксиологического потенциала личности дает возможность осуществить интенсификацию в построении картины познания. Что, в свою очередь, выступает одним из критериев постнеклассической парадигмы педагогической науки.

Личностные ценности являются, во-первых, показателем высокой осознанности, во-вторых, воплощением в виде системы ценностных ори-ентаций, в-третьих, фактором социальной регуляции взаимоотношений людей в целом и поведения индивида в частности. В этом случае личностные ценности выступают в качестве источника мотивации поведения человека.

Ценностным самоопределением как педагогическим феноменом в теории А.В. Ки-рьяковой является процесс обретения личностью смысла, целей и ресурсов собственной жизни в пространстве и времени образования [9, с. 126].

В течение всей истории общества производятся и усваиваются ценности гражданского общества. Они присваиваются личностью в виде ценностей свободы, демократии, открытости, социальной справедливости, толерантности, социальной ответственности. Отношения человека к человеку, человека к государству и обществу в целом регулируются именно данными базисными ценностями [5].

Организационные ценности обусловлены идеологией конкретного государства и общества и обеспечивают единство действий людей в конкретной социальной группе. В соответствии с этими ценностями определяются нормы и правила поведения в общности. Аида Васильевна правомерно указывает, что при условии осознания личностью ценностей принятия решений на основе согласования мнений и интересов, создании материальных ценностей и генерировании знаний становится возможным их трансформация в личностные ценности.

Далее при применении матричного анализа и его приемов в изучении теории ориентации личности в мире ценностей А.В. Кирьяковой мы соединили выделенные ученым грани в перекрестной схеме со значимыми характеристиками постнеклассической парадигмы, наиболее полно отражающими аксиологические идеалы при исследовании теории ориентации личности в мире ценностей. Наложение созданной нами 16-клеточной матрицы на иерархию ценностей данной теории ориентации личности в мире ценностей дает представление о данном педагогическом явлении как о системообразующем и смыслообразующем объекте педагогических исследований в контексте постнеклассической парадигмы.

Таким образом, основанием для разработки матричной таблицы послужили положения аксиологического подхода теории ориентации личности в мире ценностей, в содержании которого нашли отражение идеи методологии постнеклассической парадигмы в изучении педагогических явлений.

В линиях пересечения матрицы мы можем обнаружить реальную информацию об объективности конкретного педагогического исследования теории ориентации личности в мире ценностей.

Анализ теории ориентации личности А.В. Кирьяковой в постнеклассическом пара-дигмальном контексте позволил установить: интеграцию фундаментальных и прикладных исследований, их интенсификацию в построении картины познания; рождение новой глобальной

Факты, представленные в таблице 1, определяют стратегический ориентир развития педагогической науки - аксиологическую парадигму педагогики по А.В. Кирьяковой. Клод Леви-Строс отмечал, что ученый - не тот, кто дает нужные ответы, а тот, кто ставит нужные вопросы. Согласимся, что в постнеклассиче-ской парадигме А.В. Кирьякова как раз и ставит такие вопросы в теории ориентации в мире ценностей. Чему мы и являемся свидетелями.

В заключении отметим, что методологический поворот в сторону аксиологии в контексте постнеклассической парадигмы позволяет модифицировать ценностное измерение научного

модели базисных академических ценностей, ценностей личностного роста и благополучия, ценностей гражданского общества и организационные ценности. Матричная таблица исследования теории ориентации личности в мире ценностей в контексте постнеклассической парадигмы дает представление о данном педагогическом явлении как о системообразующем и смыслообразующем объекте педагогических исследований. Подтверждение этому мы находим в таблице 1.

знания. Предпосылками научного познания в этом случае выступает система социокультурных и личностных ценностей. Постнеклассиче-ская парадигма исследует теории ориентации личности в мире ценностей как сложные системы, выходящие за рамки простого суммирования элементов. Идеализированные педагогические исследования теории ценностных ориентации личности дополняют их широким спектром вспомогательных признаков, тем самым признавая социокультурную обусловленность как методологии исследования, так и содержания ценностей личности.

15.01.2018

Таблица 1 - Матричная таблица результатов изучения теории ориентации личности в мире ценностей по А.В. Кирьяковой

Базисные ценности

Характеристики постнеклассической парадигмы Академические Ценности личностного роста и благополучия Ценности гражданского общества Организационные ценности

Интеграция фундаментальных Х Х Х Х

и прикладных исследований

Интенсификация в построении Х Х Х Х

картины познания

Стремление к отражению

реальности, в центре которой находится человек, проблемы Х Х Х Х

ценностей и смысла его бытия

Включение ценностных

факторов в состав объясняющих положении Х Х Х Х

научного исследования

Список литературы:

1. Абросимова, Т. Я., Бондарева, Я. В. Постнеклассическая парадигма и духовно-нравственные основания модернизации образования в России / Т. Я. Абросимова, Я. В. Бондарева // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2015. - №4. - С. 16-26.

2. Алиева, Н. З. Постнеклассическое естественнонаучное образование: концептуальные и философские основания: монография / Н. З. Алиева. - М: Издательский дом Академии Естествознания, 2008 - 512 с.

3. Белинская, Е. П. Система ценностей личности в перспективе толерантности / Е. П. Белинская [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.tolerance.ru/VT?5?sistema.php?PrPage=VT

4. Бордовская, Н. В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы / Н. В. Бордовская. - СПб.: Издательство РХГИ, 2001.

5. Ерошенкова, Е. И. Аксиологические ориентиры образовательной реальности: от истоков к современности профессионального образования / Е. И. Ерошенкова // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус» [Электронный ресурс]. - 2016. - Т. 1. -№4. - С. 9-15. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/aksiologicheskie-orientiry-obrazovatelnoy-realnosti-ot-istokov-k-sovremennosti-professionalnogo-obrazovaniya

6. Ершов, В. Л. Философские основы аксиологического подхода в образовании / В. Л. Ершов // Вестник СВФУ. - Т. 8. - 2011. -№3. - С. 107-111.

7. Завершнева, Е. Ю. Принципы неопределенности и дополнительности в квантовой механике и психологии: проблема методологических заимствований / Е. Ю. Завершнева // Вестник МГУ - Сер.14: Психология. - 2001. - №4. - С. 67-77.

8. Кирьякова, А. В. Теория ценностей - методологический базис аксиологии образования / А. В. Кирьякова // Электронное научное издание «Аксиология и инноватика образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.orenport.ru/ axiology/?doc=3

9. Кирьякова, А. В., Ольховая, Т. А. Реализация аксиологического подхода в университетском образовании / А. В. Кирьякова, Т. А. Ольховая // Высшее образование в России. - 2010. - №5. - С. 124-128.

10. Раздабарина, Ю. А. Когнитивно-матричный анализ как метод исследования существительных широкой семантики / Ю. А. Раз-дабарина // Вестник ТГУ - Выпуск 12(116). - 2012. - С. 292-295.

11. Франкл, В. Человек в поисках смысла: перевод с английского и немецкого / В. Франкл; общ. ред.: Л. Я. Гозман, Д. А. Леонтьев. - М.: Прогресс, 1990. - 350 с.

12. Чуйко, В. ¡нтерпретащя та реконструкщя наукового знання / В. Чуйко // Фшософська думка. - 1999.- №5. - С. 57-81.

13. Шаповалов, В. Ф. Основы философии. От классики к современности: Учебное пособие для вузов / В. Ф. Шаповалов. - Изд. 2-е, дополн. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2011.

14. Borghi, М. Knowledge, information and values in the age of mass digitisation / М. Borghi // Value: Sources a readings on a key concept of the globalized world. - Leiden; Bvston, 2012. - P. 415-434.

15. Vendreli, Ferran I. Moralphänomenologie und gegenwärtige Wertphilosophie / Ferran I. Vendreli // Dt. Ztschr. für Philosophie. - B., 2013. - Jg. 61, H. 1. - P. 73-89. - Bibliogr.: P. 87-88.

16. Schalow, F. Kant and the question of values / F. Schalow // Value: Sources a. readings on a key concept of the globalized world. -Leiden; Boston, 2012. - P. 131-147.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Zagorniak, N. B. Transformation of managerial economic thinking in global turbulence via customer value-based orientation / N. B. Zagorniak // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук [Электронный ресурс]. - 2013. - № 9. - С. 89-94. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_20412994_41133553.pdf

18. Jovkovska, A., Barakoska, A. The role of education in the formation of values and value orientations among adolescents / А. Jovkovska, A. Barakoska // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. - 2014. - Т. 2. - №2. - С. 21-28. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_24933869_46934335.pdf

References:

1. Abrosimova T. Ya., Bondarev Y. V. Post-non-classical paradigm and the spiritual and moral basis of modernization of education in Russia.

Sovremennoe dopolnitel'noe professional'noe pedagogicheskoe obrazovanie [Modern additional vocational teacher education]. 2015, no 4, pp. 16-26 (in Russian)

2. Aliyeva N. Z. Postneklassicheskoe estestvennonauchnoe obrazovanie: konceptual'nye i filosofskie osnovaniya [Post-non-classical natural science education: conceptual and philosophical foundations]. Monograph. M: Publishing house of the Academy of natural Sciences, 2008 -512 p. (in Russian)

3. Belinskaya E. P. Sistema cennostej lichnosti vperspektive tolerantnosti [System of personal values in the perspective of tolerance]. Available at: http://www.tolerance.ru / VT?5?sistema.php?PrPage=VT (in Russian)

4. Bordovskaya N. V. Dialektika pedagogicheskogo issledovaniya: Logiko-metodologicheskie problemy [Dialectics of pedagogical research: Logical and methodological problems]. St. Petersburg, Rkhi publishing house, 2001. (in Russian)

5. Eroshenkova E. I. Axiological guidelines of educational reality: from the origins to the present of professional education. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal «Gaudeamus» [Psychological and pedagogical journal «Gaudeamus»]. 2016, vol. 1, no 4, pp. 9-15. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/aksiologicheskie-orientiry-obrazovatelnoy-realnosti-ot-istokov-k-sovremennosti-professionalnogo-obrazovaniya (in Russian)

6. Ershov L. V. Philosophical foundations of the axiological approach in education. Vestnik SVFU [Vestnik of the NEFU], vol. 8, 2011, no 3, pp. 107-111 (in Russian)

7. Zavernevna E. Yu. Principles of uncertainty and complementarity in quantum mechanics and psychology: the problem of methodological borrowings. VestnikMGU [Bulletin of Moscow state University]. Ser. 14: Psychology, 2001, no 4, pp. 67-77. (in Russian)

8. Kiryakova A.V. Value theory - methodological basis of axiology of education. Ehlektronnoe nauchnoe izdanie «Aksiologiya i innovatika obrazovaniya» [Electronic scientific publication «Axiology and innovation of education»]. Available at: http://www.orenport.ru/axiology/?doc=3 (in Russian)

9. Kiryakova A. V., Alder T. A. Realization of axiological approach in University education. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2010, no 5, pp. 124-128. (in Russian)

10. Razdobarina J. A. Cognitive-matrix analysis as a method of study of nouns of broad semantics. Vestnik TGU [Vestnik TSU]. Vol. 12(116), 2012, pp. 292-295. (in Russian)

11. Frankl V. CHelovek vpoiskah smysla: perevod s anglijskogo i nemeckogo [Man's search for meaning: translation from English and German]. Moscow, Progress, 1990, 350 p. (in Russian)

12. Chuiko V. Interpretate the reconstruction of science knowledge. Filosofs'ka dumka [Filosofska Dumka]. 1999, no 5, pp. 57-81. (in Ukrainian)

13. Shapovalov V. F. Osnovy filosofii. Ot klassiki k sovremennosti: Uchebnoeposobie dlya vuzov [Fundamentals of philosophy. From classic to modern: a textbook for universities]. Ed. 2-e dopoln, Moscow, FAIR-PRESS, 2011. (in Russian)

14. Borghi М. Knowledge, information and values in the age of mass digitisation. Value : Sources a readings on a key concept of the globalized world. Leiden, Bvston, 2012, pp. 415-434.

15. Vendreli Ferran I. Moralphänomenologie und gegenwärtige Wertphilosophie. Dt. Ztschr. für Philosophie, B., 2013, Jg. 61, H. 1, pp. 73-89. Bibliogr.: pp. 87-88.

16. Schalow F. Kant and the question of values. Value : Sources a. readings on a key concept of the globalized world, Leiden; Boston, 2012, pp. 131-147.

17. Zagorniak N. B. Transformation of managerial economic thinking in global turbulence via customer value-based orientation. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Actual problems of the humanities and natural sciences]. 2013, no 9, pp. 89-94. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_20412994_41133553.pdf (in Russian)

18. Jovkovska A., Barakoska A. The role of education in the formation of values and value orientations among adolescents. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education, 2014, vol. 2, no 2, pp. 21-28. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_24933869_46934335.pdf

Сведения об авторах:

Рындак Валентина Григорьевна, заведующий кафедрой педагогики и социологии Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ E-mail: ped@bk.ru

Баженова Юлия Алексеевна, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук

E-mail: bazhenovay@yandex.ru

460014, г Оренбург, ул. Советская, 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.