Гузева Мария Владимировна
ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ..
УДК 37.03
ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
© 2016
Гузева Мария Владимировна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
и образовательных технологий Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь (Россия)
Аннотация. Проблема осмысления ценностей человеческого бытия в XXI веке вышла на первый план научного познания, определяя аксиологический этап развития науки. Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, психологии, социологии и педагогики. Категорию «ценность» учёные применяют к миру человека и общества, вне человека и без человека это понятие существовать не может. Ценности формируют идеалы, ориентируют человека в окружающем мире и побуждают к действиям. В жизни современного общества, ценностные ориентации фактически управляют поведением человека. На процесс формирования системы ценностей и ценностных ориентаций личности в различной степени влияют такие социальные институты, как семья, система образования, средства массовой коммуникации (СМК). По мнению автора, именно СМК оказывают решающее воздействие на процесс формирования системы ценностных ориентаций подрастающего поколения, и ведут к деформации и искажению ряда существенных морально-нравственных норм и ценностных установок. В многообразии провозглашенных в обществе ценностей наблюдается дефицит более или менее устойчивой системы ценностей, которая бы способствовала росту духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения. Эту роль мог бы сыграть аксиоматический подход, понимаемый автором как нерушимая система ценностных аксиом.
Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, система ценностных ориентаций, общечеловеческие ценности, нравственные идеалы, духовно-нравственное воспитание, средства массовой коммуникации, аксиома, аксиоматический подход.
VALUES AND VALUE ORIENTATIONS OF PERSONALITY IN THE STRUCTURE OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION
© 2016
Guzeva Marya Vladimirovna, associate Professor, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of the chair pedagogy and educational technologies North Caucasus Federal University, Stavropol (Russia)
Abstract. The problem of understanding the values of human existence in the XXI century has come to the forefront of scientific knowledge, defining axiological stage in the development of science. Values and value orientation of a person has always been one of the most important objects of study philosophy, psychology, sociology and pedagogy. The category "value" scientists apply to the world of man and society, outside of the person and without the person, this concept can not exist. Values form the ideals that guide the human in the world and compel us to action. In modern society, values govern human behavior. In the process of formation of system of values and valuable orientations of the person to varying degrees influenced by such social institutions as family, education system, mass communication tools. According to the author, it is the latter have a decisive impact on the process of formation of the system of value orientations of the younger generation, and lead to deformity and distortion of a number of substantial moral norms and values. In diversity enshrined in the values of society there is a shortage of more or less stable system of values, which have contributed to the growth of spiritual and moral potential of the younger generation. This role could play an axiomatic approach, understood by the author as an unbreakable value system of axioms.
Keywords: value, value orientation, value orientation, human values, moral ideals, moral and spiritual education, mass communication, axiom, axiomatic approach.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современной ситуации кардинальных изменений в мире и обществе особенно важными являются изменения самого человека и его ценностных ориентаций. Происходящие преобразования в технологической, экономической и социальной областях, определили условия жизнедеятельности и развития современного человека.
Ценность как научная категория является одним из сложных предметов научной рефлексии. Множественность трактовок понятия «ценность» обусловлена отличием в методологии изучения. Дефиниция «ценность» изучается в рамках онтологического, гносеологического, социологического подходов.
Аксиологические трактовки меняются в зависимости от соотношения в модели ценностей объективного и субъективного, материального и идеального, индивидуального и общественного. В дальнейшем это определяет теоретические модели культуры, структуру и роль ценностей в пространстве индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.
Рационально познать или изучить ценности нельзя, т.к. они должны быть приняты и пережиты личностью в контексте собственной судьбы. Упорядочивая действительность, ценности в истории человечества зародились как некие духовные опоры, которые помогают человеку выстоять в любых жизненных испытаниях. В структуре
ценностей выделяют нормы, оценки, идеалы.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Ценности, как считает Б.Г.Ананьев, - «это переживания, отношения» [1], а с точки зрения Б.В.Зейгарник и Б.С.Братуся, «ценность - это осознанный и принятый человеком общий смысл его жизни» [2]. А.Лэнгле трактует ценности как «результат чувственного восприятия влияния чего-либо или кого-либо на жизнь субъекта»[3].
В философском словаре под редакцией Фролова И.Т., ценности определяются как «специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы)»[4].
Определение сущности феномена «ценность» сложна, т.к. связана с его многозначностью и объективными особенностями. В литературе имеется более ста определений понятия «ценность».
В исследовании В.А.Сластёнина и Г.И.Чижаковой предложены определения трёх основных значений понятия «ценность»: определение вещественно-предметных свойств явлений, в основе которого лежит практическое и эмоциональное отношение человека к оцениваемым
Гузева Мария Владимировна ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ...
предметам и явлениям; определение нравственных категорий, в том числе психологических характеристик человека; определение социальных явлений, характеризующих отношения между людьми [5].
Ценности - это желательное, предпочтительное для данного социального субъекта состояние социальных связей, принципов и практики социальных взаимоотношений, критерий оценки реальных явлений. Они определяют смысл, стратегию целенаправленной деятельности и тем самым регулируют социальные взаимодействия, внутренне побуждают к деятельности. Иными словами, ценности формируют идеалы, ориентируют человека в окружающем мире и побуждают к действиям. В жизни современного общества, ценностные ориентации фактически управляют поведением человека.
Во второй половине XX века теоретические концепции раскрывают психологическую природу ценностей через введение практически тождественных понятий «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности», которые различаются только отнесением ценностей либо к мотивационной, либо к смысловой сферам [6].
Ценностные ориентации, являясь смысловыми установками субъекта, осознанные и сформулированные им в процессе социализации понятия, позволяющие сделать общественную духовную ценность своим достоянием, посредством зафиксированных в языке значений, т.е. ценностные ориентации личности формируются при интериоризации личностью групповых/общественных/ национальных идеалов и принципов, в процессе социализации.
Социологи Уильям Томас и Флорман Знанецкий впервые ввели в науку понятие «ценностная ориентация», отмечая, что индивид, усваивает основные социальные ценности и руководствуется ими в своем поведении вполне осознанно. Функция контроля, которая действует извне, переходит к самому индивиду.
В отечественной науке, проблема принятия личностью ценностей различных социальных групп также активно разрабатывалась в работах ряда социологов и психологов, среди которых можно выделить исследования В.А.Ядова, И.С.Кона, Н.И.Лапина, С.Г.Климовой, В.П.Вардомацкого, М.С.Яницкого, В.Ф.Сержантова, А.Г.Асмолова, Ф.В.Василюка, В.Э.Чудновского и др.
В отечественной научной литературе первыми исследователями ценностных ориентаций стали А.Г.Здравомыслов, В.Б.Ольшанский, В.А.Ядов. В мире ценностей, по мнению А.Г.Здравомыслова, происходит усложнение стимулов поведения человека и причин социального действия. На первый план выступает то, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, те моменты мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности [7]. Ценностные ориентации затрагивают всю личность, структуру самосознания, личностные потребности.
В словаре под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского ценностные ориентации рассматриваются как идеологические, моральные, этические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней [8].
Ценностные ориентации — содержательная сторона направленности личности и системообразующий компонент внутренней структуры личности. Проявляясь в убеждениях, оценках, мотивах и потребностях личности, ценностные ориентации во многом определяют поведение и деятельность человека. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций, по мнению А. Г. Здравомыслова, обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих планов и ценностей, активная жизненная позиция, упорство в достижении цели [7].
Осмысление потребности в реализации определен-
ной системы ценностей в своем поведении становится источником самоуважения, достоинства и социальной активности личности. В свою очередь, на основе уже сформировавшихся ценностных ориентаций, осуществляется саморегуляция деятельности, которая состоит в способности человека сознательно решать стоящие перед ним задачи, свободно осуществлять выбор того или иного решения, утверждать своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности [9].
Ценностные ориентации относительно автономны. Представление о ценностях опирается на эмоционально-ценностную, смысловую сферу личности. Однако, сформировавшись, ценностные ориентации существенно воздействуют на все стороны жизнедеятельности личности, такие как интересы, потребности, цели деятельности.
Ценностные ориентации являются устойчивыми единицами сознания личности, выражающихся в его идеях, понятиях, определяющих суть нравственного смысла человеческого бытия [10].
По мнению социологов, ценностные ориентации являются основным компонентом в системе диспозиции личности, ведущим механизмом регуляции поведения личности в обществе. С точки зрения деятельностного аспекта, данный феномен выражается состоянием готовности личности к определенному способу действия, обусловленного ориентацией личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры.
Формирование целей статьи (постановка задания). Проблема классификации ценностей не решена, поскольку, несмотря на определенную разработанность вопроса, окончательного и однозначного решения в науке нет. Тем не менее, по связи со структурой бытия, выделяют ценности природные и культурные. Относительно структуры личности выделяют ценности биопсихологического и духовного порядка. В контексте объектно-субъектных ценностных отношений различают предметные и субъектные ценности. По характеру распространения различают общечеловеческие и национальные (этнические) ценности.
Р.Р.Накохова выделяет этнические (представляющие совокупность культурных традиций этноса), общечеловеческие, (имеющие значимость для всех людей независимо от их социальной, классовой, национально-этнической и др. принадлежности, выступающих стороной ценностного сознания), национальные (составляющие совокупность духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие) ценности.
Общечеловеческие ценности, по мнению Р.Р.Накоховой - это теоретически существующие моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для всех людей [11]. Общечеловеческие ценности -это система аксиологических максим, содержание которых определено вековым опытом и служит моральным ориентиром человеку в его жизнедеятельности» [12], где ценности рассматриваются с точки зрения значимости их нравственного контекста. Необходимо отметить, что общечеловеческие ценности, являя собой набор ценностей и жизненных правил, никоим образом не закреплены за каким-либо историческим периодом развития общества или какой-либо этнической традицией.
Общечеловеческие ценности, являясь по сути своей универсальными для всех времен и народов, тем не менее наполняются в каждой социокультурной традиции конкретным, собственным смыслом.
Национальные (этнические) ценности — это совокупность духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие. Национальные ценности выступают в роли социально и нормативно — культурных аксиом поведения людей одной этнической принадлежности [13].
Е.А.Евсецова выделяет универсальные ценности: «ментальные, жизненные; общечеловеческие, проверен-
Гузева Мария Владимировна педагогические
ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ... науки
ные общественной практикой многих поколений; педагогические, складывающиеся исторически в ходе развития общества, системы образования, фиксированные в науке» [14].
Возвращаясь к вопросу классификации ценностей, по особенностям предмета различают ценности духовные и материальные. Духовные ценности представлены определенными явлениями, выступающими объектом духовного производства, продукты которого призваны удовлетворять потребности людей в «духовной пище». В числе духовных ценностей выделяют: нравственные, эстетические, религиозные, научные, политические, правовые. К нравственным ценностям относят смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство; эстетические ценности подразумевают прекрасное, возвышенное; религиозные ценности неотделимы от веры; научные ценности выражаются в поиске истины; политические ценности - мир, справедливость, демократия; правовые ценности отражаются через закон и правопорядок.
По отношению к степени адекватности различают ценности действительные и мнимые, по уровню значимости — ценности высшие (базовые) и оперативные (периферийные), по характеру реальности — ценности предметные и идеальные, по назначению и способу их использования выделяют ценности-объекты, ценности-цели, ценности-идеалы. В свою очередь, каждый класс ценностей имеет собственный диапазон, в рамках которого явления могут различаться в зависимости от их ценности в каком-то отношении, рассматриваемом в качестве основания новой классификации.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. На различных ступенях образования обязательным компонентом воспитания подрастающего поколения является духовно-нравственное воспитание. Еще в «Поучении князя Владимира Мономаха детям» (XII в.) находят свое отражение ценностные основы духовно-нравственного воспитания в виде идеалов духовного подвижничества и нравственного самоусовершенствования как путь постижения Бога: любовь к ближнему, аскетизм, способность нести страдания во имя веры, соборность, смирение, являясь важными элементами православной духовности. Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения демонстрирует устойчивый интерес исследователей. Однако, несмотря на значимость и объем исследований проблем нравственного воспитания, дефицит работ, посвященных анализу духовно-нравственной проблематики в условиях современного общества, продолжает ощущаться, что может быть связано как с социально-экономической и социокультурной ситуацией, так и бурным развитием информационно-коммуникационных технологий.
Система ценностных ориентаций личности, формируясь в конкретно социально-исторических условиях, отражает актуальные ценности определенного общества, которые, связанны с общим экономическим и культурным уровнем его развития.
Наибольшее влияние на формирование системы ценностей личности, согласно общепринятому мнению, оказывает семья. Именно родительская семья, выступая в качестве важнейшего источника критериев оценки, формирует ценностные представления на протяжении всей жизни человека (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, В.С.Мухина, Е.Ф.Рыбалко и др.).
Закрепляющей значимость тех или иных ценностей в индивидуальной системе, выступает система образования - школа, институт и пр. Проблемам изменений системы ценностных ориентаций личности в профессиональной среде, в том числе и вопросам производственной адаптации, посвящены исследования Е.А.Климова, И.Данча, Э.Ф.Зеер, О.М.Краснорядцевой, Б.Г.Криволапова.
Значимое влияние на формирование ценностной си-
стемы оказывает осознание собственной принадлежности к тем или иным большим социокультурным группам - этносу, классу, конфессии и др. Дифференциально-психологические особенности ценностных ориен-таций групп изучались: Г.Оллпортом, М.Рокичем, Ш.Шварцем, В.АЯдовым, Д.А.Леонтьевым и др., крос-скультурные различия ценностных ориентаций исследовались И.С.Коном, В.С.Агеевым, Р.Инглхартом, Т.Б.Беляевой, Н.И.Лапиным и другими социологами и социальными психологами.
Значительное влияние на процесс формирования системы ценностей и ценностных ориентаций индивида оказывают средства массовой коммуникации (СМК) (А.В.Шариков, Е.А.Гришина, Г.А.Дорофеева, А.В.Соколов, М.В.Ушакова, И.О.Щербакова и др). Отдельное внимание уделяется проблеме пассивного и некритического принятия личностью ценностей так называемой «массовой культуры».
Вопрос о влиянии СМК на формирование и развитие системы ценностных ориентаций личности не имеет однозначного ответа и является дискуссионным. Так, исследователи М.О.Мдивани и Э.В.Лидская утверждают, что информационная среда воздействует скорее на более лабильные внешние стереотипы поведения, чем на ценностные ориентации. По мнению Р.Р.Накоховой, современные СМИ лишь закрепляют ценностные предпочтения, однако, такое «закрепление» может способствовать фиксации на определенном уровне развития ценностной системы [11]. На наш взгляд, именно средства массовой коммуникации формируют систему ценностных ориен-таций подрастающего поколения.
Стремительный демонтаж советской идеологической системы и бездумное принятие западных форм жизни привело к деформации и искажению ряда существенных морально-нравственных норм и ценностных установок. Насаждаемые средствами массовой коммуникации, системой образования, извне модели жизнедеятельности человека, главная среди которых - обогащение любой ценой, априори противоречат широко известному принципу народности К.Д.Ушинского.
Вследствие мощного воздействия средств массовой информации, расширения экономических, политических и культурных контактов, человек практически заново открывает, воспринимает и понимает мир, который он изменил, и изменяется сам под его воздействием. Эти изменения, проявляющиеся в разных сферах и на разных уровнях существования человека, приводят к повышению активности людей, их более глубокому пониманию ими окружающей действительности. Происходит постепенная перестройка ментальности, смена целей, ценностей, ценностных ориентаций индивидов.
Можно констатировать, что методология определений и трактовок понятий «ценности», «ценностные ориентации» оказывается обусловлена как мировоззренческими предпочтениями ученых, так и их личным жизненным опытом, знаниями, культурой. Главная трудность состоит в том, что ценности существуют не сами по себе, а лишь в определенном контексте, в определенной смысловой взаимосвязи. Для того, чтобы набор слов, таких как добро, истина, правда и т.д., стал набором ценностей, необходим некий принцип, способствующий установке их взаимного соотношения и понимания. В мировоззрении конкретного типа, по мнению И.В.Метлик, эту роль выполняют высшие ценности, мировоззренческие и ценностные аксиомы (догматы, ведущие идеи), принимаемые без доказательств, на веру [15].
Плюрализм ценностей обнажает дефицит более или менее устойчивой системы ценностей, которая бы способствовала росту духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения. По нашему мнению, эту роль мог бы сыграть аксиоматический подход.
Аксиома (от греч. axioma — значимое, принятое положение) — исходное, принимаемое без доказательства положение к.-л. теории, лежащее в основе доказательств АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)
Гузева Мария Владимировна ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ...
др. ее положений [16].
В конце XX века, по аналогии с математической наукой, В.М.Монахов представил новый аксиоматический подход, применительно к построению теории проектирования педагогической технологии [17, 18, 19], где система аксиом - это теория проектирования педагогической технологии, а педагогическая технология - модель системы аксиом.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Смысл аксиоматического подхода в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения может быть раскрыт через понимание нерушимости ценностных аксиом, присущих человеческому обществу и не поддающихся какой-либо дополнительной трактовке, т.е. система ценностных аксиом - это система общечеловеческих ценностей в процессе духовно-нравственного воспитания, а духовно-нравственное воспитание - это процесс формирования ценностных аксиом.
В целом, можно заключить, что в России процессу воспитания подрастающего поколения необходимо особое духовное наполнение, т.е нужны «базовые российские ценности», нужны высокодуховные герои, формирующие ценностные ориентации подрастающего поколения. В этой связи необходим серьезный пересмотр государственной культурной политики, т.к. необходимость возрождения нравственных законов с целью сохранения культурного, духовного и нравственного пространства бесспорна. Неизбежность поиска новых форм, методов, технологий работы по формированию духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения очевидна. Широкий круг актуальных вопросов духовно-нравственного воспитания требуют нового осмысления в условиях информационного общества.
Евсецова // Педагогика. — 2008. — № 5. — С.116-118.
15. Метлик И.В. Ценностное ядро гражданского воспитания школьников. //Воспитание школьников, 2011 г., №8
16. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
17. Монахов В.М. Педагогическое проектирование -современный инструмент дидактических исследований // Школьные технологии. - 2001. - №5. - С. 75-98.
18. Монахов В.М., Ярыгин А.Н., Коростелев А.А., Васекин С.В., Зелик О.Н., Власов Д.А., Никулина Е.В., Грачев О.Б. Педагогические объекты. Педагогическое проектирование. Know how технологии. Учебное пособие / Тольятти, 2004
19. Бахусова Е.В., Ярыгин А.Н., Коростелев А.А., Монахов В.М., Грачев О.Б., Никулина Е.В. Технологии В.М. Монахова - дидактический инструментарий модернизации образования. Учебное пособие / Тольятти, 2004
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ананьев Б. Г.Избранные психологические труды.
- М., 2005, - с. 205
2. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М.,1980, - с. 119
3. Лэнгле А. Введение в экзистенционально-ана-литическую теорию эмоций // Вопросы психологии. -2004. - № 4. - с. 9.
4. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. -4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
5. Сластёнин В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В.А. Сластёнин, Г.И. Чижакова. — М.: Академия, 2003. 192с.
6. Яницкий М.С.Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности: дис. ...д-ра психол.наук. -2000.
7. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М.: Политиздат, 1986. - 222 с.
8. Психология: Словарь/под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2-е изд. - М., 1990.-494 с.
9. Шидакова Ф.М. Развивающая рефлексия национального самосознания карачаевского народа // Педагогическое образование и наука. - 2007. -№5 - С. 85-87.
10. Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. - М., 1989.
- С. 426-433.
11. Накохова Р.Р. Психологические особенности системы ценностных ориентаций личности представителей этносов Северного Кавказа (на материале исследования народов Карачаево-Черкессии). - М.: Линкор, 2007. - 271.
12. Шемшурина А.И. Аксиологические основы воспитания // Этическое воспитание. - 2010. - №5. - с. 22.
13. Крысько В.Г. Этническая психология . - М., 2004.
- 320.
14. Евсецова Е.А. Ориентация студентов на универсальные ценности в обучении истории педагогики / Е.А.