Научная статья на тему 'Этнокультурные аспекты формирования ценностных ориентаций'

Этнокультурные аспекты формирования ценностных ориентаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
866
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ФОЛЬКЛОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тоскина Анна Анатольевна

Сегодня наблюдается утрата нравственных ценностей, и, как следствие, актуальными проблемами педагогики и образования становятся проблемы формирования личности, способной адекватно действовать в многонациональном пространстве всего мира. Целью и задачами исследования является обоснование необходимости систематической работы преподавателя по совершенствованию процесса изменения ценностных ориентаций. Объект исследования процесс изменения ценностных ориентаций молодежи в современных условиях. Предмет исследования система методов, форм и средств изменения ценностных ориентаций средствами якутских национальных традиций. Анализ философских, социологических и педагогических исследований показал, что, когда рождается государство с новой идеологической ориентацией, остро возникают проблемы формирования новых жизненных ценностей и духовных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные аспекты формирования ценностных ориентаций»

УДК 37.017 ББК 74.580.053 Т 62

А.А. Тоскина

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ

ОРИЕНТАЦИЙ

(Рецензирована)

Аннотация. Сегодня наблюдается утрата нравственных ценностей, и, как следствие, актуальными проблемами педагогики и образования становятся проблемы формирования личности, способной адекватно действовать в многонациональном пространстве всего мира. Целью и задачами исследования является обоснование необходимости систематической работы преподавателя по совершенствованию процесса изменения ценностных ориентаций. Объект исследования - процесс изменения ценностных ориентаций молодежи в современных условиях. Предмет исследования - система методов, форм и средств изменения ценностных ориентаций средствами якутских национальных традиций. Анализ философских, социологических и педагогических исследований показал, что, когда рождается государство с новой идеологической ориентацией, остро возникают проблемы формирования новых жизненных ценностей и духовных возможностей.

Ключевые слова: ценностные ориентации, нравственные ценности, формирование личности, духовное и физическое развитие, национальная культура, духовный потенциал общества, формирование личностных ориентаций, студенческий возраст, фольклор.

A.A. Toskina

Ethnocultural aspects of formation of value orientations

Abstract. Loss of moral values is observed today. As consequence, actual problems of pedagogy and education become problems of formation of the person, capable to operate adequately in multinational space of the world. The purpose and research problems encompass the substantiation of necessity of the teacher’s regular work on perfection of process of change of value orientations. The object of research is the process of change of value orientations of youth in modern conditions. The subject of research is a system of methods, forms and means of change of value orientations by means of the Yakut national traditions. The analysis of philosophical, sociological and pedagogical researches has shown that when the state with new ideological orientation is born, there are problems of formation of new vital values and spiritual opportunities.

Key words: value orientations, moral values, formation of the person, spiritual and physical development, national culture, spiritual potential of a society, formation of personal orientations, student's age, folklore.

Сегодня мораль нашего общества переживает затянувшийся кризис. В реальной жизни наблюдается девальвация нравственных ценностей и смена системы ценностей в целом, утрата подлинно нравственного смысла многих понятий и отсутствие четких нравственных позиций в повседневных отношениях людей. Эти явления не без основания позволяют говорить о нарастании бездуховности, постепенной нравственной деградации общества.

Современное общество диктует новые условия существования людей в мировом пространстве, и, как следствие, актуальными проблемами педагогики и образования становятся проблемы формирования личности, способной адекватно действовать в многонациональном пространстве всего мира. Происходящие в последние годы социально-политические изменения в стране привели к пробуждению национального самосознания народов, ее населяющих. Это, прежде всего, выразилось в необходимости создания разных специализированных национальных школ, способствующих восстановлению забытых национальных традиций, языка и культуры. Актуальным остается обновление воспитания, определяющего отношение человека к миру, к людям, к самому себе. Особое значение придается ответственности образования за духовное и физическое развитие современного поколения в целом и каждой личности в частности и

необходимости нахождения эффективных средств и форм психологической поддержки в процессе самосознания и самореализации личности.

Мы можем констатировать своеобразный национальный парадокс, выражающийся, с одной стороны, в определенной популярности общечеловеческих ценностей, с другой, -взрыва национального сознания, интереса к национальным ценностям.

Разрешить данное противоречие, видимо, может приобщение новых поколений к общечеловеческой и национальной культуре, которая является созидательной и личностно-сберегающей по своей сущности, так как намечает определенное отношение к вечному и природному миру, к другим людям и к самому себе.

Трудно не согласиться со словами: кто не уважает своей родины, тот не уважает себя и не имеет права на уважение к себе со стороны других. Тот факт, что именно высокий духовный потенциал общества может быть гарантом его выживания, признается в настоящее время всеми. Отсюда вполне понятны требования к формированию нравственных ценностей личности, которые одновременно могут стать условием нахождения общего языка при разрешении основополагающих проблем современности.

Педагоги и методисты испытывают в последние годы большую тревогу и озабоченность из-за того, что ценностные ориентации подрастающего поколения, являясь существенным показателем духовного потенциала общества в целом, значительно снизились и имеют тенденцию к понижению с переходом в старшие классы [1,2,3].

В литературе понятие «ценность» употребляется в двух смыслах: для обозначения объекта, имеющего значение для субъекта и для обозначения состояния субъекта -нормативной, предписательно-оценочной стороны сознания. То есть в понятии «ценность» содержатся указания на положительный смысл какого-либо явления для жизни человека и общества [9, с.100].

Обратимся к понятию «ценностные ориентации». Свой научный статус ценностные ориентации получили благодаря психологии, социальной психологии, философии. Ценностные ориентации - избирательное отношение человека к духовным и материальным ценностям, система установок, убеждений, предпочтений, выраженное в поведении. Одним из важнейших компонентов структуры личности любого человека являются ценностные ориентиры, которые очень важны в подростковом возрасте, когда личность проходит процесс становления [6].

Анализ результатов целого ряда психологических исследований позволяет представить систему ценностных ориентаций как структуру основных личностных смыслов отражаемого субъектом мира, которые могут выступать как в непосредственной эмоционально-образной форме, так и знаковой, вербализованной форме. В педагогических исследованиях ценностные ориентации традиционно рассматриваются как результат приобщения личности к общественной практике и социальной деятельности [7, с. 82].

Студенческий период жизни - важнейший в становлении молодого человека как личности. Наступает время активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера, наращивание интеллектуального потенциала и поиска смысла жизни. На молодого человека большое влияние оказывает среда, в которой он живет. К сожалению, приходится констатировать, что современная социокультурная ситуация часто ведет к ослаблению нравственно-этических ориентаций в жизни [8].

На первом этапе обучения студент включается в системы новых отношений. Уровень его ориентации на все ценности студенческого образа жизни обычно высок, однако не всегда достаточно осмыслен, не всегда его ориентации наполнены реальным содержанием. Проявляя высокую социальную активность, студенты имеют недостаточно развитую систему общественных интересов. Они отмечают, что хотят учиться, много занимаются в университете и дома, им нравится узнавать новое. На первом курсе ценностные ориентации носят как бы опережающий реальное поведение характер, имеют адаптивный, нормативно-идеальный характер. На втором курсе ценностные ориентации

студентов конкретизируются на основе реальной деятельности, полученных знаний, наполняются реальным содержанием деятельности самоопределения студентов.

Проведенное нами изучение показало, что студенты в высокой степени ориентированы на общение с искусством (чтение художественной литературы, посещение концертов, музеев, театров). Однако в реальной действительности реализуют свои интересы лишь половина студентов, среди всех видов досуговой деятельности студенты выбирают телевидение и художественную литературу. У студентов-второкурсников довольно высок интерес к политической проблематике, публицистическим и научно-познавательным проблемам.

Изучение возможностей якутских национальных традиций для формирования ценностных ориентаций показало, что в традициях закреплены моральные императивы, которые передаются из поколения в поколение, и подтверждают свою значимость для общества и личности. Соотношение общечеловеческих и национальных ценностей дало возможность установить влияние якутских национальных традиций в формировании ценностных ориентаций.

Национальные традиции являются сильнейшим культурным наследием. Традиции и обычаи народов Саха складывались веками и передаются от старших к младшим [4]. Необходимость использования национальных традиций и обычаев в нравственном воспитании объясняется, прежде всего, тем, что они связаны со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношений людей. В них наиболее ярко отражены накопленный народный опыт, человеческая мудрость, характер и душа народа, лучшие черты семейнобытовой жизни.

Богатейший фольклор якутского народа, передаваясь из поколения в поколение, заменял литературу и историю. Фольклор сохранил нам песни, пословицы, сказки, пословицы. Вершинным достижением устного творчества Саха является героический эпос - олонхо, в котором нашли выражение не только эстетические вкусы, но и философские взгляды и религиозно-нравственные идеалы народа. Почитание и поклонение наших далеких предков явлениям природы, солнцу, луне, поверья о звездах, как о живых существах, происхождение и устройство вселенной - все это красочно и убедительно описывается в олонхо. Героический эпос имеет большую историческую ценность, нравственное значение и позволяет понять духовную культуру якутян. В 2005 году олонхо вошел в список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Целостное этическое знание отражено в традициях народа. Изучение потенциала якутских национальных традиций позволяет нам говорить о возможности формирования на их основе национального самосознания, идеалов, ценностей якутской культуры. Традиции формируют оценочное отношение к явлениям якутской культуры, способствуют проявлению гражданских чувств и переживаний. Посредством изучения различных элементов традиций формируется национальный характер.

Целостность компонентов педагогического процесса обеспечивает система педагогических влияний, расположенных определенным образом во времени [5]. Система обеспечивается глубокими межпредметными связями, использованием дополнительного и дидактического материала в процессе обучения, взаимосвязью обучения с внеаудиторной и предметной работой.

Личностное отношение к нравственным ценностям прослеживается в ценностных ориентациях. Анализ современных педагогических исследований позволил рассмотреть ценностные ориентации как сложное структурное образование, основными элементами которого являются идеалы, которые определяют сознание отношения к объектам и явлениям окружающего мира и являются побудителями деятельности и поведения.

В качестве важнейшего механизма поддержания, сохранения основного смыслового содержания национальных ценностей мы рассматриваем традицию как образец этнической культуры, трансляцию специфических культурно-ценностных форм от поколения к

поколению. Важной особенностью процесса формирования ценностных ориентаций является то, что он характеризуется последовательным движением от выработки знаний, значимости постигаемой действительности, явления к руководству данной ценностью в собственном поведении.

Примечания:

1. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в коммунистическом воспитании трудящихся: дис. ... канд. филос. наук. Махачкала, 1967. 289 с.

2. Анисимов С.Ф. Структура нравственности у личности. М., 1975. 235 с.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982. 192 с.

4. Данилов Д.А. Профессиональная направленность старшеклассников. Теоретико-методологические аспекты. Якутск, 2000. 32 с.

5. Дулов А.М. Основы нравственного воспитания в процессе обучения. Красноярск, 1975. 67 с.

6. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностным ориентациям личности. Социология в СССР: в 2 т. Т. 2. М., 1966. 198 с.

7. Макарцева Н.И. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. 1998. № 1. С. 81-86.

8. Хабибуллин К.Н. Ценностные ориентации в системе социалистического образа жизни. Л., 1979. 166

с.

9. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 100.

References:

1. Aliev A.K. National traditions, customs and their role in communistic education of workers: thesis for Candidate of Philosophy degree. Makhachkala, 1967. 289 p.

2. Anisimov S.F. Structure of morals in the person. M., 1975. 235 p.

3. Babansky Yu.K. Optimization of teaching and educational process (methodical bases). M., 1982. 192 p.

4. Danilov D.A., Tovarishcheva F.D. Professional orientation of senior pupils. Theoretical-methodological aspects. Yakutsk, 2000. 32 p.

5. Dulov A.M. Bases of moral education during training. Krasnoyarsk, 1975. 67 p.

6. Zdravomyslov A.G., Yadov V.A. Attitude to work and value orientations of the person. Sociology in the USSR: in 2 v. Vol. 2. M., 1966. 198 p.

7. Makartseva N.I. Spiritual values of Russian national pedagogical culture // Pedagogy. 1998. N 1. P. 8186.

8. Khabibullin K.N. Value orientations in a system of a socialist way of life. L., 1979. 166 p.

9. Yadov V.A. On dispositional regulation of social behaviour of the person // Methodological problems of social psychology. M., 1975. P. 100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.