Научная статья на тему 'Ценностно смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы'

Ценностно смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3121
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / ЦЕННОСТНО ОРИЕНТАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ДУХОВНО НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА БЫТИЯ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Буслаева Е. Л.

Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Степень развития ценностных ориентации, особенности их становления позволяют судить об уровне развития личности. Актуальные проблемы студенчества связаны с духовно нравственной сферой бытия. В образовательном процессе высшей школы важно учитывать изменение личностных смыслов и смысловых установок, опосредованное изменением в обществе, а также условия, способствующие формированию ценностей и ценностных ориентаций личности, определяющих ее профессиональный и личностный рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностно смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы»

Буслаева Е.Л.

Столичная финансово-гуманитарная академия E-mail: moselena2201@yandex.ru

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Степень развития ценностных ориентации, особенности их становления позволяют судить об уровне развития личности. Актуальные проблемы студенчества связаны с духовно-нравственной сферой бытия. В образовательном процессе высшей школы важно учитывать изменение личностных смыслов и смысловых установок, опосредованное изменением в обществе, а также условия, способствующие формированию ценностей и ценностных ориентаций личности, определяющих ее профессиональный и личностный рост.

Ключевые слова: система ценностных ориентаций, ценностно-ориентационная структура, личность, ценностные представления, духовно-нравственная сфера бытия, мировоззренческие основы, социальные нормы.

Каждое общество, социальная группа, общественная формация создают присущие им общие и специфические ценностные системы и кодексы, выражающие их доминирующие интересы и цели. И человек, принадлежащий к этому обществу, воспринимает их как критерий своего поведения.

Система ценностных ориентации, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации, ему транслирует общество. Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации.

Следовательно, ценностные ориентации индивида формируются на основе ценностноориентационной структуры общества, в котором он живет.

Посредством ценностей и ценностных ориентаций формируется и одновременно в

них же проявляется отношение человека к миру, отношение, в котором отражается освоение мира и происходит самоутверждение, самораскрытие сущности человека как общественного существа. Ценностные ориентации выступают в качестве промежуточного звена, связывающего человека с социальными институтами.

Сложившаяся система ценностных предпочтений личности не остается постоянной: с изменением условий жизни, накоплением жизненного опыта может происходить переоценка ценностей. Это обстоятельство следует учитывать при организации образовательно-воспитательного воздействия на личность в условиях обновления общественных отношений, когда стали ощутимы изменения в ценностных ориентациях различных социальных групп. Для современного периода характерны противоречивые тенденции развития и осмысления окружающей среды. С одной стороны, показательны негативные проявления дисгармоничности строения личности, свертывание прежде установившейся системы интересов. С другой стороны, наличие положительных факторов, таких как возрастание самосознания, стремление к самореализации. Более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими людьми, что приводит к расширению сферы интересов и деятельности.

Ценностные ориентации играют решающую роль в процессе организации обучения вообще, и профессионального обучения, в частности. Многие познавательные процессы,

их качественный уровень тесно связаны с ценностными установками.

Ценностные ориентации современных студентов изменяются не только по причине возрастных особенностей, но и во многом зависят от социальных условий, характера учебной деятельности, а также от индивидуальнопсихологических параметров.

Ценностные ориентации - одно из основных структурных образований зрелой личности, где, по словам, Б.Г. Ананьева, сходятся различные психологические характеристики [1].

В основе содержания понятия ценностные ориентации лежит, такая научная категория как «ценность», которая широко используется в современных общественных науках. В общенаучном значении «ценность» трактуется: как субъективное отражение в сознании индивида некоторых специфических свойств предметов и явлений окружающей действительности в зависимости от их способности удовлетворять потребности, интересы и цели человека.

Можно говорить о трех формах существования ценностей. Во-первых, ценность выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием, содержащиеся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие ценности бывают как общечеловеческими, так и конкретно-историческими.

Во-вторых, ценность предстает в виде произведений материальной и духовной культуры, либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов.

В-третьих, социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являющихся одним из источников ее поведения.

Все разновидности ценностей тесно связаны между собой. При этом следует иметь в виду, что личностные ценности воплощают в себе как общечеловеческие, так и ценностные представления конкретного общества и определенной социальной группы, с членами которой личность находится в определенных отношениях делового или личного характера.

Поэтому иерархию социально-нормативных и индивидуально-личностных ценностей можно предоставить как взаимосвязь, взаимодействие, взаимопроникновение как от общества к личности, так и наоборот (процесс социализации), хотя по своей значимости их нельзя считать равноценными.

Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным регулятором взаимоотношений людей и поведения индивида [1].

Ценности - типично социальный феномен. Они играют важную роль в становлении личности, выполняя при этом две основные функции: 1) являются основой формирования ценностных ориентаций, позволяют дать определенную позицию, обрести точку зрения дать оценку; 2) данности мотивируют деятельность и поведение. Не теряют своей актуальности различия основных значений ценностей: ценности в смысле объективно существующих предметов, событий, идей, свойств, материальных и духовных продуктов и ценности в смысле значимости для индивида.

Ценности намечают и интегрируют позиции людей по отношению к разным объектам. Признанные ценности одновременно действуют в качестве регуляций определенных мотиваций в определяемом ценностями, направлении.

Ценностям присущ динамический характер. Если их существование не отражается в реальной жизни человека, то они постепенно теряются. Условием умножения ценностей служит личностная активность, в процессе которой может произойти, пересмотр ценностей, и как следствие - их замена другими.

Ценностные ориентации формируется при усвоении социального опыта, и обнаруживаются в целях, интересах и других проявлениях личности. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Они образуют содержательную сторону направленности личности и выражают внутреннюю основу ее отношений к действительности. Ценностная ориентация характеризует направленность и содержание социальной активности личности, способствует пониманию, как и почему определенные

явления и предметы находят отражение у конкретного человека, в его системе ценностей, как он ориентируется в такой системе и как (или в каком направлении) ценности. Ценностная система, в свою очередь ориентирует человеческое поведение. Знание ценностей системы может дать представление об ориентации человека, а так же о его субъективных способах оценки. Это знание необходимо для воспитания и самовоспитания.

Следовательно, ценности определяют позицию личности, открывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к миру, к самому себе, придают смысл и направление общественной позиции личности, определяют ее поведение и поступки.

Психологической основой ценностных ориентации является многообразная структура потребностей, мотивов, целей, интересов, идеалов.

Поскольку ценностные ориентации обычно определяются, как направленность личности на цели и средства деятельности и таким образом выражают ее отношение к миру (т.е. является элементом мировоззрения), в их структуре обычно выделяют три интегративных компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий. Каждый из них участвует в формировании особенностей ценностных ориентаций и при этом может иметь самостоятельное значение, как по содержанию, так и по степени проявления. Отнесение того или иного объекта окружающей действительности к ценности выражается в его способности удовлетворять потребности, интересы и цели человека.

В отличие от глобального философского подхода к проблеме ценностей характерной чертой психологического аспекта является дифференцированность объектов по их ценностному значению внутри одного и того же вида, группы, класса ценностей и связанная с этим их конкретизация и иерархизация.

Специфичность осознания объектов социальной действительности как ценностной, предполагает и наличие особых психологических механизмов их усвоения. Так, в качестве предмета психологического исследования в этом случае на первый план выдвигается такой вид психологической деятельности

как оценочная деятельность индивида, направленная не только на восприятие и усвоение объективно содержательной стороны, но и на оценку его свойств с точки зрения их необходимости, полезности, приятности и т.п. для удовлетворения потребностей и интересов личности, для реализации целей ее деятельности. В результате происходит осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и тем самым формируется особый вид отношения к нему - ценностное отношение.

Осознание ценности предполагает наличие у индивида определенного способа ориентировки в каком-либо классе, виде, группе ценностей являющегося внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности, по характеру и направленности которых можно определить и особенности ее ценностных ориентаций.

Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Степень развития ценностных ориентации, особенности их становления позволяют судить об уровне развития личности.

Ценности российской молодежи существенно изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствии четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются во многом хаотично, находятся в противоречивом воздействии, с одной стороны, традиционной культуры, с другой - меняющихся социальных условий.

Ценностный мир российской молодежи сосредоточен в плоскости: полноценная работа, досуг, вера в собственные силы, безопасность семьи, устойчивые личные отношения. Для современных студентов важными сегодня являются деньги, образование, профессия, деловая карьера и удовольствия. В последние годы заметна тенденция возрастания таких ценностей как «спокойная жизнь», «душевная гармония», равенство возможностей, интересная работа. Они больше ориентированы на индивидуальные ценности.

Акценты жизненных ожиданий молодежи активно сместились - усиливается высо-

кая требовательность к себе в вопросах подготовки к жизни. Это заставляет молодежь ставить перед собой задачи по овладению современным образованием и профессией, при этом тревогу вызывает усиливающаяся неразборчивость в средствах достижения ими жизненного успеха, как и само понятие «жизненный успех». Наблюдается снижение социальной активности молодежи, снижаются культурные запросы, наблюдается кризис идеалов и утрата духовных ценностей.

Современные российские студенты ставят перед собой сугубо прагматичные, материальные жизненные цели. Важнейшей жизненной ориентацией является материальная обеспеченность. При этом проявляется стремление обладания материальными благами без стремления их создания.

Актуальные проблемы студенчества связаны с духовно-нравственной сферой бытия: отсутствие мировоззренческих основ и социально-культурной идентификации молодежи, разрушение механизма преемственности поколений, размывание ценностных основ и традиционных норм общественной морали. Снижение интереса молодежи к общественной культуре, низкая активность молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем.

Для благоприятного нравственного развития общества современное образование должно утверждать общечеловеческие ценности.

В период ранней молодости человек активно осваивает окружающий мир. На формирование его ценностных ориентаций оказывают воздействие средства массовой информации, окружающая социальная среда. Все это создает широкую палитру ценностных ориентаций, развитие которых имеет определенную специфику.

Ценностные ориентации отражают отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяют широкую мотивацию его поведения. Ценностные ориентации личности включают в себя многие стороны взаимоотношений человека с окружающей действительностью. При этом следует иметь в виду, что в отдельные периоды ее онтогенетического развития ценностное отношение к миру может быть ограничено наиболее значимыми сферами.

Деятельность любого человека в системе общественных отношений диктуется социальными нормами. Не менее существенна их роль в качестве средств и форм накопления, сохранения и передачи социального опыта. В этом случае социальные норны выступают как образцы, идеалы модели поведения.

С позиций социального подхода усвоение студентами высшей профессиональной школы различных систем социальных норм включает не только знание их содержания, но и понимание ценностного значения этих норм. Усваиваются социальные нормы не прямым отражением, а через индивидуальную систему ценностей личности, сформированную на основе жизненного опыта, условий воспитания, других воздействий среды. Эта система личностных ценностей во многих случая не адекватна общественной иерархии ценностей. В таком случае в сознании довольно часто возникает расхождение (разрыв) между ценностным значением тех или иных социальных норм, которое придает им общество, и собственными представлениями о них личности.

Часто взаимодействие личности с обществом опосредуется ценностными представлениями той микросреды, к которой принадлежит индивид в момент совершения социального действия. При определенных условиях частные нормы этой группы могут осознаваться индивидом, как единственный масштаб должного и возможного поведения, т.е. обладать свойствами правовых норм и представлять для него единственно приемлемые образцы, правила поведения в обществе, приобретая тем самым большую ценность. Поэтому возможны случаи, когда при выборе способов поведения некоторые студенты могут опираться исключительно или в основном на собственную практическую мораль, сложившуюся под влиянием узкожитейских представлений о правилах поведения, подменяя тем самым существующие нормы общественной нравственности.

Как показывают различные исследования, современные студенты имеют достаточный запас представлений о моральных ценностях личности и правильно их оценивают как позитивные или отрицательные. Между тем иерерхизация положительных моральных качеств вызывает у них определенные затруд-

нения, довольно часто они смешивают моральные ценности с ценностями другого порядка (эстетическими, волевыми, интеллектуальными и др.). Поэтому в образовательновоспитательной работе высших учебных заведений, как образовательных учреждениях любого другого типа необходимо обращать серьезное внимание на совершенствование представлений учащейся молодежи о моральных качествах личности и особенностях их проявления в ее поведении.

Определенный интерес представляют и познавательные ценностные ориентации студентов высшей профессиональной школы, так как одним из основных видов деятельности в этом возрасте, является учебно-профессиональная, которой студенты занимаются систематически. В результате профессионального вузовского обучения у них формируется то или иное отношение к знаниям как ценности, к учебным занятиям, как основному способу получения знании.

Общественные явления, отражающиеся в сознании индивида, на основе которых формируются ценностные ориентации личности, чрезвычайно сложны и многообразны по содержанию, а наше восприятие избирательно и стремится схватить, прежде всего, наиболее характерные и существенно ценные для нас свойства отражаемого объекта.

В развитии представлений о ценностях, формировании ценностных ориентации специалисты считают целесообразным руководствоваться следующими психолого-педагоги-ческими принципами: а) принцип индивидуального подхода; б) принцип ведущей деятельности; в) принцип инициативы и социальной активности; г) принцип комплексного подхода.

Системообразующим фактором социально активной позиции субъекта выступают ее ценности и ценностные ориентации. Процесс интериоризации ценностей может быть представлен в следующей последовательности: предъявление ценностей, обеспечение связи «субъект-объект», возникновение эмоционально-положительной реакции, генерализации отношения, осознание ценности. Совокупность ценностных ориентаций образует целостную иерархизированную систему, оп-

ределяющую содержание жизненной позиции личности и оказывающую влияние на ее поведение. Ценностные отражают конкретное, относительно устойчивое внутреннее единство сознания и поведения личности, характеризующееся положительным отношением к некоторой системе ценностей, выражающих направленность мировоззрения.

В условиях учебной деятельности общечеловеческие ценности становятся объектом осознания и присвоения личностью. Усвоение знаний происходит на уровне личностных смыслов, если знаемая норма входит в контекст деятельности личности и приобретает психологически двойственный смысл [2]. Если знаемые нравственные нормы связывают в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает их с реальностью жизни в этом мире. Личностный смысл определяет пристрастность познавательной деятельности. Исходя их этого, важно учитывать, что личностный смысл для студентов приобретают те знания, которые связывают цели их познавательной деятельности с мотивами и потребностями, ценностями и ценностными ориентациями.

В личностных смыслах человека действительность открывается со стороны жизненного значения знаний, предметных и социальных норм. Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение человека к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность и общение.

В связи с этим в образовательном процессе высшей школы важно учитывать изменение личностных смыслов и смысловых установок, опосредованное изменением деятельности, реализующей объективное отношение к миру и изменение социальной позиции субъекта, его места в системе общественных отношений, способствующее динамике смыслообразующих мотивов личности и ее установок.

В профессиональном образовании необходимо учитывать условия, способствующие формированию ценностей и ценностных ориентаций личности, определяющих ее профессиональный и личностный рост.

18.01.2011

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М., 2001.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

3. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. - 2007. - №4. С. 37-43.

Сведения об авторе: Буслаева Е.Л., доцент кафедры психологии Столичной финансово-гуманитарной академии (г. Москва), кандидат психологических наук Тел. (495)3535851, e-mail: moselena2201@yandex.ru

UDC 378:316.34/35 Buslaeva E.L.

VALUE-SEMANTIC ORIENTATIONS OF STUDENTS OF HIGHER PROFESSIONAL SCHOOL

The system of valuable orientations is the major characteristic of the person and indicator of his development. Degree of development of valuable orientations, features of their formation allow to judge by a level of development of the person. Actual problems of students are connected with spiritual and moral sphere of life. In educational process of the higher school it is important to consider the change of personal senses and the semantic orientations, social change, and also the conditions promoting formation of values and valuable orientations of the person, defining its professional and personal development.

Keywords: system of valuable orientations, valuable and orientation structure, system of valuable preferences of the person, valuable orientations of modern students, values, personal and universal values, valuable representations of a society and certain social group, spiritual and moral sphere of life, world outlook bases, social norms.

Bibliography

1. Ananyev B.G. The person as a knowledge subject.. - Moscow, 2001.

2. Leontyev A.N. Activity. Consciousness. The person. - Moscow, 1975.

3. Semenov V.E. Valuable orientations of modern youth // Sociological researches. - 2007. - №4. - p. 37-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.