УДК 316.334.3:338.48(476)«1970/1980»
В. М. Острога
Белорусский государственный технологический университет
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье подчеркивается, что ценностные ориентации - это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для человека от второстепенного. Понятие ценностей неразрывно связано с духовным миром личности. Личностные ценности формируются не только посредством накопления жизненного опыта, но и через систему воспитания и образования, которая обеспечивает интеграцию молодежи в общество и позволяет делать процесс социализации в определенной степени управляемым процессом. Автор отмечает, что формирующее воздействие образовательной среды вуза на все сферы сознания студентов, в том числе их ценностные ориентации, идет путем усвоения учебных дисциплин, в первую очередь гуманитарных, создающих ценностные знания, представления, идеалы, установки, а также потребности и мотивы, определяющие направленность личности. Необходимыми условиями для достижения поставленных целей становятся: совершенствование учебно-воспитательного процесса, использование активных методов и инновационных образовательных технологий, развитие педагогического мастерства преподавателей, формирование позитивных установок и традиций.
Ключевые слова: направленность личности, ценностные установки, жизненные приоритеты, факторы социализации, гуманитаризация образования, воспитательная среда.
V. M. Ostroga Belarusian State Technological University FORMATION OF UNIVERSITY YOUTH VALUE ORIENTATION IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT
It is emphasized in the article that value orientations are the essential components of the internal structure of personality supported by the individual life experiences, their scope and differentiation of meaningful and significant things from the secondary ones. The concept of values is inseparably connected with the spiritual world of the individual. Personal values are formed not only by life experience accumulation, but also through education and training, which provide young people integration into society and allow socialization process to be controlled to a certain extent. The author underlines that the forming influence of university educational environment on all spheres of student consciousness including their values, is attained by the means of mastering certain academic subjects, primarily humanitarian, which create valuable knowledge, notions, ideals, attitudes, as well as the needs and motivations that determine person orientation. The necessary conditions for achieving these goals are: streamlining the educational process, employing active methods and innovative educational technologies, mastering the pedagogical skills of university teachers, forming positive attitudes and traditions.
Key words: social policy, tourism, recreation, large-scale involvement, all-inclusiveness, communication, regionalization.
Введение. Ценности как особого рода продукт человеческой деятельности и важнейший компонент сознания являются важным социальным ресурсом и капиталом любого общества. На ценностной основе осуществляется выработка индивидуальных жизненных позиций и коллективных программ жизнедеятельности, мобилизуются ресурсы на достижение поставленных целей. Современная наука рассматривает ценности как особые приоритеты, которые определяют желаемые жизненные цели и систему ориентаций, как некоторые абсолютные нормы и идеалы, которые одобряет общество в целом.
Основная часть. Ценностные ориентации -это особое субъективное и мотивированное отражение в сознании человека (или социальной группы) ценностей общества на конкретном этапе его исторического развития. Они являются важнейшими элементами внутренней структуры личности, закреплены жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний в ходе процессов социализации и социальной адаптации, ограничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого через (не)принятие личностью определенных ценностей. Ценностные ориентации образуют ось сознания, обеспечивающую устойчивость
личности, преемственность определенных типов деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов [1, с. 732].
Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Они определяют направленности интересов и устремлений человека и проявляются через умение и готовность решать смысложиз-ненные вопросы и проблемы. Основное содержание ценностных ориентаций - политические, мировоззренческие и нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, принципы поведения.
Студенческая молодежь - специфическая демографическая группа населения, которая определяет содержание и характер настоящего и будущего развития страны, концентрирует в себе перспективные тенденции его развития. Для молодого человека, вступающего в беспредельный мир созидательного труда и творчества, вопрос о сущности и смысле человеческого существования приобретает особую значимость: он сталкивается лицом к лицу с необходимостью укрепить свое собственное и неповторимое место в жизни, отношение к миру, личную жизненную позицию в современном обществе. Молодежи, с одной стороны, присущи радикализм и максимализм, чувство нового, бескомпромиссность, смелость в суждениях и решении жизненных вопросов, стремление познать, сделать быстрее, с другой - отсутствие у части студентов четких мировоззренческих позиций, повышенная эмоциональность, нигилизм, нетерпимость и критичность ко многим происходящим событиям и т. д. [2, с. 5].
Система формирования ценностных ориен-таций будущих инженеров в образовательной среде вуза представляет собой взаимосвязанную целостность социального заказа на специалиста с уже сформированными убеждениями и навыками, позволяющими осуществлять профессиональную деятельность соответственно комплексу общественных требований, предъявляемых к ней, личностных устремлений студентов, структурных и функциональных компонентов. Выпускник технического вуза со сформированными ценностными ориентациями возвращается в общество как непрерывно саморазвивающийся специалист [3, с. 11].
Ценностные ориентации молодежи есть не что иное, как осознание ею всей совокупности предпочитаемых материальных и духовных благ, моральных и эстетических норм и выбор из них наиболее желаемых. В этом значении ценностные ориентации отражают интересы и потребности, которые сегодня, в первую очередь, определяются современной системой социальных, политических, экономических от-
ношений, сложившихся в белорусском обществе. Ценности студенческой молодежи - индикатор общей культуры общества и семьи, показатель эффективности воспитательной работы в той среде, где живут и общаются юноши и девушки. Согласно данным социологических опросов видно, что на первое место в шкале ценностей выдвинулись те, что связаны с личным благополучием: здоровье, семья, любовь, дружба, материальное благосостояние, бытовое благоустройство, комфортность [4, с. 197]. Например, отметим, что молодые люди называют здоровье в качестве приоритетной ценности, на практике же большинство из них нерегулярно занимаются спортом. Негативное влияние оказывает малоподвижный образ жизни, большая информационная нагрузка, распространение вредных привычек, неправильное питание. Вместе с тем подавляющее большинство студентов выступают против наркотиков, курения и злоупотребления алкоголем.
Большая часть молодых людей в иерархии ценностных ориентаций в числе первых называют семью. Прослеживаются следующие тенденции: большая значимость по сравнению со старшими поколениями придается взаимному уважению и взаимопониманию, отдельному проживанию от родственников, гармоничным сексуальным отношениям. Молодежь менее консервативна в отношении к семейно-брач-ным отношениям и в большей степени склонна одобрять желание женщины иметь ребенка вне брака, в меньшей степени соглашаются с тем, что большинство женщин хотят и должны быть дома с детьми или, что для выполнения своего предназначения женщина обязательно должна иметь детей и др.
В последние годы ценность образования стала одним из важнейших факторов жизненного успеха. Знания во многом способствуют расширению возможностей молодых людей, что влияет на их стремление к повышению уровня собственного образования. В Беларуси численность студентов, получающих высшее образование, с каждым годом растет: в 1990 г. на 10 000 человек населения приходилось 185 студентов, в 2000 и 2009 г. - 282 и 445 студентов соответственно [5, с. 5]. Одновременно наметилась серьезная тенденция к возрастанию прагматичности в отношении к образованию, получение образования становится уже не целью, а рассматривается как средство.
Еще одной важной ценностной ориентацией современного студенчества является работа. Мотивация трудовой деятельности студентов сочетает в себе черты, свойственные современной экономической ситуации страны (значимость высокой заработной платы) и демократическим
ценностям (приоритет интересной, престижной работы с возможностью карьерного роста, самореализации, проявление инициативы). Современные студенты - будущие специалисты -ориентированы в своей трудовой деятельности более на собственное благополучие, чем на достижение общественного признания.
В сфере досуга наиболее распространенными занятиями студентов являются пребывание в Интернете, прослушивание музыки, просмотр телепередач. К сожалению, ценность книги, приобщение к литературе, искусству не занимают почетных позиций.
В качестве важных приоритетов студенты также называют личную свободу, независимость в суждениях и действиях, возможность развития, реализации своих способностей и талантов. Значимыми являются также любовь к родной стране, уважение к ее истории и культуре. Тем не менее, молодежь в целом является аполитичной, особо не интересуется политическими вопросами, не поддерживает никаких партий и не участвует в каких-либо политических действиях. Но на фоне преобладания сознательной отстраненности от политической сферы, в молодежной среде все же сохраняется высокий потенциал гражданской активности.
Следует отметить, что на процесс формирования ценностных ориентаций молодежи влияют различные факторы: характер эпохи, уровень экономического и культурного развития страны, степень решения социальных проблем, существующая система воспитания, средства массовой информации, политические партии и общественные объединения, семья, группы общения и др. Важную роль в процессе формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи играет образовательная среда. Из положения о том, что человек формируется в процессе активной жизнедеятельности, в том числе в процессе обучения и воспитания, вытекает следующее.
Во-первых, становление личности, а, следовательно, и жизненных ориентаций осуществляется на протяжении всей жизни человека и протекает с различной интенсивностью в зависимости от его возраста, но наиболее интенсивно в период юности. Именно в эти годы, когда человек включается в новую для него сферу социальной жизни (учеба в высшем учебном заведении, служба в армии или производственная деятельность), в его сознании происходит своеобразная переоценка ценностей, формируется критическое отношение к «сущему», возникают сомнения в правильности тех идеалов, которым он до этого подчинялся. Поэтому собственный опыт жизнедеятельности и выступает здесь важным источником «строительного ма-
териала» ценностных ориентаций. На этом уровне развития личности наблюдается большой элемент случайного, ограниченного, узкоэгоистического, в силу чего она не способна адекватным образом оценить действительность, успешно заниматься социально значимой деятельностью. Опираясь на обыденные житейские представления, молодой человек, как правило, не в состоянии рационально объяснить содержание принятых им ценностей, поэтому некритично и легко способен усваивать те из них, в которых фиксируются соответствующие его материальным потребностям возможности их реализации [6, с. 4]. В данном случае ценностью вузовского образования является возможность диалога между устоявшимся и актуальным развитием.
Во-вторых, вузы являются социальным институтом, служащим удовлетворению потребностей общества в высокопрофессиональных специалистах, способных осваивать новейшие достижения мирового научного опыта и внедрять их в практику. Они призваны формировать высококультурную личность, ориентированную на усвоение общечеловеческих и национальных ценностей. Для становления будущего специалиста необходимо не только освоение определенного объема знаний, но и систематическая интеллектуальная работа, связанная с переходом к самообразованию и самоуправлению. В отличие от ранее существовавшей логики обучения и воспитания, где студент - только объект воздействия, следует исходить из того, что молодой человек есть субъект образования, создатель самого себя.
В-третьих, знания сами по себе не могут стать предпосылкой общественно полезной деятельности, фактором нравственного, социально направленного поведения. Чтобы стать де-терминантой активной деятельности, знания должны пройти сложный путь мотивации, быть согреты теплом человеческих чувств, пройти через фильтр человеческих эмоций и потребностей. Только тогда они превращаются в убеждения, а убеждения выливаются в деятельность и конкретные образцы поведения.
В-четвертых, нельзя не сказать о роли преподавателя вуза, которая не может быть сведена лишь к передаче определенной суммы знаний. Собственно педагогический характер носит обеспечение обучающихся важнейшими человеческими ценностями, смыслами изучаемых объектов, а не информацией как таковой. Другими словами, значимой функцией преподавательской деятельности является воспитательная. На первое место выходит задача развития способности быть личностью: выбирать достойные жизненные принципы, быть самостоятельным,
внутренне свободным, отвечать за свои действия. Чтобы полноценно организовать лич-ностно-ориентированный образовательный процесс, преподаватель, во-первых, должен знать студента, его потребности, интересы, склонности, идеалы, чтобы незаметно участвовать в формировании его мировоззрения, ценностных ориентаций, в его жизненном самоопределении, а во-вторых, должен сам хорошо ориентироваться в системе важнейших жизненных ценностей, иметь устойчивые гражданские и профессиональные позиции, обладать внутренней культурой, высокими личностными качествами. Высокие требования предъявляются прежде всего к преподавателям социально-гуманитарных дисциплин, ибо нравственные позиции тех, кто приходит в студенческие аудитории, - важнейшая предпосылка духовно богатой личности будущего специалиста, личности гражданина-патриота.
В-пятых, актуальной сегодня как никогда является проблема гуманитаризации образования, которая будет способствовать преодолению у будущих специалистов узкого профессионализма, технократического подхода к общественным проблемам. В процессе формирования ценностных ориентаций принципиально важным является преподавание социально-гуманитарных дисциплин, которые потенциально содержат значительную воспитательную функцию: философии, социологии, права, истории, политологии, педагогики и психологии, культурологи и др. Это может быть достигнуто и интеграцией изучаемых дисциплин, определением их гуманистического потенциала, гуманизацией стиля и методов преподавания, индивидуализацией учебно-воспитательной деятельности, организацией всей деятельности вуза в соответствии с основными принципами идеологии белорусского государства. В данной связи определенного эффекта можно достичь через активные формы проведения занятий (творческие дискуссии и дебаты, деловые игры, тренинги, коллоквиумы, пресс-конференции и т. д.), организацию экскурсий в музеи, на выставки, походы в театр, на концерты, а также индивидуальную работу со студентами. Для формирования у студентов активного личностного отношения к знаниям, а через знания - нравственно богатого отношения к жизни, необходима разработка по каждому предмету гуманитарного цикла системы проблемных ситуаций, развивающих способность к осуществлению достойного морального выбора. В курсах учебных предметов должны быть выделены наиболее ценные в воспитательном отношении проблемы, экзистенционально значимые научные, нравственные, социально-политические, эстетические идеи [2, с. 35].
В-шестых, процесс социализации личности в современных условиях чрезвычайно усложнился, что требует новых подходов к его организации. Дидактический и воспитательный процесс требует модификации в плане создания ситуаций для проявления молодежью инициативы, изобретательности, организаторской находчивости. Организованная соответствующим образом воспитательная деятельность, обогащенная инициативой молодежи при выборе содержания и форм активности, дает ей возможность испытать свои личные качества и развить способности, необходимые для работы в современных условиях. Участие в творческих и молодежных организациях имеет явное преимущество перед назиданием и морализированием. В студенческой среде востребованы многие направления клубной деятельности (компьютерные, танцевальные, фитнес-клубы), а также такие формы работы, как студенческие театры, конкурсы авторской и патриотической песни, музыкально-поэтические гостиные, КВН, проведение костюмированных инсценировок и др. Именно такая деятельность, организованная в стенах вузов, составляет необходимое условие для того, чтобы привить рациональный способ жизни, а также заставить задуматься молодых людей о своем собственном будущем и будущем страны, о прочном соединении личной судьбы с судьбой своего народа.
Заключение. Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве целей жизни и основных средств их достижений, в силу этого приобретая функцию важнейшего регулятора социального поведения индивидов. Становится важной проблема сохранения действенных, проверенных временем ценностей академического образования: опоры на фундаментальность, инте-гративность научного знания, познавательную активность, сотрудничество, этичность отношений, квалифицированность состава преподавателей и, в значительной степени, развитие ценностей тех, кто включен в образовательную сеть получения знаний и опыта. Университетское образование построено на классических ценностях, оно всегда имеет многомерные связи, всеохват-ность, универсальность. Но сами по себе ценности не возникают на основе усвоения творческих истин, они должны нести в себе обновление и развивающий потенциал, подкрепляться деятельностью субъектов образования [7, с. 167]. Ценностные ориентации являются объектом воспитания, целенаправленного воздействия и становятся не только определяющим элементов в структуре мировоззрения, но и важнейшим фактором консолидации людей, интеграции их в сообщество, обеспечивают общественное согласие всех граждан и отдельных групп.
Литература
1. Здравомыслов А. Г. Ценностные ориентации // Философский энциклопедический словарь / редкол.: С. С. Аверинцев [и др.]. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. 815 с.
2. Кривоносова Е. Э. Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи. Витебск: Изд-во ВГУ, 2006. 39 с.
3. Леоновец О. К. Формирование ценностных ориентаций студентов технических вузов в процессе преподавания философии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 2005. 23 с.
4. Мельник Е. М. Ценностные ориентации молодежи Республики Беларусь как особой социально-психологической группы // Вучоныя зашсю Брэсцкага дзяржаунага ушверсгота iмя А. С. Пуш-кша. 2007. Т. 3. Ч. 1. С. 195-203.
5. Данилова Е. А. Ценностные ориентации современного белорусского студенчества: БГУ vs БГЭУ // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2012. № 1. С. 5-9.
6. Лебедев А. С. Формирование ценностных ориентаций молодежи. Л.: Ленингр. орг. общ-ва «Знание» РСФСР, 1990. 15 с.
7. Илькова А. П. Ценностные предпочтения в высшей школе // Образование - личность - профессия. IX Международная научно-практическая конференция. Москва, 2-6 июля 2013 г. М.: ПИ-РАО, 2013. С.163-167.
References
1. Zdravomyslov A. G. Tsennostnye orientatsii [Value orientations]. Moscow, Sovetskaya entsiklope-diya Publ., 1989. 815 p.
2. Krivonosova E. E. Formirovanie tsennostnykh orientatsiy studencheskoy molodezhi [Formation of value orientations of young university students].Vitebsk, VGU Publ., 2006. 39 p.
3. Leonovets O. K. Formirovanie tsennostnykh orientatsiy studentov tekhnicheskikh vuzov v protsesse prepodavaniya filosofii: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of value orientations of young technical university students during the process of teaching philosophy. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Togli-atti, 2005. 23 p.
4. Mel'nik E. M. [Value orientations of Belarusian youth as a special socio-psychological group of people]. Vuchonyya zapiski Brestskaga dzyarzhaynaga universiteta imya A. S. Pushkina [Scientific notes of the Brest State University named after A. S. Pushkin], 2007, vol. 3, p. 1, pp. 195-203 (in Russian).
5. Danilova E. A. Value orientations of modern Belarusian university students. Vestnik BGEU [Bulletin of Belarusian National Economic University], 2012, no. 1, pp. 5-9 (in Russian).
6. Lebedev A. S. Formirovanie tsennostnykh orientatsiy molodezhi [Formation of value orientations of young people]. Leningrad, Znanie Publ., 1990. 15 p.
7. Il'kova A. P. [Value preferences in higher school] IX Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya ("Obrazovanie - lichnost' -professiya"). [IX International theoretical and practical conference ("Education - personality - profession")]. Moscow, PIRAO Publ., 2013, pp. 163-167 (in Russian).
Информация об авторе
Острога Валентина Михайловна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории Беларуси и политологии. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Information about the author
Ostroga Valentina Mikhaylovna - Ph. D. History, Аssociate Рrofessor, Аssociate Рrofessor, Department of History of Belarus and Political Science. Belarusian State Technological University, (13a, Sverd-lova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Поступила 28.02.2015