«service». Traditional forms of organization of university educational environment do not provide for students' successful professional socialization to the fullest extent, as only 46% of students are ready to implement the principle of «life-long learning»; 54% of students do not consider self-realization to be the leading motive for professional development. The applied aspect of the problem under study can be implemented in defining psychological and pedagogical conditions, which provide for students' successful professional socialization in the course of their academic career.
Key words: diachronic approach, professional development, professional socialization, psychological and pedagogical conditions for students' professional socialization.
References
1. Lomov B. F. Izuchenie cheloveka na osnove sistemnogo podkhoda (A person's study at the system approach's base). Chelovek v sisteme nauk. (Person in the sciences system). Moscow, 1989, pp. 5-13 (in Russian).
2. Kuz'mina N. V. Problemy professional'noy podgotovki spetsialistov v vuzakh. (Problems of professionals' training at universities). Problemy otbora i professional'noy pod-gotovki spetsialistov v vuzakh (Problems of professionals'
УДК 316.614
Р. М. Шамионов, А. Е. Сотников
Шамионов Раиль Мунирович - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет, Россия
E-mail: shamionov@mail.ru
Сотников Алексей Eвгеньевич - соискатель, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: alexey176@yandex.ru
В статье представлены результаты исследования соотношения жизненных ценностей и социально-психологических установок на различных этапах профессиональной социализации юристов (n = 258). Использованы методы опроса: «Морфологический тест жизненных ценностей» В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной, «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О. Ф. Потемкиной, оригинальная анкета и методы математической статистики. По итогам исследований прослеживаются качественные изменения структуры ценностно-смысловой ориентации личности. Выявлены значимые корреляционные связи ценностей личности с социально-психологическими установками и представлениями на разных этапах профессионализации.
Ключевые слова: личность, профессиональная социализация юристов, ценностно-смысловые ориентации, установки.
selection and training at universities). Leningrad, 1970, pp. 47-60 (in Russian).
3. Glukhanyuk N. S., D'yachenko E. V., Bogolyubo-va O. V. Semantika Ya-obraza pedagoga v kontekste professional'noy uspeshnosti (Semantic of a teacher's I-image in the context of professional success). Psikhologiya sistemnogo funktsionirovaniya lichnosti. (Psychology of personality's system functioning). Saratov, 2004, pp. 81-91 (in Russian).
4. Poyzer B. Gotovnost' k samoopredeleniyu (Readiness to self-determination). Vysshee obrazovanie v Rossii (High education in Russia), 1998, no. 2, pp. 80-83 (in Russian).
5. Vereshchagina L. A., Karelina I. M. Psikhologiyapotreb-nostey i motivatsiya personala (Psychology of needs and stuff s motivation). Khar'kov, 2005. 156 p. (in Russian).
6. Chiker V. A. Psikhologicheskaya diagnostika organizatsii i personala (Organization's and stuff's psychological diagnostic). St.-Petersburg, 2004.176 p. (in Russian).
7. Ivanova G. P., Shakirova E. F. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya sotsial'no aktivnoy lichnosti studenta (Pedagogical conditions of formation of student's social-active personality). Akmeologiya (Acmeology). 2012, no. 3, pp. 51-56 (in Russian).
Введение
Современное изменяющееся общество предъявляет особые требования к личности профессионального юриста, прежде всего, к ее функциональности, структурной гибкости. На пути становления такой личности индивид приобретает определенные профессиональные знания, качества, свойственные представителям данной профессии. Усвоение норм, ценностей, ролевых моделей, разделяемых представителями профессиональной группы, происходит на протяжении длительного времени. В процессе профессиональной социализации человек неизбежно вступает в общественные отношения с другими людьми, которые относятся к данной профессиональной среде. Этот процесс предполагает личностную активность [1], поскольку взаимодействие и воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения самим субъектом социализации. Как известно, эффектом социализации выступает личностное и профессиональное самоопределение [2]. По сути, этот эффект выводит личность на уровень избирательного отношения к различным представлениям, складывающимся в обществе относительно своей профессиональ-
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЮРИСТОВ
ной сферы, поэтому важным обстоятельством профессиональной социализации является принятие профессии и формирование отношения к ней как к элементу ценностно-смысловой сферы личности.
Теоретическое обоснование исследования
На профессиональную социализацию юристов оказывает влияние множество факторов. В ходе анализа механизмов профессиональной социализации юристов особое внимание следует уделить изучению ее институтов и агентов. Особую роль среди них играют высшие учебные заведения как институт социализации, который осуществляет подготовку специалистов. Именно учебное заведение на институциональном уровне оказывает фундаментальное воздействие на личность будущего юриста, тем самым формируя отношения к закону, справедливости, людям и т. п. Таким образом, профессиональная социализация отражает формы социального регулирования, сопровождения становления профессионала и формирования его социальных системных качеств. К последним принято относить наиболее важные профессиональные качества личности в виде ценностных ориен-таций, социальных установок, потребностей, убеждений, характерных для данной профессиональной общности.
«В профессиональной социализации одна из главных ролей отведена как институту трудового коллектива, так и профессии. Ее характерной особенностью является то, что она начинается задолго до начала активной профессиональной деятельности (этап ранней юности - самоопределение личности). Многими исследователями здесь отмечаются «фиксированные» ценности, требуемые конкретной профессиональной сферой, и сложившиеся (временные) нормы и ценности группы. У каждого человека как субъекта профессиональной деятельности возникают свои представления о профессии и ее идеальном представителе. Данные представления, возникающие в процессе предъявляемых к человеку профессиональных требований, касаются не только специальных знаний, но и затрагивают личность в целом» [3]. Вместе с тем особую область профессиональной социализации личности составляет область ценностных ориентаций.
Изучение проблемы ценностей необходимо для понимания многих социальных явлений, происходящих в недрах процесса становления личности юриста. Ценности рассматриваются в психологической науке в качестве мощного регулятора социального поведения личности. Несмотря на длительную историю изучения проблемы, понятие «ценность» не имеет однозначных характеристик и представлено множеством дефиниций в психологии. Как известно, ценность связывают со «значимо-
стью» (С. Л. Рубинштейн) [4], со «значением» и «личностным смыслом» (А. Н. Леонтьев) [5], со «смыслом» и с «регуляцией социального поведения» (Д. А. Леонтьев) [6], с «психологическим отношением» (В. Н. Мясищев) [7], с «осознанным смыслом жизни», «смысловым образованием» (Б. С. Братусь) [8], с «эмоциональной направленностью» Б. И. Додонов [9], с «целеполаганием» А. И. Донцов [10].
Поскольку система ценностей личности является важнейшей инстанцией регуляции поведения и деятельности, представляется важным изучение характера ее становления на разных этапах профессиональной социализации юристов. Исследователи отмечают нелинейную динамику этого процесса [11], влияние динамики культурных ценностей [12], соотнесенность ценностей личности с представлениями различных социальных (профессиональных) групп [13], социальными репрезентациями [14] и т. п. Между тем, институт профессионального образования, на наш взгляд, также вносит значительный вклад в этот процесс.
Целью данного исследования является соотнесение структуры жизненных ценностей и социально-психологических установок у студентов-юристов и профессиональных юристов.
Выборка, методики и методы исследования
В качестве диагностического инструментария нами были выбраны следующие методики: для определения мотивационной структуры личности «Морфологический тест жизненных ценностей» (В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной), для выявления степени выраженности социально-психологических установок «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О. Ф. Потемкиной, а для выявления интересующих нас отношений и представлений была разработана анкета.
Выборку составили три группы: студенты-юристы 1-3 курсов, студенты-юристы 4-5 курсов и практикующие юристы; общий объем выборки 258 человек. Для выявления связей между различными параметрами использовался метод линейного корреляционного анализа по Пирсону, выявление значимости различий осуществлялось с помощью ^критерия Стьюдента.
результаты исследования и их обсуждение
Наши исследования ценностной иерархии личности студентов, проведенные на вторых и четвертых курсах юридических вузов, а также у практических юристов показали значительное расхождение лидирующих жизненных ценностей (таблица).
Р. М. Шамионов, А. Е. Сотников. Жизненные ценности и социально-психологические установки
Изменение жизненных ценностей
I Ценности Студенты Практикующие юристы /-критерий Стьюдента
Жизненных сфер Профессия Образование Семья Общественная жизнь Увлечение Физическая активность 2-го курса 4-го курса Студенты 2- 4-го курсов Студенты 4-го курса - практикующие юристы Студенты 2-го курса - практикующие юристы
61,8 60,2 58,4 1,07 1,11 2, 22**
61,8 60,7 57,7 0,65 1,64 2,52*
56,6 55,6 53,0 0,73 1,52 2,40*
57,6 55,6 50,1 из 2,94* 4,73**
55,4 52,7 49,7 1,72 1,73 3,69**
49,6 46,2 45,3 1,65 0,38 2,06*
Жизненные ценности Развитие себя Духовное удовлетворение Креативность Активные социальные контаты Собственный престиж Высокое материальное положение Достижение Сохранение индивидуальности 43,2 42,0 39,3 1,01 2,16* 3,43*
44,3 43,0 42,8 0,98 0,44 1,45
38,1 36,2 34,8 1,38 0,98 2,43*
42,8 40,7 42,8 1,81 1,48 3,65**
41,0 39,3 35,5 1,44 2,89* 4,81**
44,6 43,0 42,3 1,37 0,55 2,00*
45,7 43,8 42,9 1,43 0,54 2,00*
42,9 42,3 38,0 0,47 3,08** 3,90**
Примечание.
■ приp < 0,05;
■ приp < 0,01.
В иерархии жизненных ценностей студентов-юристов, обучающихся на 2-м курсе юридического вуза, доминирует стремление к достижениям конкретных и ощутимых результатов в различных сферах жизни и к высокому материальному положению. На третьем и четвертом местах иерархии прослеживается стремление к самосовершенствованию и стремлению человека к получению морального удовлетворения. Наименее актуальным для этой же группы студентов является реализация своего творческого потенциала, внесение различных изменений во все сферы своей жизни.
Для студентов на начальном этапе профессиональной социализации наиболее важны профессия и образование. Видимо, такая актуализация данных сфер обусловлена тем, что сфера профессиональной жизни входит в ближайшее перцептивное поле учащихся и служит для студентов основанием для развития собственного профессионального становления как специалиста в процессе получения образования и положительного отношения к будущей профессии.
Общественно-политическая жизнь стоит на третьей ранговой позиции значимости жизненных сфер в данной выборке. Студенты проявляют интерес к политическим событиям, происходящим в стране, и стараются посильно участвовать в определенных политических процессах. Данные стремления можно охарактеризовать как право-сознательные и социально активные.
Четвертое и пятое места ценностной иерархии отводятся сферам семейной жизни и увлече-
ниям. Сфера физического развития находится на последнем месте иерархии.
Обращая внимание на выборки студентов-юристов 4-го курса и практикующих юристов, нетрудно убедиться в том, что значимость жизненных сфер и жизненных ценностей находятся примерно на тех же ранговых позициях, что и у студентов-юристов 2-го курса, с тем отличием, что значимость определенных жизненных сфер и ценностей уменьшается на каждом последующем этапе профессиональной социализации.
Анализируя различия между выборками студентов 2-го и 4-го курсов практикующих юристов, обратим внимание на фундаментальную ценность саморазвития, находящуюся на достаточно высокой позиции в ценностной пирамиде трех изучаемых нами выборок. Однако со временем просходит снижение ее значимости. У студентов на последующих этапах профессионализации становится менее выраженным стремление к саморазвитию, в том числе и профессиональному. Напрашивается вывод, что практикующие юристы в меньшей степени заинтересованы в собственном развитии по сравнению со студентами-юристами, о чем свидетельствуют значимые различия измеряемых параметров по ^критерию Стьюдента. Эти данные согласуются с результатами обширного исследования трансформации ценностей, проведенного Н. А. Журавлевой, согласно которому происходит снижение направленности на личностный рост, альтруистических ценностей, самоутверждения [15].
**
Анализ значимости отдельных ценностей в трех группах испытуемых (см. таблицу) позволяет сделать вывод о схожей позиции значимости аналогичных ценностей студентов, отличающейся от позиции ценностей практикующих юристов. Вместе с тем показатели критерия Стьюдента свидетельствуют о существенных различиях значимости ценностей студентов вторых курсов и юристов-практиков. В то же время количество ценностей, значимость различий которых, в соотнесении с ценностями практикующих юристов, высока, уменьшается к четвертому курсу. Это говорит о том, что ценностная структура четверокурсников приближается к таковой практикующих юристов. Следовательно, процесс профессиональной социализации в системе подготовки юридических кадров в достаточной мере затрагивает ценностную сферу личности.
Чтобы глубже проанализировать природу снижения значимости саморазвития для будущих и действующих юристов, обратимся к выявленным корреляционным связям. Корреляционный анализ позволил обнаружить взаимосвязь между уровнем значимости саморазвития у студентов-юристов 2-го курса с представлением о лживости окружающих людей (г = 0,227). По нашему мнению, именно недоверие к окружающим способствует усилению стремления студентов к саморазвитию, которое подразумевает получение новых знаний в выбранной профессии. Знаниями и профессиональными навыками студенты-юристы хотят оградить себя от обмана. На 4-х курсах зависимости такого рода не наблюдается, но для данной выборки присущи другие конструкции взаимосвязей: стремления к саморазвитию с удовлетворенностью условиями обучения (г = -0,211), удовлетворенностью отношениями с администрацией учебного заведения (г = -0,241), ориентацией на деньги (г = 0,328). На данном этапе отчетливо прослеживается прагматическая направленность студентов. Необходимо принять во внимание, что у студентов-психологов, обучающихся на 4-м курсе вуза, взаимосвязи такого рода не были выявлены вовсе [16]. Становится очевидно, что представление студентов о том, что их самообразование и успешное обучение должно поощряться как хорошим отношением к ним администрации учебного заведения, так и материальным вознаграждением (стипендией либо денежной помощью родителей) характерны именно для студентов-юристов последних курсов.
Анализируя взаимосвязь между стремлением к саморазвитию у практикующих юристов и представлением о государстве как не правовом (г = -0,286), можно отметить, что чем больше выражено мнение о том, что в Российском государстве закон действует не всегда, тем большую ценность имеет для юристов саморазвитие. Именно представление о бессилии закона подталкивает юристов к собственному развитию, в том числе и в профессиональной сфере. Очевидно, в этом
проявляется механизм побуждения активности личности, что согласуется с результатами исследований потенциала субъектной регуляции Е. Е. Бочаровой [17].
Наблюдается некая прогрессирующая тенденция ослабления устремлений студентов на каждом последующим этапе профессионализации к получению морального удовлетворения от своей деятельности, но статистически значимых различий такого обесценивания не выявлено.
Респонденты трех выборок продемонстрировали стремление к высокому уровню своего материального благосостояния и убежденность в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Однако отчетливо видится обесценивание измеряемой ценности на последующих этапах профессионализации. При сравнении исследуемых групп учащихся 2-х и 4-х курсов юридического вуза наблюдается тенденция такого обесценивания. При сравнении группы студентов 2-го курса и практикующих юристов проявляются стойкие и статистически значимые отличия в восприятии и жажде обладания материальными благами. По нашему мнению, студенты поступают в юридические вузы, чтобы обеспечить себя материально в будущем, но к моменту их окончания и трудоустройства по специальности опрашиваемые проявляют значительно меньший интерес к финансовой стороне своей работы.
Углубляясь в природу ценностно-смыслового ядра личности юриста, хотелось бы отметить существующие взаимосвязи между стремлением к материальному достатку и рядом представлений, отношений на каждом изучаемом нами этапе профессиональной социализации.
Удовлетворенность собой у студентов-юристов 2-го курса взаимосвязана со стремлением к богатству (г = 0,269). Из этого можно сделать вывод, что чем больше студент-юрист второкурсник удовлетворен собой, тем больше материальных благ ему хочется. Такое чувство удовлетворенности зависит от критерия наличия или отсутствия денег. Кроме того, стремление к богатству в данной выборке связано с ориентацией на эгоистические ценности (г = 0,288) и ориентацией на деньги (г = 0,237). При эгоистической установке респонденты ставят свои интересы выше других, при ориентации на деньги первостепенным для опрашиваемых является увеличение своего благосостояния. Связей, свидетельствующих о гуманистической природе потребности в деньгах, не выявлено.
Прослеживая изменения, происходящие в структуре личностных ценностей исследуемых, и выявляя детерминанты таких изменений, отметим, что и у студентов-юристов 4-го курса стремление к богатству связано с ориентацией на эгоистические ценности (г = 0,218) и установкой на деньги (г = 0,230), но наравне с этим наблюдаются ранее не существовавшие связи с ориентацией на труд (г = 0,237) и на результат (г = 0,212). Студенты
старших курсов начинают понимать, что для достижения материального благополучия необходимо трудиться и эти труды должны приносить результаты. В то же время студенты готовы много времени отдавать учебе, не жалея времени и сил. Труд приносит им больше радости и удовольствия, чем какие-то иные занятия. Именно в это время, по нашему мнению, и происходит интенсивное формирование личности профессионала.
Другая картина связей существует у практикующих юристов. Стремление к материальному благосостоянию связано с недоверием к окружающим (г = 0,265), с представлением о том, что окружающие преуменьшают значимость денег в их жизни (г = 0,389), а также - представлением о беззаконии в стране (г = -0,335). Данные взаимосвязи свидетельствуют о своеобразной проекции своих установок на других. Вместе с тем обнаружена прямая корреляционная связь между стремлением обладать денежными средствами и ориентацией на власть (г = 0,307) и свободу (г = 0,452). Данная взаимосвязь может свидетельствовать о том, что в представлениях юристов деньги могут дать как власть, так и свободу.
Заключение
Подводя итоги исследования, отметим, что в процессе профессиональной социализации личности юристов ценностная структура претерпевает качественные изменения: меняется система ценностно-смысловых ориентаций личности, сменяются ранги ценностей, одновременно изменяются качества взаимосвязей между ценностями и социально-психологическими установками. Наблюдается прогрессирующее обесценивание ранее актуальных ценностей на каждом последующем этапе профессионализации, усиление прагматических взглядов у практикующих юристов по сравнению со студенчеством.
В процессе профессиональной социализации студентов происходит сближение значимости ряда ценностей с ценностями профессионалов, но отмечены существенные различия ценностей студентов-выпускников и юристов, характеризующих личностный рост («развитие себя», «сохранение индивидуальности»): в частности, у практикующих юристов значимость этих ценностей ниже.
Библиографический список
1. Шамионов Р. М. Психологические характеристики социальной активности личности // Мир психологии. 2012. № 3. С. 145-154.
2. Шамионов Р. М. Личностное и профессиональное самоопределение как эффекты социализации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2008. Т. 8, вып. 1. С. 90-95.
3. Шамионов Р. М., Голованова А. А. Социальная психология личности. Саратов, 2006. 264 с.
4. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957. 328 с.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 304 с.
6. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2007. 511 с.
7. МясищевВ. Н. Психология отношений. М., 1995. 400 с.
8. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. М., 1986. 64 с.
9. ДодоновБ. И. Эмоция как ценность. М., 1978. 272 с. Ю.Донцов А. И. О ценностных факторах формирования
личности. Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательный процесс. М., 1975. С. 130-140.
11. Шамионов Р. М. Социализация личности : системно-диахронический подход // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 02.08.2013).
12.ЖуравлевА. Л., Дробышева Т. В. Ценностные ориентации формирующейся личности в разные периоды развития российского общества // Психол. журн. 2010. Т. 31, № 5. С. 5-16.
13.БочароваЕ. Е. Ценностные предпочтения молодежи в представлениях различных социальных групп // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 12, вып. 4. С. 13-16.
14.Шамионов Р. М. Характеристики ценностных ориен-таций молодежи в соотнесении с представлениями о России и ценностях россиян // Социология образования. 2009. № 4. С. 39-49.
15.Журавлева Н. А. Ценностные ориентации личности в изменяющемся российском обществе // Психол. журн. 2012. Т. 33, № 1. С. 30-39.
16. Сотников А. Е. Особенности социальных представлений и отношений в различных условиях первичной профессиональной социализации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11, вып. 3. С. 91-94.
17.Бочарова Е. Е. Готовность к риску как личностный потенциал субъектной регуляции // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2. С. 27-33.
Life Values and social-Psychological orientations at Various stages of Lawyers' Professional socialization
Rail M. shamionov
Saratov State University
83, Astrakhanskaya, Saratov, 410012, Russia
E-mail: shamionov@mail.ru
Aleksey E. sotnikov
Saratov State University
83, Astrakhanskaya, Saratov, 410012, Russia
E-mail: alexey176@yandex.ru
The article presents research results that demonstrate correlation between life values and social-psychological orientations at various stages of lawyers' professional socialization (n = 258). Authors of the study used the following methods in the course of their investigation:
"Morphological test of life values" by V. F. Sopov and L. V. Karpushina, "Diagnostic technique for social and psychological orientations of a personality in motivational and need-related spheres" by O. F. Potem-kina (original questionnaire), and methods of mathematical statistics. Research results allow to trace qualitative changes in the structure of valuable and meaningful personal orientation. The investigation helps to single out significant correlations between personal values and social-psychological orientations and perceptions at various stages of professionalization.
Key words: personality, lawyers' professional socialization, valuable and meaningful orientations, attitudes.
References
1. Shamionov R. M. Psikhologicheskie kharakteristiki sotsial'noy aktivnosti lichnosti (Psychological characteristics of personality's social activity). Mir psikhologii (The world of psychology), 2012, no. 3, pp. 145-154 (in Russian).
2. Shamionov R. M. Lichnostnoe i professional'noe sa-moopredelenie kak effekty sotsializatsii (Personal and professional self-determination as socialization's effects). Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogics, 2008, vol. 8, iss. 1, pp. 90-95 (in Russian).
3. Shamionov R. M., Golovanova A. A. Sotsial'naya psik-hologiya lichnosti (Social psychology of personality). Saratov, 2006. 264 p. (in Russian).
4. Rubinshteyn S. L. Bytie i soznanie (Being and consciousness). Moscow, 1957. 328 p. (in Russian).
5. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' (Activity. Consciousness. Personality). Moscow, 1977. 304 p. (in Russian).
6. Leont'evD. A. Psikhologiyasmysla (Psychology of meaning) Moscow, 2007. 511 p. (in Russian).
7. Myasishchev V. N. Psikhologiya otnosheniy (Psychology of relations). Moscow, 1995. 400 p. (in Russian).
8. Bratus' B. S. Nravstvennoe soznanie lichnosti (Personality's ethic consciousness). Moscow, 1986. 64 p. (in Russian).
9. Dodonov B. I. Emotsiya kaktsennost' (Emotion as a value). Moscow, 1978. 272 p. (in Russian).
10. Dontsov A. I. O tsennostnykh faktorakh formirovaniya lichnosti (Axiological factors of personality formation). Sotsial'no-psikhologicheskie problemy formirovaniya
УДК 159.9:37.015.3
М. В. Григорьева, А. В. сёмина
Григорьева Марина Владимировна - доктор психологических наук, доцент, кафедра педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: grigoryevamv@mail.ru
Семина Анастасия Владимировна - бакалавр 3-го года обучения по направлению «психология образования», Саратовский государственный университет, россия
lichnosti i uchebno-vospitatel'nyy protsess (The social-psychological problems of personality formation and educational process). Moscow, 1975, pp. 130-140 (in Russian).
11. Shamionov R. M. Sotsializatsiya lichnosti: sistemno-diakhronicheskiypodkhod (Socialization of personality: the system and diachronic approach). Psikhologicheskie issledo-vaniya (Psychological investigations), 2013, vol. 6, no. 27. Available at: http://psystudy.ru (accessed 02 August 2013).
12. Zhuravlev A. L., Drobysheva T. V. Tsennostnye orientatsii formiruyushcheysya lichnosti v raznye periody razvitiya rossiyskogo obshchestva (The value system of formed personality in different periods of Russian society's development). Psikhologicheskiy zhurnal (Psychological Journal), 2010, vol. 31, no. 5, pp. 5-16 (in Russian).
13.Bocharova E. E. Tsennostnyepredpochteniya molodezhi v predstavleniyakh razlichnykh sotsial'nykh grupp (Youth's value priorities in dufferent social groups' imagination). Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya, 2012, vol. 12, iss. 4, pp. 13-16 (in Russian).
14. Shamionov R. M. Kharakteristiki tsennostnykh orientatsiy molodezhi v sootnesenii spredstavleniyami o Rossii i tsen-nostyakh rossiyan (Characteristics of youth's value systems in correlation with imagination of Russia and Russians' values). Sotsiologiya obrazovaniya (Educational sociology), 2009, no. 4, pp. 39-49 (in Russian).
15.Zhuravleva N. A. Tsennostnye orientatsii lichnosti v izme-nyayushchemsya rossiyskom obshchestve (Personality's value system at the vary Pussian society). Psikhologiches-kiy zhurnal (Psychological Journal), 2012, vol. 33, no. 1, pp. 30-39 (in Russian).
16.Sotnikov A. E. Osobennosti sotsial'nykh predstav-leniy i otnosheniy v razlichnykh usloviyakh pervichnoy professional'noy sotsializatsii (Features of social imaginations and relations in different conditions of primary professional socialization). Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogics, 2011, vol. 11, iss. 3, pp. 91-94 (in Russian).
17.Bocharova E. E. Gotovnost'k risku kak lichnostnyypoten-tsial sub»ektnoy regulyatsii (Peadiness to risk as a personal potential of subject's regulation). Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya, 2011, vol. 4, iss. 2, pp. 27-33 (in Russian).
Представлены результаты эмпирического исследования эмоционально-нравственных факторов социально-психологической адаптации студентов к образовательной среде вуза. Цель исследования, используя метод корреляционного анализа, определить значимые взаимосвязи показателей социально-психологической адаптации и эмпатии по отношению к представителям разных возрастных и социальных групп у студентов первого курса. Применение психодиагностического
РОЛЬ ЭМПАТИИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ