10. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М.; ACADEMA, 2003.
УДК 124.5
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КАТЕГОРИЯ
Зауторова Эльвира Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и педагогики Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, г. Волгоград, Россия elvira-song@mail. ru
В своем поведении, принятии решений каждый человек ориентируется на осознанные им ценности-регуляторы. Ценности непосредственно связаны со смыслами и становятся принадлежностью индивидуального сознания благодаря смыслотворческой деятельности человека. Ценностные ориентации представляют собой основные формы функционирования ценностей, ступени их перехода в деятельность, являются основой для конструирования нравственных идеалов, становления действенной самооценки личности, постановки жизненных целей.
Ключевые слова: ценности личности; ценностные ориентации; междисциплинарный характер ценностных ориентаций личности; становление ценностных ориентаций личности.
VALUABLE ORIENTATIONS OF THE PERSON AS THE INTERDISCIPLINARY CATEGORY
Zautorova Elvira, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, The senior lecturer of chair of legal psychology and pedagogics The Vologda institute of the right and economy of Federal Agency of execution ofpunishments, Volgograd, Russia elvira-song@mail. ru
In the behavior, decision-making each person is guided by the values-regulators realized by it. Values are directly connected with senses and become an accessory of individual consciousness thanking creative activity of the person. Valuable orientations represent the basic forms of functioning of values, steps of their transition in activity, are a basis for designing of moral ideals, formation of an effective self-appraisal of the person, statement of the vital purposes.
Keywords: values of the person; valuable orientations; interdisciplinary character of valuable orientations of the person; formation of valuable orientations of the person.
Проблема ценностных ориентаций в ее общем и конкретном значении носит междисциплинарный характер и является предметом исследования целого ряда наук, занимающихся человеком и обществом. Сложность определения сущ- 62 -
ности феномена «ценность» связана с его многозначностью и объективными особенностями. В литературе насчитывается множество дефиниций понятия «ценность», в которых предлагаются к рассмотрению разнообразные подходы и стороны данной проблемы.
Категория «ценность» относится к числу общенаучных, данное понятие входит в категориальный аппарат философии, социологии, психологии, ее значение велико и для педагогики. В Советском энциклопедическом словаре понятие «ценность» истолковано как «положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их (собственно) свойствами, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов, потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях» [1, с. 1481].
В философии термин «ценность» используется для указания на человеческое, общественное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающих к миру должного, целевого, смысловому основанию, абсолюту. Так, содержание этого понятия в работах философов определяется как «форма отношения объекта и субъекта» (О.Г. Дробницкий); «акт взаимодействия субъекта и объекта» (В.А. Василенко) и характеризуется рядом признаков: значимость, полезность, нужность, заинтересованность, направленность, необходимость, целесообразность. В. Франкл трактовал сами ценности как смыслы и через них (или «напрямую») как стратегии жизни, деятельности, поступки, решения и т.д. (в этом отношении их можно рассматривать как механизмы смыслового удержания и укоренения человека в мире). Ценности позволяют простраивать системы ценностных отношений в социуме, конституируют процессы оценивания (вынесения оценок как способов установления значимостей чего-либо для субъектов) [2]. В.Б. Ольшанский дает следующее определение ценностей: «Ценности своеобразные маятники, помогающие заметить в потоке информации то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека, для его поведения. Что противоречит ценностям, будет неизбежно игнорировано - либо невниманием, либо невосприятием, либо неразделением информации» [3, с. 471-530].
Таким образом, трактовки понятия «ценность» разноречивы. Наиболее общее его определение дали С.Ф. Анисимов и В.П. Тугаринов: «Ценность - есть значение предмета для человека, для его познавательной или практически преобразующей деятельности»; «ценности суть предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала» [4, с. 11, 20].
В большинстве современных исследований ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения, предстают как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп. Так, в социологии понятие «ценность» определяется как «особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, предметов, духовных явлений» [5].
По мнению многих социологов, возникновение ценности связано, с одной стороны, с предметами, явлениями, их свойствами, удовлетворяющими потребности общества и человека, с другой, - ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета или явления человеком, обществом. При этом подчеркивается, что ценность - это не эквивалент блага, а единство, взаимодействие, форма проявления особого рода отношения между субъектом и объектом.
Понятия «ценностные представления» и «ценности» в психологической литературе часто смешиваются: либо первые рассматриваются как зеркальное отражение вторых, не представляющее отдельного интереса, либо вторые сводятся к первым. В отличие от общественных наук, в которых ценность выступает как объективная категория, психология акцентирует внимание на субъективной стороне ценностей (к которым человек неравнодушен). В психологии ценность - это объект, вызывающий пристрастное, неравнодушное отношение со стороны субъекта (индивидуального или группового).
Ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта. Выступая автономными по отношению к потребностям, источниками смысло-образования, они «подключают» индивидуальную жизнедеятельность к жизнедеятельности социума, «освещают жизненный смысл объектов и явлений действительности под углом зрения устойчивых интересов развития социального целого, преломленных и осмысленных субъектом в качестве ценностных ориентиров его жизни, формулируются как идеалы, модели должного, задающие спектр инвариантных предельных параметров желательных преобразований действительности» [6].
Богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений считаются и исследования, проводившиеся в конце 60-х -70-е годы в США М. Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. Согласно М. Рокичу, ценность -есть устойчивое убеждение, а определенный способ поведения или существования - есть индивидуально или социально предпочтительный «перед», или «наряду» с каким-либо иным способом поведения или существования в аналогичной ситуации. По мнению М. Рокича ценности характеризуются следующими признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения [8].
В связи с многообразием различных подходов к рассматриваемому понятию считаем важным рассмотреть вопрос классификации ценностей, которая в силу сложности их природы, может иметь различные обоснования. Так, выделяют ценности жизни, культуры, социально-политические, духовные (В.П. Тугаринов); ценности предметные (выступающие как объекты направленных на них потребностей) и субъективные (ценности сознания или ценностные представления) (О.Г. Дробницкий). Первые есть объекты наших оценок, а вторые выступают в качестве высших критериев для таких оценок. Н.А. Бердяев на «верхнем» уровне располагает три типа ценностей: духовные, социальные, материальные. Все ос- 64 -
тальные он рассматривает как частный случай, как конкретное проявление одного из этих трех типов.
Рассматривая ценности как нормативы или регуляторы деятельности, социологи выделяют ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-средства, а также ценности реальные (актуальные) и потенциальные (В. Момов, В.А. Ядов); материальные и духовные (В. Момов). Б.С. Ерасов ценности условно разделял на следующие группы: витальные, социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические [8, с. 122]. Познание ценностей начинается с эмоций, переживаний. Рациональная оценка ценностных объектов является лишь одной из форм познания ценностей, прежде всего - ценностей-средств. А финальные ценности познаются лишь на эмоциональной основе - здесь мысль бессильна. Человек не может познать предметы потребностей, если он их никогда не потреблял и не знает их «вкуса».
Следует отметить и существование псевдоценностей - ложных кумиров, образцов, фетишей. В противоположность псевдоценностям, подлинные ценности всегда гуманистичны и служат для того, чтобы «человеческому обществу подняться выше» [9, с. 42]. Влияние лжеценностей на состояние общества и отдельного человека разрушительно. Поэтому одной из главнейших задач воспитания человека является научить его избирать действительные ценности, а не ложные, то есть такие, как взгляды, поступки, и образ жизни, которые несут в себе объективную физическую и духовную пользу для человека и общества.
Все перечисленные классификации характеризуют понятие «ценность» по-разному, но вместе с тем сходны в том, что ценности рассматриваются как продукт (явление) конкретных исторических условий, общественной жизни, имеющий определенное социальное и культурное значение; человек ориентируется на ценности в своих суждениях, деятельности, моральном выборе. С психолого-педагогической точки зрения в качестве определения мы предлагаем следующее: ценности - это предметы, явления действительности, которые являются или могут являться предметом стремления, интереса, потребности человека, выступающие в качестве важнейших целей жизнедеятельности и способствующие совершенствованию человеческой личности.
Осознание объектов социальной действительности предполагает наличие особых психологических механизмов их усвоения. В этом случае на первый план выступает оценочная деятельность индивида. Она направлена не только на восприятие и усвоение объективно-содержательной стороны предмета, явления, свойства, но и на оценку его с точки зрения необходимости, полезности, приятности и т.п., для удовлетворения потребностей и интересов личности, для осуществления ее деятельности.
По мнению Т.Н. Мальковской, особое значение имеет то обстоятельство, что способы и критерии процедуры оценивания всегда содержат элемент субъективизма [6, с. 24]. О.В. Лармин показывает, что ценность имеет объективный характер и существует вне зависимости от того, осознает или не осознает ее субъект [10, с. 71-72].
О.Г. Дробницкий отмечает, что именно в нравственных ценностях наиболее видна общественная природа ценности [11, с. 34]. Естественно, что в усвоении нравственности важнейшее значение приобретает процесс перевода ценностей в
личные, определяющие поведение индивида. Познание ценности и вызванная этим эмоция способствуют становлению ценностного отношения.
Понятие «ценностные ориентации личности» возникает для объяснения социально-значимого поведения человека. Но вопрос об истоках данного понятия не решается однозначно. По мнению ряда авторов, история этой категории тождественна истории «аттитюда» (социальных установок) [12, с. 113-157]. С.И. Попов связывает введение данного понятия в социально-психологические науки с теорией Т. Парсонса [13]. Существует мнение, что исторически понятие ценностных ориентаций личности развивалось как понятие, раскрывающее связь «индивидуального» и «общественного» в сознании человека, как единство когнитивных и аффективных процессов. Система ценностных ориентаций образует содержательную основу мотивации поведения и выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.
Таким образом, ценностные ориентации оказались предметом изучения разных научных дисциплин с различающимися между собой концептуальными средствами, теоретические представления о них крайне многозначны. В философском аспекте ценностные ориентации рассматриваются как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного [14, с. 764]. В социологическом аспекте они определяются как установка личности на те или иные социальные ценности, предпочтительное отнесение их к определенной группе. Юридическая наука рассматривает ценностные ориентации как форму отражения правовой действительности, регулирующую человеческое поведение в юридически значимых ситуациях.
Психологами ценностные ориентации рассматриваются с разных подходов: как способ дифференциации индивидом объектов по их значимости и как идеологическое, политическое, моральное, эстетическое и другие основания оценок субъектом окружающей действительности. И.В. Дубровина указывает, что ценностные ориентации обычно определяются как направленность личности на цели и средства деятельности, таким образом, выражающие ее отношение к миру, являясь элементами мировоззрения [15, с. 146]. А.В. Петровский рассматривает формирование личности как ее развитие, процесс и результат. Особо подчеркивается значимость оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Как определенную категорию установок ценностные ориентации рассматривает И.Н. Истомин. По его мнению, при одновременном наличии потребности и соответствующей среды для ее удовлетворения у индивида формируется определенная установка на конкретный предмет или явление, существенно определяющая его дальнейшее поведение. Ценностные ориентации, являясь элементом мо-тивационной структуры личности, состоят из комплекса различных социальных установок. На основе ценностных ориентаций, в зависимости от конкретной ситуации, осуществляется выбор тех или иных актуальных социальных установок в качестве целей и мотивов деятельности. По его словам «состояние нужды в тех или иных предметах предстает как результат сопоставления всех ценностных критериев выбора поведения с наличной ситуацией» [16, с. 252]. Таким образом, общим результатом функционирования актуальной установки является то, что под
ее воздействием в сознании и поведении личности формируется определенная позиция по отношению к действительности.
Решающую роль ценностные ориентации играют в волевых процессах, -указывает Ш.А. Надирашвили. На основе теории установки Д.Н. Узнадзе он выделил три качественно различных уровня регуляции психической активности человека: объективация предмета, объективация социальных требований, объективация собственного Я. При объективации собственного Я, когда препятствием в реализации потребности выступают личностные качества и ценностные установки, происходит реорганизация ценностных ориентаций. По мнению ученого, объективация собственного внутреннего состояния приводит к постановке оценочной задачи, в результате чего порождается волевой процесс. Таким образом, высший уровень регуляции психической активности человека - волевая активность - регулируется ценностными ориентациями индивида [17].
Н.Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания. Они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение, картину мира. Они дают основание для выбора из имеющихся альтернатив действия (целей и средств), основания для порядка предпочтений отбора и оценки этих альтернатив, определяя «границы действия», то есть не только направляют, но и регулируют эти действия [18].
Педагогом М.Г. Казакиной определены ценностные ориентации через ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее. «Переживание объективной значимости тех или иных явлений, включая нормы морали, как потребностей придает ценности качество ценностной ориентации, регулирующей настоящее и программирующей будущее поведение человека» [19, с. 525]. А.В. Кирьякова в контексте проблемы ориентации личности на социально значимые ценности, данный процесс представляет как восхождение личности к ценностям общества [20]. Т.Н. Мальковская утверждает, что общим в определениях ценностных ориентаций является их направленность и регулятивная функция в выборе тех или иных форм и способов поведения, способность отражать внутреннюю основу отношения человека к различным ценностям.
Ценностные ориентации - это широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как избирательно-предпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности, то есть выражают общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей. Они не всегда реализуются в деятельности непосредственно, управляя общим, «стратегическим» подходом к содержанию деятельности, формам поведения личности, представляя собою опорные критерии принятия личностью жизненно важных решений. От установок их отличает, прежде всего, уровень обобщенности объекта диспозиции. Ценностные ориентации разворачиваются в целях, идеалах, интересах, жизненных планах, принципах, убеждениях, являются образованием идейно-целевого плана, генеральной линией жизни человека. Свое проявление они находят в вербализованных программах и реальном поведении людей.
В нашем исследовании ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных
целей и общих мировоззренческих ориентиров, определяющих общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Ценностные ориентации представляют собой основные формы функционирования ценностей, ступени их перехода в деятельность, являются основой для конструирования нравственных идеалов, становления действенной самооценки личности, постановки жизненных целей.
Система устойчивых ценностных ориентаций личности является показателем того, что можно ожидать от индивида. О социально-политической позиции, о духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких ценностей она направляет свои усилия, какие объекты являются для нее наиболее значимыми, то есть ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленности интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития.
Место ценностных ориентаций в структуре личности раскрывается в ряде психологических концепций. Большинство ученых признает ценностные ориентации важнейшей характеристикой личности, поскольку они выражают отношение к окружающему миру, определяют мотивацию поведения, оказывая существенное влияние на разные стороны деятельности (К.К. Платонов, Б.Г. Ананьев). Многими авторами данная категория понимается как целостное, структурно сложное личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия его компонентов. З.И. Файнбург отмечает «чрезвычайную сложность системы ценностных ориентаций личности... сложность ее детерминации социальным, многослойную и многоплановую опосредствованность всех зависимостей в этой сфере... Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре» [21].
Однако подходы к их выделению различны. Так, М.Г. Казакина среди компонентов личностного становления выделяет: знание, переживание и мотивацию поведения [19, с. 532]. И.В. Дубровина структурные компоненты ценностных ори-ентаций рассматривает с точки зрения их психологического содержания: познавательный, эмоциональный и поведенческий [15, с. 14-21]. Система ценностных ориентаций личности не является абсолютной, она подвижна и противоречива, отражает как главные изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, случайных жизненных ситуаций.
Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности, система которых определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе, является фундаментом мировоззрения, ядром мотивации и «философией жизни» человека. Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной). Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности - это, прежде всего доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения.
Процесс становления ценностных ориентаций личности основывается на взаимодействии внешнего (среды, социума, культуры) и внутреннего (потребностей, интересов, свойств личности). В связи с этим можно утверждать, что именно жизненная перспектива, в которой соотносится общее и личностное, является продуктом процесса ориентации, его результатом, его критерием. Человеческая жизнь и деятельность развертывается вокруг ценностных отношений, благодаря чему они обретают смысл и значение; они образуют ядро личности, являются той узловой «станцией», в которой сходятся потребности, устремления, мотивы, переживания, воля, деятельность. По мнению А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность. Их устойчивая структура определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам, цельность, надежность [22, с. 299-313].
Формирование ценностных ориентаций личности - длительный процесс, имеющий этапы, последовательно соотносимые с общим ростом и возрастным развитием человека, формированием его личностных свойств. Выделение этапов основано на знании механизмов процесса формирования ценностных ориентаций воспитуемого. По мнению Т.Н. Мальковской, механизмы включают ряд факторов: а) первичные условия воспитания личности - обстоятельства ее жизнедеятельности; б) индивидуальное сознание, которое отражает общие и специфические условия становления личности; в) мотивация реального поведения, опосредованная деятельностью субъекта [6, с. 29-30].
Система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, является «вектором» развития личности и важнейшим его внутренним источником и механизмом; она определяет в значительной степени общую направленность, типичную модель поведения личности через мотивы деятельности.
Таким образом, ценностные ориентации оказались предметом изучения разных научных дисциплин с различающимися между собой концептуальными средствами, теоретические представления о них крайне многозначны. Ценностные ориентации рассматриваются нами как отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров, являются основой для конструирования нравственных идеалов, становления действенной самооценки личности, постановки жизненных целей.
Литература
1. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. 2-е изд. - М., 1983. - 1600 с.
2. Абушенко В.Л. Энциклопедия социологии / В.Л. Абушенко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://%'%гмг.глоссарий.га (дата обращения: 11.10.09).
3. Ольшанский В.Б. Личность и ее социальные ценности / В.Б. Ольшанский // Социология в СССР: в 2 т. - М.: Мысль, 1965. - Т.1.
4. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов. - Л.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1960. - 155 с.
5. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Осипова. -М., 1998.
6. Мальковская Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников: учеб. пособие / Т.Н. Мальковская. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1973.
7. Rokech M. Universals humam values. - N.-Y.: Free press, 1979.
8. Ерасов Б.С. Социальная культурология: пособ. для вузов: в 2-х ч. / Б.С. Ерасов. - М.: Аспект- пресс, 1994. - 379 с.
9. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности / Л.Н. Столович. - М.: Политическая литература, 1972.
10. Лармин О.В. Эстетический идеал и современность / О.В. Лармин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964. - 57 с.
11. Дробницкий О.Г. Мир отживших предметов / О.Г. Дробницкий. - М.: Госполитиздат, 1967.
12. Колб У.Л. Изменение значения понятия ценностей в современной социологической теории / У.Л. Колб // Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. - М., 1961.
13. Попов С.И. Проблема происхождения и функционирования понятия ценностей в социологии / С.И. Попов // Социологические исследования. -1979. -№ 3.
14. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев. -М.: Советская энциклопедия, 1983. - 839 с.
15. Дубровина И.В. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся / И.В. Дубровина, Б.С. Круглов // Ценностные ориентации и интересы школьников. - М.: Изд. АПН, 1983. - С. 14-21.
16. Истомин И.Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения / И.Н. Истомин // Психологические механизмы регулирования социального поведения. - М., 1979.
17. Надирашвили Ш.А. Установка и деятельность / Ш.А. Надирашвили. -Тбилиси, 1987. - 361 с.
18. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н.Ф. Науиова. - М., 1988. - 199 с.
19. Казакина М.Г. Школьная жизнь в России и Америке: воспитание человечности / М.Г. Казакина. - СПб., 2006. - 763 с.
20. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: дис. .. .д-ра пед. наук / А.В. Кирькова. - Л., 1991. - 311 с.
21. Файнбург З.И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества / З.И. Файнбург // Личность и ее ценностные ориентации: информ. бюллетень ИКСИ АН СССР. - 1969. - № 25/40. - Вып. 2. - С. 59-99.
22. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомы-слов. - М.: Политиздат, 1986. - 223 с.