Научная статья на тему 'Формирование нравственных ценностей студентов в процессе освоения курса «Этика и эстетика»'

Формирование нравственных ценностей студентов в процессе освоения курса «Этика и эстетика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1195
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЭТИКА / ЭСТЕТИКА / EDUCATION / VALUES / MORAL / VALUE ORIENTATION / ETHICS / AESTHETICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бадмаева Цаган Аркадьевна, Шагаева Наталья Аркадьевна

В данной статье рассмотрены проблемы формирования ценностных ориентиров, которые являются содержанием духовного мира личности студентов, неотделимы от процесса получения образования, где особое место занимает освоение дисциплины «Этика и эстетика». Только целенаправленная работа по формированию ценностных ориентаций студентов, осуществляемая в ходе образовательной подготовки будущего специалиста, обеспечивает развитие системы личностных качеств, которые расширяют его творческие возможности, обеспечивают соответствие выпускника современным требованиям системы образования, профессионального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF STUDENTS'S MORAL VALUES IN LEARNING THE DISCIPLINE “ETHICS AND ESTHETICS”

This paper examines the formation of value orientations which are the content of the spiritual world of a student's personality. They are inseparable from the process of education, in which the development of the discipline “Ethics and Aesthetics” takes a special place. The author suggests that it is necessary to carry out the work focused on the formation of students' value orientations purposefully. This particular educational preparation provides the development of personal qualities that extend creative possibilities and ensure compliance of a graduate with modern requirements of education and professional development.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственных ценностей студентов в процессе освоения курса «Этика и эстетика»»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ

GENERAL PROBLEMS OF PEDAGOGY

УДК 378

ББК 74.580.05

Б 15

Ц.А. Бадмаева

Кандидат философских наук, ассистент кафедры философии и культурологии Калмыцкого государственного университета; E-mail: tsagana@badmaev.net

Н.А. Шагаева

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Калмыцкого государственного университета; E-mail: natalya-shagaeva@yandex. ru

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЭТИКА И ЭСТЕТИКА»

(Рецензирована)

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы формирования ценностных ориентиров, которые являются содержанием духовного мира личности студентов, неотделимы от процесса получения образования, где особое место занимает освоение дисциплины «Этика и эстетика». Только целенаправленная работа по формированию ценностных ориентаций студентов, осуществляемая в ходе образовательной подготовки будущего специалиста, обеспечивает развитие системы личностных качеств, которые расширяют его творческие возможности, обеспечивают соответствие выпускника современным требованиям системы образования, профессионального становления.

Ключевые слова: образование, ценности, нравственность, ценностные ориентации, этика, эстетика.

Ts.A. Badmaeva

Candidate of Philosophy, Assistant Lecturer of Philosophy and Cultural Science Department, Kalmyk State University; E-mail: tsagana@badmaev.net

N.A. Shagaeva

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy Department, Kalmyk State University; Email: natalya-shagaeva@yandex. ru

THE FORMATION OF STUDENTS’S MORAL VALUES IN LEARNING THE DISCIPLINE “ETHICS AND ESTHETICS”

Abstract. This paper examines the formation of value orientations which are the content of the spiritual world of a student’s personality. They are inseparable from the process of education, in which the development of the discipline “Ethics and Aesthetics” takes a special place. The author suggests that it is necessary to carry out the work focused on the formation of students’ value orientations purposefully. This particular educational preparation provides the development of personal qualities that extend creative possibilities and ensure compliance of a graduate with modern requirements of education and professional development.

Keywords: education, values, moral, value orientation, ethics, aesthetics.

Проблема доминирующей ценностной парадигмы общества приобретает особую значимость в условиях кардинальной переоценки политических и экономических ценностей. Чем быстрее изменяется общество, - а этот процесс в наши дни происходит как никогда стремительно, - тем больше дифференцируются интересы людей. Исследование различий культурных ценностей более чем 50 стран, проведённое Г. Хофстеде, раскрывает природу

культурных различий, являющихся результатом по-разному запрограммированных умов. Культурные различия выявляются в основных проявлениях культуры: символах, героях, традициях и ценностях. Символы представляют самое поверхностное, а ценности - самое глубокое проявление культуры. Герои и традиции располагаются между ними. Различия в ценностях, подчёркивает Г. Хофстеде, нужно понимать [1, с. 32].

Современная действительность демонстрирует потребность людей в исследовании великолепия культуры человечества, посвящение и приобщение к нравственным ценностям. Ж. де Ландшеер отмечает, что когда он ставил самому себе вопрос, какие же общие ценности будущего в начале III тысячелетия предстоят для всех европейцев, то не смог назвать ни одной, которая могла бы быть в перспективе.

Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ. Ценности, - писал В.П. Тугаринов, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идей их побуждения в качестве нормы, цели и идеала [2, с. 264]. С точки зрения М.С. Кагана, приоритет истины внутри теории ценностей, научное осмысление всего пройденного человечеством пути и в частности тех ситуаций, которые складывались в культуре во взаимоотношениях между научным (гносеологическим) и ценностным осмыслением мира, делают возможным возрождение гармоничных отношений, основанных на принципе дополнительности [3, с. 70].

Так как ценности представляются продуктом социализации в конкретной культуре, они отличаются в разных обществах. М. Рокич подчеркивает их значительные характеристики: а) ценности, которые представляют собой устойчивые факты сознания; б) ценности, которые представляют собой индивидуальные или групповые убеждения [4, с. 22]. Всякий отдельный человек в теории, вероятно, может принять любые ценности, однако практически их выбор в немаловажной степени определяется характером его воспитания и образования, а также жизненным опытом. Данный выбор не определен для человека генетически. Для каждого человека, в зависимости от его жизненного опыта, воспитанности, принадлежности к какому-либо этносу, существует свой неповторимый «набор», индивидуальный мир ценностей. Но также существуют общечеловеческие ценности, единое понимание добра и зла. Если мир индивидуальных ценностей изменчив в конкретной человеческой жизни, то общечеловеческие ценности постоянны.

К ценностям невозможно просто приобщиться, их нужно сотворить самостоятельно, создать в себе и возрождать их в каждой ценностной ситуации вновь, преодолевая трудности. Не обладая влиянием на сами ценности, человек пытается руководствоваться ими, претворяет их в своей повседневной жизни. Одни ценности выражают надежды и устремления: свобода, равенство, счастье, родина, семья, работа; с другими ценностями люди живут: оптимизм, честь, толерантность, вежливость, уважение других. Личностные ценности работают соединяющим компонентом между культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием [5, с. 30].

Система ценностей человека является «фундаментом» отношения к миру. Становление человека предполагает не только развитие умственных возможностей, но и усвоение системы общечеловеческих нравственных ценностей, составляющих основу его культуры. Уровень образования человека рассматривается как неотъемлемый компонент личностной культуры и структурный компонент культуры общества [6, с. 32]. Адресность тех или иных ценностей образовывает ценностные ориентации (результат свободного выбора людей). По мнению Б.Г. Ананьева, ценностные ориентации личности в её общей структуре выполняют роль «стратегической» линии поведения, функции «интегратора» различных форм деятельности человека, из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентаций человека лишь некоторые входят в структуру личности. Ценностные ориентации

- это суть духовного развития личности, выступающие как монолитная цепь или система сознательных связей личности к своему народу, обществу, самой себе [7, с. 146].

Ценностные ориентации устанавливают внутренний духовный стержень человека,

отражают его позицию к окружающему миру и к самому себе, оказывают влияние на направленность и содержание социальной инициативности, наполняют бытие личности смыслом, представляют основной канал усвоения человеком духовной культуры общества, преображение культурных ценностей в стимулы и мотивы реальных поступков [6, с. 111]. Ценностные ориентации по-другому гармонируют с идеалом, формируя ценностную иерархию жизненных установок, более отдалённых, условно близких и ближайших, а также ценностей - путей или понятий о нормах поведения, которые личность рассматривает в качестве эталона [8, с. 96].

В исследованиях Т.К. Ахаян, А.В. Кирьякова отмечается, что процесс ориентации предполагает наличие трёх взаимосвязанных фаз: присвоения личностью ценностей общества и своего народа; по мере функционирования продуцирует ценностное отношение -ценностные ориентации и систему ценностных отношений; преобразования, базируясь на присвоенных личностью ценностях, обеспечивает преобразование образа «я - реальное» - «я

- идеальное» - «жизненный идеал». Фаза преобразования - это центральный компонент ориентации; прогноза - завершающая, обеспечивает формирование жизненной перспективы личности как критерия ориентации [9, с. 40].

Молодое поколение - это особая социальная общность, находящаяся в стадии становления, формирования структуры ценностной системы, выбора профессионального и жизненного пути, не имеющая реального продвижения по социальной лестнице, поскольку либо «наследует» социальный статус семьи, либо характеризуется «будущим» социальным статусом. Их жизненный опыт небогат, представления об общечеловеческих ценностях часто окончательно не определены. Ценностный подход позволяет рассмотреть взаимосвязь их личности и общества через культуру, показать приоритет культуры в подготовке подрастающих поколений. Понятие «ценность» охватывает широкий круг материальных и духовных явлений, представляющих собой «знаменатель личности» и служащих условием её формирования. Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях переоценки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. В силу особой восприимчивости и высокой мобильности молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затрагивают прежде всего эту социальную группу. Самые совершенные ценности человеческого рода должны как бы заново родиться в её опыте, иначе они просто не могут быть адекватно присвоены, т.е. обрести личностный смысл [10, с. 17]. Формирование ценностных ориентаций диалектически отображает процесс становления личности, а сама ценностная ориентация представляет совокупность общественно-значимых ценностей в их индивидуальноличностном проявлении.

Вопрос о внедрении нравственных ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью нравственных ценностей и развить на их основе устойчивую, непротиворечивую, индивидуальную систему жизненных смыслов.

Молодежь, как особая социальная группа, есть бдительный индикатор происходящих изменений, определяющий в целом внутренние резервы развития общества. Интерес к этой группе определяется и тем, что сегодняшнему молодому поколению наиболее затруднительно - в непростых социально-экономических условиях - сориентироваться и определить идеалы, жизненные цели и собственные ценности. Ситуация в области исследования молодежной проблематики свидетельствует о том, что целостного представления о современной молодежи еще не сложилось и у исследователей нет четких ответов на ключевые вопросы: «На что ориентировано подрастающее поколение?», «Какими ценностями руководствуются в жизни?» и т.д.

Вуз становится одним из носителей нравственно-этических эталонов, важнейшей задачей которого является сегодня обеспечение самореализации личностей, готовых и способных принимать непростые решения при определении для себя ценностных

ориентиров. Образовательный процесс, продвижение в нем и получаемые результаты должны восприниматься студентами как личностно-значимые достижения. Воспитательнообразовательная деятельность вуза обращена к интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферам и стремится приобщить к знаниям и ценностям, развить мышление и волю, научить действовать и переживать, формировать у молодого человека позитивные ценностные ориентации, профессиональные компетенции.

Формирование ценностных ориентиров, которое является содержанием духовного мира личности студентов, неотделимо от процесса получения образования. Причём не только общие гуманитарные дисциплины, но и дисциплины по выбору, освещая вопросы мировоззренческого плана, способствуют решению этой задачи. Качество превращается в цель развития общества. Решение этой задачи невозможно без осмысления закономерностей взаимодействия общества со сферами его жизнедеятельности, без осознания сущности образа жизни. В связи с этим определяется и социальная роль выпускника, суть которой состоит в том, чтобы «внести свой вклад в культуру всеобщего качества» [11, с. 134].

Сегодня, в условиях развития системы высшего образования как личностноориентированного, педагогические дисциплины играют особую роль. Особую роль в формировании ценностных ориентаций студентов играет содержание образования курса «Этика и эстетика», который является частью профессионального цикла дисциплин подготовки бакалавров направления «Начальное образование».

Дисциплина «Этика и эстетика» нацелена на формирование общекультурных компетенций студентов, способных понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовых к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; способных использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

Основная цель учебной дисциплины «Этика и эстетика» - формирование моральных ценностей и ориентиров студентов, их моральной культуры, нравственного сознания, «эстетического» мировосприятия, эстетического вкуса, развития творческих способностей. Целями освоения дисциплины «Этика и эстетика» являются: формирование ценностных ориентиров, эталона прекрасного в духовном мире студента, воспитание у них нравственной и эстетической культуры на основе познания культурных и художественно-эстетических ценностей русской и мировой культуры; понимание студентами места и роли морали в системе гуманитарных наук, выявление нравственных качеств, определяющих формы культурной жизнедеятельности человека, пробуждение морального и эстетического сознания личности, её стремления к развитию самоконтроля и сознательному выбору нравственной позиции. Важной задачей представляется попытка помочь молодым людям, опираясь на систематизированный нравственный опыт многих поколений человечества, научиться ориентироваться в непростых ситуациях морального выбора ценностей.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов: этики - философской,

мировоззренческой дисциплины о морали; эстетики - по одному из разделов гуманитарного познания, рассматривающему эмоционально-ценностное, чувственно-рациональное отношение человека к миру. Позиция педагога заключается в передаче в ходе эмоционально насыщенного взаимодействия со студентами способов гармонизации отношений с миром, стимулирование процесса формирования нравственных ценностей студентов. Используется диалоговый режим со студентами для краткого обсуждения смыслового значения новых понятий.

Ожидаемый результат реализации курса «Этика и эстетика» заключается в формировании способности студентов совершать осмысленный выбор в пользу общечеловеческих ценностей, входить в режим саморазвития в контексте проектирования событий собственной жизни. Этика имеет дело с моральной практикой в той мере, в какой

эта последняя зависит от разумного выбора самого человека. Поэтому всякая развитая этическая система включает в себя более или менее детализированную нормативную программу достойного поведения, задающую перспективу единства добродетели и счастья [12, с. 11].

В ходе подготовки к преподаванию курса «Этика и эстетика» нами были разработаны компоненты системы ценностных ориентаций студентов направления «Начальное образование». Курс не просто соприкасается многими своими гранями с нравственными ценностями студентов, но и во многом стимулирует их формирование. Ценностные ориентиры характеризуют установку личности, выражающуюся в осознании и чувствовании ценностей и потребностей и требований общества, которые аргументируют данное поведение и предопределяют. Качественные изменения становятся осуществимы не тогда, когда возникают свежие идей, а когда подготавливаются новые ценностные ориентации.

Для исследования методологических основ курса «Этика и эстетика» (раздел I. «Этика как наука» и раздел IV. «Эстетика как наука») большое значение имеет знакомство студентов с работами И. Канта «Критика практического разума» [13], рассматривающая этику, и «Критика способности суждения» [14], в которой анализируется эстетика. Этика считается И. Кантом прерогативой практического разума. Он придаёт исходному этическому принципу -категорическому императиву - абсолютный характер. Эстетику И. Кант погружает в пучину чувств. С этикой и эстетикой связаны особые языковые игры Б. Витгенштейна, ни в одной из них речь не идёт об объективной достоверности. «Людей нельзя вести к добру; вести их можно лишь куда-то. Добро лежит вне пространства фактов. В этом своеобразно суммируется моя этика» [15, с. 414].

В течение жизни происходит переоценка ценностей, что является закономерным результатом самой диалектики жизни человека, перестройки его взаимоотношения с миром, людьми. Те или иные ценности актуализируются в результате изменений различных условий. Например, в процессе изучения раздела II. «Основные категории этики».

В самом общем плане основные понятия, или категории, этики могут быть разделены на категории, отражающие общие оценки действительности с точки зрения их желательности или нежелательности для человека: «добро» и «зло», «справедливость», «счастье и смысл жизни»; категории, фиксирующие способы упорядочивания совместной жизни людей: «норма», «принцип», «оценка», «идеал»; и категории, отражающие индивидуальные механизмы работы нравственного самосознания: «долг», «совесть», «стыд», «честь и достоинство», «моральные чувства». Именно падение значимости этих этических категорий в различные периоды человеческой истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство [12, с. 224].

По отношению к отдельной личности убеждения общественного морального сознания зачастую обретают нормативный смысл. При освоении понятий, что такое долг, совесть, достоинство, личность, в то же время формируется собственное постижение того, как необходимо прожить, чтобы обладать спокойной совестью, в чем ее содержание - личный долг, каковы средства принятия личного достоинства и т.д. Этические категории отображают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека.

В разделе III. «Основные проблемы современной этики» и разделе V. «Основные проблемы эстетики» студенты соотносят полученную информацию об эстетических категориях с имеющимися у них представлениями о ценностях. При этом происходит фиксация противоречия, когда осознается неполнота жизненно опыта или несоответствие собственных знаний вновь полученной эстетической информации. Так же осуществляется переход от эстетического оценивания явлений действительности к самоопределению. Эстетика - наука о закономерностях эстетического освоения мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. На каждом этапе человеческого развития существует своё понимание об эстетическом, возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, трагическом и комическом, которое вплотную соприкасается с понятиями о добре и зле,

истине и лжи, справедливости и несправедливости. В структуре личности эстетические ценностные ориентации представляют собой интегрирующее звено, в котором благодаря эстетическому освоению окружающего мира аккумулируется жизненный опыт человека.

Эстетическая направленность курса, раздел VI. «Природа и сущность искусства», призвана создать у студентов ориентацию на высшие ценности бытия, на творческое, далекое от примитивного потребительства отношение к жизни, способствовать такому жизненному пути, который ведет к максимальному развитию природных и благоприобретенных способностей человека в интересах как самого индивида, так и всего общества. К числу материальных факторов эстетических ценностей следует отнести произведения искусства: скульптура, живопись, драматургия, кино, музыка, литература и др. Духовные факторы - это вечные истины и образы искусства, идей гармонии, красоты, творческого самовыражения, добра, любви, справедливости, милосердия и благородства.

Студенты, с одной стороны, уже испытывают влияние различных обстоятельств, но уже в целом являют собой сформированные личности, а с другой - их ценности сохраняются в достаточной мере эластичными, предрасположенными к различным влияниям.

По итогам изучения курса «Этика и эстетика» нами проводилось обследование студентов с помощью методики Шварца, направленной на изучение ценностей структуры личности, их основных ценностных жизненных ориентиров. Наиболее важными с точки зрения студентов ценностями являются: безопасность семьи; верная дружба; свобода (свобода действий и мыслей); здоровье; настоящая любовь; интересная, наполненная жизнь, осмысленность существования (существования цели в жизни); успех (достижение целей); традиции; духовность (доминирование духовной, а не материальной стороны жизни); интеллект; целеустремленность (настойчивость в достижении цели). Наименее значимыми для них являются: смирение; умеренность; послушание.

Мы видим, что первокурсники в большей степени ориентируются прежде всего на достаточно универсальные ценности, соответствующие их возрасту, - любовь, дружбу, свободу действий. Кроме того, значимыми становятся ценности, связанные с постановкой и достижением цели в жизни. На первое место выходят рациональные пути определения себя, своего места в социальном мире; достижение успеха. Добиться чего-либо, по мнению первокурсников, возможно, лишь обладая настойчивостью и высокими интеллектуальными способностями, а не смирением и послушанием. «Главное - инициатива, предприимчивость и поиск нового». Уже по этим двум выборам можно сделать вывод, что перед нами обновленное поколение, освободившееся от контроля обычаев и норм, принятых большинством. Оно пойдет по пути поиска нового, приобретая при этом, возможно, не только положительный опыт. Ориентиры, выбранные студентами в качестве основополагающих, оказывают влияние и на их ценностные представления о том, чего они хотели бы достичь в своей жизни и какими путями, методами.

Нами было осуществлено исследование, выявляющее, как связаны ценности молодежи и их представления о будущем. Проанализировав результаты, можно сказать, что в качестве идеальных целей на первое место выходят создание семьи, духовное состояние, здоровье, а также достижение определенного социального статуса и положения в обществе.

На первом месте по степени ценности более чем половина студентов ставит семью. Молодые люди воспринимают семью, созданную их родителями, как образец для подражания. В ходе бесед был задан вопрос, хотели бы они, чтобы их будущая семья была подобна нынешней. Действительно, почти половина студентов хотела бы, чтобы их будущая семья была похожа на ту, в которой они живут сейчас. Семья является ценностью как личного, так и социального происхождения. То есть они высоко оценивают свои возможности в том, чтобы создать прочную, счастливую семью, получить хорошее образование и престижную работу и т.п. В процессе развития ценностных ориентаций происходит, прежде всего, эмоциональное оценивание, эмоциональное переживание внешней ситуации, явления-ценности.

Результатом реализации курса «Этика и эстетика» является формирование ценностных

ориентиров, определяющихся по критериям: студенты познают значение моральных ценностей как высочайшей духовной формы; определяют жизненные ценности и ориентиры, осмысливают жизнь в ее многомерности и глобальности; расширяют горизонты индивидуального мировосприятия, воспринимают красоту окружающего мира; понимают значение ценностей и социальных норм в жизни человека, основных этапов исторического развития этической мысли, категорий этики; идентифицируют собственную нравственную и эстетическую культуру; расширяют собственное отношение к миру прекрасного, понимают ценностную природу этического и эстетического; обосновывают свою мировоззренческую позицию.

Таким образом, представление о жизни у студентов основывается в большей степени на тех ценностях и тех ориентирах, которые значимы для них сейчас, и только

целенаправленная работа по формированию ценностных ориентаций студентов, осуществляемая в ходе образовательной подготовки, обеспечивает развитие системы

личностных качеств, которые расширяют его творческие возможности, обеспечивают соответствие выпускника современным требованиям системы образования, его профессионального становления.

Примечания:

1. Hofstede G. Cultures and Organizations. N. Y., 1997. 456 р.

2. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1988. 344 с.

3. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 415 с.

4. Rokeach M. The Nature of Human Values. N. Y., 1973. 354 p.

5. Леонтьев А.Н. Человек и культура. М., 1961. 115 с.

6. Бадмаева Ц.А., Манджиева Е.В., Шагаева Н.А. Этнокультурные ценности в формировании жизненных смыслов студентов вуза: монография. Элиста: Изд-во КалмГУ, 2009. 125 с.

7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.

8. Ядов В.А. Социальный тип личности // Коммунист. 1988. № 10. С. 96-104.

9. Ахаян Т.К., Кирьякова А.В. Ориентация и деятельность школьников. М., 1991. 160 с.

10. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990. 360 с.

11. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: метод. пособие. М.: Высшая школа, 1990. 142 с.

12. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник для студентов вузов. М.: Феникс, 2005. 472 с.

13. Кант И. Критика практического разума. Л.: Наука, 2007. 528 с.

14. Кант И. Критика способности суждения: пер с нем. М.: Искусство, 1994. 367 с.

15. Витгенштейн Б. Философские работы. Ч. 1. М.: Гнозис, 1994. 612 с.

References:

1. Hofstede G. Cultures and Organizations. N.Y 1997. 456 pp.

2. Tugarinov V.P. Selected philosophical works. L.: Leningrad. un-ty publishing house, 1988. 344 pp.

3. Kagan M.S. Philosophy of culture. SPb.: Petropolis, 1996. 415 pp.

4. Rokeach M. The Nature of Human Values. N. Y. 1973. 354 pp.

5. Leontyev A.N. A person and culture. M, 1961. 115 pp.

6. Badmayeva Ts.A., Mandzhiyeva E.V., Shagayeva N.A. Ethnocultural values in the formation of vital meanings of students of higher schools: a monograph. Elista: KalmGU publishing house, 2009. 125 pp.

7. Ananyev B.G. On the problems of modern human study. SPb.: Piter, 2001. 272 pp.

8. Yadov V.A. A social type of personality // Communist. 1988. No. 10. P. 96-104.

9. Akhayan T.K., Kiryakova A.V. Orientation and activity of school students. M., 1991. 160 pp.

10. Serzhantov V.F. A person, his nature and meaning of life. L. 1990. 360 pp.

11. Krylova N.B. Formation of future expert’s culture: a manual. M.: Vysshaya shkola, 1990. 142 pp.

12. Guseynov A.A., Apresyan R.G. Ethics: a textbook for students of higher shools. M.: Phoenix, 2005. 472 pp.

13. Kant I. The critique of practical reason. L.: Nauka, 2007. 528 pp.

14. Kant I. The critique of judgment: translated from German. M.: Iskusstvo, 1994. 367 pp.

15. Wittgenstein B. Philosophical works. Part 1. M.: Gnosis, 1994. 612 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.