23. Shamionov R. M. Socializaciya lichnosti: sistemno-diahronicheskij podhod. Psihologicheskie issledovaniya. 2013; T. 6; № 27. Available at: http://psystudy.ru
24. Bau'er E. A. Nauchno-prakticheskie osnovy psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya social'no-psihologicheskoj adaptaciipodrostkov migrantov. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2012.
25. Kompleksnaya programma razvitiya polikul'turnogo obrazovaniya. Available at: http:// minobrnauki.rf /dokumenty /
Статья поступила в редакцию 12.11.17
УДК: 373.5.016:51.
Argunova A.P., postgraduate, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),
E-mail: Alex5andra@yandex.ru
FORMATION OF THE MOTIVATION-VALUE COMPONENT OF ACADEMIC ACTIVITY OF STUDENTS IN TEACHING MATHEMATICS. The work is based on an analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, the main components of educational activity, the concept of motivation in students' learning activity, value, value orientations, according to which a personality perceives phenomena and objects in terms of their importance. The author concludes that the educational material enriches with the help of the ethnic contents, presented with the support of the national culture, contributes to the formation of a motivational and value attitude to mathematics. In the teaching of mathematics a task for the formation of a motivational-value relationship can be tasks using folklore material and other materials about the local place.
Key words: educational activity, motivation, motive, value, value orientations, motivation-value attitude, folklore and local history problems.
А.П. Аргунова, аспирант Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего
образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,
E-mail: Alex5andra@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
В данной статье, на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы рассмотрены основные компоненты учебной деятельности, понятие мотивации в учебной деятельности учащихся, ценность, ценностные ориентации, по которым личность воспринимает явления и объекты по степени их значимости, так же рассматриваются понятие и признаки мотивационно-ценностного отношения учащихся к математике. Автор делает вывод, что учебный материал, обогащенный этническим содержанием, преподносимый с опорой на национальную культуру, способствует формированию мотивацион-но-ценностного отношения к математике. В обучении математике средством для формирования мотивационно-ценностного отношения могут выступать задачи с использованием фольклорного и краеведческого материала.
Ключевые слова: учебная деятельность, мотивация, мотив, ценность, ценностные ориентации, мотивационно-цен-ностное отношение, фольклорные и краеведческие задачи.
Современный взгляд на образовательный процесс в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, направлен на сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, на овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
Д.Б. Эльконин понимает под учебной деятельностью, прежде всего, деятельность по самоизменению, где ученик сознательно достигает целей обучения и воспитания, воспринимаемых им в качестве своих личных целей [1].
Многими авторами (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.У. Варданян, В.В. Репкин и др.) выделяются следующие компонента учебной деятельности: учебная мотивация; учебные задачи и учебные действия, образующие учебную ситуацию; учебные действия контроля и оценки.
От цели, целеустремленности и ценностной ориентации личности зависит, как он осуществляет эту деятельность, его поведение и занимаемая позиция при решении данной ситуации. Из этого следует, что отношение личности составляют цели, мотивы, интересы и убеждения, и поэтому отношение так же может быть мотивационно-ценностным.
Изучение литературы позволило выявить, что мотиваци-онно-ценностное отношение к предмету включает наличие у учащихся познавательных, личностных, социально-значимых мотивов и ценностной ориентации, определяющих направление учебной деятельности, познавательного интереса и положительного отношения к предмету как к науке.
Таким образом, для раскрытия сущности понятия «мотива-ционно-ценностное отношение к математике» необходимо обратиться к определению таких категорий как «мотивация», «мотив», «ценность», «ценностные ориентации».
И. Осипова определяет термин «мотивация» как понятие более широкое, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда
входят, в частности, потребность, мотивы, цели, намерения, стремления и многие другие) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [2].
В.П. Беспалько понимает под мотивацией учения сложный психологический процесс, управляющий направленностью интереса учащегося к предмету изучения [3].
В учебном пособии «Актуальные вопросы формирования познавательного интереса в обучении», под ред. Г.И. Щукиной понятие «мотивация» включает многообразную сеть мотивов (социальных, познавательных, нравственных), которые составляют внутренние побуждения человека. Связи между мотивами сложны и многообразны (обогащающие, нейтрализующие друг друга, противоречивые), что сказывается на направленности личности. В этом смысле познавательный интерес, выступая мотивом деятельности школьников, оказывает положительное влияние на структуру мотивации и сам испытывает благотворное действие других ценных мотивов. [4, с. 66].
РС. Немов определил отличие мотива от мотивации: «... это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершенствованию определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в общем виде представляет множество диспозиций» [5, с. 464].
По мнению А.А. Зимней в отечественной психологии основной научной разработкой в области проблем мотивации является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А.Н. Леонтьевым, в которой мотивы человека имеют свои источники в практической деятельности. Основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической и содержательно-смысловой сторон мотивации [6].
Понятию «ценность» авторами психологического словаря А.В. Петровским и М.Г. Ярошевским [7] придается несколько значений:
1. Ценность как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни - такие ценности могут быть как общечеловеческими, так и конкретно-историческими ценностями.
2. Ценности, предстает в виде произведений материальной и духовной культуры, либо человеческих поступков, являющихся конкретным воплощением общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и т. д.).
3. Социальные ценности преломляются через призму индивидуальной жизнедеятельности и входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являющихся одним из источников мотивации ее поведения.
В своем диссертационном исследовании Иванова С.В. констатирует, что главным составляющим поведения являются ценностные ориентации. Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, преемственность определенного типа деятельности, которая выражается в определенной направленности потребностей и интересов [8, с. 20].
Таким образом, ценностные ориентации можно представить, во-первых, как природные (неорганическая и органическая природа, полезные ископаемые), нравственные (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство), эстетические (прекрасное, возвышенное), религиозные (вера), научные (истина), политические (мир, справедливость, демократия), правовые (закон и правопорядок) и другие критерии, которые объясняют оценку окружающей реальности и, во вторых, как критерии, по которым личность воспринимает явления и объекты по степени их значимости, зависящие от воспитания, национальной культуры, традиций, обычаев. Ценностные ориентации личности образуется на основе доминирующих в культуре ценностных представлений.
Таким образом, можно утверждать, что признаками моти-вационно-ценностного отношения к математике, как к учебному предмету, могут выступать:
- положительные эмоциональные отношения;
- сформированная потребность к математике;
- система знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих усилия учащегося;
- познавательная и практическая деятельность по математике.
По мнению С.Л. Рубинштейна, для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживаниях [9, с. 666].
Каждая этническая группа, развиваясь веками, в определенных географических, природно-климатических, социально-экономических условиях, имеет не только своеобразную общность людей, но и присущий ей быт, миропонимание, мышление. Дети должны чувствовать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, его природного своеобразия, коренных особенностей национальных культур, живших и живущих в России [10].
Библиографический список
В математике для формирования мотивационно-ценностно-го отношения могут выступать задачи с использованием фольклорного и краеведческого материала. Кроме этого, по мнению Е.И. Якшина [11], решение задач, включающих данные регионального характера, способствует формированию диалектического понимания природы, расширяет кругозор, связывает математику с окружающей действительностью, помогает учащимся использовать подобные сведения в любых жизненных ситуациях.
Рассмотрим несколько примеров задач, которые могут быть предложены учащимся 6 класса:
1. С высокими бедрами - в три маховых сажени, с гибкой талией - в пять маховых саженей, с широченными плечами - в шесть маховых саженей, с прямой шеей - в четыре маховые сажени; крепко сбитый, быстрый на ноги он на целую тетиву лука выше других людей, на голову выше рослых якутов, на целую пядь выше других богатырей. Найдите параметры богатыря Ку-лун Кулустуура, если маховая сажень (расстояние между концами пальцев, расставленных в стороны рук) равна 176 см, пядь (расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки при их наибольшем удалении) равен 23 см? (олонхо «Строптивый Кулун Кулустуур» сказателя - олонхосута Иннокентия Гурьевича Тимофеева-Теплоухова).
2. Ленские столбы — геологическое образование и одноимённый природный парк в России, на берегу реки Лены. Ленские столбы представляют собой тянущийся на многие километры комплекс вертикально вытянутых скал, причудливо громоздящихся вдоль берега Лены, глубокой долиной прорезающей При-ленское плато. Туристы на катере поехали с города Якутска до Ленских столбов. После того, как туристы прошли 20 км, а затем половину оставшегося пути, им осталось пройти треть всего пути и 20 км. Чему равен весь путь туристов, путешествующих по реке от Якутска до Ленских столбов?
3. Задается загадка «Говорят, смертоносная паутина, что о семидесяти глазах-ячеях в воду нырнула» (Сеть, невод) [13, с. 311]. После того как отгадали загадку можно перейти к решению следующей задачи: Огромный урон поголовью осетровых рыб наносит хищнический, браконьерский лов. Для восстановления численности сибирского осетра в инкубационном цехе по искусственному воспроизводству осетра Жиганского улуса получено 120 тыс. шт. икры (прижизненным методом получения икры) и выпущено в р. Лена 87 тыс. штук личинок осетра. Каков процент выживаемости икринок?
Накопленный многими поколениями коренных жителей Якутии солидный запас эмпирических знаний (географических, фенологических, астрономических, хозяйственно-экономических) составляет естественную основу математических знаний. И как показывает практика задачи, составленные на основе местного числового материала, позволяют заинтересовать детей, совершенствовать умения инавыки, развивают познавательный интерес школьников, а также позволяют сделать обучение математике содержательным и интересным.
Таким образом, учебный материал, обогащенный этническим содержанием, близким по духу учащимся, преподносимый с опорой на национальную культуру, традиции, обычаи и фольклор своего народа способствует формированию мотивационно-цен-ностного отношения к математике.
1. Эльконин Д.Б. Психологические условия развивающего обучения. Обучение и развитие младших школьников. Москва, 1970: 77.
2. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников. Лучшие страницы педагогической прессы. 2004; 1: 12 - 16.
3. Беспалько В.П. Природосообразнаяпедагогика. Москва: Народное образование, 2008.
4. Щукина Г. И., Липник В.Н., Роботова А.С. и др. Актуальные вопросы формирования познавательного интереса в обучении: Учебное пособие для слушателей ФПК директоров образоват. шк. и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. Москва: Просвящение, 1984.
5. Немов РС. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. Москва: ВЛАДОС, 2001.
6. Зимняя А.А. Педагогическая психология. Москва: Логос, 2004.
7. Психология. Словарь. Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Москва, 1990: 442.
8. Иванова С.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к детскому фольклору на основе эт-нопедагогизацииучебно-воспитательного процесса. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Чебоксары, 2011.
9. Рубинштейн С. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2002.
10. Мерлина Н.И. Фольклорные и краеведческие математические задачи народов России. Чебоксары: Чуваш.ун-та, 2012.
11. Якшин Е.И. Преподавание математики в условиях национальных школ Ханты-мансийского автономного округа (на примере 5-6 классов). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Новосибирск, 2000.
12. Ойунская С.П. Якутские загадки. Якутск: Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина, 1975.
References
1. 'El'konin D.B. Psihologicheskie usloviya razvivayuschego obucheniya. Obuchenie irazvitie mladshih Shkolnikov. Moskva, 1970: 77.
2. Osipova I. Formirovanie uchebnoj motivacii shkol'nikov. Luchshie stranicy pedagogicheskojpressy. 2004; 1: 12 - 16.
3. Bespal'ko V.P. Prirodosoobraznaya pedagogika. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2008.
4. Schukina G.I., Lipnik V.N., Robotova A.S. i dr. Aktual'nye voprosy formirovaniya poznavatel'nogo interesa vobuchenii: Uchebnoe posobie dlya slushatelej FPK direktorov obrazovat. shk. i v kachestve ucheb. posobiya po speckursu dlya studentov ped. in-tov. Moskva: Prosvyaschenie, 1984.
5. Nemov R.S. Psihologiya. Kniga 1. Obschie osnovy psihologii. Moskva: VLADOS, 2001.
6. Zimnyaya A.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Logos, 2004.
7. Psihologiya. Slovar'. Pod obschej redakciej A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevskogo. Moskva, 1990: 442.
8. Ivanova S.V. Formirovanie motivacionno-cennostnogo otnosheniya mladshih shkol'nikov k detskomu fol'kloru na osnove 'etnopedagogizacii uchebno-vospitatel'nogo processa. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Cheboksary, 2011.
9. Rubinshtejn S. Osnovy obschej psihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.
10. Merlina N.I. Fol'klornye ikraevedcheskie matematicheskie zadachinarodovRossii. Cheboksary: Chuvash.un-ta, 2012.
11. Yakshin E.I. Prepodavanie matematiki v usloviyah nacional'nyh shkol Hanty-mansijskogo avtonomnogo okruga (na primere 5-6 klassov). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novosibirsk, 2000.
12. Ojunskaya S.P. Yakutskie zagadki. Yakutsk: Yakutskaya respublikanskaya tipografiya im. Yu.A. Gagarina, 1975.
Статья поступила в редакцию 12.11.17
УДК 372.4
Vasilyeva V.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University
(Chelyabinsk, Russia), E-mail: fortune18@mail.ru
LANGUAGE COMMUNICATION IN THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL TEACHERS' COMMUNICATIVE COMPETENCE.
The article considers the relevance of the inclusion of the attributive regularity into the system of improving concept of teachers of preschool education organizations communicative competence development, revealing the intrinsic characteristics and properties of the process under consideration. The main components of the developed regularity make it possible to consolidate the fundamental fact that mastering the language of communication consciously is essential, which in turn presupposes the linguistic material comprehension by teachers of preschool education organizations in the unity of the linguistic material functions, linguistic means of communication, their forms, content and functions.
Key words: communicative competence, teachers of preschool educational organizations, linguistic means of communication, regularities, principles of pedagogical concept, principle of observing linguistic and conventional norms of communicants' behavior, principle of dialogue, principle of orientedness.
В.С. Васильева, канд. пед. наук, доц., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, E-mail: fortune18@mail.ru
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается актуальность включения в систему разработки концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования атрибутивной закономерности, раскрывающий внутренние характерные особенности и свойства рассматриваемого процесса. Основные компоненты разрабатываемой закономерности позволяют закрепить основополагающее положение о необходимости овладения языком общения осознанно, что предполагает осмысление педагогами языкового материала в единстве его функций, языковых средств общения, их форм, содержания и функций.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, педагоги дошкольных образовательных организаций, языковые средства общения, закономерности, принципы педагогической концепции: принцип соблюдения языковых и кон-венциальных норм поведения коммуникантов, принцип диалогичности, принцип ориентированности.
Разработка педагогической концепции предполагает рассмотрение и включение в процесс научного исследования атрибутивных закономерностей, раскрывающих внутренние характерные особенности и свойства рассматриваемого процесса [1; 2]. К группе атрибутивных закономерностей в концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования отнесена закономерность, которая закрепляет положение о том, что коммуникативная компетенция позволяет педагогу дошкольной образовательной организации овладевать языком общения осознанно, что предполагает осмысление педагогом языкового материала в единстве его функций, языковых средств общения, их форм, содержания и функций.
Осознанное овладение языком педагогами дошкольных образовательных организаций предполагает наличие совокупности языковых знаний, навыков и умений, овладение которыми позволяет осуществлять речевую деятельность в соответствии с языковыми нормами языка в различных сферах деятельности (профессиональной, личностно-значимой), а также способствует развитию языковых способностей. Рассматривая коммуникативную компетенцию, важно отметить, что одним из ее основных компонентов выступает языковая компетенция.
Точки зрения философии языка (И.Т. Касавин, Г.В. Кол-шанский, А.А. Леонтьев, И.А. Смирницкий) термин «языковая компетенция» включает достаточно широкий спектр значений и описывает всю совокупность представлений о степени владения носителем языка языковыми средствами. Следовательно, анализируя понятие «языковая компетенция», можно говорить о способности оперировать всей совокупностью правил, регулирующих языковую деятельность.
Профессиональная деятельность педагога относится к сфере «повышенной речевой ответственности» [3] и во многом зависит, как уже отмечалось выше, от уровня осознанного владения языком общения, предполагающего осмысление языкового материала.
Следовательно, коммуникативная компетенция педагога предполагает умение решать средствами языка задачи общения в конкретных, типичных для профессиональной деятельности коммуникативных речевых ситуациях. Формирование коммуникативной компетенции невозможно без реализации специально разработанной системы, ориентированной на общающегося человека, языковую и речевую личность, мыслящую с помощью языка и реализующего себя в жизни благодаря речи и успеху в разных сферах общения и, в первую очередь, в профессиональной. Сама коммуникация в условиях образовательного учреждения, передача сообщения и способы такой передачи, то есть языковые и речевые характеристики текста детерминированы задачами педагогического общения, а задачи общения определены целями совместной деятельности, которые организуются в общении [4].
Принципы данной относятся атрибутивной закономерности которая позволяют в полной ведущая мере раскрыть характерные внутренние характерные направленность особенности и свойства развития разрабатываемой концепции.
Анализируя ротенберг необходимость включения принципа путем соблюдения языковых продукта и конвенциональных норм важно речевого поведения коммуникантов важно нормы отметить, что развития термин «речевое способность поведение» обозначает любой всю совокупность определялись речевых дей-