УДК 316
НРАВСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ КАК БАЗОВОЕ УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАРОДОСБЕРЕЖЕНИЯ
Марахова Е.Ю., студент Краснощеченко И.П., д-р психол. наук, профессор, [email protected]
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,
г. Калуга, Россия
В статье рассматривается роль нравственных ценностей как механизма регуляции социального поведения человека. Показаны три формы существования ценностей. Представлен механизм формирования и присвоения нравственных ценностей - включение человека в совместную с группой практическую реализацию конкретной ценности и переживание этой ценности как собственной. Автор утверждает, возвращение нравственных ценностей и нравственного императива в современный мир является важнейшим условием народосбережения и достижения благополучия в обществе.
Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, нравственный императив, социальная установка, переживание ценности.
Глобализационные процессы в современном мире проявляются жесткими тенденциями стирания различий культурно -исторических основ бытия и мировосприятия разных народов и культур. При провозглашении толерантности и уважения к личности, СМИ ряда ведущих мировых стран и интернет-контент навязывают и моделируют в сознании людей, особенно детей и молодежи, желаемую для «сильных мира сего» картину мира, где размываются нравственные ценности, традиции и устои, где обесценивается человеческая жизнь, а их место занимают опасные для цивилизации тенденции использования разрушительных методов по отношению к неугодным людям, государствам, миропорядку. Человечество сталкивается с серьезными рисками, что обоснованно актуализирует проблему народосбережения.
Данная проблема имеет ряд весомых измерений: экономическое, политическое. экологическое, медицинское, социально-культурное. Мы обращаемся к социально-психологическому аспекту, связанному с ценностными основаниями бытия личности.
Выдающийся философ ХХ века Э. Фромм писал, что без системы координат, жизненных ориентиров, ценностных ориентаций человек «может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно ... Нет ни одной такой культуры, которая могла бы обойтись без подобной системы ценностных ориентаций, или координат. В обязательном порядке есть она и у каждого индивидуума» [11, с. 13].
Понятия «ценностные ориентации» и «ценность» широко используются в социальных науках. Ценности определяются как «положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира для человека, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. Критерии и способы оценки этой значимости получают выражение в нормативных представлениях, идеалах, установках, целях» [8, с. 1744].
Разработка проблемы ценностей имеет продолжительную традицию в философии, к ней обращались древние мыслители (Конфуций, Аристотель, Платон и др.), ученые нового и новейшего периода (Ф. Брентано, М. Вебер, В. Виндельбанд, В. Вундт, Дильтей, Дж. Дьюи, К.И. Льюис, Ф. Нодль, Ф. Таульсен, Алексиус фон Мейнонн, М. Шелер и др.), российские философы (Н.С. Бердяев, И.А. Ильин, Л.С. Франк, Н.С. Гумилев, М.М. Бахтин и др.).
Анализ историко-философской литературы по проблеме ценностей показывает, что ценности на протяжении истории рассматривались как «регулятивный механизм» социальной жизни людей. Данный механизм представляет собой сложно организованную систему, в которой вместе с ценностями, осуществляющими самую общую, стратегическую регуляцию поведения, имеются и нормы. В общечеловеческих ценностях воплощаются общеродовая сущность человека, его природа.
В традиции отечественной философии, связанной с именами Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, М.М. Бахтина, ценности рассматривались как важнейший атрибут человеческой сущности, а сам человек трактовался как двойственное, духовно-материальное существо, причем духовная - ценностно-смысловая составляющая считалась важнейшей сферой человека.
Индивидуальный и социальный уровни ценностей выделяют Дж. Каправа, Д. Севрон - авторы зарубежного обзора современных теорий и практики в сфере психологии личности. Согласно их пониманию, на индивидуальном уровне ценности связаны с критериями или стандартами, которые люди используют при оценке собственных действий и действий других людей, и здесь понятие ценностей частично совпадает с понятием стандартов поведения. На социальном уровне ценности соответствуют принципам, определяющим права и обязанности граждан. Социальные ценности отражают историю общества, и каждое общество характеризуется преобладающими в нем уникальными ценностями. При объединении двух описанных уровней анализа ценности рассматриваются как отражение общего социального фонда, передаваемого всем индивидам с помощью многочисленных агентов социализации, а на уровне отдельного человека -отражение представлений и стандартов, составляющих личную жизненную философию [2, с. 328].
Отечественная психология советского периода рассматривала ценности в контексте направленности личности, которая в разных концепциях обозначалась по-разному: как «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев, Б.С. Братусь), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев) и т.д. С.Л. Рубинштейн в своих трудах неоднократно обращался к проблеме направленности и ценностей, изучая самосознание человека, его внутренний мир. Он писал, что «ценности и идеалы непосредственно связаны с культурой, воплощаясь в ее продуктах. Продукты культуры представляют собой "резервуары", в которые человек на протяжении истории откладывает, сохраняя, все лучшее» [9]. Общим для данных точек зрения является тот факт, что направленность характеризует систему психических свойств и состояний личности: потребности, интересы, склонности, мотивационную сферу, идеалы, ценностные ориентации, убеждения и т.д. Именно направленность определяет психологический склад личности. Именно через это свойство проявляются цели, во имя которых
действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности - вся система ее характеристик.
Ценность в современной психологической литературе характеризуется как социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности. Ценности служат важным фактором регуляции поведения личности и взаимоотношений людей. Они связаны с личностным смыслом, являющимся характеристикой внутреннего мира человека, обеспечивающим индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, представляющим «значение для меня» усваиваемых субъектом безличных понятий о мире, включая умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы [4, с. 164].
В психологии упоминаются три формы существования ценностей, переходящих одна в другую:
1) ценности как общественный идеал;
2) ценности как предметное воплощение этих идеалов в деяниях и произведениях конкретных людей;
3) ценность как мотивационные структуры личности, побуждающие ее к предметному воплощению в поведении и деятельности общественных ценностных идеалов [7, с.442].
Развивая данный подход, Д.А. Леонтьев уточняет, что социальные идеалы и предметно воплощенные ценности изучает философия и социология, а психология в большей степени апеллирует к изучению личностных ценностей. При этом «основными составляющими внутреннего мира человека, включающего в себя своеобразным образом преломленную и обобщенную внешнюю реальность, окрашенную тем смыслом, который она имеет для человека, являются присущие только ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источниками этих смыслов» [6]. Сравнивая потребности и ценности, автор констатирует, что потребности человека определяют зависимость его внутреннего мира от внешнего мира, в котором он живет и действует, личностные ценности же образуют «точку опоры» личности, позволяющей ей встать в независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его требованиям [6, с. 26].
Личностные ценности связывают внутренний мир личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп, они не ограничены данным моментом, не влекут человека к чему -то изнутри, а притягивают его извне, придавая оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность переживается как нечто, объединяющее меня с другими людьми, хотя эта объективность относительна, поскольку даже самые общепринятые ценности, становясь частью внутреннего мира конкретного человека, трансформируются и приобретают в нем свои отличительные способности.
Механизмом превращения социальной ценности в личностную является, согласно Д.А. Леонтьеву, включение человека вместе с группой в практическую реализацию конкретной ценности, причем принципиально важным является ощущение этой ценности как собственной» [6, с. 27].
Исследуя присвоение общечеловеческих ценностей в индивидуальном сознании, Т.М. Буякас и О.Г. Зевина [1] обращают внимание на то, что оно не происходит автоматически и не является спонтанным, оно требует произвольных осознанных усилий, специально организованной деятельности. Известные другим знания человек не может просто «взять» - он должен «переоткрыть» их для себя, должна состояться предельно личная встреча с ними (выделено мою - И.К.)».
Если встреча не случится, ценности навсегда будут мертвы для человека, они останутся непонятными, а потому и не нужными, не вызовут эмоционального отклика, к ним не возникнет чувства доверия [1, с. 43]. Преобразование общечеловеческих ценностей в личностные возможно, по мнению авторов, только посредствомпереживания. «Только тогда, когда символ будет непосредственно пережит субъектом, станет его конкретным внутренним опытом, только тогда он из общечеловеческой ценности превратится в личностную ценность, станет достоянием индивидуального сознания, живым участником смысловой сферы личности; только тогда субъект сможет рассказывать о нем на своем собственном языке (а не на языке энциклопедии или словаря символов). И тогда символ начнет функционировать в реальных жизненных связях субъекта, станет определять его отношение к миру [1, с. 44].
Система ценностных ориентации образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношения к действительности. Ценностные ориентации - содержательная сторона направленности личности и системообразующий компонент внутренней структуры личности. Проявляясь в убеждениях, оценках, мотивах и потребностях личности, ценностные ориентации во многом определяют поведение и деятельность человека. Осознание необходимости реализации в своем поведении определенной системы ценностей становится источником самоуважения достоинства и социальной активности личности. На основе сложившихся ценностных ориентаций осуществляется саморегуляция деятельности, заключающаяся в способности человека сознательно решать стоящие перед ним задачи, осуществлять свободный выбор решения, утверждать своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности [3].
На протяжении тысячелетней истории человечества ценности способствовали выживанию и сохранению человечества. Среди выработанных механизмов сохранения социального порядка и обеспечения существования общества (государственные законы, правовые нормы, административные распорядки, организационные уставы, инструкции, правилами, традиции) особое значение всегда имела мораль. Мораль - (от лат. mores - нравы, мога^ -нравственный) - система норм и ценностных представлений, определяющих и регулирующих поведение человека. Она представляет собой форму общественного сознания, выполняющую функцию регулирования поведения человека во всех без исключения сферах его общественной жизни - в труде, быту, семье, в политике. В отличие от простого обычая и традиции, нравственные нормы получили обоснование в виде идеалов добра и зла, должного и справедливого и т.п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (одобрения или осуждения).
Мораль, существующая в социуме, в процессе воспитания и социализации человека присваивается личностью в детском возрасте, интериоризируется, превращается в нравственность - совокупность норм и ценностей, обеспечивающих внутреннюю регуляцию поведения человека. Присвоенные в детстве нравственные ценности становятся ориентирами его поведения и жизнедеятельности. Если же в детстве не произошло встречи ребенка с нравственными ценностями, не было их переживания в субъективном опыте, а вместо этого был приобретен опыт антигуманной, деструктивной деятельности (например, посредством компьютерных игр -убийство людей, уничтожение стран, миров и пр.), то нравственные ценности по определению не могут войти в структуру сознания, отношения и поведения такого человека.
Важнейшей моральной ценностью, существующей в человеческом обществе с древнейших времен, является нравственный императив - «золотое правило этики», которое существует в прямой и обратной формулировках: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». В нем заложена идея равенства и уважения человека к человеку. Следование нравственному императиву - высокой нравственной норме - во многих случаях предполагает способность субъекта встать в рефлексивную позицию, выйти за пределы самого себя, понять дру гого человека, осознать последствия собственных действий для другого.
Происходящие в современном мире процессы: внедрение в сознание людей принципов индивидуализма, приоритета личного вопреки всему остальному, вседозволенности и безответственности свидетельствуют о глубоком нравственном кризисе, представляющем серьезный риск для цивилизации. С устойчивой периодичностью информационные программы сообщают о происходящих в разных странах расстрелах большого числа жертв (детей, школьников, молодежи, коллег по работе, прохожих на улице и пр.), на первый взгляд, вполне здоровыми людьми, имеющим нормальные семьи, воспитанными в обычных условиях и пр., однако утратившими представление о грани между реальной жизнью и виртуальной реальностью.
Многократно большую опасность представляют ситуации, когда лидеры сильных государств современного мира позволяют себе объявлять сферой своих интересов любую неугодную страну, создают хаос на ее территории, уничтожают или свергают ее правительство, разрушают инфраструктуру, запуская уничтожение народа.
В этой связи становится понятным, что возвращение нравственного императива в современный мир является важнейшим условием народосбережения, достижения гармоничного общества - общества, обеспечивающего благо для людей, которые, в свою очередь, стремятся к благополучию в нем, ориентируют свои дела и поступки не только на собственное благо, но и во благо других людей и общества в целом.
Таким образом, только воспитание детей и молодежи на основе нравственных норм и ценностей, создание условий для их самооределения и самореализация на основе морали, принятия нравственного императива как важнейшего регулятора социального поведения личности, следование нравственным ценностям взрослых, окружающих молодежь, встреча и переживание нравственных ценностей в произведениях литературы, искусства, пропаганда нравственных ценностей в СМИ, создание программ и игр для детей, обеспечивающих вовлечение молодежи в деятельность по
реализации нравственного императива. включение детей в совместную со взрослыми эмоционально насыщенную практику социально полезных дел, деяния блага и добра - все перечисленное сможет стать для подрастающего поколения источниками присвоения нравственных норм и ценностей, будет содействовать возвращению нравственного императива как важнейшего механизма регуляции поведения людей в социум. Только так могут быть воссозданы нравственные основания решения стоящей перед человечеством чрезвычайно значимой задачи народосбережения и сохранения цивилизации.
Литература
1. Буякас Т.М., Зевина, О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей - культурных символов - в индивидуальном сознании // Вопросы психологии, 1997. N°5. С. 44-56.
2. Каправа Дж., Севрон, Д. Психология личности. СПб.: Питер, 2003.
3. Карпушина Л.В., Капцов А.В. Многомерная модель ценностно-ориентационной структуры личности // Известия Самарского научного центра РАН. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2003. С. 93-101.
4. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985. 432 с.
5. Крысько В.Г. Социальная психология в схемах. СПб: ПИТЕР, 2003. 208 с.
6. Леонтьев Д.А Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.
7. Мухаметзянова Ф.Г., Аксенова Г.И. Феномен субъектности студента и курсанта вуза: современный взгляд на проблему// Прикладная юридическая психология. 2015, №»1. С. 10-21.
8. Российский энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2000. В 2-х книгах. Книга 2.
9. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 191 с.
10. Тихомандрицкая О.А., Дубовская Е.М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы // Мир психологии, 1999. № 3. С. 80-90.
11. Фромм Э. Иметь или быть? Минск: Харвест, 2014.
THE RETURN OF MORAL VALUES AND THE PROBLEM OF THE SURVIVAL OF THE
PEOPLE E.U. Marahova, student I.P. Krasnoshechenko, Dr. Sci. (Psychol.), prof., [email protected] Kaluga K.E. Tsiolkovsky State University, Kaluga, Russia The article devoted to the role of moral values as a mechanism of the regulation of human social behavior. It is shows the three related forms of existence values. It discusses the mechanism of forming and assigning moral values such as an inclusion of a person in group practical implementation of values and the experience of this value as their own. The author claims that the return of moral values and the moral imperative in the modern world is essential for the survival of people.
Keywords: value, value orientations, moral imperative, social attitude, experience of value.
Дата поступления 28.07.2017.