Научная статья на тему 'ОРЕНБУРГСКАЯ ВЕТВЬ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ АКСИОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ Т.К. АХАЯН (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)'

ОРЕНБУРГСКАЯ ВЕТВЬ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ АКСИОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ Т.К. АХАЯН (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННО-ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / УБЕЖДЕНИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирьякова Аида Васильевна

Выдающийся педагог, профессор Тамара Константиновна Ахаян посвятила пятьдесят лет работе в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена и служению педагогике. Через призму актуальных педагогических проблем современного мира рассмотрены положения научного наследия Т.К. Ахаян, показана значимость ее взглядов на общественно трудовую деятельность как фактор воспитания школьников. Идеи, обоснованные ею, получили развитие и продолжение на новом витке развития педагогики в исследованиях учеников и последователей ее научной аксиологической школы. Имя ученого связано с Оренбуржьем на основе теории и практики образования ,так как аспиранты-последователи реализовывали найденные положения теории воспитания в деятельности своих инновационных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORENBURG BRANCH OF THE SCIENTIFIC SCHOOL OF AXIOLOGYOF EDUCATION T.K. AKHAYAN (TO THE 100TH ANNIVERSARY OF BIRTH)

The article is dedicated to the outstanding teacher, professor Tamara Konstantinovna Akhayan, who has devoted fifty years to work at the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen and service to pedagogy. Through the prism of relevant pedagogical problems of the modern world, the fundamentals of T.K. Akhayan’s scientific heritage, the significance of her views on social labor activity as a factor of schoolchildren’s education are shown. The ideas, once expressed by T.K. Akhayan, were developed and continued at a new stage in the development of pedagogy in the research of disciples and followers of her scientific axiological school. The name of the scientist is titlyconnected with Orenburg region because of herpupils who realized her ideas in theirpractical work.

Текст научной работы на тему «ОРЕНБУРГСКАЯ ВЕТВЬ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ АКСИОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ Т.К. АХАЯН (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)»

DOI: 10.25198/1814-6457-228-6 УДК 371

Кирьякова А.В.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия

E-mail: [email protected]

ОРЕНБУРГСКАЯ ВЕТВЬ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ АКСИОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ Т.К. АХАЯН (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Выдающийся педагог, профессор Тамара Константиновна Ахаян посвятила пятьдесят лет работе в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена и служению педагогике. Через призму актуальных педагогических проблем современного мира рассмотрены положения научного наследия Т.К. Ахаян, показана значимость ее взглядов на общественно трудовую деятельность как фактор воспитания школьников. Идеи, обоснованные ею, получили развитие и продолжение на новом витке развития педагогики в исследованиях учеников и последователей ее научной аксиологической школы. Имя ученого связано с Оренбуржьем на основе теории и практики образования ,так как аспиранты-последователи реализовывали найденные положения теории воспитания в деятельности своих инновационных школ .

Ключевые слова: общественно-трудовая деятельность, ценности, убеждения, аксиологические идеи.

Для цитирования: Кирьякова А.В. Оренбургская ветвь научной школы аксиологии воспитания Т.К. АХАЯН (к 100-летию со дня рождения) / А.В. Кирьякова // Вестник Оренбургского государственного университета. -2020. - № 5 (228). - С. 6-16.

Kiryakova A.V.

Orenburg State University, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]

ORENBURG BRANCH OF THE SCIENTIFIC SCHOOL OF AXIOLOGY OF EDUCATION T.K. AKHAYAN (TO THE 100TH ANNIVERSARY OF BIRTH)

The article is dedicated to the outstanding teacher, professor Tamara KonstantinovnaAkhayan, who has devoted fifty years to work at the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen and service to pedagogy. Through the prism of relevant pedagogical problems of the modern world, the fundamentals of T.K. Akhayan's scientific heritage, the significance of her views on social labor activity as a factor of schoolchildren's education are shown. The ideas, once expressed by T.K. Akhayan, were developed and continued at a new stage in the development of pedagogy in the research of disciples and followers of her scientific axiological school. The name of the scientist is titlyconnected with Orenburg region because of herpupils who realized her ideas in theirpractical work.

Key words: social and labour activity, values, beliefs, axiological ideas

Тамара Константиновна Ахаян - профессор кафедры общей педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, которому она целиком принадлежит. Ее 50 плодотворных лет работы -это целая жизнь, отданная служению науке и практике образования и всего одна единственная запись в трудовой книжке: педагогический, Герценовский университет.

Т.К. Ахаян - основатель научной школы «Воспитание школьников в общественно-трудовой деятельности». Школа насчитывает 63 ученика: среди них 5 докторов и 57 кандидатов-наук из России и других стран ближнего и дальнего зарубежья (Куба, Афганистан, Китай).

Ученый передает свои мысли различными способами - первый - это конечно, публикации - в них сосредоточены полученные выводы,

представлены доказательства, отточены мысли. Этот путь самый надежный, т. к. он предоставляет возможность большому количеству коллег основательно проанализировать воззрения, осмыслить концепцию, познакомиться с завершенным продуктом научной деятельности предшественника и опереться на его позиции в своей работе.

Другой вариант распространения результатов исследовательской работы ученого - его ученики. Научная школа - это совместный поиск ответов на трудные, нерешенные вопросы и неопубликованные сомнения, размышления, интуитивные открытия. Это неоценимый по богатству и смелости предположений и гипотез процесс обретения нового знания в стремлении к истине. Данный способ сохранения и развития идей - динамичен и неуловим - это возвраще-

ние учениками найденных ранее решений на новом временном этапе и новом витке спирали ценностей, которые, со временем последовательно изменяются. Невозможно обойти стороной и ту миссию, которой так предана была Тамара Константиновна - это ее аспиранты, про которых она говорила: «Беру в науку и в сердце» - ей все отвечали тем же. Как священную, волшебную эстафетную палочку передаем мы эту научную задачу: не только выполнить достойное исследование, но и верой и правдой служить ученикам, помогая им в их восхождении к ценностям науки.

Соединение обеих линий сохранения наследия ученого и Учителя предлагается в нашей статье, написанной к столетию Тамары Константиновны Ахаян, магистральной линией научного творчества которой было выявление педагогических условий движения школьника от знаний к действию, от убеждений к поступку, формирование его ценностных ориентаций на труд как ценность, на общение, красоту и творчество как ценность.

Аксиологический каркас педагогики как науки создан совокупностью идей, выверенных практикой, тех идей, которые способны обеспечить результативность обучения и воспитания прежних и новых поколений. Мы исходим из убеждения в том, что этот прочный ценностный фундамент науки сформировался благодаря синтезу положений, которые обрели статус педагогических закономерностей - педагогических принципов, аксиологических инвариантов, обладающих особыми сущностными характеристиками и имеющие следующие особенности.

Во-первых, это идеи, которые обладают особой ценностью, значимостью и поэтому, однажды возникнув (будучи востребованы временем и объективными обстоятельствами), они уже никогда не исчезают, не пропадают, не умирают, являются базисом педагогических концепций, моделей, теорий, становясь константами образовательного процесса.

Во-вторых, это педагогические идеи, способные к развитию, обогащению, видоизменению, продуцированию новых направлений в педагогической теории и практике работы школы, поскольку придают устойчивость развивающимся системам, оставаясь стержневыми

векторами, ориентирами движения в контексте нового времени.

В-третьих, аксиологические идеи имеют перспективу незавершенности, ненасыщаемости, их восприятие, понимание и интерпретация ставит новые задачи, адекватные новому времени, новым социокультурным измерениям педагогической реальности.

В-четвертых, аксиологические идеи незаменимы для стабилизации бурного инновационного развития педагогики и образования. Фундаментальность аксиологических идей с этой точки зрения очевидна, т. к. она обеспечивает взаимосвязь нового и старого в процессе развития.

Обращаясь к аксиологическим идеям Т.К. Ахаян, которые выдержали проверку временем и продолжают быть актуальными в настоящем,следует обозначить следующие: деятельность как фактор общественного воспитания,ответственность как базовое качество личности,лидерство, гражданская позиция, формирование убеждений, преобразование знаний в мотив как механизм освоения личностью ценностей.

Феномен общественно-трудовой деятельности на фундаментальном уровне был рассмотрен Тамарой Константиновной в докторском исследовании «Формирование коммунистических убеждений школьников в общественно-трудовой деятельности». К тому времени в трудах Г.И. Щукиной [13] с позиций педагогики были раскрыты: структура, сущность, содержание, мотивация учебно-познавательной деятельности, дано осмысление закономерностей и педагогических условий организации деятельности.

Г.И. Щукина подчеркивала: «Суть человеческой деятельности состоит в преобразовании действительности, в активном воздействии человека на предметный мир. Деятельность -основная форма проявления активности человека, его социального назначения». Именно «... в деятельности человек выступает как субъект, как активный носитель своей социальной сущности, как творец, как деятель» [13, С.14-16]. Развивая этот тезис о социально-творческом преобразовании мира и себя в нем, Т.К. Ахаян подчеркивала общественную значимость деятельности и то, что ярче всего она проявлена

бывает в труде. «Деятельность человека в предметном мире выступает не только средством удовлетворения и развития потребностей, вовлечения чувств, но и предметом приложения и развития творческих сил объективацией способностей. Именно в деятельности происходит переход,или «перевод» личностью отражаемого в субъективный, идеальный образ. Затем в деятельности совершается последующий переход идеального в объективные результаты,в продукты, в материальное. Таким образом, деятельность следует рассматривать как процесс, в котором осуществляются переходы объективного в субъективное и обратно»[10,С.35].

Общественно- трудовая деятельность школьников отвечает всем основным требованиям деятельности в широком ее понимании и, вместе с тем, имеет свою специфику[10, С.27]. Общая характеристика, целеполагание, отношения, процесс становления мотивов-убеждений школьников в общественно-трудовой деятельности -все эти позиции,рассмотренные Тамарой Константиновной, работают и сегодня. Особенности и роль общественно-трудовой деятельности выявлены Тамарой Константиновной на основе глубокого анализа различных видов деятельности и отношения к ней школьников различного возраста. Целеполага-ние как механизм ориентации школьников на труд; отношения и общение школьников в труде как фактор ориентации на ценности;мотивы и процесс формирования убеждений;ценностная ориентация школьников как процесс «присвоения» личностью социальных значений информации и социального опыта,заложенного в деятельности - все эти аспекты раскрыты в концепции диссертации Т.К. Ахаян ив диссертационных исследованиях ее аспирантов [5, С.181-185]:

- характерные черты труда как воспитательной ценности (Т.П. Иванченко, С.Т. Евсеева, Т.Н. Громова, В.А. Рыбин, В.П. Жукова, А.В. Сарже, В.А. Комаров, Л.В. Андриянова, Томас Мата Эмилия);

- общественно-полезный труд, профессиональные ориентации (Н.Ф. Гейжан, Г.М. Денисова, Деметрия Мерида Картонель Фрейре);

- идейно-политическая, интернационалистская, поисковая, патриотическая работа (С.А. Коваль, А.В. Кирьякова, Н.П. Лукашен-

ко , Л.И. Соснина, Сильвейра Франко Мария Тереса).

«Социальная информация и социальный опыт заложены в системе знаний,умений,норм поведения и функционируют в процессе деятельности: приобретаются, фиксируются, распространяются, преобразуются, передаются и присваиваются личностью, создают условия формирования социально значимых личностных качеств» [10, С. 38].

В настоящее время это положение развернуто в образовательных стандартах, акцентировано в реализуемом в современных образовательных системах компетентностном подходе. Исследуя аксиологический потенциал профессиональной компетентности специалиста, И. Д. Белоновская сосредотачивает внимание на ценности профессии как общественно значимого критерия успешной жизнедеятельности человека, истоком которого является опыт школьной общественно трудовой деятельности. «Формирование профессиональной компетентности есть процесс успешного освоения профессии, возникновения инте-гративного личностного качества,позволяющий специалисту быть готовым к решению профессиональных задач, осознавая социальную ответственность за последствия их решения в труде и выстраивания благоприятной личностной перспективы» [7,С.243].

«Идейно-нравственные знания и соответствующие им отношения школьников функционируют в структурных элементах трудовой деятельности школьников: в постановке и уяснении общественнозначимой цели дела, определении его содержания, составлении плана его выполнения, распределении конкретных поручений между участниками дела, определении необходимых способов деятельности, внесении необходимых знаний, обучении необходимым умениям, выполнении самого дела в соответствии с намеченным планом,подведении итогов,оценке работы,обсуждении своих результатов», писала Тамара Константиновна.

Т.К. Ахаян утверждала,что общественно-трудовая деятельность в школе должна быть направлена на развитие творческой активности школьников, их самостоятельности, инициативности, ответственного отношения к труду.

Одним из обязательных условий творческого отношения к коллективному труду являются

задачи и задания проблемного характера, требующие новых знаний, обобщенных способов действия, развития теоретического мышления и креативности.

Вслед за Т.Е. Конниковой, Т.К. Ахаян подчеркивала, что для становления личности в коллективе необходима коммуникация. Волонтерская деятельность молодежи в сегодняшней реальности убедительно доказывает правоту данного утверждения. Вернувшись на новом витке времени, с новыми формами и новыми сценариями общественно полезная, добровольная трудовая деятельность формирует сегодня новое поколение людей с особым нравственным настроем, способное сопереживать и помогать, организовывать и добиваться справедливости. Это и подтверждают найденные Тамарой Константиновной закономерности и педагогическая суть явления - когда именно общественно значимый труд, нужный людям, дает удовлетворение, рождает смыслы жизнедеятельности.

Каждый элемент организации общественно-трудовой деятельности имеет как внешнюю, объективную сторону инструментовку его реализации, так и внутреннюю, субъективную -те личностные изменения,которые происходят в процессе реализации каждого элемента деятельности. Степень личностного принятия социально значимой ценности труда зависит от активности школьника в каждом его структурном элементе, от удовлетворенности возникающих и развивающихся интересов и способов их удо -влетворения в выполнении каждого конкретного дела [3,С.40].

Проблемы творческого общения решались как в специально проводимых исследованиях [5,С.181- 185] (Т.Н.Громова, В.А.Комаров, И.Л.Данилова, А.М.Федоров), так и во всех других исследованиях, направленных на активизацию деятельности школьников. В исследованиях школы раскрыты направленность, цели, содержание, структурные компоненты общественно-трудовой деятельности школьников, ее возможности в формировании убеждений: проявление инициативы, творчества, выбора, добровольности, самодеятельный коллективный характер (Е.И. Тихомирова, О.И. Гаврильева, А.В. Козлов). Педагогически правильная организация труда школьников, создание воспитывающих и обучающих трудовых

ситуаций, обеспечение единства нравственного просвещения и коллективной деятельности, усложнение позиции учащегося в деятельности (С.Т. Евсеева).

Максимальное использование объективных возможностей деятельности, усложнение ее задач, ее операционной стороны (А.М. Федоров), учет возраста, особенностей современного подростка: избирательность, прагматичность, самоуверенность, информированность (А.В. Козлов). Активная жизненная позиция -результат формирования смыслообразующего мотива - нравственного убеждения (Л.В. Ан-дриянова). Методические приемы успешной учебно-воспитательной деятельности школы: соблюдение педагогической преемственности (Ю.А. Львов), система знаний на основе интеграции учебных предметов, связь с жизненным опытом учащихся, опора на интерес и потребности как учащегося, так и учителя, развитие эмоционально-нравственных отношений учителя и учащихся (И. Л. Данилова). Условия эффективного формирования убеждений объективного характера: производственные отношения региона, реформа системы образования ее конкретное наполнение, описание организационно-педагогической системы,разработка модели образовательного комплекса, характеристика нового качества звеньев управления, выявление состава функциональных связей (И.А. Бочкаре-ва). Социальная обусловленность взаимодействия школы и общественного производства, повышение роли и значения субъективного фактора в решении социально-экономических функций школы, многоуровневость и многоа-спектность социально-педагогической системы (С.Ф. Эхов). Единство слова и дела, системы знаний и действий, нравственных бесед и практического воплощения в деятельности подростков (В.Д. Максимова, И.Л. Данилова), лидерские качества, экономические, нравственные отношения, самоуправление, демократические убеждения(В.В. Грипич, О.И. Гаврильева) - это сущностные аспекты организации и результатов деятельности.

В исследованиях показаны педагогические условия развития личности в различных социально значимых видах деятельности, во взаимодействии школы и производства (С.Ф. Эхов), при индивидуализация профессионального вос-

питания школьника (Н.Ф. Гейжан), в коллективном творчестве (Е.И. Тихомирова). Таким образом, значительное углубление проблемы деятельности в философии образования осуществлено Т.К. Ахаян за счет рассмотрения ее как методологического принципа изучения человека, так и при раскрытии различных ее аспектов.

В работах последних лет Тамарой Константиновной был найден методологический ключ к анализу педагогических явлений - это аксиологический подход, который в отличие от деятельно стного и личностного, соединял оба их достоинства - во взаимосвязи объективного и субъективного аспектов, что позволяло под новым углом зрения исследовать процесс формирования личностных качеств школьников. С этих позиций она провела сопоставительный анализ данных, полученных ее аспирантами в их диссертациях, и на общей платформе-концепции он позволил оперировать общей картиной найденных закономерностей. Опираясь на обработанные данные, отвлекаясь от лишней конкретики, она смогла более убедительно показать особенности развития убеждений школьников. Заслуга Т.К. Ахаян состоит в раскрытии роли нравственных, идейно-политических знаний на пути их превращения в убеждения: когда знания приобретают побудительную силу мотива - тогда они и становятся убеждениями.

Энергетический импульс, который сообщают нравственные идеи личности, преобразуются в мотив, в ценностный ориентир, а затем в поступок: закрепляясь в деятельности, богатой эмоциональным удовлетворением от осознания пользы, радости другого, что хорошо видно в общественно-трудовой деятельности, где знания обретают статус стержня, смысла жизнедеятельности.

Общественно-трудовая деятельность школьников - основа ориентации на социально значимые ценности. Т.К. Ахаян подчеркивала: «Целенаправленный процесс ориентации школьников на социально значимые ценности общества -ведущая задача современной школы. И, если принять за цель воспитания социальную идею, которую формулирует общество на каждом этапе своего развития, то цель воспитания на современном этапе - это формирование у школьников

ценностей перестроечного периода. Ценным для человека сегодня становятся идеи демократизации, оздоровления и углубления экономики, перестройки производственных отношений, рационального хозяйствования, братской взаимопомощи, человечности и гуманности, приоритета свободного труда, нравственности и культуры» [10, С.29]. При этом важно понимать, что реализация целивоспитания состоит не просто в создании школьниками социальных ценностей современного перестроечного периода, а в формировании системы мотивированного отношения, личностного принятия этих ценностей. Необходимо признать, что процесс ценностного мотивирования личности представляет собой сложную педагогическую задачу [5, С.30].

Аксиология образования как новая ветвь человекознания имеет своей целью изучение человека в контексте культуры во взаимосвязи «человек и мир». Аксиологическая парадигма образования является порождением нового века. Она связана с осознанием возросшей значимости человеческого фактора с объективными реалиями современного мира.

Назначение аксиологии образования сегодня состоит в реализации аксиологического подхода к изучению становления и развития сущностных сил человека, во взаимосвязи объективного и субъективного,во взаимосвязи объективных обстоятельств жизни и субъективных условий «врастания» человека в культуру, науку, профессиональную деятельность.

В этой связи к достоинствам аксиологического подхода, как утверждала Тамара Константиновна, следует отнести то, что он под новым углом зрения позволяет рассмотреть актуальные проблемы современной образовательной практики:

- проблемы становления и развития ценностных ориентаций школьников, студентов, педагогов;

- вопросы ценностного самоопределения личности в университетском образовании, молодежной субкультуре, профессии, общественно-трудовой деятельности;

- аспекты формирования профессионально ценностных ориентиров;

- изучения аксиологического компонента формирования базовых, универсальных компетенций;

- вопросы взаимосвязи аксиологии и ин-новатики в (университетском и школьном образовании);

- взаимосвязь развития ценностных ориентиров и креативности;

- развития аксиологического потенциала личности.

Основой аксиологических воззрений является понимание сущности базисных категорий аксиологии. Ценность - это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение. Ценностью могут обладать как материальные вещи или процессы, так и духовные явления (знания, представления, идеи и т. д.) [5, с. 134-135].

У каждого человека с детства складывается личностная система ценностных ориен-таций, которая в свою очередь формируется на основе имеющихся в аксиосфере культуры ценностных представлений, меняющихся с каждым новым периодом в истории. Историко-социологический анализ системы духовных ценностей выделяет наиболее существенные вехи исторического процесса и приводит к следующим выводам:

- система ценностей в широком смысле слова - это внутренний стержень культуры общества, объединяющее звено всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания;

- система ценностей - это действенная сторона общественного сознания, взятого в совокупности всех его форм. В системе ценностей находит выражение мера решимости, готовности личности к изменению мира, которая не остается неизменной - система ценностей, характеризующая систему данного общества или определенную культурную среду, представляет собой результат той духовной работы, которая осуществляется всем обществом.

Чем богаче общественные и гражданские связи человека с миром, тем больше он нужен людям, обществу; чем в большей степени его дело - общее дело, а труд - творчество; чем острее он заинтересован этим общим делом и чем обнаженнее чувствует свою личную ответственность за выполняемое дело, тем полнее,

богаче он живет, тем ярче проявляется его социальная активность.

Категория познания рассматривалась Т.К. Ахаян не единожды, и каждый раз в новом ключе, с новым ракурсом. Сначала в диссертации о роли комсомольской организации в учебной деятельности школьника, ибо не было важнее задачи для комсомольца, чем освоение знаний. Комсомольская организация имела полномочия строго спросить за неуспехи и нерадивость. Общественное порицание, однако,шло рядом с помощью и коллективной заинтересованностью. Уже тогда, в своем первом научном труде Тамара Константиновна обратилась не только к внешним параметрам освоения знаний, но и к внутреннему, личностному аспекту учебной деятельности, осознанности их значимости для себя, для общества, ответственности перед коллективом. Однажды найденное не исчезало никогда. Всегда сама Тамара Константиновна и ее ученики (Н.М. Тен, Б.Х. Пикалов) [4, С.181-185] раскрывали социально значимые ориентации на уровне важнейшего качества личности -ответственности.

Качественные характеристики познавательной работы - это глубинные слои образовательного процесса (и в школе, и вузе). К настоящему моменту мы располагаем широкой диагностической базой, подтверждающей необходимость внимания к осознанию - Зачем? Зачем я учусь? Как я учусь? Как-то, анализируя современную ситуацию в образовании, А. Г. Асмолов образно (метафорично,что ему всегда свойственно) заметил, что во времена Я.А. Коменского в обучении главными были два глобальных вопроса: чему учить и как учить? А теперь их три,так как добавился вопрос: «Зачем учиться?» Лаконизм этого тезиса разворачивает широкую плоскость изучения мнений школьников и студентов о целях, ориентирах и мотивах учения. Мы в Оренбургском государственном университете в 2019 году адресовали студентам вопрос: «Кто отвечает за качество твоего образования?» Только 34 % респондентов ответили: «Конечно, я сам! Остальные же решили, что за качество обучения студента отвечают преподаватели, деканы.

Научные позиции Т.К. Ахаян и ее учеников заключались в твердой убежденности в том, что сакральные человеческие ценности должны доминировать в воспитании подрастающего

поколения как константы, формирующие стержень личности. Чем шире диапазон внешней свободы в окружающей среде, тем прочнее, основательнее, крепче должен быть каркас внутренних ориентиров - убеждений взрослеющей личности.

Отдельно необходимо сказать, о трудах Тамары Константиновны, посвященных истории педагогики, которые представляют собой навигатор самостоятельной работы студента, показывают необходимость обращения к первоисточникам. Ею создано учебное пособие, состоящее из четырех частей и приложений, которые имеют не просто прикладной характер, но и очень большое дидактическое значение.

В пособии ретроспективно рассматривается состояние обучения и воспитания в Древней Руси, раскрывается его естественный, природный характер. Показано, как в этот период, начинают появляться первые ростки педагогики в том смысле, в каком мы понимаем ее сегодня. Безусловно, они еще очень слабы и малозаметны, но именно они дадут в будущем свои плоды, которые мы пожинаем и до настоящего времени.

Следующий огромный пласт, исследуемый Т.К. Ахаян с позиции истории - образование и воспитание на Руси в эпоху Петра Первого. Уже становление личности самого Петра дает нам бесценный образец образования того времени. Его могучая воля, деятельная, бескомпромиссная натура, образ мыслей и жизнедеятельности стали движителями развития науки, техники и, конечно, образования. Именно при Петре Первом развивается сеть светских и духовных школ, печатаются буквари и учебные книги, открывается Академия наук и университет при ней. Взгляды и деяния Петра Первого явились прочным фундаментом для образования русского народа и науки - педагогики.

Значительная часть работы посвящена Екатерине II как просвещенной императрице. Подробно рассматривается ее деятельность и деятельность ее сподвижников (И.И. Бецкого, Ф.И. Янковича) в сфере организации народных школ, освещается литературно-педагогическая деятельность Н.И. Новикова, рассматриваются революционные идеи А.Н. Радищева в области образования.

В пособии прослеживается развитие народного образования в России в Х1Х в., отмечает-

ся роль таких великих педагогов того времени, как Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, и их единомышленников: Н.А. Корфа, П.Ф. Лесгафта, В.Ф. Одоевского, Д.И. Писарева, С.А. Рачин-ского и др.

Особенностью учебных пособий по истории педагогики. Подготовленных Тамарой Константиновной, является стремление откликнуться на особенности студенческой аудитории начала нового тысячелетия, которая значительно изменилась в перестроечный период, прошла через низвержение авторитетов, девальвацию прежних ценностей, хаос и разрушение того,что разрушать нельзя. Будучи человеком коммунистической закалки, Тамара Константиновна, вместе с тем, остро чувствовала неприятие банальностей и перенасыщенности политическими лозунгами и общеизвестными тезисами. Новое поколение учителей нуждалось в очищенном объективизме содержания. Так и получилось. Минимальный объем содержания, раскрывающего только самое - самое важное. Чисто педагогические факты, события, явления, которые дают ясную картину прошлого, раскрывают эволюцию взглядов на образование и воспитание, раскрывают истоки и особенности подлинно российского образования. С этих фундаментальных представлений студенту достаточно легко двигаться вглубь веков, в мешанину событий, обилие имен. Охотно брали студенты эти книги и с удовольствием готовились к экзаменам. Книга, адекватная времени. Свежесть и доступность текста, сопряженная с представленной здесь же хрестоматией, давала студенту опору в анализе захватившего педагогическое сообщество всплеска инноваций. Все можно! Масса новых методик, изменений, но что хорошо, а что плохо, что нужно, а что не очень, что обязательно,а что случайно и не нужно, помогали понять книги, написанные Т.К. Ахаян.

Пособие помогает понять, что современное состояние образования есть продолжение прошлого, и что найти ключ к решению современных педагогических проблем поможет знание прошлого, нужно только относиться к нему с позиций требований нового времени.

Имя Т.К. Ахаян связано с Оренбуржьем научными событиями инновационного развития школ в период перестройки педагогического мышления, обобщения богатого опыта рабо-

ты, прогнозирования новых сценариев, разработки и реализации авторских систем . Это и гуманитарная гимназия - Владимира Андреевича Вялых, школа № 61 Алексея Ивановича Морозова , первая гимназия Владимира Федоровича Гончарова , первый лицей Людмилы Михайловны Шевченко, школа № 43 Аллы Исааковны Михайловой, школа № 73 Александра Всеволодовича Козлова и других ярких хорошо известных педагогов, которые нуждались в теоретическом осмыслении практики. Под руководством Л.Н. Феденко, возглавлявшей управление образования Оренбурга, был создан научно-методический центр, который разработал общие подходы к развитию муниципального модуля образования.

Был проведен сопоставительный анализ концептуальных положений Федеральной программы развития образования и конструируемого муниципального модуля: констатировалось, что сложившаяся система образования Оренбуржья характеризуется наличием (наряду с общероссийскими), собственных позитивных и негативных тенденций, обусловливающих ее противоречивое развитие. Столкновение этих тенденций в рамках локальной системы порождает психологическую напряженность ее субъектов. Прогнозировалось, что необходима частичная проверка вариантов преодоления негативных тенденций в практической деятельности различных учреждений системы образования, внедрение новаторских идей в практику работы школы, апробация новых моделей, планов, программ, методик, педагогических технологий. Но экспертная оценка творческого опыта региона и корректировка инноваций невозможна без участия ученых- теоретиков. Одним из выводов аналитической деятельности было утверждение о том, что возникающий в социуме ценностный вакуум способствует росту асоциальных и криминальных проявлений в молодежной и школьной среде, поэтому исследование ценностных ориентиров лежит не на периферии научного познания, а выступает его необходимой составляющей.

Прогноз вероятностного развития муниципальной системы образования состоялся.

Он стартовал на республиканской научно-практической конференции «Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала

личности учителя и ученика», которая состоялась 1993 году в Самородово и была уникальна не только по своему масштабу (обралось 400 человек!), но и по общему замыслу: соединение теоретико-методологических и эмпирических проблем развития образования в новом контексте времени. В ней участвовали доктора наук из Санкт-Петербурга - была представлена научная ленинградская школа - (сегодня Академик РАО) Тряпицына Алла Прокофьев-на, Заир-Бек Елена Сергеевна , Седова Нелля Владимировна, Батракова Инесса Сергеевна, Ахаян Тамара Константиновна. Высокий интерес к проблемам инновационного развития региона был подкреплен публикацией сборника, раскрывшего широкую палитру поиска путей и средств обновления системы образования. Особенностью этого педагогического форума была организация 12 школьных площадок для обсуждения актуальных проблем развития школы и педагогики творчества.

Именно с той поры началось тесное сотрудничество будущих аспирантов-ахаяновцев с научным руководителем из Питера. Так Козлов А. В. успешно защитил кандидатскую диссертацию (1993) «Ориентация учащихся профильных классов школы - комплекса на познание как нравственную ценность», одним из первых, обобщив свой богатый опыт свой эксперимент.

Максимова Виктория Дмитриевна в своей диссертационной работе «Развитие творческой активности учащихся сельской школы» (1993) раскрыла особенности деятельности педагога в сельской школе и успешно применяет свой опыт и талант в настоящее время в качестве директора районного дома творчества.

Защита кандидатской диссертации «Организация старшими школьниками учебной деятельности» Беловым Игорем Петровичем (1994) стала продолжением концепции Тамары Константиновны о трансформации знаний в мотивы деятельности.

Став директором Оренбургского филиала Московского технологического института, Членом Общественной палаты Оренбургской области, Председателем Комитета по содействию профессиональному и бизнес-образованию Союза «Торгово-промышленная палата Оренбургской области», Президентом Открытого клуба

Оренбуржцев И.П. Белов полностью реализовал программу действий, защищенную в своей работе А.В. Козлов, И.П. Белов, Л. Д. Кацнельсон и В. Д. Максимова представляли свои работы в Ленинградском диссертационном совете, а уже с 1995 года диссертационный совет по педагогике был открыт в Оренбурге.

Пикалов Борис Харитонович после защиты (1999) кандидатской диссертации «Комплексное учебное задание как средство развития творческой активности школьника (на опыте начальной школы)» плодотворно работал доцентом кафедры общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета.

Колобова Лариса Владимировна доктор педагогических наук, профессор в настоящее время работает заведующим кафедрой романо-германской филологии и методики преподавания иностранного языка ОГПУ. В 1998 г. - защитила кандидатскую диссертацию «Педагогические условия ориентации будущего учителя на ценности культуры страны изучаемого языка», что послужило основой ее профессиональной деятельности и было продолжено в докторской диссертации «Становление личности школьника в поликультурном образовании» (2006).

Витвицкая Лариса Антоновна доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского

государственного университета после защиты кандидатской диссертации «Ориентация будущего учителя на ценность педагогического знания о взаимодействии «учитель-ученик» (1998 ) развила концептуальные положения в работе докторского уровня «Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса университета» (2012).

Создание и деятельность докторского диссертационного совета ОГУ стали возможны благодаря поддержке видных российских ученых. Они задали планку работы Совета, определили уровень его задач, обеспечили особую атмосферу дискуссий и высокую результативность.

Возглавила совет ученица Тамары Константиновны - Кирьякова Аида Васильевна, профессор, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, Заслуженный деятель науки РФ. Обе диссертации: кандидатская «Формирование интернационалистских убеждений старших подростков в пионерской деятельности» (1977 ) и докторской «Ориентация школьников на социально-значимые ценности» ( 1991 ) были выполнены в Ленинграде, где и архитектура и наука «высокой пробы».

Процесс ориентации личности в мире ценностей - это основная линия исследований современной оренбургской научной школы [1], которая является прямым продолжением пе-

В составе Диссертационного Совета работали представители педагогической науки Санкт-Петербурга, Челябинска, Самары, Уфы, Оренбурга и Орска

дагогических идей Тамары Константиновны Ахаян, предполагает присвоение личностью ценностей, преобразование личности на основе ценностей, осуществляет прогноз дальнейшего развития личности на основе всеобщего диалектического закона возвышения потребностей. Последователи - ученики Тамары Константиновны развили, подхватили аксиологические идеи, создавая современный ракурс педагогических проблем.

Изучение развитие аксиологического потенциала личности студента и преподавателя (диссертационные исследования Т. А. Ольховой, Г.А. Мелекесова, А.А. Поляковой) привело к следующим выводам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- образование является основным каналом приобщения студента к ценностям культуры, образования и профессии;

- аксиологизация образования определяет состав и иерархию ценностей, которые не только придают направленность будущей деятельности,, но определяет его взаимодействие с миром и с людьми. Благодаря своей ценностно-ориентирующей функции, образовательный процесс выводит студентов в сферу мировоззренческого осмысления социальной реальности, своих отношений с миром и людьми.

Аксиологический аспект компетентност-ного подхода (диссертационные исследования И.Д. Белоновской, В.А. Анищенко, Н.С. Сахаровой, Н.В. Янкиной) социализации личности в условиях неопределенности (Н.А. Каргаполь-цевой), позволил разработать интегративную модель, которая в системных проектах отражает цель, процесс и результаты формирования специалиста в университетском комплексе, обогатила теорию педагогического проектирования организационных структур, содержания и технологий университетского образования.

Аксиологический подход к проектированию единого образовательного пространства обращен к раскрытию внутренних резервов педагогического процесса в опоре на закономерности развития личностных потенциалов студента. Развитие аксиологического потенциала студентов достигается за счет субъектной актуализации ценностного самоопределения будущего специалиста, реализации аксиологической функции производственной практики, аксиологической интеграции интеллектуаль-

ных, коммуникативных, креативных умений и ценностных ориентаций.

Социальная информация и социальный опыт заложены в системе знаний, умений, норм поведения и функционируют в процессе деятельности: приобретаются, фиксируются, распространяются, преобразуются, передаются и присваиваются личностью, создают условия формирования социально значимых личностных качеств [10, С. 38].

Ценностное самоопределение как педагогический феномен представляет собой процесс обретения личностью смысла, целей и ресурсов собственной жизни в пространстве и времени образования. Он предполагает качественные изменения в отношении личности к собственной жизни, благодаря формированию целостного представления личности о мире и осмыслению своего места в нем (В. Д. Повзун, Л.В. Мосиенко).

Молодежная субкультура, потенциально обладая как негативными, девиантными, деструктивными, так и позитивными, продуктивными, конструктивными чертами, дает импульс новой нарождающейся культуре. Университетская субкультура, являясь особой субкультурной стратой, играет позитивную роль в балансе отрицательного и положительного, несет мощный положительный заряд, формируя новое качество человеческого капитала: свободу самовыражения, свободу мышления, способность к самообразованию, взаимодействию с другими людьми, актуализацию потребности в познании и творчестве, конкурентоспособность. При определенных педагогических условиях университетская субкультура становится фактором ценностного самоопределения студентов и обеспечивает выбор индивидуальной траектории развития.

Южанинова Е.Р., исследуя ценностное самоопределение студентов университета в аксиосфе-ре интернета, обосновала следующие положения: аксиосфера интернета является одним из самых актуальных и динамичных пространств самовыражения и самореализации молодежи, её профессионального становления, а синтез ценностей традиционной и виртуальной культуры даёт импульс к обретению студентом смыслов жизни.

Мороз В. В., разрабатывая аксиологические основания развития креативности студентов

университета, доказала, что креативность может выступать мощным аксиологическим ресурсом развития университетского образования, в силу того, что креативность входит в шкалу ценностей современного человека, обеспечивая новое качество образования, отвечающее вызовам 21 века, с позиции готовности творчески решать сложные нестандартные задачи изменяющегося мира, а эффективность развития креативности студента находится в устойчивой зависимости от креативности преподавателя.

Особый интерес современных исследователей вызывает информатизация образования, поскольку это магистральная линия инноваций в образовании, имеющая ярко выраженную субъектно-ценностную окраску - отношение к информации как ценности нашего века, отношение к ценностям интернета. Аксиологические идеи Т.К. Ахаян в этом новом контексте получают новое личностное звучание.

Педагогическое наследие Тамары Константиновны Ахаян показывает,что ее научные исследования были адекватны времени. Они

несли в себе богатство советской педагогики, успехи которой в воспитании человека героического, искреннего, целеустремленного и трудолюбивого бесспорны. Эти ценностные ориентиры - константы воспитания.Обращение к ним в наши непредсказуемые дни служит укреплением того базиса современного воспитания и обучения, который служит основой новых концепций, моделей, технологий. Оренбургская ветвь научной школы Т.К. Ахаян насчитывает восемь кандидатов педагогических наук, причем четверо защищались в СПб, а остальные в Оренбурге, в нашем совете, членом которого стала Тамара Константиновна, передавая лучшие традиции столичных защит, работы первого докторского диссертационного совета ОГУ. Она была на защитах Багишаева, Владимира Михайловича Пустовалова, Эдуарда Шайхуловича Хамитова - ректора Башкирского педуниверси-тета, Ксенофонтовой А.Н, Каргапольцевой НА, Поляковой А.А., Белоновской И.Д., Янкиной Н.В., Мелекесова Г.А. и на 58 защитах кандидатских диссертаций.

12.08.2020

Список литературы:

1. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике / [А. В. Кирьякова и др.]. - Москва : Дом педагогики, 2008. - 578 с. - ISBN 978-5-7410-0706-8.с.

2. Ахаян, Т.К. Исследования аксиологических проблем воспитания учащихся (научная школа - материал к спецкурсу) Текст / Т.К. Ахаян. - СПб., 1996. - 185 с.

3. Ахаян, Т.К. История образования в России [Текст]: учебное пособие для студентов высш. уч. заведений, обучающихся по направлению 540600 (050600) Педагогика / Т.К. Ахаян, И.А. Свиридова, В.В. Смирнова; РПГУ- СПб., Изд-во РПГУ им А.И. Герцена. 2005.- 442с.

4. Ахаян, Т.К. Формирование идейно-нравственных убеждений школьников в общественно-трудовой деятельности. Избранные труды. - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. -186 с.

5. Кирьякова, А.В., Ольховая, Т.А., Белоновская, И.Д. Аксиология образования. Прикладные исследования в педагогике: монография. М «Дом педагогики, 2010. - 292 с

6. Кирьякова, А.В., Мороз, В.В. Аксиология креативности: монография. - М.: «Дом педагогики», 2014. - 225 с.

7. Кирьякова, А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: автореф. дисс. докт. пед наук. СПб,1991. - 39 с.

8. Ориентация и деятельность школьников: монография / под ред. Т.К. Ахаян. - М: Прометей, 1991. - 160 с.

9. Теория и методика коммунистического воспитания в школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. чл.-кор. АПН СССР Г.И. Щукиной. М., «Просвещение», 1974. - 288с.

10. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие. - М.: Просвещение,1979. - 160 с.

11. Южанинова, Е.Р. Аксиосфера интернета и личность: монография. - М.: «Дом педагогики», 2013. - 274 с.

Сведения об авторе

Кирьякова Аида Васильевна, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор

Е-шаП: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.