Литература
1. Беляев В. И. Методология педагогического исследования. М., 2013. 510 с.
2. Бронзино Л. Ю., Филатова М. Н. Компетентностный подход в образовании: проблема формирования общекультурных компетенций студентов в контексте социокультурной среды вуза // Современные исследования социальных проблем, 2012. № 6 (14). С. 10.
3. Виттенбек В. К. Развитие личности студентов МГОУ средствами социально-культурной среды вуза // Проблема личности в контексте современной социальной ситуации развития детей, подростков и молодежи: Сборник материалов международной научно-практической конференции Х Левитовские чтения в МГОУ (г. Москва, 22-23 апреля 2015 г. / редколл.: Т.Н. Мельников, Т.Д. Марцинковская, Т.И. Шульга и др.: отв. Ред. Е.М. Климова). Москва: ИИУ МГОУ, 2016. С. 37 - 41.
4. Виттенбек В. К. Формирование социокультурной среды как условие реализации компетентностного подхода в вузе // Инновационное развитие России: условия, противоречия, приоритеты. Часть 3. /Материалы IX Международной научной конференции / Отв. ред.: А.В. Семёнов, Ю.С. Руденко. - М.: НОУ ВПО «МУ им. С.Ю. Витте», 2013. С.68-75.
5. Доклад международной комиссии по образованию, представленный ЮНЕСКО. М., 1997.
Влияние семейного воспитания на формирование ценностных
ориентаций подростка Шорникова О. В.
Шорникова Ольга Васильевна /БЬогп1коуа 01^а УазИ'ета - преподаватель, кафедра психологии и педагогики, Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова, г. Костнай, Республика Казахстан
Аннотация: в статье отражены основные аспекты влияния семейного воспитания на формирование ценностных ориентаций личности. Семья как основная ячейка общества и своего рода центр всей совокупности общественных отношений является наиболее важным средством образования и сферы формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения. Именно здесь подросток впервые включается в общественную жизнь и приобретает свои ценности, нормы поведения, способы мышления и языка. Другими словами, семья - это школа обучения, передачи опыта жизни, житейской мудрости.
Ключевые слова: семья, семейное воспитание, ценности, личность подростка.
Масштабные социально-экономические изменения происхождение, которых мы наблюдаем в современном казахстанском и российском обществе приводят к необходимости изменения классического похода в воспитательной деятельности. Государственная, политическая и социальная нестабильности негативно сказывается на формировании духовно -нравственных отношений и гармоничном развитии личности ребенка.
В последние годы и в Казахстане и в России особое внимание уделяется проблемам семьи в аспекте ее влияния на развитие подрастающего поколения, что отражено в государственной семейной политике. Поскольку семья производит главное общественное богатство - человека.
Внимание государственных и политических сил в России и Казахстане к проблемам развития семьи свидетельствуют о том, что кризис института семьи не остался незамеченным, что позволяет надеется на благополучное его разрешение. Мы четко осознаем тот факт, что на сегодняшний день имеет место повышенная потребность в восстановлении прежних ценностей, улучшении новых тенденций и процессов, которые происходят в семье, в поиске новых подходов к взаимодействию в семье, а также подготовке молодежи к жизни в постоянно меняющемся мире.
Особая роль в системе воспитания детей, как мы понимаем, принадлежит именно семье, в основе которой проходит формирование и развитие личности ребенка. Являясь первой в жизни ребенка общностью или малой группой семья способствует приобщению к ценностям культуры, освоению первых социальных ролей будущей личностью.
Семья есть колыбель духовного развития ребенка. Именно она является тем коллективом, который играет в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. И в семье, как одном из традиционных и основных институтов современного общества, происходят самопознание и удовлетворение потребности ребенка в любви, заботе, ласке, уважении и общении.
К подростковому возрасту система отношений между родителями и детьми претерпевает определенные изменения, характеризуясь различными особенностями. Так как взаимоотношения родитель-ребенок оказывают большое влияние на жизнь ребенка, несомненно, их влияние и на процесс формирования и становления ценностных ориентаций подростка.
Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли А. В. Мудрик, И. С. Кон, В. М. Кузнецов, И. С. Артюхова, Е. К. Киприянова и др.
Как отмечает Б. С. Волков, - взросление из «ребенка в подростка» неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов и является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики [1].
Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально -психологическим образованиям личности, оказывающим существенное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе.
Значение семьи, несомненно, велико. Мы знаем и понимаем, что и на личность ребенка и, соответственно, на его построение жизненного пути, оказывают большое влияние стиль его взаимоотношений с родителями, то место в структуре семьи, которое занимает подросток.
Анализируя многочисленные исследования по проблеме семейного воспитания и формирования ценностных ориентаций ребенка в семье, мы понимаем, что в современной ситуации развития семейных отношений, и общества в целом, речь должна идти не об отрицании воспитания, а о переосмыслении его ценностных оснований. В современном мире осознается падение нравственности молодежи и, в частности, подростков, что означает смену ценностных ориентаций под влиянием различных обстоятельств, в том числе и роли семьи.
Государство сегодня активно ориентирует общество на приоритеты семейных и личностных ценностей. Необходимость представленности в информационном пространстве осознанно и планомерно вырабатывать на всех уровнях идеальный образ
семьи - привлекательный, важный для прогрессивного развития общества, осознается и признается. Со стороны же общества и каждого отдельного человека важно понимание того, что являясь первыми наставниками в жизни каждого молодого человека родители,как самые дорогие и самые близкие ему люди, дают первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
В конце хотелочь бы еще раз подчеркнуть тот факт, что именно в семье заключаются нравственные ценности, ориентиры и убеждения каждой личности.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль [2].
Литература
1. Киприянова Е. В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности /Е.В. Киприянова // Обществознание в школе, 1999. № 2. С. 50 - 52.
2. Хонекер М. «Семья как фактор формирования личности подростка». М, 1979.
Влияние детско-родительских отношений на развитие ребенка
Жумарова С. Т.
Жумарова Салтанат Темировна / Zhumarova Баи/тМ Тетггота - магистр социальных наук,
преподаватель, кафедра психологии и педагогики, Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова, г. Костанай, Республика Казахстан
Аннотация: особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром. Нарушения внутрисемейных отношений может приводить к различным нарушениям психического развития. Ключевые слова: семья, ребенок, взаимоотношения, развитие.
Семейные отношения, в которые непосредственно включён ребёнок - это детско-родительские отношения [1, с. 182]. Детско-родительские отношения как культурно-исторический феномен в своей истории и развитии отражает принципиальные сдвиги и изменения, происходящие в обществе. В последнее десятилетие наметились определенные психологические проблемы, вызывающие безусловную и тревогу и озабоченность как у специалистов, работающих в сфере семьи, так и широкой общественности: увеличение количества разводов; возрастание числа неполных семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одной матерью без отца, причем часто с момента рождения ребенка; сокращение времени и ухудшение качества общения родителей с детьми в силу загруженности матери на работе; снижение социального контроля и уровня протекции и заботы о ребенке в семье, находящее отражение в увеличении числа беспризорных и безнадзорных детей; рост насилия и жестокого обращения родителей с детьми.
Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все