Научная статья на тему 'Влияние семейного воспитания на формирование ценностных ориентаций подростка'

Влияние семейного воспитания на формирование ценностных ориентаций подростка Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1499
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шорникова Ольга Васильевна

В статье отражены основные аспекты влияния семейного воспитания на формирование ценностных ориентаций личности. Семья как основная ячейка общества и своего рода центр всей совокупности общественных отношений является наиболее важным средством образования и сферы формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения. Именно здесь подросток впервые включается в общественную жизнь и приобретает свои ценности, нормы поведения, способы мышления и языка. Другими словами, семья это школа обучения, передачи опыта жизни, житейской мудрости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шорникова Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние семейного воспитания на формирование ценностных ориентаций подростка»

Литература

1. Беляев В. И. Методология педагогического исследования. М., 2013. 510 с.

2. Бронзино Л. Ю., Филатова М. Н. Компетентностный подход в образовании: проблема формирования общекультурных компетенций студентов в контексте социокультурной среды вуза // Современные исследования социальных проблем, 2012. № 6 (14). С. 10.

3. Виттенбек В. К. Развитие личности студентов МГОУ средствами социально-культурной среды вуза // Проблема личности в контексте современной социальной ситуации развития детей, подростков и молодежи: Сборник материалов международной научно-практической конференции Х Левитовские чтения в МГОУ (г. Москва, 22-23 апреля 2015 г. / редколл.: Т.Н. Мельников, Т.Д. Марцинковская, Т.И. Шульга и др.: отв. Ред. Е.М. Климова). Москва: ИИУ МГОУ, 2016. С. 37 - 41.

4. Виттенбек В. К. Формирование социокультурной среды как условие реализации компетентностного подхода в вузе // Инновационное развитие России: условия, противоречия, приоритеты. Часть 3. /Материалы IX Международной научной конференции / Отв. ред.: А.В. Семёнов, Ю.С. Руденко. - М.: НОУ ВПО «МУ им. С.Ю. Витте», 2013. С.68-75.

5. Доклад международной комиссии по образованию, представленный ЮНЕСКО. М., 1997.

Влияние семейного воспитания на формирование ценностных

ориентаций подростка Шорникова О. В.

Шорникова Ольга Васильевна /БЬогп1коуа 01^а УазИ'ета - преподаватель, кафедра психологии и педагогики, Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова, г. Костнай, Республика Казахстан

Аннотация: в статье отражены основные аспекты влияния семейного воспитания на формирование ценностных ориентаций личности. Семья как основная ячейка общества и своего рода центр всей совокупности общественных отношений является наиболее важным средством образования и сферы формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения. Именно здесь подросток впервые включается в общественную жизнь и приобретает свои ценности, нормы поведения, способы мышления и языка. Другими словами, семья - это школа обучения, передачи опыта жизни, житейской мудрости.

Ключевые слова: семья, семейное воспитание, ценности, личность подростка.

Масштабные социально-экономические изменения происхождение, которых мы наблюдаем в современном казахстанском и российском обществе приводят к необходимости изменения классического похода в воспитательной деятельности. Государственная, политическая и социальная нестабильности негативно сказывается на формировании духовно -нравственных отношений и гармоничном развитии личности ребенка.

В последние годы и в Казахстане и в России особое внимание уделяется проблемам семьи в аспекте ее влияния на развитие подрастающего поколения, что отражено в государственной семейной политике. Поскольку семья производит главное общественное богатство - человека.

Внимание государственных и политических сил в России и Казахстане к проблемам развития семьи свидетельствуют о том, что кризис института семьи не остался незамеченным, что позволяет надеется на благополучное его разрешение. Мы четко осознаем тот факт, что на сегодняшний день имеет место повышенная потребность в восстановлении прежних ценностей, улучшении новых тенденций и процессов, которые происходят в семье, в поиске новых подходов к взаимодействию в семье, а также подготовке молодежи к жизни в постоянно меняющемся мире.

Особая роль в системе воспитания детей, как мы понимаем, принадлежит именно семье, в основе которой проходит формирование и развитие личности ребенка. Являясь первой в жизни ребенка общностью или малой группой семья способствует приобщению к ценностям культуры, освоению первых социальных ролей будущей личностью.

Семья есть колыбель духовного развития ребенка. Именно она является тем коллективом, который играет в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. И в семье, как одном из традиционных и основных институтов современного общества, происходят самопознание и удовлетворение потребности ребенка в любви, заботе, ласке, уважении и общении.

К подростковому возрасту система отношений между родителями и детьми претерпевает определенные изменения, характеризуясь различными особенностями. Так как взаимоотношения родитель-ребенок оказывают большое влияние на жизнь ребенка, несомненно, их влияние и на процесс формирования и становления ценностных ориентаций подростка.

Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли А. В. Мудрик, И. С. Кон, В. М. Кузнецов, И. С. Артюхова, Е. К. Киприянова и др.

Как отмечает Б. С. Волков, - взросление из «ребенка в подростка» неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов и является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики [1].

Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально -психологическим образованиям личности, оказывающим существенное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе.

Значение семьи, несомненно, велико. Мы знаем и понимаем, что и на личность ребенка и, соответственно, на его построение жизненного пути, оказывают большое влияние стиль его взаимоотношений с родителями, то место в структуре семьи, которое занимает подросток.

Анализируя многочисленные исследования по проблеме семейного воспитания и формирования ценностных ориентаций ребенка в семье, мы понимаем, что в современной ситуации развития семейных отношений, и общества в целом, речь должна идти не об отрицании воспитания, а о переосмыслении его ценностных оснований. В современном мире осознается падение нравственности молодежи и, в частности, подростков, что означает смену ценностных ориентаций под влиянием различных обстоятельств, в том числе и роли семьи.

Государство сегодня активно ориентирует общество на приоритеты семейных и личностных ценностей. Необходимость представленности в информационном пространстве осознанно и планомерно вырабатывать на всех уровнях идеальный образ

семьи - привлекательный, важный для прогрессивного развития общества, осознается и признается. Со стороны же общества и каждого отдельного человека важно понимание того, что являясь первыми наставниками в жизни каждого молодого человека родители,как самые дорогие и самые близкие ему люди, дают первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

В конце хотелочь бы еще раз подчеркнуть тот факт, что именно в семье заключаются нравственные ценности, ориентиры и убеждения каждой личности.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль [2].

Литература

1. Киприянова Е. В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности /Е.В. Киприянова // Обществознание в школе, 1999. № 2. С. 50 - 52.

2. Хонекер М. «Семья как фактор формирования личности подростка». М, 1979.

Влияние детско-родительских отношений на развитие ребенка

Жумарова С. Т.

Жумарова Салтанат Темировна / Zhumarova Баи/тМ Тетггота - магистр социальных наук,

преподаватель, кафедра психологии и педагогики, Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова, г. Костанай, Республика Казахстан

Аннотация: особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром. Нарушения внутрисемейных отношений может приводить к различным нарушениям психического развития. Ключевые слова: семья, ребенок, взаимоотношения, развитие.

Семейные отношения, в которые непосредственно включён ребёнок - это детско-родительские отношения [1, с. 182]. Детско-родительские отношения как культурно-исторический феномен в своей истории и развитии отражает принципиальные сдвиги и изменения, происходящие в обществе. В последнее десятилетие наметились определенные психологические проблемы, вызывающие безусловную и тревогу и озабоченность как у специалистов, работающих в сфере семьи, так и широкой общественности: увеличение количества разводов; возрастание числа неполных семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одной матерью без отца, причем часто с момента рождения ребенка; сокращение времени и ухудшение качества общения родителей с детьми в силу загруженности матери на работе; снижение социального контроля и уровня протекции и заботы о ребенке в семье, находящее отражение в увеличении числа беспризорных и безнадзорных детей; рост насилия и жестокого обращения родителей с детьми.

Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.