Научная статья на тему 'Семья как ценность развивающегося социума и личности'

Семья как ценность развивающегося социума и личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3873
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кучуб Н. А.

В статье обосновывается необходимость в планомерной и целенаправленной работе по изучению проблем семьи, актуализации вопросов семейного воспитания, семейных взаимоотношений, формированию ценностного отношения к семье в изменившемся социокультурном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семья как ценность развивающегося социума и личности»

Кучуб Н.А.

Оренбургский государственный университет

СЕМЬЯ КАК ЦЕННОСТЬ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ СОЦИУМА И ЛИЧНОСТИ

В статье обосновывается необходимость в планомерной и целенаправленной работе по изучению проблем семьи, актуализации вопросов семейного воспитания, семейных взаимоотношений, формированию ценностного отношения к семье в изменившемся социокультурном пространстве.

Философия рассматривает ценности как «специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества»[1].

Данное определение, раскрывая социальную природу категории «ценность», объясняет широкий спектр его применения: все многообразие понятий и явлений действительности может оцениваться с точки зрения понятий зла и добра, истины или не истины, красоты и безобразия, справедливого или несправедливого, допустимого или запретного.

Ученые и исследователи единодушны во мнении, что в понятии «ценность» заложен личностный смысл для индивидов отдельных предметов и явлений действительности, поскольку человек выражает свое отношение к тому или иному объекту.

Категории «ценность», «ценностное отношение» рассматривались в философии (С.Н. Анисимов, Л.П. Буева, В.А. Василенко, В.Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов и др.), психологии (В.Г. Асеев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе), социально-педагогических исследованиях (Т.К. Ахаян, В.П. Бездухов, З.И. Васильева, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, Т.Н. Мальковская, Н.С. Розов).

А.Г Здравомыслов считает, что категория «ценность» связана с духовным содержанием жизни людей: «ценность» - это обособившиеся в ходе развития самой истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы. Но объектом этих обособившихся интересов, предметом стремлений человека в данном случае выступает некое духовное содержание, состоящее в особой концентрации чувств и мыслей, воплотившееся в образцах прекрасного, истинного, доброго, благородного. «В со-

поставлении с этими нормами, получившими общественное признание, человек, занятый в сфере духовного творчества или действующий на поприще гражданских интересов, стремится утвердить свою индивидуальность» [2].

Система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она, в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Таким образом, каждая ценность из системы ценностей имеет двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе.

Базисные ценности индивидуального сознания человека, как определено психологами, формируются в период так называемой первичной социализации индивида -к 18-20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды.

Изменения затрагивают не столько состав, сколько структуру ценностей, т.е. их иерархические взаимоотношения друг с другом в индивидуальном, групповом и общественном сознании: одни ценности получают более высокий статус или ранг, другие становятся менее значимыми. В этом выражается изменение их социокультурного смысла для индивидов и других социальных субъектов.

В педагогике ценности рассматриваются в связи с определением механизмов формирования личности как содержание воспитательной деятельности и мотивирующий стержень поведения индивида. В рамках педагогики изучается практическая де-

ятельность, связанная с трансляцией ценностей, прежде всего межпоколенческой, с их адаптацией к конкретным условиям.

Современные исследования учебновоспитательного процесса в отечественной педагогике неизменно выходят на признание основополагающего значения ценностей в формировании личности (В.П. Безду-хов, Г.Н. Волков В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, Б.Т. Лихачев, Г.Н. Филонов) [3, 10]. Проблема ценностей как одна из важнейших для педагогики активно исследуется Н.Д. Никандровым. Он рассматривает их как основу процессов социализации и воспитания. Воспитание человека «в духе реально функционирующей в обществе системы ценностей» определяется как «правильное решение проблем воспитания». Н.Д. Никандров в своих трудах выступает сторонником «ориентации на относительно немногие, наиболее значимые ценности, которые и представляют собой обобщенные цели социализации и воспитания». При этом общечеловеческие ценности он рассматривает как «возвышенный идеал». Приближение к этому идеалу выстраивается через «... ценности ближайшего окружения ребенка, и уже затем - ценности постепенно расширяющегося круга - местные ценности, ценности Родины, культурного идеала, общечеловеческие ценности» [4].

Таким образом, педагогика подходит к воспитанию как процессу ценностного обогащения личности, имеющему своим результатом реальное воплощение ценностей. К семейным отношениям этот подход имеет самое непосредственное отношение.

В нашем исследовании мы касаемся категории ценности лишь в той мере, в какой необходимо для обоснования семьи как объективно-субъективной ценности.

Известны различные классификации ценностей (В.А. Караковский, В.Н. Сага-товский, В.А. Ядов). В приоритетную аксиологическую группу «Человек» в большинстве классификаций в качестве ведущего входит и понятие «семья как ценность». Семья - группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители и дети) - такое толкование дает «Словарь русского языка» С.И. Ожегова [17].

Семья как ценность - это социокультурное значение, которым наделяется семья. Семью как ценность можно определить, с одной стороны, как элемент социальной регуляции полоролевых, родственных и межпоколенческими взаимоотношений, а с другой - как поведенческий стандарт, разделяемый в обществе и формирующий у человека предпочтительную ориентацию поведения и деятельности.

Семья как ценностный объект социальной действительности может изучаться в двух ракурсах:

- как несущая, имеющая смысл определенных ценностей (супружество, родительство, родство, любовь и др.);

- как собственно ценность, смысл которой определяется как социальный объект, имеющий значение.

Анализ психолого-педагогической, философской, социологической литературы (О.Ю. Арсентьева, И.В. Бестужев-Лада,

В.Д. Бочарова, А.В. Мудрик, О.К. Васильева, И.В. Власюк, О.И. Волжина, С.В. Дар-модехин, М.С. Мацковский, С.В. Ковалев, А.Г. Харчев и др.) подтверждает, что в науке не существует единого определения семьи. Это во многом объясняется тем, что целевое, функциональное и содержательное назначение данной категории обосновывает многогранность ее назначения для государства, общества и человека.

Семья - вид социальной общности, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Жизнь семьи характеризуется различными материальными (биологическими, психологическими, хозяйственными) и духовными (нравственными, правовыми, эстетическими) процессами.

А.Г Харчев в своих исследованиях рассматривает семью как малую социальную группу, основанную на браке и родстве, члены которой заинтересованы в совместном проживании и взаимопомощи. Он выделяет такие важные черты социально-правовой

характеристики семьи, как общность быта и связанность взаимной ответственностью, видит в семье систему взаимоотношений супругов, родителей и детей как малой социальной группы, совместные усилия по реализации социальных потребностей членов семьи, реализацию потребностей общества в физическом и духовном воспроизводстве себя в новом поколении.

Вслед за С.Л. Рубинштейном мы рассматриваем семью как духовно-нравственный союз (сообщество), состоящий из родителей и детей, обладающий устойчивостью, постоянным характером и связанный в единстве не только жилищем и экономической зависимостью, но ценностями, целями и чувствами, основанными на кровном родстве. В русле нашего исследования акцент сделан на семью как основной фактор социализации, развития и воспитания ребенка.

В научной литературе вопросы семьи и семейного воспитания представлены достаточно многоаспектно. Так, проблема формирования потребностей человека вообще и в отношении создания семьи, семейных ценностей отражается в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, Н.Д. Добрынина, К.К. Платонова и др. [5]; педагогический аспект проблемы ценностного отношения к семье в русле гуманистической парадигмы раскрывается в работах Е.В. Бондаревской, В.С. Библера, Е.Н. Гусинского, В.П. Зинченко, Е.Н. Ильина, И.Б. Котовой, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова и других [6, 7, 8]. В трудах философов, социологов, демографов И.В. Бестужева-Лады, А.Г. Вишневского, С.И. Голода, И.С. Кона, М.С. Мацковского, В.И. Переведенцева, Л.И. Савинова, В.А. Титаренко, А.Г. Харче-ва семья рассматривается как социализирующая структура, воспроизводящая человека не только как биологическую единицу, но и как индивида с некоторым набором социальных, культурных, нравственных качеств [9, 10].

Нравственные составляющие проблемы освещаются в исследованиях О.С. Богдановой, Г.Н. Волкова, И.В. Гребенникова, В.Н. Гурова, Л.Ю. Гордина, А.В. Иващенко, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, Н.И. Монахова,

А.Ф. Никитина [11] и других. Среди зарубежных ученых, работающих в этом направлении, следует отметить Т. Парсонса, Р. Бэйлза, К. Витэка, Э. Эриксона, Т. Гордона.

Педагогика видит семью как особую ценность и заинтересована в исследовании семьи как целостной системы. Ценностное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение какого-либо одного аспекта. Ценностный подход позволяет рассмотреть семью как социально значимую ценность, выработанную человечеством, осознать эту реалию в контексте социокультурной ситуации и одновременно изучать семью как личностную (субъективную) ценность.

Развитие современного общества обусловлено коренными изменениями в политической, экономической и духовно-нравственной сфере жизни людей, ведущими к преобразованию сложившихся общественных отношений, стереотипов, взглядов, поведения личности и открывающими возможности для переосмысления ценностей, ценностных ориентаций, ценностных отношений, существовавших ранее, выдвижения новых проблем, поиска их решений.

Современная социокультурная ситуация является многосложной и противоречивой. Исходя из этого, выделим основные характеристики ситуации, сложившейся в российском обществе в целом. В качестве позитивных перемен необходимо отметить следующее:

- происходят процессы, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций;

- все более широкое использование получает адресная поддержка различных инициатив, осуществляемых в виде целевых программ федерального и регионального характера;

- исчезает чувство культурной изоляции, в культурную память возвращаются

многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению;

- востребован и во многом заново осваивается огромный гуманитарный потенциал русской культуры - философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль;

- происходят процессы, связанные с активизацией национально-культурного самосознания различных социальных общностей, что способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства малой родины, любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований.

В то же время в обществе набирают силу тенденции и процессы, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию.

Наиболее существенные проблемы связаны с общим состоянием нравственной жизни российского общества:

- усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры;

- утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов;

- происходит коммерциализация культурной жизни, которая привела к унификации обычаев, традиций и образа жизни по зарубежным образцам;

- как следствие массового тиражирования западного образа жизни утрачена национально-культурная индивидуальность;

- происходит переориентация общественного сознания с нравственных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия.

Во многом утеряны такие нравственные ценности, как любовь к малой родине, взаимопомощь, милосердие. По существу, культура начинает утрачивать функции социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека. Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегод-

ня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы.

Таким образом, наблюдаемая сегодня в обществе ситуация не уравновешивается в полной мере позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально-культурной жизни, улучшение условий существования и качества человеческой жизнедеятельности.

Составной частью понятия «социокультурная ситуация» является культурно-образовательная проблема (культурно-образовательная ситуация), где анализируются социальные проблемы и педагогическая деятельность.

Особое место в социокультурной среде принадлежит семье. Прежде всего это выражается в интегрировании педагогических усилий всех субъектов культурно-образовательного процесса в оказании индивидуальной помощи семье в разрешении проблем семейного воспитания. Поэтому в современных условиях возникла необходимость в планомерной и целенаправленной работе по изучению проблем семьи, актуализации вопросов семейного воспитания, семейных взаимоотношений, формированию ценностного отношения к семье в изменившемся социокультурном пространстве.

Обусловлено это тем, что семья -неотъемлемая составляющая общества, и занижать ее роль и значение как для общества, так и для отдельного человека недопустимо. В любом сколько-нибудь цивилизованном обществе существует институт семьи, и будущее человечества не мыслится без семьи.

В то же время исследования ученых, социокультурные и педагогические реалии подтверждают, что современная семья, являясь неотъемлемым фактором развития и социализации любого человека, в настоящее время находится в глубоком кризисе.

Современная российская семья переживает политические и экономические потрясения, выражающиеся в низкой материальной обеспеченности, безработице, растущей инфляции, межэтнических и политических конфликтах, в снижении роли духовных ценностей, либерализации половой морали.

Перечисленные явления нарушают нормальное функционирование семьи и приводят к тому, что в современном социуме происходят сложные процессы деградации ее жизнедеятельности: отмечается снижение престижа семьи, потребности молодых семей иметь в браке детей; растет число разводов, обусловленных в ряде случаев внутрисемейным насилием; увеличивается доля людей, сознательно выбравших одиночество в качестве приемлемого стиля жизни. Эти проблемы сегодня носят глобальный характер [12].

Семья - это социальная микроструктура, социальный институт и элемент культуры. Под структурой семьи, следуя социологическому подходу, мы понимаем совокупность отношений между ее членами, включая родственную, демографическую, внутрисемейную структуру (прежде всего систему духовных, нравственных отношений в ней).

В трудах отечественных и зарубежных ученых структуру современной семьи можно представить следующим образом:

- наличие брачных партнеров;

- стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая);

- порядок заключения браков (первичный, вторичный);

- количество поколений в семье (одно или несколько поколений проживает вместе);

- количество детей (бездетная, малодетная и многодетная).

Рассмотрим основные тенденции изменений в структуре семей, которые происходят в современном обществе и во многом определяют возникающие в микросоциуме проблемы.

Прежде всего развивается процесс нуклеаризации семей (нуклеарная семья состоит только из супругов и детей), что оказывает порой негативное воздействие на воспитание, особенно если речь идет о детях младших возрастов. Сегодня в большинстве российская семья состоит из двух поколений - родителей и детей. Бабушки, дедушки, как правило, живут отдельно, поэтому супруги не имеют возможности повседневно пользоваться

опытом и поддержкой предыдущего поколения.

Также необходимо отметить, что современный брак значительно «постарел». Средний возраст вступающих в брак за последние 10 лет увеличился среди женщин на 2 года, а среди мужчин - на 5 лет. Тенденция создавать семью, решив профессиональные, материальные, жилищные и другие проблемы, характерная для западных стран, наблюдается в настоящее время и в России. В настоящее время довольно часто встречаются разновозрастные браки.

В современной социокультурной ситуации происходят изменения в распределении главенствующих в семье ролей. Уменьшается количество традиционных семей, в которых основное решение принимает муж, все больше появляется эгалитарных семей, в которых основные решения принимаются супругами совместно. Такая трансформация в целом, по мнению исследователей, прогрессивна. Вместе с тем она «создает и ряд проблем, ибо делает семью менее стабильной, а распад семьи больше всего ударяет по детям».

Наряду с изменением структуры современной семьи происходит трансформация, расширение функций семьи: утрачиваются одни, происходит переориентировка в приоритете реализации других.

Так, в настоящее время преобладают функции, связанные с личностным развитием каждого члена семьи. Исследованию функций семьи были посвящены работы И.В. Гребенникова, В.П. Ключникова, С.Д. Лаптенка, А.В. Мудрика, Г.М. Свердлова, А.Г. Харчева, Н.Г. Юркевича и др. Философское понимание функции означает, что есть «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений». Семья как сложная многофункциональная система выполняет ряд взаимосвязанных функций. Функции семьи - это способы проявления активности, жизнедеятельности ее членов [1].

В нашем исследовании к определению функций необходим более узкий подход. Под функцией мы понимаем определенное действие системы по реализации ее

потребностных установок. В связи с этим, как и многие другие исследователи, функции семьи мы рассматриваем как объективную форму деятельности семьи по удовлетворению потребностей семьи и ее членов.

Выделяются функции семьи с позиции государственных интересов: демографическая, жизнеохранительная, воспитание и социализация детей, а также воспроизводство трудовых ресурсов. С позиций интересов семьи и семейных ценностей важнейшими причинами образования и сохранения семьи является рождение и воспитание детей, передача им материальных и духовных ценностей. Семья также заинтересована в сохранении и поддержке здоровья своих членов, росте благосостояния, повышения профессионального и социального статуса своих членов.

Ученые А.Г. Харчев, В.М. Мацковский к функциям семьи относят: репродуктивную, экономическую, рекреативную (или психологическую), хозяйственно-бытовую и воспитательную.

Репродуктивная функция (функция деторождения) заключается в воспроизводстве жизни, т. е. в рождении детей, в продолжении человеческого рода. Оренбургская область так же, как и Россия в целом, переживает репродуктивный кризис: смертность превышает рождаемость в 1,5 раза.

Данные исследования, проведенного И.В. Власюк (2007), свидетельствуют, что более 55,8% опрошенных супругов имеют в своей семье одного ребенка, а 27,8% пока не имеют детей. Однако следует учитывать и другую тенденцию - многие молодые семьи не торопятся «заводить» детей. У 37,6% опрошенных ребенок родился в возрасте от 26 до 30 лет. Основными причинами являются стесненные жилищные условия (33,7%), материальные трудности (21,1%) и желание «пожить для себя» без дополнительных забот (10,5%). Тем не менее, 67,2% молодых семей хотели бы иметь двоих, а 13,4% - троих и более детей. К сожалению, вышеназванные причины вынуждают молодых супругов в активном детородном возрасте сокращать число желаемых детей. Также на 37,0% снизилась численность многодетных

семей - с 19,2 тысячи в 2000 году до 12,1 тысячи в 2006 году [13].

По расчетам специалистов, для нормальной в количественном отношении смены поколений нужно, чтобы семья имела двух детей. В настоящее время в западных странах этот показатель составляет примерно 1,8 - 1,9.

Экономическая функция семьи (хозяйственно-потребительская, бытовая) также представляет собой форму реализации потребностей материального плана в жилье, одежде, пище и др. Для большинства семей наиболее важной является жилищная проблема. В отдельной квартире жили на момент опроса 39,7% респондентов, в отдельной комнате в квартире родителей - 21,2%, комнату в общежитии имели 25,5%. Снимать комнату или квартиру были вынуждены 12,9% опрошенных. Низкий уровень жизни большинства населения естественным образом приводит к тому, что очень четко характеризует Д.И. Фельдштейн как «нарушение глубинных связей всего нашего взрослого сообщества и детей, отчуждение от мира взрослых.... Ребенок стал чужим, ненужным для массы взрослых, равнодушных к нему» [14]. Соглашаясь с ним, Н.Д. Никандров отмечает, что «пространство и время личностного становления» детей оказываются для детства в ряде отношений недружественными, неблагоприятными, суровыми [4].

Следствием материального расслоения семей, болезненного перехода к рынку выступают такие проявления в детской среде, как неприязненные взаимоотношения детей, возникновение ссор и драк, враждебных группировок, затаенной зависти, разборок; развитие теневых рыночных отношений среди школьников, появление подросткового рэкета, рост имущественных преступлений несовершеннолетних и т. п.

В последнее время все большую значимость приобретает выполнение семьей функции социально-психологической поддержки (эмоциональная, рекреативная функция). Мы полагаем, что сегодня искать поддержку в семье человека побуждают не только материальные потребности и интересы, совместный труд в семейной ячейке,

но и психологические мотивы: чувство нестабильности и неопределенности, ощущение социальной незащищенности, потребность в доверительном общении, сопереживании и ласке, в ощущении собственной самоценности.

Общероссийские статистические данные показывают, что более 80% детей имеют отклонения в психике, основной причиной которых является жестокость и насилие в семье. Насилие над детьми имеет множество форм - от эмоционального и морального давления до применения физической силы. Самой неприглядной стороной в семейных отношениях является физическая расправа над ребенком. По инициативе Управления образования г. Оренбурга в 2002 году в 15 школах был проведен социологический анонимный опрос 1350 детей 712 лет [12]. На вопрос «За что вас бьют?» юные респонденты ответили: 27% - «за провинность»; 28% - «срывая раздражение»; 19% - «когда в доме беда»; 21% - «когда не могут справиться другим способом»; 6% -«потому, что не любят». Если проанализировать ответы детей, то вывод один: только в одном случае из пяти ребенка наказывают действительно за его провинности. Во всех остальных случаях проявляется произвол родителей. Это подтверждает данные Госкомстата России: от произвола родителей страдают ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый 10 из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством [15]. Наиболее часто физическим наказаниям подвергаются подростки в возрасте 1417 лет (в 68,8% семей с детьми этого возраста); применяют такие наказания и в семьях с детыми в возрасте до 7 лет (в 57,6% с детьми этого возраста). Неблагополучной является любая семья, где ребенок испытывает дискомфорт. Родители должны помнить, что их любовь к ребенку - это залог его психического здоровья, поэтому все, что укрепляет эту любовь, играет решающую роль в формировании детской личности.

Среди вышеназванных функций семьи приоритетную позицию, бесспорно, занимает функция воспитания подрастающих поколений.

Реализация функции воспитания довольно длительное время была отдана в основном государственным и общественным учебно-воспитательным учреждениям. Сегодня мы все больше говорим о возвращении этой функции в семью.

Главная проблема нам видится в том, что семья пока не готова к эффективной и полноценной реализации воспитательной функции. Развивающийся процесс нуклеаризации семьи оказывает определенное негативное воздействие на воспитание: происходит ослабление связи между поколениями, меняется осведомленность младших членов семьи о старших. Представление детей о бабушках и дедушках базируется на эпизодических посещениях старших членов семьи.

В настоящее время в России наряду с открытой безотцовщиной существует скрытая безотцовщина, которая выражается в том, что в ряде случаев отцы, живя в семье, не принимают участия в воспитании детей. 75% педагогически запущенных подростков отмечают, что наибольшую заинтересованность в их судьбе, внимание к их успехам проявляет мать, и только 10% подростков называют отца. Интересен результат следующих исследований: хотели быть похожими на отца - 87% второклассников, 53% семиклассников, 45% восьмиклассников. Разница в процентах показывает, что идеалы в результате более широкого общения и понимания окружающего мира существенно меняются у школьников [16].

Современная семья требует помощи, прежде всего педагогической. Будущие и уже состоявшиеся родители нуждаются в индивидуальном подходе к семье, специальной психолого-педагогической информированности по вопросам воспитания детей. Это выдвигает одну из важных задач педагогики - усиление воспитательной функции семьи.

Важным подходом в разрешении данных проблем являются воспитание у подрастающего поколения восприятия семьи как ценности и ценностного к ней отношения, подготовка школьников к будущей семейной жизни.

Список использованной литературы:

1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2004. - 736 с.

2. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности//Социология в СССР. М., 1965. Т. 2.

3. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей (монография), - Оренбург, 1996. - 187 с.

4. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. - 1998. - №3. - С. 3-10.

5. Выготский Л.С. Трудное детство. - Собр. соч. в 6-ти т., т. 5. - М., 1984.- с. 137-198.

6. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно- ориентированного воспитания гуманистического типа // Образование в поисках человеческих смыслов. - Ростов н/Д.: РПУ, 1995. - 216 с.

7. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся//Очерки российской психологии. М., 1994.

8. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. вчеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 576 с.

9. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.

10. Харчева В.Г. Ценностные ориентации в процессе становления и жизнедеятельности личности: Автореф. дис... докт. филос. наук. - М., 1983.- 46с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Лихачев Б.Т. Воспитание: свобода и необходимость // Педагогика.-1994. №2-с. 35-40.

12. Власюк И.В.Семья как социокультурная ценность (теория и практика взаимодействия семьи и школы).- Оренбург: «Пресса», 2006-207 с.

13. Власюк И.В. Ценности современной семьи: Учебное пособие / Оренбург: ООО «Агентство «Пресса». 2005-99 с.

14. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в антогенезе. - М., 1989-20 с.

15. О положении семей в Российской Федерации/С.В. Дармодехин, О.И. Волжина, Г.В. Сабитова и др.; под ред. С.В. Дармодехина.- М.:ГосНИИ семьи и воспитания, 2005.- 208 с.

16. Современная семья: проблемы и перспективы развития / Материалы Всероссийской научной заочной конференции. Вып. 1. Тверь: ТГТУ, 2001. - 139 с.

17. Ожегов С.Е. Словарь русского языка / С.Е. Ожегов. - М.: Сов. энцикл., 1981. - 900 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.