Научная статья на тему 'Актуальные вопросы изучения семьи как малой группы с позиций аксиологического подхода'

Актуальные вопросы изучения семьи как малой группы с позиций аксиологического подхода Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3677
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FAMILY / MARRIAGE / SMALL GROUP / AXIOLOGICAL APPROACH / VALUE ORIENTATIONS / СЕМЬЯ / БРАК / МАЛАЯ ГРУППА / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ульяновская Ю.С.

На основе социологического исследования в статье рассматривается проблематика изменения статуса семьи в современном российском обществе. Аксиологический подход выступает вспомогательным инструментом изучения семьи как малой группы в условиях мировоззренческой противоречивости современном социальной и культурной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of sociological research, the article considers the problems of changing the status of the family in modern Russian society. The axiological approach serves as an auxiliary tool for studying the family as a small group in conditions of the worldview contradiction of the modern social and cultural situation.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы изучения семьи как малой группы с позиций аксиологического подхода»

УДК 36

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ КАК МАЛОЙ ГРУППЫ С ПОЗИЦИЙ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Ю.С. Ульяновская, магистрант ФГАОУВО «Северный (Арктический) федеральный

университет» им. М.В. Ломоносова, E-mail: julia13121993@yandex.ru

Аннотация

На основе социологического исследования в статье рассматривается проблематика изменения статуса семьи в современном российском обществе. Аксиологический подход выступает вспомогательным инструментом изучения семьи как малой группы в условиях мировоззренческой противоречивости современном социальной и культурной ситуации.

Ключевые слова: семья, брак, малая группа, аксиологический подход, ценностные ориентации.

Развитие представлений о браке, семье, изменение образа семейной жизни в реалиях современной культуры обуславливают актуальность изучения семейно-брачных отношений, их ценности. Социальная трансформация способствует внедрению в традиционную культуру новых фамильных и гендерных норм поведенческих стереотипов. Многочисленные социологические исследования, несомненно, показывают, что в современном российском обществе происходит изменение статуса семьи, семья становится более автономной ячейкой общества, независимой от общества и государства. Но вместе с тем важно отметить, что в настоящее время семья для большинства россиян остается основополагающей ценностью. В контексте мировоззренческой противоречивости, которая отражает современную социальную и культурную ситуацию, трансформация ценности семьи, изучение ее с точки зрения аксиологического подхода, поиск новых ценностных ориентиров обуславливает научный интерес к данной проблеме исследования.

В связи с этим, объектом исследования выступает семья как малая социальная группа.

Предметом исследования является аксиологический подход в изучении семьи.

Цель нашего исследования заключается в изучении семьи как малой социальной группы с позиции аксиологического подхода. Поставленная цель обуславливает следующие задачи: 1) рассмотрение подходов к определению семьи как малой социальной группы; 2) изучение аксиологических подходов к исследованию семьи; 3) анализирование актуальности исследования семейных ценностей в студенческой молодежной среде.

Исследование проведено в рамках количественной парадигмы, в качестве метода исследования был выбран анкетный опрос, позволяющий охватить большее количество людей и получить наиболее полные и репрезентативные результаты.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что нами был систематизирован и обобщен опыт отечественных и зарубежных исследователей в изучении ценностей и ценностных ориентаций семьи как малой социальной группы, что найдет отражение в дальнейшем научном осмыслении данной проблемы.

Практическая значимость состоит в том, что полученные нами результаты могут быть использованы при разработке программ профилактики семейного неблагополучия, программ помощи социально-дезадаптированным семьям и семьям групп социального риска.

При рассмотрении понятия семьи учеными дано множество дефиниций, акцентирующих внимание на различных аспектах человеческой жизнедеятельности.

Отечественный социолог Антонов А.М. дал определение семьи как общности людей, основанной на единой общесемейной деятельности, связанных узами супружества-родительства-родства, направленной на осуществление воспроизводства населения,

социализацию детей, поддержание существования членов семьи и преемственность семейных поколений1.

Широко известно определение семьи, данное С. И. Голодом, согласно которому семья рассматривается как совокупность индивидов, состоящих по меньшей мере в одном из трех видов отношений: кровном родстве, порождении, свойстве2. При отсутствии одного или двух отношений семью можно характеризовать как фрагментарную семейную группу, которая прежде была семьей.

Определяя понятие семьи, Харчев А.Г. характеризовал ее как исторически сложившуюся систему взаимоотношений между родителями и детьми, между супругами, то есть членами малой группы, связанными родственными или брачными отношениями, общностью быта, моральной взаимной ответственностью и социальной необходимостью, обусловленной потребностью общества в духовном и физическом воспроизводстве

3

населения .

Нам импонирует определение семьи, данное Буровой С.Н.: «Семья - это людская общность, основанная на кровном родстве, браке, по юридическому договору, созданная с целью моральной и экономической поддержки, выполнения репродуктивной функции, обеспечения психологической и эмоциональной стабильности и для удовлетворения иных биологических и социальных потребностей4.

На основе представленных определений мы можем выделить некоторые ключевые значимые характеристики семьи: общность людей, брачное или кровное родство, взаимная ответственность и наличие определенных функций.

Согласно одной из типологий семьи, выделяются патриархальный (традиционный) тип семьи, в основе которого находятся кровнородственные отношения; детоцентристский (современный) тип семьи, основная функция которого заключается в деторождении и последующем воспитании детей, т. е. в центре такой семьи - дети; супружеский (постсовременный) тип семьи, базирующийся на супружеских отношениях как приоритетных при создании семьи и её дальнейшего существования5. Продолжая тему классификации семей, нельзя не отметить наиболее распространенные из них. В зависимости от того, как представлены в семье различные поколения, семьи можно разделить на нуклеарные, ячейку которых составляют лишь супружеская пара и дети, и расширенные, состоящие из родителей, детей, родителей супругов и других родственников. Следующая классификация затрагивает характер распределения семейных обязанностей. Можно выделить три основных типа семьи на основании лидирующей позиции супругов.

1 Патриархальная, или традиционная, семья, предполагающая совместное проживание трех и более поколений, в данном случае главенствующая роль принадлежит старшему мужчине. Семьи такого типа характеризуются четким разграничением женских и мужских обязанностей, мужчина занимает позицию лидера при решении всех семейных вопросов, в таких семьях женщина обычно целиком и полностью зависит от мужчины как в физическом, так и в экономическом смыслах. Мужчина занимает позицию кормильца, женщине отводится роль хранительницы семейного очага.

2 Нетрадиционная семья, представляющая собой такой тип организации семьи, в котором происходит сохранение главенствующей позиции мужчины, мужские и женские домашние обязанности также разграничены, однако и женщина, и мужчина обладают равными экономическими правами.

3 Эгалитарная семья, характеризующаяся равным распределением домашних обязанностей между супругами, муж и жена обычно совместно принимают решения в важнейших вопросах их жизнедеятельности. Изменение роли женщины в современном мире, возрастание уровня ее участия в профессиональной деятельности приводит к тому, что в последнее время широко распространены эгалитарный и нетрадиционный тип семей.

Разные исследователи имеют собственные, отличающиеся друг от друга, представления о функционале семьи. Шабельников В.К. рассматривал семью с точки зрения системно-функционального подхода и отмечал, что семья является системой, локализующей

в себе важнейшие общественные функции, которые необходимы для формирования и развития человека6.

К основным функциям, согласно классификации Гребенникова И.В., относятся: репродуктивная - продолжение человеческого рода, воспроизводство жизни; экономическая - ведение хозяйства, наличие семейного бюджета, организация потребительской деятельности; воспитательная - формирование и развитие детей, влияние детей на родителей, систематические воспитательные воздействия семейного коллектива на каждого члена семьи; коммуникативная - организация общения внутри семьи, досуга и отдыха, обеспечение связи членов семьи с литературой, искусством, средствами массовой информации7.

Кроме того, ряд исследователей выделяет и другие функции, направленные на удовлетворение базисных потребностей людей. Отметим лишь некоторые из них: регулирование сексуальных отношений, воспроизводство населения, социализация подрастающих поколений, обеспечение забота и защиты о членах своей семьи, социальное самоопределение личности, обеспечение материально- бытовой поддержки.

Рассмотрев подходы к определению феномена семьи как малой группы, мы определили основные параметры, характеризующую семью именно как малую социальную группу, это: кровное родство, взаимная ответственность, наличие определенного функционала.

По мнению Власюк И.В., аксиология направлена не только на увеличение количества знаний о семье, но и выступает в качестве конструкта, составляющего теоретико-методологическую базу изучения семьи8. Необходимо подчеркнуть, что в отношении места ценности семьи в ценностной системе среди исследователей имеются некоторые разногласия. Часть исследований, посвященных семье и ее ценностным приоритетам, показывают большую ценность семьи в ценностной системе молодых россиян. Однако некоторые специалисты крайне откровенны в своих негативных оценках ценностей молодежи в сфере семьи и брака, отмечая в целом разрушение семейных ценностей в современной России. К примеру, представители парадигмы модернизации Мацковский М.С., Голод С.И. рассматривают трансформацию современной семьи, ее ценностей в контексте демократизации и эгалитаризации отношений института семьи и брака. Кризисная парадигма центрировала проблему семейных ценностей в сфере семейно-брачных отношений. Антонов А.И., Борисов В.А. считают, что семье необходима радикальная переориентация семейных ценностей - современная семья претерпевает ценностный кризис по причине того, что в традиционной системе ценностей семьи помимо основных ценностей семьи присутствуют и

9

индивидуалистические ценности .

Семья является аккумулятором ценностей, приобретенных предшествующими культурами, поколениями и цивилизациями. Магомедов А.А. определяет ценности как продукт жизнедеятельности семьи, общества и человечества в целом. Ценности аккумулируют в себе поступки человека; представления морального сознания, моральные принципы, нормы, идеалы, дихотомию добра, зла, счастья, справедливости. Ценности разделяются на общечеловеческие, «вечные» и конкретно-исторические10.

Встает вопрос о классификации семейных ценностей. Акутина С.П. рассматривает ценности семьи, исходя из духовно-нравственного контекста, присущего национальной культуре: природно-географические условия воспитания нравственно-духовных ценностей в семье; кровная и культурно-национальная самоценность семьи; общественно-государственные основы русской семьи и семейного воспитания; абсолютные (высшие) духовно-нравственные ценности семьи. Представленные группы семейных ценностей подразделяются на видовые и родовые ценности11. Федулова А.Б., Рыбак Е.В. классифицируют семейные ценности на основании объектов, которые составляют предмет оценки. Первая классификация ценностей раскрывает внутрисемейные связи и выделяет ценности, присущие триединству родства-супружества-свойства. Следующая типология исходит из функций, которые выполняются семьей как социальным институтом. Анализируя

каждую функцию семьи, можно выделить основополагающую ценность, определяющую ее: в функции социализации - ценность участия обоих родителей и старших поколений в воспитании детей; в репродуктивной функции - ценность детей; в экзистенциальной функции - ценность внутрисемейных коммуникаций; ценность семейного микроклимата, ценность благополучия, здоровья и поддержания долголетия членов семьи; в экономической функции - ценность семейного потребления и бизнеса12.

Савинов Л.В. анализирует социокультурные, общественные, этологические ценности; характеризует функции семьи, ценность детей и репродуктивные установки супругов. Им выделена семья как социальный институт, предоставляющий возможности для реализации ценностей в рамках супружества, родительства, родства и общечеловеческих ценностей в целом. Автор рассматривает ценностные ориентации семьи в различных брачно-семейных сферах, выделяя: сферу добрачного поведения и выбора брачного партнера, родства, брачно-семейных отношений, брачно-семейных ролей, не делая разделения семейных ценностей и ценностных ориентаций, представляя ценности как составляющие института семьи и брака13. Завгородний Д.А. говорит о том, что семейные ориентации, являясь конкретизацией семейных ценностей, содержат в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий элементы, изучение которых позволяет более глубоко проникнуть в мир семейных

14

ценностей14. С точки зрения семейных ценностей и ценностных ориентиров автор выделяет следующие семьи: 1) семьи, которые отдают приоритет собственным ценностям; 2) семьи, в которых ценность семьи малозначима по сравнению с личными ценностными ориентациями супругов; 3) семьи с различным набором ценностных ориентаций, выражающимся в том, что один из супругов отдает предпочтение индивидуальным ценностям, а другой - семейным; 4) семьи, сохраняющие паритет индивидуальных и семейных ценностей; 5) семьи, в которых в определенные периоды жизнедеятельности сменяются ценностные ориентации на семью с личных индивидуальных ценностей и наоборот15.

Для того чтобы изучить поставленную проблему, в феврале 2017 г. было организовано и проведено социологическое исследование, в котором приняли участие студенты Северного (Арктического) Федерального университета имени М.В. Ломоносова. Цель заключалась в определении актуальности исследования семейных ценностей в студенческой молодежной среде. В качестве задач исследования были поставлены следующие: 1) оценить отношение молодежи к незарегистрированному браку (сожительству), 2) определить готовность и мотивы студенческой молодежи к созданию семьи, 3) выявить приоритетные общезначимые и семейные ценности молодых людей, 4) проанализировать причины актуальности проблемы изучения семейных ценностей в молодежной студенческой среде.

В исследовании участвовали 104 человека (76% девушки, 24% юноши в возрасте от 18 до 25 лет), обучающиеся на 1-4 курсах, из них 58,7% респондентов родились и воспитывались в полной семье, 41,3% - в неполной семье. На момент проведения опроса 7,7 % респондентов состоят в официально зарегистрированном браке.

Опрошенным студентам было предложено выбрать смысловые трактовки, наиболее полно отражающие их понимание семьи. Результаты показали, что для большинства «семья - это теплота, понимание, взаимная психологическая поддержка» - 76,9%, «семья - это место, где человек может быть самим собой» - 50%, «семья - это дети, их воспитание» -25%. Удивительно, что с утверждениями «семья - это потеря своей свободы и индивидуальности», «семья - это тормоз для личных успехов и карьеры» согласны 6,7% и 3,8% соответственно.

Необходимо отметить, в рамках решения первой задачи было определено, что большинство опрошенных, а именно 74%, нейтрально относятся к незарегистрированному браку. Но также стоит подчеркнуть, что для 13,5% респондентов данная форма существования семейных отношений неприемлема.

Как Вы относитесь к незарегистрированному браку (сожительству)?

Ф нейтрально

Рис. 1. Отношение к незарегистрированному браку

Следующая задача состояла в том, чтобы определить готовность студенческой молодежи к вступлению в брак и семейной жизни.

Что касается готовности студенческой молодежи к вступлению в брак, здесь большее число респондентов (47,1%) готовы вступить в официально зарегистрированные отношения, 7,7% опрошенных уже состоят в зарегистрированном браке. Это говорит о том, что именно узаконенные в органах ЗАГС отношения являются приоритетными для большинства представителей студенческой молодежи, что в свою очередь может свидетельствовать об увеличении значимости брака и семьи для граждан._

Собираетесь пи Вы вступать в официальный брак?

Ф я уже состою в

зарегистрировав. Ф скорее да скорее нет • Да Ф нет

Рис. 2. Готовность к вступлению в официальный брак

Кроме того, результаты показали, что большая часть опрошенных студентов, а именно 37,5%, скорее готовы к семейной жизни, 32,7% - скорее не готовы к созданию семьи. Неготовность молодежи к вступлению в брак, на наш взгляд, можно объяснить тем, что для студентов приоритетами являются получение образования, профессиональная и творческая самореализация._

Как Вы считаете, готовы ли Вы к семейкой жизни?

Ф гогов(а) Ф скорее не готов(а) Ф не готов(а) Ф скорее готов(а)

Рис. 3. Готовность к семейной жизни Кроме того, респондентам был задан вопрос: «Какая форма организации семейной жизни наиболее приемлема для Вас?» Полученные результаты говорят о том, что для преобладающего большинства опрошенных (76,9%) наиболее благоприятной формой является эгалитарная семья, при которой мужчина и женщина имеют равные права и обязанности, все решения в такой семье принимаются сообща.

Рис.4. Наиболее приемлемая форма организации семейной жизни

С целью выявления мотивов молодежи к вступлению в брак студентам из числа предложенных вариантов предлагалось выбрать не более 3 ответов, которые наиболее полно отражают их позицию. Итак, по результатам стоит отметить следующие наиболее популярные показатели: желание создать свою семью - 83,7%, любовь, романтические отношения - 72,1%, материальный и социальный статус партнера - 21,2%. Такие мотивы, как беременность, стремление к независимости от родителей были выявлены у 18,3% и 13,5% соответственно.

В качестве условий, необходимых для появления детей в семье, были выбраны следующие. В первую очередь, наличие собственного комфортного жилья и экономическая состоятельность супругов - по 72,1%, наличие стабильной, достойно оплачиваемой работы -58,7%, отсутствие проблем со здоровьем - 44,2%. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что большая часть опрошенных стремится к созданию сознательных отношений, основанных на романтических чувствах, при этом желание иметь детей возможно лишь при наличии благоприятных материальных условий, гарантирующих стабильность молодой семье.

Кроме того, стоит отметить, что при соблюдении указанных условий, подавляющее большинство респондентов (53,8%) хотят иметь двух детей, 16,3% и 6,7% опрошенных хотят многодетную семью из трех и более детей, 14,4% хотят одного ребенка.

8,7%, как мы видим, являются представителями так называемого движения «чайлдфри» (жизнь без детей). Полученные нами данные также можно подтвердить другими исследованиями, проведенными в Архангельской области. В качестве примера можно привести данные, полученные Шубиной Т.Ф. и Михайловым С.В.: 53% семей ориентированы на рождение двоих детей, 23,3% - на одного ребенка и 21% мечтают о многодетной семье из трех и более детей16. Среди факторов, препятствующих воплощению мечты о желаемом количестве детей, ими особо отмечены следующие: материальные затруднения - 51%, жилищные трудности - 30%, недостаточная забота государства в отношении семьи и детей - 18,7% и обеспокоенность будущим своих детей - 13%. Об установке на малодетность (не более 1-2 детей) также свидетельствуют данные, представленные Карташовой Т.Е17._

Сколько детей Вам хотелось бы иметь при наличии всех необходимых условий для их рождения и воспитания?

Ф одного • двух Ф трех

ф четырех и более Ф я не хочу иметь детей

Рис. 5. Желаемое количество детей В качестве следующей задачи было выделено выявление приоритетных общезначимых и семейных ценностей в сознании студенческой молодежи. Студентам из числа предложенных вариантов предлагалось выбрать не более 5 ответов, наиболее

отражающих их точку зрения. Результаты показали, что приоритетными для молодежи являются такие общезначимые ценности, как здоровье - 81,7%, любовь - 77,9%, семья -76,9%, материальный достаток - 61,5%, работа - 51%, дети - 45,2%, образование - 43,3%.

Среди семейных ценностей были выделены следующие: забота друг о друге, взаимоуважение и поддержка - 82,7%, эмоционально-психологический комфорт - 75%, доверие, сходство во взглядах, взаимопонимание - 72,1%, любовь - 69,2%. Примечательно, что такая важная ценность как преемственность поколений значима лишь для 15,4% опрошенных.

Прочную семью, по мнению респондентов, характеризуют следующие составляющие: способность принять взгляды другого, не совпадающие со своими собственными - 85,6%, наличие общих взглядов и интересов - 61,5%, умение поддерживать в семье дух оптимизма при любых жизненных обстоятельствах - 60,6%, сексуальная удовлетворенность - 58,7%, умение прощать - 57,6%. Данные, полученные в исследовании Старициной К.И., Федуловой А.Б., также свидетельствуют, что, по мнению молодежи, прочная семья основана на взаимопонимании и способности ставить интересы семьи выше, чем свои собственные18.

Пожалуй, самой значимой в рамках исследования задачей является анализ причин актуальности проблемы изучения семейных ценностей в молодежной студенческой среде. Были получены следующие результаты: для большинства опрошенных проблема изучения семейных ценностей является актуальной - 43,3% и крайне актуальной - 39,4%._

По Вашему мнению, в настоящее время актуальна проблема изучения семейных ценностей? (0 - не актуальна, 3-крайне актуальна)

Рис. 6. Актуальность проблемы изучения семейных ценностей Актуальность данной проблемы респонденты связывают со следующими причинами: трансформация семейно-брачной сферы - 48,1%, увеличение количества дезадаптированных семей - 39,4%, ориентация общества на индивидуальные ценности - 38,5%, популяризация движения «чайлдфри» - 29,8%.

Итак, проведенное нами исследование показало, что для большинства представителей молодежи любовь, брак и семья являются основополагающими ценностями. Об этом также свидетельствуют результаты комплексного исследования Шубат О.М. и Багировой А.П, проведенные в период с 1995 г. по 2012 г.19 Для значительной части опрошенных студентов приоритетом является официально зарегистрированный брак. В качестве основных мотивов к вступлению в брак относятся любовь и желание создать свою собственную семью, при этом основным условием рождения детей является экономическая и материальная состоятельность супругов, что говорит о сознательном отношении граждан к созданию новой ячейки общества и воспитанию детей. Прочность такой семьи обуславливают способность принять взгляды другого, не совпадающие со своими собственными, наличие

общих взглядов и интересов, умение поддерживать в семье дух оптимизма при любых жизненных обстоятельствах, сексуальная удовлетворенность, умение прощать.

Несомненно, что изучение проблемы семейных ценностей крайне актуально и обусловлено трансформацией семейно-брачной сферы, увеличением числа дезадаптированных семей, семей группы риска, неблагополучных семей, что лишь усиливает аксиологическую составляющую при более детальном изучении названных категорий семей. На наш взгляд, изучение семьи с точки зрения именно аксиологического подхода позволит выявить и использовать ресурсный потенциал семей, тем самым способствуя обеспечению социальной безопасности и предотвращению или нивелированию трудностей, с которыми приходится сталкиваться такой малой социальной группе, как семья.

Таким образом, в эмпирической части исследования на основании анкетного опроса были сделаны следующие выводы:

- основными общезначимыми ценностями для молодежи выступают любовь, семья, материальный достаток, дети, работа и образование; среди семейных ценностей отмечены: взаимоуважение и поддержка, эмоционально-психологический комфорт, доверие, сходство во взглядах, взаимопонимание, любовь;

- понятие «семья» в сознании граждан, в первую очередь, ассоциируется с теплотой, заботой, взаимопониманием и поддержкой;

- современная студенческая молодежь нейтрально относится к незарегистрированному в органах ЗАГСа браку, но вместе с тем большая часть опрошенных заявляют о том, что готовы оформить официально зарегистрированные отношения, что говорит об увеличении значимости семьи и брака для молодых людей;

- основными мотивами вступления в брак выступают любовь, желание создать свою семью, социальный и материальный статус партнера;

- отмечена установка молодежи на малодетность (1-2 ребенка), при этом основными факторами, обуславливающими рождение детей, являются наличие собственного комфортного жилья и экономическая состоятельность супругов, наличие стабильной, достойно оплачиваемой работы, отсутствие проблем со здоровьем;

- наиболее приемлемой формой организации семейной жизни выступает эгалитарная семья, в которой мужчина и женщина имеют равные права друг перед другом, обязанности распределяются равномерно, решение бытовых проблем характеризуется «ролевой симметрией», т. е. взаимозаменяемостью супругов; в такой семье происходит совместное обсуждение вопросов и проблем; отношения между супругами эмоционально насыщены;

- для молодежи является актуальной проблема исследования семейных ценностей, что, в первую очередь, связывается с трансформацией семейно-брачных отношений и увеличением количества дезадаптированных семей.

Неоспоримо, что семья является главной ячейкой общества и все изменения, происходящие в социуме, определенным образом отражаются на состоянии современной семьи, способствуют трансформации ее ценностей и ценностных ориентаций. Мы замечаем, что приоритет традиционных для семей ценностей (патриархатность, многодетность) теряет свою значимость и актуальность в современном мире. Сейчас на смену им приходят другие ценности: эгалитаризм в супружеских отношениях, ориентированность на индивидуальный успех, равные возможности самореализации для мужчин и женщин, ориентация на малодетность. Но, несмотря на это, семья остается главной ценностью россиян. Несомненно, что переориентация ценностей семьи повлекла за собой значимые социальные последствия. Исходя из этого, изучение семьи с позиции аксиологического подхода позволит нивелировать рисковые ситуации, возникающие в семье, тем самым обеспечивая ей стабильность и социальную безопасность

Примечания

1 Антонов, А.И. Предмет социологии семьи // Социология семьи. - М.: ИНФА-М, 2007. Гл. 1. 640 с.

2 Григорьева, С.И. Семья как социальный институт формирования личности//Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - 2012. -№4. - С.59-63

3 Белобородова, Г.А., Медведева Е.Ю. Социология семьи // Апробация. - 2016. - №11 (50). - С. 95-97

4 Бурова, С.Н. Социология семьи: пособие для студентов факультета философии и социальных наук - Минск: БГУ, 2011. 208 с.

5 Завгородний, Д.А. Семейные ценности и ценностные ориентации российской молодежи в условиях демографического кризиса: факторы влияния и тенденции развития: дис. соискан. учен. степ. док. соц. наук. -Краснодар, 2014. - 157 с.

6 Шабельников, В.К. Функциональная психология. - М., 2004. 592 с.

7Переверзева, О.В. Семья как социальный институт//Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2011. - №4. - С. 106-108.

8 Власюк, И.В Аксиологические основания исследования семьи как социокультурной ценности. [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/download/13667733.pdf (дата обращения: 03.02.2017)

9 Федулова, А.Б., Рыбак, Е.В. Семейные ценности и социальное образо- вание молодых родителей в современном обществе // Электронный научный журнал «Арктика и Север». - 2013. - № 11.

10 Абаюкова, А. Б. Ценности семьи: социально-философский аспект // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2012.

11 Акутина, С.П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. СПб. - 2009. - № 94. - С. 9-15.

12 Федулова, А.Б., Рыбак, Е.В. Семейные ценности и социальное образование молодых родителей в современном обществе // Электронный научный журнал «Арктика и Север». - 2013. - № 11.

13 Савинов, Л.И. Семьеведение. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. 196 с.

14 Завгородний, Д.А. Семейные ценности и ценностные ориентации российской молодежи в условиях демографического кризиса: факторы влияния и тенденции развития: дис. соискан. учен. степ. док. соц. наук. -Краснодар, 2014. - 157 с.

15 Федулова, А.Б. Исследование ценностей и ценностных ориентаций молодой семьи в современном обществе [Электронный ресурс] - URL: ht:tp://elibrary.ru/item.asp?id=21402470Jдата обращения: 01.02.2017)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Шубина, Т.Ф. Михайлов С.В. Молодежь Архангельской области - семья как приоритетная ценность (по материалам исследования) //Вестник Поморского университета. - 2011. - № 3.

17 Карташова, Т.Е. Особенности брачно-семейных установок современной молодежи // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2011. - №129 [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobenmsü-brachno-semeynyh-ustanovoksovremennoy-molodezhi (дата обращения 28.02.2017).

18 Старицина, К.И., Федулова, А.Б. Семейные ценности студенческой молодежи//Исследование современных проблем общества в контексте социальной работы. - М.: Издательство «Перо», 2016. С. 128-133

19 Багирова, А.П., Шубат, О.М. Развитие родительских компетенций молодёжи как направление социально-экономической политики муниципальных образований Свердловской области. [Электронный ресурс]. - URL: http://municipal.uapa.ru (дата обращения 03.05.2016).

ACTUAL ISSUES OF STUDYING THE FAMILY AS A SMALL GROUP FROM THE POSITIONS OF THE AXIOLOGICAL APPROACH

Yu.S. Ulyanovskaya, graduate student of the Federal State Unitary Enterprise "North (Arctic) Federal University"M.V. LomonosovMoscow State University, E-mail: julia13121993@yandex.ru

Abstract

On the basis of sociological research, the article considers the problems of changing the status of the family in modern Russian society. The axiological approach serves as an auxiliary tool for studying the family as a small group in conditions of the worldview contradiction of the modern social and cultural situation.

Keywords: family, marriage, small group, axiological approach, value orientations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.