Научная статья на тему 'Потребность в создании полноценной семьи как социально-культурная ценность'

Потребность в создании полноценной семьи как социально-культурная ценность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2141
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ЦЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / РОДСТВЕННИКИ / ОТНОШЕНИЯ / ПОЛНОЦЕННАЯ СЕМЬЯ / КРИЗИС СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ / БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мустафаева Диана Шарафудиновна

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEED TO ESTABLISH A FULL-FLEDGED FAMILY AS A SOCIO-CULTURAL VALUE

The role of the family in society is incomparable in its power to any other social institutions, as it was in the family is formed and develops a person's personality, there is a mastery of their social roles necessary for painless adaptation of the child in society. The family appears as the first educational institution, communication with which man feels throughout his life.

Текст научной работы на тему «Потребность в создании полноценной семьи как социально-культурная ценность»

УДК 371

Д.ш Мустафаева ПОТРЕБНОСТЬ В СОЗДАНИИ ПОЛНОЦЕННОЙ

СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ

Аннотация. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Ключевые слова: семья, ценность, личность, родственники, отношения, полноценная семья, кризис семейных отношений, брачно-семейные отношения.

Diana MusMaeva NEED TO ESTABLISH A FULL-FLEDGED FAMILY

AS A SOCIO-CULTURAL VALUE

Annotation. The role of the family in society is incomparable in its power to any other social institutions, as it was in the family is formed and develops a person's personality, there is a mastery of their social roles necessary for painless adaptation of the child in society. The family appears as the first educational institution, communication with which man feels throughout his life. Keywords: family, values, personality, family, relationships, full family, the crisis of family relations, marriage and family relations.

Современное общество выдвигает на первый план ориентацию на человека как ценности, что актуализирует проблему комплексного изучения человека как субъекта интегративных отношений, в первую очередь, с позиций духовно-нравственного становления личности, ее самореализации и творческого развития. При этом главной целевой установкой образования в современной социально-педагогической ситуации выступает создание условий для самоактуализации и саморазвития личности. Следует отметить, что в современном переходном состоянии общества в условиях утраты многих культурно-нравственных традиций, этноисторических ценностей важное значение приобретает изучение отношения человека к семье, главным смыслообразующим компонентом которого выступает основанное на брачных отношениях состояние полноценной семьи. При этом осознание человеком семьи как социокультурной ценности тесно связано с формированием у него, в первую очередь, потребности в воспроизводстве потомства и т.д.

Следует отметить, что потребность в самовыражении является не только природным образованием, отражающим объективные нужды организма в естественном функционировании, логическим следствием которого является продолжение рода, но в ней заложена и объективная нужда личности как продукта социума. «При образовании потребностей, так и при их проявлении захватывается деятельность всего организма, и в частности, как филогенетически (родовое развитие живого существа), так и онтогенетически (индивидуальное развитие живого существа) сложившиеся системы внутриор-ганических связей и связей организма с внешней средой» [6, с.10]. Надо полагать, что потребность в семье соотносима и к сфере субъективного плана и саморазвития, поскольку ее формирование в юношеском возрасте не может обойти такие характерные психические явления как самовыражение, самоутверждение.

Социальная сущность семьи и потребности в потомстве как социокультурная ценность будет раскрыта через призму понятий:

- признаки семьи как социокультурной ценности и основного фактора социализации личности;

осознание личностью единства социальных и индивидуальных прокреационных потребностей;

© Мустафаева Д.Ш., 2015

- убежденность личности в неполноценности семьи без ребенка;

- сформированность потребности в полноценной семье.

Основание семьи как социокультурной ценности тесно связано с формированием у молодого поколения ответственного отношения к ней как к основному фактору социализации личности, поскольку семья рассматривается как реальное воплощение воспитательного воздействия на формирующуюся личность ребенка. При этом анализ показывает, что современная семья формируется под воздействием ряда специфических обстоятельств, к которым относятся: место проживания, социальная и этническая принадлежность, материальное положение, уровень образования, культура, традиции и ценностные ориентации субъектов семьи.

В философском словаре «семья» определяется как «вид социальной общности, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [цит. по 10]. В словаре русского языка С.И. Ожегова семья определяется как группа, живущих вместе родственников (муж, жена, родители с детьми).

В социологической литературе популярно определение семьи как «основанной на единой общесемейной деятельности общности людей, связанных узами супружества - родительства - родства» [1; 4]. Среди дефиниций, наиболее полно отражающих социокультурную сущность семьи, ведущее место занимает определение, данное А.Г. Харчевым, который определяет семью как «исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [11]. Семья как фактор социализации, институт воспитания в русле рассматриваемой проблемы представляется как концентрация триединого отношения: супружество - родительство - родство, основу единства которого составляет родительство, ибо без него приведенная общность людей теряет свои главные функции: не осуществляет воспроизводство рода, не обеспечивает преемственность семейных поколений, обедняется социализирующая роль и т.д. Анализируя с этих позиций современное состояние семьи, названные недостатки исследователи относят к числу основных признаков кризиса, наряду с ослаблением семейных отношений, союза родственников (нуклеаризации), союза родителей и детей (процесс коньюгализации и девальвации семей, детей, родительства), союза супругов (процесс индивидуализации и автономизации Я), исчезновением семейного производства (замены семье-центризма эгоцентризмом) [7; 8].

Следует отметить, что воспитательный потенциал семьи образуют биологический, психологический, экономический и социальный факторы, каждый из которых оказывает позитивное или негативное влияние на социализацию личности, вследствие чего семья как институт социализации претерпевает и продолжает претерпевать существенные изменения. При этом в каждой отдельно взятой дагестанской семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий, а культивирование в каждой семье ценностного отношения к каждому члену и его индивидуальным проявлениям, соблюдению прав и свобод, обеспечение условий для творческой самореализации и личной ответственности за все происходящее в семье превратили ее в личностно-развивающее пространство [4; 5].

Являясь важнейшей средой формирования личности и мощным институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни, семья претерпевает изменения под воздействием общественных отношений, урбанизации и научно-технического прогресса, что привело к определенному сужению ее роли в семейной педаго-

гике. Если раньше молодая семья могла основываться на прошлом опыте родственников и соседей, то сейчас семейные ориентации стали в значительной степени определяться социальной средой и целенаправленным образованием, что привело к сужению воспитательных функций, но не к утрате социализирующей роли семьи в формировании личности. С этих позиций семья как фактор социализации личности выполняет задачи, связанные с:

общением школьников во все расширяющейся сфере родственных, соседских, учебных, трудовых, досуговых контактов и отношений;

взаимоотношениями полов в будущей семейной жизни;

формированием отношения к учебной и трудовой деятельности, ответственности перед обществом, взаимопомощи и т.д.;

определением отношения к мировоззренческим, идеологическим, нравственным, правовым и другим ценностям общества;

формированием характера, социального содержания, уровня самооценки и самокритичности;

осуществлением руководства в выполнении общегражданских, учебных и трудовых обязанностей, обеспечением контроля за членами общества, не овладевшими еще в полной мере навыками принятия самостоятельных решений.

Следовательно, социализирующее воздействие семьи имеет свои особенности, поскольку семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность, с чем не может сравниться ни один другой институт социального воспитания. Следует отметить, что влияние семьи на детей в различные периоды неодинаково, поскольку естественная жизнь в семье учит дошкольника, а затем школьника очень многому. Кроме того, по мере физического и интеллектуального развития ребенка в динамике воспитательных воздействий семьи происходят качественные изменения в сторону обогащения содержательной основы и педагогических технологий, поскольку семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любой другой компонент воспитания, семья зиждется на родительской любви и ответном чувстве к ним; объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами и вероисповедальной принадлежностью, что позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Важной и характерной особенностью воспитательного влияния семьи на детей выступает устойчивость, представляющая стабильное в рамках педагогических требований организованное отношение родителей к детям, способствующее сохранению здорового воспитательного климата, положительно отражаемая на учебной и внеучебной деятельности последних.

Являясь микромоделью общества, семья становится важнейшим фактором выработки системы социальных установок, которая сильное воздействие оказывает на развитие духовной культуры и нравственности, на социальную направленность личности, мотивы поведения и формирования жизненных планов детей [2]. Важной особенностью выступает диапазон воздействия семьи на воспитание, которое также широко, как и общественное воздействие, поскольку общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, а познание других людей начинается с семьи и т.д. Приведенный перечень особенностей можно было бы продолжить, поскольку непосредственное отношение к семье как фактору социализации имеют перечисленные нами признаки, поскольку потребность в семье тесно связана с прокреационной и репродуктивной потребностями.

В демографической литературе прокреационная потребность рассматривается как потребность в определенном уровне рождаемости, в определенном числе рождений, а репродуктивная связана с необходимостью непрерывного возобновления поколения, замены уходящих членов общества или семьи новыми. Следует отметить, что эти потребности тесно связаны друг с другом, но не тожде-

ственны, поскольку прокреационная является производной от репродуктивной, в то же время сохраняя относительную независимую динамику. Наблюдаются случаи, когда репродуктивная потребность сохраняет свою неизменность, в то время как прокреационная в результате снижения смертности непрерывно сокращается. Другими словами, «один и тот же размер семьи, при разной смертности требует и разной рождаемости» [3, с. 11]. Потребность представляет собой проявление наследственности и воспитанности, поскольку человек хочет есть (врожденная потребность), но как он это делает, уже зависит от его воспитанности. Кроме того, человеку нужны впечатления, но что и как он читает - является показателем его образованности, а удовлетворение любой потребности невозможно в одиночку, без связи с другими людьми, особенно потребностей в общении и деятельности» [9].

Следует отметить, что любое общество порождает потребности, не сводимые к потребностям индивида, существующих автономно, но являющихся следствием постоянного взаимодействия в масштабах всего социума. При этом невыполнение общественных потребностей приводит к невозможности существования самого общества, а благополучие его граждан становится призрачным. С этих позиций, потребность в создании семьи, пожалуй, относится к числу тех специфических потребностей, где совпадение целей общества и его граждан не вызывает сомнения, а внутреннее единство не говорит о полной гармонии общественного и индивидуального, поскольку вычленяется немало противоречий.

Следовательно, существование общества обусловлено наличием множества взаимосвязанных потребностей, подобно таким как непрерывное продолжение рода и экономическое воспроизводство, поскольку оно заинтересовано в своевременном удовлетворении своих потребностей. В то же время каждый индивид, имея разнообразные потребности, также стремится к их удовлетворению, субъективная иерархизация которых может привести к тому, что он отдает предпочтение удовлетворению одних в ущерб другим, нарушает сбалансированное удовлетворение общественных потребностей, что приводит к хаосу и дезорганизации социальной системы [3].

В целом, вышеизложенное подтверждает мысль о том, что потребность в создании полноценной семьи имеет не только индивидуальную, но и социокультурную сущность, ибо, являясь неотъемлемой функцией личности, обусловливает само существование человеческого общества. Кроме того, потребность в полноценной семье явление изменчивое, поскольку ее мотивационная сфера находится в непосредственной зависимости от социокультурных установок того или иного народа этнической группы и т.д.

Библиографический список

1. Антонов, А. И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. - М. : Изд-во МГУ, 1966. - 304 с.

2. Бестужев-Лада, И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социологических проблемах молодежи / И. В. Бестужев-Лада. - М. : Политиздат, 1984. - 208 с.

3. Вишневский, А. Г. О мотивационной основе рождаемости // Демографическое развитие семьи : сб. статей / А. Г. Вишневский. - М. : Статистика, 1978.

4. Гурко, П. А. Трансформация института современной семьи / П. А. Гурко // Социс. - 1995. - № 10. -С. 95-98.

5. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. - М. : Наука, 1977. - 334 с.

6. Ковалев, А. Т. Психология личности / А.Т. Ковалев. - М. : Просвещение, 1970.

7. Коссаковский, А. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / А. Коссаковский. - М. : Педагогика, 1981. - 224 с.

8. Костяшкин, Э. Г. Педагогические аспекты полового воспитания / Э. Г. Костяшкин // Советская педагогика. - 1964. - № 7.

9. Крач, Г. Психология развития / Г. Крач. - СПб., 2000. - 988 с.

10. Флоренская, Т. А. Любовь как основа брака / Т. А. Флоренская // Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни / Под ред. И. В. Дубровиной. - М. : АПН, 1980. - С. 54-68.

11. Харчев, А. Г. Современная семья и ее проблемы / А. Г. Харчев, М. С. Мацковский. - М. : Просвещение, 1978. -210 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.