УДК [316.35+316.334+316.811+1:316](045)
ОЕМЕИНЫЕ ЦЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
FAMILY VALUES AND SOCIAL EDUCATION OF YOUNG PARENTS IN THE MODERN SOCIETY
© Федулова Анна Борисовна, кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы и социальной безопасности института комплексной безопасности САФУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
© Fedulova Anna Borisovna, Ph. D. in Philosophy, assistant professor of the social work and social security Institute of Comprehensive Security of NArFU named after M. V. Lomonosov. E-mail: [email protected]
© Рыбак Евгения Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и социальной безопасности института комплексной безопасности САФУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
© Rybak Evgeniya Vladimirovna, Ph. D. in Pedagogy, assistant professor of the social work and social security Institute of Comprehensive security of NArFU named after M. V. Lomonosov. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье ставится вопрос о трансформации семейных ценностей в обществе риска. Рассмотрены подходы к пониманию семейных ценностей. Сделан акцент на сфере родительства как наиболее перспективной сфере семьи и общества. Сформулировано положение о необходимости социального образования семьи как механизма ценностной внутренней переориентации современного общества Ключевые слова: семейные ценности, молодая семья, родительство, социальное образование и социальное развитие, аксикреация
Abstract. The article raises the question of the transformation of family values in the society at risk. The approaches to the understanding of family values. Focused on the field of parenting as the most promising area of family and society. Formulated the need for the social education of the family as a mechanism for the internal reorientation of values of the modern society
Keywords: family values, a young family, parenting, social, education and social development, aksicreation
Исследования социального положения современной российской семьи свидетельствуют о состоянии затяжного кризиса (А. И. Антонов, В. И. Добреньков, Т. С. Зубкова, Л. В. Карцева, Н. В. Тимошина и др.). Это в полной мере характерно и для современной молодой семьи, испытывающей существенные трудности, вызванные, прежде всего спецификой со-
циального функционирования и нестабильностью современного общества, определенного исследователями как общество риска (Э. Гидденс, У. Бек, Дж. Ритцер, Н. Луман). Данные авторитетных комплексных междисциплинарных исследований состояния и тенденций развития российской молодежи в целом указывают на негативное изменение качества молодого поколения, углубление разрыва поколений, говорят о нахождении страны в стадии демографического кризиса [14]. Поднимается вопрос об утрате семейных ценностей в молодежной среде, социальных деформациях и угрозах для молодой семьи (Ю. А. Зубок, В. И. Чу-пров, Е. А. Бокша, Е. М. Черняк и др.).
П " V
В целом, вопросы исследования семейных ценностей получили свое отражение в психологии (Л. С. Выготский, Н. Д. Добрынин, В. В. Ильин, И. С. Кон, К. К. Платонов, Д. Н. Узнадзе и др.) и педагогике (С. П. Акутина, В. И. Переведенцев, В. А. Титаренко и др.). Значительный вклад в изучение семейных ценностей внесли социологи (А. И. Антонов, С. И. Голод, В. М. Медков, Л. И. Савинов, В. А Сысенко).
Научный анализ феномена семьи, семейных ценностей получил свое развитие в нескольких исследовательских парадигмах. С точки зрения рассмотрения изменений в сфере
V /- V /- и и и
семейно-брачных отношений проблема семейных ценностей является центральной для кризисной парадигмы (А. И. Антонов, В. А. Борисов и др.). В ней состояние семьи как социального института и стабильность общества в целом объясняется положением семейных и внесе-мейных (индивидуалистических) ценностей в общей системе ценностей. Представители кризисной парадигмы среди главных ценностей брака и семьи называют готовность супругов к исполнению семейных ролей в основных сферах жизнедеятельности. Анализ ситуации, связанной с функционированием семей в России, приводит исследователей к выводу, что семья терпит ценностный кризис и ей нужна радикальная переориентация систем ценностей. С точки зрения парадигмы модернизации (А. Г. Вишневский, С. И. Голод, М. С. Мацковский и др.), трансформации в сфере семейно-брачных отношений рассматриваются как эволюционные изменения семьи и семейных ценностей, направленные на эгалитаризацию и демократизацию отношений в институте семьи и брака.
Возникает необходимость классифицировать семейные ценности по объектам, составляющим предмет оценки. Традиционно их принято делить по элементам связи внутри семьи и по функциям, выполняемым семьей как институтом. Эти две классификации совпадают по некоторым пунктам, но каждая из них позволяет рассмотреть некоторые виды, ко-
<м> Г"» <М>
торые не учтены другой. В первом случае выделяется три группы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством; ценности, связан-
ные с родством. Второй вариант классификации семейных ценностей может быть представлен по выполняемым семьей социальным функциям. В репродуктивной функции — ценность детей; в функции социализации — ценность участия обоих родителей и старших поколений в воспитании детей; в экзистенциальной функции — ценность внутрисемейных коммуникаций; ценность семейного микроклимата, ценность здоровья, благополучия и поддержания долголетия членов семьи; в экономической функции — ценность семейного бизнеса, семейного потребления.
Существуют и, на наш взгляд, дискуссионные, но весьма интересные классификации.
Например, в работах С. П. Акутиной ценности семьи рассматриваются в духовно*/ п "
нравственном контексте национальной культуры. В ней представлены четыре группы: культурно-национальная и кровная самоценность семьи; природно-географические основы воспитания духовно-нравственных ценностей в семье; общественно-государственные основы русской семьи и семейного воспитания; высшие (абсолютные) духовно-нравственные ценности семьи. Обозначенные группы семейных ценностей подразделяются на родовые и видовые ценности [1, с. 13].
Привлекательна для нас точка зрения, высказанная Б. Б. Хубиевым, согласно которой образовательная и воспитательная функции семьи становятся приоритетными в движении к новому типу общества. Обучение, самообразование, умение применять знания для решения практических задач материализуются на пути достижения семьей уровня самодостаточности и воспроизводства человеческих ресурсов [13]. Однако в исследованиях последних лет, где выделяют материальные семейные ценности, индивидуальные и духовные семейные ценности, выявлено, что «у молодежи духовность выделена как самый низкий групповой ранг, в отличие от родителей». А образование как ценность здесь просто не рассматривается или обозначается в контексте престижности профессии [2].
Сложность конкретизации в понятийном аппарате связана и с тем, что наряду с семейными ценностями исследователи выделяют ценностные ориентации. Например, Л. Н. Савинов [8] рассматривает ценностные ориентации семьи в различных брачно-семейных сферах, выделяя: сферу добрачного поведения и выбора брачного партнера, родства, брач-
и V /- и и т /-
но-семейных отношений, брачно-семейных ролей. Также автор анализирует общественные, социокультурные и этологические ценности; характеризует функции семьи, ценность детей и репродуктивные установки супругов; отдельно выделяет семью как социальный институт, предоставляющий возможность реализовать целый набор различных ценностей (супружества, родительства, родства, а также социокультурный пласт общечеловеческих ценностей:
любви, сострадания, заботы о ближнем и т. д.). При этом не отделяет семейные ценности и ценностные ориентации, когда представляет ценности семьи в системе семейно-брачных отношений.
При рассмотрении семейных ценностей данный подход нам представляется наиболее приемлемым, однако рассмотрение семейных ценностей и ценностных ориентаций, можно конкретизировать, рассмотрев структуру семейных ценностей в брачно-семейных сферах, при этом выделив сферу добрачного поведения и выбора брачного партнера, сферу родства, сферу родительства, сферу брачно-семейных отношений, сферу брачно-семейных ролей и сферу супружества. В основу положена классификация функций семьи, разработанная М. С. Мацковским [5]. Этот подход позволяет, с одной стороны, представить семейные ценности в виде системы, где отношения, роли и функции соединяют брачно-семейные начала в единое целое в основных сферах семьи, с другой — выявить трансформацию семейных ценностей на современном этапе развития института семьи и брака в различных брачно-семейных сферах.
Научный интерес для исследования ценностей семьи и вопросов социального образования молодой семьи для авторов представляет сфера родительства, которая включает систему взаимосвязанных явлений, таких как родительские чувства, социальные роли, дет-ско-родительские отношения, привязанность к детям, стиль воспитания. Особую роль в данной сфере среди других семейных ценностей играют дети, которые выступают основным показателем семьи в традиционном обществе [3, с. 175].
Нам представляется, что особую значимость в этой сфере родительства в обществе риска представляет именно образование (социальное образование) как особая социальная ценность [7]. Сегодня научная общественность заявляет о миссии социального образования как фундаментального явления нового времени (В. Г. Бочарова, В. И. Жуков, Л. В. Мардахаев, В. Н. Ярская). По мнению исследователей, именно в системе социального образования, частью которого является социальное просвещение, воспитание «широких масс населения», возможно воспроизводство определенного менталитета, систем важнейших социокультурных принципов смысловых жизненных ориентаций и идеалов у молодежи [12, с. 297]. Для молодых людей, создающих семью и планирующих рождение ребенка, ценность социального развития и образования (обучение основам права, психологии, педагогики, развитие коммуникативной, институциональной компетенции и т. д.) в современном нестабильном обществе становится предельно актуальной.
Для выявления специфики ценностных ориентаций и вопросов, связанных с социальным развитием и образованием в семьях, традиционно проживающих на Русском Севере, на кафедре социальной работы и социальной безопасности САФУ была проведен ряд исследований (в общей сложности опрошено более тысячи респондентов). В одном из опросов приняли участие 182 семьи (муж и/или жена), проживающие в Приморском районе Архангельской области. По образованию респонденты разделились следующим образом: 55,5 % семей имеют среднее специальное образование, 28,6 % — высшее образование; для 15,9 % характерен смешанный тип образования (муж имеет высшее образование, а жена среднее специальное или наоборот). В сфере родительства приоритетной ценностью являются дети, взаимоотношения с ними, вопросы воспитания. Так, 82,7 % респондентов не представляют жизни без детей, 33,5% испытывают чувство глубочайшей привязанности к собственным детям. Однако и на севере, где дети традиционно являлись ценностью, происходят изменения. По данным нашего исследования, для 3,4 % родителей дети являются обузой («мешают работе, личной жизни», родители их «терпят»). Как показало исследование, в вопросах семейного воспитания семьи испытывают существенные трудности. Это связано с рядом причин: недостаточность свободного времени — 70,8 %, отсутствие единых требований в воспитании — 21,1 %, отсутствие единых требований к ребенку — 17,5 %. Родители признают, что чрезмерная занятость и недостаточность психолого-педагогических знаний о возрастных особенностях детей может приводить к негативным проявлениям их отношения к ребенку и тем самым трансформировать ценности семьи.
На вопрос «как Вы оцениваете отношение детей к Вам?» ответы респондентов распределились следующим образом: «любят» ответили 64,3 % родителей, «очень привязаны» — 23,4 %, «равнодушны» — 2,0 %, «агрессивны» — 2,5 %, «терпят» — 7,8 % респондентов. Относительно времени, которое семья (родители) уделяют воспитанию детей, распространенными явились ответы «полдня» — 37,9 %, «три часа» — 31, 3 %. Только 21,4 % респондентов могут осуществлять воспитательную функцию в течение дня, при этом прослеживается прямая зависимость реализации родительских функций от состава семьи.
В сфере брачно-семейных отношений особое значение имеют проблемы, которые беспокоят семью и, как следствие, осложняют функционирование семьи как малой социальной группы. Среди проблем особую обеспокоенность вызывают: материальные проблемы — 51,4 %, обучение и образование детей — 45,8 %, состояние здоровья членов семьи — 36,3 %, плохое качество жилья — 24,0 % и отношения с детьми — 22,9 %. Нас насторожил тот факт, что значительно менее значимым для семей является образование родителей (всего 3,9 %).
Более того, респонденты, проживающие в сельской местности, вообще не считают «образование родителей» проблемой современной семьи.
Учитывая, что в самом общем виде ценности имеют три особенности: во-первых, они характеризуются одновременно как объективные и субъективные; во-вторых, все то, что людям представляется положительным, имеет смысл лишь в силу наличия своего антипода; в-третьих, соотношение между противоположностями ограничивается некоторым субъективно определяемым пределом, за которым дискуссия о ценностях теряет свой смысл, рассматривая семейные ценности в контексте социального развития и образования семьи, мы акцентируем внимание на следующем. Объективной составляющей трактовки образования как ценности является потребность государства и общества в воспроизводстве «полноценного» человеческого капитала, а субъективной — потребность самих родителей в социальной компетентности для полноценного семейного функционирования. Антиподом образованности, социальной компетентности является небывалый масштаб невежества в молодежной среде, в среде современных родителей. А пределом, за которым «дискуссия» действительно потеряет всякий смысл, может стать полное уничтожение российского народа.
Для решения этой важнейшей государственной задачи мы предлагаем рассмотреть роль института социального образования семьи (семейного социального образования), в процессе которого семья может быть осмыслена молодыми родителями как социальная ценность. Мы исходим из утверждения, что социальная ценность — это «значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям индивида, социальной группы, общества в целом; социокультурные предпочтения людей по отношению к различным объектам и явлениям, способным удовлетворять потребности индивидов, служить их интересам и целям; нравственные и эстетические императивы, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания» [9, с. 183].
Опираясь на утверждение исследователей [8], что социальные ценности в структуре личности в форме личных ценностей служат важными регуляторами поведения, можно утверждать, что многочисленные факты девиации, связанные с противоправным, антигуманным поведением родителей по отношению к детям, свидетельствуют об отсутствии в современном обществе механизмов формирования таких ценностей-«регуляторов». Например, насилие в семье, безнадзорность, сексуальная эксплуатация и тому подобное становятся, практически, социальной нормой.
Безусловно, «постсовременные» ценностные ориентации семьи связаны с переходом от современного к постсовременному, постиндустриальному обществу, коррелируют с выводами теорий постиндустриализма и постмодернизма, согласно которым фиксируется изменение сущности общества от доиндустриального (традиционного) к индустриальному (современному) и от индустриального (современного) к постиндустриальному (постсовременному).
В тоже время содержательные перемены, связанные «культурным поворотом» (cultural turn) или так называемым «парадигмальным сдвигом» (Л. Г. Ионин, Г. И. Герасимов, Ю. Лотман; Г. Л. Тульчинский, М. Н.Эпштейн, П. Штомка, К. Хюбнер, И. Лакатос и др.), актуализируют тип ценностных ориентаций, который остается неизменным при любых социальных изменениях, это общечеловеческие ценностные ориентации. Сложность и динамизм переходной социокультурной ситуации порождает изменение оснований социальных взаимодействий на институциональном и обыденном уровнях, приводит к пересмотру устоявшихся ценностных суждений. Как отмечает О. И. Волжина, «в этих условиях ценности семейной культуры, которые... принимались как нечто само собой разумеющееся, подвергаются сомнению, равно как и социокультурные стереотипы традиционных форм супружества, ро-дительства, родства» [4].
В этой связи уместно напомнить, что длительное время существовали общественные стереотипы, что «вмешательство в семью» является недопустимым и нужно предоставить семье самостоятельно решать свои проблемы. Однако такая модель могла успешно работать в традиционных семьях, где усвоение семейных ценностей происходило естественным путем, «автоматически». Сегодня такие ценности необходимо сознательно и целенаправленно созидать. В социальной педагогике такое созидание мы связываем с понятием «акси-креация», что означает «процесс порождения, выращивания у человека или группы людей новых, или регенерации и принятия переосмысленных в своем личностно-индивидуальном значении социальных и других ценностей» [11, с. 9—10].
П. А. Сорокин считал, что остановить кризисы (в том числе кризис семьи) человечество не в силах, однако составить конструктивные планы будущего общества, найти наиболее безболезненные пути перехода от одной культуры к другой, смягчая разрушительные воздействия, — задача ученого. Идея П. Сорокина о том, что только глобальная ценностная внутренняя переориентация общества может явиться гарантом его стабильности, представляется нам аксикреативной по своей сути и является для нас в определенной мере руководящей [10].
Использование аксикреативного подхода применительно к жизнедеятельности современной российской семьи, особенно молодой, в перспективе может помочь разрешить противоречия, которые имеются между высоким индивидуальным и общественным статусом семьи и наблюдаемыми деструктивными тенденциями в ее развитии. Вместе с тем, дальнейшее изучение семейных ценностей и ценностных ориентаций семьи в контексте происходящих в современном российском социуме трансформаций приобретает особую актуальность, поскольку способствует лучшему пониманию механизмов формирования системы ценностных ориентаций общества в целом, включая Российскую Арктику.
Литература
1. Акутина С. П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. СПб. 2009. № 94. С. 9-15.
2. Анафьянова Т. В. Особенности развития иерархии семейных ценностей молодой семьи // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 8. С. 119—122.
3. Беляева А. Б. Традиционные семейные ценности // Вестник Тамбовского университета. Выпуск 11 (67). 2008. Серия: Гуманитарные науки. С. 170—175.
4. Волжина О. И. Семья как социокультурная ценность современного российского общества. М., 2001. С. 29—45.
5. Мацковский М. С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989. 116 с.
6. Медкова Д. В. Семейные ценности как объект социологического анализа // Ломоносовские чтения. 2003. Т. 2. С. 110—115.
7. Рыбак Е. В. Социальное образование молодой семьи. В помощь специалисту по работе с семьей. Архангельск: ПРЕСС-ПРИНТ, 2007. 120 с.
8. Савинов Л. И. Семьеведение. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. 196 с.
9. Словарь социально-гуманитарных терминов [Под общ. ред. А. Л. Айзенштадта]. Минск: Тесей, 1999. 320 с.
10. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени: Пер. с англ. М.: Наука, 1997. 351 с.
11. Софронов М. В. Китайский язык и китайское общество. М: Наука, 1979. 312 с.
12. Теория социальной работы: Учебник [Под. ред. проф. Е. И. Холостовой]. М.: Юристь, 1999. С. 296—298.
13. Хубиев Б. Б. Семья в современном обществе // Семья как социально-ценностная общность форм бытия человека: Монография. Нальчик, 2007. С. 63—77.
14. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования: Колл. монография [под ред. Е. Г.Слуцкого]. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004. 734 с.
15. Ярская В. Н. Миссия социального образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. М.: РГСУ. 2007. С. 28—36.
Рецензент — Дрегало Александр Алексеевич, доктор философских наук, профессор