Научная статья на тему 'Семья как источник общечеловеческих и национально-этнических ценностей в воспитании и развитии личности'

Семья как источник общечеловеческих и национально-этнических ценностей в воспитании и развитии личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1164
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ЦЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / РОДСТВЕННИКИ / ОТНОШЕНИЯ / ПОЛНОЦЕННАЯ СЕМЬЯ / КРИЗИС СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ / БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / FAMILY / VALUES / PERSONALITY / RELATIONSHIPS / FULL FAMILY / CRISIS OF FAMILY RELATIONS / MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мустафаева Д. Ш.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Автор отмечает, что одной из важных особенностей семейных ценностей выступает то, что они созданы общечеловеческой культурой, где соединяя в себе все человеческие свойства и качества (психологические, моральные, биологические), они служат базисом нравственности. В семье реализуются такие ценности, как материнство, отцовство, дети, родство. В статье показано, что различные ценностные ориентации членов полноценной семьи сочетаются сложным образом, могут влиять друг на друга, устанавливая между собой определенные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FAMILY AS A SOURCE OF HUMAN AND NATIONAL AND ETHNIC VALUES IN EDUCATION AND PERSONALITY DEVELOPMENT

The role of the family in society is incomparable in its power to any other social institutions, as it was in the family where a person''s personality is formed and developed. There is a mastery of their social roles necessary for painless adaptation of a child in the society. The family appears as the first educational institution, communication with which a person carries out throughout his life. The author notes that one of the important features of family-oriented values is that these features are created by human culture, where all human qualities and characteristics (psychological, moral, biological) combine. These characteristics serve as a basis of morality. The family realizes values such as motherhood, fatherhood, children, kinship. The article shows that different values of the full members of the family combined in complex ways, can affect each other, establishing a certain relationship between them.

Текст научной работы на тему «Семья как источник общечеловеческих и национально-этнических ценностей в воспитании и развитии личности»

многими другими произведениями народного искусства могут пользоваться в быту. Народные умельцы в Дагестане во все времена очень ценились. Особенности своего мастерства передавали из поколения в поколение, от отца к сыну или от матери к дочери. Дети с раннего возраста приобщались к освоению ремёсел, что способствовало воспитанию трудолюбия, сохранению и развитию промыслов, народного декоративно-прикладного искусства.

Во всех средствах народной педагогики заложены основы формирования культуры безопасного поведения человека, где

использовались очень разнообразные методы воспитания. Это могли быть убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнения, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверье, завет, зарок, раскаянье, покаяние, запрет, угроза, проклятье, брань, наказание. Правила обучения и воспитания детей, передаваясь от поколения к поколению, оттачивались, конкретизировались и дошли до наших дней, подтверждая понимание предками значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания своего этноса.

Библиографический список

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.

2. Алиев М.Н., Казилов Г.Н. Источник народной мудрости. Вестник Дагестанского научного центра РАО. Махачкала, 2001.

3. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Москва, 1948; Т. 2.

4. Алиева Б.Ш. Система семейного воспитания народов Дагестана: эволюция, современность и перспективы. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2006.

References

1. Volkov G.N. 'Etnopedagogika. Cheboksary, 1974.

2. Aliev M.N., Kazilov G.N. Istochnik narodnoj mudrosti. Vestnik Dagestanskogo nauchnogo centra RAO. Mahachkala, 2001.

3. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij. Moskva, 1948; T. 2.

4. Alieva B.Sh. Sistema semejnogo vospitaniya narodovDagestana: 'evolyuciya, sovremennost'iperspektivy. Pyatigorsk: Izd-vo PGLU, 2006.

Статья поступила в редакцию 07.03.15

УДК 371

Mustafaeva D.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Director of the branch of Dagestan State Pedagogical

University (Derbent, Russia), E-mail: dgpudf@mail.ru

THE FAMILY AS A SOURCE OF HUMAN AND NATIONAL AND ETHNIC VALUES IN EDUCATION AND PERSONALITY DEVELOPMENT. The role of the family in society is incomparable in its power to any other social institutions, as it was in the family where a person's personality is formed and developed. There is a mastery of their social roles necessary for painless adaptation of a child in the society. The family appears as the first educational institution, communication with which a person carries out throughout his life. The author notes that one of the important features of family-oriented values is that these features are created by human culture, where all human qualities and characteristics (psychological, moral, biological) combine. These characteristics serve as a basis of morality. The family realizes values such as motherhood, fatherhood, children, kinship. The article shows that different values of the full members of the family combined in complex ways, can affect each other, establishing a certain relationship between them.

Ключевые слова: family, values, personality, family, relationships, full family, crisis of family relations, marriage and family relations.

Д.Ш. Мустафаева, канд. пед. наук, доц., директор филиала ДГПУ, г. Дербент, E-mail: dgpudf@mail.ru

СЕМЬЯ КАК ИСТОЧНИК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ И НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Автор отмечает, что одной из важных особенностей семейных ценностей выступает то, что они созданы общечеловеческой культурой, где соединяя в себе все человеческие свойства и качества (психологические, моральные, биологические), они служат базисом нравственности. В семье реализуются такие ценности, как материнство, отцовство, дети, родство. В статье показано, что различные ценностные ориентации членов полноценной семьи сочетаются сложным образом, могут влиять друг на друга, устанавливая между собой определенные отношения.

Ключевые слова: семья, ценность, личность, родственники, отношения, полноценная семья, кризис семейных отношений, брачно-семейные отношения.

Понятие «ценность» в науке характеризуется как общенаучная категория, используемая в философии, социологии, психологии, этике для выражения объектов и явлений действительности, их свойства, а также абстрактных идей в виде общественных идеалов и, в силу этого, выступающих как мерила должного.

При этом синтез понятия «ценность» позволяет отметить существование двух подходов к её решению: натуралистического и антинатуралистического или трансценденталистического.

Представители трансцендентального направления в аксиологии (И. Кант, В. Виндельбант, Г. Риккерт и др.) рассматривают «ценности» как некие оторванные от человека неизменные абстрактные сущности или вообще отрицают их объективный

источник, ставя в зависимость от субъективных вкусов, настроения отдельных людей. По мнению Канта, основными ценностями являются бог, истина, добро и только в другом мире человек свободен и выбирает свои поступки и ответственен за них, за них можно его одобрять или осуждать, поскольку это мир иной, мир Бога, гарантирующий справедливость и вечную жизнь [1]. В. Виндельбант классифицирует ценности как логические, эстетические, этические, религиозные, в иерархии которых на первом месте оказывается эстетические, которые выше всех остальных. По мнению Г. Риккерта, следует выделять шесть сфер познания: логику, эстетику, мистику, этику, эротику, религию и им соответствующие типы ценностей: красота, добро, истина, нравственность,

любовь, счастье, личная святость [2]. Следовательно, ценности представляют собой одно из ключевых понятий общественной мысли, характеризуют по существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг предметных явлений.

Говоря о ценностных ориентациях, нельзя не коснуться такого понятия, как структура личности, отличительной особенностью которого выступает то, что из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентации лишь некоторые входят в нее. [3]. Следовательно, ценностную ориентацию следует рассматривать как действие, направленное на глубокое овладение личностью социальными ценностями, обогащающими его внутренний мир и сопутствующие целостному развитию. С этих позиций ценностная ориентация проявляется на уровне психической активности индивида, субъекта и личности и во всех случаях характеризует человека как социальное существо. Функционирование нормальной семьи находится в непосредственной зависимости от её экономической общности, слагаемой из справедливого разделения домашних обязанностей между членами семьи, которое, в свою очередь, укрепляет супружеские, нравственные отношения и приучает представителей семьи к труду. Напротив, при несправедливом разделении домашних обязанностей, когда они взваливаются в основном на женщину, мужчина выступает в роли «патриарха», а дети всего лишь в роли потребителей, влияние, безусловно, будет неблагоприятным.

Рассматриваемые нами ценности полноценной семьи уникальны по своей природе, поскольку многие из них воспроизводятся и реализуются культурой через сферу брачно-семейных отношений, остаются неповторимыми, по причине не возможности их замены никакими другими ценностями вечности и общезначимости. С этих позиций культура не мыслима без семьи, любви, детей, супружеских и родственных отношений, а связь таких систем как «муж - жена», «мать - ребенок», «отец - сын», «брат - сестра» и т. д. характеризует полноценность семьи. Кроме того, именно в семье человек впервые сталкивается со всем многообразием человеческих отношений, которые создают его нравственные устои.

Полноценная семья является такой организацией, которая несравнима с другими группами (близкие люди, религиозные группы и т.д.), поскольку выделяется родством отношений своих членов. Семья и родство неразрывно связаны, учат взаимопониманию, состраданию, готовности прийти человеку на помощь, передают многовековой опыт, традиции и обычаи от старших к младшим. При этом происходит зримая и незримая преемственность этнокультурных норм, что подчеркивает неразрывную связь духовной жизни семьи и общества, которая, переносит духовные силы и умения, полученные в семье на общественную и государственную жизнь [4].

Возможности семьи как общечеловеческой социокультурной ценности не ограниченны, и могут развиваться как в созидательном, конструктивном, так антисоциальном и неконструктивном направлении. При этом природа реализации ценностей такова, что полноценная семья и её члены реализуют далеко не весь потенциал своих отношений, а возможностей и только часть ценностей воплощается в жизнь. В современных условиях кризис семейных ценностей становится все более явным, причиной его выступает несоответствие и противоречие семейных и внесемейных ценностей, в конечном итоге выливающихся в рост уровня разводов, зыбкость брачно-семейных отношений, падение уровня детности, повышение уровня внебрачной рождаемости, что не может не влиять на воспроизводство населения в России и на будущее полноценной семьи как социального института. С этих позиций непреходящей ценностью полноценностью семьи выступает наличие детей, в которой, к сожалению, в настоящее время превалирует тенденция однодетности, негативное влияние которой является очевидным. Следует отметить, что воспитание детей в такой семье отрицательно сказывается на формировании черт личности, а также на моральном климате полноценной семьи в целом. По мнению А.С Макаренко, уменьшение числа детей в семье является «механической причиной разрушения коллектива», поскольку даже в самых лучших, счастливых случаях, даже в руках талантливых и внимательных родителей воспитание единственного ребенка представляет нередко трудную задачу, потому что в однодетной семье родители нередко, сами того не желая, воспитывают эгоиста [5].

Одной из важных особенностей семейных ценностей выступает то, что они созданы общечеловеческой культурой, где соединяя в себе все человеческие свойства и качества (психо-

логические, моральные, биологические), они служат базисом нравственности, поскольку человек есть там и тогда, где есть культура, семья. При этом ценности семьи реализуются в сфере брачно-семейных отношений, где вся полнота и глубина таких ценностей, как материнство, отцовство, дети, родство и т.д., человек способен понять только будучи членом полноценной семьи. Различные ценностные ориентации членов полноценной семьи сочетаются сложным образом, могут влиять друг на друга, устанавливая между собой определенные отношения. Так, если в семье рождение мальчика для мужа означает реализацию одной из его ценностей, то естественно, что для него повысится значимость ценностей отцовства, супружества, родства. Чем существенней взаимосвязь ценностей, тем выше целостность семьи, тем гармоничнее её развитие. Как утверждает К.Д. Ушин-ский, воспитанию принадлежит решающая роль в формировании характера, в связи с чем искусство воспитания имеет ту особенность, что оно почти всем кажется делом знакомым и понятным, а иным даже легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания» [5].

В семье ребёнка знакомят со всем многообразием родственных, бытовых между отношений, оказывающих влияние на черты характера, привычки, способы поведения в различных семейных ситуациях и условиях. По мнению А.С. Макаренко, «если, вырастая, ребёнок не научится любить родителей, братьев, сестёр, свою школу, свою Родину, если в его характере воспитаны начала глубокого эгоизма, очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить избранную им женщину» [5]. Следовательно, в семьях, где нет любви между супругами и плохие взаимоотношения между родителями и детьми, складываются совершенно неверные представления о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, что позволяет считать для формирования любви между юношами и девушками, использование нравственных установок и традиций, принятых в семье, постепенно переходящих в родительскую любовь. Именно моральные взгляды, превалирующие в семье, помогают усвоить те нравственные принципы, которые необходимы для создания микроклимата добрых отношений, и общения, рождающего ответные тёплые чувства, делающего семейную жизнь более полной, эмоционально богатой, способствующего рождению любви к избранникам и избранницам, формирующего полноценную семью. В полноценной семье одним из ключевых компонентов выступает взаимопонимание между его членами семьи, поскольку взаимопонимание укрепляет семейную жизнь, стимулирует проявление таких качеств как толерантность, альтруизм.

Полноценная семья характеризуется духовным родством между членами семьи, основанном на единстве взглядов, которое в отличие от взаимопонимания зиждется на тех нравственных нормах, которые ценятся в обществе, этнической культуре, педагогике и психологии. При этом духовное родство способствует установлению взаимопонимания между членами семьи. Для полноценной семьи важной составляющей является материальная обеспеченность, которая особо ценится в условиях рыночной экономики, поскольку экономически необеспеченная, полуголодная семья не может называться полноценной, независимой и самостоятельной. С этих позиций полноценной можно назвать семью, в которой соблюдается преемственность поколений, этнокультурные традиции воспитания, прежде всего, уважение и почитание старшего поколения, соблюдение национально-культурных особенностей семейных отношений, ролей семьянина и гражданина. Основой полноценной семьи является родитель-ство, которое зиждется на прокреационных установках и включает в себя, в первую очередь, не просто однодетность, а большее количестводетей, необходимое для воспроизводства населения республики и страны. При этом очень важно выполнение супругами экзистенциальных функций, направленных на воспитание и содержание детей в совсем не простых условиях современной действительности. Выполнение этих функций в семье имеет косвенное воздействие, в первую очередь, на здоровье детей, их учёбу, отношение к окружающим, вследствие чего одним из важных элементов семейных функций, тесно связанной с прокреа-ционными установками, выступает нравственная потребность в продолжение рода.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что семья и образовательная среда при подготовке будущего семьянина должны исходить из того, чтобы у молодых людей формировалось искреннее

желание, стабильная нравственная потребность к созданию полноценной семьи и семейных отношений. Несмотря на то, что эта сфера имеет социальную значимость, в данном случае индивидуальное и социальное должно сливаться воедино при домини-

Библиографический список:

рующей значимости индивидуального. В этой связи пристальное внимание необходимо уделять разработке и апробации инновационных технологий семейного воспитания на протяжении всего обучения подрастающего поколения.

1. Семейное воспитание. Краткий словарь. Москва, 1990.

2. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Санкт-Петербург, 2005.

3. Панкова Т.В. Вопросы актуализации этнокультурных особенностей воспитания молодежи с позиций сравнительной этнопедагогики. Известия Академии педагогических и социальных наук. 2003; Выпуск 7.

4. Сухомлинский В.А. О воспитании. Москва, 1973.

5. Сиепанов Е.Н., Лузинк Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитании. Москва: ТЦ Сфера, 2002. References

1. Semejnoe vospitanie. Kratkij slovar'. Moskva, 1990.

2. Schurkova N.E. Prikladnaya pedagogika vospitaniya: Sankt-Peterburg, 2005.

3. Pankova T.V. Voprosy aktualizacii 'etnokul'turnyh osobennostej vospitaniya molodezhi s pozicij sravnitel'noj 'etnopedagogiki. Izvestiya Akademiipedagogicheskih i social'nyh nauk. 2003; Vypusk 7.

4. Suhomlinskij V.A. O vospitanii. Moskva, 1973.

5. Siepanov E.N., Luzink L.M. Pedagogu o sovremennyh podhodah ikoncepciyah vospitanii. Moskva: TC Sfera, 2002.

Статья поступила в редакцию 02.03.15

УДК 378

Petrenko D.A., police Lieutenant Colonel, Head of Department of Professional Studies, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Stavropol Branch (Stavropol, Russia), E-mail: petrenkodmitr@yandex.ru

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE INSTRUCTOR- PEDAGOGICAL STAFF IN PHYSICAL TRAINING FOR LAW-ENFORCEMENT BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION. In the paper the structure of professional competence of the instructor-pedagogical staff on physical training for law-enforcement bodies of Russia is considered. The research includes the main components: motivational and ethical (professional orientation), cognitive-cognitive, organizational and reflective-creative (sports); social and professional functions of professional competence instructor-teaching personnel (ideological, socio-personal, gnostic, information and communication, occupational, psychological, educational, self and physical self-improvement); criteria and levels of development of professional competence of the instructor and teaching staff on physical training. The transformations in the system of professional training for the bodies of Internal Affairs of Russia require the creation of a unified system of training and recruitment of skilled and competent instructor-teaching staff.

Key words: professional competence, pedagogical staff, physical training, formation, education, pedagogical activity, quality of education, principles, self-education and physical self-improvement.

Д.А. Петренко, подполковник полиции, начальник курса факультета профессионального обучения ФГКОУ ВПО

«Краснодарский университет МВД Российской Федерации», Ставропольский филиал, г. Ставрополь,

E-mail: petrenkodmitr@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНСТРУКТОРСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматривается структура профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке для органов внутренних дел России. Она включает в себя основные компоненты: мотивационно-цен-ностный (профессионально-ориентирующий), когнитивно-познавательный, организационно-деятельностный и рефлексивно-творческий (физкультурно-спортивный); Социальные и профессиональные функции профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров (Мировоззренческие, Социально-личностные, Гностические, Информационно-коммуникативные, Профессиональные психолого-педагогические, самообразования и физического самосовершенствования); критерии и уровни сформированности профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагогические кадры, физическая культура, образование, воспитание, педагогическая деятельность, качество образования, принципы, самообразование и физическое самосовершенствование.

В настоящее время кадровое обеспечение МВД России осуществляется в основном за счёт комплектования специалистами, прошедшими обучение в ведомственных образовательных учреждениях. Система их подготовки включает в себя несколько этапов: 1) обучение по образовательным программам, охватывающим среднее (полное) общее образование с начальной профессиональной подготовкой (суворовские военные училища МВД России); 2) первоначальную подготовку; 3) среднее профессиональное образование; 4) высшее профессиональное образование; 5) послевузовское профессио-

нальное образование; 6) дополнительное профессиональное образование; 7) профессиональную служебную и физическую подготовку. При этом на всех этапах профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел, а также служебной деятельности физическая подготовка является обязательной, как один из основных структурно-личностных компонентов профессиональной готовности полицейского к различным видам действий, связанных с использованием физической силы, боевых приемов борьбы, а также специальных средств и огнестрельного оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.