Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СИБЛИНГОВОЙ ПОЗИЦИИ В СЕМЬЕ'

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СИБЛИНГОВОЙ ПОЗИЦИИ В СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
94
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБЛИНГОВАЯ ПОЗИЦИЯ / ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ / ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / СЕМЬЯ / КОНФИГУРАЦИЯ СЕМЬИ / SIBLING POSITION / ONLY CHILD IN THE FAMILY / VALUE ORIENTATIONS / FAMILY VALUES / RAISING AN ONLY CHILD IN THE FAMILY / PERSONALITY TRAITS / FAMILY / FAMILY CONFIGURATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сотникова Марина Сергеевна, Куракина Анна Сергеевна

Рассматриваются особенности ценностных ориентаций личности в контексте сиблинговой позиции в семье. Раскрывается структура и дается характеристика ценностных ориентаций личности. Определяются особенности воспитания единственного ребенка в семье. Освещается сущность процесса формирования семейных ценностей в процессе воспитания. Приводятся результаты исследования особенностей ценностных ориентаций единственного ребенка в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сотникова Марина Сергеевна, Куракина Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF AN INDIVIDUAL’S VALUE SYSTEM IN THE CONTEXT OF THE SIBLING POSITION IN THE FAMILY

The article considers the features of personal value orientations in the context of the sibling position in the family. The structure and characteristics of personal value orientations are revealed. The features of raising an only child in a family are determined. The article highlights the essence of the process of forming family values in the process of education. The article presents the results of a study of the value orientations of an only child in a family.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СИБЛИНГОВОЙ ПОЗИЦИИ В СЕМЬЕ»

DOI: 10.25586/RNU.HET.20.11.P.58 УДК 159.923.33

М.С. Сотникова, А.С. Куракина,

Московский педагогический государственный университет

Особенности ценностных ориентаций личности в контексте сиблинговой позиции в семье

Московский педагогический государственный университет

Формирование ценностных ориентаций личности - одна из наиболее значимых проблем современного общества. Ее актуализация в наши дни обусловлена кардинальными изменениями в социальной жизни, в общественном и индивидуальном сознании, характерными для последних десятилетий. Эти изменения затронули все аспекты жизни человека, включая и семью.

«Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью и воспитанием детей» [5, с. 113]. Именно семье принадлежит определяющая роль в формировании и развитии личности. Являясь первым институтом соци-

ализации, семья способствует приобщению к ценностям культуры, освоению личностью ключевых социальных ролей.

Проблема формирования ценностных ориентаций личности находится на переднем плане отечественной психологии. Результаты своих исследований этой проблемы опубликовали такие ученые, как Е.Р. Боринштейн [3], ТА. Казимир-ская [10], Н.А. Кирилова [13], М. Ро-кич [17], Т.Ю. Садовникова [18], А.В. Серый [19], Э.Г. Чернова [20]. Отдельно назовем исследования, посвященные изучению особенностей личности единственного ребенка в семье. В числе их авторов К.А. Бурцева [4], А.В. Гитман [6], Г.Х. Джиоева [7], А.И. Заборских [8], Д.О. Караваева [11], Е.С. Кардашина

[16], А.И. Коваленко [14], И.В. Кошкина [16], А.М. Подольная [6] и др.

Как отмечается в «Большом психологическом словаре», «ценностные ориентации - важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т.п.)» [9, с. 539]. Ключевая роль в формировании ценностных ориентаций отводится семье, в которой данный процесс нередко рассматривается как основная цель и сущность воспитания.

В свою очередь, ценностные ориентации рассматриваются как «сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеа-лизациями и жизненными целями личности» [15, с. 92].

Согласно классификации ценностей М. Рокича [17], существует два класса ценностей: терминальные (ценности - цели) и инструментальные (ценности - средства).

© Сотникова М.С., Куракина A.C., 2020

марина сергеевна сотникова

Российская Федерация, г. Москва

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования Московского педагогического государственного педагогического института. Сфера научных интересов: педагогика и психология профессионального образования, инновационные процессы в образовании, процессы самопознания и саморазвития личности, психология труда, проблемы мотивации обучения и профессионального выбора, психолого-педагогическое сопровождение личности, психология детской и подростковой субкультур. Автор 54 опубликованных научных работ. Электронная почта: ms.sotnikova@mpgu.su

MARINA S. SOTNIKOVA Moscow, Russian Federation

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Educational Psychology of the Moscow state Pedagogical Institute. Research interests: pedagogy and psychology of professional education, innovative processes in education, processes of self-knowledge and self-development of the individual, labor psychology, problems of motivation of training and professional choice, Psychological and Pedagogical support of the individual, psychology of child and adolescent subcultures. Author of 54 published scientific papers. Email address: ms.sotnikova@mpgu.su

анна сергеевна куракина

Российская Федерация, г. Москва

магистрант кафедры психологии образования Московского педагогического государственного педагогического института. Сфера научных интересов: ценностные ориентации личности, психология семьи, психологические свойства личности. Автор 3 опубликованных научных работ. Электронная почта: as_kurakina@student.mpgu.edu

ANNA S. KuRAKINA Moscow, Russian Federation

Master's Student of the Department of Educational Psychology of the Moscow state Pedagogical Institute. Research interests: value orientations of the individual, family psychology, Psychological properties of the individual. Author of 3 published scientific papers. Email address: as_kurakina@student.mpgu.edu

Рассматриваются особенности ценностных ориентаций личности в контексте сиблин-говой позиции в семье. Раскрывается структура и дается характеристика ценностных ориентаций личности. Определяются особенности воспитания единственного ребенка в семье. Освещается сущность процесса формирования семейных ценностей в процессе воспитания. Приводятся результаты исследования особенностей ценностных ориентаций единственного ребенка в семье.

Ключевые слова: сиблинговая позиция, единственный ребенок в семье, ценностные ориентации, семейные ценности, воспитание единственного ребенка в семье, особенности личности, семья, конфигурация семьи.

The article considers the features of personal value orientations in the context of the sibling position in the family. The structure and characteristics of personal value orientations are revealed. The features of raising an only child in a family are determined. The article highlights the essence of the process of forming family values in the process of education. The article presents the results of a study of the value orientations of an only child in a family.

Key words: sibling position, only child in the family, value orientations, family values, raising an only child in the family, personality traits, family, family configuration.

В рамках его теории выделяется определенное число общих ценностей, которые формируются у всех людей, причем их число совсем невелико. Иерархия ценностей рассматривается как структура предпочтений индивидом каждой ценности.

Несмотря на то, что в нашей стране активно проводится демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, многие семьи ограничиваются одним ребенком. Связано это с разными причинами: материальное положение семьи, нехватка времени, психоло-

гическая неготовность, родительские установки, проблемы со здоровьем и пр.

1. Обычно родители единственного ребенка в семье считают, что, в отличие от детей из многодетных семей, окруженное родительским вниманием и заботой их единственное дитя будет лучше развиваться и вряд ли будет в чем-либо нуждаться. В определенной мере родители оказываются правы: благодаря повышенному вниманию к ребенку тот, как правило, начинает раньше говорить и читать, его интеллектуальное развитие нередко на порядок выше, чем у ровесников, выросших в многодетной семье. Также существует мнение, что единственный ребенок вырастает более эмоционально устойчивым, так как в семье нет соперничества между сиблингами.

Но в социализации единственного ребенка есть и свои подводные камни. Такие дети зачастую чрезмерно оберегаются собственными родителями, мама и папа часто стараются огородить ребенка от принятия сложных решений, предугадывая его желания и стараясь угодить во всем. Вследствие этого ребенку в дальнейшей жизни нередко бывает непросто адаптироваться к установкам и принципам общества, в котором он находится, так как они не соответствуют сформировавшимся у него ранее представлениям.

Что касается воспитания единственных детей в семье, то можно обозначить и некоторые трудности в данном вопросе. Согласно А. Адлеру [1, с. 44], единственные дети зачастую уверены в себе, весьма амбициозны, но факт отсутствия братьев или/и сестер ведет к возникновению определенных социальных взаимодействий, что непременно отражается на личности ребенка.

«Теория А. Адлера подчеркнула социальный аспект развития личности и, следовательно, предложила рассмотреть возможность очередности рождения и ее значение в межличностных отношениях семейной жизни» [14, с. 180].

Здоровье Развитие Активная деятельная жизнь Любовь Познание Уверенность в себе Материально обеспеченная жизнь Интересная работа Свобода Наличие хороших и верны* друзей Продуктвная жизнь Счастливая семейная жизнь Жизненная мудрость Творчество Удовольствия Красота природы и искусства Общественное признание Счастье других 1 ■ Экспериментальная группа 6

4 ! 0 ) 2 I 4 1

Рис. 1. Результаты диагностики по методике «Ценностные ориентации» (М. Рокич) в экспериментальной группе

«Семья как социально-психологическая целостность оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Чем сплоченнее семья, тем эффективнее нормативное воздействие. Сплоченность, о которой здесь идет речь, предполагает ценностное единство, приоритет семьи, подчинение интересов индивида семейным нормам. Однако если эта приоритетность абсолютизируется, происходит формирование конформистского поведения, когда личность ничего не делает без постоянной оглядки на доминирующих членов семьи» [2, с. 124-125]. Подобное поведение наиболее часто может встречаться у детей, являющихся единственными в своей семье.

Анализ научной литературы позволил выдвинуть предположение о том, что ценностные ориентации единственного ребенка имеют свои особенности. В связи с этим мы выдвинули две гипотезы.

Первая: у единственных детей в семье преобладают такие терминальные ценности, как здоровье, развитие, познание, интересная работа, активная деятельная и продуктивная жизнь, материальный достаток.

Вторая: структура семейных ценностей единственных детей, включая трактовку понятия «семья», ори-

ентацию на создание семьи и ее образ, также имеет свои особенности.

В качестве эмпирического инструментария для проверки нашего предположения мы использовали диагностическую методику М. Ро-кича «Ценностные ориентации», а также авторскую анкету «Семейные ценности».

Выборка исследования составила 85 человек в возрасте от 14 до 35 лет, из них - 16 молодых людей и 69 девушек. Экспериментальная группа была образована из 32 респондентов - единственных детей в семье. Контрольную группу образовали 53 респондента из семей с двумя и большим числом детей.

Исследование ценностных ориентаций в экспериментальной группе проведено по методике Мил-тона Рокича «Ценностные ориентации» по классу «терминальные ценности» с подсчетом по рангам. Средние статистические баллы, полученные данной группой испытуемых по каждой шкале, наглядно отображены в виде гистограммы (рис. 1). Выявленная иерархия ценностей представлена в порядке возрастания, цифрами обозначен средний ранг по выборке.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том, что для единственных детей в семье свойственна следующая иерархия терминальных ценностей:

1) к наиболее значимым можно отнести такие ценности: здоровье (4,7); развитие (6,7); активная деятельная жизнь (7,36); любовь (7,4); познание (7,5); уверенность в себе (7,9);

2) к значимым, но менее важным для данной категории людей, можно отнести такие ценности: материально обеспеченная жизнь (8,6); интересная работа (9,2); свобода (9,6); наличие хороших и верных друзей (9,75); продуктивная жизнь (10,1); счастливая семейная жизнь (10,34);

3) к ценностям, не представляющим особого значения для данной группы, можно отнести такие ценности: жизненная мудрость (10,6); творчество (11,2); удовольствия (11,5); красота природы и искусства (12,2); общественное признание (12,4); счастье других (14,1).

Мы видим, что выходцы из семей с единственным ребенком в первую очередь стремятся к физическому и психическому здоровью, к развитию и познанию, отсутствию материальных затруднений, полноте и эмоциональной насыщенности жизни (активная деятельная жизнь), и в то же время к любви и уверенности в себе для достижения целей.

Исследование ценностных ори-ентаций в контрольной группе также проведено по методике Мил-тона Рокича «Ценностные ориентации» по классу «терминальные ценности» с подсчетом по рангам. Средние статистические баллы, полученные данной группой испытуемых по каждой шкале, наглядно отображены в виде гистограммы (рис. 2). Выявленная иерархия ценностей представлена в порядке возрастания, цифрами обозначен средний ранг по выборке.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что для детей из семей с двумя и более детей свойственна следующая иерархия терминальных ценностей:

1) к наиболее значимым можно отнести такие ценности: здоровье (6,8); развитие (7,1); любовь (7,11); счастливая семейная жизнь (7,2);

Рис. 2. Результаты диагностики по методике «Ценностные ориентации» (М. Рокич) в экспериментальной группе

уверенность в себе (7,5); наличие хороших и верных друзей (7,9);

2) к значимым, но менее важным для данной категории людей, можно отнести такие ценности: интересная работа (8,6); материально обеспеченная жизнь (8,8); активная деятельная жизнь (9,2); познание (9,5); продуктивная жизнь (9,6); свобода (10,47);

3) к ценностям, не представляющим особого значения для данной группы, можно отнести такие: жизненная мудрость (10,5); творчество (10,9); удовольствия (11,19); красота природы и искусства (11,2 5), счастье других (12,8), общественное признание (14,5).

Следовательно, можно сделать вывод о том, что данная категория людей в первую очередь стремится к физическому и психическому здоровью, к развитию, счастливой семейной жизни, любви и в то же время к уверенности в себе и наличию хороших и верных друзей.

Сравнительные данные о результатах исследования по данной методике в экспериментальной и контрольной группах наглядно представлены на рис. 3.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что у единственных детей в семье преобладают такие терминальные ценности, как здоровье (4,7); развитие (6,7);

активная деятельная жизнь (7,36); любовь (7,4); познание (7,5); уверенность в себе (7,9). Следовательно, первая из выдвинутых нами гипотез частично подтвердилась.

На основе анализа данных, полученных для экспериментальной и контрольной группы, был сделан вывод о том, что серьезных отличий между ними в вопросе о перспективах образования собственной семьи нет, хотя дети из семей с двумя и более детьми чаще задумываются о том, чтобы не создавать собственную семью. В отношении оптимального возраста для создания семьи отличий также нет -

это примерно 28 лет. Существенных отличий нет и в трактовке респондентами понятия «семья», как и в понимании основных причин для заключения брака.

Авторская анкета «Семейные ценности» позволяет определить значение понятия «семья» для испытуемых, установить их ориентацию на создание семьи, узнать о намерениях респондентов в отношении рождения собственных детей, регистрации брака и уклада жизни в будущей семье, а также проследить значимость разного рода семейных ценностей, в том числе выяснить, что в жизни каждого является основным приоритетом.

Опрос, проведенный с использованием анкеты «Семейные ценности» в экспериментальной и контрольной группах, показал следующее.

Единственные дети в меньшей степени считают обязательным регистрировать свои брачные отношения (40,6%), чем респонденты из семей с двумя и более детьми, где доля тех, кто предпочитает регистрировать брак, составила 60,4%. Единственные дети в семье в большинстве своем не считают необходимым просить согласия на вступление в брак у своих родителей (78,1%), тогда как среди выходцев из семей с двумя и более детьми доля

Рис. 3. Сравнительные данные результатов диагностики по методике «Ценностные ориентации» (М. Рокич) в экспериментальной и контрольной группах

Единственный ребенок в семье, как правило, окружен заботой и вниманием. Это способствует его интеллектуальному развитию и здоровью, но нередко отрицательно сказывается на адаптации в социальной среде

респондентов, придерживающихся аналогичного мнения, значительно ниже (56,6%).

Единственные дети в семье не желают венчаться в церкви (84,4%), эту точку зрения разделяет меньшая доля респондентов, выросших в семьях с двумя и более детьми (66,04%). Однако значительным отличием двух категорий респондентов является то, что положительных ответов на данный вопрос в экспериментальной группе не было совсем, тогда как в контрольной группе доля испытуемых, давших на этот вопрос ответ «Да», составила 24,53%.

Для единственных детей семейная жизнь родителей не является образцом (75%), к этому мнению присоединились 58,5% выходцев из семей с двумя и более детьми. Но при этом почти 41,5% опрошенных в контрольной группе считают семейную жизнь своих родителей эталоном, тогда как в экспериментальной группе доля респондентов,

разделяющих эту точку зрения, составила 25%.

Что касается планирования рождения детей, то ориентация на бездетность более характерна для представителей контрольной группы. Выходцы из однодетных семей намерены иметь двух детей, тогда как выходцы из семей с двумя и более детьми чаще стремятся к многодетности. Наиболее часто выбираемым ответом в вопросе о стиле воспитания будущих детей стало «предоставление ребенку равноправия в семье», данный ответ характерен для обеих выборок исследования.

Относительно поддержания близких отношений с родителями и совместном проживании после создания собственной семьи главным отличием между двумя категориями испытуемых является наличие ответа «Да, я хотел(а) бы продолжать жить с ними» у представителей контрольной группы.

У единственных детей в семье наиболее значимые семейные ценности - это любовь, забота и эмоционально-психологический комфорт. У не единственных детей первое место занимает забота, затем эмоционально-психологический комфорт и только потом любовь. Соответственно, выдвинутая нами вторая гипотеза, предполагающая наличие особенностей в семейных ценностях выходцев из однодетных детей, также подтвердилась.

Проблема изучения особенностей ценностных ориентаций единственного ребенка в семье актуальна на сегодняшний день и, как можно предположить, останется актуальной и в будущем. Число однодетных семей и их доля в составе населения в городах Европы стали возрастать еще в XIX веке. В XXI эта тенденция стала всемирной. Она требует более глубокого и планомерного изучения, ибо оказывает разностороннее влияние не толь-

ко на сознание и поведение отдельных людей, на социализацию индивидов, но и на социально-психологический климат в обществе в целом и на массовые социальные явления. Поэтому и локальные ис-

следования, подобные нашему, вносят свой вклад в понимание глобальных процессов.

Следовательно, и настоящее исследование нельзя считать оконченным. В связи с этим преду-

сматривается его продолжение с привлечением новых методов диагностики, а также дополнительный анализ полученных данных с целью выявления взаимосвязей исследуемых характеристик.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер А. Понять природу человека. М.: Академический проект, 2009. 243 с.

2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, Братья Карич, 1996. 304 с.

3. Боринштейн Е.Р. Система ценностных ориентаций личности в условиях социально-культурной трансформации // Гранк. 2004. № 3. С. 95-100.

4. Бурцева К.А. Особенности воспитания единственного ребенка в семье // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 22. С. 205-207.

5. Вайнер Э.Н., Кастюнин С.А. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2-е изд. М.: Флинта, 2012. 144 с.

6. Гитман А.В., Подольная А.М. Особенности социальной адаптации единственного ребенка в семье // Концепт. 2016. Т. 29. С. 103-110. URL: http://e-koncept.ru/2016/56560.htm. (дата обращения: 15.08.2020).

7. Джиоева Г.Х. Воспитание единственного ребенка в семье: проблемы и ожидания // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3 (76). С. 205-207.

8. ЗаборскихА.И. Особенности интегративной индивидуальности старших подростков: единственных детей в семье и имеющих сиблинга // XXXI Мерлинские чтения: Теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании: матер. Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 30-летию выхода в свет труда В.С. Мерлина «Очерк интегрального исследования индивидуальности» (6-8 октября 2016 г., Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет). Пермь, 2016. С. 236-238.

9. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. М.; СПб.: АСТ, АСТ-Москва, Прайм-Еврознак, 2008. 1592 с.

10. Казимирская Т.А. Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2002. 184 с.

11. Караваева Д.О. Особенности Я-концепции личности младших подростков в зависимости от конфигурации семьи (с одним и с двумя детьми) // В.С. Мерлин и современная психология: наука, образование, практика: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет). Пермь, 2015. С. 56-58.

12. Карпенкова И.В. Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук. М., 2009.

13. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 29-35.

14. Коваленко А.И., Саркисян К.Р., Гундарь Е.С. Особенности развития личности единственного ребенка в семье// Образование и наука в современных условиях: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2015 г.). Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. С. 180-181.

15. Костромина С.Н. Справочник школьного психолога. М.: Астрель, 2012. 512 с.

16. Кошкина И.В., Кардашина Е.С. Воспитание единственного ребенка: сфера интересов и уровень развития коммуникативных способностей // Тенденции развития науки и образования. 2017. № 24-1. С. 22-25.

17. Рокич М. Природа человеческих ценностей. М.: Мысль, 1973.

18. Садовникова Т.Ю. Нравственно-ценностные ориентации подростков с различным восприятием моральной атмосферы в школе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.

19. Серый А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 1996. 25 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Чернова Э.Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов Центральноевропейского региона России: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2003.

REFERENCES

1. Adler A. (2000) Ponyaf prirodu cheloveka [Understand the nature of man]. Moscow: Academic project. 243 p. (In Russia).

2. Antonov A.I., Medkov V.M. (1996) Sociologiya sem'i [Sociology of the family]. Moscow: Publishing house of Moscow State University: Publishing house of the International University of Business and Management "Karich Brothers". 304 p. (In Russia).

3. Borinshtejn E.R. (2004) Sistema cennostny'x orientacij Lichnosti v usLoviyax sociaL'no-kuL'turnoj transformacii [The system of personal value orientations in the context of social and cultural transformation]. Grank. No. 3. Pp. 95-100. (In Russia).

4. Burceva K.A. (2015) Osobennosti vospitaniya edinstvennogo rebenka v sem'e [Features of raising an only child in the family]. Proceedings of the Conferences of the SIC Sociosphere. No. 22. Pp. 205-207. (In Russia).

5. Vajner E'.N., Kastyunin S.A. (2012) Kratkij e'nciklopedicheskij slovar': Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Concise encyclopedic dictionary: Adaptive physical culture]. Moscow: FLinta. 144 p. (In Russia).

6. Gitman A.V., PodoL'naya A.M. (2016) Osobennosti sociaL'noj adaptacii edinstvennogo rebenka v sem'e [Features of social adaptation of the only child in the family]. Concept. VoL. 29. Pp. 103-110. URL: http://e-koncept.ru/2016/56560.htm (date accessed: 15.08.2020). (In Russia).

7. Dzhioeva G.X. (2017) Vospitanie edinstvennogo rebenka v sem'e: probLemy' i ozhidaniya [Raising an onLy chiLd in the famiLy: probLems and expectations]. Uchenye zapiski Oryol State University. Series: humanities and social sciences. No. 3 (76). Pp. 205207. (In Russia).

8. Zaborskix A.I. (2016) Osobennosti integrativnoj individuaL'nosti starshix podrostkov: edinstvenny'x detej v sem'e i imeyushhix sibLing [Features of the integrative individuaLity of oLder adoLescents: the onLy chiLdren in the famiLy and having a sibLing]. XXXI Merlin readings: Theory, methodology and practice of the integral study of individuality in modern human science (0608 October 2016, Perm). Perm state sociaL and humanitarian University. Perm. Pp. 236-238. (In Russia).

9. Zinchenko V.P., Meshheryakov B.G. (2008) Bol'shoj psixologicheskij slovar' [Big PsychoLogicaL dictionary]. Moscow, Saint Petersburg: AST, AST-Moscow, Prime-euroznak. 1592 p. (In Russia).

10. Kazimirskaya T.A. (2002) Cennostny'e orientacii v nravstvennom vospitanii detej [VaLue orientations in the moraL education of chiLdren]. PhD thesis. Moscow. 184 p. (In Russia).

11. Karavaeva D.O. (2015) Osobennosti Ya-koncepcii Lichnosti mLadshix podrostkov v zavisimosti ot konfiguracii semi (s odnim i s dvumya det'mi) [Features of the seLf-concept of personaLity of younger adoLescents depending on the configuration of the famiLy (with one and with two chiLdren)]. V.S. Merlin and modern psychology: science, education, practice. Perm: Perm state sociaL and humanitarian University. Pp. 56-58. (In Russia).

12. Karpenkova I.V. (2009) Osobennosti cennostny'x orientacij sem'i s rebenkom-invalidom: sociologicheskij analiz [Features of vaLue orientations of a famiLy with a disabLed chiLd: socioLogicaL anaLysis]. PhD thesis. Moscow. (In Russia).

13. KiriLova N.A. (2000) Cennostny'e orientacii v strukture integraL'noj individuaL'nosti [VaLue orientations in the structure of integraL individuaLity]. Questions of psychology. No. 4. Pp. 29-35. (In Russia).

14. KovaLenko A.I., Sarkisyan K.R., Gundar' E.S. (2015) Osobennosti razvitiya Lichnosti edinstvennogo rebenka v sem'e [Features of personaLity deveLopment of an onLy chiLd in a famiLy]. Education and science in modern conditions: materials of the II international. (Cheboksary, January 15, 2015). Cheboksary: Interactive PLus. Pp. 180-181. (In Russia).

15. Kostromina S.N. (2012) Spravochnikshkol'nogo psihologa [Reference book of the schooL psychoLogist]. Moscow: AstreL. 512 p. (In Russia).

16. Koshkina I.V., Kardashina E.S. (2017) Vospitanie edinstvennogo rebyonka: sfera interesov i uroven' razvitiya kommunikativny'x sposobnostej [Raising an onLy chiLd: the sphere of interests and the LeveL of deveLopment of communicative abiLities]. Trends in the development of science and education. No. 24-1. Pp. 22-25. (In Russia).

17. Rokich M. (1973) Priroda chelovecheskix cennostej [The nature of human vaLues]. Moscow: Thought. (In Russia).

18. Sadovnikova T.Yu. (2005) Nravstvenno-cennostny'e orientacii podrostkov s razlichny'm vospriyatiem moral'noj atmosfery' v shkole [MoraL and vaLue orientations of adoLescents with different perceptions of the moraL atmosphere at schooL]. Author's abstract. PhD thesis. Moscow. (In Russia).

19. Sery'j A.V. (1996) Cennostny'e orientacii lichnosti vstrukture professional'no znachimy'x kachestvprakticheskix psixologov [Value orientations of a person in the structure of professionaLLy significant quaLities of practicaL psychoLogists]. Abstract of PhD thesis. Irkutsk. 25 p. (In Russia).

20. Chernova E'.G. (2003) Cennostny'e orientaciisovremennoj uchashhejsya molodezhi maly'x gorodov Central'noevropejskogo regiona Rossii [VaLue orientations of modern student youth in smaLL towns in the CentraL European region of Russia]. Abstract of PhD thesis. YarosLavL. (In Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.