УДК 37.018.1:616.28-008.14-053.2
ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
INVESTIGATION OF PARENTAL COMPETENCE IN CONDITIONS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT ORGANIZATION OF A FAMILY RAISING A CHILD WITH HEARING IMPAIRMENTS
Л.Н. Молчанова1, А.В. Чеканова2 L.N. Molchanova1, A.V. Chekanova2
1) 305000, Россия, г. Курск, ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России,
305041, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 3
2) 184606, Россия, г. Североморск, МБОУ Гимназия № 1, ул Полярная, 11
1) Kursk State Medical University, 3, Karl Marks Str., 305401, Kursk, Russia 2) Municipal budgetary institution of general education "Gimnasium № 1", 11, Polyarnaya Str., 184606, Severomorsk, Russia
E-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация
В статье представлены результаты исследования психологического содержания родительской компетенции в условиях организации психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха. Доказано, что психологическое содержание родительской компетенции как четырехкомпонентной структуры, представленной на когнитивном, ценностно-мотивационном, эмоциональном и поведенческом уровнях совокупностью взаимосвязанных качеств личности родителя, необходимых для эффективной реализации воспитательного воздействия на ребенка, характеризуется следующими особенностями: непониманием родителями необходимости формирования умений межличностного общения и соблюдения этических норм общения, трудностями в понимании причин эмоционального состояния ребенка, в ориентации на его эмоциональное состояние при построении взаимодействия, в установлении телесного контакта, ценностями здоровья, счастливой семейной жизни и профессиональной самореализации, а также проявлениями категоричности и требовательности.
Abstract
The results of the study of the psychological content of the parent competence in the context of the organization of psychological and pedagogical support for the family raising a child with hearing impairments are presented in the article. It is proved that the psychological content of the parent competence as a four-component structure represented on the cognitive, value-motivational, emotional and behavioral levels of a set of interrelated qualities of a parent, necessary for effective implementation of educational influence on the child, characterized by the following features: lack of understanding by parents of the need skills of interpersonal communication and ethics of communication, difficulties in understanding the reasons for the emotional state of the child, to focus on his emotional state while interacting and building relationships, establishing physical contact, values, health, happy family life and professional self-realization, as well as manifestations of finality and demands.
Ключевые слова: компетентностный подход, родительская компетенция, когнитивный компонент, ценностно-мотивационный компонент, эмоциональный компонент, поведенческий компонент, психолого-педагогическое сопровождение, семья, воспитывающая ребенка с нарушениями слуха Keywords: competence approach, parental competence, cognitive component, value-motivational component, emotional component, behavioral component, psychological and pedagogical support, family, educating a child with hearing impairments
Введение
Изучение проблемы взаимодействия коррекционной образовательной организации и семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха, в свете компетентностного подхода является на сегодняшний день одной из актуальных проблем в психологии. В настоящее время традиционной формой психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением слуха выступает индивидуальный образовательный маршрут сопровождения, который предполагает подбор оптимальных методов и форм работы по его социально-психологической адаптации [Блинов Ю.А., Мордич Л.Н., 2001; Никишина В.Б., Мордич Л.Н., 2003]. Мы предлагаем, во-первых, в качестве объекта психолого-педагогического сопровождения рассматривать семью как микросоциальную систему [Никишина В.Б. ,2003; Соколов А.Н., 2006; Молчанова Л.Н., Сердюкова Н.С., 2014; Молчанова Л.Н., Ситникова А.В, 2015; Чеканова А.В., Молчанова Л.Н., 2016], во-вторых, организовывать ее сопровождение с позиций компетентностного подхода.
В связи с этим возрастает необходимость формирования родительской компетенции у родителей, воспитывающих ребенка с нарушениями слуха. В широком смысле под компетентностью понимают общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум. С понятием компетентности связано понятие компетенции, понимаемое как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [http://www.miep.edu.ru/uploaded/zvezdova огевЬкт.рёЯ.
В нашем исследовании придерживаемся точки зрения Т.В. Коваленко (2016), согласно которой компетентный родитель умеет установить с ребенком доверительный контакт, чувствовать его состояние и понимать поведение, а родительская компетенция представляет собой совокупность взаимосвязанных качеств личности родителя, необходимых для эффективной реализации воспитательного воздействия на ребенка, включающую когнитивную, ценностно-мотивационную, эмоциональную и поведенческую составляющие, между которыми существует тесная взаимосвязь [Коваленко Т.В., 2016].
Объекты и методы исследования
Цель исследования, а именно: исследование психологического содержания родительской компетенции (ее когнитивного, ценностно-мотивационного, эмоционального и поведенческого компонентов) в условиях организации психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха, реализована в констатирующем эксперименте (март 2016г. - май 2016 г.) на базе ОКОУ «Курская школа-интернат».
В исследовании приняли участие 87 семей, воспитывающих детей с нарушениями слуха. Из них 13 семей неполные, состоящие из ребёнка и матери. Возраст родителей составил от 25 до 46 лет, а образовательный статус: высшее образование у 18 человек, среднее профессиональное - у 25, 26 человек имеют начальное профессиональное и 18 - среднее.
Перед проведением диагностического среза нами была тщательно изучена психолого-педагогическая и медицинская документация о развитии каждого ребенка, имеющего нарушения слуха и чьи родители приняли участие в исследовании. Реализация исследования осуществлялась с использованием следующих тестовых методик: опросника М. Рокича «Ценностные ориентации» [http://psycabi.net/testy/320-metodika-rokicha-tsennostnye-orientatsii-test-miltona-rokicha-issledovanie-tsennostnykh-orientatsij-m-rokicha-oprosnik-tsennosti-po-гоЫ^и], опросника эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ) [https://pro-psixology.ru/psixologicheskoe-obsledovanie-semi/606-oprosnik-yemocionalnyx-otnoshenij-v-seme-ei.html], опросника С. Степанова «Стили родительского поведения» [http://skorova.spb.ru/?mode=test19]. В исследовании также использовалась анкета для родителей, позволяющая выявить специфику родительско-детского общения и уровни воспитательной деятельности. Количественная и качественная оценка данных осуществлялась с помощью методов описательной статистики, а статистическая обработка результатов исследования - с помощью компьютерной программы "Statistica 6.0".
Результаты и их обсуждение
Диагностика когнитивного компонента родительской компетенции осуществлялась с помощью анкеты для родителей. Цель анкетирования состояла в выявлении понимания необходимости формирования умений родительско-детского общения, соблюдения родителями этических норм в общении с ребенком и в межличностном общении в его присутствии [http://poisk-ru.ru/s14623t3.html ]. При этом специфика родительско-детского общения соотносилась с тем или иным уровнем воспитательной деятельности родителей в семье и уровнем собственных умений общения (высоким/средним/низким). Такие три показателя, как понимание родителями необходимости формирования умений межличностного общения, соблюдение этики общения с ребенком и норм межличностного общения между собой в присутствии ребенка выступают критериями их оценки [http://poisk-ru.ru/s14623t3.html1.
В результате проведенной диагностики особенностей семейного воспитания, реализованной с помощью анкеты для родителей, высокий уровень воспитательной деятельности родителей в семье и умений общения не выявлен (0%). Средний уровень воспитательной деятельности родителей в семье и умений общения диагностирован у 61 родителя (70%). В этих семьях не всегда присутствует единодушие в воспитании, отмечены как доминирующая позиция в общении с ребенком, так и общение на равных, воздействие оказывается на ребенка не только в виде указаний, но и в виде объяснений, внушения и просьб.
Низкий уровень воспитательной деятельности родителей в семье и умений общения диагностирован у 26 родителей (30%). В этих семьях отсутствует единодушие в воспитании, преобладает доминирующая позиция в общении с ребенком, воздействие оказывается на ребенка в виде указаний, реже объяснений и просьб. Объяснение как средство воздействия на ребенка практически отсутствует. Родители чаще делают вид, что слушают ребенка, редко понимают его настроение и не учитывают его при выборе деятельности. Кроме того, родители указали, что в семье нет необходимости формирования умений межличностного общения и выработки определенных норм при общении друг с другом.
Таким образом, преобладание среднего и низкого уровней воспитательной деятельности родителей в семье, воспитывающей ребенка с нарушением слуха, свидетельствуют о недостаточной степени сформированности когнитивного компонента родительской компетенции, о преимущественном непонимании родителями необходимости формирования умений межличностного общения, соблюдение этики общения как с ребенком, так и между.
Для диагностики ценностно-мотивационного компонента родительской компетенции была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Данная методика позволяет исследовать систему ценностных ориентаций родителей обучающихся с нарушениями слуха, их отношение к окружающему миру, к своему ребенку, к образовательному учреждению к себе самому, а также определить основу мировоззрения и ключевые мотивы поступков.
Родителям, воспитывающим ребенка с нарушениями слуха, предъявлялись два списка ценностей (по 18 в каждом): терминальные и инструментальные. Каждой ценности в соответствии со степенью значимости присваивался ранговый номер.
Соггласно М. Рокичу, терминальные ценности представляют собой конечные цели индивидуального существования, к которым необходимо стремиться (ценности-цели), а инструментальные - а средства достижения целей.
Представим рейтинг терминальных ценностей родителей (табл. 1):
Таблица 1
Распределение терминальных ценностей родителей, воспитывающих ребенка с нарушениями слуха Distribution of terminal values of parents raising a child with hearing impairment
№ п/п Наименование показателя Кол-во семей
n %
1. Здоровье 27 31
2. Счастливая семейная жизнь 11 13
3. Интересная работа 9 10
4. Материально обеспеченная жизнь 9 10
5. Наличие друзей 7 8
6. Любовь 8 9
7. Жизненная мудрость 6 7
8. Уверенность в себе 5 6
9. Счастье других 5 6
10. Свобода 2 2
Итого: 87 100
Отведение первого места здоровью является предсказуемым в семьях, воспитывающих ребенка с нарушениями слуха, поскольку большинство заботятся о здоровье своих детей в связи с их психофизиологическими особенностями.
Низкий уровень значимости развлечений в жизни родителей определяется, на наш взгляд, чрезмерной занятостью и трудовой деятельностью. Последнее место «развлечений» в рейтинге ценностей не случайно: этот термин за последнее десятилетие приобрел негативную окраску.
Таким образом, лидирующими терминальными ценностями родителей, воспитывающих ребенка с нарушениями слуха, являются здоровье, счастливая семейная жизнь, интересная работа, материально обеспеченная жизнь. Как видим, на первом месте для родителей является здоровье, счастье и материальная обеспеченность.
Далее представлена таблица 2 инструментальных ценностей родителей детей с нарушениями слуха, которые можно описать как способы для достижения терминальных ценностей и как характерологические особенности необходимые для, самореализации.
Отметим, что по своей сути социальная ситуация семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха, - это обязанность и основано прежде всего на ответственности. Высокий ранг «честности» и «рационализма» в рейтинге инструментальных ценностей родителей говорит об их значимости в гармонизации супружеских взаимоотношений.
Таблица 2
Распределение инструментальных ценностей родителей, воспитывающих ребенка с нарушениями
слуха
_ Distribution of instrumental values of parents raising a child with hearing impairment_
№ п/п Наименование показателя Кол-во семей
n %
1. Ответственность 21 24
2. Честность 13 15
3. Рационализм 11 12
4. Образованность 10 11
5. Аккуратность 8 9
6. Терпимость 7 8
7. Жизнерадостность 7 8
8. Твердая воля 5 6
9. Чуткость 3 3
10. Независимость 2 2
Итого: 87 100
Низкие позиции (менее 2%) инструментальных ценностей заняли: воспитанность, широта взглядов, исполнительность, смелость, эффективность в делах, самоконтроль, нетерпимость к недостаткам, высокие запросы.
Итак, родители стремятся к созданию наилучших материальных условий жизни для детей с нарушениями слуха, опасаются за их здоровье и благополучие. Они стараются оградить ребенка от различных трудностей, поэтому исключают внесемейные контакты ребенка, получение им жизненного опыта за стенами родительского дома. Их поведение характеризуется постоянными попытками вторжения в мир ребенка.
Для диагностики эмоционального компонента родительской компетенции семей, воспитывающих ребенка с нарушениями слуха, нами был использован опросник детско-родительских эмоциональных взаимоотношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ), который позволил опосредованно выявлять степень выраженности таких характеристик взаимодействия, как: чувствительность, эмоциональное принятие и поведенческие проявления эмоционального взаимодействия.
Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия, согласно результатам диагностики эмоционального компонента родительской компетенции, характеризуется достаточно высокой чувствительностью: способностью воспринимать состояние ребенка (Хср.= 3,77; X кр.= 3,7), эмпатией (Хср.= 3,17; Хкр.= 2,8), однако недостаточно хорошо понимают причины, по которым ребенок испытывает те или иные состояния: (Хср.= 2,21; Хкр.= 3,2) и эмоциональным принятием ребенка: чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком (Хср.= 3,64; Хкр.= 3,3), безусловное принятие (Хср.= 3,47; Хкр.= 3,2), принятие себя в качестве родителя (Хср.= 3,67; Хкр.= 3,1), преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (Хср.= 3,61; Хкр.= 3,0). В поведенческих проявлениях эмоционального взаимодействия с ребенком с нарушением слуха родители испытывают трудности при стремлении к телесному контакту (Хср.= 3,22; Хкр.= 3,3) и в ориентации на состояние ребенка при построении взаимодействия с ним (Хср.= 2,03; Х кр.= 2,3). Вместе с тем умеют воздействовать на состояние ребенка (Хср.= 3,85; Х кр.= 3,2) и стремятся оказать ему эмоциональную поддержку (Хср.= 3,31; Х кр.= 2,8).
Диагностика поведенческого компонента родительской компетенции осуществлялось с помощью опросника С. Степанова «Стили родительского поведения», который позволил выявить стратегию семейного воспитания среди родителей, воспитывающих ребенка с нарушениями слуха.
Воспитательную деятельность мы рассматриваем как деятельность, определяющую главные линии воспитания: формирование личностных качеств ребенка, расширение его кругозора, приобщение к культурным ценностям, направленность и содержание детской деятельности.
Преобладающим стилем семейного воспитания явился авторитарный стиль. 56 (64%) родителей, воспитывающих ребенка с нарушениями слуха, категоричны и требовательны, имеют достаточно четкие представления о том, каким должен вырасти их ребенок.
Либеральный стиль выявлен у 17 (20%) родителей, которые высоко ценят своего ребенка, доверяют ему, считают простительными его слабости, общаются с ребенком на равных, не склонны к запретам и ограничениям.
Индифферентный стиль диагностирован у 13 (15%) родителей, имеющих ребенка с нарушениями слуха. Проблемы воспитания не являются для них первостепенными, поскольку родители заняты своей работой, а дети предоставлены сами себе, не чувствуя поддержки и помощи родителя в создавшихся сложных ситуациях. Дети у таких родителей принимают решения сами, самостоятельно разрешают, как могут, свои проблемы.
Авторитетный стиль семейного воспитания практически не выявлен (1%). Это говорит о том, что родители не до конца осознают свою важную роль в становлении личности ребенка и не признают за ребенком и за собой право на саморазвитие. Они не всегда готовы пересматривать свои позиции.
Следовательно, полученные результаты указывают на то, что в поведенческом компоненте родительской компетенции доминирует деструктивная стратегия безусловного подчинении ребенка родителям, его полной зависимости от них, что препятствует формированию активной личностной позиции и самостоятельности. Вместе с тем значительная часть родителей, воспитывающих ребенка с нарушением слуха, склонна к либеральному и индифферентному стилям, при которых либо снижены запреты и контроль, либо ребенок предоставлен самому себе.
Заключение
Таким образом, исследование психологического содержания родительской компетенции в условиях организации психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей
ребенка с нарушениями слуха, позволяет сделать вывод о том, что: во-первых, она является четырехкомпонентной структурой, представленной на когнитивном, ценностно-мотивационном, эмоциональном и поведенческом уровнях совокупностью взаимосвязанных качеств личности родителя, необходимых для эффективной реализации воспитательного воздействия на ребенка; во-вторых: когнитивный компонент родительской компетенции представлен средним и низким уровнями воспитательной деятельности с преобладанием непонимания родителями необходимости формирования умений межличностного общения, соблюдение этики общения как с ребенком, так и между собой; эмоциональный компонент родительской компетенции характеризуется трудностями в понимании причин эмоционального состояния ребенка, в ориентации на его эмоциональное состояние при построении взаимодействия, в установлении телесного контакта; в ценностно-мотивационном компоненте родительской компетенции доминирующими являются ценности здоровья и счастливой семейной жизни, а также ценности профессиональной самореализации; в поведенческом компоненте родительской компетенции доминирует авторитарный стиль, свидетельствующий о проявлениях категоричности и требовательности.
Список литературы References
1. Блинов Ю.А., Мордич Л.Н. 2001. Основные принципы психологической реабилитации детей с задержкой психического развития. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 1: 17.
Blinov Yu.A., Mordich L.N. 2001. Osnovnye printsipy psikhologicheskoy reabilitatsii detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya. Vestnik psikhosotsial'noy i korrektsionno-reabilitatsionnoy raboty [Bulletin of psychosocial and correctional-rehabilitation work]. 1: 17. (in Russian)
2. Выявление педагогической культуры родителей. Анкета для родителей. URL: http://poisk-ru.ru/s14623t3.html (дата обращения: 1.07.2017).
Vyyavlenie pedagogicheskoy kul'tury roditeley. Anketa dlya roditeley [Revealing the pedagogical culture of parents. Questionnaire for parents]. Available at: http://poisk-ru.ru/s14623t3.html (accessed by 1 June 2017). (in Russian)
3. Звездова А.Б., Орешкин, В.Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании URL: http://www.miep.edu.ru/uploaded/zvezdova_oreshkin.pdf (дата обращения: 1.07.2017).
Zvezdova A.B., Oreshkin, V.G. Kompetentnostnyy podkhod v vysshem professional'nom obrazovanii [Competence approach in higher vocational education]. Available at: Available at: http://www.miep.edu.ru/uploaded/zvezdova_oreshkin.pdf (accessed by 1 June 2017). (in Russian)
4. Коваленко Т.В. 2016. Моделирование взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования. Автореф. дис.. .канд.пед. наук. Омск, 27 с.
Kovalenko T.V. 2016. Modelirovanie vzaimodeystviya sem'i i shkoly v usloviyakh sovremennogo nachal'nogo obrazovaniya [Modeling the interaction between family and school in the context of modern primary education]. Abstract. dis. .. .kand. ped. sciences. Omsk, 27. (in Russian)
5. Методика Рокича «Ценностные ориентации». (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценности по Рокичу). URL: http://psycabi.net/testy/320-metodika-rokicha-tsennostnye-orientatsii-test-miltona-rokicha-issledovanie-tsennostnykh-orientatsij-m-rokicha-oprosnik-tsennosti-po-rokichu. (дата обращения: 1.07.2017).
Metodika Rokicha «Tsennostnye orientatsii». (Test Miltona Rokicha. / Issledovanie tsennostnykh orientatsiy M. Rokicha. / Oprosnik tsennosti po Rokichu) [Rokich's method «Value orientations». (Test of Milton Rokich. / Study of value orientations M. Rokich. / Questionnaire of values according to Rokich)]. Available at: http://psycabi.net/testy/320-metodika-rokicha-tsennostnye-orientatsii-test-miltona-rokicha-issledovanie-tsennostnykh-orientatsij-m-rokicha-oprosnik-tsennosti-po-rokichu html (accessed by 1 June 2017). (in Russian)
6. Молчанова Л.Н., Сердюкова Н.С. 2014. Особенности функционирования микросоциальной системы «Семья, пережившая воздействие кризисной ситуации, связанная с инвалидностью ребенка». Перспективы науки и образования, 6 (12): 118-125.
Molchanova L.N., Serdyukova N.S. 2014. Osobennosti funktsionirovaniya mikrosotsial'noy sistemy «Sem'ya, perezhivshaya vozdeystvie krizisnoy situatsii, svyazannaya s invalidnost'yu rebenka». Perspektivy nauki i obrazovaniya [Prospects of science and education]. 6 (12): 118-125. (in Russian)
7. Молчанова Л.Н., Ситникова А.В. 2015. Особенности функционирования семей, воспитывающих детей с нарушением слуха. Коррекционно-педагогическое образование, 3 (3): 16-27.
Molchanova L.N., Sitnikova A.V. 2015. Osobennosti funktsionirovaniya semey, vospityvayushchikh detey s narusheniem slukha. Korrektsionno-pedagogicheskoe obrazovanie [Correction and pedagogical education].3 (3): 16-27. (in Russian)
8. Никишина В.Б., Мордич Л.Н. 2003. Программы психологической реабилитации детей с нарушениями умственного развития. Учеб. пособие. Курский государственный медицинский ун-т, Курск: КГМУ, 130 с.
Nikishina V.B., Mordich L.N. 2003. Programmy psikhologicheskoy reabilitatsii detey s narusheniyami umstvennogo razvitiya [Programs of psychological rehabilitation of children with intellectual disabilities. Textbook. Allowance]. Kursk: KGMU, 130. (in Russian)
9. Никишина В.Б. 2003. Деструктивность семейных отношений как фактор нарушений психического развития у детей. Ярославский педагогический вестник, 4(37): 101-104.
Nikishina V.B. 2003. Destruktivnost' semeynykh otnosheniy kak faktor narusheniy psikhicheskogo razvitiya u detey. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 4(37): 101-104. (in Russian)
10. Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ). URL: https://pro-psixology.ru/psixologicheskoe-obsledovanie-semi/606-oprosnik-yemocionalnyx-otnoshenij-v-seme-ei.html. (дата обращения: 1.07.2017).
Oprosnik emotsional'nykh otnosheniy v sem'e E.I. Zakharovoy (metodika ODREV) [A questionnaire of emotional relations in the family of E.I. Zakharova (methodology of the PDEV) ]. Available at: https://pro-psixology.ru/psixologicheskoe-obsledovanie-semi/606-oprosnik-yemocionalnyx-otnoshenij-v-seme-ei.html (accessed by 1 June 2017). (in Russian)
11. Опросник С. Степанова «Стили родительского поведения». URL: http://skorova.spb.ru/?mode=test 19. (дата обращения: 1.07.2017).
Oprosnik S. Stepanova «Stili roditel'skogo povedeniya» [Questionnaire S. Stepanov «Styles of parental behavior»]. Available at: http://skorova.spb.ru/?mode=test19 (accessed by 1 June 2017). (in Russian)
12. Соколов А.Н. 2006. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с нарушенным слухом. Два века российской сурдопедагогики: Материалы Всероссийского конгресса сурдопедагогов. СПб., Наука-Питер: 300-303.
Sokolov A.N. 2006. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie semey, imeyushchikh detey s narushennym slukhom. Dva veka rossiyskoy surdopedagogiki: Materialy Vserossiyskogo kongressa surdopedagogov [Psychological and pedagogical support of families with children with hearing impaired. Two centuries of Russian surdopedagogy: Materials of the All-Russian congress of surdopedagogists.]. SPb., Science-Peter: 300-303. (in Russian)
13. Чеканова А.В., Молчанова Л.Н. 2016. Проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с нарушениями слуха. В сборнике: Лучшая научная статья 2016 сборник статей III Международного научно-практического конкурса. Пенза: 173-176.
CHekanova A.V., Molchanova L.N. 2016. Problema detsko-roditel'skih otnoshenij v sem'yah, vospityvayushchih rebenka s narusheniyami sluha. V sbornike : Luchshaya nauchnaya stat'ya 2016 sbornik statej III Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo konkursa. Penza: 173-176.