Научная статья на тему 'Влияние внутрисемейных факторов на формирование ценностных ориентаций молодежи'

Влияние внутрисемейных факторов на формирование ценностных ориентаций молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
477
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СЕМЬЯ / МОЛОДЕЖЬ / ФАКТОРЫ / ВЛИЯНИЕ / РОДИТЕЛИ / ДЕТИ / FORMATION / VALUE ORIENTATIONS / FAMILY / YOUTH / FACTORS / INFLUENCE / PARENTS / CHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мусина-Мазнова Галия Хамитовна, Сорокина Ираида Аркадьевна

Данная статья посвящена изучению влияния внутрисемейных факторов на формирование ценностных ориентаций молодежи. Ценностные ориентации являются средством личностного самоопределения, основой выстраивания иерархии индивидуальных жизненных ценностей. Изучив проблему ценностных ориентаций в отечественных и зарубежных научных исследованиях, авторы обобщают определение ценностных ориентаций. Ценностные ориентации авторами рассматриваются как отражение в сознании человека личностных установок и мировоззренческих ориентиров, выступающих в качестве стратегических целей жизни, потребностей и являющихся регуляторами поведения и поступков индивида. В статье описывается результат исследования, которое проводилось среди студентов факультетов педагогики, социальной работы и физической культуры, мировой экономики и управления и иностранных языков Астраханского государственного университета, и их родителей. Общее количество испытуемых составило 85 человек и 85 семей. Целью исследования было изучение влияния внутрисемейных факторов на формирование ценностных ориентаций современных молодых людей. Авторы выдвинули предположение о том, что внутрисемейные факторы, а именно: уровень социального благополучия семьи, ее материальное положение, тип родительского отношения играют важную роль в процессе формирования ценностных ориентаций молодежи. Эмпирическое исследование строилось на сравнение ценностей родителей и детей из семей разного типа, материального достатка. В результате эмпирического исследования авторы приходят к выводу о влиянии внутрисемейных факторов (типа семьи, ее материальное положение) на процесс формирования ценностных ориентаций молодежи, а также, что такой фактор, как материальное положение семьи также оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of family factors on the formation of value orientations of young people

This article is devoted to the study of the influence of intrafamily factors on the formation of value orientations of young people. Value orientations are a means of personal self-determination, the basis for building a hierarchy of individual life values. Having studied the problem of value orientations in domestic and foreign scientific research, the authors summarize the definition of value orientations. The authors consider value orientations as a reflection in the mind of a person of personal attitudes and ideological orientations that act as strategic goals of life, needs, and are regulators of individual behavior and actions. The article describes the result of the study, which was conducted among students of the faculties of pedagogy, social work and physical education, the world economy and management, and foreign languages of Astrakhan State University, and their parents. The total number of subjects was 85 people and 85 families. The aim of the study was to study the influence of intrafamily factors on the formation of value orientations of modern young people. The authors suggested that the family factors, namely: the level of social well-being of the family, its financial situation, type of parental relationship play an important role in the process of forming the value orientations of young people. Empirical research was based on a comparison of the values of parents and children from families of different types and material wealth. As a result of empirical research, the authors come to the conclusion about the influence of intrafamily factors (such as family, their financial situation) on the process of formation of value orientations of young people, and also that such factors as the financial situation of the family also influences the formation of value orientations of young people.

Текст научной работы на тему «Влияние внутрисемейных факторов на формирование ценностных ориентаций молодежи»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №3, Том 7 / 2019, No 3, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-3 -2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/45PDMN319.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Мусина-Мазнова Г.Х., Сорокина И. А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование ценностных ориентаций молодежи // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Musina-Maznova G.H., Sorokina I.A. (2019). The influence of family factors on the formation of value orientations of young people. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN319.pdf (in Russian)

УДК 373 ГРНТИ 14.25.05

Мусина-Мазнова Галия Хамитовна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Астрахань, Россия Доцент кафедры «Социальной педагогики и психологии» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: galmus@mail.ru

Сорокина Ираида Аркадьевна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Астрахань, Россия Доцент кафедры «Социальной педагогики и психологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: bhfblfcjhjrbyf@yandex.ru

Влияние внутрисемейных факторов на формирование ценностных ориентаций молодежи

Аннотация. Данная статья посвящена изучению влияния внутрисемейных факторов на формирование ценностных ориентаций молодежи. Ценностные ориентации являются средством личностного самоопределения, основой выстраивания иерархии индивидуальных жизненных ценностей. Изучив проблему ценностных ориентаций в отечественных и зарубежных научных исследованиях, авторы обобщают определение ценностных ориентаций. Ценностные ориентации авторами рассматриваются как отражение в сознании человека личностных установок и мировоззренческих ориентиров, выступающих в качестве стратегических целей жизни, потребностей и являющихся регуляторами поведения и поступков индивида. В статье описывается результат исследования, которое проводилось среди студентов факультетов педагогики, социальной работы и физической культуры, мировой экономики и управления и иностранных языков Астраханского государственного университета, и их родителей. Общее количество испытуемых составило 85 человек и 85 семей.

Целью исследования было изучение влияния внутрисемейных факторов на формирование ценностных ориентаций современных молодых людей. Авторы выдвинули предположение о том, что внутрисемейные факторы, а именно: уровень социального благополучия семьи, ее материальное положение, тип родительского отношения играют важную роль в процессе формирования ценностных ориентаций молодежи.

Эмпирическое исследование строилось на сравнение ценностей родителей и детей из семей разного типа, материального достатка. В результате эмпирического исследования авторы приходят к выводу о влиянии внутрисемейных факторов (типа семьи, ее материальное

https:// mir-nauki. com

положение) на процесс формирования ценностных ориентаций молодежи, а также, что такой фактор, как материальное положение семьи также оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций молодежи.

Ключевые слова: формирование; ценностные ориентации; семья; молодежь; факторы; влияние; родители; дети

Политико-экономические и социокультурные преобразования влекут за собой изменения ценностно-нормативной базы, общества и отдельных социальных групп. В результате реформ государственного строя и государственной политики происходит пересмотр жизненных приоритетов, переоценка ценностей, личность заново выстаивают для себя иерархию ценностных ориентаций. Ценностные ориентации являются средством личностного самоопределения, основой выстраивания иерархии индивидуальных жизненных ценностей.

Проблема ценностных ориентаций изучается в отечественных и зарубежных научных исследованиях. В научных трудах Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Л.И. Анцыферовой, Л.И. Божович, АН. Леонтьева, B.C. Мухиной, С.Л. Рубинштейна акцент делается на ценностные отношения личности к различным сторонам действительности. К. Роджерс,

A. Маслоу, Г. Олпорт представители гуманистической психологии убеждают, что правильный выбор ценностей ведёт к самоактуализации и личностному росту человека. В работах

B. Смирнова, И. Арямова, А. Залкинда, В. Мясищева, Н. Рыбникова проводятся исследование ценностных ориентаций молодежи.

Используя философский подход для определения ценностных ориентаций Н.Г. Кузьмина приходит к выводу о ведущей роли сознания, выражающегося в потребностях, интересах, обеспечивающих определенный тип поведения и деятельности [2, с. 181].

Орлова В.В. ценностные ориентации рассматривает как существенные, ценностные установки личности, на формирование которых оказывают влияние оценки, суждения, убеждения, существующие как система общепринятых ценностей в определенном обществе [6, с. 72].

Изучив исследования проблемы ценностных ориентаций молодежи, мы делаем следующие заключение. Под ценностными ориентациями мы понимаем отражение в сознании человека личностных установок и мировоззренческих ориентиров, выступающих в качестве стратегических целей жизни, потребностей и являющихся регуляторами поведения и поступков индивида.

Формирование ценностных ориентаций личности начинается с детства, с семьи и детского сада, и далее большое влияние на формирование ценностей оказывает школа, социальная среда, семья. Молодёжь как социально-демографическая группа населения находится в возрастном периоде, профессионального и личностного становления. По мнению Кухтериной Е.А. для молодежи большее значение приобретают его внутренние движущие силы, личные потребности и приоритеты, направляющие индивида к самостоятельной жизнедеятельности. Они выступают ценностными ориентирами и регуляторами поведения молодых людей для достижения собственных целей [3, с. 284]. В результате проведенных исследований Мерзлякова С.В. выявила главные жизненные ценности современной молодежи: семья, друзья и здоровье, интересная работа, деньги и справедливость, религия [4, с. 89].

Анализ теоретических источников (Дубавина А.В., Черствая О.Е., Киселева Е.В., Сорокоумова Е.А.) показал, что базовые ценностные ориентации личности формируются до семи лет, отсюда семья выступает как основной важный фактор формирования ценностей индивида [1; 8; 10]. Семья является одним из главных социальных институтов,

заинтересованного в благополучии своих граждан, в повышении демографии и благосостояния населения. Фактор воздействия родителей на детей имеет длительный характер, семья влияет на поведение подростка в обществе, на формирование жизненных ценностей, на построение собственной семьи, на профессиональный выбор молодежи. Таким образом, изучение внутрисемейных факторов, которые оказывают влияние на формирование ценностных ориентаций молодых людей, приобретает особое значение.

Нами проводилось исследование среди студентов факультетов педагогики, социальной работы и физической культуры, мировой экономики и управления и иностранных языков Астраханского государственного университета, и их родителей. Общее количество испытуемых составило 85 человек и 85 семей.

Целью исследования было изучение влияния внутрисемейных факторов на формирование ценностных ориентаций современных молодых людей. Мы выдвинули предположение о том, что внутрисемейные факторы, а именно: уровень социального благополучия семьи, ее материальное положение, тип родительского отношения играют важную роль в процессе формирования ценностных ориентаций молодежи.

Нами были использованы следующие методики исследования: опросник «Ценностные ориентации» (М. Рокич); анкета по выявлению уровня материального положения семьи. Методики исследования были предложены испытуемым в бланковых вариантах с инструкциями [7].

На сегодняшний день наиболее популярной и распространенной методикой исследования ценностных ориентаций является методика американского психолога Милтона Рокича. Она основана на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич выделяет два типа ценностей: терминальные или ценности-цели и инструментальные или ценности - средства. К первым относятся такие ценности, как, например, здоровье, счастливая семейная жизнь, интересная работа и т. д. А ко второй категории - аккуратность, твердая воля, независимость и другие.

Респонденту предоставляются два списка ценностей, по 18 в каждом, расположенных в алфавитном порядке. И предлагается проранжировать их в порядке значимости от 1(наиболее значимого) до 18 (наименее значимого). Сначала предлагается набор терминальных ценностей, а затем инструментальных.

Мы сравнивали ценностные ориентации родителей и детей с целью установления наличия связи между терминальными и инструментальными ценностями двух поколений. Для расчета корреляционной связи использовали коэффициент корреляции Спирмена. Сформулировали статистические гипотезы.

Н0: Корреляция между иерархиями терминальных ценностей поколения родителей и поколения детей не отличаются от нуля.

Н1: Корреляция между иерархиями терминальных ценностей поколения родителей и поколения детей статистически значимо отличается от нуля.

Применив коэффициент ранговой корреляции Спирмена, мы получили:

где d - разности между рангами по каждой из переменных, в данном случае, по каждой из терминальных ценностей; N - количество переменных, образующих иерархию, в данном случае, количество ценностей.

https:// mir-nauki. com

По статистическим таблицам определяем критические значения:

rsKp—

0,47(р<0,05) 0,60(р<0,01)

г8эмп > г8кр с уровнем статистической значимости 1 % (р < 0,01)

Принимается гипотеза Н1: Корреляция между иерархиями терминальных ценностей поколения родителей и поколения детей статистически значимо отличается от нуля.

Таким образом, мы можем сделать вывод о статистическом соответствии терминальных ценностей поколения родителей и поколения детей, т. е. существует значительное влияние ценностей родителей на формирование ценности детей.

Однако, максимальное расхождение наблюдается по терминальным ценностям: «наличие хороших и верных друзей» (11 место в иерархии родителей и 1 - в иерархии детей), «жизненная мудрость» (7 - родители и 14 - дети), «материально обеспеченная жизнь» (5 -родители и 11 - дети).

Важнейшими терминальными ценностями (первые места в иерархии) для обеих выборок являются "здоровье", "любовь", "активная деятельная жизнь", "счастливая семейная жизнь". Совпадение наблюдаем по ценностям "любовь", "общественное признание"; близки по ценностям "активная деятельная жизнь", "интересная работа", "уверенность в себе". Значит, поколения в семьях достаточно близки по выбору жизненных ценностей, и семья оказывает достаточное влияние на формирование выбора ценностей молодежи.

На следующем этапе эмпирического исследования мы проанализировали инструментальные ценности родителей и детей. Для расчета корреляционной связи использовали коэффициент корреляции Спирмена. Сформулировали статистические гипотезы.

Н0: Корреляция между иерархиями инструментальных ценностей поколения родителей и поколения детей не отличаются от нуля.

Н1: Корреляция между иерархиями инструментальных ценностей поколения родителей и поколения детей статистически значимо отличается от нуля.

Была принята гипотеза Н1: Корреляция между иерархиями инструментальных ценностей поколения родителей и поколения детей статистически значимо отличается от нуля. Можем сделать вывод о статистическом соответствии инструментальных ценностей поколения родителей и поколения детей. Влияние инструментальных ценностей родителей на формирование инструментальных ценностей детей имеет место.

Однако, максимальное расхождение наблюдается по инструментальным ценностям: «эффективность в делах» (2 - родители и 11 - дети), «образованность» (12 - родители и 5 -дети), «аккуратность» (8 - родители и 14 - дети), независимость (14 - родители и 8 - дети), рационализм (1 - родители и 6 - дети). Поколения в семьях достаточно близки по выбору инструментов достижения жизненных целей, семья оказывает достаточное влияние на формирование выбора инструментальных ценностей молодежи.

Максимальное расхождение наблюдается по следующим терминальным ценностям: "счастье других" (8 - родителей, 17 - детей), "наличие хороших и верных друзей" (15 -родители, 7 - дети), "уверенность в себе" (8 - родители, 2 - дети), "материально обеспеченная жизнь" (1 - родители, 7 - дети).

Важнейшей терминальной ценностью для обеих выборок является "активная жизненная деятельность". Совпадение наблюдаем по ценностям "любовь", "общественное признание", "творчество".

Максимальное расхождение наблюдается по следующим инструментальным ценностям: "твердая воля" (18 - родителей, 2 - дети), "эффективность в делах" (4 - родители, 12 - дети), "смелость в отстаивании своего мнения" (16 - родители, 4 - дети), "непримиримость к недостаткам в себе и других" (8 - родители, 18 - дети). Важнейшими инструментальными ценностями (первые места в иерархии) для обеих выборок стали "воспитанность" и "ответственность". Совпадение наблюдаем по ценностям "воспитанность", "чуткость, "исполнительность".

Максимальное расхождение наблюдается по следующим терминальным ценностям: "наличие хороших и верных друзей" (10 - родители, 2 - дети), "материально обеспеченная жизнь" (5 - родителей, 12 - дети), "жизненная мудрость" (7 - родителей, 17 - дети). Важнейшими терминальными ценностями (первые места в иерархии) для обеих выборок являются "любовь", "активная жизненная деятельность", "здоровье". Совпадение наблюдаем по ценностям "уверенность в себе"; близкой по рангу в иерархии ценностей оказалась "активная жизненная деятельность".

Можно сделать вывод о статистическом соответствии инструментальных ценностей поколения родителей и поколения детей. Влияние ценностей родителей на формирование ценности детей присутствует. Максимальное расхождение наблюдается по следующим инструментальным ценностям: "образованность" (13 - родители, 5 - дети), "эффективность в делах" (4 - родителей, 10 - дети), "независимость" (14 - родители, 8 - дети), "аккуратность" (8 - родители, 14 - дети). Таким образом, мы можем сделать вывод о статистическом соответствии терминальных ценностей поколения родителей и поколения детей. Ценности родителей оказывают влияние на формирование ценностей детей.

Максимальное расхождение наблюдается по следующим терминальным ценностям: "материально обеспеченная жизнь" (12 - родители, 5 - дети), "продуктивная жизнь" (3 -родители, 10 - дети). Важнейшими терминальными ценностями (первые места в иерархии) для обеих выборок являются "здоровье" и "счастливая семейная жизнь".

Совпадение наблюдаем по ценностям "здоровье", "счастливая семейная жизнь". Близкий ранг имеют ценности "уверенность в себе", "счастье других", "развитие", "свобода", "познание", "общественное признание", "интересная работа". Можно сделать вывод о влияние ценностей родителей на ценности детей имеет место.

Максимальное расхождение наблюдается по следующим инструментальным ценностям: "рационализм" (2 - родители, 13 - дети), "самоконтроль" (1 - родители, 15 - дети), "широта взглядов" (11 - родители, 3 - дети), "образованность" (14 - родители, 7 - дети). Важнейшими терминальными ценностями для обеих выборок стали "ответственность", "жизнерадостность". Совпадение наблюдаем по ценности "чуткость".

Перейдем к анализу ценностей родителей и детей в семьях, разделенных по критерию материального положения. Для расчета корреляционной связи используем коэффициент корреляции Спирмена. Рассмотрим фактор материального положения семьи, для этого сравним корреляционную связь ценностей в семьях с разным уровнем дохода. Сначала проанализируем терминальные ценности родителей и детей в семьях с низким доходом. Для расчета корреляционной связи используем коэффициент корреляции Спирмена. Сформулируем статистические гипотезы.

Н0: Корреляция между иерархиями терминальных ценностей поколения родителей и поколения детей в семьях с низким уровнем доходов не отличаются от нуля.

Н1: Корреляция между иерархиями терминальных ценностей поколения родителей и поколения детей в семьях с низким уровнем доходов статистически значимо отличается от нуля.

Принимается гипотеза Н1: Корреляция между иерархиями терминальных ценностей поколения родителей из семей с низкими доходами и поколения детей статистически значимо отличается от нуля.

Таким образом, мы можем сделать вывод о статистическом соответствии терминальных ценностей поколения родителей и поколения детей семей с низким уровнем доходов. Влияние ценностей родителей на ценности детей значимо.

Максимальное расхождение наблюдается по следующим терминальным ценностям: "материально обеспеченная жизнь" (2 - родители, 14 - дети), "развитие" (13 - родители, 5 -дети), "счастье других" (11 - родители, 17 - дети), "познание" (10 - родители, 6 - дети).

Поколения в семьях с низким уровнем доходов достаточно близки по выбору жизненных ценностей, и семья оказывает достаточное влияние на выбор ценностей молодежью. Теперь сравним инструментальные ценности родителей и детей в семьях с низким уровнем доходов. Сформулируем статистические гипотезы.

Н0: Корреляция между иерархиями инструментальных ценностей поколения родителей и поколения детей в семье с низким уровнем дохода не отличаются от нуля.

Н1: Корреляция между иерархиями инструментальных ценностей поколения родителей и поколения детей в семье с низким уровнем дохода статистически значимо отличается от нуля.

Принимается гипотеза Н1: Корреляция между иерархиями инструментальных ценностей поколения родителей и поколения детей статистически значимо отличается от нуля. Таким образом, мы можем сделать вывод о статистическом соответствии инструментальных ценностей поколения родителей и поколения детей из семьи с низкими доходами. Влияние ценностей родителей на формирование ценности детей присутствует.

Максимальное расхождение наблюдается по инструментальным ценностям: "независимость" (10 - родители, 16 - дети), "непримиримость к недостаткам в себе и других" (11 - родители, 18 - дети), "смелость в отстаивании своего мнения" (12 - родители, 5 - дети), "эффективность в делах" (3 - родители, 10 - дети). Поколения в семьях с низким уровнем дохода близки по выбору терминальных ценностей, но расходятся по выбору инструментальных. Теперь сравним терминальные ценности родителей и детей в семьях с высоким уровнем дохода. Сформулируем статистические гипотезы.

Н0: Корреляция между иерархиями терминальных ценностей поколения родителей и поколения детей в семьях с высоким уровнем доходов не отличаются от нуля.

Н1: Корреляция между иерархиями терминальных ценностей поколения родителей и поколения детей в семьях с высоким уровнем доходов статистически значимо отличается от нуля.

Принимается гипотеза Н1: Корреляция между иерархиями терминальных ценностей поколения родителей и поколения детей в семьях с высоким уровнем доходов статистически значимо отличается от нуля. Мы приходим к выводу о статистическом соответствии терминальных ценностей поколения родителей и поколения детей в семьях с высоким уровнем дохода. Ценности родителей оказывают влияние на формирование ценности детей.

Максимальное расхождение наблюдается по следующим терминальным ценностям: "счастливая семейная жизнь" (1 - родители, 7 - дети), "наличие хороших и верных друзей" (11 - родители, 1 - дети), "жизненная мудрость" (9 - родители, 15 - дети). Поколения в семьях

https:// mir-nauki. com

с высоким уровнем доходов достаточно близки по выбору жизненных ценностей, и семья оказывает наибольшее влияние на выбор ценностей молодежью, чем в семьях с другим материальным достатком.

Теперь сравним инструментальные ценности родителей и детей в семьях с высоким уровнем доходов. Сформулируем статистические гипотезы.

Н0: Корреляция между иерархиями инструментальных ценностей поколения родителей и поколения детей в семье с высоким уровнем дохода не отличаются от нуля.

Н1: Корреляция между иерархиями инструментальных ценностей поколения родителей и поколения детей в семьях с высоким уровнем доходов статистически значимо отличается от нуля.

Принимается гипотеза Но: Корреляция между иерархиями инструментальных ценностей поколения родителей и поколения детей в семье с высоким уровнем дохода не отличаются от нуля. Можно сделать вывод о статистическом несоответствии инструментальных ценностей поколения родителей и поколения детей из семьи с высоким доходом. Влияние ценностей родителей на формирование ценности детей отсутствует.

Максимальное расхождение наблюдается по инструментальным ценностям: "независимость" (16 - родители, 7 - дети), "образованность" (15 - родители, 1 - дети), "ответственность" (1 - родители, 15 - дети). Совпадение наблюдаем по ценностям "непримиримость к недостаткам в себе и других", "смелость в отстаивании своего мнения". Близки по значению ценности "высокие запросы", "аккуратность", "терпимость". Значит, семьи с высоким уровнем дохода не оказывают влияния на формирование ценностных ориентаций молодежи.

Таким образом, выдвинутое нами предположение о том, что внутрисемейные факторы, а именно: уровень социального благополучия семьи, ее материальное положение, тип родительского отношения играют важную роль в процессе формирования ценностных ориентаций молодежи, подтвердилось.

Мы пришли к выводу, что материальное положение влияет следующим образом. Поколения в семьях с низким уровнем доходов достаточно близки по выбору жизненных ценностей, и семья оказывает достаточное влияние на выбор ценностей молодежью. Более низкое и слабое влияние ценностей родителей из семьи с высоким доходом оказывает на формирование ценности детей.

Проведенные социологические исследования позволяют нам сделать вывод о статистическом соответствии терминальных ценностей поколения родителей и поколения детей, т. е. существует значительное влияние ценностей родителей на формирование ценности детей. Важнейшими ценностями родителей, влияющими на формирование ценностей детей, являются "здоровье", "любовь", "активная деятельная жизнь", "счастливая семейная жизнь", "воспитанность", "чуткость, "исполнительность", "общественное признание"; "интересная работа", "творчество". Таким образом, поколения в семьях достаточно близки по выбору жизненных ценностей, и семья оказывает достаточное влияние на формирование выбора ценностей молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьмина Н.Г. Формирование и использование человеческого капитала на региональном уровне [Текст]: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 - М.: РГБ, 2007 г. -181 с.

2. Орлова В.В. Ценностные ориентации и патриотическое воспитание молодежи... Вестник РУДН, серия Социология, 2009, № 1 с. 72.

3. Кухтерина Е.А. Личностный рост как основа вертикальной социальной мобильности молодежи // Вестник УГТУ - УПИ. Актуальные проблемы социологии: Сб. науч. статей. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ - УПИ, 2003. -№4(24). - С. 284.

4. Мерзлякова С.В. Семейное самоопределение молодежи: понятие, типологизация, механизмы формирования // Акмеология. 2013. №4, с. 89.

5. Дубавина А.В., Станиславская И.Г. Представление спортсменов-профессионалов о семейных взаимоотношениях // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. №11, с. 56.

6. Сорокоумова Е.А., Маргун И.П. Позитивные детско-родительские отношения: сущность и специфика // Социально-гуманитарные знания. 2014. №5, с. 127.

7. Черствая О.Е., Киселева Е.В. Семейный уклад и карьера. Вологда, Москва: Изд. Русь, 2005 г. с. 81.

8. Столович Л.Н. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии. - 2004. -№ 7. с. 94.

9. Рокич М. «Ценностные ориентации»: шкалы.. .dip-psi.ru>.. .post.. .rokicha-tsennostnyye-oriyentatsii.

Musina-Maznova Galyia Hamitovna

Astrakhan state university, Astrakhan, Russia E-mail: pal9@rambler.ru

Sorokina Iraida Arkadevna

Astrakhan state university, Astrakhan, Russia E-mail: bhfblfcjhjrbyf@yandex.ru

The influence of family factors on the formation of value orientations of young people

Abstract. This article is devoted to the study of the influence of intrafamily factors on the formation of value orientations of young people. Value orientations are a means of personal self-determination, the basis for building a hierarchy of individual life values. Having studied the problem of value orientations in domestic and foreign scientific research, the authors summarize the definition of value orientations. The authors consider value orientations as a reflection in the mind of a person of personal attitudes and ideological orientations that act as strategic goals of life, needs, and are regulators of individual behavior and actions. The article describes the result of the study, which was conducted among students of the faculties of pedagogy, social work and physical education, the world economy and management, and foreign languages of Astrakhan State University, and their parents. The total number of subjects was 85 people and 85 families.

The aim of the study was to study the influence of intrafamily factors on the formation of value orientations of modern young people. The authors suggested that the family factors, namely: the level of social well-being of the family, its financial situation, type of parental relationship play an important role in the process of forming the value orientations of young people.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Empirical research was based on a comparison of the values of parents and children from families of different types and material wealth. As a result of empirical research, the authors come to the conclusion about the influence of intrafamily factors (such as family, their financial situation) on the process of formation of value orientations of young people, and also that such factors as the financial situation of the family also influences the formation of value orientations of young people.

Keywords: formation; value orientations; family; youth; factors; influence; parents; children

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.