Научная статья на тему 'РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА'

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1498
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
признаки одаренности / взаимоотношения / факторы семейного воспитания / методики выявления одарённости / signs of giftedness / relationships / factors of family upbringing / methods for identifying giftedness

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щипицына Алена Сергеевна

Личность ребенка с признаками одаренности рассматривается в контексте семейных отношений, актуализируется проблема низкого уровня компетентности родителей в вопросе воспитания одаренных детей, исследуются основные типы отношения родителей к своим детям, приводятся основные условия психолого-педагогического сопровождения родителей детей с признаками одаренности, подчеркиваются основные проблемы данной категории детей, блокирующие процесс становления гармоничной личности. Также приводится краткий обзор методик для выявления и распознавания родителями способностей детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF THE GIFTED CHILD

In this article, the personality of a child with signs of giftedness is considered in the context of family relations, the problem of the low level of parents' competence in the issue of raising gifted children is updated. The main types of parental relationships with their children, the basic conditions of psychological and pedagogical support of parents of children with signs of giftedness are given, the main problems of this category of children, blocking the process of becoming a harmonious individual, are emphasized. It also provides a brief overview of methods for identifying and recognizing abilities in children by parents.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА»

УДК 376:159.922.76-056.45

DOI: 10.24411/2308-7226-2020-10011

Щипицына Алена Сергеевна

аспирант кафедры дошкольной педагогики и психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, (342) 215-19-61 e-mail: alenaschipitsyna@gmail. com

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Alena S. Schipitsyna

Postgraduate student of Chair of Preschool Pedagogy and Psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: alenaschipitsyna@gmail.com

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF THE GIFTED CHILD

Аннотация. Личность ребенка с признаками одаренности рассматривается в контексте семейных отношений, актуализируется проблема низкого уровня компетентности родителей в вопросе воспитания одаренных детей, исследуются основные типы отношения родителей к своим детям, приводятся основные условия психолого-педагогического сопровождения родителей детей с признаками одаренности, подчеркиваются основные проблемы данной категории детей, блокирующие процесс становления гармоничной личности. Также приводится краткий обзор методик для выявления и распознавания родителями способностей детей.

Ключевые слова: признаки одаренности, взаимоотношения, факторы семейного воспитания, методики выявления одарённости.

Abstract. In this article, the personality of a child with signs of giftedness is considered in the context of family relations, the problem of the low level of parents' competence in the issue of raising gifted children is updated. The main types of parental relationships with their children, the basic conditions of psychological and pedagogical support of parents of children with signs of giftedness are given, the main problems of this category of children, blocking the process of becoming a harmonious individual, are emphasized. It also provides a brief overview of methods for identifying and recognizing abilities in children by parents.

Key words: signs of giftedness, relationships, factors of family upbringing, methods for identifying giftedness.

© Щипицына А.С., 2020

Семья традиционно считается главным институтом воспитания. Ребенок в течение всей жизни сохраняет ценности, которые приобретает в семье. Она играет главную роль в построении «Я-концепции» любого, в том числе одаренного, ребенка, так как изначально субъективную и объективную оценку ребенок получает от родителей.

В современной системе образования дети с признаками одаренности являются отдельной категорией, нуждающейся в особых условиях обучения и воспитания. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (1-4 классы) подчеркивается, что психолого-педагогические условия реализации образовательной программы должны обеспечивать вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, где мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей выделяются как отдельное направление [14].

В решении вопроса обучения и воспитания детей с признаками одаренности Д.Б. Богоявленская и М.Е. Богоявленская наиболее эффективным считают комплексный подход к коррекции проблем одаренных детей, сочетающий методы педагогической коррекции (анализ социальной среды, содержание учебных программ) и коррекции работы с семьей одаренного ребенка [2].

В «Концепции демографического развития РФ до 2025 года» одной из приоритетных задач названо повышение воспитательного потенциала семьи, подчеркнута ее роль в воспитательном процессе и значение повышения педагогической культуры родителей [11]. Чаще всего именно родители первыми замечают одаренность своего ребенка, несмотря на то что им довольно сложно объективно оценить его способности, так как в современной науке не существует какого-то стереотипа проявления одаренности: каждый ребенок по-своему демонстрирует свои способности. Однако не каждый ребенок сможет проявить одаренность и развить ее в будущем; проблемы в развитии, воспитании и обучении таких детей являются блокирующим их способности фактором. Высокий уровень способностей - это база для развития одаренности, но только при условии терпеливого и внимательного отношения взрослых к индивидуальным проявлениям ребенка, формированию его личности. Отношение родителей к детской одаренности - это один из основных факторов, влияющих на развитие способностей ребенка.

H.С. Лейтес описал три типа отношения родителей к одаренному ребенку и его способностям:

I. Родители считают, что излишнее стремление ребенка к познанию, умственная активность и разнообразие интересов - это лишь особенности возраста. Некоторые родители, узнав, что их ребенок одарен, испытывают растерянность и беспокойство. Проявление признаков одаренности, по их мнению, это нечто выходящее за рамки нормальности.

2. Родители отождествляют способности с готовым даром и пользуются им из-за своего тщеславия. Такие родители записывают ребенка в разнообразные кружки, зачастую не учитывая склонности ребенка.

3. Родители осторожно и внимательно относятся к способностям своего ребенка. Основная трудность, с которой здесь сталкиваются родители, заключается в выборе оптимального соотношения между требованиями взрослых и стремлениями одаренного ребенка. Нужно отметить, что данный тип отношения встречается чаще всего [8].

В работе Н.С. Денисенковой рассмотрено несколько факторов семейного воспитания, оказывающих положительное влияние на развитие способностей и одаренности детей:

• позиция родителей по отношению к развитию ребенка и способы воздействия на него;

• отношение семьи к развитию способностей ребенка;

• стили детско-родительских отношений;

• стиль контроля и руководства ребенком;

• состав семьи и отношения внутри нее [4].

В «Рабочей концепции одаренности», разработанной под руководством Д.Б. Богоявленской, детская одаренность рассматривается с позиций потенциальных возможностей, их направленности, возможности развития в дальнейшей жизни. Роль семьи в данной концепции рассматривается лишь с точки зрения гармоничного или дисгармоничного типа развития личности одаренного ребенка [1].

В современном мире некоторые родители хотят считать своего ребенка одаренным только потому, что он раньше других начал говорить или опережает, по их мнению, в развитии своих сверстников, но часто они ошибаются, не понимая значения термина «одаренный ребенок». В некоторых семьях, наоборот, родители могут воспринимать одаренность как угрозу семейным ценностям. За этим суждением скрывается убеждение, что одаренные дети всегда имеют много проблем, и в таких семьях возникает риск опасности нивелирования детских способностей. По мнению Ф. Монкс, И. Ипенбург, существует опасность того, что в современном социуме становится модным быть одаренным, и поэтому необходимо просвещение родителей в вопросах, связанных с пониманием сущности одаренности, того, как вести себя с одаренными детьми дома и в школе [10].

Тема педагогического и психологического сопровождения родителей одаренных детей (семейно-ориентированного сопровождения) становится все более актуальной в современной системе воспитания и обучения одаренных детей. Воспитание одаренного ребенка должно начинаться с обучения родителей и понимания ими направления вектора в воспитании конкретного ребенка.

По результатам исследований Н.С. Денисенковой можно констатировать, что развитием современного ребенка с признаками одаренности чаще всего занимаются все члены семьи, бабушки и дедушки уделяют этому не меньше внимания, чем матери и отцы. За последние годы наметилась тенденция равноценного участия в воспитании одаренных детей и родителей, и прародителей [5]. Также в данных исследованиях отмечается особое влияние родителей противоположного пола на развитие одаренности.

Кроме того, некоторые авторы в своих исследованиях утверждают, что именно отец оказывает наибольшее позитивное воздействие на развитие признаков одаренности у детей [9]. Доказано также, что большинство семей стремится отдавать все свое время одаренному ребенку, всесторонне развивая его, поскольку, по мнению таких родителей, появление младших детей будет отвлекать их от работы над развитием способностей.

Исследуя проблемы вовлечения родителей в воспитание одаренных детей, Ю.И. Якина считает необходимым при психолого-педагогическом сопровождении родителей детей с признаками одаренности создавать условия для:

- объективной возможности определения типа и степени одаренности ребенка;

- просвещения и самообразования в области развития личности одаренного ребенка;

- эмоциональной стабильности и позитивного взаимодействия родителей со своими детьми;

- обучения родителей основным принципам взаимодействия со своими детьми;

- обмена и транслирования своего опыта родителями [15].

При соблюдении этих условий можно рассчитывать на увеличение процента позитивного развития личности одаренного ребенка. В настоящее время существуют различные памятки, курсы, тренинги для родителей в организации взаимодействия с детьми, методики (анкеты и опросники) для выявления одаренности ребенка. Существующие методики, направленные на выявление вида и степени одаренности, можно объединить в три основные группы:

- для самооценки проявления одаренности и взаимооценки сверстниками;

- для экспертной оценки уровня одаренности психологами и педагогами;

- для выявления и распознавания способностей у детей родителями.

С целью конкретизации исследовательских задач приведем анализ некоторых методик для выявления и распознавания способностей у детей родителями. Самыми распространенными из них являются: «Нормативная шкала для диагностики одаренности» (И.Г. Холл, Н. Скиннер), «Карта одаренности», методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков) [12]. Методика «Нормативная шкала для диагностики одаренности» была разработана американскими учеными И.Г. Холлом и Н.Скиннером специально для родителей. Она охватывает возрастной диапазон от одного месяца до семи лет, состоит из трех относительно самостоятельных рубрик («Общие двигательные способности», «Двигательные способности более специального характера» и «Познавательный язык»). Данная методика позволяет рассматривать одаренность как динамическую характеристику.

Методика «Карта одаренности», разработанная А.И. Савенковым на основе методики Д. Хаана и М. Каффа, позволяет количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить

82

преобладающий вид. Данная методика адресована родителям детей от 5 до 10 лет с признаками одаренности и выполняет две основные функции: диагностическую и развивающую. «Карта одаренности» представляет собой опрос, который содержит несколько разделов, отражающих вид одаренности ребенка (интеллектуальная, творческая, академическая (научная), художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная). В каждом разделе содержится равное количество вопросов (всего - 80 вопросов). Лист опроса позволяет относительно легко систематизировать информацию. Полученные баллы показывают уровень развития у ребенка обозначенных видов одаренности.

А.И. Савенков также рассматривает одаренность как динамическую характеристику. Он утверждает, что попытка рассмотрения концепции одаренности с точки зрения ее развития не дает достаточного представления о характере взаимодействия и соотношения внешних и внутренних факторов в становлении одаренности как динамической характеристики. В своей работе автор соглашается с одной из наиболее распространенных современных моделей одаренности («модель-триада», или трехкольцевая модель человеческого потенциала), предложенной Дж. Рензулли. Данная модель включает в себя три рода переменных, символизируемых тремя пересекающимися окружностями (кольцами): мотивацию, креативность, интеллект [3].

А.И. Савенковым разработана методика оценки общей одаренности, которая адресована родителям (может также применяться и педагогами) для оценки общей одаренности ребенка. Данная методика предлагает оценить по шкале от 0 до 5 баллов уровень сформированности девяти характеристик одаренных детей (любознательность, сверхчувствительность к проблемам, способность к прогнозированию, словарный запас, способность к оценке, изобретательность, способность рассуждать и мыслить логически, настойчивость, требовательность к результатам своей деятельности (перфекционизм)). Поставленные отметки (или среднеарифметические показатели по результатам оценок нескольких взрослых) отмечаются на графике. Идеальный результат - правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации. Получившийся график позволяет наглядно представить, в каком направлении нужно планировать дальнейшую воспитательную работу.

Нужно отметить, что ни одна методика не претендует на роль единственно верной, не охватывает всех проявлений детской одаренности; каждую следует рассматривать как одну часть из общего комплекта педагогических и психологических методик диагностики детской одаренности. Методики, предназначенные для выявления и распознавания способностей у детей родителями, чаще всего основываются на эмпирическом подходе.

Современные исследователи рассматривают одаренность как потенциал, а детские достижения в различных видах деятельности - как одно из проявлений этого потенциала, в реализации которого ребенок может

83

столкнуться с определенными трудностями. Важным становится выявление и понимание причин трудностей одаренного ребенка с целью оказания ему помощи. Здесь нужно понимать, какие проблемы могут возникнуть у ребенка с признаками одаренности. А.А. Серебрякова и О.П. Степанова обозначают несколько основных проблем ребенка с признаками одаренности, которые должны обратить на себя внимание взрослых:

1. Склонность к индивидуализму, эгоцентризм, коммуникативные трудности. В дальнейшем это может привести к неспособности эффективной групповой работы. Отсюда вытекает риск коммуникативных трудностей.

2. Протест против ограничений, отсутствие или недостаток ответственности, непереносимость ситуации неуспеха.

3. Отсутствие интереса к играм, которыми увлекаются сверстники со средними способностями. Это может стать причиной замкнутого поведения ребенка с признаками одаренности.

4. Различие между интеллектуальным, социальным и физическим развитием. Дети с признаками одаренности чаще предпочитают общаться с детьми старшего возраста, и им трудно становиться лидерами, так как они зачастую уступают в физическом развитии.

5. Желание достижения нереалистичных целей. При отсутствии возможности их достижения дети с признаками одаренности испытывают глубокие переживания.

6. Сверхчувствительность и критика к себе и окружающим. Одаренные дети более ранимы и воспринимают вербальные и невербальные сигналы как проявление неприязни окружающих.

7. Страх ошибки сопутствует ребенку с признаками одаренности в любом виде деятельности. При констатации неудачи ребенка взрослыми следует контролировать проявления собственных негативных эмоций.

8. Проблемы саморегуляции при выполнении других видов деятельности, отличных от той деятельности, которая вызывает интерес.

9. Проблема общения со взрослыми. Родители, обнаружив талант ребенка, ограничивают его игры, общение с детьми, акцентируя внимание лишь на данном виде деятельности. Иногда это приобретает почти маниакальную форму, свои нереализованные способности и амбиции они вымещают на ребенке, что приводит к отсутствию взаимопонимания или другим проблемам в развитии личности [13].

Акцентируя внимание на данных проблемах, родители детей с признаками одаренности должны не только учитывать психологические особенности своих детей, но и регулировать свой тип поведения и взаимодействия при общении и воспитании данной категории детей.

Е.Б. Зеленина считает, что в определении одаренности содержатся три необходимые характеристики, при отсутствии хотя бы одной из которых одаренности не существует: высокий уровень развития способностей, являющихся системообразующими для того или иного типа одаренности; высокая мотивация, стремление к той или иной деятельности;

84

сформированность эффективных способов деятельности - обучения, познания и творчества в указанной сфере деятельности (для проявившейся одаренности). Автор отмечает общие особенности личности, которые присущи большинству детей с признаками одаренности:

• повышенная познавательная потребность, которая проявляется в готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;

• ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело;

• высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству [7].

Проявление хотя бы одного из данных признаков должно привлечь внимание педагога и родителя. Кроме того, делать выводы об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности, даже если она не самая серьезная с точки зрения учителя и родителя. Одна из главных задач взрослого -вовремя разглядеть в ребенке черты одаренности.

По мнению Т.Н. Джумагуловой, И.В. Соловьевой, задача, стоящая перед родителями одаренных детей, заключается в том, чтобы, учитывая раннее развитие таких детей, своевременно найти верный момент, правильные слова и примеры. Такая коммуникация не только осуществляется с помощью речевого общения, но и выражается в реакциях и отношении родителей и других окружающих к ребенку. Здесь необходимо отметить, что выдающиеся речевые способности многих одаренных детей приводят к тому, что родители и учителя делают слишком большую ставку на речевую коммуникацию. Это чревато возникновением лишь подобия понимания, которое может противоречить практике ежедневного общения. Процесс познания у ребенка затрагивает весь спектр восприятия и опыта, поскольку слова не главный канал для детей. Родителям необходимо не только беседовать с детьми, но и стараться вести себя так, чтобы укреплять в ребенке понимание системы ценностей, того, чего от него ждут, и развивать здоровую основу самовосприятия. В любом возрасте человек продолжает и развивает те модели поведения, которые приносят желаемый эффект, и, напротив, оставляет те, которые такого эффекта не приносят [6].

Кроме того, для гармоничного развития личности с признаками одаренности большое значение имеет эмоциональный климат семьи. Доброжелательность, доверительные отношения и благоприятная атмосфера создают основу для развития одаренной личности. Но чрезмерное желание родителей развить определенные способности ребенка не всегда приводят к положительным результатам. Некоторые родители, обнаружив у своего ребенка признаки одаренности, направляют все усилия на развитие именно этой способности, ограничивая ребенка в общении со сверстниками, составляя напряженный распорядок дня, расписание множества специальных занятий,

85

лишая ребенка основного вида деятельности - игры. Полноценного развития личности не происходит, потому что ребенок не осваивает навыки межличностных отношений. Однобокое развитие негативно сказывается на многостороннем развитии личности. Согласно наблюдениям Н.С. Денисенковой, одаренные дети воспитываются преимущественно в благополучных семьях, где преобладает положительный эмоциональный климат, а конфликтные отношения между родителями отрицательно сказываются на развитии одаренности ребенка, так как в таких семьях наблюдается недостаток внимания к ребенку, который и приводит к внутренним конфликтам и изменению поведения: у ребенка появляются робость, агрессия, боязливость и т. д. [5].

Семейное воспитание в развитии личности одаренного ребенка имеет огромное значение, развитие детской одаренности в семье возможно только при владении родителями информацией о признаках и проблемах одаренных детей, а также при психологически благоприятной, эмоционально стабильной атмосфере в детско-родительских отношениях. Однако у родителей наблюдается дефицит знаний по данному вопросу; зачастую взрослые не имеют представления о том, что такое одаренность и как она может проявляться, как вести себя с таким ребенком, как и что говорить, как правильно поощрять или наказывать детей с признаками одаренности. Развитие одаренной личности может блокироваться невозможностью свободно разобраться и получить поддержку осведомленных и тактичных родителей. Во избежание данных трудностей родителю необходимо учитывать особенности развития его ребенка, принимать во внимание советы педагогов и психологов, работающих с данной категорией детей.

Список литературы

1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. - 2004. - № 2. - С. 46-68.

2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. - М. : МИОО, 2005. - 176 с.

3. Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2011. - № 1. - С. 7.

4. Денисенкова Н.С. Влияние семьи на развитие способностей ребенка // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2012. - №. 2. - С. 60-65.

5. Денисенкова Н.С. Секреты воспитания одаренных детей // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2008. - № 4. - С. 14-24.

6.Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2009. - 160 с.

7. Зеленина Е.Б. Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать? // Народное образование. - 2010. - № 8. - С. 201-206.

8. Лейтес Н.С. Легко ли быть одаренным? // Семья и школа. - 1990. -№ 6. - С. 34-36.

9. Мамедова Л.В. Работа с родителями по сохранению детской одаренности // Царскосельские чтения. - 2013. - Т. 2. - № XVII. - С. 91-95.

10. Монкс Ф., Ипенбург И. Одаренные дети. - М. : Когито-Центр, 2019. - 132 с.

11. Распоряжение от 25 августа 2014 года № 1618-р. В соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей. Об утверждении концепции государственной семейной политики в России на период до 2025 года. -Режим доступа: http://government.ru/docs/14494/.

12. Сиротюк А.С. Диагностика одаренности: учебное пособие. - М.: Директ-Медиа, 2014.

13. Степанова О.П., Серебрякова А.А. Психологические проблемы одаренных детей // Инновационная наука. - 2016. - № 3-3. - С. 220-223.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы). Утв. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. - Режим доступа: https://fgos.ru.

15. Якина Ю.И. Подготовка родителей младших школьников к взаимодействию с одаренным ребенком: дис. ... канд. пед. наук. - Ижевск, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.