Научная статья на тему 'РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1314
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРУС COVID-19 / КОРОНAВИРУС / ПАНДЕМИЯ / ВАКЦИНА / САМОИЗОЛЯЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / COVID-19 VIRUS / CORONAVIRUS / PANDEMIC / VACCINE / SELF-ISOLATION / PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карасев Алексей Григорьевич, Казакова Ольга Александровна, Иванова Лидия Александровна, Данилова Алла Михайловна

В марте Россия столкнулась с необычной проблемой - вирус, COVID-19, который завоевал практически весь земной шар. К сожалению, ни в одной стране мира пока не разработана вакцина против данного вируса. Все вузы Российской Федерации перешли на дистанционное обучение. Авторы статьи проанализировали, как в данной ситуации студенты занимаются физической культурой и спортом и пришли к выводам, что большая часть наших студентов не готова к такому образованию в области физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карасев Алексей Григорьевич, Казакова Ольга Александровна, Иванова Лидия Александровна, Данилова Алла Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF INDEPENDENT CLASSES IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE CONDITIONS OF PANDEMIA

In March, Russia faced the unusual problem - the virus, COVID-19, which conquered almost the entire globe. Unfortunately, no country in the world has yet developed a vaccine against this virus. All universities of the Russian Federation switched to distance learning. The authors of the article analyzed how in this situation students are engaged in physical education and sport, and came to the conclusion that most of our students are not ready for such education in the field of physical education and sports.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенных исследований показали, что использование авторской методики вариативно-сопряженного применения средств профессионально-прикладной физической подготовки наряду с обоснованным положительным влиянием на структуру мо-торно-координационного компонента, также доказывает свою эффективность на приросты показателей моторно-кондиционной сферы курсантов, где наряду с увеличением отдельных количественных значений физического развития и кондиционных способностей в экспериментальной группе, в отличие от контрольной, наблюдается прирост комплексных характеристик, особенно в коэффициентах силовой выносливости достигающих статистически значимых изменений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каранкевич, А.И. Психофизическая готовность курсантов учреждений образования МВД Республики Беларусь к эффективной профессиональной двигательной деятельности : монография / А.И. Каранкевич, В.А. Барташ. - Могилев : [б. и.], 2016. - 200 с.

2. Каранкевич, А.И. Экспериментальное обоснование методики повышения координационных способностей курсантов МВД в структуре профессионально важных психофизических качеств / А.И. Каранкевич // Вестник Кузбасского института. - 2017. - № 4 (33). - С. 167-174.

3. Каранкевич, А.И. Информационно-аналитический алгоритм многоступенчатой системы оценки психофизической готовности курсантов МВД к будущей профессиональной деятельности / А.И. Каранкевич, И.Ю. Михута // Мир спорта. - 2017. - № 3 (68). - С. 37-41.

REFERENCES

1. Karankevich, A.I. (2016), Psychophysical readiness of students of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of the Republic of Belarus to effective professional motor activity: monograph, Mogilev Institute of the Ministry of internal Affairs, Mogilev, BY

2. Karankevich, A.I. (2017), "Experimental substantiation of methods for improving the coordination abilities of students of the Ministry of internal Affairs in the structure of professionally important psychophysical qualities", Bulletin of the Kuzbass Institute, No. 4 (33), pp. 167-174.

3. Karankevich, A.I. and Mihuta, I.U. (2017), "Information and analytical algorithm of a multistage system for assessing the psychophysical readiness of students of the Ministry of internal Affairs for their future professional activity", World of sports, No.3 (68), pp. 37-41.

Контактная информация: karankevich2010@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 22.05.2020

УДК 796.011

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Алексей Григорьевич Карасев, старший преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации; Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский национально исследовательский университет имени академика С.П. Королева; Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Алла Михайловна Данилова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет

Аннотация

В марте Россия столкнулась с необычной проблемой - вирус, COVID-19, который завоевал практически весь земной шар. К сожалению, ни в одной стране мира пока не разработана вакцина против данного вируса. Все вузы Российской Федерации перешли на дистанционное обучение. Авторы статьи проанализировали, как в данной ситуации студенты занимаются физической культурой и спортом и пришли к выводам, что большая часть наших студентов не готова к такому образова-

нию в области физической культуры и спорта.

Ключевые слова: вирус COVID-19, корошвирус, пандемия, вакцина, самоизоляция, физическая культура и спорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p195-200

ROLE OF INDEPENDENT CLASSES IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE CONDITIONS OF PANDEMIA

Alexey Grigoryevich Karasev, the senior teacher, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Olga Alexandrovna Kazakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara University; Lidia Alexandrovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alla Mikhaylovna Danilova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara State Economic University

Abstract

In March, Russia faced the unusual problem - the virus, COVID-19, which conquered almost the entire globe. Unfortunately, no country in the world has yet developed a vaccine against this virus. All universities of the Russian Federation switched to distance learning. The authors of the article analyzed how in this situation students are engaged in physical education and sport, and came to the conclusion that most of our students are not ready for such education in the field of physical education and sports.

Keywords: COVID-19 virus, coronavirus, pandemic, vaccine, self-isolation, physical education and sport.

Сегодня тема коронавируса полностью захватила ключевые средства массовых коммуникаций и стала основной актуальной темой дня.

Коронавирус всего за несколько месяцев превратился в пандемию, и теперь задача всего мира - дать ему отпор, устоять перед его действием. Однако, не смотря на принимаемые меры, заболевших становится с каждым днем все больше и больше.

Вирус, COVID-19, передающийся от человека к человеку, был зафиксирован в Китае в конце 2019 года. На данный момент число заразившихся в мире более 3 000 000 человек, точнее сказать данная цифра каждый день изменяется. К сожалению, ни в одной стране мира вакцина пока не разработана, не произведена и не распространена по лечебным учреждениям. Однако ученые всего мира работают над этой проблемой. При этом разработан ряд санитарно-эпидемиологических мер и целый комплекс мероприятий, которых стоит придерживаться. Самые распространенные среди них - оставаться по возможности дома, следить за личной гигиеной, носить маски.

Следует отметить, что оставаясь дома, человек попадает в непривычные для себя условия проживания. Резко ограничивается двигательный режим.

Поэтому, в условиях самоизоляции очень важно поддерживать свою физическую форму, заниматься самостоятельными физическими упражнениями, такими как утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение дня, самостоятельные тренировки.

Цель исследования: выявить возможность и доступность регулярных занятий физическими упражнениями в домашних условиях самоизоляции среди студентов высших учебных заведений.

Задачи:

1. Выявить влияние физических упражнений на организм человека в условиях пандемии.

2. Проанализировать, как в этот период студенты вузов выполняют рекомендации по использованию физических упражнений.

3. Определить формы самостоятельных занятий физической культурой в условиях самоизоляции у студентов университетов.

Общеизвестно, что высокий уровень физической подготовленности сказывается не только на здоровье человека, но и на его комфортной жизни, имидже и семье.

Рассмотрим некоторые формы самостоятельных физических занятий в условиях самоизоляции:

1. Утренняя гимнастика - выполняется после пробуждения, должна включать в себя комплекс упражнений на все группы мышц, растяжку и дыхательные упражнения.

2. Упражнения в течение дня - необходимы для снятия напряжения, повышения концентрации и снижения утомления. Выполняются в течение 8-10 минут.

3. Самостоятельные тренировки - выполняются 3-4 раза в неделю, длительностью от 40 до 80 минут. Занятие состоит из следующих частей, первая - подготовительная (10%) от общего времени тренировки; вторая - основная (80%) и заключительная (10%).

В связи с тем, что многим людям приходится оставаться дома из-за пандемии ко-ронавируса, Европейское Региональное Бюро Всемирная Организация Здравоохранения (ЕРБ ВОЗ) разработало пособие, с помощью которого люди могут просто и безопасно выполнять физические упражнения в условиях ограниченного пространства.

ВОЗ рекомендует выполнять физические упражнения в течении недели не менее 150 мин. умеренной интенсивности, или 75 мин. интенсивной физической нагрузки [2].

Основной упор - на легкие и средние по интенсивности занятия, в аэробном режиме, при которых в легкие поступает большое количество кислорода, который разносится кровью по организму. Безусловно, самые лучшие варианты: легкий бег, велосипед, скандинавская ходьба на свежем воздухе, но в условиях самоизоляции подойдут и дыхательная гимнастика [1, 3], занятия аэробикой, йогой, с фитболами, штангой, гантелями и т.д. Такие занятия доступны всем в условиях городской квартиры, они повышают дыхательный объем легких, легочная вентиляция возрастает, что способствует тренировке респираторной системы, состояние которой очень важно при данной пандемии.

В сложившейся ситуации, ведущие специалисты в области физической культуры и спорта, дают рекомендации по проведению самостоятельных занятий физическими упражнениями [5, 6], а именно:

1. Начинать утро следует с утренней гигиенической гимнастики. Полное пробуждение организма после сна наступает намного быстрее, если утро начинать с гимнастики. Она поможет справиться с сонливостью, выработать силу воли и поддерживать организм в тонусе.

2. Пользоваться онлайн ресурсами. На УоиТуЪе, Вконтакте, Инстаграмм и др. интернет сетях есть множество бесплатных и полезных видео с онлайн-тренировками. Новичку лучше всего выбирать тренировки, в которых объясняется техника выполнения упражнений.

3. Во время просмотра фильмов или сериалов вместо сидячего положения следует отдавать предпочтение выполнению простых физических упражнений. Например, ходьбе на месте, приседания или из положения, сидя катание мяча стопами и т. д.

4. Также в качестве активного перерыва можно заняться танцами, шейпингом, аэробикой. Эти занятия оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние и при этом помогают нам быть активными в течение дня.

5. Для людей с различными заболеваниями, можно углубиться в изучение теории, самостоятельно составить программу тренировок с учетом своих заболеваний.

6. Для поддержания хорошего состояния здоровья не стоит забывать и о правильном питании. Стоит заменить напитки с содержанием сахара на воду, исключить из рациона алкоголь, ограничить потребление соли. Отдавать предпочтение свежим фруктам, овощам и цельнозерновым продуктам. Сбалансированное, рациональное питание позволит получить все необходимые питательные вещества, минералы и витамины, которые оздоравливают организм; правильная организация режима дня (труда и отдыха), качественный сон, соблюдение основ здорового образа жизни будут способствовать поддержанию иммунитета. И, наоборот, при недостатке сна и неправильном планировании ре-

жима труда и отдыха у человека очень быстро ослабевают иммунные силы, что в конечном итоге приводит к повышенному риску заражения.

Сегодня все студенты Российской Федерации переведены на дистанционное обучение.

Специалисты кафедр физического воспитания разработали свои индивидуальные элективные курсы занятий по программе «Физическая культура и спорт», рассчитанные на дистанционное обучение, где заложены рекомендации по практическому выполнению физических упражнений [4, 5, 6].

С целью изучения самостоятельных занятий студентов физическими упражнениями в вышеуказанных условиях нами было проведено анкетирование студентов в вузах городов Самары и Волгограда, в эксперименте участвовало 205 человек, по 65 из двух университетов г. Самары и 75 обучающихся из Волгограда.

В первую очередь мы проанализировали, сколько студентов выполняют данные рекомендации и задания своих кафедр физического воспитания.

15%

26%

24%

m

Всегда выполняю предложенные рекомендации ■ Стараюсь выполнять все рекомендации 1 Иногда выполняю рекомендации ' Никогда не выполняю чужих рекомендаций

Рисунок 1 - Анализ выполнения выше указанных рекомендаций студентов вузов (составлено авторами)

Оказалось, что 15% опрошенных студентов, не желают выполнять какие либо рекомендации, они редко выполняют задания кафедры физического воспитания онлайн (в данной ситуации пандемии), хаотично занимаются физической культурой дома или вообще ей не занимаются.

Четко выполняют или стараются регулярно выполнять все рекомендации - 59%, не регулярно соблюдают рекомендации всего 26%. Таким образом, можно сделать вывод, что довольно большой процент студентов не выполняют или редко выполняют рекомендации (41%), которые дают им кафедры физического воспитания, ВОЗ и другие специалисты физической культуры и спорта. Что свидетельствует о неумении вести здоровый образ жизни, студентами данных вузов, о не выработке привычки регулярно самостоятельно заниматься физической культурой и выполнять рекомендации специалистов. По нашему мнению, полученный результат свидетельствует о не готовности студентов к дистанционному обучению в сфере физической культуры и спорта.

Далее мы решили проверить, а какими видами самостоятельной физкультурной деятельности они занимаются.

30 25 20 15 10 5 0

25

19

14

10

20

I

Утренняя гимнастика

Йога Упражнения в Тренировка 40- Танцы/шейпинг

течение дня 80 минут

12

I

Другие

Рисунок 2 - Анализ видов физкультурной деятельности студентов в условиях самоизоляции (составлено авторами)

Согласно полученным ответам можно увидеть, что 25% опрошенных выполняют утреннюю гимнастику, 14% занимаются йогой, 19% делают упражнения в течение дня, 10% тренируются по 40-80 минут, 20% занимаются шейпингом или танцами, 12% предпочитают другие виды физических упражнений. Наиболее популярными являются: утренняя гимнастика, танцы и упражнения в течение дня.

Таким образом, из проведенного нами исследования видно, что роль самостоятельных занятий физической культурой и спортом в условиях пандемии очень актуальна. Даже в условиях самоизоляции можно найти активное занятие по душе, которое не только будет полезно человеческому организму, но и поднимет настроение.

Однако дистанционное образование в области физической культуры, не может заменить классических аудиторных занятий на базе вузов, а отсутствие навыков здорового образа жизни, непонимание влияния физических упражнений на организм, лень могут пагубно отразиться на здоровье будущего поколения.

Всегда следует относиться ответственно к своему организму, беречь его и стараться предотвращать любые проблемы, связанные со здоровьем заранее. Ведь на практике проще предотвратить возможные проблемы, чем потом пытаться их лечить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Эффективность занятий UPPER BODY в вузе / И.М. Белянская, М.М. Разниченко, О. А. Казакова, Л. А. Иванова // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2018. - № 1 (6). - С. 14-16.

2. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья. - URL : https://www.who.int/dietphysicalactivity/factsheet_recommendations/ru/ (дата обращения: 22.04.2020).

3. Иванова, Л. А. Сохранение и совершенствование физического здоровья при помощи дыхательной методики "Бодифлекс" / Л.А. Иванова, А.М. Данилова, А.Г. Денисенко // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2018. - № 1 (6). - С. 80-83.

4. Казакова, О.А. К вопросу о мотивации физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза / О. А. Казакова, Л.А. Иванова // Образование в современном мире. Роль вузов в социально-экономическом развитии региона : сборник научных трудов международной научно-методической конференции. - Самара, 2014. - С. 318-320.

5. Мокеева, Л.А. Физическая культура в вузе: интерактивные методы обучения / Л.А. Мокеева, Ю.В. Шиховцов, И.В. Николаева // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2015. - № 1. - С. 82-84.

6. Савельева, О.В Использование информационных технологий в области спорта / О.В. Савельева., Л.А. Иванова, В.И. Шеханин // Социальное поведение молодежи в Интернете: новые тренды в эпоху глобализации : материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Самара, 2015. - С. 182-188.

REFERENCES

1. Belyanskaya, I.M., Raznichenko, M.M., Kazakova, O.A. and Ivanova, L.A. (2018), "Effectiveness of UPPER BODY classes in higher education", OlymPlus. Humanitarian version, No 1 (6), pp. 14-16.

2. Global recommendations on physical activity for health, available at: https://www.who.int/dietphysicalactivity/factsheet_recommendations/ru/ (Date accessed: 22.04.2020).

3. Ivanova, L.A., Danilova, A.M. and Denisenko, A.G. (2018), "Preservation and improvement of physical health using the respiratory technique "Bodiflex", OlymPlus. Humanitarian version, No 1 (6), pp. 80-83.

4. Kazakova, O.A. and Ivanova, LA. (2014), "On the issue of motivation of physical culture and sports activities of University students", Education in the modern world. The role of higher education institutions in the socio-economic development of the region: collection of scientific papers of the international scientific and methodological conference, Samara, pp. 318-320.

5. Mokeeva, L.A., Shikhovtsov, Yu.V. and Nikolaeva, I.V. (2015), "Physical culture in higher education: interactive teaching methods", OlymPlus. Humanitarian version, No. 1, pp. 82-84.

6. Saveleva, O.V, Ivanova, L.A. and Shekhanin, V.I. (2015), "Use of information technologies in the field of sports", Social behavior of youth on the Internet: new trends in the era of globalization: materials of the international scientific and practical conference of students, postgraduates and young scien-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.