Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ СРЕДСТВАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ СРЕДСТВАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ МВД / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / STUDENTS OF THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / PSYCHOPHYSICAL POTENTIAL / PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каранкевич Александр Игоревич

В статье представлены результаты исследований по проблеме формирования профессионально важных качеств курсантов учреждений образования Министерства внутренних дел Республики Беларусь в процессе профессионально-прикладной физической подготовки. Делается заключение, что использование разработанной авторской методики вариативно-сопряженного применения средств профессионально-прикладной физической подготовки оказывает существенное влияние на улучшения показателей интегральных компонентов психофизического потенциала курсантов, необходимого для успешного выполнения оперативно-служебных задач, реализующихся в вероятностных условиях предстоящей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Каранкевич Александр Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF THE METHOD OF FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF STUDENTS BY MEANS OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING

The article presents the results of research on the problem of formation of students’ professionally important qualities at educational institutions of the Ministry of internal Affairs of the Republic of Belarus in the process of professional and applied physical training. It is concluded that the use of the developed authorial method of variative and paired application of professional and applied physical training has a significant impact on the improvement of integral components of the mental and physical potential of students, necessary for successful execution of operational actions in the probable conditions of the future professional activity.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ СРЕДСТВАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

новизны и необычности в тренировочный процесс со спортсменами младшего возраста.

2) Экспериментальная апробация предлагаемых нами методик тренировок показала, что наиболее эффективной является тренировка на велосипедах по тестовой трассе в темное время суток с фонарями на руле, т.к. фонарь освещает лишь часть пути и при повороте руля, фонарь не успевает осветить траекторию движения за поворотом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Дж. Брунер. - Москва : Директмедиа Паблишинг, 2008. - 782 с.

2. Дункер, К Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование мышления / К. Дункер ; под ред. А.М. Матюшкина. - Москва : Прогресс, 1965. - 286 с.

3. Захаров, А. А. Тактическая подготовка велосипедиста : учеб. пособие для вузов физ. культуры / А.А. Захаров. - Москва : ФОН, 2001. - 62 с.

4. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 351 с.

5. Краснов, В.Н. Кросс-кантри: спортивная подготовка велосипедистов : монография / В.Н. Краснов. - Москва : Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 446 с.

6. Родионов, А.В. Психологические основы тактической деятельности в спорте / Родионов А.В. // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 2. - С. 7-9.

7. Сурков, Е.Н. Антиципация в спорте / Е.Н. Сурков. - Москва : Физкультура и спорт, 2005. - 144 с.

REFERENCES

1. Bruner, J., (2008), Psychology of cognition. Beyond direct information, Directmedia Publishing, Moscow

2. Dunker, K. (1965), Qualitative (experimental and theoretical) study of thinking, Progress, Moscow

3. Zakharov, A.A. (2001), Tactical training cyclist: studies. manual / Ros. state un t physical. culture, sports and tourism, FON, Moscow.

4. Ilyin, E.P. (2016), Sports Psychology, Peter, St. Petersburg.

5. Krasnov V.N. (2006), Cross-country: sports training bicycle, Scientific and Publishing Center "Theory and practice of physical culture and sports", Moscow.

6. Rodionov, A.V. (1993), "Psychological bases of tactical activity in sports", Theory and Practice nat. culture, No. 2, pp. 7-9.

7. Surkov, E.N. (2005), Sports Anticipation, Physical culture and sport, Moscow.

Контактная информация: dyshakv.ilja@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.04.2020

УДК 796.011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ СРЕДСТВАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Александр Игоревич Каранкевич, кандидат педагогических наук, Могилевский институт Министерства Внутренних Дел Республики Беларусь, Республика Беларусь

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по проблеме формирования профессионально важных качеств курсантов учреждений образования Министерства внутренних дел Республики Беларусь в процессе профессионально-прикладной физической подготовки. Делается заключение, что использование разработанной авторской методики вариативно-сопряженного применения средств профессионально-прикладной физической подготовки оказывает существенное влияние на улучшения показателей интегральных компонентов психофизического потенциала

курсантов, необходимого для успешного выполнения оперативно-служебных задач, реализующихся в вероятностных условиях предстоящей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: курсанты МВД, психофизический потенциал, профессионально-прикладная физическая подготовка, профессионально важные качества.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p191-195

EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF THE METHOD OF FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF STUDENTS BY MEANS OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING

Alexander Igorevich Karankevich, the candidate of pedagogical sciences, Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs, Republic of Belarus

Abstract

The article presents the results of research on the problem of formation of students' professionally important qualities at educational institutions of the Ministry of internal Affairs of the Republic of Belarus in the process of professional and applied physical training. It is concluded that the use of the developed authorial method of variative and paired application of professional and applied physical training has a significant impact on the improvement of integral components of the mental and physical potential of students, necessary for successful execution of operational actions in the probable conditions of the future professional activity.

Keywords: students of the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs, psychophys-ical potential, professional and applied physical training, professionally important qualities.

ВВЕДЕНИЕ

Результаты проведенных нами исследований по изучению проблем повышения уровня психофизической готовности курсантов учреждений образования МВД республики Беларусь к эффективной профессиональной навыко-двигательной деятельности показали, что наиболее перспективным является подход, при котором профессионально важные психические и физические качества должны рассматриваться в комплексе, а не отдельно друг от друга [1, с. 162-164]. В данной связи в рамках пролонгированных исследований был проведен педагогический эксперимент, целью которого являлось разработка методики формирования профессионально важных качеств (ПВК) психофизического потенциала курсантов средствами профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

Структура психофизического потенциала выступающего необходимым условием успешности профессиональной деятельности в вероятностных условиях реализации оперативно-служебных задач представлена взаимосвязью интеллектуальных, психомоторных, кондиционных и кондиционных компонентов. Доказательная база эффективного воздействия разработанной методики на моторно-координационную (осуществляющую неразрывную связь когнитивной и моторной составляющих) сферу курсантов нами ранее освещена [2], в рамках же настоящего исследования представлены результаты влияния авторской методики на показатели моторно-кондиционного компонента.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проведения эксперимента были созданы две группы, контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ). При формировании групп использовался метод случайного бесповторного отбора. Проведенное вначале формирующего эксперимента тестирование показало отсутствие достоверных отличий в исследуемых показателях между группами. При этом коэффициент вариации в каждой группе не превышал 10%. В группы вошли курсанты (мужчины в возрасте от 20 до 22 лет) обучающиеся по дисциплине «Профессионально-прикладная физическая подготовка». Экспериментальным фактором авторской

методики явилось вариативно-сопряженное применение средств ППФП с выделением ведущих и фоновых уровней построения движений [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Оценка показателей общего темпа приростов, характеризующих уровень развития моторно-кондиционного компонента за весь период формирующего эксперимента, свидетельствует, что у курсантов ЭГ (п=24) прирост показателей (таблица 1) соответствует значениям от 0,39% до 30,99%: рост - 0,00%; вес - 0,53%; фактическая жизненная емкость легких - 6,55%; окружность грудной клетки: в покое - 1,49%, при вдохе - 2,90%, при выдохе - 2,27%; экскурсия грудной клетки (разница между вдохом и выдохом) - 8,93%; индекс массы тела - 12,3%; тип телосложения (индекс Пинье) - 3,28%; упитанность (индекс Кетле) - 0,55%; скоростная выносливость (бег 10*10 м) - 2,92%; специальная выносливость (бег 1500 м) - 5,26%; общая выносливость (бег 3000 м) - 5,28%; подтягивание на высокой перекладине: силовая выносливость - 18,77%, разница минимальной и максимальной ЧСС - 12,03%, коэффициент силовой выносливости - 30,99%; сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях: силовая выносливость - 13,48%, разница минимальной и максимальной ЧСС - 8,18%, коэффициент силовой выносливости - 24,59%; комплексно-силовое упражнение: скоростно-силовая выносливость - 3,23%, разница минимальной и максимальной ЧСС - 9,99%, коэффициент скоростно-силовой выносливости -7,11%; прыжок в длину с места: скоростно-силовые способности - 3,93%, коэффициент скоростно-силовых способностей - 0,39%. Сравнительный анализ внутригрупповых различий ЭГ до и после эксперимента позволил выявить достоверные различия (р <0,05) по 10 параметрам из 24 исследуемых.

Таблица 1 - Динамика показателей внутри групповых различий моторно-кондиционного компонента ЭГ до и после эксперимента_

Исследуемые показатели До эксперимента x±m После эксперимента x±m Т. пр. % Различия

t Р

Измерение роста стоя (см) 179,38±1,10 179,38±1,10 0,00 - -

Измерение веса (кг) 78,17±2,12 78,58±2,26 0,53 0,13 >0,05

Жизненная емкость легких (л., мл) 4,68±0,11 5,00±0,09 6,55 2,30 <0,05

Окружность грудной клетки в покое (см) 91,58±1,70 92,96±1,62 1,49 0,58 >0,05

при вдохе (см) 97,67±1,48 100,54±1,37 2,90 1,43 >0,05

при выдохе (см) 88,75±1,64 90,79±1,49 2,27 0,92 >0,05

Разница между вдохом и выдохом (см) 8,92±0,43 9,75±0,44 8,93 1,36 >0,05

Индекс массы тела (у. е.) 24,28±0,49 24,37±0,56 12,3 1,48 >0,05

Индекс Пинье (у. е.) 16,79±1,37 16,25±1,28 3,28 0,29 >0,05

Индекс Кетле (у. е.) 24,23±0,49 24,37±0,56 0,55 0,18 >0,05

Бег 10*10 м (с) 25,43±0,27 24,70±0,22 2,92 2,10 <0,05

Бег 1500 м (мин, с) 5,54±0,09 5,26±0,09 5,26 2,23 <0,05

Бег 3000 м (мин, с) 12,66±0,24 12,01±0,20 5,28 2,11 <0,05

Подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз) 16,29±1,28 19,67±0,98 18,77 2,09 <0,05

разница ЧСС шт-шах 66,88±3,19 49,50±2,84 12,03 1,48 >0,05

КСВ (%) 0,22±0,02 0,30±0,02 30,99 2,50 <0,05

Сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз) 28,38±1,44 31,33±1,17 13,48 2,14 <0,05

разница ЧСС шт-шах 68,71±2,62 52,25±2,45 8,18 1,24 >0,05

КСВ (%) 0,34±0,02 0,26±0,02 24,59 2,42 <0,05

Комплексно-силовое упражнение (кол-во раз за 1 мин) 57,75±0,47 55,92±0,50 3,23 2,67 <0,05

разница ЧСС шт-шах 65,87±2,52 59,42±2,28 9,99 1,84 >0,05

КССВ(%) 0,71±0,03 0,76±0,03 7,11 1,21 >0,05

Прыжок в длину с места (см) 242,08±3,53 251,79±2,58 3,93 2,22 <0,05

КССС(%) 3,15±0,10 3,14±0,10 0,39 0,08 >0,05

Условные сокращения, обозначения: ЧСС - частота сердечных сокращений; КСВ - коэффициент силовой выносливости; КССВ - коэффициент скоростно-силовой выносливости; КССС - коэффициент скоростно-силовых способностей; Т. пр. - темпы прироста; 1 - 1 критерий Стьюдента; р - показатель статистической достоверности

У курсантов КГ (п=24) прирост показателей (таблица 2) соответствует значениям от 0,08% до 17,39%: рост - 0,00%; вес - 2,82%; фактическая жизненная емкость легких -2,89%; окружность грудной клетки: в покое - 1,45%, при вдохе - 1,10%, при выдохе -1,85%; экскурсия грудной клетки

(разница между вдохом и выдохом) - 3,28%; индекс массы тела - 2,92%; тип телосложения (индекс Пинье) - 15,19%; упитанность (индекс Кетле) - 2,92%; скоростная выносливость (бег 10х10 м) - 1,74%; специальная выносливость (бег 1500 м) - 2,98%; общая выносливость (бег 3000 м) - 3,21%; подтягивание на высокой перекладине: силовая выносливость - 13,05%, разница минимальной и максимальной ЧСС - 0,08%, коэффициент силовой выносливости - 8,21%; сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях: силовая выносливость - 17,39%, разница минимальной и максимальной ЧСС - 0,32%, коэффициент силовой выносливости - 15,48%; комплексно-силовое упражнение: скоростно-силовая выносливость - 2,34%, разница минимальной и максимальной ЧСС - 5,07%, ко -эффициент скоростно-силовой выносливости - 6,25%; прыжок в длину с места: скорост-но-силовые способности - 3,08%, коэффициент скоростно-силовых способностей -3,05%. Сравнительный анализ внутригрупповых различий КГ до и после эксперимента позволил выявить достоверные различия (р<0,05) по 7 параметрам из 24 исследуемых.

Таблица 2 - Динамика показателей внутри групповых различий моторно-кондиционного компонента КГ до и после эксперимента_

Исследуемые показатели До эксперимента x+m После эксперимента x+m Т. пр. % Различия

t Р

Измерение роста стоя (см) 180,13±1,16 180,13±1,16 0,00 - -

Измерение веса (кг) 77,25±2,28 79,46±2,16 2,82 0,70 >0,05

Жизненная емкость легких (л., мл) 4,54±0,10 4,68±0,10 2,89 0,95 >0,05

Окружность грудной клетки в покое (см) 88,25±1,42 89,54±1,38 1,45 0,65 >0,05

при вдохе (см) 94,08±1,32 95,13±1,41 1,10 0,54 >0,05

при выдохе (см) 84,79±1,38 86,38±1,31 1,85 0,83 >0,05

Разница между вдохом и выдохом (см) 9,04±0,43 8,75±0,66 3,28 0,37 >0,05

Индекс массы тела (у. е.) 23,70±0,44 24,40±0,42 2,92 1,16 >0,05

Индекс Пинье (у. е.) 18,00±1,68 15,46±1,53 15,19 1,12 >0,05

Индекс Кетле (у. е.) 23,70±0,44 24,40±0,42 2,92 1,16 >0,05

Бег 10х10 м (с) 24,90±0,14 24,47±0,14 1,74 2,23 <0,05

Бег 1500 м (мин, с) 5,44±0,06 5,28±0,05 2,98 2,17 <0,05

Бег 3000 м (мин, с) 12,52±0,13 12,13±0,12 3,21 2,26 <0,05

Подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз) 16,42±0,83 18,71±0,70 13,05 2,11 <0,05

разница ЧСС шт-шах 54,00±3,24 54,04±3,02 0,08 0,01 >0,05

КСВ (%) 0,44±0,21 0,48±0,05 8,21 0,17 >0,05

Сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз) 26,25±1,78 31,25±1,52 17,39 2,13 <0,05

разница ЧСС шт-шах 52,50±2,35 52,67±2,12 0,32 0,05 >0,05

КСВ (%) 0,47±0,07 0,40±0,06 15,48 0,74 >0,05

Комплексно-силовое упражнение (кол-во раз за 1 мин) 57,58±0,48 56,25±0,36 2,34 2,22 <0,05

разница ЧСС шт-шах 61,46±2,48 58,42±2,50 5,07 0,86 >0,05

КССВ(%) 0,71±0,03 0,75±0,03 6,25 0,97 >0,05

Прыжок в длину с места (см) 241,25±2,61 248,79±2,38 3,08 2,13 <0,05

КССС(%) 3,18±0,09 3,09±0,09 3,05 0,74 >0,05

Примечание: условные сокращения и обозначения приведены согласно таблицы 1

Сравнительный анализ уровня развития показателей моторно-кондиционного компонента позволил установить что до эксперимента между курсантами ЭГ и КГ не было выявлено существенных различий (р>0,05). После эксперимента были выявлены статистически достоверные различия (р<0,05) по следующим показателям: фактическая жизненная емкость легких (р<0,05 - 1=2,43); окружность грудной клетки при вдохе (р<0,05 -1=2,76) и выдохе (р<0,05 - 1=2,22); коэффициент силовой выносливости в подтягивании на высокой перекладине (р<0,05 - 1=2,18); коэффициент силовой выносливости в сгибании-разгибании рук в упоре на брусьях (р<0,05 - 1=2,16).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты проведенных исследований показали, что использование авторской методики вариативно-сопряженного применения средств профессионально-прикладной физической подготовки наряду с обоснованным положительным влиянием на структуру мо-торно-координационного компонента, также доказывает свою эффективность на приросты показателей моторно-кондиционной сферы курсантов, где наряду с увеличением отдельных количественных значений физического развития и кондиционных способностей в экспериментальной группе, в отличие от контрольной, наблюдается прирост комплексных характеристик, особенно в коэффициентах силовой выносливости достигающих статистически значимых изменений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каранкевич, А.И. Психофизическая готовность курсантов учреждений образования МВД Республики Беларусь к эффективной профессиональной двигательной деятельности : монография / А.И. Каранкевич, В.А. Барташ. - Могилев : [б. и.], 2016. - 200 с.

2. Каранкевич, А.И. Экспериментальное обоснование методики повышения координационных способностей курсантов МВД в структуре профессионально важных психофизических качеств / А.И. Каранкевич // Вестник Кузбасского института. - 2017. - № 4 (33). - С. 167-174.

3. Каранкевич, А.И. Информационно-аналитический алгоритм многоступенчатой системы оценки психофизической готовности курсантов МВД к будущей профессиональной деятельности / А.И. Каранкевич, И.Ю. Михута // Мир спорта. - 2017. - № 3 (68). - С. 37-41.

REFERENCES

1. Karankevich, A.I. (2016), Psychophysical readiness of students of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of the Republic of Belarus to effective professional motor activity: monograph, Mogilev Institute of the Ministry of internal Affairs, Mogilev, BY

2. Karankevich, A.I. (2017), "Experimental substantiation of methods for improving the coordination abilities of students of the Ministry of internal Affairs in the structure of professionally important psychophysical qualities", Bulletin of the Kuzbass Institute, No. 4 (33), pp. 167-174.

3. Karankevich, A.I. and Mihuta, I.U. (2017), "Information and analytical algorithm of a multistage system for assessing the psychophysical readiness of students of the Ministry of internal Affairs for their future professional activity", World of sports, No.3 (68), pp. 37-41.

Контактная информация: karankevich2010@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 22.05.2020

УДК 796.011

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Алексей Григорьевич Карасев, старший преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации; Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский национально исследовательский университет имени академика С.П. Королева; Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Алла Михайловна Данилова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет

Аннотация

В марте Россия столкнулась с необычной проблемой - вирус, COVID-19, который завоевал практически весь земной шар. К сожалению, ни в одной стране мира пока не разработана вакцина против данного вируса. Все вузы Российской Федерации перешли на дистанционное обучение. Авторы статьи проанализировали, как в данной ситуации студенты занимаются физической культурой и спортом и пришли к выводам, что большая часть наших студентов не готова к такому образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.