У студентов с высоким уровнем сформированности профессионально-ценностных ориентаций ярко выражена мотивационная направленность на социальную значимость, средний балл которой составил 7,29. Студенты с низким уровнем сформированности (ин-тегративности) имеют комфортно-ситуативную мотивационную направленность (9,8).
В целях решения задачи исследования нами был применен непараметрический статистический критерий для нескольких независимых выборок Н-Крускала-Уоллиса, позволяющий выявить в зависимости от мотивационной направленности статистические различия уровней сформированности профессионально-ценностных ориентаций.
Анализ результатов показал, что высокий или сформированный уровень профессионально-ценностных ориентаций представлен Нэмп=1,267 при p<0,01, (рассогласованный) имеет Нэмп=1,257 при p<0,01, а уровень низкий дезинтегративный (низкий) выражен Нэмп=1,288, при p<0,01.
ВЫВОДЫ
Полученный результат подтвердил наше предположение о рассмотрении мотива-ционной направленности как фактора влияющего на формирование уровня интегратив-ности профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях вуза. Чем выражение мотивационная комфортно -ситуативная направленность на материально-социальное благополучие, тем уровень сформированности профессионально-ценностных ориентаций ниже, и чем выше уровневая сформированная профессионально-ценностных ориентаций, тем мотивационная направленность более выражена на социальную значимость. Данное исследование является промежуточным и не снимает всех противоречий в решении проблемы формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях вуза, но, тем не менее, представляет собой первый шаг в данном направлении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Губаренко И.В. Формирование профессионально-ценностных ориентаций у будущего специалиста сферы культуры : дис. ... канд. пед. наук / Губаренко Ирина Викторовна. - Белгород, 2019. - 167 с.
2. Удовлетворенность учебной деятельностью как условие формирования системы профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста / В.И. Коваленко, О.А. Соколова, Е.В. Коваленко, И.В. Губаренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 122-124.
REFERENCES
1. Gubarenko, I.V. (2019), The formation ofprofessional-value orientations for a future specialist in the field of culture, dissertation, Belgorod.
2. Kovalenko, V.I., Sokolova O.A., Kovalenko, O.V. and Gubarenko, I.V. (2018), "Satisfaction with educational activities as a condition for the formation of a system of professional and value orientations of a future specialist", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 122124.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.10.2020
УДК 796.03
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП В ПЕРИОД
ПАНДЕМИИ
Татьяна Евгеньевна Коваль, кандидат геолого-минералогических наук, доцент, Людмила Вячеславовна Ярчиковская, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-
Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; Владимир Павлович Демеш, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Ольга Вячеславовна Миронова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, Санкт-Петербург; Вячеслав Георгиевич Кривощеков, старший преподаватель, Военный Институт (Инженерно-Технический) Военной академии Материально-технического обеспечения им. Генерала армии А.В. Хрулева, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследовательской работы по особенностям образовательного процесса в области физической культуры и спорта со студентами специальных медицинских групп в период пандемии коронавирусной инфекции Представлены результаты анкетирования студентов. Оценка студентами участия в оздоровительных online фестивалях показала, что 99% опрашиваемых респондентов высоко оценили целесообразность проведения такого рода обучения и высокий уровень организации преподавательским составом предложенного вида физической активности. Особое внимание респондентами было уделено таким критериям, как мотивация к физкультурно-оздоровительной деятельности в период пандемии на самоизоляции, повышение ответственности к самостоятельному выполнению фестивального задания, ощущение коллективного участия, несмотря на удаленность и online режим.
Ключевые слова: студенты специальных медицинских групп, образовательный процесс в период пандемии, online оздоровительные фестивали.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p177-181
FEATURES OF ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS WITH STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS DURING THE PANDEMIC
Tatiana Evgenyevna Koval, the candidate of geological and mineralogical sciences, senior lecturer, Lyudmila Vyacheslavovna Yarchikovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University; Vladimir Pavlovich Demesh, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chaiman, Olga Vyacheslavovna Mironova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg V. B. Bobkov branch of the Russian customs Academy; Vyacheslav Georgievich Krivoshchekov, the senior teacher, Military Institute (Engineering and Technical) the Military Academy of Logistics named after
GeneralA.V. Khrulev, St. Petersburg
Abstract
The article presents the results of research work on the features of the educational process in the field of physical culture and sports with the students of special medical groups during the coronavirus infection pandemic. The results of the student survey are presented. Students' assessment of their participation in health-improving online festivals showed that 99% of the surveyed respondents highly appreciated the feasibility of such training and the high level of organization of the proposed type of physical activity by the teaching staff. The respondents paid special attention to such criteria as motivation for physical culture and recreation activities during the pandemic in self-isolation, increased responsibility for the independent fulfillment of the festival task, sense of collective participation, despite the remoteness and online mode.
Keywords: students of special medical groups, educational process during a pandemic, online health festivals.
ВВЕДЕНИЕ
Пандемия коронавирусной инфекции, вызванной вирусом COVID-19, заставила по-новому взглянуть на образовательный процесс во всем мире, включая образование в высших учебных заведениях. Одной из наиболее важных проблем явилась проблема организации дистанционного образования студентов, в том числе в области физической культуры и спорта. Вследствие перехода на полностью электронное обучение за месяцы
пандемии на порядок изменился объем учебных материалов и их представление, преподаваемых дистанционно, кардинально ускорились процессы внедрения различных методов электронного обучения, и сами ранее известные цифровые технологии и их технические решения прошли проверку на адекватность их применения в условиях многократно возросшей аудитории. Целью данного исследования было изучение особенностей организации дистанционного обучения физической культуре и спорту студентов специальных медицинских групп, и оценка отношения студентов к переходу на дистанционные формы образования в период пандемии.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе исследования авторы использовали теоретические и эмпирические методы. Среди теоретических методов использовались: анализ, синтез и обобщение, а среди эмпирических методов использовались: наблюдение, качественное сравнение и эксперимент [1, 2, 3]. В целях повышения качества дистанционного обучения на кафедре физической культуры и спорта Санкт-Петербургского государственного университета при участии специалистов кафедры физической подготовки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии в период с конца марта до середины апреля 2020 года была разработана методика дистанционного образования для студентов специальных медицинских групп (включая группы общей физической подготовки, шейпинга, фитнес-йоги, оздоровительного плавания), а также оценочные средства студентов, обучающихся дистанционно. Для оценки качества обучения, проводимого дистанционно, специалистами вышеуказанных вузов были разработаны вопросы к запланированному анкетированию. Начиная с апреля до середины июня 2020 года, параллельно с использованием разработанной серии лекционных и практических занятий в дистанционном режиме, в СПбГУ был проведен массовый опрос студентов специальных медицинских групп в форме онлайн-анкетирования.
Внедрение технологий дистанционного образования в вышеназванных высших учебных заведениях проходило в несколько этапов. На первом этапе по видеоконферен-цсвязи (на платформе ZOOM) проводились лекции, выбранные профессорско-преподавательским составом для студентов специальных медицинских групп с акцентом на специфику построения и самостоятельного проведения оздоровительных занятий с самостоятельным использованием средств контроля нагрузки.
Далее сеансы связи стали записываться с помощью типовых программных возможностей системы ZOOM и серверов вебинаров. Запись занятий включала в себя выполнение практических упражнений и комментариев по специфике их выполнения для студентов специальных медицинских групп. В результате получился совершенно самостоятельный образовательный продукт, который можно было использовать как новый метод дистанционного обучения в образовательном процессе в области физической культуры и спорта. Этот образовательный продукт можно было смело назвать мультимедиа-лекцией с видео-аудио-последовательностью, записанной в ходе реальной лекции или студийно, чаще с использованием нескольких видеокамер.
В образовательном процессе обучения физической культуре и спорту в работе со студентами специальных медицинских групп было предусмотрено выполнение самостоятельной работы самими студентами. Одним из оздоровительных направлений в работе со специальной медицинской группой студентов, наряду с общей физической подготовкой, шейпингом и фитнес йогой, был использован оздоровительный вид физической активности - северная (скандинавская) ходьба [1].
В процессе дистанционного обучения при выполнении самостоятельных занятий внимание студентов было сосредоточено на выполнении оздоровительных упражнений с телескопическими палками, самостоятельном определении студентами, длины палок, в зависимости от поставленных оздоровительных задач, а также длины дистанции оздоро-
вительного маршрута и темпа ходьбы. Более того, для повышения мотивации к дистанционным оздоровительным занятиям и дистанционного контроля на кафедре физической культуры и спорта в СПбГУ было предложено использовать оздоровительные фестивали по северной ходьбе, которые также проводились дистанционно.
Проведение online фестивалей по северной ходьбе среди студентов имело следующие психологические преимущества. Среди них можно назвать:
• возможность принять участие в правильно методически организованном оздоровительном мероприятии, не нарушая режима самоизоляции; свободный выбор времени участия;
• возможность организовать заходы в ранние утренние часы или поздние вечерние часы, когда минимальны контакты с населением;
• выбор свободного места участия;
• творческий подход к составлению своего личного маршрута захода;
• отсутствие необходимости материальных затрат на поездку, проживание и питание при проведении фестиваля и другие.
В момент экспериментальной работы для фиксации треков участниками и времени прохождения им предлагались на выбор многочисленные инструменты. Так можно было использовать фитнес-браслеты (Apple, Хiaomi и тд.), спортивные часы (Suunto, Garmin, и тд.). Также возможно было использование мобильного телефона, на котором должно быть установлено приложение (фитнес-трекер), фиксирующее дистанцию и время её преодоления (Strava, Runtastic, RunKeeper и тд.). Если заход осуществляется на беговой дорожке в помещении, то использовать показания датчиков с беговой дорожки.
Скриншоты и фотографии с используемых гаджетов присылались организаторам фестиваля по указанным электронным адресам или по корпоративной почте высшего учебного заведения.
В качестве примера можно привести результаты, полученные на фестивале «Марш Победы», проводимый кафедрой физической культуры и спорта СПбГУ с 01 по 11 мая 2020 года среди студентов специальных медицинских групп. В турнире приняли участие 56 человек. Участникам предлагалось преодолеть в течение месяца (последовательно изо дня в день) дистанцию в 75 километров, не нарушая режима самоизоляции. Эта задание студентами было выполнено полностью и в срок.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В течение первых двух недель в июне месяце, по окончанию эксперимента, при переходе на дистанционное обучение было проведено анкетирование студентов с целью получения экспресс-оценки новой образовательной модели. Студентам предлагалось в произвольной форме изложить своё отношение к дистанционному образованию, а также сформулировать свои предложения по совершенствованию этой системы. Проведенное исследование отражало первую реакцию студентов на изменение условий обучения, поэтому следует считать, что его результаты всё-таки носят ориентировочный характер. Однако исследование представляло определённый интерес, поскольку было проведено в период адаптации, как самих студентов, так и профессорско-преподавательского состава к новым формам процесса обучения.
Большинство студентов специальных медицинских групп положительно оценили введение нового дистанционного образования. Более того они с пониманием отнеслись к тому, что в первые дни были возможны недочеты в системе, нуждающейся в дальнейшем совершенствовании. Среди достоинств дистанционного образовательного процесса были названы следующие:
• соблюдение режима самоизоляции и риска подвергнуться заболеванию;
• экономия времени и денежных средств на переезды между местом проживании и спортивными объектами, на которых проходило обучение;
• снижение уровня стресса, возникающего при использовании городских средств передвижения;
• возможность выбора оптимального темпа освоения материала, включая повторное обращение к сложным вопросам, копирование материала,
• доступность большего объёма информационных ресурсов, в т.ч. зарубежных.
Оценка студентами участия в оздоровительных online фестивалях показала, что
99% опрашиваемых респондентов высоко оценили целесообразность проведения такого рода обучения и высокий уровень организации преподавательским составом предложенного вида физической активности. Особое внимание респондентами было уделено таким критериям, как мотивация к физкультурно-оздоровительной деятельности в период пандемии на самоизоляции, повышение ответственности к самостоятельному выполнению фестивального задания, ощущение коллективного участия, несмотря на удаленность и online режим.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коваль, Т.Е. Использование комбинированного подхода в технологии проектирования оздоровительных программ / Т.Е. Коваль, Л.В. Ярчиковская, О.В. Ошина // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С. 98-100.
2. Место дыхательных упражнений в комбинированных оздоровительных программах / Л.В. Ярчиковская, Т.Е. Коваль, С.М. Лукина, О.Н. Устинова // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 10. - С. 35-37.
3. Коваль Т.Е. Информационно-коммуникативные технологии в реализации оздоровительных программ в вузе / Т.Е. Коваль, Л.В. Ярчиковская, С.М. Лукина // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 7. - С. 9-11.
REFERENCES
1. Koval, T.E., Yarchikovskaya, L.V. and Oshina, O.V. (2015), "The use of a combined approach in the design technology of health programs", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 98-100.
2. Yarchikovskaya, L.V., Koval, T.E., Lukina, S.M. and Ustinova, O.N. (2017), "Place breathing exercises in combined health programs", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 35-37.
3. Koval, T.E., Yarchikovskaya, L.V., Lukina, S.M. (2016), "Information and communication technologies in the implementation of health programs at the University", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 9-11.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.10.2020
УДК 796.011.1
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Любовь Николаевна Коданева, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет дружбы народов, г. Москва; Евгения Святославна Кетлерова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва; Ирина Ивановна Соколенова, старший преподаватель, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, (Сеченовский Университет)
Аннотация
В статье приведен анализ физического развития детей и подростков за несколько десятилетий и результаты собственных исследований физического развития обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья. В процессе получения образования у школьников отмечается тенденция к повышению распространенности избытка массы тела. За анализируемый период число детей и подростков с избытком массы тела увеличилось почти в 2 раза. Анализ результатов собственных ис-