ЛИТЕРАТУРА
1. Клопов, А.Ю. Формирование и укрепление привычек уставного поведения у курсантов высшего военно-физкультурного учебного заведения : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Клопов Александр Юрьевич. - СПб., 2007. - 24 с.
REFERENCES
1. Klopov, A.Yu. (2007), Formation and strengthening of habits of authorized behavior at cadets of the highest military and sports educational institution, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.11.2014.
УДК 796.011
СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Татьяна Евгеньевна Коваль, кандидат геолого-минералогических наук, доцент, Людмила Вячеславовна Ярчиковская, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ); Виктор Викторович Марке-лов, кандидат технических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ); Владимир Павлович Демеш, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ)
Аннотация
В статье рассмотрены особенности использования методики проектирования и реализации оздоровительных программ на основе комбинированного подхода. Экспериментальным путём доказана эффективность использования методики комбинированного подхода. В качестве экспериментальной базы выбрано сочетание программ по скандинавской ходьбе и шейпингу. Основная цель современной методики комплексного подхода - повышение мотивации студентов к занятиям физической культурой и рост эффективности оздоровительных программ. Представлены материалы экспериментальной работы.
Ключевые слова: методика реализации оздоровительных программ; единый алгоритм проектирования; мотивация студентов; комбинированный подход; адаптационные свойства организма; скандинавская ходьба; шейпинг.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p70-72
NEW DESIGN METHODOLOGY AND IMPLEMENTATION OF WELLNESS
PROGRAMS
Tatyana Evgenyevna Koval, the candidate of geological and mineralogical sciences, senior lecturer, Lyudmila Vyacheslavovna Yarchikovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University; Victor Viktorovich Markelov, the candidate of
technical sciences, senior lecturer, St. Petersburg state Polytechnical University; Vladimir Pavlovich Demesh, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State Architectural and Construction University
Annotation
The article describes the use of a new methodology for the design and implementation of wellness programs on the basis of the combined approach. The new technique involves a combined approach using wellness programs for Nordic walking and shaping. The main goal is to create a methodology for a comprehensive approach to encourage students to participate in physical activity and increase the effectiveness of wellness programs. Materials are presented of the experimental work.
Keywords: method of implementation of wellness programs; a general algorithm design; motivation of the students; combined approach; adaptation properties of the organism; Nordic walking; shaping.
В настоящее время наблюдается устойчивое снижение уровня здоровья учащейся молодёжи. Количество студентов с отклонениями в состоянии здоровья увеличилось с 10% до 25%, в некоторых вузах страны до 40% [1]. В связи с этим особое внимание на занятиях физической культурой уделяется работе именно с этой группой учащихся.
Быстроизменяющиеся условия жизни, формирование новых ценностных систем у молодого поколения, формируют новые требования к физкультурно-оздоровительным технологиям в образовательных программах в современных учебных заведениях России.
Новые требования к оздоровительным технологиям в образовательных программах для студентов специальных медицинских групп и конкурентная среда в области оздоровительных услуг явились причиной работы над новым проектом по созданию методики проектирования и реализации оздоровительных программ в Санкт-Петербургском государственном университете на общеуниверситетской кафедре физической культуры и спорта.
На первом этапе данного проекта был разработан оздоровительный комплекс программ, в который вошли: йога, шейпинг, оздоровительное плавание, скандинавская ходьба, терренкур, Аква аэробика. В основу всех программ лёг многолетний опыт работы в университете со студентами специальных медицинских групп. Удалось создать единый алгоритм проектирования, включающий в себя общую цель, задачи, разнонаправленные способы реализации программы, обобщённые критерии оздоровительного эффекта, основные виды упражнений, учебные планы и сроки реализации программ.
Второй этап проекта был направлен на разработку новых оздоровительных технологий и методик. Одной из таких явилась методика комбинированного подхода. Суть методики заключалась в том, что в процессе обучения в течение года студенты могли выбрать и посетить несколько оздоровительных программ. Такая возможность была обоснована тем, что комплекс оздоровительных программ составлялся по одному алгоритму с единообразными требованиями и критериями оценки оздоровительного эффекта.
Программы «Скандинавская ходьба» и «Шейпинг» стали первыми при апробации комбинированного подхода. Основная цель экспериментальной работы заключалась в повышении мотивации студентов к занятиям по оздоровительным программам, которые включали в себя комплексы упражнений, направленные на изменение функциональных систем организма, повышение адаптационного потенциала, укрепление мышечного корсета, сердечнососудистой и нервной систем, улучшение координации и выносливости, коррекция осанки.
В экспериментальной работе принимали участие контрольная и экспериментальная группы, численностью по 12 человек в каждой. Продолжительность эксперимента два месяца. Экспериментальная группа один месяц занималась по программе «Скандинавская ходьба», второй месяц по программе «Шейпинг».
Экспериментальная база - спортивные объекты СПбГУ. Основная физическая нагрузка постоянной средней мощности (колебания ЧСС от 120 до 160 уд/мин).
Первая часть оздоровительного комплекса (скандинавская ходьба) проводилась на спортивном стадионе с натуральным покрытием. Спортивное снаряжение - палки для скандинавской ходьбы с оптимальной длиной для занятия оздоровительной ходьбой (рост в сантиметрах умноженный на 0,68). Скорость передвижения 7-7,5 км/час. Основная направленность занятий - повышение адаптационного потенциала организма.
Вторая часть оздоровительного комплекса (шейпинг) проводилась в спортивном зале для шейпинга СПбГУ. На занятиях шейпингом студентам предлагались комплексы упражнений с катаболической и анаболической направленностью. При занятиях с ката-болической направленностью использовались упражнения преимущественно циклического характера, последовательно нагружающие мышцы на различных участках тела в аэробном режиме. На серию упражнений для каждой прорабатываемой мышцы отводилось 4 минуты. В анаболических занятиях шейпингом использовались тренажеры, раз-
личные отягощения, гантели. Количество повторений для: мелких мышц - 7-12 раз; для средних мышц - 12-15 раз; для крупных мышц - 15-25 раз.
В процессе занятий был организован постоянный контроль и самоконтроль по объективным показателям состояния организма, путём измерений ЧСС, и субъективным показателям - сбор информации по оценке самочувствия и настроения каждого испытуемого. Опрос проводился по методике Б. Дж. Кретти [3].
Анализ результатов эксперимента позволил сделать ряд выводов:
1. Комбинированный подход значительно повысил заинтересованность студентов специальной медицинской группы в оздоровительных занятиях. Посещаемость занятий в контрольной группе составила 78% от общего числа студентов, в экспериментальной группе - 96%.
2. Опрос показал, что 92% студентов экспериментальной группы (в контрольной группе 76%) выбрали оздоровительные занятия на спортивных объектах университета из предложенного многообразия видов (фитнес центры, коммерческие оздоровительные комплексы и др.).
3. Оценка психоэмоциональной составляющей методом шкалирования, показала, что полная удовлетворённость занятиями в контрольной группе составила 82%, в экспериментальной группе - 91%.
Полученные результаты показали явное преимущество и эффективность использования методики комбинированного подхода. Данная методика может быть рекомендована для всего оздоровительного комплекса разработанных программ в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абаскалова, Н.П. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов) : монография по проблеме сохранения здоровья / Н.П. Абаскалова, А.Ю. Зверкова. - Новосибирск : ООО Агентство «Сибпринт», 2013. -160 с.
2. Кретти, Б. Дж. Психология в современном спорте / Б. Дж. Кретти. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 224 с.
3. Тематический курс лекций по физической культуре и спорту / под ред. Ш.З. Хуббиева, Т.И. Барановой. - СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2013. - 248 с.
REFERENCES
1. Abaskalova N.P. and Zverkova, A.Yu. (2013), Health oriented pedagogical technologies in the system of continuous education (on the example of a method of projects. Monograph on the problem of preserving health, publishing house LTD agency "Sibprint", Novosibirsk.
2. Krettim Brajent. (1978), Psychology in contemporary sport, publishing house F&S, Moscow.
3. Ed. Hubbiev, Sh.Z. and Baranova, T.I. (2013), Thematic lectures on physical culture and sport, publishing house St. Petersburg State University, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.11.2014.
УДК 796.011
ИННОВАЦИИ В СОДЕРЖАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Сергей Александрович Константинов, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения (СПбГУКиТ)
Аннотация
В статье проводится анализ процесса совершенствования в содержании патриотического воспитания студентов в высшем учебном заведении. На кафедре физического воспитания в Санкт-