Научная статья на тему 'Проектирование траекторий оздоровительных программ в учебном процессе высшего учебного заведения'

Проектирование траекторий оздоровительных программ в учебном процессе высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / АДАПТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМА / СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА / СКАЛОЛАЗАНИЕ / HEALTH PROGRAM / MOTIVATION OF STUDENTS / WELLNESS PATH / THE ADAPTIVE PROPERTIES OF THE ORGANISM / NORDIC WALKING / CLIMBING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Татьяна Евгеньевна, Новикова Нина Тимофеевна

Рассмотрена технология проектирования траекторий оздоровительных программ с использованием комбинированного подхода, включающего в себя сочетание скандинавской ходьбы и элементов скалолазания. Представлены результаты экспериментальной работы по проектированию оздоровительных траекторий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваль Татьяна Евгеньевна, Новикова Нина Тимофеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Design of the Trajectories of Health Programs in the Educational Process of the University

The article describes the technology of designing trajectories of health programs using a combined approach that includes a combination of Nordic walking and climbing elements. The results of experimental work on the design of health trajectories.

Текст научной работы на тему «Проектирование траекторий оздоровительных программ в учебном процессе высшего учебного заведения»

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

TOPIC ISSUE

УДК 796.03

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРАЕКТОРИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Т. Е. Коваль, Н. Т. Новикова

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

Рассмотрена технология проектирования траекторий оздоровительных программ с использованием комбинированного подхода, включающего в себя сочетание скандинавской ходьбы и элементов скалолазания. Представлены результаты экспериментальной работы по проектированию оздоровительных траекторий.

Ключевые слова: оздоровительная программа, мотивация студентов, оздоровительные траектории, адаптационные свойства организма, скандинавская ходьба, скалолазание.

Актуальность темы исследования. Одной из приоритетных задач физического воспитания студенческой молодёжи является широкое вовлечение её в систематические занятия физической культурой и спортом с учётом состояния здоровья, функциональной, физической и двигательной готовности [2; 6].

В настоящее время среди существующего многообразия оздоровительной деятельности в студенческой среде можно выделить следующие виды физкультурно-оздоровительных форм её реализации: спортивные комплексы, тренажёрные залы, спортивные площадки, бассейны, фитнес-центры, скалодромы, работающие как на коммерческой основе, так и предоставляющие свои услуги бесплатно. Продвижение оздоровительных технологий в учебных заведениях в настоящее время осложняется весьма жёсткой конкурентной средой, сформированной оздоровительными и фитнес-организациями, функционирующими вне образовательной сферы деятельности.

В ходе решения задачи проектирования и формирования авторских оздоровительных программ для студентов, а также задачи формирования оздоровительных траекторий нами были проанализированы статистические данные опроса по определению спроса у обучающихся студентов на различные виды спорта, предлагаемые в ведущих университетах Санкт-Петербурга. Результаты анализа по-

казали, что большую часть студентов привлекают те виды спорта, которыми они занимались ранее. Также интерес вызывают виды, которые отвечают современным тенденциям моды или популярны в силу своей зрелищности и привлекательности в социуме, или те виды, которые отличаются простотой и доступностью. Одним из таких видов является скалолазание. Из-за своей экстремальности и неординарности этот вид становится заманчивым и, как следствие, наиболее востребованным [5].

Анализ заявок, поданных первокурсниками при выборе направления физической активности на общеуниверситетскую кафедру физической культуры и спорта Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) в 2016 учебном году, показал, что величина спроса на занятия скалолазанием превышает возможность в обеспечении этих заявок почти в 3 раза.

В то же время интерес у студентов вызвала новая оздоровительная авторская программа по скандинавской ходьбе. Однако практика показала, что недостатком программы является монотонность, присущая длительной ходьбе, а применение на занятиях скандинавской ходьбой разнообразных форм игровых и соревновательных моментов могло бы значительно повысить интерес и привлекательность авторской разработки [3].

Экспериментальная работа, проведённая среди студентов СПбГУ в 2014/15 учебном году, вы-

явила, что в занятиях скалолазанием студентов в первую очередь привлекает экстремальность этого вида спорта, коллективизм, природный фактор, спортивная направленность [4]. Поэтому в 2015/16 учебном году преподаватели физической культуры пошли на смелый эксперимент — разработку новых оздоровительных траекторий, включающих в себя элементы как скандинавской ходьбы, так и скалолазания.

Цель исследования. Создать и проверить эффективность физкультурно-спортивных траекторий в рамках оздоровительной программы, сочетающих в себе упражнения, направленные на повышение функциональных свойств организма путём объединения в занятиях элементов скалолазания и скандинавской ходьбы.

Методы исследования. В процессе проведения эксперимента использовались методы педагогического наблюдения, педагогического эксперимента, анкетирования и статистической обработки данных.

Проектирование траекторий каждого занятия отличалось тем, что включало в себя два основных блока. Первый блок, продолжительностью 45 мин, с аэробным характером нагрузки, составляли занятия по скандинавской ходьбе с палками; второй блок занятия, продолжительностью 30 мин, проводился на стенде для скалолазания.

В эксперименте принимали участие контрольная и экспериментальная группы численностью по 12 чел. в каждой. Эксперимент проводился во время, отведённое для занятий лайт-спортом, что позволило в рамках утверждённой учебной программы реализовать идею эксперимента.

Гипотеза эксперимента заключалась в следующем: при использовании разработанных траекторий сочетания скандинавской ходьбы и элементов скалолазания можно повысить эффективность и конкурентность оздоровительных программ за счёт рациональной организации занятия, снижения монотонности, активного включения психофизиологических механизмов положительных эмоций, путём повышения мотивации и активного вовлечения студентов в выполнение заданий.

При проектировании занятий оздоровительной программы авторы стремились к повышению личной заинтересованности каждого участника программы в выполнении упражнений путём комбинирования различных видов физической активности, снижения однообразности занятий.

Выполнение работы проводилось с нагрузкой постоянной средней мощности (колебания ЧСС от 120 до 160 уд./мин).

Место проведения первого блока — спортивный стадион с натуральным покрытием. Спортивное снаряжение — палки для скандинавской ходьбы с оптимальной длиной для занятия оздоровительной ходьбой (рост • 0,68). Скорость передвижения 7-7,5 км/ч. В начале занятия проводилась общая разминка на все группы мышц.

Место проведения второго блока занятия — скалодром СПбГУ. Характеристика тренировочных маршрутов, специально подготовленных для оздоровительной программы, отличалась следующими параметрами.

Все маршруты располагались на вертикальной стенке высотой 6 м с положительным уровнем наклона, не превышающем 90 градусов. Лазание осуществлялось с верхней страховкой. Характеристика маршрутов — это 5-я категория трудности согласно французской системе классификации маршрутов. Характеристика хватов — активные, горизонтальные и вертикальные полочки для двух фаланг пальцев и всей кисти рук. Расстояние между зацепами 30-35 см. Сложность маршрутов определялась отсутствием высоких требований к технической подготовленности лазающего. Предлагаемый темп лазания — умеренный. Нагрузка постоянной средней мощности (ЧСС 120-160 уд./мин).

Длительность проведения эксперимента — девять месяцев.

В процессе занятий был организован постоянный педагогический контроль, направленный на измерение ЧСС и сбора информации по субъективной оценке самочувствия каждого испытуемого. Опрос проводился по методике Б. Дж. Кретти [1].

После завершения эксперимента все полученные данные были обработаны и проанализированы.

Результаты исследования. В результате проведённой работы были получены следующие данные.

1. Средняя величина соотношения количества студентов, пропустивших занятия по программе в течение девяти месяцев, к общему количеству списочного состава студентов в контрольной группе составила 18 %, а в экспериментальной группе 5 %. Это доказывает явный рост заинтересованности студентов экспериментальной группы в посещении занятий по программе.

2. Изменилось соотношение выбора студентами площадок для оздоровительных занятий. Так, 76 % учащихся из контрольной группы и 96 % учащихся

Т. Е. Коваль, Н. Т. Новикова

из экспериментальной группы предпочли занятия по оздоровительной комбинированной программе в СПбГУ другим спортивным центрам, предлагающим оздоровительные занятия (посещение фитнес-центров, коммерческих оздоровительных комплексов и т. д.). Это подтверждает гипотезу о повышении привлекательности оздоровительной программы и её конкурентоспособности среди других предлагаемых видов программ.

3. Для получения результатов эмоциональной оценки влияния оздоровительной программы были обработаны специально подготовленные анкеты, где давалась субъективная оценка положительных эмоций (по пятибалльной шкале), полученных в процессе занятий по оздоровительным траекториям на площадках СПбГУ Максимальный средний балл удовлетворённости был получен у 82 % студентов контрольной группы и 91 % — экспериментальной группы.

4. При определении состояния усталости и утомления от монотонности занятия были получены следующие результаты: в экспериментальной группе только 5 % студентов в процессе всей исследовательской работы испытывали утомление от монотонности, в контрольной группе — 12 %.

Полученные результаты показывают, что сформулированная гипотеза была подтверждена.

Более того, 91,5 % участников экспериментальной группы выразили своё желание продолжить участие в эксперименте и в дальнейшем заниматься по разработанным оздоровительным траекториям.

Заключение. Следует отметить, что опыт составления траекторий в оздоровительных программах с использованием сочетания занятий

Поступила в редакцию 7 апреля 2017 г.

скандинавской ходьбой и элементами скалолазания однозначно выявил преимущество такого подхода, а также целесообразность проведения дополнительных исследований с определением оздоровительного эффекта.

Список литературы

1. Кретти, Б. Дж. Психология в современном спорте / Б. Дж. Кретти. — М. : ФиС, 1978. — 224 с.

2. Иванов, В. Д. Формирование здоровьесбере-гающей компетентности студентов высших учебных образовательных учреждений / В. Д. Иванов, А. Е. Трапезникова // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. — С. 31-34.

3. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2011. — 352 с.

4. Коваль, Т. Е. Информационно-коммуникационные технологии как важная составляющая инновационного подхода в организации занятий физической культурой и спортом / Т. Е. Коваль, Н. Т. Новикова, И. Б. Черкасова // Физическая культура и спорт в системе высшего образования : материалы науч.-практ. конф. — М. : Перо, 2012. — 429 с.

5. Пиратинский, А. Е. Вертикаль успеха / А. Е. Пиратинский, С. Н. Гущин. — Екатеринбург, 2010. — 198 с.

6. Ярушин, С. А. Здоровьеобеспечивающая компетенция в структуре профессиональной компетентности студентов вузов / С. А. Ярушин // Безопасность и адаптация человека к экстремальным условиям среды и деятельности : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Челябинск, 2014. — С. 260-266.

Для цитирования: Коваль, Т. Е. Проектирование траекторий оздоровительных программ в учебном процессе высшего учебного заведения / Т. Е. Коваль, Н. Т. Новикова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 10-13.

Сведения об авторах

Коваль Татьяна Евгеньевна — кандидат геолого-минералогических наук, доцент, мастер спорта, Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, Россия. [email protected]

Новикова Нина Тимофеевна — старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, Россия. [email protected]

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2017, vol. 2, no. 2, pp. 10-13.

The Design of the Trajectories of Health Programs in the Educational Process of the University

T.E. Koval, N.T. Novikova

Saint-Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia. [email protected]

The article describes the technology of designing trajectories of health programs using a combined approach that includes a combination of Nordic walking and climbing elements. The results of experimental work on the design of health trajectories.

Keywords: health program, motivation of students, wellness path, the adaptive properties of the organism, Nordic walking, climbing.

References

1. Kretti B.Dzh. Psihologiya v sovremennom sporte [Psychology in Contemporary Sport]. Moscow, 1978. 224 p. (In Russ.).

2. Ivanov V.D., Trapeznikova A.E. Formirovaniye zdorov'yesberegayushchey kompetentnosti studentov vysshih uchebnyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniy [Formation of Health-competence of Students of Higher Educational Institutions]. Aktual'nyye problemy i perspek-tivy teorii i praktiki fizicheskoy kul'tury, sporta, turizma i dvigatel'noy rekreatsii v sovremennom mire [Actual Problems and Prospects of Theory and Practice of Physical Culture, Sport, Tourism and Motor Recreation in the Modern World]. Chelyabinsk, 2015. Pp. 31-34. (In Russ.).

3. Il'yin E.P. Psihologiya sporta [Psychology of Sports]. St. Petersburg, 2011. 352 p. (In Russ.).

4. Koval' T.E., Novikova N.T., Cherkasova I.B. Infor-matsionno-kommunikatsionnyye tehnologii kak vazh-

naya sostavlyayushchaya innovatsionnogo podhoda v organizatsii zanyatiy fizicheskoy kul'turoy i sportom [Information and Communication Technologies as an Important Part of Innovative Approach in the Organization of Physical Culture and Sports]. Fizicheskaya kul'tura i sport v sisteme vysshego obrazovaniya [Physical Culture and Sport in Higher Education]. Moscow, 2012. 429 p. (In Russ.).

5. Piratinskiy A.E., Gushchin S.N. Vertikal' uspeha [Vertical Success]. Yekaterinburg, 2010. 198 p. (In Russ.).

6. Yarushin S.A. Zdorov'yeobespechivayuschaya kompetentsiya v strukture professional'noy kompetentnosti studentov vuzov [Health-saving Competence in the Structure of Professional Competence of University Students]. Bezopasnost' i adaptatsiya cheloveka k ekstremal'nym usloviyam sredy i deyatel'nosti [Safety and Human Adaptation to Extreme Environmental Conditions and Activities]. Chelyabinsk, 2014. Pp. 260-266. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.