АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
TOPIC ISSUE
УДК 796.03
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРАЕКТОРИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Т. Е. Коваль, Н. Т. Новикова
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
Рассмотрена технология проектирования траекторий оздоровительных программ с использованием комбинированного подхода, включающего в себя сочетание скандинавской ходьбы и элементов скалолазания. Представлены результаты экспериментальной работы по проектированию оздоровительных траекторий.
Ключевые слова: оздоровительная программа, мотивация студентов, оздоровительные траектории, адаптационные свойства организма, скандинавская ходьба, скалолазание.
Актуальность темы исследования. Одной из приоритетных задач физического воспитания студенческой молодёжи является широкое вовлечение её в систематические занятия физической культурой и спортом с учётом состояния здоровья, функциональной, физической и двигательной готовности [2; 6].
В настоящее время среди существующего многообразия оздоровительной деятельности в студенческой среде можно выделить следующие виды физкультурно-оздоровительных форм её реализации: спортивные комплексы, тренажёрные залы, спортивные площадки, бассейны, фитнес-центры, скалодромы, работающие как на коммерческой основе, так и предоставляющие свои услуги бесплатно. Продвижение оздоровительных технологий в учебных заведениях в настоящее время осложняется весьма жёсткой конкурентной средой, сформированной оздоровительными и фитнес-организациями, функционирующими вне образовательной сферы деятельности.
В ходе решения задачи проектирования и формирования авторских оздоровительных программ для студентов, а также задачи формирования оздоровительных траекторий нами были проанализированы статистические данные опроса по определению спроса у обучающихся студентов на различные виды спорта, предлагаемые в ведущих университетах Санкт-Петербурга. Результаты анализа по-
казали, что большую часть студентов привлекают те виды спорта, которыми они занимались ранее. Также интерес вызывают виды, которые отвечают современным тенденциям моды или популярны в силу своей зрелищности и привлекательности в социуме, или те виды, которые отличаются простотой и доступностью. Одним из таких видов является скалолазание. Из-за своей экстремальности и неординарности этот вид становится заманчивым и, как следствие, наиболее востребованным [5].
Анализ заявок, поданных первокурсниками при выборе направления физической активности на общеуниверситетскую кафедру физической культуры и спорта Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) в 2016 учебном году, показал, что величина спроса на занятия скалолазанием превышает возможность в обеспечении этих заявок почти в 3 раза.
В то же время интерес у студентов вызвала новая оздоровительная авторская программа по скандинавской ходьбе. Однако практика показала, что недостатком программы является монотонность, присущая длительной ходьбе, а применение на занятиях скандинавской ходьбой разнообразных форм игровых и соревновательных моментов могло бы значительно повысить интерес и привлекательность авторской разработки [3].
Экспериментальная работа, проведённая среди студентов СПбГУ в 2014/15 учебном году, вы-
явила, что в занятиях скалолазанием студентов в первую очередь привлекает экстремальность этого вида спорта, коллективизм, природный фактор, спортивная направленность [4]. Поэтому в 2015/16 учебном году преподаватели физической культуры пошли на смелый эксперимент — разработку новых оздоровительных траекторий, включающих в себя элементы как скандинавской ходьбы, так и скалолазания.
Цель исследования. Создать и проверить эффективность физкультурно-спортивных траекторий в рамках оздоровительной программы, сочетающих в себе упражнения, направленные на повышение функциональных свойств организма путём объединения в занятиях элементов скалолазания и скандинавской ходьбы.
Методы исследования. В процессе проведения эксперимента использовались методы педагогического наблюдения, педагогического эксперимента, анкетирования и статистической обработки данных.
Проектирование траекторий каждого занятия отличалось тем, что включало в себя два основных блока. Первый блок, продолжительностью 45 мин, с аэробным характером нагрузки, составляли занятия по скандинавской ходьбе с палками; второй блок занятия, продолжительностью 30 мин, проводился на стенде для скалолазания.
В эксперименте принимали участие контрольная и экспериментальная группы численностью по 12 чел. в каждой. Эксперимент проводился во время, отведённое для занятий лайт-спортом, что позволило в рамках утверждённой учебной программы реализовать идею эксперимента.
Гипотеза эксперимента заключалась в следующем: при использовании разработанных траекторий сочетания скандинавской ходьбы и элементов скалолазания можно повысить эффективность и конкурентность оздоровительных программ за счёт рациональной организации занятия, снижения монотонности, активного включения психофизиологических механизмов положительных эмоций, путём повышения мотивации и активного вовлечения студентов в выполнение заданий.
При проектировании занятий оздоровительной программы авторы стремились к повышению личной заинтересованности каждого участника программы в выполнении упражнений путём комбинирования различных видов физической активности, снижения однообразности занятий.
Выполнение работы проводилось с нагрузкой постоянной средней мощности (колебания ЧСС от 120 до 160 уд./мин).
Место проведения первого блока — спортивный стадион с натуральным покрытием. Спортивное снаряжение — палки для скандинавской ходьбы с оптимальной длиной для занятия оздоровительной ходьбой (рост • 0,68). Скорость передвижения 7-7,5 км/ч. В начале занятия проводилась общая разминка на все группы мышц.
Место проведения второго блока занятия — скалодром СПбГУ. Характеристика тренировочных маршрутов, специально подготовленных для оздоровительной программы, отличалась следующими параметрами.
Все маршруты располагались на вертикальной стенке высотой 6 м с положительным уровнем наклона, не превышающем 90 градусов. Лазание осуществлялось с верхней страховкой. Характеристика маршрутов — это 5-я категория трудности согласно французской системе классификации маршрутов. Характеристика хватов — активные, горизонтальные и вертикальные полочки для двух фаланг пальцев и всей кисти рук. Расстояние между зацепами 30-35 см. Сложность маршрутов определялась отсутствием высоких требований к технической подготовленности лазающего. Предлагаемый темп лазания — умеренный. Нагрузка постоянной средней мощности (ЧСС 120-160 уд./мин).
Длительность проведения эксперимента — девять месяцев.
В процессе занятий был организован постоянный педагогический контроль, направленный на измерение ЧСС и сбора информации по субъективной оценке самочувствия каждого испытуемого. Опрос проводился по методике Б. Дж. Кретти [1].
После завершения эксперимента все полученные данные были обработаны и проанализированы.
Результаты исследования. В результате проведённой работы были получены следующие данные.
1. Средняя величина соотношения количества студентов, пропустивших занятия по программе в течение девяти месяцев, к общему количеству списочного состава студентов в контрольной группе составила 18 %, а в экспериментальной группе 5 %. Это доказывает явный рост заинтересованности студентов экспериментальной группы в посещении занятий по программе.
2. Изменилось соотношение выбора студентами площадок для оздоровительных занятий. Так, 76 % учащихся из контрольной группы и 96 % учащихся
Т. Е. Коваль, Н. Т. Новикова
из экспериментальной группы предпочли занятия по оздоровительной комбинированной программе в СПбГУ другим спортивным центрам, предлагающим оздоровительные занятия (посещение фитнес-центров, коммерческих оздоровительных комплексов и т. д.). Это подтверждает гипотезу о повышении привлекательности оздоровительной программы и её конкурентоспособности среди других предлагаемых видов программ.
3. Для получения результатов эмоциональной оценки влияния оздоровительной программы были обработаны специально подготовленные анкеты, где давалась субъективная оценка положительных эмоций (по пятибалльной шкале), полученных в процессе занятий по оздоровительным траекториям на площадках СПбГУ Максимальный средний балл удовлетворённости был получен у 82 % студентов контрольной группы и 91 % — экспериментальной группы.
4. При определении состояния усталости и утомления от монотонности занятия были получены следующие результаты: в экспериментальной группе только 5 % студентов в процессе всей исследовательской работы испытывали утомление от монотонности, в контрольной группе — 12 %.
Полученные результаты показывают, что сформулированная гипотеза была подтверждена.
Более того, 91,5 % участников экспериментальной группы выразили своё желание продолжить участие в эксперименте и в дальнейшем заниматься по разработанным оздоровительным траекториям.
Заключение. Следует отметить, что опыт составления траекторий в оздоровительных программах с использованием сочетания занятий
Поступила в редакцию 7 апреля 2017 г.
скандинавской ходьбой и элементами скалолазания однозначно выявил преимущество такого подхода, а также целесообразность проведения дополнительных исследований с определением оздоровительного эффекта.
Список литературы
1. Кретти, Б. Дж. Психология в современном спорте / Б. Дж. Кретти. — М. : ФиС, 1978. — 224 с.
2. Иванов, В. Д. Формирование здоровьесбере-гающей компетентности студентов высших учебных образовательных учреждений / В. Д. Иванов, А. Е. Трапезникова // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. — С. 31-34.
3. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2011. — 352 с.
4. Коваль, Т. Е. Информационно-коммуникационные технологии как важная составляющая инновационного подхода в организации занятий физической культурой и спортом / Т. Е. Коваль, Н. Т. Новикова, И. Б. Черкасова // Физическая культура и спорт в системе высшего образования : материалы науч.-практ. конф. — М. : Перо, 2012. — 429 с.
5. Пиратинский, А. Е. Вертикаль успеха / А. Е. Пиратинский, С. Н. Гущин. — Екатеринбург, 2010. — 198 с.
6. Ярушин, С. А. Здоровьеобеспечивающая компетенция в структуре профессиональной компетентности студентов вузов / С. А. Ярушин // Безопасность и адаптация человека к экстремальным условиям среды и деятельности : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Челябинск, 2014. — С. 260-266.
Для цитирования: Коваль, Т. Е. Проектирование траекторий оздоровительных программ в учебном процессе высшего учебного заведения / Т. Е. Коваль, Н. Т. Новикова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 10-13.
Сведения об авторах
Коваль Татьяна Евгеньевна — кандидат геолого-минералогических наук, доцент, мастер спорта, Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, Россия. [email protected]
Новикова Нина Тимофеевна — старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2017, vol. 2, no. 2, pp. 10-13.
The Design of the Trajectories of Health Programs in the Educational Process of the University
T.E. Koval, N.T. Novikova
Saint-Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia. [email protected]
The article describes the technology of designing trajectories of health programs using a combined approach that includes a combination of Nordic walking and climbing elements. The results of experimental work on the design of health trajectories.
Keywords: health program, motivation of students, wellness path, the adaptive properties of the organism, Nordic walking, climbing.
References
1. Kretti B.Dzh. Psihologiya v sovremennom sporte [Psychology in Contemporary Sport]. Moscow, 1978. 224 p. (In Russ.).
2. Ivanov V.D., Trapeznikova A.E. Formirovaniye zdorov'yesberegayushchey kompetentnosti studentov vysshih uchebnyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniy [Formation of Health-competence of Students of Higher Educational Institutions]. Aktual'nyye problemy i perspek-tivy teorii i praktiki fizicheskoy kul'tury, sporta, turizma i dvigatel'noy rekreatsii v sovremennom mire [Actual Problems and Prospects of Theory and Practice of Physical Culture, Sport, Tourism and Motor Recreation in the Modern World]. Chelyabinsk, 2015. Pp. 31-34. (In Russ.).
3. Il'yin E.P. Psihologiya sporta [Psychology of Sports]. St. Petersburg, 2011. 352 p. (In Russ.).
4. Koval' T.E., Novikova N.T., Cherkasova I.B. Infor-matsionno-kommunikatsionnyye tehnologii kak vazh-
naya sostavlyayushchaya innovatsionnogo podhoda v organizatsii zanyatiy fizicheskoy kul'turoy i sportom [Information and Communication Technologies as an Important Part of Innovative Approach in the Organization of Physical Culture and Sports]. Fizicheskaya kul'tura i sport v sisteme vysshego obrazovaniya [Physical Culture and Sport in Higher Education]. Moscow, 2012. 429 p. (In Russ.).
5. Piratinskiy A.E., Gushchin S.N. Vertikal' uspeha [Vertical Success]. Yekaterinburg, 2010. 198 p. (In Russ.).
6. Yarushin S.A. Zdorov'yeobespechivayuschaya kompetentsiya v strukture professional'noy kompetentnosti studentov vuzov [Health-saving Competence in the Structure of Professional Competence of University Students]. Bezopasnost' i adaptatsiya cheloveka k ekstremal'nym usloviyam sredy i deyatel'nosti [Safety and Human Adaptation to Extreme Environmental Conditions and Activities]. Chelyabinsk, 2014. Pp. 260-266. (In Russ.).