Научная статья на тему 'Роль рыночной инфраструктуры в развитии региональной экономики'

Роль рыночной инфраструктуры в развитии региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4178
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИИ / РАЗВИТИЕ / ИНСТИТУТ РЫНКА / ИНТЕРНЕТ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шумахов Р. В.

Рассмотрен генезис появления концепции инфраструктуры в экономическом развитии. Изучены и обобщены проблемы становления и особенности развития региональной рыночной инфраструктуры на современном этапе. Обозначена система поддержки предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике. Отмечена необходимость приоритетного развития рыночной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль рыночной инфраструктуры в развитии региональной экономики»

УДК 338.49

РОЛЬ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

р. в. ШУМАХОВ, кандидат экономических наук, генеральныйдиректор ООО «Монтажстрой», г. Нальчик E-mail: [email protected]

Рассмотрен генезис появления концепции инфраструктуры в экономическом развитии. Изучены и обобщены проблемы становления и особенности развития региональной рыночной инфраструктуры на современном этапе. Обозначена система поддержки предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике. Отмечена необходимость приоритетного развития рыночной инфраструктуры.

Ключевые слова: рыночная инфраструктура, инновации, развитие, институт рынка, диверсификация, инвестиции, банковская система, модернизация, региональная экономика.

Одной из особенностей современного этапа развития экономики страны является повышение роли инфраструктуры. Происходит расширение функций, выполняемых инфраструктурой, возрастает ее роль в процессе организации различных видов рынка. В значительной степени именно состояние инфраструктуры способствует устойчивости и экономичности функционирования сложившихся рынков.

Осуществление успешного перехода к рынку ставит общество перед задачей проведения активной структурной политики в целях адаптации экономики страны и ее регионов к требованию рынка. Эта задача может быть решена при наличии эффективно действующей, разветвленной рыночной инфраструктуры, основанной на многообразном, комплексном и длительном взаимодействии между различными субъектами рынка. Чтобы понять сущность содержания словосочетания «рыночная инфраструктура», нам необходимо рассмотреть дефиницию понятия «инфраструктура».

Понятие и предметная область исследования инфраструктуры (infra — под, ниже и structure —

строение, расположение) впервые сложились в западной экономической мысли в середине XXв.

Американские экономисты Р. Нурксе, А. Хирш-ман, П. Розенштейн-Родан, У. Ростоу, П. Саму-эльсон и другие в своих работах рассматривали концепцию формирования «социального накладного капитала» (social overhead capital) или инфраструктуры как один из факторов, способствующих наращиванию темпов экономического роста.

Один из основных вопросов в концепции инфраструктуры: за счет каких средств она должна создаваться? Во всех исследованиях упомянутых ученых, посвященных оценке роли инфраструктуры в экономике, подчеркивается, что ее развитие должно происходить при активном участии государства. Суть обоснования проста: государство, направляя средства на становление и развитие инфраструктуры, способствует укреплению экономических и политических позиций частного капитала, так как освобождает его от убыточных или малоприбыльных производств, создавая при этом благоприятные условия для его деятельности в основных отраслях экономики.

Государство должно сохранять за собой право определять географическую сферу деятельности инфраструктурной монополии, регулировать качество ее услуг и контролировать цены, которые она может назначать. То есть результат деятельности инфраструктурных отраслей лежит не между доходами и затратами, а между затратами и общественной ответственностью перед гражданами.

Одним из основных теоретических подходов к проблеме инфраструктуры для западных экономистов является поиск путей разрешения противоречия между частным и государственным капиталами, между частными и общественными

интересами. Эта тенденция присуща всем развитым странам, и степень ее проявления, особенно в огосударствлении инфраструктуры, во многом зависит от господства конкретных форм собственности в той или иной стране. Можно утверждать, что инфраструктура относится к так называемому регулируемому сектору экономики, где наряду с чисто государственными предприятиями имеют место частные и «смешанные» предприятия, но в любом случае находящиеся под непосредственным государственным контролем.

Таким образом, инфраструктура способствует эффективному функционированию экономики потому, что она производит «общественные товары» (public goods), без которых невозможен экономический рост вообще. Рост расходов на инфраструктуру должен происходить при активном участии государства, так как они являются необходимым условием «нормального» функционирования частного предпринимательства и общества в целом. Направляя в инфраструктуру средства, государство в первую очередь способствует укреплению экономических и политических позиций частных предпринимателей, освобождает их от убыточного или малоприбыльного производства, создавая в то же самое время благоприятные условия для деятельности в основных отраслях экономики [4].

Выявление особенностей развития рыночной инфраструктуры на уровне региона — важное звено в анализе и прогнозировании экономического развития территории. Рыночная инфраструктура является неотъемлемой частью развитой рыночной экономики, во многом определяющей ее воспроизводственные и конкурентные возможности. Кроме того, это сфера трудоемкого приложения сложного и высококвалифицированного труда, имеющая большое значение для создания рабочих мест и обеспечения рациональной занятости населения.

Первые идеи, связанные с необходимостью развития рыночной инфраструктуры, были высказаны еще шведским экономистом К. Викселем, который, рассматривая роль производства в экономической системе, выделил прямые производственные издержки и накладные издержки общества, необходимые для развития сфер деятельности, обслуживающих производственные процессы в экономике (т. е. отраслей рыночной инфраструктуры в современном понимании данного термина).

Рыночная инфраструктура предоставляет услуги, связанные с четырьмя основными функциями: • снижение степени риска за счет использования

различных видов страхования, аудиторской

деятельности, консалтинговых и сертификационных услуг;

• ускорение оборачиваемости оборотных средств за счет использования факторинга, брокерских и маклерских услуг, качественной и быстрой контрактной подборки работников и подрядчиков, применения усовершенствованных специальных средств связи;

• развитие предприятий за счет: расширения аренды и лизинга, эмиссии ценных бумаг, улучшения профессиональной подготовки и переподготовки работников в сферах менеджмента и инжиниринга; дальнейшего роста мелких и средних предприятий;

• использование маркетинга в целях доведения товаров и услуг до потребителей с применением рекламы и других средств продвижения, проведения прикладных исследовательских работ по изучению спроса потребителей и емкости конкретных рынков. Экономическое назначение рыночной инфраструктуры состоит в том, чтобы снабдить рыночно функционирующую часть национального хозяйства рыночными сигналами, необходимыми для успешной работы относительно изолированных субъектов рынка. Исполняя эту функцию, рыночная инфраструктура частично выполняет координирующую роль, которая ранее была свойственна народнохозяйственному планированию. Наступает новый этап развития рыночной инфраструктуры и предоставляемых ею услуг в качественно изменяющихся социально-экономических условиях глобализации и ускорения научно-технического прогресса.

Дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры происходит на основе следующих принципов:

1) обязательная сопряженность развития рыноч -ной инфраструктуры с развитием экономики региона;

2) систематический маркетинговый анализ спроса на различные инфраструктурные услуги, изучение происходящих изменений и полноценный их учет в планировании и совершенствовании практической деятельности;

3) обеспечение ускоренной модернизации рыночной инфраструктуры и системы услуг на основе последовательной тотальной активизации инновационной деятельности и внедрения различного рода инноваций.

Системное применение указанных принципов предполагает формирование координационного подхода, ориентированного на комплексную

реализацию организационного, экономического и интеллектуального потенциалов региональной рыночной инфраструктуры, что позволит обеспечить устойчивое ускоренное развитие ее и предоставляемых ею услуг в соответствии с современными тенденциями и процессами в национальной экономике.

Рыночная инфраструктура региона представляет собой фундамент, на котором строится вся система региональных рынков. Следовательно, развитая рыночная инфраструктура объективно необходима для эффективного функционирования и развития экономики в каждом регионе. Сравнительный анализ экономической литературы показал, что существуют также несколько определений понятия «рыночная инфраструктура региона». Принимая во внимание различные научные трактовки, определим, что рыночная инфраструктура — это совокупность институтов, обеспечивающих нормальное функционирование рыночной экономики и его развитие. Эти институты различаются по своей природе, характеру и назначению, и обеспечивают свободное движение товаров и услуг на рынке. Рыночную среду формируют правовые, финансовые, организационные, материально-технологические и информационные элементы инфраструктуры. Они носят государственный, неправительственный и частный характер и подразделяются в зависимости отрынка, который обслуживают [5].

Рыночная инфраструктура представляет собой систему специализированных институтов рынка, обеспечивающую необходимые общие условия для устойчивого и бесперебойного функционирования системы рынков. К институтам рыночной инфраструктуры следует отнести следующие группы услуг [3]:

♦ консалтинговые, маркетинговые, лизинговые, компьютерные и другие связанные с ними услуги (в том числе программного обеспечения);

♦ услуги связи;

♦ информационно-коммуникационные;

♦ электронной коммерции;

♦ юридические;

♦ концессионные;

♦ транспортно-экспедиционные;

♦ логистические;

♦ франчайзинговые;

♦ дистрибьюторские (включая брокерские);

♦ посреднические;

♦ инжиниринговые;

♦ прикладные научно-исследовательские, аналитические и проектные;

♦ услуги дизайна, брэндирования и рекламы;

♦ финансовые (фондовые и валютные биржи, банки, венчурные и страховые услуги);

♦ риэлторские (связанные с землей, недвижимостью);

♦ бухгалтерские (учет, отчетность);

♦ аудиторские;

♦ налоговые;

♦ инновационно-внедренческие;

♦ инвестиционные;

♦ патентные;

♦ услуги экспертизы по различным аспектам;

♦ сертификационные;

♦ услуги по стандартизации (техническому регулированию);

♦ услуги по метрологии (обеспечению единства измерений);

♦ аккредитационные;

♦ регистрационные;

♦ выставочно-ярмарочные;

♦ услуги по обучению, переподготовке кадров и по подбору, расстановке персонала;

♦ экологическиеуслуги;

♦ услуги охраны и сопровождения и др. Рынок инфраструктурных услуг в значительно

большей степени отвечает требованиям конкурентного рынка и менее подвержен монополизации, отличается большей конъюнктурностью и непредсказуемостью по сравнению с рынками ряда других услуг, обладает значительным динамизмом и в то же время определенной гибкостью.

На современном этапе научно-технической революции происходит качественный скачок в развитии рыночной инфраструктуры, связанный с ее технологическим перевооружением на базе высоких, в первую очередь информационных, технологий. Модернизируются фондовые биржи. Все большее их число становятся полностью электронными. К новым элементам рыночной инфраструктуры относятся конкурирующие с биржами электронные коммуникационные и внебиржевые электронные торговые системы. Особую роль играют интернет-технологии. Быстро развиваются сетевые электронные компании, в особенности интернет-магазины. Интеграция и глобализация мировой экономики стимулируют формирование союзов и альянсов бирж, в том числе региональных [1].

Весь ход экономического развития показывает, что природа рыночной инфраструктуры заложена прежде всего в специфике взаимодействия материально-вещественных факторов общественного производства. Общественной первопричиной

возникновения организационного обособления и институционального закрепления рыночной инфраструктуры как подсистемы рыночной экономики явилось развитие общественного разделения труда, производства, национального хозяйства и собственности. Следовательно, нынешняя форма рыночной инфраструктуры сложилась в результате исторического развития товарного производства и эволюции рыночного хозяйства. Это закономерный процесс: по мере расширения границ товарно-денежных отношений формировались новые потребности и раскрывались возможности появления новых видов деятельности. «Если для этапа зарождения инфраструктуры характерно первоначальное выделение функций по оказанию дополнительных или вспомогательных услуг в рамках основного производства, то дальнейшее расширение ее масштабов происходило в результате выделения производства услуг из рамок компаний-производителей в специализированные фирмы» [2].

Важно видеть, что рыночная инфраструктура способствует успешной деятельности различных групп сообщества в процессе рыночных отношений. Спектр услуг, предоставляемых организациями региональной рыночной инфраструктуры, необычайно широк и зависит от многих объективных условий и субъективных местных обстоятельств. Тем не менее представляется возможным выделить услуги, пользующиеся наибольшим спросом, которые часто дополняют друг друга, предоставляются в различных сочетаниях.

Важным фактором ускоренного развития региональной рыночной инфраструктуры считается диверсификация видов деятельности и услуг. Диверсификация позволяет организациям успешно удержаться «на плаву» при периодических изменениях спроса, сезонных колебаниях в поступлении заказов, при форс-мажорных обстоятельствах. Одной из современных форм диверсификации услуг выступает освоение и расширение организациями рыночной инфраструктуры аутсорсинговых услуг. Все это требует постоянного обновления знаний и квалификации персонала и руководителей организаций региональной рыночной инфраструктуры.

Для создания условий ускоренного развития рыночной инфраструктуры необходимы разработка и принятие на федеральном уровне нормативных актов, адекватных современным информационным технологиям. В частности, целесообразно создание условий, стимулирующих расширение круга пользователей услугами Интернета среди

субъектов рыночной инфраструктуры, введение обязательных показателей уровня использования новых информационных технологий в отраслевом и территориальном разрезах.

В условиях современной России предстоит создать стимулы, работающие не только на ускорение инфраструктурных процессов, но и на их качественное преобразование. Развитие рыночной инфраструктуры, в том числе, может осуществляться через построение системы бизнес-инкубаторов и технопарков, что дает возможность научиться наиболее совершенным методам построения нового бизнеса. Указанные методы становятся инструментом долгосрочного экономического развития региона, поскольку будут содействовать диверсификации экономики и увеличению налоговых поступлений.

Учитывая важность малого и среднего предпринимательства для экономики Кабардино-Балкарской Республики, здесь создана целая система поддержки (а не ряд самостоятельных механизмов), ориентированная как на начинающих, так и на уже действующих субъектов малого и среднего предпринимательства. Поддержка включает финансовую и имущественную составляющие (созданы три бизнес-инкубатора, за счет средств бюджета компенсируется часть затрат на технологическое подключение к электросетям), а также консультационно-методологические компоненты. Наиболее востребованной бизнесом мерой поддержки являются субсидирование процентной ставки по кредитам, взятым на реализацию инвестиционных проектов, а также субсидирование части затрат на приобретение основных фондов и нематериальных активов в приоритетных отраслях. По данному направлению компенсируется часть стоимости приобретенного оборудования, в том числе через лизинг.

В целях расширения доступа к финансовым ресурсам микропредприятий, индивидуальных предпринимателей, а также граждан, желающих заниматься предпринимательской деятельностью, создана система небанковского кредитования малого и среднего предпринимательства. Во всех городах и районах республики созданы и развиваются муниципальные фонды и кредитные кооперативы, которым предоставляются субсидии за счет средств республиканского и федерального бюджетов на микрокредитование субъектов малого и среднего предпринимательства. Выделение средств из бюджета республики на развитие фондов и кооперативов одновременно сопровождается повышением

навыков их руководителей. С этой целью проведена целая серия обучающих семинаров с привлечением экспертов Российского микрофинансового центра, а также специалистов Европейского Союза.

В современных экономических условиях возрастает роль банков, определяющих кредитную политику. Основу составляет Центральный банк Российской Федерации, определяющий кредитную политику и регулирующий наличное денежное обращение.

Однако предприниматели и другие товаропроизводители имеют дело непосредственно с коммерческими банками — основными исполнителями расчетных операций. Сложившаяся банковская система Кабардино-Балкарской Республики в состоянии обеспечивать бесперебойное функционирование экономики и ее ускоренное развитие. Кредитные организации рассредоточены в соответствии с размещением производительных сил, с заметной концентрацией в столице и слабым присутствием в сельской местности. Помимо банковской системы в республике активно работают микрофинансовые организации: кредитные потребительские кооперативы и фонды поддержки малого предпринимательства.

Рост экономики и инвестиций последних лет послужил стимулом для расширения банковского сектора Кабардино-Балкарской Республики. Всего в республике функционируют 148 банковских учреждений, в том числе 7 банков, 13 филиалов, 74 дополнительных офиса, 50 операционных касс, 3 операционных и 1 кредитно-кассовый офис. В регионе успешно представлены крупные российские банки, такие как Сбербанк, Россельхозбанк, ВТБ. С 2006 г. вплоть до возникновения кризисных явлений, связанных с проблемами мировой экономики, в республике наблюдалось повышение инвестиционной активности банковского сектора. Банки начали больше кредитовать предприятия малого и среднего бизнеса. Здесь наметилась динамика снижения процентных ставок, улучшения условий выдачи, упрощения процедур оформления. Начата работа по уменьшению кредитных рисков путем гарантированного их обеспечения из залогового фонда Кабардино-Балкарской Республики.

Несмотря на наличие во всех городах и районах республики подразделений кредитных организаций, один из существенных недостатков ее банковской системы — низкая обеспеченность финансовыми услугами сельской местности, число дополнительных офисов банков в сельской местности явно недостаточно. Недостаток в допол-

нительных офисах банков в сельской местности, а также ограниченный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к банковскому финансированию компенсируются развитием системы микрофинансирования (кооперативов и фондов поддержки малого предпринимательства). В 2009 г. на территории республики свою деятельность осуществляли 13 фондов поддержки малого предпринимательства и 30 кредитных кооперативов, предоставляющих займы индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам — субъектам малого предпринимательства, в том числе работающим на селе. Их активы составляли более 260 млн руб. и выросли по сравнению с 2008 г. в 2,5 раза.

Кредитные организации республики продолжают наращивать масштабы деятельности на рынке банковских услуг. Совокупные банковские активы составили 42 млрд руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12 млрд 325 млн руб., или на 41,6%. Кредитный портфель банковского сектора в целом увеличен по сравнению с предыдущим годом на 28,2 % (или на 5 млрд 229 млн руб.) и составил 23,8 млрд руб.

Анализ финансовых показателей кредитных организаций за 2009г. показал, что ситуация в банках республики стабильная. Капитал банков продолжает расти. Нормативы достаточности собственных средств выполняются. Стабильность банковского сектора позволяет своевременно проводить платежи по корреспондентским счетам и активно выдавать кредиты юридическим и физическим лицам.

Важнейшим элементом современной рыночной инфраструктуры являются информационные сети и потоки, а также институты (включая средства массовой информации, Интернет, информационный и рекламный бизнес), благодаря которым она может существовать как единое целое, не только направляя функционирование рыночной экономики, но и содействуя оптимизации движения товарно-денежных потоков. Вне информационной составляющей рыночная инфраструктура не может существовать. Именно единство институциональной и информационной составляющих образует так называемое внутреннее содержание рыночной инфраструктуры.

Информационная составляющая выполняет важную роль — она обеспечивает связь между рыночной инфраструктурой и внешней средой, каковой для нее выступает вся остальная часть экономической системы. Но информация идет не

только из рыночной инфраструктуры вовне, а и возвращается обратно в институты рыночной инфраструктуры. Идет непрерывный обмен информацией между подсистемами, который не может быть нейтральным процессом, аявляется, по сути, непрерывным их взаимным приспособлением. Здесь возникает необходимость периодического закрепления сигналов прямой и обратной связи как для придания устойчивости работе систем, так и для фиксации достигнутого оптимума.

Представления о развитии рыночной экономики формируются в обществе постепенно: сначала очерчивается содержание данного понятия, затем оценивается ситуация, выясняются возможности ее изменения, со временем выкристаллизовывается понимание инфраструктуры выбранной модели рынка как формы взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Хорошо развитая рыночная инфраструктура позволяет оперативно урегулировать временный дефицит товаров, ибо информационные, сервисные, банковские, страховые и прочие услуги в комплексе способствуют эффективной инвестиционной среде и удовлетворению спроса.

Рассмотренные ранее инфраструктурные элементы являются неотъемлемой частью рыночных отношений. Эффективное функционирование рынка невозможно без существования этих институтов. Каждый из них отвечает за оптимальное взаимодействие отдельных сфер рынка. Они отражают реальные экономические тенденции, существующие на рынке, обеспечивают процесс производства, распределения и потребления продукции.

Практически все потребители услуг рыночной инфраструктуры при оценке их ценности на первое место ставят качество услуги. В рыночных условиях, когда имеет место выбор оптимального соотношения «цена—качество», первостепенное значение приобретает качество инфраструктурных услуг (например, бухгалтерских, аудиторских, налоговых, консалтинговых, экспертных, маркетинговых и др.), поскольку от этого во многом зависит успешность определенного бизнеса. Поэтому потребители предпочитают иметь дело с производителями (исполнителями, поставщиками) качественных услуг, причем зачастую независимо от уровня цен. В связи с этим повышение качества услуг является движущей силой процветания и развития самих организаций региональной рыночной инфраструктуры.

В процессе функционирования региональная рыночная инфраструктура объективно нуждается

в совершенствовании, улучшении и развитии в соответствии с рыночными требованиями и общественными преобразованиями. Развитие рыночной инфраструктуры выступает многогранным процессом сочетания рутинных, традиционных процессов, видов деятельности и услуг с эволюционными новациями, модификацией и ускоренной модернизацией, обусловленными социально-экономическим прогрессом. В наиболее общем виде понятие «модернизация» представляет собой обновление элементов в составе инфраструктуры в соответствии с современными требованиями, что предполагает различные усовершенствования в каждом из составляющих ее элементов, адаптацию к изменениям среды функционирования, усложнение при появлении новых элементов в соответствии с уровнем развития системы.

В процессе такой модернизации происходит накопление количественных изменений во всех элементах и связях инфраструктуры, которое впоследствии приводит к ее коренной трансформации [2]. Претерпевают качественные изменения все подсистемы региональной рыночной инфраструктуры (структурная, функциональная, информационно-коммуникационная, интеллектуализации и динамизации развития) и составляющие их элементы, что положительно сказывается на предоставляемых услугах, а значит — и на рыночной жизнедеятельности субъектов региональной экономики. Важно подметить, что обновление рыночной инфраструктуры не должно отставать от темпов развития региональной экономики, в связи с чем ее модернизация обязана все более содействовать структурным преобразованиям в регионе. На современном этапе научно-технического прогресса происходит качественный подъем в развитии рыночной инфраструктуры, связанный с ее технологическим перевооружением на базе высоких, в первую очередь, информационных технологий.

В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через государственный бюджет происходит перераспределение прибылей, финансирование производственных и социальных программ. Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила рыночной игры.

Государство призвано корректировать те несовершенства, которые присущи рыночному

механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это будет неэффективно. Необходимо создать условия, выполнение которых обеспечило бы полную хозяйственную независимость предприятий в областях производства и реализации, свободу заключения договоров с хозяйственными субъектами, выход на внешний рынок.

Наметились тенденции в деятельности государства по управлению и развитию рыночной инфраструктуры: перенос акцента с регламентирования формирования отраслей инфраструктуры на создание условий не только функционирования, но и развития самостоятельных субъектов рыночных отношений.

Анализ экономической литературы выявил, что неравномерность развития рыночной инфраструктуры требует от государства применения разных подходов к управлению ее формированием, обусловленных территориальной дифференциацией ее развития и зависимостью от круга потребителей.

Изучение проблем становления рыночной инфраструктуры на современном этапе приобретает весьма важное теоретическое и практическое значение и становится одним из активных направлений экономического исследования. Приоритетное развитие рыночной инфраструктуры необходимо для

решения таких социально-экономических задач, как ликвидация механизмов торможения в развитии рыночной экономики, придание завершенности формированию рынка, развитие экономически слабых регионов, ускорение процессов обмена (а значит оборачиваемости основных и оборотных средств, максимизации прибыли), стимулирование развития рыночных институтов.

Список литературы

1. Рыночная инфраструктура. URL: http://abc. informbureau. com.

2. Иншаков О. В., Русакова Е. Г. Инфраструктура рыночного хозяйства: системность исследования //ВестникС.-Петерб. ун-та. Сер. 5. 2005. Вып. 2. С. 28-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Маннапов Р. Г. Управление развитием региона на современном этапе //Управление экономикой: методы, модели, технологии. Материалы VII Российской, конф. с междунар. участием. Уфа: УГАТУ, 2007. С. 60-69.

4. Современные макроэкономические проблемы России: учеб. пособие / под реакцией С. С. Носовой. М.: КНОРУС, 2010 г. С. 66-68.

5. Экономический словарь / под ред. А. И. Архи-пова. М.: ТК «Велби», «Проспект» , 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.