Региональная экономика
ИДЗИЕВ Г.И.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ1
Аннотация. Для адекватной оценки современного состояния и результативности функционирования рыночной инфраструктуры в статье проведен анализ состояния и проблем развития каждого элемента инфраструктуры Республики Дагестан.
Выявлены особенности и основные проблемы, воздействующие на процесс формирования институтов рыночной инфраструктуры в исследуемом регионе, проявляющиеся в отсутствие координации элементов региональной рыночной инфраструктуры вследствие стихийного и нерегулируемого процесса развития рыночных форм инфраструктуры в регионе. Именно отсутствие такого комплексного развития влечет за собой застой в развитии крупных рынков в регионе, в то время как успешное функционирование рынка является важнейшим условием эффективной экономики региона.
Проведенный анализ состояния элементов рыночной инфраструктуры региона позволяет делать вывод о достаточно низком уровне эффективности ее функционирования и необходимости модернизации. Полученные в результате анализа выводы могут использоваться как практический инструмент республиканскими органами власти при разработке стратегий и программ социально-экономического развития региона. Ключевые слова: инфраструктура, регион, рынок, эффективность, институты рынка.
IDZIEV G.I.
THE REGIONAL TYPICAL FEATURES OF DEVELOPMENT OF INSTITUTES
OF MARKET INFRASTRUCTURE
Abstract. In order to adequately evaluate the modern state and results of functioning of the market infrastructure, an analysis of the state and problems of development of each element of infrastructure of the Republic of Dagestan has been made.
The typical features and the main problems impacting the process of forming institutes of market infrastructure in the studied region have been found. These problems appear when the elements of coordination of the regional market infrastructure are missing due to a spontaneous and non-regulated process of development of market forms of the infrastructure in the region. Specifically due to the absence of this complex development leads to stagnation in the development of large markets in the region while the successful functioning of the market is the most important condition of having an effective economy in the region.
The analysis performed of the state of elements of the market infrastructure of the region allows to make a conclusion about quite a low level of effectiveness of its functioning and the need for modernization. The conclusions made as a result of this analysis may be used as a practical instrument by the governmental authorities of the Republic when developing strategies and programs of the social-economic development of the region. Keywords: infrastructure, a region, a market, effectiveness, market institutes.
Рыночная инфраструктура способствует свободному обмену сырьевых, финансовых, трудовых, интеллектуальных, информационных ресурсов, саморегулированию и налаживанию хозяйственной системы в соответствии с конъюнктурными колебаниями рынка. Важным условием для обеспечения постоянного социально-экономического развития страны, региона, муниципалитета следует считать создание и устойчивое развитие всех системообразующих элементов рыночной инфраструктуры: лишь наличие и полное взаимодействие всех элементов рыночной инфраструктуры вызовут синергетический эффект [11].
Анализ особенностей развития региональной рыночной инфраструктуры — важная составляющая часть в исследовании и прогнозировании территориального развития экономики, осо-
1 Работа подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 14-06-00066-а).
бенно касаемо такого проблемного региона, как Республика Дагестан, где необходимость формирования эффективно работающей рыночной инфраструктуры, соответствующей закономерностям и требованиям современного экономического рынка, проявляется особенно остро, так как именно она, в первую очередь, призвана способствовать закреплению положительных тенденций экономического развития региона [2].
Важность выявления особенностей формирования рыночной инфраструктуры в регионе, а также высокая значимость ее для развития региональной и национальной экономики, обусловили научную актуальность и практическую значимость исследования.
В настоящем исследовании анализируется региональный уровень экономики с разделением на четыре крупные ее составляющие: рынки товаров, услуг, труда и капиталов [3].
Рассматриваемые в статье и соответствующие указанным рынкам элементы рыночной инфраструктуры в значительной степени влияют на означенные рынки, создавая почву для результатов их деятельности и результатов развития экономики региона в целом. Для адекватной оценки современного состояния и результативности функционирования рыночной инфраструктуры региона необходим анализ состояния и проблем развития каждого элемента инфраструктуры.
Инфраструктура товарного рынка. На сегодняшний день в Республике Дагестан инфраструктура товарного рынка характеризуется преобладанием розничных рынков и мелкорозничных магазинов. В республике отсутствуют товарные биржи, представляющие собой главных организаторов оптового рынка, что является отрицательным фактором. В РД в 1994 г. функционировали 5 бирж с годовым оборотом 665,4 млн руб. (в действующих ценах). Однако к концу 2005 г. биржи прекратили осуществлять сделки [8].
В результате приходится констатировать, что существующая инфраструктура товарного рынка на сегодняшний день в регионе не отвечает ее назначению, т. е. быстрому продвижению товара от производителя к потребителю с минимальными издержками. Основной причиной этого является неэффективная деятельность оптово-продовольственных рынков [10].
Наиболее развитой структурой в сфере инфраструктуры товарного рынка являются розничные рынки (табл. 1), их количество в Республике Дагестан составляет 68 (вещевые, смешанные, продовольственные рынки и т. д.). В 2013 г. на долю розничных рынков и ярмарок приходилось 42,2% всей реализуемой продукции в республике. Согласно Постановлению Правительства РД от 07.07.2014 № 309 количество розничных рынков планируется довести до 50: 34 — универсальных, 12 — специализированных и 3 — сельскохозяйственных [11].
Таблица 1
Розничные рынки, расположенные на территории РД*
Показатели Годы
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Вещевые, смешанные и продовольственные рынки — всего: 76 80 84 103 88 83 79 75 68
Число торговых мест на рынке 41757 44083 42170 67668 69285 68542 68860 61583 59964
*Источник: составлено автором по данным ТО Росстата по РД. — URL : http://dagstat.gks.ru/.
Таким образом, выясняется, что процесс функционирования и формирования республиканской инфраструктуры товарного рынка находится в неудовлетворительном состоянии. Обозначим главные проблемы в этой области:
— пробелы во взаимоотношениях в финансово-кредитной сфере (большой объем неплатежеспособности по отгрузке товаров);
— дефицит оперативной информации о спросе, предложении, условиях поставки, оплаты и ценах для производителей, посредников и покупателей;
— низкая эффективность оптово-посреднического звена и многоступенчатость в процессе товародвижения;
— синтез высоких транспортных издержек и тарифов и неудовлетворительный транспорт-но-экспедиторский сервис;
— отсутствие надлежащего уровня обслуживания в торгово-складской структуре (степень накопления на складах — 20-30%).
Инфраструктура рынка услуг. С начала 1990-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития [12]. Так, если в 1990-х гг. доля сферы услуг в ВРП Дагестана составляла 35%, в 2000 г. этот показатель составлял 46,7%, в 2003 г. — 54,1%, в 2005 г. — 57,5%, в 2007 г. — 57,8%, в 2009 — 58,9%, в 2011 — 60,1%, в 2013г. — 61,4%.
Мы полагаем, что причиной этого явления являются два ключевых фактора.
Во-первых, это то, что с развитием рынка, проистекают в экономике важные структурные изменения, возникают службы, предоставляющие новые и качественные услуги для удовлетворения новых потребностей предприятий и граждан [13].
Во-вторых, территория региона ограничивает конкуренцию на рынке услуг, отсюда отсутствие явлений, характерных для товарного рынка, когда импортные товары, являясь более конкурентоспособными, вытесняли отечественную продукцию, что вызывало снижение доли товаров в ВРП в конечном счете.
В 2013 г. доля рыночных услуг составляла 43,4% ВРП РД, а доля нерыночных услуг — 18% ВРП РД. Наблюдается положительная динамика по оказанию услуг связи и пассажирского транспорта. Часть услуг пассажирского транспорта увеличилась соответственно с 28,7% в 2005 г. до 31,1 в 2013 г услуги связи за этот же период несколько снизились и составили 14,4% против 18,1% в 2005 г.
Не очень устойчива динамика услуг жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и других услуг тоже. Часть услуг ЖКХ и прочих услуг изменялась таким образом: 12% и 30% в 2000 г., 18% и 26% в 2005 г., 38% и 10% в 2007 г., 23% и 9% в 2008 г., 27% и 15% в 2009 г., 32% и 27% в 2010 г., 13,6% и 9,8% в 2011 г., 14,5% и 5,8% в 2012 г., 15,6% и 6,1% в 2013 г.
Доля бытовых услуг за рассматриваемый нами период существенно сократилась: с 25% в 2000 г. до 13% в 2013 г. В 2013 г. строительные и ремонтные работы составляли 15% бытовых услуг, транспортные услуги — 31,9%, парикмахерские — 14,2%, ремонт бытовой техники — 6,1% и 13,1% прочие услуги.
В Республике Дагестан сфера услуг, содействующая продвижению товара, развита больше, нежели сфера, предоставляющая консультативные услуги. Крупных рекламных компаний в Дагестане насчитывается 8, не считая мелких. Периодическая печать представлена более 50 журналами и газет, телекоммуникационные сети, имеющие немалое значение, также представлена в виде нескольких телеканалов. Рекламная деятельность в области радиовещания представлена работой коммерческих служб региональных радиостанций.
Что касается сферы, занимающейся консультативными услугами, она в республике практически не развита: здесь отсутствуют крупные аудиторские фирмы, которые могут предоставить одновременно три и более рабочие группы, так как в штат входят не более 12 человек, отсутствуют также узкоспециализированные фирмы, занимающиеся только определенными исследованиями (например, маркетинговыми). Наиболее известными аудиторскими фирмами в регионе являются: ООО «Цестрис», ООО «Весы», ООО «Аудит плюс», ООО «Мера» и др., но они ограничиваются лишь проведением небольших аудиторских проверок.
Инфраструктура рынка капиталов. Основным элементом рыночной инфраструктуры в современных условиях является банковская система.
Дагестан традиционно занимал третье место в России по числу кредитных организаций после Москвы и Санкт-Петербурга. Более сорока из них появились в 1991-1992 гг. [15]. На декабрь 2014 г. в республике насчитывалось 12 региональных банков, 9 филиалов кредитных организаций других регионов, 16 филиалов региональных банков.
Столь серьезные количественные сдвиги вызваны как общероссийским кризисом банковской сферы, так и проведением Банком России политики, направленной на повышение капитализации кредитных организаций, и начавшейся борьбой с «отмыванием» и нелегальной «обналичкой» в банках. Необходимо отметить, что за последние 9 лет общее количество кредитных организаций на территории региона сократилось на 66,7% (см. табл. 2), основная доля закрытия банков приходится на 2013 и 2014 гг. Лицензии были отозваны у таких крупных региональных банков, как АКБ «Экспресс» (до 2006 г. — «Ирдагбанк»), КБ «Трансэнерго» (до 2006 г. — «Чиркейэнергобанк»), АКБ «Дербент-Кредит» и др.
Таблица 2
Кредитные организации, расположенные на территории Республики Дагестан*
Показатели Годы
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Кредитные организации, расположенные на территории РД, в т. ч.: 111 113 111 105 102 107 113 112 97 37
Количество действующих региональных кредитных организаций 36 36 36 33 32 31 31 27 21 12
Число филиалов, в т. ч. иногородних банков 75 77 75 72 70 76 82 85 76 25
*Источник: составлено автором по данным Росстата. — URL : http://www.gks.ru/bgd/regl/.
Однако, несмотря на существующую тенденцию снижения количества кредитных региональных организаций, мы можем в целом отметить положительные сдвиги, связанные с основными показателями их деятельности. Так, в 2014 г. общий объем привлеченных средств кредитными организациями увеличился на 39802,3 млн руб. по сравнению с 2009 г. (186,9%) и составил 61102,1 млн руб. Вклады физических лиц увеличились на 31494,9 млн руб., а кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям, составили в 2014 г. 29249,0 млн руб., что на 18696,6 млн руб. превышает аналогичную сумму в 2009 г. (по данным ТО Росстата в РД).
Анализ банковского сектора Республики Дагестан по трем составляющим: размеру чистой прибыли, объему выданных кредитов и объему привлеченных ресурсов выявил следующую картину (табл. 3).
Таблица 3
Список лидирующих региональных банков Дагестана по размеру балансовой прибыли, объему выданных кредитов и объему привлеченных ресурсов на январь 2015 г.*
Место Банк Чистая прибыль Выданные кредиты Привлеченные средства Средства населения Средства юр. лиц
Тыс. руб. Место Тыс. руб. Место Тыс. руб. Место Тыс. руб. Место Тыс. руб. Место
1 КредоФинанс 119 999 1 110016 7 157706 6 40 256 5 117 450 6
2 Уздан 79 414 2 14121 8 6447 10 154 7 6 293 10
3 Кредитинвест 67 073 3 481377 2 1686092 2 253 162 2 1 432 930 1
4 Дагэнергобанк 65 355 4 3090756 1 3758404 1 2 680 058 1 1 078 346 2
5 Алжан 30 090 5 195928 5 243523 5 0 8 243 523 5
6 МВС Банк 12 569 6 148089 6 114226 7 63 135 4 51 091 8
7 Промсвязьин-вестбанк 9 735 7 237398 4 410213 4 17 409 6 392 804 3
8 Эльбин 494 8 474214 3 557313 3 173 385 3 383 928 4
9 Умут 457 9 0 9 84522 8 0 9 84 522 7
10 Транзит 48 10 0 10 15660 9 0 10 15 660 9
Итого, тыс. руб. 385234 4751899 7034106 3227559 3806547
*Источник: составлено автором по данным «Рейтинги банков». — URL : http://www.banki.ru/banks/ratings/.
Важным показателем деятельности банковской сферы является кредитование реального сектора экономики. Несмотря на положительную тенденцию роста объема кредитов реальному сектору, в Республике Дагестан спрос предприятий реального сектора экономики на кредитные ресурсы удовлетворяется лишь в пределах 30-40% (в общем по России — 50%). Анализ структуры кредитных вложений по видам экономической деятельности за 2013 г. свидетельствует о
том, что региональные банки предпочитают размещать свободные финансовые ресурсы в розничный бизнес (30,6%). Незначительный удельный вес занимают производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 0,2%, транспорт и связь — 1,6%, добыча полезных ископаемых — 0,8%, сельское хозяйство — 5,4%. К числу причин такой низкой кредитной активности банков по перечисленным видам деятельности можно отнести стремление кредитных организаций к высокой прибыльности активных операций, а инвестиции в промышленность и сельское хозяйство, как известно, не обладают высокой рентабельностью и требуют значительного времени для освоения капитальных вложений [16].
Еще одна проблема — неравномерное распределение кредитных учреждений по городам и районам региона. В столице республики в г. Махачкала сосредоточено около 40% от общего числа зарегистрированных в республике банковских учреждений, в то время как Цунтинский район, например, не имеет на своей территории организаций, предоставляющих банковские услуги.
Но, несмотря на некоторые проблемы, в условиях улучшения экономической конъюнктуры и подъема инвестиционной привлекательности республики, ее банковская система будет в состоянии удовлетворить требования рынка к финансовым посредникам и обеспечить выполнение своих функций в системе инфраструктуры рынка капиталов.
По сравнению с инфраструктурой кредитного рынка состояние республиканской инфраструктуры рынка ценных бумаг очень слабое, можно сказать неудовлетворительное. Число профессиональных участников рынка ценных бумаг по ЮФО составляет 22, тогда как по СКФО всего 9. Наибольшее число наблюдается в Республике Дагестан (4), при этом из них только одна организация имеет лицензию по управлению ценными бумагами. Хотя данные показатели свидетельствуют о лидирующем положении РД в СКФО, но по сравнению с другими регионами, например, с Ростовской областью, где количество участников рынка ценных бумаг составляет 12, республика заметно отстает [3].
Основными сдерживающими факторами для дальнейшего наращивания инвестиций финансового сектора в экономику и представляющими определенную угрозу для становления рынка ценных бумаг в регионе являются: слабая активность инвесторов в регионе; малое число профессиональных участников РЦБ; неликвидность корпоративных ценных бумаг и др. [9].
Важным элементом инфраструктуры финансового рынка является страховой рынок.
В 2012-2013гг. наблюдается общая тенденция незначительного прироста количества страховых компаний по ЮФО и СКФО, исключение составляют лишь Ставропольский край. Самый большой процент увеличения страховых компаний наблюдается в Чеченской республике, Кабардино-Балкарской республике и в Республике Дагестан (в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 21,73, 11,63 и 6,67% соответственно).
Несмотря на сокращение страховых компаний по их количеству, Республика Дагестан занимает второе место по СКФО после Ставропольского края (табл. 4). Расширение деятельности страховых компаний в регионе во многом связано с введением обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Также доминирующее положение на рынке страховых услуг занимает обязательное медицинское страхование [11].
Таблица 4
Динамика инфраструктуры регионального страхового рынка СКФО в 2012-2013 гг.*
Регион Число страховых компаний, расположенных в регионе Прирост
2012 г. 2013 г.
Республика Дагестан 45 48 6,67
Республика Ингушетия 21 22 4,76
Карачаево-Черкесия 31 32 4,76
Кабардино-Балкария 43 48 11,63
Ставропольский край 89 86 -3,37
Северная Осетия-Алания 38 40 5,26
Чеченская республика 23 28 21,73
*Источник: Состояние страхового рынка по итогам 2013 г. — URL : http://ins.1prime.ru/%7BEEEB4B4D-CE01-4EB 7-BD42-781BDDB53A17% 7D. uif.
Основными проблемами развития страхования в регионе являются: низкий уровень платежеспособного спроса, недоверие населения к страховым компаниям, низкое качество удовлетворения потребностей реальных страхователей, неразвитость рыночных механизмов формирования, поддержания и развития устойчивого спроса на страховые услуги.
В итоге, анализ местной инфраструктуры рынка капиталов показывает ее неразвитость, отсутствие целого ряда инфраструктурных элементов, отсутствие направленности на инвестирование сбережений в экономику Дагестана.
Инфраструктура рынка труда. Численность экономически активного населения в РД в 2013 г. составила 1320 тыс. человек, или около 44,53% от общей численности населения республики. Численность безработных составляет 153 тыс. чел., при этом официально зарегистрированных безработных — 27,3 тыс. чел. (табл. 5). При этом уровень зарегистрированной безработицы отражает лишь частичную картину положения рынка труда в республике, поскольку не все безработные, особенно в сельской местности, регистрируются в центрах занятости.
Таблица 5
Общая численность безработных в регионах СКФО в 2013 г.*
Регионы СКФО Общая численность безработных
Общая численность Зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости
2013 г., тыс. чел. В % к 2012 г. В % к экономически активному населению 2013 г., тыс. чел. В % к 2012 г.
СКФО всего 586 99,8 12,9 222,7 79,8
Ставропольский край 77 104,1 5,7 16,8 90,8
Северная Осетия-Алания 28 100 8,1 11,0 118,3
Республика Дагестан 153 98,7 11,6 27,3 88,3
Республика Ингушетия 88 91,7 43,8 26,0 64,5
Кабардино-Балкария 44 129,4 10,4 8,5 95,5
Чеченская республика 175 98,3 26,96 129,0 80,4
Карачаево-Черкесия 22 104,8 9,8 4,1 89,1
*Источник: составлено автором по данным Росстата. — URL : http://www.gks.ru/bgd/regl/.
Общее количество безработных по сопоставимому количеству безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, превышало в 5,6 раза. Среди безработных доля женщин составила 50,9%. Из 153 тыс. безработных в Республике Дагестан в центрах занятости зарегистрированы только 27,3 тыс. человек, что позволяет судить о неэффективной работе государственных центров занятости, необходимости специальной программы стимулирования их работы. При этом в Республике Дагестан потребность работодателей в работниках, заявленная в государственные службы занятости СКФО, наиболее низкая, если не включать Чеченскую Республику.
Дагестанская инфраструктура рынка труда имеет слабо развитые негосударственные институты (агентства по труду, биржи труда и т. д.), характеризуется слабой деятельностью профсоюзов наемных работников и объединений работодателей (судя по преимущественно стихийному характеру процессов трудовых отношений в республике).
Проведенное исследование показывает, что основной проблемой развития рыночной инфраструктуры в Республике Дагестан является, в первую очередь, отсутствие взаимоувязанного функционирования всех ее составляющих в комплексе. Именно отсутствие такого комплексного развития влечет за собой застой в развитии крупных рынков в регионе, в то время как успешное функционирование рынка является важнейшим условием эффективной экономики региона.
Выявлены особенности и основные проблемы, воздействующие на процесс формирования институтов рыночной инфраструктуры в исследуемом регионе, проявляющиеся в отсутствие координации элементов региональной рыночной инфраструктуры вследствие стихийного и нерегулируемого процесса развития рыночных форм инфраструктуры в регионе.
Литература
1. Абдулаев, Ш. С. О., Садыкова, А. М. О региональной экономической политике // Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. № 4. С. 2.
2. Арсланов, Ш. Д., Арсланова, X Д., Идзиев, Г. И., Рабаданова, А. А. Системная модернизация регионального промышленного комплекса //Вопросы структуризации экономики. 2014. № 3. С. 71-76.
3. Арсланов, Ш. Д., Арсланова, Х. Д., Рабаданова, А. А., Идзиев, Г. И. Современная государственная политика в области поддержки инвестиционной деятельности // Вопросы структуризации экономики. 2014. № 3. С. 84-86.
4. Арсланова, Х. Д., Арсланов, Ш. Д., Идзиев, Г. И., Рабаданова, А. А. К вопросу развития инвестиционной политики в Республике Дагестан //Вопросы структуризации экономики. 2013. № 4. С. 48-49.
5. Багомедов, М. А. Методологические подходы к анализу ресурсного потенциала экономики отстающих регионов //Вопросы структуризации экономики. 2011. № 2. С. 4-14.
6. Деневизюк, Д. А., Сагидов, Ю. Н. Адаптивное формирование промышленного производства //Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 8 (46). С. 81-87.
7. Идзиев, Г. И. Инновационное развитие промышленности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 2. С. 151-158.
8. Идзиев, Г. И. Институты модернизации региональной экономики // Региональная экономика : теория и практика. 2014. № 41 (368). С. 10-17.
9. Идзиев, Г. И. Особенности управления промышленными предприятиями Республики Дагестан в составе оборонно-промышленного комплекса // Национальные интересы : приоритеты и безопасность. 2011. № 33. С. 30-34.
10. Идзиев, Г. И. Промышленный комплекс Республики Дагестан : состояние и проблемы реструктуризации //Региональные проблемы преобразования экономики. 2007. № 1.
11. Кокорев, В. Институциональная реформа в сфере инфраструктуры в условиях естественной монополии //Вопросы экономики. 2007. № 4. С. 15-120.
12. Локтева, М. С. Государственное регулирование инновационной деятельности //Апробация. 2013. № 10 (13). С. 56-58.
13. Рабаданова, А. А., Арсланов, Ш. Д., Арсланова, Х. Д., Идзиев, Г. И. Политика модернизации промышленности Республики Дагестан //Вопросы структуризации экономики. 2013. № 4. С. 43-47.
14. Сагидов, Ю. Н. Мотивация экономического развития региона (на примере Республики Дагестан) // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 2 (40). С. 31-36.
15. Хрусталев, Е. Ю., Ларин, С. Н. Региональные приоритеты в развитии инновационной инфраструктуры // Национальные интересы : приоритеты и безопасность. 2011. № 42. С. 8-15.
16. Цапиева, О. К., Идзиев, Г. И. Анализ воспроизводственного потенциала республик Северокавказского федерального округа // Проблемы современной экономики. 2012. № 2. С. 281-284.
References:
1. Abdulaev, Sh. S. O., Sadykova, A. M. On regional economic policy // Regional problems of economic transformation. 2008. No. 4. P. 2.
2. Arslanov, Sh. D., Arslanova, H. D., Idziev, G. I. Rabadanova, A. A. System modernization of the regional industrial complex // Questions structuring of the economy. 2014. No. 3. P. 71-76.
3. Arslanov, Sh. D., Arslanova, H. D, Rabadanova, A. A., Idziev, G. I. Current national policies in the field of investment support for structuring // Questions structuring of the economy. 2014. No. 3. P. 84-86.
4. Arslanova, H. D., Arslanov, Sh. D., Idziev, G. I., Rabadanova, A. A. On the issue of investment policy in the Republic of Dagestan // Questions structuring of the economy. 2013. No. 4. P. 48-49.
5. Bagomedov, M. A. Methodological approaches to the analysis of the resource potential of the economy lagging regions //Problems of structuring the economy. 2011. No. 2. P. 4-14.
6. Denevizyuk, D. A., Sagidov, Yu. N. Adaptive industrial production // Regional problems of economic transformation. 2014. No. 8 (46). P. 81-87.
7. Idziev, G. I. The innovative development of the industry of region // Regional problems of economic transformation. 2012. No. 2. P. 151-158.
8. Idziev, G. I. The institutions of the regional economy modernization // Regional economy : theory and practice. 2014. No. 41 (368). P. 1-17.
9. Idziev, G. I. Features of the Republic of Dagestan management of industrial enterprises as part of the military-industrial complex //National interests : priorities and security. 2011. No. 33. P. 30-34.
10. Idziev, G. I. The industrial complex of the Republic of Dagestan : state and problems of restructuring // Regional problems of transformation of the economy. 2007. No. 1.
11. Kokorev, B. Institutional reform in the field of infrastructure in the conditions of natural monopoly // Problems of Economics. 2007. No. 4. P. 15-120.
12. Lokteva, M. S. State regulation of innovative activity // Testing. 2013. No. 10 (13). P. 56-58.
13. Rabadanova, A. A., Arslanov, Sh. D., Arslanova, H. D., Idziev, G. I. Industrial upgrading policy of the Republic of Dagestan // Questions structuring of the economy. 2013. No. 4. P. 43-47.
14. Sagidov, Yu. N. The motivation of economic development of the region (on the example of the Republic of
Dagestan) // Regional problems of economic transformation. 2014. No. 2 (40). P. 31-36.
15. Khrustalev, E. Y., Larin, S. N. Regional priorities in the development of innovation infrastructure // National interests priorities and safety. 2011. No. 42. P. 8-15.
16. Tsapieva, O. K. Idziev, G. I. Analysis of the reproductive potential of the republics of the North Caucasus Federal District // Problems of modern economy. 2012. No. 2. P. 281-284.