Научная статья на тему 'Анализ состояния и проблем развития рыночной инфраструктуры в регионе'

Анализ состояния и проблем развития рыночной инфраструктуры в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1516
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / РЫНОК / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНСТИТУТЫ РЫНКА / INFRASTRUCTURE / REGION / MARKET / EFFECTIVENESS / MARKET INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Идзиев Г.И.

Тема. В статье анализируется региональный уровень экономики с разделением на четыре крупные ее составляющие: рынки товаров, услуг, труда и капиталов. Рассматриваемые в статье и соответствующие указанным рынкам элементы рыночной инфраструктуры в значительной степени влияют на означенные рынки, создавая почву для результатов их деятельности и результатов развития экономики региона в целом. Для адекватной оценки современного состояния и результативности функционирования рыночной инфраструктуры региона в статье проведен анализ состояния и проблем развития каждого элемента инфраструктуры. Цели. Провести анализ состояния рыночной инфраструктуры региона, выявить особенности формирования рыночной инфраструктуры в регионе, особенно касаемо такого проблемного региона, как Республика Дагестан, с учетом ее высокой значимости для развития региональной экономики. Методология. Применен метод сравнительного анализа, использованы данные официальной статистики, что позволяет дать качественную оценку состояния рыночной инфраструктуры в регионе. Результаты. Выявлены особенности и основные проблемы, воздействующие на процесс формирования институтов рыночной инфраструктуры в исследуемом регионе, проявляющиеся в отсутствие координации элементов региональной рыночной инфраструктуры вследствие стихийного и нерегулируемого процесса развития рыночных форм инфраструктуры в регионе. Именно отсутствие такого комплексного развития влечет за собой застой в развитии крупных рынков в регионе, в то время как успешное функционирование рынка является важнейшим условием эффективной экономики региона. Выводы и значимость. Проведенный анализ состояния элементов рыночной инфраструктуры региона позволяет сделать выводы о достаточно низком уровне эффективности функционирования и необходимости модернизации. Полученные в результате анализа выводы и рекомендации могут использоваться как практический инструмент республиканскими органами власти при разработке стратегий и программ социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzing the state and challenges of market infrastructure development in the region

Importance The article discusses the regional level of economy in four large segments, i.e. commodities, services, labor and capital. The market infrastructure components considerably influence the above markets, thereby creating conditions for their performance and development of the region's economy as a whole. To make an adequate evaluation of the current state and productivity of the region's market infrastructure, I analyzed the state-of-the-art and issues of development per each infrastructure component. Objectives The research analyzes the state of the region's market infrastructure, figures out the specifics of the market infrastructure formed in the region, considering its big significance for the development of the regional economy. Methods I applied a comparative analysis based on official statistical data and my own estimates, thus evaluating the quality and the state of the region's market infrastructure. Results I found the specifics and main challenges that affected the formation of market infrastructure institutions in the region under study. Components of the region's market infrastructure are poorly coordinated due to spontaneous and uncontrolled development of market infrastructure in the region. When large markets do not undergo such comprehensive development, it leads to their stagnation, meanwhile successful market operations are an important condition for effective economy of the region. Conclusions and Relevance Based on the research, I conclude on the low efficiency of the region's market infrastructure and a need to modernize it. The findings and recommendations may prove useful for the republican authorities as a practical tool to articulate strategies and programs for socio-economic development of the region.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния и проблем развития рыночной инфраструктуры в регионе»

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Устойчивое развитие экономики АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕГИОНЕ*

Гаджимурад Идзиевич ИДЗИЕВ

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник,

Институт социально-экономических исследований Дагестанского НЦ РАН, Махачкала, Российская Федерация textima@mail.ru

История статьи:

Принята 17.06.2015 Принята в доработанном виде 03.08.2015 Одобрена 20.08.2015

УДК 338.49 JEL: R11, R33, R41

Ключевые слова:

инфраструктура, регион, рынок, эффективность, институты рынка

Аннотация

Тема. В статье анализируется региональный уровень экономики с разделением на четыре крупные ее составляющие: рынки товаров, услуг, труда и капиталов. Рассматриваемые в статье и соответствующие указанным рынкам элементы рыночной инфраструктуры в значительной степени влияют на означенные рынки, создавая почву для результатов их деятельности и результатов развития экономики региона в целом. Для адекватной оценки современного состояния и результативности функционирования рыночной инфраструктуры региона в статье проведен анализ состояния и проблем развития каждого элемента инфраструктуры.

Цели. Провести анализ состояния рыночной инфраструктуры региона, выявить особенности формирования рыночной инфраструктуры в регионе, особенно касаемо такого проблемного региона, как Республика Дагестан, с учетом ее высокой значимости для развития региональной экономики.

Методология. Применен метод сравнительного анализа, использованы данные официальной статистики, что позволяет дать качественную оценку состояния рыночной инфраструктуры в регионе.

Результаты. Выявлены особенности и основные проблемы, воздействующие на процесс формирования институтов рыночной инфраструктуры в исследуемом регионе, проявляющиеся в отсутствие координации элементов региональной рыночной инфраструктуры вследствие стихийного и нерегулируемого процесса развития рыночных форм инфраструктуры в регионе. Именно отсутствие такого комплексного развития влечет за собой застой в развитии крупных рынков в регионе, в то время как успешное функционирование рынка является важнейшим условием эффективной экономики региона.

Выводы и значимость. Проведенный анализ состояния элементов рыночной инфраструктуры региона позволяет сделать выводы о достаточно низком уровне эффективности функционирования и необходимости модернизации. Полученные в результате анализа выводы и рекомендации могут использоваться как практический инструмент республиканскими органами власти при разработке стратегий и программ социально-экономического развития региона.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Введение

Рыночная инфраструктура способствует свободному обмену сырьевых, финансовых, трудовых, интеллектуальных и информационных ресурсов, саморегулированию и налаживанию хозяйственной системы в соответствии с конъюнктурными колебаниями рынка. Важным условием для обеспечения постоянного социально-экономического развития страны, региона и муниципалитета следует считать создание и устойчивое развитие всех системообразующих элементов рыночной

* Работа подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 14-06-00066-а).

инфраструктуры. Нет сомнения, что лишь наличие и полное взаимодействие всех элементов рыночной инфраструктуры могут вызвать синергетический эффект [1].

Анализ особенностей развития региональной рыночной инфраструктуры - важная составляющая часть в исследовании и прогнозировании территориального развития экономики, особенно если иметь в виду такой проблемный регион, как Республика Дагестан. Здесь необходимость формирования эффективно работающей рыночной инфраструктуры, соответствующей закономерностям и требованиям современного экономического рынка, проявляется особенно остро: именно она в первую

очередь призвана способствовать закреплению положительных тенденций экономического развития региона1.

Важность выявления особенностей формирования рыночной инфраструктуры в регионе, а также высокая ее значимость для развития региональной и национальной экономики обусловили научную актуальность и практическую значимость исследования. Причем анализ регионального уровня экономики ведется с разделением по четырем крупным ее составляющим: рынкам товаров, услуг, труда и капиталов [2].

Рассматриваемые в статье элементы рыночной инфраструктуры, соответствующие четырем указанным рынкам, в значительной степени влияют на конечные результаты экономической деятельности и дальнейшего развития региона в целом. Для адекватной оценки современного состояния и результативности функционирования рыночной инфраструктуры региона необходим анализ текущего состояния и проблем развития каждого элемента инфраструктуры.

Инфраструктура товарного рынка. В 1992 г. в экономике Дагестана началось проведение рыночных реформ, причем процесс шел далеко не всегда гладко. Дело в том, что внедрение рыночных механизмов ведения хозяйствования осуществлялось методами шоковой терапии [3].

С 1992 г. торговые предприятия негосударственной формы собственности стали активно развиваться. Если в 1992 г. около 49% розничного товарооборота приходилось на негосударственный сектор, то в 2000 г. эта цифра увеличилась до 74%. С 2000 по 2013 г. данный показатель стабилизировался на уровне 97-99% . В целом динамика объемов розничного товарооборота в это время оставалась положительной. К примеру, в 2014 г. объем розничного товарооборота в Республике Дагестан вырос на 7% по сравнению с 2013 г. и составил 509,3 млрд руб. Структура розничного товарооборота также подверглась заметным изменениям за последние годы. Отмечается стойкая тенденция к постепенному вытеснению импортной продукции отечественными производителями. Например, в 2000 г. на долю импортных товаров в структуре розничного товарооборота приходилось 55% (продовольственных товаров - 40%; непродовольственных - 70%), а в 2013 г. доля импорта уже составила 44,9%

1 Хрусталёв Е.Ю., Ларин С.Н. Региональные приоритеты в развитии инновационной инфраструктуры // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 42. С. 8-15.

(доля непродовольственных товаров - 31,42%; продовольственных товаров и сырья для их производства - 66,2%)2.

Существующие на дагестанском товарном рынке товарные потоки можно разграничить в следующем порядке [4]:

1) транзитные товары, проходящие через территорию республики в другие регионы РФ или страны. При транзите использовалась имеющаяся в республике инфраструктура (газопроводы, нефтепроводы, энергетические коммуникации и пр.);

2) продукция дагестанских производителей, которая экспортируется в другие регионы РФ и в другие страны [5];

3) ввоз товаров из других стран и регионов РФ для дальнейшей реализации потребителям республики через соответствующие предприятия торговли;

4) продукция дагестанских производителей, приобретаемая дагестанскими потребителями через фирменные магазины или при помощи существующей инфраструктуры рынка товаров.

На сегодняшний день в Республике Дагестан инфраструктура товарного рынка характеризуется преобладанием розничных рынков и мелкорозничных магазинов. В республике отсутствуют товарные биржи, представляющие собой главных организаторов оптового рынка, что является отрицательным фактором. В Дагестане в 1994 г. функционировали 5 бирж с годовым оборотом 665,4 млн руб. (в действующих ценах). Однако к концу 2005 г. указанные биржи прекратили осуществление сделок [6].

Среди причин неразвитости инфраструктуры оптового рынка в республике можно отметить и то, что не была в полной мере реализована Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 годы. Программа предполагала создание сети посреднических организаций, снабжающих эффективную торговлю оптом; формирование системы информационного обеспечения, транспортного обслуживания; разработку организационной и нормативной политики функционирования товарных рынков [7].

2 Рабаданова А.А. Направления оптимизации отраслевой структуры экономики проблемного региона // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 20. С. 43-50.

Таблица 1

Розничные рынки, расположенные на территории Республики Дагестан, в 2005-2013 гг.

Показатель 2ÖÖ5 2ÖÖ6 2ÖÖ7 2ÖÖ8 2009 2010 2011 2012 2013

Вещевые, смешанные и 76 80 84 103 88 83 79 75 68 продовольственные рынки, всего

Число торговых мест на рынке, шт. 41 757 44 083 42 170 67 668 69 285 68 542 68 860 61 583 59 964

Источник: составлено автором по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. URL: http://dagstat.gks.ru.

В результате приходится констатировать, что существующая инфраструктура товарного рынка на сегодняшний день в регионе не отвечает ее назначению, т.е. быстрому продвижению товара от производителя к потребителю с минимальными издержками. Основной причиной этого является неэффективная деятельность оптово-продовольственных рынков. Функционирующие оптово-розничные рынки республики предлагают в основном продукцию, завезенную из других регионов РФ или зарубежную, в итоге продукция обходится населению намного дороже отечественной [8].

Наиболее развитым элементом в сфере инфраструктуры товарного рынка являются розничные рынки (табл. 1 ), их количество в Республике Дагестан составляет 68 (вещевые рынки, смешанные, продовольственные и пр.). В 2013 г. на долю розничных рынков и ярмарок приходилось 42,2% всей реализуемой продукции в республике. Согласно постановлению Правительства Республики Дагестан от 07.07.2014 № 309 количество розничных рынков планируется довести до 50: 34 - универсальных, 13 - специализированных, 3 - сельскохозяйственных [9].

Таким образом, выясняется, что процесс функционирования и формирования республиканской инфраструктуры товарного рынка находится в неудовлетворительном состоянии. Обозначим главные проблемы в области инфраструктуры товарного рынка Республики Дагестан:

• пробелы во взаимоотношениях в финансово-кр е д итно й с ф е р е ( б о л ь ш о й о бъ е м неплатежеспособности по отгрузке товаров);

• дефицит оперативной информации о спросе, предложении, условиях поставки, оплаты и ценах для производителей, посредников и покупателей;

• низкая эффективность оптово-посреднического звена и многоступенчатость в процессе товародвижения;

• соединение высоких транспортных издержек и тарифов, неудовлетворительный транспортно-экспедиторский сервис;

• отсутствие надлежащего уровня обслуживания в торгово-складской структуре (степень накопления на складах - 20-30%).

Инфраструктура рынка услуг. Рынок услуг в России начал формироваться в первой половине 1990-х гг. в соответствии с процессом рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в большинстве секторов услуг четко регулировалась государством, а в ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 1990-х гг. и по настоящее время отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Так, если в 1990-х гг. доля сферы услуг в ВРП Дагестана составляла 35%, то в 2000 г. этот показатель составлял уже 46,7%; в 2003 г. - 54,1; в 2005 г. - 57,5; в 2007 г. - 57,8; в 2009 г. - 58,9; в 2011 г. - 60,1; в 2013 г. - 61,4%.

По мнению автора, причиной этого явления являются два ключевых фактора.

Во-первых, это тот факт, что с развитием рынка в экономике проистекают важные структурные изменения, возникают службы, предоставляющие новые и качественные услуги для удовлетворения новых потребностей предприятий и граждан3.

Во-вторых, территория региона ограничивает конкуренцию на рынке услуг, отсюда отсутствие явлений, характерных для товарного рынка, когда импортные товары, являясь более конкурентоспособными, вытесняют отечественную продукцию, что в конечном счете вызывает снижение доли товаров в ВРП.

В 2013 г. доля рыночных услуг составляла 43,4% ВРП Республики Дагестан, а доля нерыночных услуг - 18%. Наблюдается положительная динамика по работе пассажирского транспорта: объем услуг

3 Сагидов Ю.Н. Подходы к развитию региона с экономикой периферийного характера (на примере Республики Дагестан) // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 29. С. 2-9.

увеличился соответственно с 28,7% в 2005 г. до 31,1% в 2013 г. Напротив, объем услуг связи за этот же период несколько снизился и составил в 2013 г. 14,4% против 18,1% в 2005 г.

Не очень устойчива динамика услуг жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и других услуг, а именно: 12 и 30% - в 2000 г.; 18 и 26% - в 2005 г.; 38 и 10% - в 2007 г.; 23 и 9% - в 2008 г.; 27 и 15% - в 2009 г.; 32 и 27% - в 2010 г.; 13,6 и 9,8% - в 2011 г.; 14,5 и 5,8% - в 2012 г.; 15,6 и 6,1% - в 2013 г.

Доля бытовых услуг за рассматриваемый период существенно сократилась: с 25% в 2000 г. до 13% в 2013 г. В 2013 г. строительные и ремонтные работы составляли 15% бытовых услуг; транспортные услуги - 31,9; парикмахерские - 14,2; ремонт бытовой техники - 6,1; прочие услуги - 13,1%.

В целом совокупность элементов рынка услуг можно сгруппировать по двум направлениям [10]:

1) сфера, содействующая продвижению товара от производителя к потребителю (реклама, периодические издания, телекоммуникационные сети и т.д.);

2) сфера, предоставляющая консультативные услуги (консалтинговые компании, аудиторские компании, информационные центры).

В Республике Дагестан сфера услуг, содействующая продвижению товара, развита больше, нежели сфера, предоставляющая консультативные услуги. Крупных рекламных компаний в Дагестане насчитывается 8, не считая мелких. Периодическая печать представлена в количестве более 50 журналов и газет. Телекоммуникационные сети, имеющие большое значение, также представлены в виде нескольких телеканалов. Рекламная деятельность в области радиовещания представлена работой коммерческих служб региональных радиостанций. На сегодняшний день в республике наиболее крупными рекламными фирмами являются: «Алые паруса», «Пресс Маркет», «Ресанта», «Маг», «Сити-тайм», «Навигатор» и др. Данные организации могут подготовить по заказам клиентов рекламу для всех каналов телевидения, отпечатать необходимую полиграфическую продукцию, представить весь спектр наружной рекламы и др.

Что касается организаций, занимающихся консультативными услугами, то в республике практически отсутствуют крупные аудиторские фирмы, которые могут предоставить одновременно несколько рабочих групп. Дело в том, что в штат входят не более 12 чел. Нет также и

узкоспециализированных фирм, занимающихся только определенными исследованиями (например, маркетинговыми). Наиболее известными аудиторскими фирмами в регионе являются: ООО «Цестрис», ООО «Весы», ООО «Аудит плюс», ООО «Мера» (но они ограничиваются лишь проведением небольших аудиторских проверок).

Инфраструктура рынка капиталов. Основным элементом рыночной инфраструктуры в современных условиях является банковская система.

Дагестан до недавнего времени занимал 3-е место в России по числу кредитных организаций после Москвы и Санкт-Петербурга. Более 40 из них появились в 1991-1992 гг. [11]. На декабрь 2014 г. в республике насчитывалось 12 региональных банков, 9 филиалов кредитных организаций других регионов, 16 филиалов региональных банков.

Столь серьезные количественные сдвиги вызваны как общероссийским кризисом банковской сферы, так и проведением Банком России политики, направленной на повышение капитализации кредитных организаций, а также начавшейся борьбой с «отмыванием» теневых капиталов и нелегальной «обналичкой» в банках. Необходимо отметить, что за последние 9 лет общее количество кредитных организаций на территории региона сократилось на 66,7% (табл. 2), причем основное сокращение численности банков приходится на 2013 и 2014 гг. Лицензии были отозваны у таких крупных региональных банков, как АКБ «Экспресс» (до 2006 г. - «Ирдагбанк»), КБ «Трансэнерго» (до 2006 г. -«Чиркейэнергобанк»), АКБ «Дербент-Кредит» и др.

Однако, несмотря на существующую тенденцию снижения количества кредитных региональных организаций, можно отметить в целом положительные сдвиги, связанные с основными показателями их деятельности. Так, в 2014 г. общий объем привлеченных средств кредитными организациями увеличился на 39 802,3 млн руб. по сравнению с 2009 г. (186,9%) и составил 61 102,1 млн руб. Вклады физических лиц увеличились на 31 494,9 млн руб., а кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям, составили в 2014 г. 29 249,0 млн руб., что на 18 696,6 млн руб. превышает аналогичную сумму в 2009 г.4.

Анализ банковского сектора Республики Дагестан,

4 По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. URL: http://dagstat.gks.ru.

Таблица 2

Кредитные организации, расположенные на территории Республики Дагестан, в 2005-2014 гг.

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Кредитные организации, расположенные на территории РД, всего 111 113 111 105 102 107 113 112 97 37

В том числе:

- количество действующих региональных кредитных организаций 36 36 36 33 32 31 31 27 21 12

- число филиалов, включающих и 75 77 75 72 70 76 82 85 76 25

иногородние банки

Источник: составлено автором по данным Росстата. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl.

проведенный по трем составляющим (размеру чистой прибыли, объему выданных кредитов и объему привлеченных ресурсов), выявил следующую картину, представленную в табл. 3.

Важным показателем деятельности банковской сферы является кредитование реального сектора экономики. Несмотря на положительную тенденцию роста объема кредитов предприятиям реального сектора, в Республике Дагестан спрос реального сектора экономики на кредитные ресурсы удовлетворяется лишь в пределах 30-40% (в целом по России - 50%). Анализ структуры кредитных вложений по видам экономической деятельности за 2013 г. свидетельствует о том, что региональные банки предпочитают размещать свободные финансовые ресурсы в розничный бизнес (30,6%). Незначительный удельный вес занимают, в частности: производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 0,2%; транспорт и

связь - 1,6; добыча полезных ископаемых - 0,8; сельское хозяйство - 5,4%.

К числу причин такой низкой кредитной активности банков по перечисленным видам экономической деятельности можно отнести стремление кредитных организаций к высокой прибыльности активных операций, а инвестиции в промышленность и сельское хозяйство, как известно, не обладают высокой рентабельностью и требуют значительного времени для освоения капитальных вложений [12].

Еще одна проблема - неравномерное распределение кредитных учреждений по городам и районам региона. В столице республики в г. Махачкала сосредоточено около 40% от общего числа зарегистрированных в республике банковских учреждений, в то время как Цунтинский район, например, вообще не имеет на своей территории организаций, предоставляющих банковские услуги.

Таблица 3

Рейтинг лидирующих региональных банков Республики Дагестан по размеру балансовой прибыли, объему выданных кредитов и привлеченных ресурсов (по состоянию на январь 2015 г.)

Банк

Чистая прибыль

Выданные кредиты

Привлеченные средства

Средства населения

Средства юридических лиц

тыс. руб. место тыс. руб. место тыс. руб. место тыс. руб. место тыс. руб. место

КредоФинанс 119 999 1-е 110 016 7-е 157 706 6-е 40 256 5-е 117 450 6-е

Уздан 79 414 2-е 14 121 8-е 6 447 10-е 154 7-е 6 293 10-е

Кредитинвест 67 073 3-е 481 377 2-е 1 686 092 2-е 253 162 2-е 1 432 930 1-е

Дагэнергобанк 65 355 4-е 3 090 756 1-е 3 758 404 1-е 2 680 058 1-е 1 078 346 2-е

Алжан 30 090 5-е 195 928 5-е 243 523 5-е 0 8-е 243 523 5-е

МВС Банк 12 569 6-е 148 089 6-е 114 226 7-е 63 135 4-е 51 091 8-е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Промсвязьинвестбанк 9 735 7-е 237 398 4-е 410 213 4-е 17 409 6-е 392 804 3-е

Эльбин 494 8-е 474 214 3-е 557 313 3-е 173 385 3-е 383 928 4-е

Умут 457 9-е 0 9-е 84 522 8-е 0 9-е 84 522 7-е

Транзит 48 10-е 0 10-е 15 660 9-е 0 10-е 15 660 9-е

Итого по группе банков... 385 234 — 4 751 899 — 7034 106 — 3 227 559 — 3 806 547 —

Источник: составлено автором по данным «Рейтинги банков». URL: http://www.banki.ru/banks/ratings.

Но несмотря на некоторые проблемы, в условиях улучшения экономической конъюнктуры и подъема инвестиционной привлекательности республики ее банковская система будет в состоянии удовлетворить требования рынка к финансовым посредникам и обеспечить выполнение своих функций в системе инфраструктуры рынка капиталов.

По сравнению с инфраструктурой кредитного рынка состояние республиканской инфраструктуры рынка ценных бумаг фиксируется как очень слабое, можно сказать - неудовлетворительное. Число профессиональных участников рынка ценных бумаг по ЮФО составляет 22, тогда как по СКФО - всего 9. Наибольшее число наблюдается в Республике Дагестан (4 участника рынка ценных бумаг), при этом из них только одна организация имеет лицензию по управлению ценными бумагами. Данные показатели свидетельствуют о лидирующем положении Республики Дагестан в СКФО, однако по сравнению с другими регионами, например с Ростовской областью, где количество участников рынка ценных бумаг составляет 12, республика заметно отстает [13].

Основными сдерживающими факторами для дальнейшего наращивания инвестиций финансового сектора в экономику и представляющими определенную угрозу для становления рынка ценных бумаг в регионе являются:

- слабая активность инвесторов в регионе;

- малое число профессиональных участников РЦБ;

- неликвидность корпоративных ценных бумаг и

др. [14].

Важным элементом инфраструктуры финансового рынка является страховой рынок. В 2012-2013 гг. наблюдается общая тенденция незначительного прироста количества страховых компаний по ЮФО и СКФО, исключение составляет лишь Ставропольский край (табл. 4). Самый большой процент увеличения страховых компаний наблюдается в Чеченской Республике, Кабардино-Балкарской Республике и в Республике Дагестан (в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 21,73%, 11,63 и 6,67% соответственно). Несмотря на сокращение страховых компаний по их количеству, Республика Дагестан занимает 2-е место по СКФО после Ставропольского края. Расширение деятельности страховых компаний в регионе во многом связано с введением обязательного страхования автогражданской ответственности

Таблица 4

Динамика инфраструктуры регионального страхового рынка Северо-Кавказского федерального округа в 2012 и 2013 гг.

Число страховых

Субъект СКФО компании, расположенных Прирост, %

в регионе

2012 г. 2013 г.

Республика Дагестан 45 48 6,67

Республика Ингушетия 21 22 4,76

Карачаево-Черкесия 31 32 4,76

Кабардино-Балкария 43 48 11,63

Ставропольский край 89 86 -3,37

Северная Осетия -Алания 38 40 5,26

Чеченская Республика 23 28 21,73

Источник: составлено по данным страхового рынка в 2013 г.

URL: http://1-kasko.ru/renking-sborov-po-vsem-vidam-straxovaniya-v-respublike-dagestan-za-12-mesyacev-2013-goda.

(ОСАГО). Также доминирующее положение на рынке страховых услуг занимает обязательное медицинское страхование5.

Основными проблемами развития страхования в регионе являются: низкий уровень платежеспособного спроса, недоверие населения к страховым компаниям, низкое качество удовлетворения потребностей реальных страхователей, неразвитость рыночных механизмов формирования, поддержания и развития устойчивого спроса на страховые услуги.

Таким образом, анализ местной инфраструктуры рынка капиталов показывает ее недостаточное развитие, отсутствие целого ряда инфраструктурных элементов, отсутствие направленности на инвестирование сбережений в экономику Дагестана.

Инфраструктура рынка труда. Численность экономически активного населения в Республике Дагестан в 2013 г. составила 1 320 тыс. чел., или около 44,53% от общей численности населения республики. Численность безработных составляет 153 тыс. чел., при этом официально зарегистрированных безработных - 27,3 тыс. чел. Уровень зарегистрированной безработицы отражает лишь частичную картину положения рынка труда в республике, поскольку не все безработные,

5 АбакаровМ.И., Атаева З.А. Разработка сценариев социально-экономического развития Республики Дагестан с учетом конкурентных преимуществ // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 28. С. 18-24.

Таблица 5

Динамика численности безработных в Российской Федерации и Северо-Кавказском федерального округе в 2005-2013 гг., тыс. чел.

Объект оценки 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Российская Федерация, всего 5 263 5 312 4 589 4 791 6 373 5 636 5 020 4 131 4 137

Северо-Кавказский федеральный 627 927 820 691 723 735 663 587 586

округ, всего

В том числе:

- Республика Дагестан 262 269 249 173 168 182 167 155 153~

- Республика Ингушетия_127 78 83 101 121 116 121 96 88

- Кабардино-Балкарская 92 92 75 74 59 51 43 34 44 Республика

- Карачаево-Черкесская 28 38 39 32 26 21 20 21 22 Республика

- Республика Северная Осетия - 29 26 31 36 39 37 30 28 28" Алания

- Чеченская Республика ... 307 257 168 192 235 199 178 175~

- Ставропольский край_90 116 88 108 117 94 82 74 77

Источник: составлено автором по данным Росстата. http://www.gks.ru/bgd/regl. Таблица 6

Динамика численности безработных в Северо-Кавказском федеральном округе в 2013 г.

Общая численность безработных В том числе БЗ

Федеральный округ 2013 г., 2013 г., 2013 г., 2013 г., 2013 г.,

тыс. чел. % к 2012 г. % к ЭАН тыс. чел. % к 2012 г.

Северо-Кавказский федеральный округ, 586 99,8 12,9 222,7 79,8

всего

В том числе:

- Ставропольский край 77 104,1 5,7 16,8 90,8

- Северная Осетия - Алания 28 100 8,1 11,0 118,3

- Республика Дагестан_153_98,7_Ц6_273_88,3

- Республика Ингушетия_88_917_438_260_64,5

- Кабардино-Балкария 44 129,4 10,4 8,5 95,5

- Чеченская Республика_175_98,3_26,96_129,0_80,4

- Карачаево-Черкесия_22_104,8_98_4,1_89,1

Примечание: БЗ - безработные, зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости; ЭАН - экономически активное население.

Источник: составлено автором по данным Росстата. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl.

особенно в сельской местности, регистрируются в центрах занятости (табл. 5, 6).

Анализ данных табл. 5 и 6 показывает, что общее количество безработных по сопоставимому количеству безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, превышало в 5,6 раза. Среди безработных доля женщин составила 50,9%. Из 153 тыс. безработных в Республике Дагестан в центрах занятости зарегистрированы только 27,3 тыс. чел., что позволяет судить о неэффективной работе государственных центров занятости, необходимости специальной программы стимулирования их работы. При этом в Республике

Дагестан потребность работодателей в работниках, заявленная в государственные службы занятости СКФО, является наиболее низкой, если не считать Чеченскую Республику.

В регионе инфраструктура рынка труда характеризуется слабым развитием и фактически имеет только один государственный центр занятости. В службы занятости и трудоустройства, по оценкам экспертов, обращаются только около 35% граждан, ищущих работу6.

6 Министерство труда и социального развития Республики Дагестан. URL: http://www.dagmintrud.ru.

Негосударственный сектор инфраструктуры рынка труда представляет собой коммерческие и некоммерческие организации по предоставлению услуг занятости, среди которых можно выделить [15]:

• немногочисленные фирмы, специализирующиеся на подборе руководящего состава и эксклюзивных специалистов. Отличительной чертой таких фирм является то, что они не публикуют своих объявлений, а ведут самостоятельный поиск кандидатов. К сожалению, в Республике Дагестан такие агентства отсутствуют;

• кадровые агентства, которые предоставляют вакансии узким специалистам (менеджерам по продажам, бухгалтерам и пр.). В данном направлении работают в республике несколько кадровых агентств: «Триумф», «Персонал Сервис», «Аста», «Работа ЮФО», «Работа для Вас», «Магнат»;

• агентства, осуществляющие подбор персонала за невысокий гонорар (домработницы, мастера по ремонту мебели и пр.). В данном направлении работают такие фирмы, как «Орион», «Добрая няня» и пр.

В целом можно констатировать, что данный сектор в республике развит весьма слабо, в нем сосредоточено небольшое количество фирм (10), тогда как, например, в Омской области функционируют более 40 успешных кадровых агентств.

Дагестанская инфраструктура рынка труда, Список литературы

помимо перечисленных черт, имеет слабо развитые негосударственные институты (агентства по труду, биржи труда и пр.). Также характеризуется низким уровнем деятельность профсоюзов наемных работников и объединений работодателей (судя по преимущественно стихийному характеру процессов трудовых отношений в республике).

Заключение

Проведенный анализ состояния элементов рыночной инфраструктуры региона позволяет сделать выводы о низком уровне эффективности ее современного функционирования и необходимости оперативной модернизации. Исследование показывает, что основной проблемой развития рыночной инфраструктуры в Республике Дагестан является, в первую очередь, отсутствие взаимоувязанного функционирования всех ее составляющих в комплексе. Именно отсутствие такого комплексного развития влечет за собой застой в развитии крупных рынков в регионе, в то время как успешное функционирование рынка является важнейшим условием эффективной экономики региона.

В ходе исследования выявлены характерные особенности и основные проблемы, воздействующие на процесс формирования институтов рыночной инфраструктуры в Республике Дагестан. Они проявляются в отсутствии координации элементов инфраструктуры вследствие стихийного и нерегулируемого процесса развития рыночных форм инфраструктуры в регионе.

1. Кокорев В. Институциональная реформа в сфере инфраструктуры в условиях естественной монополии // Вопросы экономики. 1998. № 4. С. 15-120.

2. Селезнев А. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность России (методологические вопросы анализа и интегральной оценки) // Экономист. 1996. № 2. С. 9-18.

3. Багомедов М.А. Методологические подходы к анализу ресурсного потенциала экономики отстающих регионов // Вопросы структуризации экономики. 2011. № 2. С. 4-14.

4. Ахмедуев А.Ш. Стратегические направления развития малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. № 1. С. 226-238.

5. Идзиев Г.И. Промышленный комплекс Республики Дагестан: состояние и проблемы реструктуризации // Региональные проблемы преобразования экономики. 2007. № 1. С. 35-39.

6. АрслановШ.Д. Современные проблемы улучшения инвестиционной привлекательности Республики Дагестан // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2012. № 3. С. 11-12.

7. МухановаЕ.Б. Теоретические основы и пути формирования рыночной инфраструктуры. М.: ИЭ РАН, 1994. 162 с.

8. Гордеев О.И. Формирование инновационной экономики и системная индустриализация регионального хозяйства // Вопросы структуризации экономики. 2011. № 4. С. 92-97.

9. Рабаданова А.А. Анализ современного состояния отраслевой структуры экономики Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 3. С. 99-105.

10. Арсланова Х.Д., Арсланов Ш.Д. Кооперативные структуры как разновидность микровзаимодействий малых предприятий // Вопросы структуризации экономики. 2003. № 3. С. 70-73.

11. Абрамов А. Проблемы конкурентоспособности российского фондового рынка // Вопросы экономики. 2005. № 12. С. 32-50.

12. Текутьев И.В. Концептуальный подход к оценке экономической эффективности диверсификации предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. 2014. № 7. С. 34-38.

13. Цапиева О.К., ИдзиевГ.И. Анализ воспроизводственного потенциала республик Северо-Кавказского федерального округа // Проблемы современной экономики. 2012. № 2. С. 281-284.

14. АхмедуевА. Управление государственными унитарными предприятиями // Вопросы экономики. 2003. № 7. С. 89-95.

15. Ревуцкий Л.Д. Формальный и конструктивный стратегический менеджмент предприятий // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 6. С. 354-356.

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Sustainable Development of Economy

ANALYZING THE STATE AND CHALLENGES OF MARKET INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT IN THE REGION

Gadzhimurad I. IDZIEV

Institute of Socio-Economic Research, Dagestan Science Centre of RAS, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation textima@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Article history:

Received 17 June 2015 Received in revised form 3 August 2015 Accepted 20 August 2015

JEL classification: R11, R33, R41

Keywords: infrastructure, region, market, effectiveness, market institutions

Abstract

Importance The article discusses the regional level of economy in four large segments, i.e. commodities, services, labor and capital. The market infrastructure components considerably influence the above markets, thereby creating conditions for their performance and development of the region's economy as a whole. To make an adequate evaluation of the current state and productivity of the region's market infrastructure, I analyzed the state-of-the-art and issues of development per each infrastructure component.

Objectives The research analyzes the state of the region's market infrastructure, figures out the specifics of the market infrastructure formed in the region, considering its big significance for the development of the regional economy.

Methods I applied a comparative analysis based on official statistical data and my own estimates, thus evaluating the quality and the state of the region's market infrastructure. Results I found the specifics and main challenges that affected the formation of market infrastructure institutions in the region under study. Components of the region's market infrastructure are poorly coordinated due to spontaneous and uncontrolled development of market infrastructure in the region. When large markets do not undergo such comprehensive development, it leads to their stagnation, meanwhile successful market operations are an important condition for effective economy of the region.

Conclusions and Relevance Based on the research, I conclude on the low efficiency of the region's market infrastructure and a need to modernize it. The findings and recommendations may prove useful for the republican authorities as a practical tool to articulate strategies and programs for socio-economic development of the region.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

Acknowledgments

The research was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project No. 14-06-00066-a. References

1. Kokorev V. Institutsional'naya reforma v sfere infrastruktury v usloviyakh estestvennoi monopolii [Institutional reform of infrastructure under conditions of a natural monopoly]. Voprosy Economiki, 1998, no. 4, pp. 15-120.

2. Seleznev A. Infrastruktura rynka i konkurentosposobnost' Rossii (metodologicheskie voprosy analiza i integral'noi otsenki) [Market infrastructure and Russia's competitiveness (methodological issues of analysis and integral evaluation)]. Ekonomist = Economist, 1996, no. 2, pp. 9-18.

3. Bagomedov M.A. Metodologicheskie podkhody k analizu resursnogo potentsiala ekonomiki otstayushchikh regionov [Methodological approaches to analyzing the resource potential of the lagging regions' economies].

Voprosy strukturizatsii ekonomiki = Issues of Structuring the Economy, 2011, no. 2, pp. 4-14.

4. Akhmeduev A.Sh. Strategicheskie napravleniya razvitiya malogo i srednego predprinimatel 'stva v Respublike Dagestan [Strategic directions of developing small and medium-sized businesses in the Republic of Dagestan].

Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki = Regional Problems of Transforming the Economy, 2009, no. 1, pp. 226-238.

5. Idziev G.I. Promyshlennyi kompleks Respubliki Dagestan: sostoyanie i problemy restrukturizatsii [The

industrial sector of the Republic of Dagestan: the state and restructuring challenges]. Regional 'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki = Regional Problems of Transforming the Economy, 2007, no. 1, pp. 35-39.

6. Arslanov Sh.D. Sovremennye problemy uluchsheniya investitsionnoi privlekatel'nosti Respubliki Dagestan [Modern problems of improving the investment attractiveness of the Republic of Dagestan]. Ekonomika i upravlenie: novye vyzovy i perspektivy = Economy and Management. New Challenges and Perspectives, 2012, no. 3, pp. 11-12.

7. Mukhanova E.B. Teoreticheskie osnovy iputi formirovaniya rynochnoi infrastruktury [Theoretical framework and ways of forming a market infrastructure]. Moscow, Institute of Economics of RAS Publ., 1994, 162 p.

8. Gordeev O.I. Formirovanie innovatsionnoi ekonomiki i sistemnaya industrializatsiya regional'nogo khozyaistva [Forming the innovative economy and the system industrialization of the regional economy].

Voprosy strukturizatsii ekonomiki = Issues of Structuring the Economy, 2011, no. 4, pp. 92-97.

9. Rabadanova A.A. Analiz sovremennogo sostoyaniya otraslevoi struktury ekonomiki Respubliki Dagestan [Analyzing the current state of the economic structure of the Republic of Dagestan]. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki = Regional Problems of Transforming the Economy, 2011, no. 3, pp. 99-105.

10. Arslanova Kh.D., Arslanov Sh.D. Kooperativnye struktury kak raznovidnost' mikrovzaimodeistvii malykh predpriyatii [Cooperative structures as a type of micro-interaction between small businesses]. Voprosy strukturizatsii ekonomiki = Issues of Structuring the Economy, 2003, no. 3, pp. 70-73.

11. Abramov A. Problemy konkurentosposobnosti rossiiskogo fondovogo rynka [The issues of the Russian securities market's competitive strength]. Voprosy Economiki, 2005, no. 12, pp. 32-50.

12. Tekut'ev I.V. Kontseptual'nyi podkhod k otsenke ekonomicheskoi effektivnosti diversifikatsii predprinimatel'skoi deyatel'nosti [A conceptual approach to assessing the economic efficiency of business diversification]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Journal of Russian Entrepreneurship, 2014, no. 7, pp. 34-38.

13. Tsapieva O.K., Idziev G.I. Analiz vosproizvodstvennogo potentsiala respublik Severokavkazskogo federal'nogo okruga [Republics of the North Caucasian Federal District: an analysis of the reproduction potential]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2012, no. 2, pp. 281-284.

14. Akhmeduev A. Upravlenie gosudarstvennymi unitarnymi predpriyatiyami [Management of State unitary enterprises]. Voprosy Economiki, 2003, no. 7, pp. 89-95.

15. Revutskii L.D. Formal'nyi i konstruktivnyi strategicheskii menedzhment predpriyatii [Formal and constructive strategic management of enterprises]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2013, no. 6,

pp.354-356.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.