Научная статья на тему 'Финансовая и информационно-консультационная поддержка малого бизнеса в сфере этноэкономики Юга России: инфраструктурное обеспечение и направления организации'

Финансовая и информационно-консультационная поддержка малого бизнеса в сфере этноэкономики Юга России: инфраструктурное обеспечение и направления организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
384
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кетова Наталья Петровна

В статье предлагаются механизмы инфраструктурного обеспечения двух составляющих системы поддержки субъектов системы этноэкономики регионов Юга России финансовой и информационно-консалтинговой, выработанные на основе авторского исследования проблем развития бизнес-процессов в сфере этноэкономики в течение 2000-2004 гг. в республиках Северного Кавказа: Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial, Informational and Consulting Support of Small Business in Sphere of Ethnoeconomy of the South of Russia: Infrastructural Maintenance and Directions of Organization

In article mechanisms of infrastructural maintenance of financial, informational and consulting support systems are offered for subjects of ethnoeconomy within regions of the South of Russia. They are developed on the basis of author's research of business-processes problems development in sphere of ethnoeconomy in 2000-2004 in republics of Northern Caucasus: Karachaev-Circassian, Kabardian-Balkar, Adygeya

Текст научной работы на тему «Финансовая и информационно-консультационная поддержка малого бизнеса в сфере этноэкономики Юга России: инфраструктурное обеспечение и направления организации»

НАШИ КОЛЛЕГИ

ЭД.^. Кетова

ФИНАНСОВАЯ И ИНФОРМАЦИОННОКОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ЭТНОЭКОНОМИКИ ЮГА РОССИИ: ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Развитие бизнес-процессов в столь специфической сфере как этно-экономика характеризуется рядом особенностей. Значительная часть из них предопределяется тем, что производственные процессы и организация бизнеса в отраслях этноэкономики реализуются при главенствовании традиционных, преимущественно аграрных форм хозяйственной деятельности, использовании натуральных и чаще всего кустарно изготовленных средств труда, доминировании ручного труда, неразвитости обмена, замкнутости домохозяйств.

Роль этноэкономики в функционировании хозяйственного комплекса республик Северного Кавказа. В полиэтничных регионах Юга России бизнес конкретных предпринимателей, рассматриваемый обычно как экономическая деятельность, дающая прибыль или обеспечивающая доход, а также приносящая иные выгоды в рамках этноэкономики, по утверждению Ю.С. Колесникова, способствует общему улучшению социально-экономической ситуации через создание условий для расширения сырьевой базы предприятий переработки, дополнительной занятости населения, в том числе с неполным рабочим днем (этноэкономика - это гибкие формы занятости), роста налогооблагаемой базы и средств местных бюджетов, формирования «паутины» малого бизнеса и развития социальной инфраструктуры [1, с. 27].

В таблице представлена динамика численности работающих в малом бизнесе северокавказского региона, в том числе на предприятиях, производящих продукцию и услуги этноэкономической направленности [2, с. 394-398]. Приведенные статистические данные характеризуют в целом рост числа занятых в малом бизнесе в 2004 г. по сравнению с 2000 г. (за ис-

ключением Калмыкии и Карачаево-Черкесии), даже при сокращении численности малых предприятий в ряде регионов. При этом доля работающих на предприятиях, производящих продукцию и услуги этноэко-номического характера, по нашим оценкам, колеблется от 64% в Дагестане до 35% в Ингушетии.

Таблица

Численность работающих на малых предприятиях в республиках Северного Кавказа, в том числе в сфере этноэкономики

Республика Число малых предприятий, на начало года, тыс. Численность работающих на малых предприятиях на начало года, тыс. чел. Из них на предприятиях, производящих продукцию и услуги этно-экономической направленности, тыс. чел. (оценка)

2000 г. 2004 г. 2000 г. 2004 г. 2004 г.

Адыгея 2,2 2,4 11,9 12,8 5,2

Дагестан 2,0 1,5 33,6 8,8 24,9

Ингушетия 0,3 1,0 1,5 2,6 0,9

Кабардино-Балкария 2,2 2,3 14,0 17,2 9,4

Калмыкия 0,9 0,6 5,8 3,4 1,5

Карачаево-Черкесия 1,8 1,2 10,5 8,8 5,1

Северная Осетия-Алания 3,7 1,3 11,7 17,3 11,1

Однако в официальной статистике не учитывается множество кустарных домашних мини-мастерских, традиционно производящих значительный объем продукции этноэкономического характера на продажу (предметы быта, украшения, продукты питания, приготовленные по семейным рецептам и т.д.), а также сельскохозяйственная продукция с домашних подворий. Это дает основания для вывода о том, что в сфере этноэкономики занята значительно большая доля населения Северного Кавказа, чем это отражено в статданных.

В этой связи, роль этноэкономики для национальных северокавказских республик и для Калмыкии, в которых проживает 24,5% населения Южного Федерального округа, работает более 21% от всех занятых в экономике и производится около 17% валового регионального продукта [2, с. 347], представляется весьма значимой. Например, в 2003 г. в Республике Дагестан индивидуальными предпринимателями было произведено ювелирных изделий на сумму 22,9 млн. руб., в Карачаево-Черкесской республике - 276 тыс. шт. трикотажных изделий, [2, с. 406-407] что свидетельствует о реальном спросе на рынке на изделия знаменитых кубачинских ювелиров и карачаевских мастериц-вязальщиц из шерсти и пуха.

Основу для этого составляют, с одной стороны, сохраняющиеся, несмотря на рыночную трансформацию, традиции и обычаи архаичной организации экономики, особенности хозяйственного этнического уклада населения республик Северного Кавказа. С другой стороны, состояние предприятий большинства отраслей экономики Юга России, не вышедших из кризисной ситуации, таково, что обеспечить трудоустройство значительной части населения, особенно сельского, в «большом» бизнесе даже в среднесрочной перспективе невозможно (а нередко и нецелесообразно).

В этих условиях этноэкономика, выполняющая в годы рыночных реформ роль «буфера» (стабилизатора), обеспечивающая получение доходов и тем самым - выживание тысяч семей, продолжит оставаться в обозримом будущем реально значимым сектором хозяйственного комплекса полиэтничных регионов Юга России.

Очевидно, что и в перспективе многофункциональная этноэкономи-ка будет играть важную не только экономическую, но и социальновоспроизводственную роль, обеспечивать включение материальных, трудовых, финансовых и др. ресурсов в общее рыночное пространство. Это обусловливает необходимость формирования системы финансовой, инвестиционной, страховой, организационной и др. поддержки субъектов бизнеса, действующих в рамках этноэкономики.

Предлагаемые в настоящей статье механизмы инфраструктурного обеспечения двух составляющих такой системы - финансовой и информационно-консалтинговой являются результатом авторского исследования проблем развития бизнес-процессов в сфере этноэкономики в течение 2000-2004 гг. в республиках Северного Кавказа: Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгее.

Население этих республик организовывает свой бизнес (чаще всего семейный) во многих сферах этноэкономики - от традиционной для данного региона переработки произведенной в собственных хозяйствах сельскохозяйственной продукции, изготовления продуктов питания по народным рецептам, производства промышленных товаров массового спроса из глины, шерсти, кожи, домотканых материалов кустарным способом, сбора и переработки дикорастущих растений до появившихся в последние годы таких видов деятельности, как этнокультурный и паломнический туризм, эксклюзивные художественные промыслы, изготовление и ремонт оборудования для вязания, выделки и окраски кож, бытовое и социально-культурное обслуживание сельского населения и прибывающих в эти регионы туристов, учитывающее национальные традиции, специфическую кухню и менталитет проживающих здесь народов.

При этом владельцы мелких предприятий, кафе, турагенств, организовывая свой бизнес в сфере этноэкономики, используют существующую инфраструктуру, созданную для всех отраслей экономики данного региона. Но они, несомненно, находятся в неблагоприятных условиях

вследствие ограниченности собственных ресурсов и отсутствия возможностей на равных конкурировать с крупными предприятиями и организациями по таким параметрам, как доступ к финансовым ресурсам и государственным инвестициям, исследование конъюнктуры рынка, освоение новой продукции, обучение кадров, приобретение современных технологий, осуществление научно-технических разработок, получение информации, ее анализ и т.д.

Для минимизации негативного воздействия этих фактов, а также раскрытия внутренне присущего этноэкономике динамизма и гибкости необходимо развивать инфраструктуру, ориентированную непосредственно на бизнес в этой сфере.

Инфраструктурное обеспечение финансовой поддержки малого бизнеса в сфере этноэкономики. Из числа финансовых институтов, осуществляющих мобилизацию денежных ресурсов с последующим вложением их в предпринимательскую деятельность - коммерческие банки, финансовые и страховые компании, инвестиционные компании и фонды, лизинговые и факторинговые фирмы, частные пенсионные фонды, биржи, кредитные союзы (кооперативы) и т.д. - только первые и последние могут реально участвовать в поддержке хозяйствующих субъектов этноэкономики. Ибо, как отмечает Л.Л. Игонина, российские институты рыночной инфраструктуры сосредоточены в основном в немногих финансовых центрах, что не способствует аккумуляции финансовых ресурсов на периферии и «перекачиванию» их в реальный сектор экономики, в частности, на предприятия малого бизнеса [3, с. 265-266], к которым в большинстве своем относятся субъекты этноэкономики. По данным А.Ч. Ионова потребности сельского населения Ставропольского края, занятого производственной предпринимательской деятельностью, в кредитах удовлетворяются банками не более чем на 6-7% [4, с. 225].

Это актуализирует формирование системы финансовой поддержки и локальной организационной инфраструктуры субъектов этноэкономики, учитывающей их инвестиционные потребности и особенности их деятельности в целом.

В качестве модельной для сельских муниципальных образований Юга России, заинтересованных в развитии этноэкономики и участвующих в ее поддержке, может быть предложена система, состоящая из Локального Фонда поддержки этноэкономики (далее - ЛФПЭ) и сельского кредитного кооператива (далее - СКК), формируемого предпринимателями, ориентированными на этноэкономические сферы деятельности.

Основными преимуществами этих финансовых организаций являются:

• работа на финансовом рынке без лицензии ЦБ РФ;

• ориентация на работу с мелкими заемщиками, упрощенная процедура предоставления займов;

• равный доступ участников к финансовым ресурсам;

• возвратный характер оказываемой финансовой помощи;

• влияние местных администраций на их работу;

• реализация социально-значимых программ в сфере этноэкономики.

ЛФПЭ, которые целесообразно создавать в муниципальных округах,

объединяющих несколько поселений в рамках общей территории, - это некоммерческие организации, целью которых является оказание поддержки сельским товаропроизводителям, ориентированным на этноэко-номическую деятельность, улучшение условий их жизни посредством предоставления займов за счет аккумулирования бюджетных средств, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц.

Фонды целесообразно создавать учредителям в социально значимых целях путем объединения имущественных взносов. Они являются собственниками имущества, в том числе взносов учредителей, у которых какие-либо имущественные права по отношению к Фонду отсутствуют. Фонды вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для развития этноэкономики.

Для осуществления предпринимательской деятельности ЛФПЭ вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Особенностью ЛФПЭ является то, что он может быть муниципальным, если в его уставном капитале участие муниципальных образований составляет не менее 50%. Доходы таких Фондов остаются в их распоряжении и направляются на реализацию целей и задач развития этно-экономики, предусмотренных существующим законодательством и уставом Фонда. Порядок направления средств в эти Фонды из соответствующих бюджетов и контроля за их использованием устанавливаются соответствующими органами власти.

Для анализа и оценки поступающих в ЛФПЭ проектов (заявок) на предоставление займов, подготовки по ним экспертного заключения при Фондах целесообразно создание внештатного коллегиального органа - комиссии по займам (из числа заинтересованных специалистов).

Основными функциями комиссии по займам могут быть:

• выработка единых подходов Фонда к оценке инвестиционных проектов (заявок) в различных сферах этноэкономики;

• анализ и оценка поступающих в Фонд проектов на предоставление займов;

• выявление приоритетных, инновационных и легко тиражируемых проектов;

• подготовка экспертного заключения по проектам, соответствующим направлениям этноэкономики;

• ведение базы данных поступивших проектов (заявок).

Примером успешного функционирования такого Фонда может быть

деятельность данной общественной организации, созданной в Чегем-

ском районе Кабардино-Балкарской республики. За два года своего существования данным Фондом «Доверие» было рассмотрено более 20 заявок на оказание финансовой помощи по разным направлениям этно-экономической деятельности. При этом семь проектов были профинансированы на льготных условиях.

Деятельность таких Фонов должна подкрепляться кредитными кооперативами.

Целесообразность создания сельских кредитных кооперативов для развития малых предприятий этноэкономической направленности. Кредитные кооперативы как некоммерческие организации, формируемые в целях финансовой поддержки субъектов этноэкономики, целесообразно создавать в сельских поселениях южнороссийского региона юридическим и физическим лицам на основе добровольного членства, объединения их имущественных, паевых и иных взносов с целью кредитования и сбережения денежных средств членов данного кооператива.

Цель таких СКК - обеспечение инвестиционными ресурсами сельских товаропроизводителей, ориентированных на этноэкономическую деятельность, за счет аккумулирования сбережений пайщиков, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов юридических и физических лиц, а также привлечения средств бюджетов различных уровней.

В настоящее время кредитные кооперативы достаточно успешно действуют в селах двух районов Республики Адыгея и в нескольких сельских поселениях Карачаево-Черкесии. Наиболее активен сельский кредитный кооператив в адыгейском ауле Кошехабль.

Этот СКК выдает займы членам кооператива преимущественно на производственные, предпринимательские и потребительские цели. Несомненно, кредитование осуществляется не только на цели организации бизнеса в рамках этноэкономики, но и для поддержки сельхозпроизводителей, в частности, фермеров. Около 10 кредитозаемщиков получили займы именно под заявки этноэкономической направленности (кафе национальной кухни, сырзавод, производящий знаменитый адыгейский сыр и др.).

Помимо своей деятельности в качестве кредитора данный СКК оказывает услуги по сохранению личных сбережений пайщиков, заключает договоры страхования от имени, по поручению и в интересах своих членов, оказывает консультационные услуги членам кооператива.

Особенности СКК как организационной формы финансовой поддержки обусловлены рядом его характеристик, в частности, участием пайщиков в управлении и формировании кредитной политики, высоким уровнем взаимного доверия между участниками кооператива. Это обеспечивает наиболее точный выбор приоритетов развития и дает дополнительные гарантии эффективности кооперации и кредитования, реальную нацеленность на развитие этноэкономики.

Для осуществления своей деятельности СКК целесообразно сформировать фонды, составляющие их имущество (паевой, резервный, фонд финансовой взаимопомощи).

Для успешного функционирования локальных систем поддержки эт-ноэкономики целесообразно их активное взаимодействие с муниципальными органами управления.

Взаимодействие ЛФПЭ и СКК с местными органами власти при формировании системы финансовой поддержки этноэкономики на Юге России может осуществляться по нескольким направлениям:

• совершенствование законодательной базы, определяющей деятельность Фондов и кредитных кооперативов;

• реализация органами власти фискальной политики, стимулирующей развитие системы финансовой поддержки субъектов эт-ноэкономики;

• сотрудничество в рамках программ этноэкономической направленности.

Органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать ЛФПЭ и СКК экономическую поддержку в различных формах, в том числе:

• предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, сборов и платежей, а также иных льгот, в том числе в виде полного или частичного освобождения от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;

• размещение в рамках ЛФПЭ и СКК на конкурсной основе государственных и муниципальных заказов, соответствующих профилю этноэкономики;

• обеспечение, в соответствии с законом, льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим Фондам и кооперативам материальную поддержку.

Для развития систем финансовой поддержки этноэкономики в адрес ЛФПЭ и кредитных кооперативов могут целевым образом выделяться средства бюджетов субъектов Юга России, предусмотренные для модернизации экономики депрессивных районов, развития малого предпринимательства и иных целей в рамках поддержки этноэкономических отраслей. На эти же цели по решению местных законодательных органов могут направляться средства районных бюджетов.

Финансирование проектов (заявок) предпринимателей, деятельность которых реально осуществляется в сфере этноэкономики, производится на конкурсной основе. Конкурсы и условия участия в них объявляются высшими органами управления ЛФПЭ и СКК.

На конкурсы не допускаются заявители, которые не вернули или просрочили ранее выданные займы.

Исходя из целей создания Локальных Фондов и кредитных кооперативов, при наличии дополнительных поступлений финансовых средств за счет бюджетных и иных источников, органы управления могут принять решение о субсидировании части платежей по процентным ставкам для определенных видов займов на развитие этноэкономики.

Кроме предоставляемых Фондами поддержки и кооперативами ресурсов для осуществления коммерческих проектов в сфере этноэкономики товаропроизводителями могут привлекаться финансовые средства под поручительство данных институциональных структур из следующих источников:

□ Федерального фонда льготного кредитования;

□ Фонда поддержки малого предпринимательства;

□ Сбербанка России, Россельхозбанка и других коммерческих банков;

□ коммерческих организаций и предпринимателей-поставщиков ресурсов, заинтересованных в развитии конкретных направлений этноэкономики.

Организационно-консультационное обслуживание малых предприятий в сфере этноэкономики. Наряду с организациями, обеспечивающими финансовую поддержку субъектам малого бизнеса, весьма важными представляются организационно-консультационные бюро и другие органы, составляющие элементы инфраструктуры, направленной на развитие этноэкономики в республиках Северного Кавказа.

К числу таких инфраструктурных образований относятся:

• системы информационного и консультационного обслуживания;

• бизнес-агентства по помощи домохозяйствам, ориентированным на этноэкономические виды деятельности;

• специализированные структуры по оказанию услуг (бухгалтерские и аудиторские фирмы, рекламные и кадровые агентства).

На Юге России, как и по стране в целом, формирование элементов такой инфраструктуры поддержки предпринимательства вообще, в том числе в сфере этноэкономики, начато только в 90-х годов. В этом процессе принимают участие как государство, так и деловые круги, а также зарубежные и международные организации.

Медленное формирование элементов сервисно-информационной инфраструктуры предпринимательства сдерживает процессы снижения трансакционных издержек, эффективного взаимодействия рыночных субъектов, освоения современных банковских, страховых, коммерческих, информационных технологий [5, с. 156]

Неразвитость информационной и консалтинговой инфраструктуры в сфере этноэкономики пока явно не осознается предпринимателями, но объективные оценки процессов, характеризующих эту сферу, свидетельствуют о сдерживающей роли именно этого фактора в модернизации традиционной экономики Юга России.

Такое положение во многом обусловлено недостаточной информированностью предпринимателей о наличии в городах и районах республик ЮФО объектов инфраструктуры по поддержке этноэкономики, их местонахождении, перечне предоставляемых ими услуг и условиях их получения (в силу ресурсных ограничений рекламные компании по объектам инфраструктуры, как правило, не проводятся). К существенным факторам, снижающим роль вновь создаваемых объектов инфраструктуры предпринимательства в сфере этноэкономики, относятся их не всегда удачное территориальное размещение, неприспособленность помещений, отсутствие необходимого оборудования и, конечно, острый недостаток квалифицированного персонала.

Это во многом объясняется самоустранением федеральных, региональных и местных органов власти от активного участия в создании комплекса объектов инфраструктуры предпринимательства на селе, в том числе в сфере этноэкономики. В этой связи, представляется целесообразным предложить следующую модель инфраструктурно-консалтинговой поддержки малого бизнеса в сфере этноэкономики.

Во-первых, при ЛПФЭ и СКК в сельских поселениях целесообразно сформировать группы специалистов из 2-3 чел. по оказанию простейших деловых услуг (подготовка документов или заявок, несложные юридические или организационные консультации, информация о программах по поддержке малого бизнеса, предложениях по переобучению или повышению квалификации по специальностям, популярным среди работников, занятых в отраслях с этноэкономической направленностью).

Во-вторых, в рамках сельских районов, в которых развиты традиционные производства, рациональным представляется формирование небольших межмуниципальных информационно-консалтинговых и организационных деловых центров или бюро (подобные центры имеются в районах компактного проживания коренных народов в США, Канаде и других странах).

Такие центры способны решать задачи предоставления информации о ценах на изделия этноэкономики на рынках, потребителях, возможностях транспортировки и т.д., а также о данных в рамках других информационных блоков. Именно такие центры должны развивать Интернет-услуги, рекламировать их для использования рядовыми предпринимателями, обеспечивать выход в Интернет начинающих пользователей. Несомненно, в компетенцию деловых центров такого уровня должны входить консультации по проблемам юридического, организационного, коммерческого, инвестиционного характера и т.д., а также связи с группами делового консультирования при ЛФПЭ и СКК.

Деятельность таких центров должна координироваться с программами по поддержке этноэкономики, реализуемыми службами занятости и биржами труда, специальными проектами по поддержке малого бизнеса.

В-третьих, при правительствах республик, краев и областей Юга России, имеющих достаточно развитые отрасли этноэкономики, целесообразно образовывать небольшие, но активно действующие агентства (отделы), координирующие деятельность районных деловых центров, а также решающих проблемы этноэкономического характера регионального уровня.

Сформулированное модельное представление о системе информационно-консалтинговой поддержки малого бизнеса в сфере этно-экономики, как представляется, позволит при таком подходе обеспечить ей гибкость и действенность, создание хорошо скоординированной сети объектов инфраструктуры по уровням и направлениям деятельности региональных предпринимателей, занятых производством этноспецифической продукции.

Таким образом, проведенное исследование проблем и возможностей развития финансовой и информационно-консалтинговой поддержки малого бизнеса в сфере этноэкономики Юга России на основе формирования специализированных деловых центров и использования для этих целей уже имеющихся элементов инфраструктуры, позволяет сделать ряд выводов.

В системе совместного регионального хозяйства этноэкономика сохраняет определенную обособленность от других секторов хозяйственного комплекса Юга России. Это обусловливает необходимость формирования специальной финансовой и информационно-деловой инфраструктуры, в т.ч. системы поддержки хозяйствующих субъектов, функционирующих в этноориентированных отраслях мелкотоварного производства. Данная система должна иметь не только строго целевую направленность своей деятельности, но и учитывать реально существующую в данной сфере специфику индивидуально-частных форм производства, основанных на традиционных, часто архаичных технологиях, значительную замкнутость товаропроизводителей на собственном виде деятельности, в большинстве случаев - невысокий уровень образования предпринимателей и их особый менталитет.

Наиболее целесообразными для этноориентированных регионов Юга России с учетом вышеперечисленных факторов представляются системы финансовой, информационной и консалтинговой поддержки субъектов этноэкономики, формируемые в рамках муниципальных округов и координируемые на региональном уровне. Это обеспечит учет достаточно высокой территориально-поселенческой локализации предпринимателей, работающих в сфере этноэкономики. В структуру таких систем следует включать ЛПФЭ, СКК, сельские и межмуниципальные информационно-консультационные группы, бюро или агентства. Координацию таких структур без излишней заор-ганизованности и бюрократии целесообразно осуществлять на уровне правительств Южнороссийских регионов.

Успешное функционирование локальных систем финансовой, а также информационной и консультационной поддержки субъектов эт-ноэкономики на Юге России возможно только при реализации следующих демократических принципов: добровольность и взаимная ответственность участников, ориентация преимущественно на финансовую самодостаточность, взаимодействие с муниципальными органами управления, доступность в получении услуг с точки зрения цен, форм и методов их предоставления. Льготный и целевой характер предоставляемых займов, задействование для реализации конкретных бизнес-проектов в сфере этноэкономики финансовых средств из Федеральных фондов льготного кредитования и поддержки малого предпринимательства под поручительство ЛФПЭ и СКК, а также привлечение данными институциональными структурами бюджетных средств на цели развития этноэкономики дает основание для оптимистичных оценок действенности таких систем.

Систему инфраструктуры для поддержки малого бизнеса в сфере этноэкономики необходимо формировать, сообразуясь с потребностями реальных предпринимателей. Поэтому на Юге России при разработке и реализации соответствующих программ следует ориентироваться на определенные количественные параметры, рассчитанные с учетом возможностей их обслуживания. Задачей развития инфраструктуры малого бизнеса в сфере этноэкономики в настоящее время является создание минимального набора ее элементов с дальнейшим расширением объема и номенклатуры оказываемых услуг и развитием их на местном уровне. Для этого этапа эффективным представляется тиражирование готовых схем построения такой инфраструктуры, положительно зарекомендовавших себя на практике в других странах и российских регионах.

Инфраструктура поддержки малого бизнеса в этноэкономике выполняет важную социальную функцию и по своей природе в большинстве случаев не может быть прибыльной. Поэтому ее создание и развитие нуждается в постоянном государственном патронаже, особенно в период создания и становления. Учитывая существующую ситуацию со слабостью организации инфраструктуры для поддержки малого бизнеса в стране в целом, трудно рассчитывать на прямое бюджетное финансирование. Однако вполне осуществимы такие формы стимулирования развития инфраструктуры поддержки отраслей этноэкономики Юга России, как налоговые льготы для локальных фондов, деловых центров и других организаций инфраструктуры, передача в собственность или в пользование на льготных условиях им государственного и муниципального имущества, налоговое и иное стимулирование частных инвесторов, вкладывающих средства в развитие инфраструктурных объектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Колесников Ю.С. Экономика в судьбах модернизации Юга России / Стратегии и проблемы региональной экономики: Научный вестник, вып. 5. Ростов-на-Дону: Терра, 2003.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2004. Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2004.

3. ИгонинаЛ.Л. Муниципальные финансы. М.: Экономистъ, 2003.

4. Ионов А.Ч. Регионализация агропромышленной сферы в рыночно-трансформационной среде: факторы, тенденции, модели, механизм. Ростов-на-Дону: СКНЦВШ, 2004.

5. Кетова Н.П. Развитие рыночной инфраструктуры Юга России: основные тенденции и проблемы / Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы. Ежегодник, вып. 5. Волгоград: Вол ГУ, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.