Научная статья на тему 'Повышение эффективности государственного регулирования в сфере производственно-информатизационной системы региона'

Повышение эффективности государственного регулирования в сфере производственно-информатизационной системы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДОХОДЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИССЛЕДОВАНИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасанов М. А.

В статье рассматривается основные направления государственной политики по формированию и устойчивому развитию производственно-информатизационной инфраструктуры в регионе. Проведен сравнительный анализ регионов СКФО, а также предлагается разработать программу комплексного развития всех видов подотраслей в условиях рыночного регулирования экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING TO EFFICIENCY OF THE GOVERNMENT REGULATION IN SPHERE PRODUCTION-INFORMATIZACIONNOY SYSTEMS OF THE REGION

Main trends state is considered in) article on lithium on shaping andfirm developmentproduction-informatizacionnoy infrastructures in region. Organized benchmark analysis region SKFO, but so is off ere develop program of the complex development all type under branches to condition of the market regulation of the economics of the region.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности государственного регулирования в сфере производственно-информатизационной системы региона»

строительства ПетроТЭС при снижении выработки электроэнергии до 1000 МВт ч в год станция становится неконкурентоспособна.

Таблица 4. Изменение себестоимости и конкурентоспособности в зависимости от выработки электроэнергии во Владимирской области

Эг, МВт ч 5525 5000 4000 3000 2000 1000

S, pyfi./кВт'Ч 1,004 1,110 1,387 1,849 2,774 5,548

Kip г 14,023 11.485 7,350 4,135 1.838 0,459

Ksp с 6,861 5,619 3,5% 2,023 0,890 0,225

Таким образом, сформированы следующие выводы:

При уровне выработки электроэнергии в 1000 МВт ч в год и менее ПетроТЭС не является конкурентоспособной; При снижении выработки до 5000 МВт ч ситуация практически не отличается от исходной;

В случае строительства станции в наиболее благоприятном районе она остается конкурентоспособной при снижении годовой выработки до одной четверти;

В менее благоприятных районах ПетроТЭС остается конкурентоспособной при больших значениях годовой выработки электроэнергии. Разработанная модель позволяет:

Определить регионы, в которых ПетроТЭС конкурентоспособна; Определить приоритет региона для строительства ПетроТЭС;

Определить регионы, в которых ПетроТЭС конкурентоспособна при изменении исходных данных; Оценить эффект от снижения капитальных вложений в скважину и его влияние на приоритетность регионов; Оценить риски связанные со снижением выработки, в том числе из-за «потери» потребителей.

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение №14.В37.21.0503. Литература:

1 Никифорова Д.В., Рыженков В.А., Мартынов А.В., Кутько Н.Е.. О возможности использования тепла глубинных пород Земли для электро- и теплоснабжения обособленных потребителей. Научно-технический журнал «Энергосбережение и водоподготовка». - 2009.

- № 1(57). - С. 12-16.

2 Средняя заработная плата по регионам - [Электронный ресурс]. URL: Ьйр:/Лр1р1р.гиЛгеёпуауа^агрШа/(дата обращения: 15.10.2013).

3 Письмо Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве от 14 февраля 2013 г. № КЦ/ П2013-02ти "Об индексах изменения сметной стоимости строительства по Федеральным округам и регионам РФ на февраль 2013 года"

- [Электронный ресурс]. URL: http://www.ocenchik.ru/docs/1462-mdexy-izmeneшya-smetnoy-stoimosti-february.html (дата обращения: 15.10.2013).

4 Тарифы на электрическую энергию для населения // Официальный сайт Федеральной службы по тарифам РФ - [Электронный ресурс]. URL: Ьйр://«^й^1х£ги/ (дата обращения: 15.10.2013).

5 Гнатусь Н. А., Хуторской М. Д. Перспективы извлечения и использования тепла «сухих горных пород» - петротермальная энергетика // Мониторинг. Наука и Технологии. - 2010. - № 2(3). - С. 6-15.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ИНФОРМАТИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

РЕГИОНА

Гасанов М.А., д.э.н., ведущий научный сотрудник ИСЭИДНЦРАН, профессор

В статье рассматривается основные направления государственной политики по формированию и устойчивому развитию производственно-информатизационной инфраструктуры в регионе. Проведен сравнительный анализ регионов СКФО, а также предлагается разработать программу комплексного развития всех видов подотраслей в условиях рыночного регулирования экономики региона.

Ключевые слова: экономическая эффективность, доходы, государственная политика, исследования, комплексный анализ, компьютеризация, устойчивое развитие.

INCREASING TO EFFICIENCY OF THE GOVERNMENT REGULATION IN SPHERE PRODUCTION-INFORMATIZACIONNOY SYSTEMS OF THE REGION

Gasanov M., Doctor of Economics, head research associate, professor, ISEIDNTS RAN

Main trends state is considered in) article on lithium on shaping and firm development production-informatizacionnoy infrastructures in region. Organized benchmark analysis region SKFO, but so is off ere develop program of the complex development all type under branches to condition of the market regulation of the economics of the region.

Keywords: cost-performance, incomes, state policy, studies, complex analysis(test), computerization, firm development.

Одним из важнейших направлений научно-технической и экономической политики страны и ее регионов является развитие производственно-информатизационной инфраструктуры. Эта отрасль как составная часть рыночной экономики обеспечивает оперативную передачу и распространение информационных потоков. Следовательно, состояние региональной экономики находится в прямой зависимости от степени развития информатизации и средств связи.

Производственно-информатизационная сфера, непосредственно воздействуя на развитие народнохозяйственного комплекса, обеспечивает рост всего материального производства. Это подтверждается

опытом деятельности связистов региона, которые изыскивают возможности расширения технической эксплуатации информатизаци-онных сооружений.

Выполненный анализ системы информатизации позволил обнаружить существенные различия в обеспеченности этими интегрирующими услугами на уровнях регионов страны, СевероКавказского федерального округа и Дагестана, что свидетельствует о необходимости научного прогнозирования развития данной отрасли, очень важной для выработки оптимальных вариантов ее формирования и устойчивого развития.

Необходимость развития производственно-информатизационной инфраструктуры особо подчеркнута и в Послании Президента республики к парламенту Дагестана. В нем говорится, что «Мы должны учитывать и современные тенденции в мировой экономике, где существенно возросла роль информационных и телекоммуникационных технологий. Многие по старинке не рассматривают телевидение, радио. Интернет как значимые отрасли экономики, создающие рабочие места и налоги. Нужно преодолеть отставание в этих сферах и дать возможность дагестанцам пользоваться благами современного информационного общества».

Исследования производственно-информационной сферы региона необходимо вести комплексно, с учетом развития электрической, телефонной, почтовой, телеграфной, спутниковой и других видов связи. При этом объемы услуг прогнозируются исходя из динамики, изменения нормы количества услуг на душу населения, оказываемых определенным видом связи. Это очень важный фактор, так как при текущем планировании расчет производится раздельно по видам услуг связи. Автоматизацию и механизацию производственных процессов также следует учитывать в прогнозировании и развития.

Комплексный подход, сочетающий в себе совокупную оценку инфраструктуры связи и производственных затрат, позволяет правильно определять эффективность тех или иных мероприятий, обеспечивающих повышение качества информатизационного обслуживания экономики региона.

Недостаточная методологическая разработанность проблемы взаимодействия средства связи и рыночного производства является препятствием в решении практических вопросов повышения эффективности капитальных вложений в развитие отраслевой экономики, поскольку при обосновании эффективности учитывается лишь внутриинформационный эффект.

А телекоммуникационные услуги связи - одна из наиболее перспективных подотраслей экономики. Однако ее развитие идет все еще медленными темпами. Причина в том, что окупаемость капиталовложений в отрасль происходит за 15-18 лет. Из-за этого не в полной мере удовлетворяются потребности населения. В России, например, в очереди на получение телефонных номеров сегодня стоят миллионы людей, в т.ч. десятки тысяч в регионе.

В системе информатизации можно выделить следующие е элементы: магистральные (для обслуживания крупных зон страны); региональные (внутри региона); локальные (для связи цехов, отделов внутри производственной ячейки). На развитие ее влияют состояние социальной инфраструктуры в сельской местности, производственной сферы на селе и в городах СКФО.

Для нормального функционирования жизненно важных для Дагестана телекоммуникаций и информатизационной сферы закупаются передовые технологии, устанавливается современное оборудование, благодаря чему в системе маркетинга отрасли происходят существенные рыночные преобразования. С 1999 г. в республике действует сеть Интернет. На первом этапе ею было охвачено семь городов Дагестана, стали предоставляться услуги доступа к информации через организованный спутниковый канал. Формируется единое устойчивое информационное пространство.

В 2012 г. населению Республики Дагестан было оказано платных услуг на 76536,6 млн. рублей (Табл. 1), что в сопоставимых ценах на 0,1% больше соответствующего периода предыдущего года. Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения в январе-декабре 2012 г. составил 14,4%, за соответствующий период 2011 года - 15,2%.

Из общего объема платных услуг крупными и средними организациями оказано услуг на 33316,5 млн. рублей, что составляет 43,5%; за соответствующий период предыдущего года, соответственно - 32584,9 млн. рублей или 45,4%. В 2012 г. в структуре объема платных услуг населению 90,8% приходилось на услуги транспорта, коммунальные, связи, бытовые, медицинские, туристические и системы образования (Табл. 2). Из общего объема бытовых услуг в январе-декабре 2012 года крупными и средними организациями оказано услуг на 202,2 млн. рублей, что составляет 2,4%, за соответствующий период предыдущего года, соответственно -119,5 млн. рублей или 1,7 %.

В структуре объема бытовых услуг 92,2 % приходилось на долю восьми видов услуг: по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования; парикмахерских; по ремонту и строительству жилья и других построек; по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовление металлоизделий; прокату; по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; ремонту, окраске и пошиву обуви; изготовление и ремонт мебели.

Доходы от услуг связи за первый квартал 2013 года по РД составили 2432,2 млн.рублей и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, в сопоставимой оценке, выросли на 5,4% (см. табл. 3).

Создание новых интеграционных направлений услуг информатизации способствует появлению новых рабочих мест, что очень важно для такого трудоизбыточного региона, как Дагестан. Этот процесс идет сложно и противоречиво, без четко скоординированной государственной политики. Однако с превращением информатизации в один из важнейших ресурсов социально-экономического развития роль информатизации и связи и ее воздействие на экономику региона неизбежно будут возрастать. Информационное обеспечение Дагестана уже значительно улучшилось с вводом в действие в Махачкале новой цифровой коммуникационной системы южнокорейской фирмы «Самсунг». Это открыло большие возможности для становления рыночной экономики республики, предоставления населению новых видов услуг.

Наиболее значимыми в структуре услуг связи в республике являются Дагфилиал (ДФ) ОАО «Ростелеком», управление Федеральной почтовой связи и управление Госсвязьнадзора. На их долю приходится значительная часть услуг всех предприятий отрасли. Сейчас в республике действует около 150 тыс. телефонных и свыше 73 тыс. радиоточек. Введенные в действие новые АТС позволили повысить телефонную плотность почти на 102 в городах и 26 телефонов в селах на каждые 1000 человек. Конечно, это

Таблица 1. Динамика объема платных услуг населению региона

Млн. рублей В % к

соответствующему периоду предыдущего года предыдущему периоду

2011 г.

1 квартал 13733.1 113,4 -

][ квартал 17463,1 110,0 124,2

Январь- июнь 31196,3 110,3 -

III квартал 20751,5 118,3 110,3

Январь-сентябрь 51947,8 109,0 -

IV квартал 19757,1 111,4 94.7

Январь-декабрь 71705,0 108,9 -

2012 г.

I квартал 13648,9 93,7 -

II квартал 15673,7 86,9 113,1

Январь- нюнь 29322,6 88,9 -

111 квартал 19762,2 88,3 120,3

Январь-сентябрь 49084,8 88,7 -

IV квартал 27451,8 128,1 137,4

Январь-декабрь 76536,6 100,1 -

Таблица 2. Платные услуги инфраструктуры связи в структуре платных услуг региона в 2012 г.

Декабрь 2012 г. Январь-декабрь 2012 г. млн. рублей Январь- декабрь 2012 г. в % к январю* декабрю 2011 г. Январь-декабрь 2012 г. в % к итогу

млн. рублей в%к

декабрю 2011 г. ноябрю 2012 г.

Всег о оказано услуг насе-

лению 10383.3 151,7 106,8 76536,6 100,1 100

в том числе:

инфраструктура связи 952,4 108,9 96,6 10988,0 96,2 14,4

бытовые услуги 1072,9 110,8 106,3 8316.7 108,2 10,9

транспортн ые 4137,0 в1,8р 103,9 24822,9 80,5 32,4

жилищные 175,8 84,5 113.3 989,4 141,3 1,3

коммунальные 1604,7 в1,9р 111,7 12)52,3 139,3 15,9

культуры 101,1 121,1 в1,бр 633,3 109,2 0,8

туристические 473,8 в1,6р 97,6 4483.6 88,1 5,9

гостиниц и аналогичных

мест размещения 38,7 в1,8р 90,6 336,6 131,9 0,5

физической культуры и

спорта 393,1 128,0 121,9 2593,3 104,7 3,4

медицинские 561,6 101,3 95,2 4598,4 108,1 6,0

сан атор и о-оздоро виге л ь н ые 12,9 69,8 100,7 180,4 129,8 0,2

ветеринарные 0,3 39,7 48,6 6,6 65,7 0,0

п рано во го характера 69,0 117,2 85,3 763,2 114,0 1,0

системы образования 431,1 136,7 133,2 4153,9 в!,7р 5,4

социальные услуги, предос-

тавляемые гражданам по-

жилого возраста и инвали-

дам 1,0 - - 30,7 - 0,0

прочие виды 357,9 в5,6р в!,6р 1487,3 в2,0р 1,9

Таблица 3. Доходы от услуг инфраструктуры связи

Доходы от услуг связи в том числе,

в% к оказанные населению

млн. рублей 1 кварталу 2012 г. итогу млн. рублей удельный вес в общем объеме услуг в% к итогу

Инфраструктура связи 2432,2 105,4 100,0 2011,8 82,7 100,0

в том числе:

почтовая и спецсвязь 79,4 99,7 3,3 33,8 42,6 1,7

междугородная, внутризо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

новая и международная телефонная связь 20,3 83,5 0,8 3,4 16,7 0,2

местная телефонная связь

в городской местности 36,0 89.8 1,5 15,2 42,2 0,7

местная телефонная связь в

сельской местности 4,9 111,4 0,2 1,1 22,4 0,!

от соединений, предостав-

ленных с использованием

всех типов таксофонов 0,1 33,3 - 0,1 100,0 -

документальная электросвязь 70,2 193,4 2,9 15,3 21,8 0,8

радиосвязь, радиовещание,

телевидение, спутниковая связь 36,9 109,2 1,5 0,7 1,9 _

проводное вещание 0,1 100,0 - 0,1 100,0 -

подвижная электросвязь 2100,8 104.6 86.4 1942,1 92,4 96,5

от услуг присоединения и пропуска трафика 83,5 104,4 3,4 „ _ _

еще не высокий показатель, если учесть, что в развитых странах на каждые сто семей приходится 80-85 стационарных телефонов. Дагфилиал ОАО «Ростелеком» проводят резервирование основных магистральных каналов инфраструктуры связи, в первую очередь транзитных узлов коммутации, обеспечивающих систему передачи данных ГАС в период государственной важности. В структурных подразделениях филиала устанавливают резервное оборудование и автономные источники электроснабжения и др.

В ходе реализации основных направлений развития сельской телефонной связи сформирована устойчивая транспортная телефонная сеть общей протяженностью около 1,34 тыс. км емкостью свыше 397 тыс. каналокилометров, установлены цифровые АТС общей монтированной емкостью около 9,0 тыс. номеров с возможностью расширения до нескольких сот тысяч номеров. Большие перспективы использования цифрового оборудования, установленного в сельской местности, имеются пока только в Дагестане.

Сегодня на дагестанском телекоммуникационном рынке представлены и востребованы все средства современной информатизации и связи: стационарная, различные виды мобильной телефонной связи, системы радиовызова, а также интернет-услуги, более 40% используемого ДФ ОАО «Ростелеком» оборудования - цифровое.

Создание надежных систем передачи информации в условиях социально-экономического развития региона вызывает необходимость разработки новых технологий, изготовления и внедрения кабелей связи, способных передавать сигналы с требуемым качеством. Отставание в оснащении компьютерной техникой и внедрения информатизационных технологий в социально-экономической сфере региона приводит к быстрому старению, существенному распылению, а следовательно, и к неоправданным усилиям по поиску и восстановлению информации. При этом ослабевают научные, производственные информационные связи. А некомпьютеризованное представление информации, связанной с экологией, снижает действенность и результативность принимаемых решений, не гарантирует должного уровня эффективности научно-производственных исследований региона.

Целесообразно развивать сети прогрессивной коммуникации, существенно увеличивать емкости информатизационного и телефонного хозяйства. Решение этой важной социальной задачи возможно лишь при сочетании нового строительства с комплексной реконструкцией и техническим перевооружением магистральной, внутризоновой и местной сети. При этом должны быть учтены качественно новые направления развития электросвязи, внедрены оптические линии связи и средства современной вычислительной техники.

Но и для этого потребуются немалые средства, ибо связь -одна из наиболее капиталоемких подотраслей экономики. Объем капиталовложений, направляемых на ее развитие, должен быть про-

порционален инвестициям, вкладываемым в развитие машиностроительного и других производств, выпускающих прогрессивные виды оборудования и приборы, кабели и иные средства системы связи.

Основой решения перечисленных проблем являются компьютеризация и на этой базе - информатизация. Только использование современных средств обработки информации, выход на российские банки данных, повышение уровня образованности населения позволят воспитать качественно новый тип работника, способного решать многообразные социальные и экономические задачи нашей республики.

В настоящее время обозначились основные направления государственной политики по формированию и развитию информационного сектора экономики. Прежде всего, это внедрение информационных технологий в производство, сферу услуг, управление, культуру, науку и образование. Разработка и последующая реализация стратегии информационного развития позволят России стать одним из лидеров мирового рынка информационных технологий. Например, ДФ ОАО «Ростелеком» предоставило возможность гражданам республики использовать код набора более чем по 100 направлениям России, ближнего и дальнего зарубежья. Развивается радиосвязь с подвижными объектами. В структуре этого вида услуг на сотовую связь приходится значительная часть.

В республике стремительно развивается сеть мобильной связи. Появилось ряд новых оператора мобильных систем связи: Мегафон, Би-лайн, МТС, Скай Линк и др. Они предоставляют услуги сотовой связи в стандарте GSM и обеспечивают возможность расширения предоставления потребителям качественной мобильной связи. Кроме того, за счет развития конкуренции снизились тарифы на этот вид услуг, значительно расширилась зона охвата территории республики мобильными системами связи, увеличилось число абонентов беспроводной связи.

Таблица 4. Параметры тарифов на услуги инфраструктуры связи для юридических лиц за 2011-2012 гг. на конец периода, в процентах

Всего В том числе

почтовая связь городская телефонная беспроводная связь

связь

к предыду- к декабрю к предыду- к декабрю к предыду- к декабрю к предыду- к декабрю

щему пе- предыдуще- щему пе- предыдуще- щему пе- предыдуще- щему предыдуще-

риоду го года риоду го года риоду го года периоду го года

2011 г.

I квартал 101,8 101,8 106,8 106,8 110,1 110,1 100,0 100,0

И квартал 100,0 101,8 100,0 106,8 100,0 110,1 100,0 100,0

III квартал 100,0 101,8 100,0 106,8 100,0 110,1 100,0 100,0

Декабрь 100,0 101,5 100,0 106,8 100,0 107,0 100,0 100,0

iV квартал 99,7 101,5 100,0 106,8 2012 г. 97,2 107,0 100,0 100,0

I квартал 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

И квартал 101,1 101,1 106,5 106,5 106,8 106,8 100,0 100,0

III квартал 100,0 101,1 100,0 106,5 100,0 106,8 100,0 100,0

Декабрь 100,0 101,1 100,0 106,5 100,0 106,8 100,0 100,0

IV квартал 100,0 101,1 100,0 106,5 100,0 106,8 100,0 100,0

Индексы тарифов на услуги информатизационной инфраструктуры связи для юридических лиц в декабре 2012 года на конец периода, в

% к декабрю 2011 г.

Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц по РД в декабре 2012 года составил 100% (по России - 100%). За период с начала года индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц тарифы составил 101,1% (табл. 4) (по России - 103,1%), что на 0,4 процентного пункта ниже аналогичного периода предыдущего года.

Повышению услуг информатизации и связи, их качества и надежности способствовал ввод в эксплуатацию волоконно-оптической магистральной линии связи Тихорецк-Ставрополь-Махачкала. Утверждена комплексная программа развития электро- и радиосвязи в Республике Дагестан.

Между тем давно назрела необходимость в региональной информационной системе обработки и систематизации информации о состоянии окружающей среды, природно-ресурсного потенциала и природоохранных мероприятий. В первую очередь надо уделить внимание решению таких задач, как формирование банка данных о состоянии природной среды в народнохозяйственном комплексе, ведении кадастров о состоянии окружающей среды, прогноз экологических ситуаций в регионе и на сопредельных территориях.

Повышение эффективности информатизационного обеспечения социально-экономического развития республики позволит избежать потерь продукции, например, аграрного сектора экономики. Анализ подтверждает большие возможности создания системы информатизационно-консультационного обслуживания народнохозяйственных объектов и фермерских хозяйств. Такая система, включающая в себя отраслевые центры и соответствующие подразделения в органах управления сельским хозяйством, помогает в освоении достижений науки и техники, а также в обучении кадров по перспективным информационным направлениям.

Многое в решении данной проблемы зависит от регулирования деятельности совместных предприятий (СП), таких, к примеру, как «Дагестанская сотовая связь». Это наиболее эффективная форма сотрудничества, однако в течение ряда лет законодательство в отношении СП многократно менялось. Критике подвергались процентная доля участников-партнеров СП, ставки налогов с прибыли, распределение управленческих функций и т.д. В настоящее время законодательство в отношении совместных предприятий стало более благоприятным: упрощен процесс их создания, предоставлены дополнительные налоговые льготы.

Современные системы информатизации и связи региона могут стать основой социально-экономического развития во всех областях государственной деятельности, бизнесе и финансовой сфере. Однако трудное финансовое положение сдерживает их развитие. В сельской местности телефонная связь, телеграф и проводное радиовещание убыточны. Восполнение потерь идет за счет пропуска междугородного и международного графика. Тарифы на установку телефона и ежемесячная абонентская плата пока не окупаются затратами на строительство одного номера и обслуживание одной линии. Потери доходов

происходят из-за предоставления услуг связи льготным категориям граждан. Социально-экономическая ситуация усугубляется большой дебиторской задолженностью предприятий и организаций.

Сравнительные данные объема платных услуг населению субъектов Северо-Кавказского федерального округа приведены в таблице 5.

Объем платных услуг населению региона отражает объем потребления населением различных видов услуг, оказанных резидентами российской экономики. В объеме платных услуг населению учитывается экспорт услуг и не учитывается их импорт. Статистически данный показатель измеряется суммой денежных средств, уплаченных потребителем за оказанную ему услугу. При этом оплата может производиться как самим потребителем, так и организацией, в которой работает данный потребитель, полностью или частично компенсирующей или оплачивающей расходы по потреблению им услуги. Этот показатель формируется на основании данных форм федерального государственного статистического наблюдения и экспертной оценки скрытой и неформальной деятельности на рынке услуг по утвержденной методике. Данные об объеме платных услуг населению в распределении по видам приведены в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению с учетом внесенных в него в установленном порядке изменений.

Формирование качественных информатизационных сетей позволяет предпринимателям достигать значительной экономии производственных ресурсов. Так, по данным опросов предпринимателей Дагестана, стоимость передачи и обработки информации в результате использования сетей связи сократилась в 35-40 раз. Это было достигнуто благодаря снижению расходов на рабочую силу, обслуживающую обмен информацией, более эффективному использованию имеющейся информатизационной техники.

Развитие предпринимательской структуры предполагается финансирование инвестиционных проектов в таких приоритетных отраслях, как: аграрно-промышленный комплекс, промышленное производство, строительная индустрия, информатизационный ресурс и средства связи и инфраструктурные услуги. Следовательно, предпринимательство в системе маркетинговых структур относится к числу приоритетных направлений развития экономики инфраструктуры связи региона.

Анализ опыта социальной инфраструктуры показывает что, там, где развивается предпринимательский бизнес, там меньше бедных и ниже показатели смертности - таковы результаты сравнительного сегмента предпринимательства. При дальнейшем развитии этого бизнеса будет расти средний класс и тогда не будет никаких иждивенческих настроений. Таким образом, будет развиваться инициатива, а граждане, в частности, население региона будут все больше брать ответственности на себя за результаты своего практического труда.

Таблица 5. Сравнительные параметры платных услуг регионов СКФО в 2012 г.

Всего, Индекс

млн. рублей физического объема, в%к январю-декабрю 2011г.

Республика Дагестан 76536,6 100,1

Республика Ингушетия 8335,7 101,3

Кабардино-Балкарская Республика 18849,0 106,4

Карач ае во-Ч еркесская Республика 9810,8 106,0

Республика Северная Осетия-Алания 19865,3 96,2

Чеченская Республика 15225,8 122,5

Ставропольский край 99306,0 116,3

Сдерживающими факторами развития информатизационной инфраструктуры экономики и бизнеса в регионах являются: ограниченность доступа субъектов предпринимательства к финансовым ресурсам из-за требования кредитными учреждениями залоговых гарантий; неразвитость механизма микрокредитования бизнеса, а также таких финансовых технологий, как лизинг, кредитные кооперативы. Важно учитывать и такие проблемы, как: административные барьеры; низкий уровень информационного и консультационно-методического обеспечения деятельности субъектов бизнеса, что является причиной недостаточного уровня развития предпринимательства. В сфере транспортной инфраструктуры он вообще не соответствует современным требованиям, из-за этого существенно ухудшаются практика использования концепции маркетинга, показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта, растут транспортные издержки народного хозяйства. Поэтому в современных условиях функционирования рынка очень важными для развития предпринимательства являются: производственно-техноло ги ческая кооперация субъектов бизнеса с крупным производством; малое инновационное предпринимательство; создание условий для их качественного функционирования.

Длительное варемя создание технологических резервов в социальной сфере региона считалось неэффективным, поскольку ухудшалось использование имеющихся производственных фондов, снижалась фондоотдача инфраструктуры связи. Это привело к тому, что недостаточно выделялось капитальных вложений на развитие социальной инфраструктуры, а прирост отрасли осваивался за счет имевшихся резервов, которые были в основном исчерпаны, в резуль-

тате чего, а также вследствие неудовлетворительного использования технических средств инфраструктуры ухудшилось качество инфор-матизационного обслуживания отраслей экономики региона.

В условиях формирования гражданского общества информатизация представляет огромную ценность, так как на ее основе принимаются оптимальные управленческие решения. Для того чтобы собрать информацию, аналитически обработать и выработать предложения по организации функционирования, предприятия и организации используют информатизационные технологии. Создание и внедрение современной системы обработки и передачи информации в сфере маркетинга для обслуживания рыночной экономики дагестанских связистов - единственный путь перехода к экономическим методам управления.

Для перспективного и устойчивого развития отрасли и формирование единого рынка услуг желательно прежде всего - разработать программу комплексного развития всех новых видов производственно-информатизационной инфраструктуры в условиях рыночного регулирования экономики Дагестана, Северо-Кавказского федерального округа. Следует обеспечить развитие инфраструктуры связи в сельской местности, повышение уровня жизни крестьян в регионе (решить проблему создания сельской системы инфраструктуры). Ввести льготные тарифы на агропромышленном комплексе, создать новую систему управления инфраструктуры связи в АПК с учетом государственной поддержки развития её составляющих. Таким образом, взаимосвязанное и комплексное решение поставленных вопросов позволит обеспечить более устойчивое функционирование и модернизация производственно-информатизационную систему инфраструктуры в развитии экономики региона.

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ, КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ЭФФЕКТОВ В КРУПНОМ ХОЛДИНГЕ (на примере холдинга «РЖД»)

Конотопов М.Н., д.т.н., профессор, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Савин М.Г., аспирант Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), savinmiron@gmail.

com

Рассмотрена текущая модель финансового управления в крупном транспортном холдинге, определены основные причины снижения предпринимательских эффектов, представлены предложения по модификации действующей модели финансового управления путем создания внутрихолдингового расчетного центра.

Ключевые слова: предпринимательские эффекты, финансовая система управления, внутрихолдинговый расчетный центр, взаимные обязательства, политика заимствований.

CENTRALISATION FINANCIAL MANAGEMENT AS A TOOL FOR ACHIEVING

POSITIVE EFFECTS OF ENTERPRISE IN A LARGE HOLDING (for example, the

holding company «Russian Railways»)

Konotopov M., Doctor of Engineering Science, Professor, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Savin M., the post-graduate student, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI),

[email protected]

We consider the current model of financial management in a large vehicle holding, identified the main reasons for the decline of business effects, presented proposals to modify the existing model of financial management through the creation of the intercompany billing center

Keywords: business effects, the financial management system, intercompany billing center, and mutual obligations, the policy of borrowing.

В настоящее время холдинг «Российские железные дороги» находится на этапе формирования новой модели рынка железнодорожных перевозок, характерными особенностями которой являются: диверсификация деятельности ОАО «РЖД», вхождение на новые рынки и разработка новых продуктов, рост количества международных и трансевразийских проектов.

В конце 2012 года завершился процесс организационного обособления участников рынка железнодорожных перевозок. В несколько раз увеличилось количество независимых участников рынка, выросла конкуренция в ключевых видах бизнеса холдинга «РЖД». Из крупных сегментов бизнесаОАО «РЖД» были сформированы самостоятельные дочерние общества в области операторской и логистической деятельности, перевозок пассажиров, ремонтов и обслуживания подвижного состава.

Произошедшие события потребовали пересмотра действующей модели управления и перехода от управления только компанией к управлению холдингом в целом как набором бизнес-единиц, что при определенных условиях позволяет получить дополнительные предпринимательские эффекты за счет создания централизованной системы управления денежными потоками.

Взаимоотношения между предприятиями внутри холдинга «РЖД» и его внешними контрагентами очень разветвлены. Денежные средства должны пройти через десятки счетов, чтобы завершился полный цикл расчетов. Обслуживание такой цепочки занимает много дней, и все это время финансовые средства находятся не в производственной, а в банковской сфере. Это приводит к ощутимым издержкам при осуществлении финансовых операций и снижению предпринимательской эффективности всего холдинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.