Научная статья на тему 'Состояние и проблемы развития трудовых отношений в социальной сфере'

Состояние и проблемы развития трудовых отношений в социальной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и проблемы развития трудовых отношений в социальной сфере»

ГАСАНОВ М.А., АБДУРАХМАНОВА Л.Г.

Состояние и проблемы развития трудовых отношений

в социальной сфере

На современном этапе рыночных отношений особое значение приобретают проблемы развития социальной сферы как важной составляющей экономики страны. Решение этих задач предполагает осуществление неотложных мер по улучшению функционирования всех видов сферы услуг, связанной с реализацией приоритетных направлений экономического и социального развития России и её регионов в условиях становления рынка, обеспечивающего условия для дальнейшего наращивания экономического потенциала, роста эффективности производства, повышения качества работы.

Данная проблематика пока ещё недостаточно исследована зарубежными и отечественными учеными, слабо отражена в экономической литературе как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Этим обусловлены актуальность и необходимость проведения исследований по вопросам выявления роли и значения социальной инфраструктуры как отрасли экономики, особенностей её функционирования на современном этапе и перспектив развития с учётом требований экономической эффективности.

Проведение структурных социальных преобразований в инфраструктурной системе диктует необходимость исследования методологических основ управления повышением их эффективности применительно к инфраструктурному комплексу сферы услуг. При этом вопросы реформирования данной сферы необходимо рассматривать как объективную необходимость её эффективного функционирования, а сам процесс структурных преобразований - с учетом специфики оптимального управления сферой услуг.

На наш взгляд, научный интерес представляет проведенный анализ современного состояния социальной составляющих инфраструктуры сферы услуг и определение направлений их развития, а также выявление их роли в стабилизации и подъёме экономики региона на примере Республики Дагестан. Сведения о социальной сфере платных услугах приведены в таблице 1.

Выполненный анализ показывает, что в 2008 г. населению было оказано платных услуг на 43358,5 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 16,0% больше соответствующего периода предыдущего года.

Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения в январе-декабре 2008 г. составил 15,3%, за соответствующий период 2007 года - 17,4%.

Из общего объема платных услуг крупными и средними организациями оказано услуг на 12782,6 млн.рублей, что составляет 29,5% за соответствующий период предыдущего года - соответственно 11688,1 млн.рублей или 34,8%.

В январе-декабре 2008 г. в РД в структуре объема платных услуг населению 84,8% приходилось на услуги транспорта, связи, жилищно-коммунальные, туристические и бытовые (табл. 1).

В результате проведенного анализа состояния и перспектив развития трудовых отношений в социальной сфере можно сделать вывод о наличии отставания развития материально-технической базы социальной инфраструктуры от потребностей экономики, о непропорциональности функционирования её отраслей, о дифференциации уровней развития объектов социальной сферы в разрезе муниципальных образований Дагестана и Южного федерального округа.

Следует отметить важную роль инфраструктуры в развитии сферы услуг, а также информатизации и средств связи как приоритетов устойчивого функционирования инфраструктуры сферы услуг региона, влияние информатизационного ресурса на эффективность деятельности инфраструктуры сферы услуг в условиях развития рыночных отношений.

Комплексное развитие всех составляющих социальной сферы в стратегии экономического развития Российской Федерации и её регионов связано с необходимостью проведения тех научных исследований, которые бы обеспечивали эффективность деятельностисоциального комплекса. Для реализации этой задачи необходимы разработка и выполнение региональных программ развития всей инфраструктурной системы с целью ускорения рыночных преобразований в различных видах инфраструктуры, в том числе и в сфере услуг, создания благоприятного климата для развития бизнеса, экспорта инфраструктурных услуг, обеспечения социально-экономических связей на рынке услуг.

Таблица 1

Объем платных услуг населению по видам РД_

Декабрь 2008 г. Январь- Январь- Январь-

млн. в % к декабрь декабрь декабрь

рублей декабрю ноябрю 2008 г. 2008 г. в % 2008 г.

2007 г. 2008 г. млн. рублей к январю-декабрю 2007 г. в % к итогу

Всего оказано услуг

населению 5268 127,8 113,7 43358,5 116,0 100,0

в том числе:

бытовые 984,8 138,3 118,4 4708,7 103,9 10,9

транспортные 1197,7 88,8 96,4 12488,7 110,8 28,8

связи 1176,5 153,7 149,2 8597,4 100,5 19,8

жилищные 45,4 в 2,2 р 135,1 335,7 115,1 0,8

коммунальные 264,5 76,8 124,4 3349,3 103,4 7,7

культуры 19,6 22,8 116,7 199,9 114,9 0,5

туристические 695,0 в 2,5 р 97,3 7284,2 в 2,1 р 16,8

гостиниц 19,3 85,6 в 2,0 р. 141,1 99,9 0,3

физкультуры и спорта 405,3 177,6 102,6 2286,8 102,4 5,3

медицинские 67,0 85,0 107,7 739,9 126,5 1,7

санаторно-оздоровительные 8,1 103,5 171,9 100,2 101,5 0,2

ветеринарные 0,3 88,5 145,8 3,2 95,2 0,0

правового характера 87,4 в 2,4 р 114,2 650,6 157,0 1,5

образования 163,9 134,6 118,9 1279,5 104,9 2,9

прочие виды 134,0 163,7 126,2 1193,3 136,6 2,8

Определяя приоритетные направления реструктуризации социальной составляющих инфраструктуры, следует учитывать роль государственного регулирования управления развитием инфраструктуры сферы услуг, рассматривая вопросы её развития и организации как важнейший фактор управления повышением эффективности структурных преобразований в данной сфере. В связи с этим нами проведен анализ особенностей организационной деятельности предприятий сферы услуг в условиях развивающегося рынка, изучены вопросы их формирования и организации, исследовано влияние на повышение эффективности управления предприятием сферы услуг. Ценным представляется исследование методических основ формирования системы мероприятий по проведению преобразований и структуре организационной системы управления предприятием сферы услуг.

Вопросы совершенствования методологических основ формирования эффективной организационной структуры управления предприятия социальной сферы, особенности управления реструктуризацией предприятия сферы услуг в условиях развивающегося рынка и определение направлений совершенствования организационной структуры управления и развития трудовых отношений в социальной сфере на современном этапе хозяйствования требуют особого внимания.

Это обусловлено важностью проводимых в стране экономических реформ, особенностями функционирования инфраструктурного комплекса в сфере услуг, необходимостью сохранения инфраструктурных объектов жизнеобеспечения в государственной собственности и государственного регулирования в сфере инфраструктурной деятельности, а также приоритетностью развития социальной сферы, её ролью в решении социальных задач, поскольку на их реализацию потребуется вложение инвестиций, которые должны осуществляться с учетом требований экономической эффективности и целесообразности.

В условиях рыночных отношений особое значение придается структурным преобразованиям трудовых отношений в социальной системе, результативности её функционирования. В связи с этим возникает необходимость ускорения разработки законодательно-правовой базы, её усовершенствования в соответствии с новыми хозяйственными условиями эффективного механизма и структуры управления социальным комплексом сферы услуг.

В настоящее время социальные преобразования в инфраструктурной системе могут принести значительный эффект лишь благодаря формированию эффективного механизма управления системой при условии повышения технического уровня данной отрасли, обновления материальной базы всех составляющих социальной инфраструктуры.

Ещё раз отметим, что для реализации приоритетных направлений развития инфраструктурного комплекса сферы услуг необходимо проведение целесообразной инвестиционной политики, которая предусматривает участие государства в финансировании тех социально-инфраструктурных объектов, которые имеют государственную значимость. При этом важную роль играет и повышение инвестиционных возможностей за счет самих предприятий и объектов, частных инвесторов, а также учёт геоэкономического потенциала в стратегии социального развития региона.

Установлено, что многие проблемы развития трудовых отношений социального комплекса и сферы услуг могут быть решены путем совершенствования организации управления его объектами, что очень важно для всех уровней хозяйственной иерархии, но особенно на региональном уровне, где реально происходит стыковка народнохозяйственных и локальных интересов.

Одним из факторов, способствующих совершенствованию социальной инфраструктуры, являются комплексность, переход к взаимосвязанной системе прогнозных расчетов как основы и инструмента разработки и реализации программы развития социального комплекса. Дальнейшее существование этой отрасли экономики зависит от того, насколько быстро будут приняты меры для обеспечения условий ее устойчивого развития.

Совершенствование организации управления социальной сферы предполагает более широкое использование положительного опыта экономики развитых стран в сфере услуг. В результате анализа установлено, что в промышленно развитых районах европейской части страны основная задача развития базы социальной инфраструктуры и сферы услуг заключается в повышении технического уровня существующей магистральной и местной инфраструктурной сети.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости увеличения объемов капвложений в развитие составляющих со-

циальной сферы развития трудовых отношений на территории Северного Кавказа для выравнивания уровней функционирования и обеспечения основными фондами всей инфраструктуры. Данные сравнительного анализа полезны региональным органам управления для разработки и реализации инвестиционных программ инфраструктуры с учетом интересов как производственной, так и социальной сфер экономики в условиях развития рыночных механизмов. Они важны для разработки основных положений концепции социально-экономического развития территориальных инфраструктурных подразделений региона на перспективу.

Организационно-техническое развитие инфраструктуры сферы услуг непременно потребует создания специального фонда для финансирования актуальных научных исследований и разработок государственной поддержки по развитию научного потенциала в регионе. При этом надо добиться, чтобы производственная и социальная инфраструктура работала как на внутрирегиональные нужды, так и на развитие всей экономики России.

Из-за невозможности решения ряда насущных вопросов инфраструктуры сферы услуг в рамках традиционных методов управления необходимы разработка и реализация региональных программ развития отдельных составляющих, экономики, комплексного развития всей инфраструктурной системы. С их реализацией связаны возможности сбалансированного развития различных видов инфраструктуры, оптимальное распределение ресурсов между ними, предотвращение «отраслевого лоббирования».

Кроме того это будет способствовать: ускорению рыночных преобразований в отраслях социальной сферы, созданию благоприятных условий для развития бизнеса, производства и экспорта инфраструктурных услуг; формированию и приоритетному развитию национальной социально-информатизационной инфраструктуры и обеспечению ее эффективного функционирования; эффективной интеграции региона в мировую инфраструктурную систему; содействию реализации экспортного потенциала национальной инфраструктуры сферы услуг, надежному и эффективному инфраструктурному обеспечению социально-экономических связей.

К основным образующим элементам системы управления предприятия сферы услуг можно отнести: структуру организации; механизм управления; процесс управления; развитие менеджмента и искусства управленческой деятельности. Таким образом, переход к рыночным формам хозяйствования, прежде всего, должен сопровождаться разработкой эффективных механизмов реализации перечисленных элементов современного менеджмента.

Основой управления процессом организации предприятия сферы услуг является хорошее знание руководством того, что могут и хотят работ-

ники предприятия. Этого можно достичь, проводя регулярные беседы по вопросам выполнения ими служебных обязанностей и условий их функционирования. Цели, суть и политика изменений должны быть хорошо продуманы и доведены до сведения всех участников. Процесс изменения должен включать следующие этапы: планирование, реализация, корректировка и адаптация.

Важнейшим инструментом в области социального развития являются государственные инвестиционные программы, которые выступают основным источником развития социальной инфраструктуры территорий Дагестана. В 2008 году в рамках Республиканской инвестиционной программы значительно увеличен объем бюджетных инвестиций, направляемых на строительство объектов социальной и инженерной сферы. Общий объем средств, выделенных на ее реализацию в 2008 году, составил более 5 млрд. руб., что на 60% больше объема 2007 года.

Проведенный научно-практический анализ показывает, что одной из приоритетных социальных задач является создание новых рабочих мест для жителей республики и уменьшение числа безработных. В 2008 году создано более 17 тысяч новых рабочих мест, одновременно сократилась численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения. Если по состоянию на 1 января 2008 года число безработных составляло 53,6 тысячи человек, то на начало 2009 года эта цифра составила 46,8 тысячи человек. Это говорит о том, что около 7 тысяч жителей, не имевших работу, в 2008 году нашли возможность зарабатывать.

В 2008 г. реально располагаемые денежные доходы населения выросли на 21%. При этом среднемесячная начисленная заработная плата одного работника составила по итогам 2008 года 7500 рублей, рост по сравнению с 2007 годом - 32%.

В самом общем случае под эффективной структурой управления будем понимать такую организационную структуру развития трудовых отношений социальной сфере, которая позволяет осуществлять оптимальное решение хозяйственных задач с минимальными затратами за счет: оптимального принятия управленческих решений; умения адаптироваться к изменяющимся внешним и внутренним условиям функционирования; избирательной обработки поступающей информации, которая сводится к переработке только той информации, которая относится к текущей решаемой задаче или к изменениям среды, требующим экстренного вмешательства со стороны системы управления; минимального, но достаточного числа руководящих кадров, достигаемого за счет минимально необходимого количества уровней управления и состава функциональных подразделений.

Для достижения положительных результатов развития трудовых отношений на предприятии, необходима активизация его внутренних возможностей, существенное изменение стратегии, реорганизация и создание эффективной системы управления, иначе говоря - его реформирование. Оно предполагает последовательные изменения, ведущие от старой формы хозяйствования к новой, соответствующей изменившимся социальным условиям. Без обеспечения комплексной программы реформирования убыточных предприятий, негативные тенденции в российской экономике не могут быть преодолены.

Реструктуризация предприятия сферы услуг должна начинаться с разработки стратегической концепции компании по определению цели ее развития. Этой общей концепции должна соответствовать стратегия, которую необходимо выработать, прежде всего для каждого подразделения, находящегося в составе предприятия сферы услуг. При этом важно установить степень взаимозависимости основных подразделений. Только после этого можно моделировать организационную структуру, наиболее подходящую для осуществления стратегии компании. Необходимо определить системы управления предприятием, людские ресурсы, сроки. Следует постоянно контролировать соответствие стратегии и организационной модели компании изменившимся условиям.

В настоящее время для различного рода предприятий сферы услуг наиболее эффективной является самоорганизующаяся сетевая организационная структура управления с использованием современных информационных технологий и локальных вычислительных систем для реализации элементов организации сетевых структур управления на уровне горизонтальных связей между подразделениями, участвующими в решении одной проблемы или управления одним подрядным проектом.

Те изменения, которые происходят в социальном развитии региона, способствуют переходу к устойчивому экономическому росту. Такая тенденция сложилась благодаря тому, что оживилось производство, растут кредиты, выделяемые реальному сектору экономики, упорядочиваются взаиморасчеты в денежной форме, а также растут налоговые поступления. Кроме того, необходимость повышения эффективности сферы услуг выдвинула задачу увеличения ВРП, уменьшается численность безработных, что наряду с другими позитивными факторами возлагает большие надежды на будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.