Научная статья на тему 'Маркетинг как основной фактор развития социальной сферы'

Маркетинг как основной фактор развития социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
130
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг как основной фактор развития социальной сферы»

Гаджиева П..Г., Гасанов М.А., Гаджиев Д.П.

Маркетинг как основной фактор развития социальной сферы

Практика использования концепции маркетинга подтверждает, что на этапе стабилизации и подъема экономики его применение расширяется во всех отраслях народнохозяйственного комплекса. При этом маркетинг рассматривается как необходимый инструмент управления деятельностью компаний, фирм, предприятий, учреждений и организаций.

В современных условиях рыночных отношений особое значение придаётся решению проблем развития социальной сферы как важной составляющей экономики страны. Предполагается осуществление неотложных мер по улучшению функционирования всех видов социальной инфраструктуры, в частности сферы услуг, связанной с реализацией приоритетных направлений социального развития России и её регионов, обеспечивающей условия для дальнейшего наращивания экономического потенциала, роста эффективности производства и повышения качества работы учреждений здравоохранения.

Структурные преобразования в социальной сфере обусловили необходимость маркетинговых исследований основ управления повышением их эффективности применительно к инфраструктурному комплексу системы здравоохранения. Это подтвердило правильность вывода о том, что вопросы реформирования социальной сферы необходимо рассматривать как объективную необходимость её эффективного функционирования, а сам процесс структурных преобразований - с учетом специфики оптимального управления лечебно-профилактическими учреждениями.

Научный интерес представляет проведенный на основе маркетинга анализ современного состояния социальной составляющей инфраструктуры сферы услуг и определение направлений её развития, а также выявление её роли в стабилизации и подъёме экономики региона на примере Республики Дагестан. Показатели социальной сферы и платных услуг приведены в таблице 1.

С учётом проведенного анализа состояния и перспектив развития социальной сферы с использованием маркетинга позволило сделать вывод о наличии отставания развития материально-технической базы, в том числе лечебных учреждений, о непропорциональности функционирования отрасли, о дифференциации уровней развития объектов социальной инфраструктуры в разрезе муниципальных образований Дагестана и Южного федерального округа, а также о том, что комплексное развитие всех составляющих сферы услуг в стратегии социального развития страны и её регионов связано с необходимостью проведения тех научных исследований, которые бы обеспечивали эффективность работы системы здравоохранения. Для реализации этой задачи необходимы разработка и выполнение региональных программ социального развития с целью ускорения рыночных преобразований в различных видах инфраструктуры, создания благоприятного климата для обеспечения социально-экономических связей на рынке услуг.

Реализуя приоритетные направления реструктуризации социальной составляющей инфраструктуры, следует учитывать роль государственного регулирования управления развитием социальной сферы, рассматривать вопросы её развития и организации как важнейший фактор управления повышением эффективности структурных преобразований в данной сфере, особенно применительно к лечебным учреждениям региона В связи с этим с использованием маркетинга нами проведен анализ особенностей организационной деятельности социальной сферы в условиях развивающегося рынка, изучены вопросы организации лечебных учреждений, исследовано влияние на повышение эффективности управления объектом социальной сферы. Ценными представляются маркетинговые исследования основ формирования системы мероприятий по проведению преобразований и структуре организационной системы медицинских услуг.

Совершенствование практики основ формирования эффективной организационной структуры управления объектами здравоохранения сферы услуг, учёт особенностей управления реструктуризацией предприятия сферы услуг в условиях развивающегося рынка и определение направлений совершенствования организационной структуры управления предприятия сферы услуг на современном этапе хозяйствования требует особого внимания органов государственной власти.

Таблица 1

Параметры социальной сферы, включая систему здравоохранения и платные услуги населению в Южном федеральном округе __ в 2006 году._

Объем платных услуг населению,в % к 2005 г. Реаль-е денеж-е доходы насел., в % к 2005 г. Среднемес. номинальная начисленная зарплата одного работника, руб. Безработные - тыс. чел. Потребность организаций в работниках на 1.01.2007 г., чел.

по данным обследований нас-я по проблемам занятости Зарегис-е в органах гос. службы занятости на 1 января 2007 г.

Южный федеральный округ 107,6 117,6 7272,4 2190,3 612,1 110055

Республика Адыгея 98,3 106,0 6350,7 27,7 9,5 3645

Республика Дагестан 122,2 139,3 4884,4 269,1 55,5 560

Республика Ингушетия 295,3 107,3 6720,2 77,6 46,6 73

Кабардино-Балкарская Республика 102,9 119,5 5862,0 91,6 32,9 1874

Республика Калмыкия 111,1 124,5 5626,6 23,8 5,6 352

Карачаево-Черкесская Республика 109,4 120,2 6051,8 38,5 6,2 497

Республика Северная Осетия -Алания 104,8 119,0 5893,8 26,3 12,4 952

Чеченская Рес- 8078,0 307,6 322,0 0

публика

Краснодарский край 107,8 116,8 8065,2 181,6 19,6 35645

Ставропольский край 99,2 117,7 6844,1 116,2 34,3 12823

Астраханская область 106,4 112,3 8193,0 42,5 13,6 3065

Волгоградская область 103,6 125,4 7679,4 116,5 22,5 20712

Ростовская область 109,3 104,4 7485,3 171,3 31,6 29857

Такой подход обусловлен важностью проводимых в стране социальных реформ, особенностями функционирования инфраструктурного комплекса в сфере услуг, необходимостью сохранения инфраструктурных объектов жизнеобеспечения в государственной собственности и государственного регулирования в сфере инфраструктурной деятельности, а также приоритетностью развития социальной сферы, её ролью в решении социальных задач, результативностью её функционирования. Следовательно необходимо ускорить разработку законодательно-правовой базы, её усовершенствование в соответствии с новыми хозяйственными условиями эффективного механизма и структуры управления инфраструктурным комплексом социальной сферы.

В целях реализации приоритетных направлений развития инфраструктурного комплекса социальной сферы необходимо проведение целесообразной инвестиционной политики, которая предусматривает участие государства в финансировании тех социально-инфраструктурных объектов лечебно-профилактического учреждения, которые имеют особую государственную значимость.

На основе маркетинговых исследований установлено, что благодаря реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» рождаемость в стране выросла на 8% и на треть снизилась естественная убыль населения. Закуплено и поставлено в медучреждения свыше 40 тысяч единиц диагностического оборудования, более 13 тысяч автомашин пополнили парк «скорой помощи». Программой «Родовой сертификат» охвачено более 92% рожениц, оплачена медицинская помощь для 1,3 млн. женщин, а также свыше 300 тыс. детей.

Дополнительную диспансеризацию и углубленные медицинские осмотры за два года прошли 10,6 млн. человек. В регионах страны построены и готовятся к открытию федеральные центры высоких медицинских технологий. Почти в 1,6 раза была повышена заработная плата для 690 тыс. медицинских работников первичного звена.

Приоритетом работы нацпроекта «Здоровье» на 2008-2010 гг. является уменьшение смертности от «управляемых причин» - в первую очередь от сердечно-сосудистых заболеваний и дорожно-транспортных происшествий. На профилактику и борьбу с болезнями сосудов и сердца будет направлено в ближайшие два года 8 млрд. рублей. Чтобы оперативно и эффективно оказывать помощь пострадавшим в ДТП, медучреждениям, расположенным вдоль семи главных федеральных трасс, намечается в приоритетном порядке поставлять новое оборудование.

В Республике Дагестан в настоящее время функционируют 44 центральных районных больницы на 4058 коек, 102 участковые больницы на 2000 коек, 175 врачебных амбулаторий и 1080 фельдшерско-акушерских пунктов. Специализированную медицинскую помощь жители республики получают в 10 городских и 28 республиканских лечебно-профилактических учреждениях.

В 2006 году введены в эксплуатацию следующие объекты здравоохранения: детский корпус Кизилюртовской межрайонной туберкулезной больницы н 40 коек, больничный корпус в сел. Гуниб на 30 коек, пристройка к главному корпусу РОСМП на 42 койки, поликлиника в сел. Цуриб Чародинского района на 80 посещений в смену, ФАП в сел. Герга Каякентского района, республиканская детская больница восстановительного лечения в Махачкале на 60 коек, детское отделение республиканского противотуберкулезного диспансера Махачкале на 30 коек, участковая больница в Мамедкале Дербентского района на 20 коек. Общая мощность введенных объектов здравоохранения в республике в 2006 году составила 222 койки и 105 посещений в смену.

Сформировавшийся уровень заболеваемости и болезненности за 2006 год по сравнению с 2005 годом показывает рост заболеваемости по болезням кровообращения, органов дыхания, злокачественным и эндокринным заболеваниям, патологии системы пищеварения, травмам, отравлениям. Улучшилась в республике работа по раннему выявлению и взятию на учет женщин с репродуктивной патологией.

Эпидемиологическая обстановка по инфекционным и паразитарным болезням (табл. 2) всё ещё остаётся сложной. Их число по сравнению с предыдущим годом возросло на 5%.

Заболеваемость населения отдельными инфекционными болезнями

Таблица 2

2006 г. 2006 г. в % к

2000 г. 2005 г.

Острые кишечные инфекции - всего 10547 117 105

в том числе:

бактериальная дизентерия 1471 85 86

острые кишечные инфекции, вызван-

ные установленными бактериальными, 2579 172 112

вирусными возбудителями

острые кишечные инфекции, вызван-

ные не установленными инфекцион- 6497 112 108

ными возбудителями

Инфекции, управляемые средствами вакцинопрофилактики

Краснуха 55 11 14

Вирусный гепатит 1399 31 72

Паротит эпидемический 30 10 77

Острые инфекции верхних дыхатель- 199402 109 110

ных путей, тыс.

Грипп, тыс. 2513 26 45

Туберкулез (впервые выявленный) 1472 81 98

Сифилис (впервые выявленный) 474 47 89

Гонорея 1389 86 81

Педикулез 834 57 101

Профилактике заболеваний способствует оздоровительный отдых, который прошли 2,1 тыс. детей в четырех санаториях Минздрава РД, а 6,7 тыс. человек отдыхали в санаториях-профилакториях учебных заведений и предприятий. В двух профсоюзных санаториях с мая по ноябрь 2006 года поправили свое здоровье 8,3 тыс. человек.

Во многих оздоровительных учреждениях проведены мероприятия по улучшению водопроводных и канализационных систем жилищно-коммунального сектора, установке локальных очистных сооружений, строительству новых спальных корпусов, медицинских блоков, столовых, что позволило улучшить санитарно-эпидемиологическую обстановку в лечебно-оздоровительных учреждениях.

В 2006 году в оздоровительных учреждениях провели лето 13% учащихся школ или 54,6 тыс. детей, из них 2,5 тыс. - за пределами республики. Из общей численности отдохнувших в лагерях 39,5% составляют дети из многодетных и неполных семей, 6,5% - дети безработных, 5,2Уо - дети-сироты и 3,0% - дети инвалиды.

Для развития отрасли здравоохранения в рамках реализации нацпроекта «Здоровье» необходимы: строительство и реконструкция учреждений и объектов здравоохранения; улучшение технического оснащения больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений с использованием современного медицинского оборудования, развитие материально-технической базы, особенно в сельской местности; совершенствование и развитие диагностической службы; оснащение центральных районных больниц, участковых больниц необходимым лечебно-диагностическим оборудованием; совершенствование механизма реализации территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи; стандартизация методик лечения большинства заболеваний; проведение структурных преобразований в системе здравоохранения с целью оптимизации сети лечебно-профилактических учреждений.

Предполагается к 2010 году довести обеспеченность больничными учреждениями до 81 койки на 10 тыс. человек, амбулаторно-поликлиническими учреждениями - до 157,3 посещения в смену на 10 тыс. человек.

В результате анализа установлено, что многие проблемы инфраструктурного комплекса здравоохранения в сфере услуг могут быть решены путем совершенствования управления его объектами, что очень важно для всех уровней хозяйственной иерархии, но особенно на региональном уровне, где реально происходит стыковка хозяйственных и локальных интересов медицины.

Одним из факторов, способствующих совершенствованию социальной инфраструктуры, являются комплексность лечебно-профилактических услуг, переход к взаимосвязанной системе прогнозных расчетов как основы и инструмента разработки и реализации программы развития сферы услуг. Дальнейшее существование этой подотрасли здравоохранения зависит от того, насколько быстро будут приняты меры для обеспечения условий ее устойчивого развития и доступности оказываемых населению медицинских услуг в сфере рыночных отношений

Прогнозировать развитие инфраструктуры с использованием концепции маркетинга следует комплексно, как единое целое, имеющее функционально-целевое назначение, с учетом функционирования всех составляющих инфраструктуры, особенно в области системы здравоохранения южного федерального округа.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости увеличения объемов вложений в развитие составляющих социальной сферы на территории Северного Кавказа для выравнивания уровней развития и обеспечения основными фондами всей инфраструктуры сферы услуг.

В Дагестане проводится техническое перевооружение учреждений здравоохранения, оснащение их современной диагностической аппаратурой, рентгеновской, наркозно-дыхательной, лабораторной, реанимационной техникой, аппаратами ультразвукового исследования, электрокардиографами и другим медицинским оборудованием. Все это позитивно сказывается на качестве и объемах оказываемой населению республики медицинской помощи и эффективности работы системы здравоохранения.

Важным для устойчивого функционирования здравоохранения республики является приоритетный национальный проект «Здоровье и демографическая политика», который позволяет значительно повысить объемы, улучшить качество и доступность оказываемой населению медицинской помощи.

В 2006 году в республику поступило медицинское оборудование на 405,5 млн.рублей и санитарный автотранспорт, медицинское оборудование. Общая стоимость медицинского оборудования, поступившего в 2007 году превысит 400 млн.рублей. Вместе с тем за последние годы сложилась достаточно сложная ситуация с получением учреждениями здравоохранения лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Следует отметить, что данные маркетинговых исследований социальной сферы полезны региональным органам управления ЮФО для разработки и реализации инвестиционных программ развития инфраструктуры с учетом интересов как производственной, так и социальной сфер экономики в условиях развития рыночных механизмов. Они важны для разработки основных положений концепции социального развития территориальных инфраструктурных подразделений лечебно-профилактических учреждений региона на перспективу. Это будет способствовать: ускорению рыночных преобразований в отраслях социальной сферы, созданию благоприятных условий для реализации нацпроекта «Здоровье», формированию и приоритетному развитию всей социальной инфраструктуры и обеспечению ее эффективного функционирования.

Реструктуризация предприятия сферы услуг должна начинаться с разработки стратегической концепции по определению цели ее развития. Этой общей концепции должна соответствовать стратегия, которую необходимо выработать, прежде всего для каждого подразделения, находящегося в составе предприятия сферы услуг системы здравоохранения. При этом важно установить степень взаимозависимости основных подразделений. Только после этого можно моделировать организационную структуру, наиболее подходящую для осуществления стратегии.

Как показывают маркетинговые исследования в сфере здравоохранения, те изменения, происходящие в социальном развитии региона, способствуют переходу к устойчивому развитию медицинских услуг. Благодаря оживлению производства, росту кредитов, выделяемых реальному сектору экономики, социальной сфере, увеличению налоговых поступлений, а также уменьшению численности безработных, что способствует улучшению качества и доступности оказываемых населению медицинских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.