Научная статья на тему 'Маркетинговый подход к совершенствованию организации управления здравоохранения в условиях рынка'

Маркетинговый подход к совершенствованию организации управления здравоохранения в условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговый подход к совершенствованию организации управления здравоохранения в условиях рынка»

Абасова Х.У.

Маркетинговый подход к совершенствованию организации управления здравоохранения в условиях рынка.

В 90-е годы 20-го столетия резко упала продолжительность жизни населения России, в том числе и в Республике Дагестан. Вследствие этого в регионе в числе главных приоритетов стратегии своего развития выделяют вопросы укрепления здоровья населения и развития здравоохранения. Система здравоохранения Дагестана имеет множество особенностей, существование которых связано как с географической спецификой, так и социально-историческим наследием: труднодоступность, отдаленность более 60% населенных пунктов, ветхое состояние и слабое техническое оснащение медицинских учреждений, отсутствие транспорта и современных технологий и т.д.

Несмотря на структурные преобразования в обществе, на стесненные финансовые возможности здравоохранению республики удалось сохранить на необходимом уровне объемы оказываемой медицинской помощи населению, а по некоторым показателям был достигнут существенный рост (см. табл. 1).

Тем не менее, следует отметить, что по некоторым направлениям состояние здоровья населения Республики Дагестан ухудшается, что связано с целым рядом причин. Количество бригад скорой помощи, обеспеченность медицинским персоналом, обеспеченность больничными койко-местами и т.д. по Дагестану отстают от общероссийских показателей в 1,5 раза, а от средних показателей по ЮФО - в 1,3 раза. Очень остро стоит вопрос об оснащении первичных звеньев здравоохранения диагностическим оборудованием.

Таблица 1.

Основные показатели здравоохранения Республики Дагестан

________________________(на конец года)*__________________________________________________________

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Численность врачей: всего, человек 9059 9252 9446 9773 10022 10062 10635

Численность среднего медицинского персонала: всего, человек 19380 19407 20601 21048 21615 21296 21839

Число больничных учреждений, единиц 188 196 198 198 200 206 201

Число больничных коек - всего, единиц 17546 17555 17805 17935 18261 18123 18488

Число врачебных амбулаторнополиклинических учреждений 409 418 422 419 422 426 170

Мощность врачебных амбулаторнополиклинических учреждений (число посещений в смену: всего, единиц) 29,0 28,6 28,6 28,8 30,5 30,5 31,3

Число женских консультаций, детских поликлиник, амбулаторий (самостоятельных) и число учреждений, имеющих женские консультации и детские отделения, единиц 462 444 406 417 428 469 209

Число коек для беременных женщин и рожениц, единиц 2012 1966 2040 2100 1964 1945 1940

Число фельдшерско-акушерских пунктов, единиц 1093 1093 1087 1082 1078 1077 1073

Все болезни, всего тыс. человек 1346,5 1532,4 2069,0 2078,0 2206,4 2256,8 2176,5

По данным Министерства здравоохранения РД

Состояние здоровья населения вызывает тревогу - от различных форм заболевания ежегодно умирает 15,5 тыс. человек, из них более 3,6 тыс. трудоспособного возраста. Сохраняется низкая продолжительность жизни, детская смертность, превышающая общие показатели по всей стране, запоздалая диагностика, высокая распространенность болезней, связанная с нездоровым образом жизни, сохранение высокой доли заболеваемости инфекциями, высокий уровень смертности в результате ДТП, уровень стрессовой нагрузки.

В подобной ситуации реализация национального проекта по здравоохранению является мощным ресурсом повышения качества жизни и здоровья граждан. Он позволит повысить качество, эффективность и доступность медицинской помощи, улучшить основные показатели здоровья населения, что увеличит продолжительность жизни дагестанцев. В 2006 году реализовывалось параллельно 9 целевых программ развития здравоохранения. На эти цели было выделено 68,2 млн. рублей. Но несмотря на это в целом ситуация остается сложной.

Одним из инструментов развития здравоохранения в регионе может и должна стать реализация комплекса оздоровительнопрофилактических, санитарных и лечебных услуг, лекарственных средств, изделий медико-терапевтического и реабилитационного назначения на основе совокупности организационно-экономических функций, связанных с:

- удовлетворением требований потребителей медицинских услуг связанных с реализацией комплекса оздоровительнопрофилактических, санитарных, лечебных и иных медицинских услуг;

- достижение конкурентных преимуществ в области предоставления медицинских услуг;

- завоевание доли рынка медицинских услуг;

- обеспечение положительной динамики (соотношение конечного результата и затрат) процессов предоставления медицинских услуг;

- привлечение новых потребителей услуг.

Все эти элементы в совокупности формируют систему маркетинга в здравоохранении, которую можно подразделить на следующие направления: оздоровительно-профилактическое, санитарно-гигиеническое, лечебно-профилактическое, обеспечение лекарственными средствами, изделиями терапевтического и реабилитационного назначения.

Изучение многочисленных мнений по сущности маркетинга в здравоохранении, позволило выявить наиболее приемлемое, на наш взгляд, определение. Маркетинговая деятельность в здравоохранении представляет собой систему изучения потребностей и спроса с целью организации производства и оказания оздоровительных услуг, ориентированных на удовлетворение нужд потребителей и обеспечение эффективных форм и методов сбыта и обслуживания. Суть медицинского маркетинга как специфической формы медицинской помощи в поле

рыночных отношений заключается в ценовой политике, продвижении медицинских услуг на рынке к пациенту (потребителю), деятельности по реализации этих услуг.

Помимо регионального уровня, маркетинг здравоохранения осуществляется на уровне ЛПУ (лечебно-профилактические учреждения):

1. Анализ внешней к ЛПУ среды.

2. Анализ перечня предоставляемых и планирование новых медицинских услуг.

3. Комплексный анализ категорий реальных и потенциальных потребителей оздоровительных услуг.

4. Обеспечение ценовой политики.

5. Определение методов "борьбы за потребителя".

6. Комплексное управление всеми аспектами маркетинговой деятельности.

Ценовая политика, существенный фактор как развития услуг в сфере здравоохранения, поэтому ее определение является одной из главных целей маркетингового исследования в этой области.

Существуют следующие факторы ценообразования в здравоохранении:

• внутренние (включают маркетинговые цели ЛПУ, размер затрат на предоставление медицинских услуг, учет особенностей организации деятельности и др.)

• внешние (включают анализ характера рынка и спроса, конкуренцию, тенденции развития экономики, деятельность правительственных и иных органов, учет социальных факторов.)

Для медицинских услуг применяются: монопольные цены (устанавливаются производителем); номинальные цены с учетом минимальной прибыльности и себестоимости; оптовые цены (для организаций отпускается большое количество товара со значительной скидкой); розничные цены (в магазине) с учетом допустимых наценок и выгоды продающей организации (продавца); рыночные цены (равные розничным) (определяются группой продающих субъектов с учетом общей выгоды); скользящие цены (устанавливаются с учетом различных условий); твердые цены (определяются государством, ассоциациями потребителей, договорами).

В общем функции маркетинга в здравоохранении представлены на рис. 1.

Рис. 1. Основные функции маркетинга в здравоохранении.

В Республике Дагестан успешному осуществлению реформ в здравоохранении может способствовать внедрение принципов маркетинга, экономических и социально-психологических методов в управлении учреждениями здравоохранения. Важным является замена роли организатора, которая была типичной в условиях централизованного управления, на роль менеджера-управленца.

Управление системой здравоохранения, обеспечение единого технологического процесса лечебно-профилактической деятельности, особенно в рамках системы обязательного медицинского страхования, на основе проведенных маркетинговых исследований с применением современных технологий в области маркетинга и менеджмента позволило бы более эффективно реализовать потенциал такого специфического товара как медицинские услуги.

А это в свою очередь позволило бы решить ряд проблем в области социальной защиты населения в Республике Дагестан, а именно: улучшение качества медицинского обслуживания, применение новых методов и инструментов в медицине, обновление устаревшего медицинского оборудования, увеличением числа научных разработок в этой сфере и активное внедрение их результатов на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.