Научная статья на тему 'Эффективность использования социального маркетинга в развитии экономики региона'

Эффективность использования социального маркетинга в развитии экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования социального маркетинга в развитии экономики региона»

Исмаилов М.И., Гасанов М.А., Гаджиев Д.П.

Эффективность использования социального маркетинга в развитии экономики региона.

Социальная сфера является приоритетным направлением научно-технического и социально-экономического прогресса, повышения эффективности производства, так как от неё зависят темпы и уровень материального развития. Успешное решение многих проблем определяется эффективностью механизма управления развитием всего инфраструктурного комплекса на основе маркетинговых исследований.

Устойчивое функционирование социальной сферы благоприятствует росту эффективности всей экономики региона, способствует сокращению потерь продукции в процессе ее движения по элементам инфраструктуры, рационализации технологии проведения работ, повышению мобильности производственных ресурсов и выявлению резервов роста хозяйственной деятельности предприятий на базе социального маркетинга.

Проведенный научно-практический анализ показал, что в ходе реализации национального приоритетного проекта «Здоровье» ситуация в сфере здравоохранения в рамках Северо-Кавказского федерального округа улучшилась, наметилась положительная динамика.

На заседании рабочей группы по реализации нацпроектов, посвященном итогам 2008 года и перспективам реализации нацпроекта «Здоровье» и демографической политики в регионах юга России отмечалось, что за два года реализации нацпроекта средняя продолжительность жизни населения по СКФО повысилась до 63,2 лет, а смертность снизилась с 13,2 чел. на 1000 жителей в 2005 году до 12,3 на 1000 чел. в 2007 году. Снизился уровень инфекционных заболеваний. В рамках нацпроекта средняя зарплата специалистов первичного звена медицинской помощи выросла от 2 до 3 раз. За счет поставки нового диагностического оборудования, автотранспорта снизился срок диагностического обследования, повысилось качество обслуживания. В Дагестане зарплата врачей скорой помощи в среднем составила более 15,0 тыс. рублей, средних медицинских работников - около 8600 рублей, фельдшеров и медсестер фельдшерско-акушерских пунктов - 7780 рублей. Кроме того, значительно укреплена материальная база первичного звена здравоохранения. За 2 года в республику поставлено диагностического оборудования на сумму свыше 810 млн.рублей и 370 единиц санитарного автотранспорта на 204 млн. рублей.

С переходом экономики на рыночные отношения улучшилась деятельность всех составляющих социальной сферы, в том числе инфраструктуры. Проведенный научно-практический анализ её состояния в структуре услуг и практики использования социального маркетинга позволяют сделать вывод о существенном отставании развития материально-технической базы социальной инфраструктуры от потребностей рыночной экономики, о непропорциональности функционирования других подотраслей,

дифференциации уровней развития социальных объектов по отдельным районам и Дагестану в целом.

Стратегической целью составляющих инфраструктуры региона являются своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в сфере услуг, повышение экономической эффективности её работы на основе использования социального маркетинга.

Отставание в развитии инфраструктуры, как свидетельствует практика использования социального маркетинга, стало возможным вследствие ограниченности материальных и производственных ресурсов, а также в результате просчетов в прогнозировании перспектив этой отрасли. Предъявляются новые требования к качеству работы, мобильности, обеспечению доступности и надежности социальной сферы на основе социального маркетинга, необходимости такого механизма управления, который учитывал бы современные особенности рыночных отношений, основывался на современных принципах, методах и формах управления, направленных на повышение эффективности функционирования производственной и социальной инфраструктуры.

В решении вопросов развития экономики, в частности производственной и социальной сферы важная роль принадлежит организации управления комплексом, способствующему росту его эффективности и повышению качества работы. Таким образом, результаты деятельности социальных отраслей во многом определяются способностью управления, новой стратегией государственного учета и отчетности, умением мобилизовать работников на достижение высоких конечных результатов труда на основе использования социального маркетинга.

Инфраструктурные подотрасли Дагестана обеспечивают условия жизнедеятельности людей, являясь важным фактором достижения социально-экономических, внешнеэкономических целей. Условия рыночной экономики и проводимые реформы существенно изменили условия работы объектов инфраструктуры и характер спроса на их услуги (табл. 1).

Инфраструктурный комплекс экономики, как свидетельствуют данные социального маркетинга, получает своё развитие. Так, инфраструктура дорожного сектора обеспечивает территориальную связанность страны, свободу передвижения граждан, способствует укреплению федеральных отношений, росту социально-экономического развития территории, предпринимательской активности.

Таблица 1

Медицинские услуги в структуре платных услуг наеслению

_(в фактически действовавших ценах, млн. рублей)_

2005 год 2006 год 2007 год 2008 год

млн. руб. в% к итогу млн. руб. в % к итогу млн. руб. в % к итогу млн. руб. в % к итогу

Оказанные услуги - всего в том числе: 25333, 4 100 19384, 4 100 33773, 7 100 43800, 0 100

бытовые 2383,2 9,4 1493,1 7,7 3835,8 11,4 4741,3 10,8

транспортные 7805,6 30,8 5568,7 28,7 10411, 3 30,8 12485, 3 28,5

связи 6414,7 25,3 3499,3 18,1 8653,2 25,6 8597,9 19,6

жилищно-

коммунальные, 2428,5 9,5 2475,9 12,8 3006,4 8,9 3964,5 9,1

гостиницы

культуры 103,1 0,4 59,4 0,3 190,1 0,6 199,9 0,5

туристические 2659,1 10,5 2146,4 11,1 2950,3 8,7 7284,2 16,6

физкультуры и 1115,7 4,4 2395,4 12,3 1654,3 4,9 2286,8 5,2

спорта

медицинские 430,7 1,7 282,0 1,4 511,6 1,5 741,2 1,7

санаторно-

оздоровительные 0,1 8,1 0,1 80,5 0,2 100,2 0,2

ветеринарные 3,1 0,0 2,3 0,1 3,3 0,0 7,8 0,0

правового 318,7 1,3 180,9 0,9 414,5 1,2 650,6 1,5

характера

образования 837,6 3,3 644,9 3,3 1170,1 3,5 1279,3 2,9

прочие 820,5 3,3 628,1 3,2 892,3 2,7 1461,0 3,4

Проведенный анализ на основе социального маркетинга подтверждает неудовлетворительное состояние автодорожной инфраструктуры как важной социальной составляющей экономики. Этим обусловлена важность проблем дорожной инфраструктуры, которые приобретут еще большую социальную остроту, если своевременно не будут приняты меры для их решения.

Данные Всемирной маркетинговой организации здравоохранения подтверждают рост ежегодных жертв в результате дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах мира. Они равнозначны ежедневной гибели 9-10 авиалайнеров типа Боинг-747, вмещающих более 350 пассажиров. Некоторые параметры развития социальной сферы в Северо-Кавказском федеральном округе в сравнении с РФ по состоянию на 31 августа 2009 года приведены в табл. 2.

Таблица 2

Социальная инфраструктура Дагестана (по социально-демографическим группам населения) в сопоставлении с административными подразделениями СКФО на 31 августа 2009 г.

в среднем на душу населения; в рублях в месяц

Все население в том числе по социально-демографическим группам

трудоспособное население пенсионеры дети

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан 4000 4215 3246 3806

Республика Ингушетия 1 4274 4538 3389 4001

Кабардино-Балкарская Республика11 3834 4090 3037 3683

Республика Калмыкия 4411 4710 3586 4104

Карачаево-Черкесская Республика 4070 4300 3225 4116

Республика Северная Осетия- Алания1-* 3881 4156 3182 3765

Чеченская Республика 4795 5298 3548 4463

Ставропольский край 4842 5125 3946 4901

1) За 1 квартал 2009 года

Назрела необходимость формирования такой системы инфраструктуры, которая бы гарантированно и эффективно удовлетворяла социальные, экономические, природоохранные и другие требования. Однако вся структурная перестройка возможна лишь при условии усиления роли государственного регулирования деятельности инфраструктуры, повышения здоровой конкуренции между предприятиями и организациями.

Государственному регулированию подлежат: развитие и техническое совершенствование региональной инфраструктуры экономики; институциональные преобразования в сфере транспортной инфраструктуры; вопросы технологической и экологической безопасности работы инфраструктурных объектов; формирование и устойчивое функционирование рынка услуг; обеспечение мобилизационной готовности инфраструктурных комплексов на основе использования маркетинговых исследований.

В связи с этим первостепенной представляется задача создания законодательно-правовой и нормативной базы, отвечающей новым условиям хозяйствования, обеспечивающей согласование интересов предприятий инфраструктуры с общественными интересами, а также юридическое закрепление прав и обязанностей предприятий. Эта работа должна осуществляться в рамках законодательства путем разработки новых и пересмотра действующих законодательных и нормативных актов, предусматривающих единообразные подходы к регулированию отношений при функционировании различных видов инфраструктуры.

Перспективы развития инфраструктурного комплекса в настоящее время определяются относительно изолированно друг от друга. При этом часто используются недостаточно обоснованные методы экстраполяции тенденций, сложившихся в прошлые годы, без учёта данных социального маркетинга. При обосновании прогнозирования по отраслям целесообразно, на наш взгляд, применять многофакторные методы анализа, базирующиеся на широком использовании социального маркетинга. Вместе с тем должна быть разработана и практически апробирована методика учета и планирования на основе рассмотрения технологических схем движения продукции по каналам инфраструктуры, что предполагает наиболее полное отражение положения дел в отдельных секторах экономики и социальной сферы, обеспечение расчетов важнейших макроэкономических и социальных показателей благодаря единству статистических информационных ресурсов на основе применения единой методологии и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации с использованием социального маркетинга и стандартных программно-технологических средств создания производственных ресурсов и рынок платных услуг населению (табл. 3).

В январе-декабре 2009 г. населению было оказано платных услуг на 53452,8 млн.рублей, что в сопоставимых ценах на 12,2% больше соответствующего периода предыдущего года. Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения в 2009 г. составил 15,1% за соответствующий период 2008 года - 15,3%.

Таблица 3

Динамика объема платных услуг населению_

Млн. В % к

рублей соответствующему предыдущему

периоду предыдущего периоду

года

2008 г.1}

I квартал 7616,7 114,5 66,5

II квартал 8982,5 118,3 115,6

I полугодие 16599,2 119,3 -

III квартал 12628,5 110,6 138,5

Январь-сентябрь 29227,7 116,0 -

IV квартал 14130,8 115,1 108,1

Январь-декабрь 43800 116,0 -

2009 г.

I квартал 9963,1 115,1 63,9

II квартал 12387,5 118,6 122,2

I полугодие 22350,6 119,4 -

III квартал 14090,5 96,2 112,3

Январь-сентябрь 36441,1 111,8 -

IV квартал 17011,7 105,7 118,7

Январь-декабрь 53452,8

' Приводится по оперативным данным

Из общего объема платных услуг крупными и средними организациями оказано услуг на 23634,4 млн.рублей, что составляет 44,2%; за соответствующий период предыдущего года - соответственно 12782,6 млн. рублей или 29,5%. В 2009 г. в структуре объема платных услуг населению 86,0% приходилось на услуги транспорта, связи, жилищно-коммунальные, туристические и бытовые.

К 2020 г. Россия имеет реальную возможность войти в пятерку крупнейших экономически развитых стран. Однако для обеспечения такого динамичного движения страны вперед, нужно активно переходить к качественно новой социальной политике - политике социального развития страны и ее регионов.

Надо учесть, что суть этой политики развития гораздо шире, чем просто выплаты пособий и финансирование социальных учреждений. Речь идет о формировании современной социальной сферы вокруг человека, работающей на улучшение его здоровья, условий труда. Для реализации новой социальной политики целесообразно сосредоточить внимание на ее нескольких важнейших положениях:

приоритетные нацпроекты целесообразно в последующие годы не сворачивать, а трансформировать в широкомасштабные государственные

программы, нацеленные на конкретные общественно значимые результаты; на основе использования концепции социального маркетинга в ближайшее время желательно детально заняться обновлением системы социальных обязательств для полноценной реализации принципов доступности и качества социальных услуг.

В нашем регионе достаточно ресурсов, необходимых для решения задач развития социальной сферы. Главное - эффективно и по назначению использовать выделяемые средства, осознавать то, что от развития социальной отрасли во многом зависит уровень жизни большинства населения региона и экономики в целом, поскольку речь идет о социальном государстве, которое берёт на себя в соответствующем его возможностям объёме обеспечение достойного уровня жизни своих граждан, удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Следовательно, одним из главных направлений его деятельности является социальная сфера.

Этим обусловлена необходимость совершенствования практики использования концепции маркетинга в социальной сфере, а также развитие соответствующей нормативно-правовой и законодательной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.