Научная статья на тему 'Маркетинг как ключевое звено развития сферы услуг'

Маркетинг как ключевое звено развития сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг как ключевое звено развития сферы услуг»

Усманов М.У., Гасанов М.А.

Маркетинг как ключевое звено развития сферы услуг

Одним из приоритетных направлений научно-технического и социально-экономического прогресса, повышения эффективности производства является социальная сфера. В конечном итоге от неё зависят темпы и уровень развития гражданского общества. При этом успешное решение многих проблем определяется эффективностью механизма управления развитием всего инфраструктурного комплекса на основе маркетинговых исследований.

Устойчивое функционирование социальной инфраструктуры благотворно влияет на рост эффективности всей экономики региона, способствует сокращению потерь продукции в процессе ее движения по элементам инфраструктуры, рационализации технологии проведения работ, повышению мобильности производственных ресурсов и выявлению резервов роста хозяйственной деятельности предприятий на базе маркетинга.

Проведенный научно-практический анализ показал, что в ходе реализации национального приоритетного проекта «Здоровье» ситуация в сфере здравоохранения в рамках Южного федерального округа улучшилась, наметилась положительная динамика.

На прошедшем в марте заседании рабочей группы по реализации нацпроектов, посвященном итогам 2007 года и перспективам реализации нацпроекта «Здоровье» и демографической политики в регионах юга России отмечалось, что за два года реализации нацпроекта средняя продолжительность жизни населения по ЮФО повысилась до 63,2 лет, а смертность снизилась с 13,2 чел. на 1000 жителей в 2005 году до 12,3 на 1000 чел. в 2007 году.

Снизился и уровень инфекционных заболеваний. В рамках нацпроекта средняя зарплата специалистов первичного звена медицинской помощи выросла от 2 до 3 раз. За счет поставки нового диагностического оборудования автотранспорта снизился срок диагностического обследования, повысилось качество обслуживания. В частности, в Дагестане зарплата врачей скорой помощи в среднем составила более 13,6 тыс. рублей, средних медицинских работников - около 8600 рублей, фельдшеров и медсестер фельдшерско-акушерских пунктов составила - 7780 рублей. Кроме того, значительно укреплена материальная база первичного звена здравоохранения. За 2 года в республику поставлено диагностического оборудования на сумму свыше 810 млн.рублей и 370 единиц санитарного автотранспорта на 204 млн. рублей.

Переход экономики на рыночные отношения требует улучшения деятельности всех составляющих социальной сферы, в том числе инфраструктуры. Проведенный научно-практический анализ её состояния, системы учета и отчётности, практики использования маркетинга в этой сфере позволяют сделать вывод о существенном отставании развития материально-технической базы инфраструктуры от потребностей рыночной экономики, о непропорциональности функционирования других подотраслей, дифференциации уровней развития социальных объектов по отдельным районам и Дагестану в целом. Кроме того положение дел обостряет ведомственность управления, что в свою очередь отрицательно влияет на использование всего производственного потенциала.

В своей программной речи в Кремле «О стратегии развития России до 2020 года» Президент страны, в частности, отметил, что главная проблема российской экономики - это ее крайняя неэффективность. Решая задачу радикального повышения эффективности экономики, мы должны создать стимулы и условия для продвижения целого ряда направлений инфраструктуры.

Стратегической целью составляющих инфраструктуры региона является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в сфере услуг, повышение экономической эффективности её работы. Однако ущерб промышленному производству только, к примеру, на транспорте в результате несвоевременной доставки продукции составляет миллионы рублей в год.

Отставание в развитии инфраструктуры, как свидетельствуют маркетинговые исследования, стало возможным вследствие ограниченности материальных и производственных ресурсов, а также в результате просчетов в прогнозировании перспектив этой отрасли. Многообразие форм собственности, предпринимательство, конкуренция коренным образом меняют принципы и методы хозяйствования объектов инфраструктуры, учёта их деятельности. Поэтому новые требования предъявляются к качеству работы, мобильности, обеспечению доступности и надежности инфраструктурной сферы на основе маркетинга.

Практика показала, что при наличии в отрасли разных форм собственности и организационных форм хозяйствования необходим такой механизм управления, учета и отчетности, который учитывал бы современные особенности рыночных отношений, основывался на современных принципах, методах и формах управления, направленных на повышение эффективности функционирования производственной и социальной инфраструктуры.

Необходимость совершенствования учета и отчетности отмечена в послании Президента Дагестана Народному Собранию республики. В нем, в частности говорится о необходимости «наладить четкую систему муниципальной статистики, которая обеспечивает реальный учет и отчетность...».

Важная роль в решении вопросов развития экономики, в частности производственной и социальной сферы принадлежит организации управления комплексом, способствующему росту его эффективности и повышению качества работы. Таким образом, результаты деятельности социальных отраслей во многом определяются способностью управления, новой стратегией государственного учета и отчетности, умением мобилизовать работников на достижение высоких конечных результатов труда на основе маркетинга.

Инфраструктурные подотрасли Дагестана обеспечивают условия жизнедеятельности людей, являясь важным фактором достижения социально-экономических, внешнеэкономических целей. Условия рыночной экономики и проводимые реформы существенно изменили условия работы объектов инфраструктуры и характер спроса на их услуги (табл. 1).

Инфраструктурный комплекс экономики, как свидетельствуют данные статистической отчетности, получает своё развитие. Так, инфраструктура дорожного сектора, являясь составной частью региональной экономики и социальной сферы, обеспечивает территориальную связанность страны, свободу передвижения граждан, способствует укреплению федеральных отношений, социально-экономическому развитию территории, росту предпринимательской активности республик, краев и областей Южного федерального округа, всей страны. Наиболее крупные стратегические проблемы здесь связаны с созданием современной дорожно-транспортной сети, чтобы дороги соответствовали развитию подвижного состава.

Таблица 1

Платные инфраструктурные услуги населению среди потребительских услуг в IV квартале 2007 г. на конец периода,

в % к концу предыдущего пе

)иода

Октябрь Ноябрь Декабрь Декабрь к Справочно: Декабрь 2006 г. к

сентябрю декабрю | сентябрю | декабрю

2007 г. 2006 г. 2006 г. 2005 г.

Все услуги, в том числе: 101,6 101,2 101,1 104,1 111,9 101,7 109,0

платные услуги 100,1 100,6 100,9 101,6 113,3 101,6 113,9

продоволь- ственные услуги 103,3 101,9 101,6 107,0 115,6 101,8 108,7

непродовольствен-ные услуги 100,9 100,9 100,7 102,5 106,5 101,6 106,0

Федеральная служба государственной статистики

Проведенный анализ на основе маркетинга подтверждает, неудовлетворительное состояние автодорожной инфраструктуры как важный социальный составляющей экономики. Из этого вытекает важность решения проблем дорожной инфраструктуры, которые приобретут еще большую социальную остроту, если своевременно не будут приняты кардинальные меры для их решения в регионах.

По данным Всемирной маркетинговой организации здравоохранения ежегодные жертвы в результате дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах мира равнозначны ежедневной гибели 9-10 авиалайнеров типа Боинг-747, вмещающих более 350 пассажиров.

Некоторые параметры социальной инфраструктуры в Южном федеральном округе в сравнении с РФ на 1 января 2007 г. приведены в табл. 2.

Необходимо формирование такой системы инфраструктуры, которая бы гарантированно и эффективно удовлетворяла социальные, экономические, природоохранные и другие требования. Однако вся структурная перестройка возможна при условии усиления учета и отчетности и государственного регулирования деятельности инфраструктуры, повышения здоровой конкуренции между предприятиями и организациями.

Государственному регулированию подлежат: развитие и техническое совершенствование региональной инфраструктуры экономики; институциональные преобразования в сфере транспортной инфраструктуры; вопросы технологической и экологической безопасности работы инфраструктурных объектов; формирование и устойчивое функционирование рынка услуг; обеспечение мобилизационной готовности инфраструктурных комплексов на основе использования маркетинга.

Таблица 2

Социальная сфера Дагестана в сопоставлении с административными подразделениями ЮФО (по социально-демографическим группам населения)

______________________в среднем на душу населения; в рублях в месяц_____________________

Все население в том числе по социальнодемографическим группам

трудоспо- собное население пенсионе- ры дети

Южный федеральный округ

Республика Адыгея 2962 3209 2420 2908

Республика Дагестан 2416 2567 1846 2305

Республика Ингушетия 2766 3016 2177 2523

Кабардино -Балкарская Республика 2558 2748 1943 2460

Республика Калмыкия 2664 2884 2101 2577

Карачаево - Черкесская Республика 2709 2935 2194 2573

Республика Северная Осетия - Алания 2579 2781 2095 2466

Чеченская Республика 3012 3333 2294 2769

Краснодарский край 3278 3522 2712 3163

Ставропольский край 3050 3312 2374 2914

Астраханская область 2883 3152 2180 2722

Волгоградская область 2762 3003 2173 2768

Ростовская область 3086 3341 2419 3047

В связи с этим первостепенной представляется задача создания законодательно-правовой и нормативной базы, отвечающей новым условиям хозяйствования, обеспечивающей согласование интересов предприятий инфраструктуры с общественными интересами, а также юридическое закрепление прав и обязанностей этих предприятий.

Эта работа должна осуществляться в рамках законодательства путем разработки новых и пересмотра действующих законодательных и нормативных актов, предусматривающих единообразные подходы к регулированию отношений при функционировании различных видов инфраструктуры.

В настоящее время её прогнозирование ведется по отдельным подотраслям. Перспективы развития инфраструктурного комплекса определяются относительно изолированно друг от друга. При этом часто используются недостаточно обоснованные методы экстраполяции тенденций, сложившихся в прошлые годы. При обосновании прогнозирования по отраслям целесообразно, на наш взгляд, применять многофакторные методы анализа, базирующиеся на широком использовании маркетинга. Вместе с тем должна быть разработана и практически апробирована методика учета и планирования на основе рассмотрения технологических схем движения продукции данного вида по каналам инфраструктуры.

Это предполагает наиболее полное отражение положения дел в отдельных секторах экономики и социальной сферы, обеспечение расчетов важнейших макроэкономических и социальных показателей благодаря единству статистических информационных ресурсов на

основе применения единой методологии и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации с использованием маркетинга и стандартных программно-технологических средств создания производственных ресурсов.

Снятие инфраструктурных ограничений роста обозначено в Послании Президента страны Федеральному Собранию РФ как главная проблема экономики. Развитие этой сферы как раз и позволяет решить эту проблему. Устойчивое и ускоренное развитие любых видов инфраструктурных составляющих автоматически ведет к развитию всей экономики и социальной сферы. И все это будет стимулировать повышение благосостояния населения региона.

Таким образом, Россия к 2020 г. имеет реальные шансы войти в пятерку крупнейших экономически развитых стран. Однако, чтобы обеспечить такое динамичное движение страны вперед, нужно активно переходить к качественно новой социальной политике - политике социального развития страны и ее регионов.

Содержание этой политики развития гораздо шире, чем просто выплаты пособий и финансирование социальных учреждений. Речь идет о формировании современной социальной сферы здравоохранения вокруг человека, работающей на улучшение его здоровья, условий труда. Для реализации новой социальной политики целесообразно сосредоточить внимание на ее нескольких важнейших аспектах.

Во-первых, приоритетные нацпроекты целесообразно в последующие годы не сворачивать, а трансформировать в широкомасштабные государственные программы, нацеленные на конкретные общественно значимые результаты.

Во-вторых, на основе использования концепции маркетинга в ближайшее время желательно детально заняться обновлением системы социальных обязательств для полноценной реализации принципов доступности и качества медицинских и других социальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.